ВведениеХаим Сутин. Ретроспектива. Картины сутина
ХУДОЖНИК ХАИМ СУТИН - СТРАНЫ - ГОРОДА
- Main
- Ratings
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
marinagra.livejournal.com
Хаим Сутин. Энергия жизни | Artifex.ru
Сейчас последняя неделя, когда в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка Хаима Сутина (1893 — 1943). Самая обширная ретроспектива художника в России, максимально полно представляющая его творчество.
Живопись Хаима Сутина шокирующая, агрессивная, для кого-то, вероятно, даже отталкивающая, но в ней есть очень важная вещь — способность проникать в душу предмета, показывая его суть. Одухотворить то, что с самого начала было лишено жизни.
Художник не просто рисовал, он думал на холсте и проживал жизнь вместе со всем, что изображал. При этом переосмысление всегда сопровождалось болью, драмой и пугающим одиночеством. Это чувствуется почти в каждой работе, будь то пейзаж, портрет или особенно любимый жанр художника — натюрморт.
Эти ощущения пластически подчеркивает красный цвет, который часто встречается в работах мастера: красные цветы, одежды людей, туши. Для Хаима Сутина цвет был не только способом воздействия на зрителя, но и способом выразить свое мироощущение, рассказать о своём восприятии вещей.
Подобное драматичное наполнение произведений художника, во многом, — отражение его трагичной и тяжелой жизни. С самого детства, будучи десятым ребенком в семье, Хаим Сутин жил в нищете и голоде. Долго не менялась ситуация и после переезда в Париж. Он тратил все деньги на краски, а сам голодал, периодически выпрашивая кусок хлеба у своих сожителей в легендарном пансионе «Улей». Часто в жизни Хаима Сутина преследовало непонимание со стороны людей. Не исчезало ощущение, что его не принимают.
Поговорим подробно о самой выставке. Она логично делится на 3 жанровые секции: портреты, натюрморты, пейзажи. Помимо работ Хаима Сутина, в каждом зале представлены полотна старых мастеров, оказавших влияние на творчество художника, а также работы тех, кого он вдохновил: Марка Ротко, Джексона Поллока, Вилемма де Кунинга, Франка Ауэрбаха. Это важный момент, так как с помощью работ других художников можно глубже проанализировать творчество Хаима Сутина — понять, что вдохновляло его в полотнах старых мастеров и что привнес нового в искусство.
Хаим Сутин, как и старые мастера, изображает людей в полный рост или по пояс. При этом, несмотря на явное преклонение художника перед мастерами древности (в особенности его завораживали работы Рембрандта), его стиль не похож ни на чей другой. У него свой собственный художественный язык – невероятная экспрессивность, драматическая цветовая палитра, особая манера наложения краски на холст. Формы намеренно деформированы, руки практически во всех работах напоминают конечности птиц, и очень много акцентов на человеческих недостатках.
Герои художника — «маленькие» люди. Хаим Сутин всегда рисовал с натуры и просил позировать ему совершенно обычных людей: дворников, проституток, горничных. Глядя на его работы, складывается впечатление, что ему совершенно не важно было, кого он изображает. Важно было то, что он видит перед собой в конкретный момент времени — человеческую плоть с огромным количеством недостатков. Именно на недостатках модели концентрируется все внимание творца. Все лица на портретах выражают беспокойство, страх и нервозность. Вероятно, это те чувства, которые Хаим Сутин испытывал сам и транслировал нам через портреты других, уродливых людей с искаженными чертами.
Примечательно также то, что молодые люди на картинках становятся старыми. Это еще больше придает его живописи тональность трагичности и обреченности.
Натюрморты Хаима Сутина — это любимый жанр художника. В них он размышляет о жизни, о ее начале и конце, о течении времени и о вынужденном одиночестве. Каждый из нас приходит в эту жизнь один, и уходит из нее тоже в одиночестве. Глядя на натюрмортную живопись Хаима Сутина, возникает ощущение последних минут жизни — мертвые туши становятся живыми, кричащими и кажется вот-вот умрут. То же самое происходит и с другими предметами в натюрмортах: вилки, селедки, посуда, столы. Все на картинах будто бьется в истерике, предвкушая приближающуюся смерть.
