Творчество Сапунова. Картины сапунова


Цветы и фарфор - Виртуальный Pусский музей

Художник формировался как творческая личность в то время, когда закладывались основы новых эстетических принципов. Он испытал воздействие эстетики «Мира искусства» и быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску, став одной из крупнейших фигур русского предавангарда. В напряженной ситуации переходного времени в среде художественной интеллигенции складывалось особое театральное ощущение мира. Художник разработал особый тип «картины о спектакле», живописного действа, обнажающего иллюзорность искусства как пестрой и хрупкой оболочки зловещего хаоса. "Может статься, — писал А.Эфрос, — что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма". В праздничной декоративности сапуновского искусства, с ярко выраженным авторским отношением к миру в символической форме воплощен пульс времени. Уже в ранних, импрессионистических вещах Сапунова проявился его талант колориста, представителя „жаждущего красоты поколения“, испытывающего коровинское влияние. И интерес к жанру натюрморта у него возник также под влиянием Коровина. 

В последние два года жизни Сапунов создает серию прекрасных таинственных "синих натюрмортов", которые обладают особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника. Он достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, в котором воплотились чувство „сокровенной тайны“, ощущение прикосновения к „стихии чуждой, запредельной“. В натюрморте запечатлен застывший мир вещей, живущих по своим законам, все в нем словно соперничает с природой и естественной гармонией. Расположенный на столе, натюрморт, как будто не имеет точки опоры. Красота, воспарившая над суетой и действительностью, может в любой момент исчезнуть – в этом отразился один из постулатов философии символизма. Известный художественный критик А. Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях "стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний".

Методические материалы на образовательном портале "Здравствуй, музей".

rusmuseumvrm.ru

художник Сапунов Николай Николаевич

галерея Коллекция
русские художники форум
сирень, собачка, картины, балерина, Санкт-Петербург, Никольский собор, завод, кувшинки, купание, тело, рыба, русский художник, самовар, красный, птицы, зима, розы, натурщица, живопись, Девушка, корабль, мост, молодой, Алтай, лёд, полевые цветы, картинная галерея, мрачный, чёрный, композиция, Ленинград, Дача, Ницца, Петербург, поле, обнаженная, Сайт художников России

код ссылки на нашу галерею

Сайт художников России

Сапунов Николай Николаевич, русский художник, представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Родился в Москве 17 (29) декабря 1880 в семье владельца свечного завода. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1893–1904) у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, а также в Высшем художественном училище при петербургской Академии художеств (1904–1911). Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также экспозиций «Мира искусства», «Союза русских художников», салонов «Золотого руна». Жил в Москве, а с 1908 – в Петербурге.

Уже в ранних, импрессионистических вещах Сапунова (Цветущие яблони, около 1900, Третьяковская галерея) проявился его талант колориста, буквально живущего цветом. Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие – в мотивах цветов и старинного фарфора – Красоту как таковую (Голубые гортензии, 1907, там же; Фарфоровые фигурки и розы, 1912, Русский музей). С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра» (Маскарад, 1907, Третьяковская галерея; Карусель, 1908, Русский музей), тем паче, что мастер плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В.Ф.Комиссаржевской, К.Н.Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке Балаганчика А.А.Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле», живописного действа, обнажающего иллюзорность искусства как пестрой и хрупкой оболочки зловещего хаоса (Пляска смерти на сюжет одноименной пьесы Ф.Ведекинда, 1907; Мистическое собрание на сюжет блоковского Балаганчика, 1909; обе работы – в Третьяковской галерее).

Сапунов безвременно погиб, утонув во время лодочной прогулки близ Териок (ныне Зеленогорск) в окрестностях Петербурга 14 (27) июня 1912.  

Картины художника

художник Сапунов Николай Николаевич , русский художник Сапунов Николай Николаевич , биография художника Сапунов Николай Николаевич , информация о художнике Сапунов Николай Николаевич

petroart.ru

Творчество Сапунова - Чайковская Художественная Галерея

Опубликовано 1 декабря 1970 г.

17 декабря исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося русского художника начала ХХ века Н.Н. Сапунова. К юбилею этого мастера в художественном музее открывается выставка, на которой зрители увидят несколько работ Н. Сапунова, бывших ранее в коллекции А. С. Жигалко. Дополнят выставку многочисленные репродукции с краткими аннотациями. Всё это поможет зрителю получить представление о творчестве замечательного художника.

В июле 1912 года весь художественный мир России потрясла трагическая смерть одного из своеобразнейших художников того времени – Николая Сапунова. Петербургской белой ночью 14 (27) июля небольшая компания молодежи каталась на лодке. Во время перехода поэта Кузьмина с места на место, лодка опрокинулась. Не умевшего плавать Сапунова спасти не удалось. Было ему тогда 32 года, и он немногое ещё успел совершить, но наследие, оставшееся после него, говорит о том, что это был художник, которым может гордиться русская школа живописи.

