Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо. Картины рубо


Художник Рубо Франц Алексеевич.

http://www.diletant.ru/upload/iblock/32a/32a3c467d18dec48bb627b9d05c5d9cf.jpgФранц Алексеевич Рубо (Одесса, 17 июня 1856 — 13 марта 1928, Мюнхен) — русский художник-панорамист, автор полотен «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей.Учился в Одесской рисовальной школе (1865—1877), а в 1878—1883 — в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя. По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 — сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы).Также в в краеведческом музее Махачкалы находится панорама Штурм аула Салты. В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании. К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф.Рубо написал панораму Бородинская битва. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова иконсультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году понорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте. Среди характерных батальных полотен Рубо — Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913; обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург). С 1903 — профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М. Б. Греков). В 1912 окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении.

File:Sturm aul Gimry 1891.jpg«Штурм аула Гимры»,1891, Изображение кликабильно*

Художник Рубо Франц Алексеевич.Вступление Петра I в Тарки 12 августа 1722-г.

Художник Рубо Франц Алексеевич.Кавказская конная разведка.1901

Художник Рубо Франц Алексеевич.Эпизод из битвы при Курюк-Дард. 1900

Художник Рубо Франц Алексеевич.

Казаки у горной речки. 1892

Художник Рубо Франц Алексеевич.Битва при Рихтани. 1900-1910

Художник Рубо Франц Алексеевич.Штурм аула Ахульго. 1888

Художник Рубо Франц Алексеевич.Эпизод из битвы при Курюк-Дард. 1900

Художник Рубо Франц Алексеевич.Штурм аула Солта

Художник Рубо Франц Алексеевич.Штурм аула Ахульго панорама фрагмент

Художник Рубо Франц Алексеевич.

Бородинская битва (1912) Фрагмент

Художник Рубо Франц Алексеевич.Бородинская битва (1912) Фрагмент

Художник Рубо Франц Алексеевич.Живой мост. (1892)

Художник Рубо Франц Алексеевич.Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет. 1892

Художник Рубо Франц Алексеевич.Смотр войск Александром III. 1893

Художник Рубо Франц Алексеевич.Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 года.Севастополь. 1905

Художник Рубо Франц Алексеевич.Оборона Севастополя. Панорама. Фрагмент. 1902-04.Цитата сообщения галина_сухановаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Рубо Франц Алексеевич (1856 — 1928)

art.mirtesen.ru

Панорама Франца Рубо "Штурм аула Ахульго". Первозданный вид

«Что имеем – не храним, потерявши, плачем». Козьма Прутков был прав. Тем более, что даже если и храним, то часто не ценим, а если ценим – не всегда оцениваем. Это я вот к чему: в моей личной коллекции живописных и графических работ разных художников, которые я время от времени выставляю в ЖЖ, есть фото-тинто-гравюра с картины Франца Рубо «Штурм Ахульго 22 августа  1839 года». Я всегда ценил этот экземпляр, но мне и в голову не приходило оценить его. И вот случайно обнаружил, что фото-тинто-гравюры, выставленные на сетевых аукционах, стоят сравнительно дорого – от $300. Вот, например: http://antiqueshop.ru/catalogue/engravings/item_22388.html

Думаю, моя коллекционная единица (справа) стоила бы как минимум раза в три дороже, потому что это не только антиквариат - она воспроизводит первую в истории русской живописи панораму в ее первозданном виде, на отреставрированном полотне красок автора почти не осталось, возможно, реставраторы исказили местами и сам рисунок (кликнув на изображение дважды, можно разглядеть его детально).

Панорама «Штурм аула Ахульго...», написанная по заказу императора Александра Третьего, долгое время хранилась в Тифлисском музее, потом она была передана в музей Артиллерии. Пострадала от наводнения 1924 года, но больше – от вандализма тех, кто учился на художника: старательные студенты вырезали из картины большие куски холста и писали поверх шедевра свои учебные натюрморты. В девяностые годы центральная часть панорамы была найдена и восстановлена благодаря энтузиазму и энергии светлой памяти Патимат Гамзатовой (супруга Расула Гамзатова).

 

Основные этапы реставрации:

 

Об истории создания панорамы и ее реставрации  П.С.Гамзатова подробно рассказала в своей статье.   

Панорама Ф.А. Рубо «Штурм аула Ахульго»

Среди русских художников, писавших на тему Кавказа и  Кавказской войны, много славных имен. Это «первооткрыватель Дагестана» князь Г.Г. Гагарин,  И.Ф. Александровский,  Т. Горшельт, И.К. Айвазовский, П.И. Бабаев, П.Н. Грузинский, А. Шамшинов, Е.Е. Лансере и др. Среди них особое место занимает имя Ф.А. Рубо, художника, сумевшего понять, прочувствовать, пропустить через себя трагедию двух народов – русского и дагестанского – в эпоху Кавказской войны.

А начиналось все в 1856 г., когда в Одессе в семье небогатого французского эмигранта родился мальчик, которого назвали Францем. Первоначальное образование будущий художник получил в  городской рисовальной школе, а когда в 1877 г. семья переезжает в Германию, в г. Мюнхен, он продолжает образование в классе И. Брандта в Баварской Академии художеств. В течение 5 лет учебы каждый год на каникулы он уезжал на Украину, Северный Кавказ и Среднюю Азию, где делал свои многочисленные наброски и этюды, которые позже послужили богатым материалом для его многих  замечательных полотен. После блестящего окончания Академии в 1883 г., художник много работает, а спустя два года получает заказ от правительства Александра III на выполнение серии картин, которые отразили бы важнейшие события Кавказской войны. Картины предназначались для создаваемого в Тифлисе Военно-исторического музея «Храм Славы».

Рубо с большим энтузиазмом принялся за работу. Он посетил многие места на Кавказе, связанные с историческими моментами, где зарисовывал местность, костюмы горцев, оружие. Он написал 15 картин, охватывающих исторический период от времени вступления Петра I  в дагестанский аул Тарки до русско-турецкой войны 1877–78 гг. В данный цикл также входило несколько работ на темы среднеазиатских  походов и русско-турецкой войны. Сюжетами произведений Рубо выбирал самые напряженные, кульминационные моменты сражений или эпохальные события. Названия работ говорят сами за себя: «Вступление Петра I в Тарки», «Взятие аула Гимры», «Штурм Салты», «Взятие Дарго», «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет», «Пленение Шамиля», «Смерть Слепцова», «Молитва Шамиля перед боем», «Штурм аула Ахульго» и  т.д.

Центральным полотном «кавказского цикла» Рубо является «Штурм аула Ахульго». По накалу страстей, трагизму ситуации, художественным достоинствам эта работа – одна из лучших в цикле. В письме к своему другу в  Тифлис Рубо писал: «…Привезу к 15  сентября Кюрюк-Дара, Ахульго и вступление в Тифлис…Вам больше всего понравится Ахульго, это картина, которая больше всех интересовала меня!».

Через несколько лет, все еще находясь под впечатлением этого драматического эпизода  войны, Рубо приступит к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». Два года он работал над ней в Мюнхене вместе с группой учеников, взяв для этого в  кредит  35 тыс. марок и создав эпическое полотно длиной 120 м. и высотой 12 м. После этого в течение пяти лет он не мог реализовать панораму, и кредиторы преследовали его в течение всего этого срока.

В Мюнхене панорама, названная там «Покорение Кавказа», имела необычайный успех. Художник был награжден орденом Святого Михаила и избран профессором Баварской Академии художеств. Дальше – Париж (1891–1893), где президент Французской республики дал ей высокую оценку. После зарубежных выставок в  1896 г. для удобства экспонирования панорамы на родине художника по проекту архитектора В.В. Шене в Нижнем Новгороде было возведено здание, представляющее ротонду с прямоугольным входным порталом, увенчанное огромным куполом.

Ахульго, частью подожженный, оставлен воюющими горцами, оставшиеся же женщины и старики столпились на плоских крышах, поддерживают своих, стреляя в наших сверху. Одни женщины, полуобнаженные, с разметанными волосами, с диким видом бросают камни во врагов, другие в исступлении швыряют детей прямо на штыки русских и бросаются затем сами с воплем в обрывы, третьи, более спокойные, стараются спасти детей и скарб, разными трудными спусками ища выхода из этого ада. Главный бой кипит перед мостом, который уже подожжен. Воинственные жены стараются остановить некоторых бойцов, обратившихся в  бегство, принуждая их возвратиться в бой. Выше над мостом, на дороге – сам Шамиль на вороном жеребце  следит за  ходом боя, окруженный своими знаменосцами и мюридами. У него спокойный вид: его участь еще не решена. У последних домов справа стоят запряженные и нагруженные домашним скарбом повозки – арбы, готовящиеся к бегству. Правее виднеются поднимающиеся из-за скал свежие батальоны солдат, которые, отбросив преграждающих им путь лезгинских всадников, ввяжутся тоже в общую схватку. Ниже пара всадников по непроходимым тропинкам старается догнать своих. Еще правее открывается вид на долину реки Ашильта.

Вдоль правого берега ведет лучшая дорога к селению Старое Ахульго, разделенная глубоким оврагом. От аула высится Сурхаевская башня, слева к ней стремится соединенными усилиями лошадей и канониров полевая артиллерия, добираясь до позиции у обрыва, где уже первые орудия открыли огонь по неприятелю. На высоте стоит грузинская милиция. У башни внизу пристроился перевязочный пункт, раненых вносят туда крутым подъемом для оказания первой помощи. Вправо от башни, на возвышении, откуда виден весь ход битвы, остановился генерал-лейтенант Граббе, командующий действующим корпусом, на белом коне, окруженный свитой. Сзади, образуя прикрытие, расположена казачья сотня. Совсем вдали, по переброшенному мосту, переправляются свежие русские отряды, скорым шагом спешащие к месту боя.

Этот последний штурм Ахульго был предпринят 3 сентября 1839 г. после 3-х попыток: 28 и 29 июля и 2 сентября. Взятие Ахульго стоило русским 500 убитыми и 2500  ранеными. Шамиль, потеряв все свое войско убитыми, ранеными и пленными (было найдено до 2 тыс. тел в Ахульго), ночью бежал с семейством и несколькими приверженцами в Чечню, перебравшись, невидимо для русских, через горы.

 Спустя 5 лет царь купил панораму для «Храма Славы», уплатив за нее 15 тыс. руб. После Нижнего Новгорода панорама выставлялась в Севастополе и на Марсовом поле в Петрограде вплоть до революции. Затем ее свернули на вал и передали в Музей Артиллерии, где она находилась долгие годы. Во время очередного наводнения в 1924 г. панорама пострадала, но была цела. О ней вспомнили только в 30-х годах. По ходатайству наркома просвещения Дагестана А. Тахо-Годи панорама была передана в Дагестанский краеведческий музей. Но и здесь она оказалась никому не нужной, и несколько лет панорама пролежала в служебном здании музея в условиях, не соответствующих музейным требованиям. В начале 40-х гг., перед войной, руководство музея и некоторые дагестанские художники, развернув панораму прямо во дворе музея, увидев, что она в плохом состоянии и, даже не сфотографировав, разрезали на куски. И только три фрагмента общей площадью примерно 30 кв. м. как наиболее сохранившиеся, снова свернули и положили в то же хранилище. А остальной  холст был списан и уничтожен.

Впервые о трагической судьбе панорамы мне поведал известный дагестанский скульптор Х. Аскар-Сарыджа в  1965 г. В течение 10 лет я  несколько раз обращалась к бывшему директору краеведческого  музея Дауду Кажлаеву с просьбой выдать мне оставшиеся три фрагмента панорамы. И каждый раз он  отвечал, что таких в музее нет. Прошло время, краеведческий музей переехал в новое здание на площади Ленина, а наш музей – в  их старое здание. И когда проводились ремонтные работы в дворовых подсобных помещениях, мы обнаружили под кучей мусора фрагменты панорамы. Это было настоящим чудом.

Так завершилась трагическая история первой русской панорамы. На сегодняшний день фрагменты экспонируются в залах Дагестанского музея изобразительных искусств. Но ставить точку в этой истории рано.

В ходе поисков у меня возникла идея восстановить всю панораму. Я вышла на студию военных художников им. М. Грекова, специализирующуюся на батальной живописи, встретилась с главным художественным руководителем студии, Заслуженным художником России Николаем Николаевичем Соломиным. Идея написания панорамы его захватила, и он согласился сделать эскиз к работе. С 1992 г. Соломин с творческой группой неоднократно приезжал в Дагестан, посещал Ахульго. И с 1997 года в зале русской живописи экспонируется копия-эскиз панорамы Ф.А. Рубо «Штурм аула Ахульго», выполненный в масштабе один к десяти. Таким образом, первый этап воссоздания панорамы был пройден.

Хочется надеяться, что найдутся деловые люди, которым небезразлично прошлое и будущее Дагестана, потому что полное, один к одному. воссоздание панорамы – это  не только восстановление исторического и художественного памятника, но и политическая акция, направленная на восстановление исторической справедливости и консолидацию всех позитивных сил нашего общества. 

Гамзатова П.С.

Источник http://www.dmii.ru/subcat002.html

Примечание: свой коллеционный экземпляр не продаю - историей не торгую!

murtazali.livejournal.com

Рубо Франц Алексеевич(Roubaud Francois) | Студия И

Рубо Франц Алексеевич(1856–1928)российский живописец французского происхождения, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи.Родился в Одессе 3 (15) июня 1856 в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России.

rubo_08.jpg

Учился в Одесской рисовальной школе (1865–1877), а в 1878–1883 – в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.