Любопытно то, что на многих работах можно закрыть явно фигуративные части, и получатся полноценные абстракции. Например, в работе «Туша и голова теленка» (1925) это наглядно видно, если прикрыть голову в левом верхнему углу.
Неудивительно, что потом очень многие абстракционисты вдохновлялись работами Хаима Сутина.
Пейзажи Хаима Сутина отличаются цветовой гаммой от портретов и натюрмортов, но в них те же вибрирующие формы, которые искажаются, подчиняясь новому ритму. В них много движения. Хаим Сутин пишет энергично и быстро, сильно преломляя пространство. И, пожалуй, в некоторой степени пейзажи напоминают кисть Ван Гога — те же вихри, те же пастозные мазки краски на холсте.
В заключение хочется сказать, что в живописи Хаима Сутина, несмотря на трагичность и болезненность, есть привлекающая внимание черта — энергия жизни. Это тот случай, когда все оживает, потому что в живописи есть сильная эмоция, экспрессия, есть страдание. Страдание в данном случае и есть сама жизнь, и возникает стремление прожить ее до конца, до самого последней секунды.
(Выставка проходит до 21 января)
artifex.ru
Хаим Сутин. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины
Chaim Soutine. 1893-1943 г.Французский художник-экспрессионист еврейского происхождения.
Личность Хаима Сутина, одного из лучших мастеров экспрессионизма, представляющих Французскую школу, еще при жизни была окружена тайнами и загадками, и до сих пор, несмотря на старания искусствоведов и историков, не удается раскрыть все страницы его биографии.
Родился будущий художник на территории Российской империи, в деревне Смиловичи под Минском. Год рождения, по одним источникам 1893, по другим – 1894. Многодетная еврейская семья жила на грани нищеты, строго соблюдая религиозные каноны, поэтому, когда у юного Хаима проявилась тяга к рисованию, его родители – ортодоксальные верующие, всеми силами воспрепятствовали столь «богопротивному» занятию, а за то, что он нарисовал раввина, ребенок был жестоко избит. По одной из легенд, сам священнослужитель, узнав об этом рисунке, дал «пострадавшему живописцу» 25 рублей; на эти деньги Сутин бежал из дома, поселившись ненадолго в Минске. Школа художника Крюгера стала его первым образовательным заведением, а средства на жизнь обеспечивала работа в качестве ретушера.
Для творческого совершенствования, в 1910 Сутин, в компании своего друга М. Кикоина, переезжает в Вильно, где три года обучается в Школе изящных искусств, при этом мысли молодых художников непрестанно заняты Парижем.
Болезненный юноша с нескладными движениями занимался с немыслимым упорством, а когда рисовал, казалось, что рассудок покидает его, но главное то, что появлялись предельно выразительные картины, наполненные колоритом и многозначностью.
Мечта о Париже сбылась в 1913, правда, столица современного искусства быстро отрезвила Сутина, а мытарства заставили его всерьез задуматься над возвращением к родителям, но соотечественник О. Цадкин предложил заниматься живописью в своей мастерской; приняв предложение, Сутин остался в этом городе до конца своих дней (семилетний «перерыв» был сделан в 1918, когда он переезжал на юг Франции).
В Париже художник некоторое время обучался в Академии изящных искусств, но, как и для большинства крайне субъективных художников, традиционный стиль преподавания быстро ему надоел, а настоящим университетом стал Лувр.
Пейзажи с видами Пиренеев и Ривьеры – первые работы, в которых индивидуальный стиль художника стал узнаваем. Появились натюрморты, а также портреты грумов, прислуги, хористов, выполненные в экспрессионистской манере. За этим последовало произведение «Женщина, входящая в воду», его известная работа, созданная в подражание картины Рембрандта, особо почитаемого им мастера.
Полагают, что картины с изображением окровавленных туш – сюжет, принесший Сутину наибольшую известность, были результатом его постоянного наблюдения за бойнями, где разделывался скот; мастерская Цадкина располагалась рядом с местом забоя животных. Именно отсюда может исходить манера его письма, передающая красный цвет в столь «окровавленной» трактовке.
Использование агрессивных цветов, а также перспектива, которую можно обозначить как «перекошенная» – одни из главных составляющих живописи Сутина, сформировавшейся к 1919. С этого момента в работах появляется автономия цвета, и эта особенность будет повторяться в более поздних произведениях. Характерным в этом плане является «Автопортрет», созданный в 1918.
Картины, созданные на юге Франции, были привезены в Париж в 1922, их количество составляло около двух сотен, но часть работ была им позже уничтожена. Наступает время его финансовой стабильности, а с ней, и внимания к его живописи.
В середине 20-х, Сутин пишет серию картин, изображая тела мертвых животных, что было следствием влияния Рембрандта, при этом, не акцентируясь на анатомической точности, а создавая что-то сродни оргии цвета; одной из главных задач он видит в создании вида крови, которому бы «поверил» зритель. Серия «Забитые быки» завершает эту «кровавую» линию.
Первая персональная выставка состоялась в 1927, с ней пришла и настоящая известность, не повлиявшая на его равнодушное отношение к деньгам и славе.
В этот период творчество Сутина приобретает лирический оттенок, из работ ушла экспрессия, и это связывают с влиянием живописи Курбе.
В конце 30-х стиль произведений Сутина вновь наполняется экспрессией. Антисемитизм постепенно становится мрачной действительностью, и на этом фоне художник в своих картинах передает жуткое состояние людей, подвергшихся жестоким испытаниям. Сам он, в 1940 расстается со своей спутницей немкой Гердой Грот, угнанной в концлагерь, после чего вынужден скрываться в сельской местности, при этом, не прекращая заниматься живописью.
Умер художник 09.08.1943 в парижской больнице, на следующий день после операции, проведенной из-за острого приступа язвенной болезни желудка.
Смотреть картины Хаима Сутина
expressionists.ru
Хаим Сутин. Ретроспектива | izi.TRAVEL
Внимание! Номера экспонатов в аудиогиде не совпадают с номерами, изображенными на табличках со знаком наушников на экспозиции.
Хаим Сутин
Смиловичи под Минском, 1893/1894 – Париж, 9.8.1943
Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» - первая в России масштабная выставка этого уникального художника. Выставка состоит из трех частей, каждая из которых посвящена одному из жанров, в которых работал Сутин: портреты, натюрморты и пейзажи. В каждом разделе представлены полотна старых мастеров, оказавших влияние на творчество художника, и картины американских и европейских мастеров послевоенного поколения, ставших своего рода восприемниками творческого гения Сутина, таких, как Марк Ротко, Джексон Поллок, Вилемм де Кунинг, Франк Ауэрбах.
Хаим Сутин - уроженец маленького еврейского местечка на западных рубежах российской империи, десятый из одиннадцати детей еврея-закройщика. В 1910 году поступил в рисовальную школу в город Вильно, который называли тогда «литовском Иерусалимом».
А уже в 1913 году Сутин отправился в Париж, где поселился в известной коммуне художников «Улей». Сутин поступил в Академию Кормона и регулярно посещал Лувр, часами изучая картины классиков живописи - Рембрандта, Шардена, Коро, Курбе, а также Тициана, Тинторетто, Эль Греко…
В Париже Сутина по мере сил поддерживали его земляки - такие же неизвестные художники Пинхус Кремень и Михаил Кикоин. В 1915 году Сутин познакомился с Амедео Модильяни, итальянским художником и скульптором. Модильяни перебрался в Париж в 1906 году и сразу вошел в круг парижской богемы. Он одним из первых оценил художественный дар Сутина и представил его торговцу картинами Леопольду Зборовскому, уговорив тому взять на себя все заботы о продвижении художника.
В 1918 году Сутин впервые покидает Париж и отправляется в городок Сере во Французских Пиренеях, где создает более 200 полотен.
Сутин также подолгу живет и работает на юге Франции в Кань-Сюр-Мер и в Вансе. Пишет по заказу Зборовского многочисленные пейзажи. Зборовский верит в коммерческий успех этих картин.
В 1923 году, когда американский коллекционер и филантроп Альберт Барнс приобрел около 50 полотен художника, к Сутину приходят признание и коммерческий успех. В этом же году Барнс организует большую выставку вновь приобретенных произведений сначала в Париже, а затем в США.
С середины 1920-х годов выходят монографии, посвященные творчеству Хаима Сутина, произведения художника выставляются на многих коллективных выставках в различных галереях Франции, Англии, США. В 1927 году в престижной галерее Анри Бинга проходит первая персональная выставка Сутина.
Тогда же Сутин сближается с четой страстных коллекционеров Мадлен и Марселеном Кастен, которые после трагической смерти Зборовского в 1932 году взяли на себя все заботы о художнике. Сутин подолгу живет в имении Кастенов неподалеку от Шартра. С началом Второй мировой войны Сутин поселяется в сельской местности Шампиньи-сюр-Ведр. Напряженная атмосфера и постоянные угрозы безопасности жизни обостряют хроническую язвенную болезнь. После экстренной операции в Париже Сутин умирает в 9 августа 1943 года.
Аудиогид озвучили Алексей Мошкин и Таисия Коротышева.
Текст аудиогида подготовлен Т.О. Коротышевой, сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, ассистентом куратора выставки.
izi.travel
Хаим Соломонович Сутин Бычья туша: Описание произведения
В 2006 году на лондонском аукционе Christie's «Бычья туша» (одна из них) была продана за 13,8 миллионов долларов. Верхний эстимейт составлял 8,5 миллионов долларов.В 1920-е годы, вернувшись с юга Франции в Париж, Сутин пишет множество «мясных натюрмортов», в том числе шесть «Бычьих туш». Пять из них сейчас находятся в разных музеях, а одна – в частной коллекции. На всех картинах изображена разрубленная и подвешенная туша быка. Такой бесконечный диалог Сутин вёл с единственным своим кумиром – Рембрандтом. Увидев в Лувре «Освежеванную бычью тушу» (1655 год), Сутин лишился покоя. Приехав во Францию, он покидал ее единственный раз – для того, чтобы в Амстердаме посмотреть Рембрандта.
«Тушу» Рембрандта кто только не цитировал (один из самых неутомимых последователей - Фрэнсис Бэкон: 1, 2, 3), но Сутин проводил аналогии по своим законам – не столь очевидным, как «тоже мертвое животное». Он счел возможным сравнить свои «туши» разве что со скандальным «Происхождением мира» Гюстава Курбе. Сутин заявил: «Курбе умел передать атмосферу Парижа, рисуя женское тело, – я хочу показать Париж в бычьей туше». С Курбе его роднит и противоречивое отношение, которое вызывает изображаемая обоими натура, метко определенное исследователями как «отталкивающая красота». В частности, у Сутина – соединение шокирующей, не «художественной» темы (окровавленная разрубленная туша) и не отпускающего, взрывающего восприятие своим богатством колорита. Яростная, вывернутая наизнанку туша забитого животного кажется шкатулкой с драгоценностями – настолько ослепительно сияют рубинами, сапфирами и изумрудами глубокий алый, синий, желтый и зеленый цвета. Искусствовед Эли Фор считал, что со времен Ремрандта Сутин – единственный художник, «у которого лиризм материи был добыт из самых потайных ее глубин».
Примечательно, что Хаим Сутин всегда писал исключительно с натуры. Соответственно, для «мясных» натюрмортов ему понадобилось свести знакомство со скотобойнями. Тушу доставляли на дом, подвешивали, и художник самозабвенно писал, время от времени поливая мясо кровью, когда оно обветривалось. С «бычьими тушами» связана забавная история. В то время Марк Шагал жил этажом ниже Сутина. Как-то ночью Шагал увидел, что с потолка у него капает кровь. Вскоре она не просто капала, а буквально текла. Шагал бросился наверх в уверенности, что Сутина убивают, и застал его, вдохновенно пишущего очередную тушу быка и совершенно не замечающего огромную лужу крови, которая с этого быка натекла.