В памяти многих современников Н.Сапунов сохранился как беспечный и беззаботный художник-кутила, который в самый разгар работы мог предложить приятелям « В кабак! Антиресуетесь?» . Он ценил забавные словечки, рожденные в народных недрах, и сам, одетый по последней моде, любил спросить у встречного знакомого: «Куды, граф, иттить натрафляете?» О нраве Сапунова говорит и короткая записка, оставленная им перед отъездом в Италию в 1902 году художнику К. Коровину: «Едем в деревню на этюды, а по дороге заедем в Рим».

Но при всём этом произведения Н. Сапунова служат свидетельством серьёзного творческого труда.

Искусство Сапунова противоречиво, потому что сложным и противоречивым было время, в которое жил и творил художник. Это было время радужных надежд и горьких разочарований, смелых дерзаний и болезненной усталости. Многие художники той эпохи легко освобождались от рутины, но вместе с тем также легко поддавались соблазнам преходящей моды. Сапунов, как и многие другие талантливые люди, не мог не испытать в своём творчестве воздействия этих шатаний и колебаний.

Свою творческую биографию Сапунов начал как последователь И.И. Левитана, у которого учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После лирических пейзажей в творчестве молодого художника появляется новая тема – перед нами оживает пышный и манерный век Людовика XV – Короля-Солнца, век церемониального этикета, глубоких поклонов, пышных туалетов, век беспрестанных придворных празднеств с масками.

В картинах Сапунова эти празднества выглядят как стройное, прекрасное зрелище, но зыбкое, как сновидение, готовое тотчас же сгинуть, рассеяться, словно туман. Всё погружено в мглистую атмосферу приглушённо сиреневых, розовых, зеленоватых тонов, едва озаряемую золотистым мерцанием фонариков…(«Менуэт», «Маскарад», «Ночной праздник»).

К этим работам близка и небольшая картина «Фейерверк» из нашего музея. Изображён карнавал перед ажурными воротами парка. Ярко вспыхивающие на синем ночном небе розовые гирлянды фейерверка освещают группу веселящихся дам и кавалеров.

Художников того времени очень интересовал XVIII век, они поэтизировали его, откровенно любовались им, но у них часто проскальзывала и ирония ко всей светской мишуре, мелким любовным интригам. Это двойственное отношение автора к изображаемому чувствуется и в нашей картине.

Со временем Сапунов стремиться преодолеть театральную условность своих работ и подойти к самой толще народного быта. Отсюда – его тяга к фольклору. И вот в изысканные красочные гармонии Сапунова врываются яркие, пестрые, крикливые краски ярмарочного балагана, которые могут показаться вульгарными и грубыми. Картины строятся на любимом трезвучии синего, желтого, оранжевого. Сапунов очарован прелестью народного лубка, крестьянских расписных прялок, народной керамики – отсюда эта цветистость.

В этих работах сказалась мечта войти в хоровод народного праздника, и для того, чтобы полнее слиться с народной стихией, отречься от всех изысков культуры – мечта, характерная для многих людей искусства в то время. Не только большая красочность характерна для последнего творчества Сапунова – он переходит к новым сюжетам, обращается непосредственно к современной русской действительности, пишет картины на русские бытовые темы. Эти картины художник не завершил. Впервые показанные на посмертной выставке его произведений ( в 1914 году), они явились полной неожиданностью для ценителей его таланта. Оставленные Сапуновым многочисленные бытовые зарисовки полны горечи и сарказма: они продолжают разоблачительные тенденции передвижников. Вместе с тем, художник стремиться в них к широким обобщениям, его гротескные образы приобретают символическое значение.

В одной из последних работ в картине «Чаепитие» - художник словно сказал себе: довольно любоваться затейливой красотой маскарадов и ярмарочных подмостков! Вот он, без масок и прикрас, густой и гнетущий мещанский быт, давящая каждодневность русской провинции.

С необычайной остротой чувствуя красоту окружающего мира, Сапунов старался передать своё восхищение этой красотой в великолепных натюрмортах.  Он никогда не писал предметов повседневного быта – художника привлекают только вещи, прекрасные сами по себе, например, цветы. Цветы у него светятся, составляют аккорды, образуют пленительные цветовые феерии.

На нынешней выставке зрители увидят два натюрморта Сапунова из собрания нашего музея. Обе работы изображают цветущие гортензии. Необыкновенное впечатление оставляет натюрморт, написанный маслом. Гортензии заполняют всё поле картины и готовы выступить за её пределы. Картина строится на богатейшей гамме оттенков гортензий, притом только голубых.

Размеры газетной статьи не позволяют рассказать о театральном творчестве Сапунова – самой, пожалуй, интересной, стороне творчества самобытного художника. Пусть читатель сам придет в музей и познакомиться с театральными эскизами Сапунова – на сей раз, правда, в репродукциях.

Т. Сидельникова, старший научный сотрудник Чайковского художественного музея.

Добавить комментарий

chaikovskiy-gallery.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта