Картины слепых художников. Мастера «без глаз». Картины слепых
Картины слепых художников. Мастера «без глаз»
Слепой художник. Что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание? Наверняка, возникает вопрос «Как?!» Как люди, лишенные возможности видеть, могут что-то изобразить на бумаге и холсте? Как они, не знающие, что такое красный и синий, могут создавать настоящие произведения искусства? Тем не менее, слепых художников не так уж и мало.
Сергей Поползин
Он, сколько себя помнит, всегда мечтал стать профессиональным художником и несколько раз пытался поступить в художественное училище Иркутска. Недолго проучившись он вынужден был бросить занятия в силу некоторых обстоятельств, однако продолжал заниматься рисованием как одержимый. Практически все свободное время Сергей проводил в музеях, экспериментировал с материалами и фактурами, изучал искусство иконописи, копировал работы великих мастеров. Но его талант не был признан широкой публикой. Это обстоятельство привело к попытке суицида: Сергей пытался застрелиться, но пуля прошла навылет. Он выжил, но полностью лишился зрения. Все свои работы он сжег, но через какое-то время опять взял в руки кисти и краски. Эскиз будущей картины он «рисует» в своем воображении, продумывая каждую деталь до мельчайших подробностей и используя две техники: лессировку и пастозную живопись. В первом случае мастер смешивает краски на холсте, нанося их тонким, почти прозрачным слоем. Во втором получается своего рода рельефное изображение путем нанесения краски плотными мазками. Для ориентировки в пространстве Сергей втыкает в полотно иголки, а в некоторых случаях пользуется картонными трафаретами.
Джон Брамблитт
После очередного эпилептического приступа американский художник Джон Брамблитт потерял зрение и мог различать только свет и темноту. Свое спасение от отчаяния, тоски и уныния он нашел в рисовании, разработав свой неповторимый стиль: он использует специальные текстурные краски, за счет чего ориентируется на холсте. Осязание стало его «глазами». Все тюбики с красками подписаны шрифтом Брайля, а для их смешивания Джон отмеряет необходимое количество каждого цвета подобно отмериванию ингредиентов для выпечки торта.
Терри Хопвуд Джексон
Терри является не только художником, но и прекрасным учителем, помогающим незрячим научиться рисовать. Он разработал собственную методику: сначала необходимо сделать «набросок», используя пластилин, с помощью которого можно разделить участки полотна. Далее эти «зоны» заполняются акриловыми красками. По словам мастера, смешивать краски, чтобы добиться нужного оттенка, довольно сложно: для этого может понадобиться помощник, которому можно полностью доверять, или просто феноменальные память и воображение.
Эсреф Армаган
Эсреф родился слепым в бедной семье и никогда не учился ни грамоте, ни, тем более, живописи. Тем не менее он является настоящей гордостью Турции. В 25 лет он впервые попробовал рисовать масляными красками, причем вместо кисти использовал свои пальцы. Художник предпочитает работать в абсолютной тишине. Как говорит он сам, он должен «проникнуть внутрь своей картины и стать с ней одним целым». Техника Эсрефа заключается в следующем: сначала при помощи стилоса для брайлевского письма он делает эскиз, после пальцем наносит первый цвет и ждет его полного высыхания. Этот процесс занимает порядка 3-х дней, он необходим для того, чтобы краски не размазывались.
Кит Салмон
Больше всего Кит любит прогуливаться по горам, и именно они являются главным сюжетом его работ. Кит изучал изобразительное искусство в колледже, некоторое время работал скульптором, выставлялся и имел успех. Но постепенно его зрение стало очень быстро ухудшаться, однако он вовсе не хотел бросать свое любимое дело. Его творчество имеет два направления: пастельные рисунки и живопись мазками масла или акриловых красок. В последнее время мастер пытается соединить эти две техники, чтобы «как можно четче передать чудесный мир».
Лиза Фиттипальди
Болезнь отняла у Лизы зрение. Все, что она могла видеть – это серый цвет, но даже он вызывал нестерпимые головные боли. Единственное, что спасало – темные очки, которые она была вынуждена носить постоянно. Однажды муж принес ей акварельные краски. Именно это заставило женщину встрепенуться и перестать себя жалеть. Она рисовала все: различные предметы, животных, людей, пейзажи, и с каждым разом у нее получалось все лучше и лучше. Талант художницы не остался незамеченным: у нее много заказов, ее работы выставляются и продаются. В каждом ее произведении можно «прочесть» уникальную историю.
owro.ru
Слепые художники | Милосердие.ru
Словосочетание «слепой художник» сразу вызывает много вопросов и эмоций. Между тем, в мире не так мало незрячих людей, которые занимаются изобразительным искусством
Словосочетание «слепой художник» сразу вызывает много вопросов, главный среди которых «Как?!» и эмоций, среди которых главенствуют удивление и недоверие. Между тем, в мире не так мало незрячих людей, которые занимаются изобразительным искусством.