Любопытно сравнить «туши» Сутина и Петра Кончаловского. Насколько по-разному нежный, интеллигентный, лиричный Кончаловский и яростный, страдающий, раздираемый противоречиями Сутин изобразили, по сути, один и тот сюжет.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Хаим Сутин. Боль и красота мира
Наталья Апчинская
Рубрика:
ВЫСТАВКИНомер журнала:
#4 2011 (33)На протяжении всего XIX века Париж являлся художественной столицей мира. В начале ХХ столетия здесь формируется искусство новой эпохи. Как писал Марк Шагал, «солнце искусства сияло тогда только над Парижем», куда устремились молодые художники разных национальностей, по преимуществу выходцы из Восточной Европы. Интернациональное сообщество этих мастеров получило название «Парижская школа». На одноименной выставке, состоявшейся осенью 2011 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, наибольшим числом работ и особенно впечатляюще был представлен Хаим Сутин (1893—1943).
Уроженец захолустного еврейского местечка Смиловичи под Минском, Сутин вырос в семье бедного портного (его отец занимался в основном починкой старой одежды), имевшего 11 детей, в среде, враждебной из-за догматов иудаизма изобразительному искусству. В детстве он познал голод, побои и унижения, отсюда во многом — трагическая экспрессия будущих его образов. С ранней юности Сутин проявлял неуклонную решимость следовать своему призванию вопреки всем препятствиям, казавшимся непреодолимыми. Переехав в 1909 г. в Минск, он начал свою карьеру, подобно Марку Шагалу, учеником фотографа и ретушером, а как художник дебютировал портретом мясника, сына местного раввина. Мясник, возмущенный тем, что автор нарушил запрет на изображение, а главное, той интерпретацией, которую претерпел в портрете его облик, жестоко избил Сутина. Последний попал в больницу, но его обидчика заставили заплатить штраф. Именно этот штраф позволил молодому художнику перебраться в Вильно и поступить в местную художественную школу. Здесь он пробыл, однако, недолго — как Шагала и других будущих мастеров авангарда, судьба с неодолимой силой влекла его в Мекку современного искусства — Париж. В 1911 году Сутин поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую Кормона, но главные уроки извлекает для себя в залах Лувра и Люксембургского музея, созерцая полотна Рембрандта, Курбе и Сезанна. В этот период он живет на Монпарнасе, сначала в знаменитом «Улье» по соседству с Шагалом, Модильяни, Цадкиным, Леже и Архипенко, а затем в другом известном общежитии художников — «Сите Фальгьер». Войдя в круг интернациональной артистической богемы, позже получившей название «Парижской школы», Сутин остается в нем обособленным. Единственной по-настоящему родственной душой оказался Модильяни, с которым его связывала, при глубоких различиях стиля, определенная общность в понимании задач искусства.
Самые ранние из сохранившихся работ Сутина представляют собой изображения кухонного стола с размещенным на нем скудным натюрмортом (1916—1917). Особенность этой серии — конструктивность построений, идущая от Сезанна, и при этом присущая именно Сутину пластичность, целостность и энергия композиции, созданной как бы в едином порыве. Другая неповторимая черта его ранних произведений, сохранившаяся и во всех последующих работах, — драматизм образов. В «Натюрморте с двумя вилками» на обращенном к зрителю оранжево-желтом блюде размещены селедки с извивающимися, как от боли, телами, в то время как вилки тянутся к ним, будто руки голодающего.
В конце 1910-х годов дарование Сутина оценил друг Модильяни — любитель искусства и коллекционер Л. Зборовский. Благодаря его скромной материальной поддержке художник смог прожить около трех лет на побережье Средиземного моря. В его искусстве в это время происходят значительные перемены, образы становятся более живописными и более масштабными.
В показанных на выставке средиземноморских пейзажах — «Пейзаж в Сере» (1919), «Дома» (1920-1921), «Кан сюр Мер» (1923) — строения и природа то изгибаются в подобии танца, то кажутся охваченными неистовым ураганом. Исключительное богатство и насыщенность цвета передают красоту южной природы, палитра художника теперь не похожа на цветовой аскетизм его ранних работ. Все изображенное образует законченное композиционное целое. Но божественная устойчивость Бытия, воплощенная в холстах Сезанна, уступает место разрушительному порыву, возможно — предчувствию наступающих исторических катаклизмов. Красоту и одновременно гибельность и трагичность мироздания Сутин будет передавать и в 20-е годы — в пейзажах (уже не столь экспрессивно-визионерских, как созданные на Средиземноморье), натюрмортах и портретах. В его натюрмортах с изображениями животных предстает не просто мертвая (что следует из самого названия жанра), а жестоко убитая «натура». Таковы его знаменитые «бычьи туши», навеянные знаменитой картиной Рембрандта, рыбы, глотающие ртом воздух, или показанные на выставке два натюрморта с изображениями зайца и индейки (середина 1920-х годов). Золотистый заяц и словно облитая зеленой краской доска, на которой он подвешен, образуют гармоничную и красивую живописную композицию, но контрастом к ней служит полная страдания морда погибшего животного. Еще более впечатляет картина с изображением мертвой индейки. Сутин размещает ее, как в некоторых работах Сезанна, на наклонном столе, изображает с развороченным туловищем, горящим золотом и черно-синими тонами, окруженным, словно венком, красными яблоками и другими предметами (также ассоциирующимися с Сезанном), создает полную мощи и при этом мажорно звучащую живописную симфонию. Но наряду с этим он с той же выразительной силой показывает раскрытый в предсмертном крике клюв птицы, глубоко ранящий душу зрителя.
В 1920-е годы Сутин пишет много портретов — женщин, детей, служащих, «мальчиков из хора», художников, — поражающих психологизмом, экспрессией и умением передавать драму человеческого существования.
На выставке можно было увидеть четыре портрета 1920-х годов. Каждый из них по-своему впечатляющ. «Мальчик из хора» (1927—1928) в белом и кроваво-красном церковном облачении не похож на ангелоподобных поющих детей на картинах эпохи Возрождения. У мальчика совсем не детское, вопрошающее и печальное лицо. Как и сам художник, он словно удручен трагическими противоречиями бытия. «Коридорный» (1927), в белой рубахе и красном жилете, изображенный на изумрудном фоне в динамичной позе, со сверкающим левым глазом, полон неподдельного достоинства... Та же энергия ощущается в «Маленьком кондитере» (1922—1923). Сидящий «Шафер» (1923—1924), обращенный к зрителю и развернутый на плоскости картины, напротив, углублен в себя. Скульптор Оскар Мещанинов с характерным еврейским и брезгливо-надменным лицом предстает во всей незаурядности своей личности. В портрете другого художника — Эмиля Лежена — многочисленными сдвигами формы переданы экспрессивность и нервность творческой натуры.
В 1920-е годы к Сутину постепенно приходят известность и материальный успех. Однако, расставшись с нищетой, он сохраняет свой образ жизни, лишенной быта и целиком заполненной творчеством, и свое трагическое мироощущение. Роберт Фальк, общавшийся с ним несколько позже, писал: «Он большой чудак, странный. Большого роста, колоссальный, толстый нос, низкий лоб и чудесные глаза. Красивые, горячие, человеческие. Когда я увидел эти глаза, стало понятно, что он так пишет»1.
Как уже отмечалось, из мастеров «Парижской школы» Сутину был наиболее близок Модильяни. (Неслучайно на выставке в ГМИИ в «зале Сутина» находилось несколько работ Модильяни.) Их объединяли лиризм, сострадание к человеку, сосредоточенность на его внутреннем мире и сами принципы композиционного построения фигур — их уплощенность и неотделимость от живописного фона. Но если у Модильяни экспрессия всегда соединялась с гармонией, а цвет — с ведущей собственную партию линией, то Сутин являлся экспрессионистом по преимуществу и чистым живописцем. Его лучшие картины были написаны «на одном дыхании», без предварительных набросков, в максимальном напряжении творческих сил. При этом художник часто возвращался к одному и тому же мотиву, добиваясь адекватного воплощения своего замысла и постоянно уничтожая несовершенные, с его точки зрения, работы. Его палитра содержала более 40 красок, и для каждой употреблялась отдельная кисть. С помощью цвета мастер из Смиловичей возвышал своих задавленных жизнью героев и претворял грубое вещество жизни в духовное качество.
В 1930-е годы Сутин подолгу живет вне Парижа, главным образом, в имении своих меценатов, расположенном в окрестностях Шартра. В начале 30-х он создает выразительный образ Шартрского собора, полный тревожного мистического чувства и сплавляющий в некую амальгаму архитектуру и окружающее пространство, зрительное впечатление и переживание автора. Особое место в его творчестве тех лет занимают изображения деревьев, которые выглядят порой еще более грандиозными и пугающе несоразмерными человеку, чем в предшествующие годы. Как всегда, природа у Сутина «неравнодушна» и кажется способной откликаться на социальные катастрофы.
В годы Второй мировой войны художник, отказавшийся эмигрировать из Франции, спасался от нацистских облав на евреев в деревушках Иль-де-Франса и нередко писал картины на тему «мать и дитя». Одна из работ этой серии напоминает оплакивание Христа и проникнута ощущением неотвратимо надвигающейся катастрофы.
Умер Сутин в 1943 г. в оккупированном Париже во время слишком поздно сделанной операции. По легенде, за его гробом шло несколько человек, среди которых был Пабло Пикассо.
- Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М. 1981. С. 61.
Вернуться назад
Теги:
www.tg-m.ru
Хаим Сутин: жизнь и творчество художника
Хаим Стин (Хаим Соломонович Сутин, 13 января 1893, Смиловичи Минской губернии Российской империи — 9 августа 1943, Париж, Франция) — французский художник «Парижской школы».
Содержание
Биография Хаима Сутина
Творчество Сутина
Работы художника
Картины Хаима Сутина
Библиография
Биография Хаима Сутина
Хаим Сутин родился 13 января 1893 года в местечке Смиловичи, под Минском, в многодетной семье еврейского портного. Религиозные родители негативно относились к увлечению сына живописью и единственным шансом реализоваться для молодого человека, одержимого рисованием, было уехать из России во Францию, что он и сделал при первой же возможности – в 1913 году.
Как и многие другие евреи, приезжавшие во Францию из Восточной Европы, Сутин нашел прибежище в «Улье» – доме для художников-бунтарей со всего света.
«В «Улье» Вы либо околевали от голода, либо становились знаменитыми», — писал об этом месте Марк Шагал, с которым, как и со многими другими, включая Модильяни и Жака Липшица, Сутин работал в этом странном месте.
Творчество Сутина
Сутин не загонял свое творчество в рамки какого-либо направления: кубизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм – все это было чуждо ему. В то время как художники-модернисты старались запечатлеть мгновенность, быстротечность, Сутин сосредоточился на вечности.
Художник писал картины в особенном, одному ему присущем стиле, наполняя их собственным видением мира. Одним из главных мотивов его творчества стало ощущение жизни как постоянной душевной боли и умение сострадать.
Многие могут увидеть в этом проявление жестокости и извращенности характера, однако в случае Сутина все было как раз наоборот: освежеванная и распятая бычья туша стала для него символом безвинной и насильственной смерти, этот мотив не раз появлялся на его картинах.
Парадоксально, что в творчестве Сутина прекрасно сочетались мечтательность и традиционализм. Он оставался абсолютно холоден к одному из главных достижений модернизма – к свободе выбора темы – и в своем творчестве прибегал только к традиционной триаде: натюрморт, пейзаж и портрет.
Работы художника
- Русская (портрет женщины)
- Натюрморт с лимонами
- Женщина в красном
- Красные гладиолусы
- Обнаженная
- Женский профиль
- Возвращение из школы
- Девочка на изгороди
- Натюрморт с рыбой
- Женский портрет
Библиография
- Зингерман Б. И. Парижская школа. — М.: Союзтеатр, 1993. — 384 с.
- Линдберг А. Выставка нищих // Утро. — 2005. — 23 дек.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: soutine-smilovichi.by, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Хаим Сутин: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Хаим Сутин: жизнь и творчество художника
4 (80%) 3 голос(ов)allpainters.ru