Художник Д. Дидоренко.Фото с сайта lol54.ru/art/109096-slepojj-khudozhnik-dmitrijj-didorenko-iz-kharkova.html
Существует ряд исследований, доказывающих, что занятия изобразительным искусством благотворно влияют на незрячих и слабовидящих людей. Слепые художники объединяются в сообщества, создают в интернете сайты, на которых делятся опытом. В основном, конечно, область применения их талантов – то, что можно потрогать руками: скульптура, керамика и прочие виды декоративно-прикладного искусства. Однако есть среди них и поистине уникальные творцы: будучи полностью лишены зрения, они творят живописные полотна и графические работы, которые сами не увидят никогда…
Сергей Поползин
Ему 50. Он мечтал быть художником сколько себя помнит. Родился в таежном поселке, несколько раз поступал в художественное училище в Иркутске. Наконец, поступил. Пришлось в силу обстоятельств бросить, потом снова поступать. Занимался как одержимый, целые дни проводил в музее, экспериментировал с материалами, формами, ездил на этюды на Байкал, копировал великих мастеров, изучал иконопись. Пытался создать из всего этого что-то новое, еще невиданное. Его не поняли. О выставках (а следовательно, и заработках) тогда, в конце 1980-х не могло быть и речи. Люди по-разному реагируют на подобные испытания…
Сергей пытался застрелиться. Выжил, но остался полностью слепым. Пуля прошла навылет… Он сжег все свои картины, а спустя какое-то время снова начал писать. Для начала пришлось осваивать новые технологии работы.
Набросок будущей работы он «рисует» исключительно в собственном воображении, продумывая все до мельчайших деталей. В первое время Поползин мог писать только очень быстро – всю картину за один раз. Чтобы получить возможность работать медленнее и скрупулезнее, надо было осваивать новые техники. Сегодня он использует в работе два противоположных приема: лессировку и пастозную живопись. Первый применяется для смешивания красок не на палитре, а на самом холсте, для чего они наносятся тонкими, полупрозрачными слоями. Второй – это, напротив, практически рельефная живопись, которую можно потом пощупать: неразведенные краски наносятся плотными мазками.
Фото с сайта www.popolsin.com
Чтобы ориентироваться в пространстве будущего полотна, художник втыкает в холст иголки, а иногда пользуется вырезанными из картона трафаретами. Чтобы различать тюбики с краской, нанес на колпачки надрезы разной формы.
Уже через год у Поползина состоялась первая выставка – небольшая, местного значения. Многие тогда отказывались верить, что представленные на ней работы мог нарисовать человек, лишенный зрения.
После выставки последовали приглашения от московских, а затем и зарубежных галерейщиков. В 1993 году о Сергее Поползине сняли документальный фильм, на него обратили внимание журналисты. В 1996 году художник женился на австрийке и уехал в Вену, где живет и сейчас.
Терри Хопвуд Джексон
Он не является выдающимся художником, зато учитель мистер Джексон – превосходный. Он полностью ослеп 1979 году и с тех пор не только научился рисовать сам, но и делает все, чтобы и другие незрячие люди овладевали изобразительными искусствами.
Терри Джексон создал сайт Art Sight, предназначенный для людей с любой степенью слепоты, любых возрастов, которые хотят научиться рисовать. (Естественно, сайт доступен в специальной версии для незрячих). Он создает свои работы с помощью собственной методики: сначала делает набросок пластилином, используя его для разделения друг от друга разных участков полотна, а после заполняет его акриловыми красками.
Фото с сайта myweb.tiscali.co.uk/theartsight/index.html
Почему акриловыми? «С ними меньше возни, и они не так пачкаются. Только помните, что когда они высохнут, то будут немного темнее, чем были мокрыми, так что надо накладывать более светлый тон, чем вы хотите, чтобы картина выглядела как можно более реалистично…» Из подобных советов состоит весь этот удивительный сайт. Для Терри нет ненужных деталей. Он знает, что когда человек решится начать рисовать, каждая такая мелочь может обернуться непреодолимым препятствием.
Он рассказывает о сортах пластилина и красок, где их можно купить и в какой упаковке будет удобнее. Предостерегает от использования белого пластилина: «На холсте потом останутся белые полоски, которые вы не увидите, естественно, а другие могут и не сказать». Сам он чаще всего пользуется зеленым пластилином, так как рисует преимущественно пейзажи.
Фото с сайта myweb.tiscali.co.uk/theartsight/index.html
«Смешивать краски, будучи полностью слепым, очень сложно, – длится опытом художник. – Для этого вам понадобится помощник, которому вы будете полностью доверять, или абсолютная память на цвет, или феноменальное воображение, позволяющее вам представить нужный цвет. А лучше – все вместе».
На сайте Терри дает будущим художникам конкретные, сугубо ремесленные рекомендации по изображению травы, неба (хорошо сразу загрунтовать холст голубым, а после оставить нетронутым кусок), воды, камней. Многие из этих советов вполне могут пригодиться и даже вполне зрячим «чайникам», желающим попробовать свои силы в рисовании.
Эсреф Армаган
60-летний Эсреф – национальная гордость Турции. Он родился слепым в бедной семье, никогда не учился не то что живописи, но даже грамоте. Сам научился писать и печатать на клавиатуре. А когда ему было 25, он попробовал рисовать масляными красками. Вместо кистей Эсреф использует собственные пальцы.
Главное условие для работы художника – полная тишина. Иначе он не будет способен сотворить невозможное. Эсреф должен почувствовать, что находится «внутри» своей будущей картины. Он говорит, что когда рисует море, иногда даже боится утонуть в нем – настолько живо представляет он бушующую стихию. Сначала с помощью стилоса для брайлевского письма Армаган делает набросок будущего изображения. Потом наносит пальцами первый цвет на холст – и ждет, пока тот абсолютно высохнет. Этот процесс занимает 2-3 дня. После этого наносит следующий цвет и т.д. Это делается для того, чтобы краски не размазывались по холсту.
Фото с сайта chatnoir2006.livejournal.com
От любой посторонней помощи в создании работ Армаган отказывается, если только речь не идет о создании портретов. Для создания произведения этого жанра художник разработал свой собственный способ. Он просит зрячего человека обвести шариковой ручкой контур фотографии, потом переворачивает снимок, водит по нему левой рукой, одновременно перенося правой контур на другой листок бумаги. А после добавляет цвет – только и всего. «Кисти», точнее, пальцам художника принадлежат портреты премьер-министра и президента Турции, а также бывшей первой леди страны.
Армаганом заинтересовались ученые. Один из самых интересных экспериментов провели в 2008 году двое исследователей из Гарварда – Амир Амеди и Алваро Паскуаль-Леоне. Глядя на результаты сканирования мозга Армагана во время работы над картиной и ничего не зная о пациенте, можно было решить, что он – человек зрячий. Сигналы, поступавшие от мозга, были такими же, как если бы он видел нечто на самом деле, а не просто представлял.
Художник женат, у него двое детей. Его работы выставлялись на 20 с лишним выставках в Турции, Китае, Италии, Голландии, Чехии.
Кит Салмон
Любимое занятие Кита – пешие прогулки по горам, а главный сюжет полотен и графических работ – почерпнутые во время них впечатления. 55-летний Салмон покорил более ста вершин шотландских гор высотой более 900 метров (так называемых мунро). Многие из них представлены на его полотнах.
Он родился в Эссексе, изучал изобразительное искусство в колледже, стал скульптором, делал работы из стали, дерева и цемента, выставлялся, имел успех. Но потом его зрение начало очень быстро ухудшаться, и спустя несколько лет он вынужден был прекратить занятия скульптурой. Кит знал, что скоро потеряет зрение полностью, и решил использовать время, пока еще видел хоть что-то, для того, чтобы овладеть методами рисования и живописи вслепую. Вскоре он переехал в Шотландию и решился там впервые выставить свои работы, которые создал, будучи уже почти полностью слепым.
Фото с сайта tcweb.co.uk/scottish-art-circle/listings/537.html
В то время творчество его развивалось в двух разных направлениях – рисунки (в основном, пастелью) и живопись – размашистые мазки маслом или акриловыми красками. В последнее время он начал соединять эти две техники, говоря, что так он «хоть немного может передать дух этих чудесных диких мест». Он регулярно выставляется, получил награду Джоломо (она присуждается художникам, воспевающим шотландский пейзаж).
Джон Брамлитт
Его работы с успехом продавались в 20 странах мира. Он является автором книги «Кричащий во тьме», в которой описал свою жизнь как путешествие по новой территории – территории слепоты. Рисовать Джон начал, чтобы преобразовать свою жизнь – и сумел заново обрести утраченную было радость, снова вернуться в мир людей.
Фото с сайта ariom.ru
43-летний техасец потерял зрение в 2001 году. Этот долгий мучительный процесс – следствие эпилептической болезни – начался, когда Джону было девять лет. До этого Джон учился в Университете Северного Техаса в своем родном городе Дентон, который закончил с отличием. Он хотел быть учителем, преподавать писательское мастерство, но когда ослеп, с этой мечтой пришлось распрощаться.
Брамлитт впал в глубокую депрессию. Он почувствовал себя очень одиноким; казалось, что глубокая пропасть отделяет его теперь даже от самых близких людей – семьи, друзей, родственников. Но потом случилось нечто удивительное: он открыл для себя рисование. Оказывается, краски разного цвета отличаются на ощупь, о чем даже не подозреваем мы, зрячие. Рисовать Джон учился сам, ориентируясь по текстуре холста, а также с помощью так называемой «тактильной визуализации», позволяющей ему видеть внутренним взором объекты, которые он трогает. На этих двух методах, как правило, и строятся методики обучения незрячих рисованию.
Все работы Брамлитта являются глубоко личными: он изображает либо события своей жизни, либо людей, которых хорошо знает. Портретное сходство поражает. «Живопись перевернула всю мою жизнь», – говорит Джон. – У каждого человека внутри живет художник, надо лишь немножко помочь ему выйти на свет».
И он помогает. Джон Брамлитт работает консультантом для музейных развивающих программ. Студии, которые он организует, уникальны: здесь на равных присутствуют не только любители и профессиональные художники, но и люди с ограниченными возможностями, для которых Брамлитт открывает мир искусства благодаря опробованным на себе адаптивным техникам и методам.
Источники:The Art Sight
Famous Blind Artists who Paint in Spite of Blindness or Vision Impairment
Most Famous Blind Painters Ever
Blind Artists Society
Сайт Сергея Поползина
Keith Salmon
www.miloserdie.ru
Для незрячих людей искусство стало доступнее
Искусство – это универсальное средство выразительности, которое создает мосты между языками, временами и культурами. Однако галереи и музеи далеко не всегда доступны всем – зачастую слепые и слабовидящие люди исключаются из тех, кто может окунуться в мир искусства. А учитывая тот факт, что во всем мире насчитывается около 285 миллионов слепых и слабовидящих людей, внушительная часть населения Земли не получает такой возможности. Однако современные инновации постепенно делают искусство более инклюзивным.
Искусство для слепых и слабовидящих
Многие слепые и слабовидящие люди уже смогли окунуться в искусство с помощью звуковых описаний того или иного произведения, будь то аудиогид в музее или же объяснения друзей. Однако такой подход не позволяет им самостоятельно интерпретировать работу художника. К счастью, постоянно разрабатываются новые решения, которые создают для любителей искусства тактильные способы, позволяющие заменить зрение на осязание. Вот несколько способов, при помощи которых искусство становится более доступным для слепых и слабовидящих людей во всем мире.
3D-печать изобразительного искусства
3D-печать делает искусство более доступным при помощи создания трехмерных осязаемых версий произведений искусства, в частности наиболее известных в мире. Слепые и слабовидящие люди, которые никогда в жизни не видели таких произведений искусства, как «Мона Лиза» или «Крик», теперь могут «увидеть» такие картины, используя свои пальцы. Одним из лидеров в этой области является компания 3D Photoworks, которая создает тактильные версии исторических шедевров, а также современной фотографии. Произведения, которые создаются в этой компании, также имеют сенсоры, которые активируют звуковое описание работы, когда кто-либо дотрагивается до нее. На сегодняшний день компания предоставила свои работы уже в несколько музеев по всем Соединенным Штатам Америки, однако ее целью является охват более 35 тысяч музеев по всей Северной Америке.
Внедрение шрифта Брайля в визуальное искусство
Внедрение шрифта Брайля в традиционные формы искусства – это еще один способ сделать произведения искусства более доступными. А путь для этого инновационного метода проложил художник Рой Начум из Нью-Йорка. Он создает то, что называет «изобразительным искусством для инвалидов по зрению». Его работы на первый взгляд просто прекрасны – одна из них даже была использована в качестве обложки нового альбома Рианны. Но для тех, кто не может увидеть невероятные произведения изобразительного искусства Начума, есть другой вариант. На этих произведениях шрифтом Брайля написаны не менее поразительные стихи. Чтобы обратить внимание на тактильную важность его работ, Начум покрывает их пеплом, чтобы после прочтения стихов на картине оставались следы пальцев. Эти следы выступают в качестве задокументированного факта человеческого контакта с искусством. Данный инновационный подход к интерактивному искусству позволяет каждому проникнуться работой автора различными, но при этом одинаково сильными способами.
Экстратекстурированные картины для инклюзивности
Чтобы сделать искусство более доступным для людей, которые не могут видеть, не обязательно нужно изменять уже существующие произведения. Например, картины можно создавать, имея в виду данную аудиторию изначально и накладывая больше разных слоев краски для достижения больших тактильных впечатлений. Джон Брамблитт – это один из широко известных художников, использующих эту технику. Он начал рисовать в 2001 году, когда потерял зрение из-за осложнений с эпилепсией и болезнью Лайма. Брамблитт сказал, что потеря зрения помогла ему изменить его образ мысли касательно искусства и цвета в лучшую сторону. Чаще всего он создает свои картины с помощью толстых слоев краски, которые позволяют насладиться готовой работой как тем, кто может на нее посмотреть, так и тем, кто может ее только потрогать. И хотя использование слоев краски для достижения эффекта текстурирования является распространенным, очень мало художников используют эту технику для того, чтобы делать их произведения более инклюзивными. Но, несмотря на невысокую популярность, текстурированное рисование является простым и нетребовательным способом предоставления изобразительного искусства тем, кто не может увидеть его глазами.
Тактильное искусство, которое приветствует прикосновения
Люди уже привыкли слышать известную фразу: «Пожалуйста, не трогайте работы руками». Однако калифорнийский художник Эндрю Майерс создает работы, предназначенные для того, чтобы идти вразрез с этой фразой. Используя шурупы различной высоты, он создает топографоподобные портреты, вкручивая шурупы в деревянную доску, скрупулезно прорабатывая каждый зазор. В результате его работы пользуются большим спросом среди слепых и слабовидящих людей, которые могут спокойно дотрагиваться до этих произведений искусства. Тактильное искусство Майерса и других художников, которое предназначено для того, чтобы его трогали для полного осознания и понимания, является привлекательным для людей с любым уровнем зрения. Тактильное искусство, от сложной керамики до обычного пластика, выступающего на фоне холста, гарантирует полную гамму впечатлений для людей, страдающих от проблем со зрением, при походе в музей. Майерс также снял документальный фильм о тактильном искусстве, в котором, например, можно увидеть, как слепой человек впервые дотрагивается до своего собственного портрета.
Тактильные туры по музеям и галереям
Некоторые крупные музеи и небольшие галереи отказываются от распространенного жесткого правила «смотреть, но не трогать» ради инклюзивности. Для этого музеи начали использовать прикосновения и даже запахи, чтобы дать людям с проблемами со зрением также прочувствовать искусство. Некоторые музеи и галереи запустили так называемые тактильные туры, в ходе которых посетители могут трогать известные работы. Один из кураторов подобной галереи в музее Гуггенхайма рассказал, что цель таких туров – позволить слепым и слабовидящим людям «увидеть» произведения искусства не глазами, а своим мозгом.
www.syl.ru
Слепой художник рисует невероятно красочные картины
В 2001 году Джон Брамблитт (John Bramblitt), страдающий эпилепсией, потерял зрение. С тех пор его глаза могут различать лишь свет и тьму. Но, несмотря на это, он разработал способ рисования с помощью текстурных красок, по которым художник ориентируется на холсте. «В основном, чувство осязания заменяет мне всё, что делают глаза для зрячего художника», – пишет Брамблитт на своём сайте.
«Все бутылки и тюбики с красками в моей студии подписаны шрифтом Брайля. Для смешивания цветов я использую рецептуру, то есть измеряю различные части каждого нужного цвета, чтобы получить правильный оттенок. Это как пользоваться рецептом для выпечки торта».
Вот такие невероятные картины рисует слепой художник Джон Брамблитт:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Мир без границ: творчество слепых художников
Слепые художники: Джон БрамблиттСегодня, 13 ноября, во всем мире отмечают День слепых людей. По этому случаю мы решили рассказать о силе духа и талантах тех, кто лишен одного из самых важных органов чувств - зрения.
Как им живется, когда перед глазами пустота, когда не знаешь красок мира, когда все познаешь наощупь? Кажется, это невозможно – любое жизненное событие превращается в испытание. Но ничто не способно сломить гениально талантливых и сильных духом людей.
Те, кто, потеряв зрение, обрели дар, взяли в руки кисть и доказали миру, что нет ничего невозможного, нет недоступного, достойны самого большого уважения.
Они такие же, как и мы, они живут среди нас. Простые люди, но настоящие герои – слепые художники.
Они пишут полотна наощупь, создают настоящее высокое искусство не видя результатов того, что сделали. Они слышат, что их работами восхищаются, но никогда не смогут увидеть этого.
Мы расскажем о четырех слепых художниках из разных стран, которые покорили мир.
Дмитрий Дидоренко, Украина
Дмитрий – слепой художник из Харькова, который лишился зрения во время поисковой экспедиции в 1991 году, подорвавшись на мине залежавшейся со времен Второй Мировой войны. На момент ранения он уже был достаточно известным художником, и его картины находились в частных коллекциях в 19 странах мира.
Слепые художники: Дмитрий Дидоренко
Дмитрий писал акварелью и создавал графику пером и тушью. Одна из его графических работ находится в Донецком художественном музее.
Слепые художники: Дмитрий Дидоренко
После контузии художник продолжил творить. В период с 1991 по 2015 год у него состоялось 16 персональных выставок в Украине, России и США.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Джон Брамблитт, США
Этот художник из Далласа потерял зрение из-за болезни. После этого Джон упал в глубочайшую депрессию, из которой его смогло вывести лишь искусство.
Слепые художники: Джон Брамблитт
С момента потери зрения Джон писал маслом каждый день. Он чувствовал, что живопись приносит ему умиротворение и спокойствие, он расслабляется и чувствует себя полноценным человеком.
Слепые художники: Джон Брамблитт
Для Джона разработали специальную технику, которая помогает определять зоны цвета. Это дает ему возможность создавать настоящие шедевры. Он не видит полотна, но чувствует их.
Слепые художники: Джон Брамблитт
Сейчас художник читает лекции, проводит выставки и устраивает мастер-классы.
Эшреф Армаган, Турция
Слепые художники: Эшреф Армаган
Эшреф − единственный из художников, который был рожден слепым. Он появился на свет в Стамбуле. Родители, узнав, что их сын никогда не сможет видеть, не дали ему никакого образования. Парень научился читать, писать и печатать самостоятельно.
Слепые художники: Эшреф Армаган
Картины он пишет масляными красками, которые наносит на холст пальцами. Перед тем, как нарисовать что-либо, Армаган изучает предмет по методу Брайля, а потом воспроизводит его на полотне. Работать художник может лишь в полнейшей тишине – так у него получается сконцентрироваться.
Слепые художники: Эшреф Армаган
За один сеанс Эшреф наносит только один цвет, затем ждет, чтобы краска высохла в течение 2-3 дней, и приступает к следующему оттенку.
Слепые художники: Эшреф Армаган
Слепой от рождения художник пишет даже портреты – одной рукой он наносит краску, а вторую прикладывает к лицу того, кого рисует.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Лиза Фиттипальди, США
Лиза была бухгалтером, ничего не понимала в живописи и редко ходила в музеи изобразительного искусства, когда в 1993 году ее посетил недуг, и женщина навсегда лишилась зрения. Она потеряла работу, смысл жизни, мотивацию и упала в депрессию на долгих 2 года. Но детский набор с акварелями, который ей однажды принес муж, все изменил.
Слепые художники: Лиза Фиттипальди
Лиза слушала аудиокниги о живописи, ходила в музеи и разрабатывала собственную методику рисования, натягивая на холст сетки из веревок.
Лиза Фиттипальди
Сначала художнице удавались лишь пейзажи и абстракции, однако спустя несколько лет женщина представила миру картины, изображающие людей и сцены из повседневной жизни.
Слепые художники: Лиза Фиттипальди
С тех пор рисование стало всей ее жизнью: Фиттипальди выставляется в галереях по всему миру, а также написала книгу "A Brush with Darkness", в которой художница описывает, как она училась рисовать будучи слепой.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
afisha.tochka.net
Живопись слепых — Белая трость
Техника «Живопись слепых»
Суть авторского метода Бориса Хохонова состоит в произвольном наливании жидких красителей различной плотности на специально подготовленную поверхность вслепую. Зрячие, чтобы исключить любые сознательные ассоциации, надевают повязки. Непредсказуемые движения рук создающего картину приводят к генезису интересных визуальных эффектов.Когда процесс смешивания красок завершается, и они застывают (это происходит через 12-18 часов после момента активного творчества), участники мастер-класса выбирают из хаотически проявившихся пятен доминирующий образ. Для людей с ограничениями по зрению данный этап мастер-класса проходит как волнующий момент угадывания характера получившегося изображения.Художник своим искусством лишь помогает его выделить, осуществляя минимальную доработку. По главному образу или персонажу даётся название картине. При этом случайно возникшие сочетания форм убираются с окрашенной поверхности не полностью, и возникает большое количество дополнительных образов.В результате разглядывание итогового живописного произведения превращается в увлекательную игру или медитацию (в зависимости от контекста восприятия).
Цель — обучение зрячих художников новому способу развития творческих способностей, новому видению мира и новой технологии получения шедевров. Для незрячих – погружение в коллективное (объективное) бессознательное для извлечения новой, феноменальной информации. Плюс общение и эмоциональный обмен.Для всех отработка навыков инклюзивного взаимодействия в творческих процессах.
Арт-действа
Проводятся перфомансы, проводимые отдельно или включенные в другие инклюзивные мероприятия. Картины создаются вышеописанным способом при участии самых разных людей – невидящих и зрячих, надевших повязки и таким образом временно лишенных зрения. Результатом совместного творчества становятся картины, которые не только напоминают о необыкновенном опыте, полученном в процессе их создания, это знак коллективного объединяющего действа и участия в серьезном благотворительном процессе.
Проводится конкурс, в котором соревнуются команды, состоящие из незрячих художников и видящих студентов художественных заведений. Компетентное жюри оценивает художественные результаты их совместной деятельности. Это динамичное и увлекательное действо. В конкурсе принимают участие незрячие люди и зрячие художники.В начале конкурса формируются команды зрячий художник и незрячий. Конкурсу задается творческая тема. Незрячие наливают на холст в произвольном порядке акриловые краски, подготовленные зрячим художником. После высыхания зрячий художник дорабатывает, при необходимости, получившиеся образы, команды дают названия картинам и презентуют свою работу зрителям и жюри. Победитель определяется по принципу наименьшего сознательного изменения получившегося хаотического полотна.
Способы участия в проекте
— Вы можете заказать перфоманс в корпоративном формате, либо лично для себя и принять участие в качестве «временно невидящего» художника. В этом случае сделанная картина остается у Вас. Возможно и совместное арт-действо с незрячими художниками.— Вы можете поддержать финансово любой из этапов конкурса, объединяющего видящих и невидящих художников — его организация во многом зависит от вовремя привлеченных ресурсов.— Вы можете купить понравившуюся Вам картину из экспозиции галереи «Живопись слепых».
Перейти к галерее
extrability.org
Слепые художники - внеурочная работа, презентации
СОГБОУ Вяземская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
Слепые художники
(В рамках Дня инвалидов )
Учитель I категории Крылова А.А .
Словосочетание «слепой художник» сразу вызывает много вопросов, главный среди которых «Как?!» и много эмоций, среди которых главенствуют удивление и недоверие. Между тем, в мире не так мало незрячих людей, которые занимаются изобразительным искусством.
Мы решили рассказать о силе духа и талантах тех, кто лишен одного из самых важных органов чувств - зрения.
Как им живется, когда перед глазами пустота, когда не знаешь красок мира, когда все познаешь наощупь? Кажется, это невозможно – любое жизненное событие превращается в испытание. Но ничто не способно сломить гениально талантливых и сильных духом людей. Те, кто, потеряв зрение, обрели дар, взяли в руки кисть и доказали миру, что нет ничего невозможного, нет недоступного, достойны самого большого уважения.
Они такие же, как и мы, они живут среди нас. Простые люди, но настоящие герои – слепые художники.
Они пишут полотна наощупь, создают настоящее высокое искусство не видя результатов того, что сделали. Они слышат, что их работами восхищаются, но никогда не смогут увидеть этого.
Существует ряд исследований, доказывающих, что занятия изобразительным искусством благотворно влияют на незрячих и слабовидящих людей.
Слепые художники объединяются в сообщества, создают в интернете сайты, на которых делятся опытом. В основном, конечно, область применения их талантов – то, что можно потрогать руками: скульптура, керамика и прочие виды декоративно-прикладного искусства.
Однако есть среди них и поистине уникальные творцы: будучи полностью лишены зрения, они творят живописные полотна и графические работы, которые сами не увидят никогда…
В июле 1991 года в предместье Харькова во время проведения поисковой экспедиции и погребения незахороненных останков солдат, погибших во Второй Мировой войне, Дмитрий подорвался на немецкой мине и, получив тяжелые ранения, потерял зрение. Но художник сохранил неизбывное стремление к самореализации.
«Самый длинный путь начинается с первого шага» — называлась первая графическая работа. Этот шаг был сделан- на первой персональной выставке в Доме науки и техники (март 1992 г. Харьков) экспонировалось 12 работ, созданных после ранения.
Сегодня в каталоге художника 250 работ, созданных после ранения. Он обладатель медали, диплома, статуэтки «Ника» международного клуба рекордсменов. Имя Дмитрия Дидоренко занесено в «Книгу рекордов планеты». Он
ежегодный участник артсалонов ЦДХ (Москва)
Дмитрий Дидоренко,
Украина
Дмитрий писал акварелью и создавал графику пером и тушью. Одна из его графических работ находится в Донецком художественном музее.
После контузии художник продолжил творить. В период с 1991 по 2015 год у него состоялось 16 персональных выставок в Украине, России и США.
Ему 50. Он мечтал быть художником сколько себя помнит. Родился в таежном поселке, несколько раз поступал в художественное училище в Иркутске. Наконец, поступил. Занимался как одержимый, целые дни проводил в музее, экспериментировал с материалами, формами, ездил на этюды на Байкал, копировал великих мастеров, изучал иконопись. В 1990 году полностью лишился зрения. Спустя какое-то время снова начал писать. Для начала пришлось осваивать новые технологии.
С тех пор из-под его кисти вышло несколько сотен картин, многие из которых разлетелись по всему миру. Сергея хорошо знают в Европе, где состоялись десятки его выставок, да и сам он с 1996 года постоянно живет в Австрии. Однако художник периодически наведывается в свой любимый Иркутск.
Сергей Поползин
Россия
Картины художника разножанровые: пейзажи, натюрморты, портреты, бытовая живопись, картины — символы.
Все работы Сергея Поползина объединяет одна мысль: чтобы увидеть, не достаточно смотреть.
Этот художник из Далласа потерял зрение из-за болезни. После этого Джон упал в глубочайшую депрессию, из которой его смогло вывести лишь искусство.
С момента потери зрения Джон писал маслом каждый день. Он чувствовал, что живопись приносит ему умиротворение и спокойствие, он расслабляется и чувствует себя полноценным человеком. Для Джона разработали специальную технику, которая помогает определять зоны цвета. Это дает ему возможность создавать настоящие шедевры. Он не видит полотна, но чувствует их.
Джон Брамблитт
Родился: 1971 г. (44 года)
США
Сейчас художник читает лекции, проводит выставки и устраивает мастер-классы.
Лиза Фиттипальди, США
Лиза была бухгалтером, ничего не понимала в живописи и редко ходила в музеи изобразительного искусства, когда в 1993 году ее посетил недуг, и женщина навсегда лишилась зрения.
Она потеряла работу, смысл жизни, мотивацию и упала в депрессию на долгих 2 года. Но детский набор с акварелями, который ей однажды принес муж, все изменил.
Лиза слушала аудиокниги о живописи, ходила в музеи и разрабатывала собственную методику рисования, натягивая на холст сетки из веревок.
Сначала художнице удавались лишь пейзажи и абстракции, однако спустя несколько лет женщина представила миру картины, изображающие людей и сцены из повседневной жизни.
Эшреф Армаган,
59-летний турецкий художник Эшреф Армаган (Esref Armagan) был рожден слепым, но на протяжении всей своей жизни он рисует яркие картины, которые экспонируются в Италии, Голландии, Чехии и Китае. Он никогда не видел окружающий его мир, не видел света и не ощущал обилия красок вокруг. Тем не менее он научился рисовать перспективу и даже портреты.
Турция
Эшреф Армаган родился в бедной семье, не получил никакого образования, писать, печатать и рисовать учился самостоятельно. Он рисует масляными красками при помощи пальцев. В 2009 году Эшреф принял участие в рекламной кампании автомобиля Volvo S60.
Горные пейзажи, улыбающиеся клоуны, веселые пингвины, аквариумные рыбы - пользуются заслуженной популярностью, ведь нет ничего притягательнее красоты и гармонии…
–
О цветах Эсреф Армаган знает со слов окружающих.
А вот ещё имена: Василий Нечаев, Лина По, Николай Дацюк, Мансур Закиров, Тимур Новиков, Владимир Яковлев, Пирьё Каллио, Сергей Царапкин, Олег Зиновьев, Лариса Павлова, Наталья Селиванова, Тамары Куренкова - их много, и они живут среди нас…
А если слепой художник может творить, сочинять музыку, играть на музыкальных инструментах, писать стихи, рисовать и прочее, прочее, то это не просто талант, а подвиг!...
Мы можем только восхищаться и склонить голову перед такими людьми !!!
Задумайтесь! А можем ли мы совершить подобное?!
Используемые ресурсы и источники
yandex.ru/images ›
Творчество слепых художников
lilitochka.ru›viewtopic.php?id=1167
Слепые художники. Форум
afisha.tochka.net›60920-mir…slepykh-khudozhnikov/ Мир без границ: творчество слепых художников.
http ://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/tvorchestvo-slepyh-hudozhnikov-426405/ © AdMe.ru
kopilkaurokov.ru