По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885–1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896; сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В 1902–1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании (сильно пострадавшая при обороне города в 1941–1942, отреставрирована и открыта вновь в 1954). Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И.Г.Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве; после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Среди характерных батальных полотен Рубо – Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913; обе – в Артиллерийском историческом музее, Петербург).

С 1903 – профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М.Б.Греков). В 1912 окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении.

Умер Рубо в Мюнхене 13 марта 1928.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

www.stydiai.ru

Рубо Ф.А. - репродукции картин. Печать на холсте 1

 

ПЕЧАТЬ КАРТИН НА ХОЛСТАХсоздаем поэзию,которую видят

Дизайн-студияINcolor

         Дизайн студия INcolor  • ПЕЧАТЬ НА ХОЛСТЕ • ПЕЧАТЬ ФОТО НА ХОЛСТАХ •ЦИФРОВАЯ РЕТУШЬ • 2014 © Все права защищены            ПЕЧАТЬ КАРТИН, ФОТОГРАФИЙ, РЕПРОДУКЦИИ НА ХОЛСТЕ С ДОСТАВКОЙ ПО ВСЕЙ РОССИИ

+7 (926) 677-78-61+7 (926) [email protected]

Заполните форму заказа и получите макет вашей будущей картины

+7 (926) 677-78-61+7 (926) [email protected]

ПЕЧАТЬ КАРТИН НА ХОЛСТАХсоздаем поэзию,которую видят

Заполните форму заказа и получите макет вашей будущей картины

В данном разделе представлены самые знаменитые картины Рубо Ф.А. Теперь вы сможете любоваться удивительными работами художника у себя дома. Заказать и купить репродукцию картины Рубо Ф.А. можно любым удобным для вас способом: заполните форму заказа, напишите письмо на [email protected], свяжитесь с менеджером по телефону или закажите услугу обратный звонок.

Рубо Франц Алексеевич (Roubaud Francois) - российский живописец французского происхождения, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трех батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. Родился в 1856 году в Одессе в семье французского коммерсанта. Учился в Одесской рисовальной школе в 1865-1877 и в мюнхенской Академии художеств в 1878- 1883 годах. В период обучения в Мюнхене, каждое лето уезжал в Россию, на Украину, Кавказ и в Среднюю Азию, делая там многочисленные этюды с натуры.Исполнив большое число жанровых и батальных композиций в духе искусства передвижников, Рубо в 1886 году получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для тифлисского «Храма Славы» (военно-исторического музея), призванного увековечить память о войнах России на Кавказе, а также в Турции, Иране и Средней Азии.

incolor-art.ru

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

Франц Алексеевич Рубо

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

«Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 года. Севастополь»

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

«Штурм аула Гимры»

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

«Живой мост»

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

"Казаки у горной речки"

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

«Оборона Севастополя»

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

«Рукопашный бой»

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

"Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет"

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

"Кто кого"

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

Фрагмент панорамы "Бородинская битва"

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

Фрагмент панорамы "Бородинская битва"

Великий Русский художник Франц Алексеевич Рубо

Фрагмент панорамы "Бородинская битва"

 

 

Ф.А.Рубо был поистине русским художником, пропагандирующим русское искусство, хотя и считался французом по рождению, а большую часть жизни прожил в Мюнхене. Художник-баталист Рубо Ф.А. стал основоположником панорамной живописи в России.

 

Франц Алексеевич Рубо родился в Одессе 5 июня 1856 года во французской семье, переселившейся из Марселя: отец Алекс был книготорговцем, а мать держала свой дом моделей.

 

 В ранние годы у мальчика выявился большая склонность к рисованию, и уже с девяти лет его определили в школу рисования и черчения, где он учился с большим прилежанием.

 

 Чтобы продолжить свое художественное обучение, Франц Рубо отправляется в 1877 году в Мюнхен (Германия) и поступает в Королевскую академию художеств, где проводит все молодые годы.

 

  Во время учебы в Академии Франц Рубо часто приезжал на каникулы в Россию и любил путешествовать по Средней Азии, Украине и Кавказу.

 

 Кавказ стал одной из любимых тем молодого художника:  здесь он изучал исторические события, сюжеты войн, делал наброски и эскизы будущих работ.

 

 В 1886 году Ф.А.Рубо получил заказ на написание 19 картин для храма Славы в Тифлисе (сегодня Тбилиси) на тему кавказских войн.

 

 1891 году, им  была создана панорама «Штурм аула Ахульго», которую впервые экспонировали в Мюнхене. За эту работу Ф. А. Рубо наградили орденом святого Михаила, а также ему было присвоено звание профессора в Баварской академии художеств.

 

Все зрелые годы Рубо Ф.А. работал по большей части в панорамной живописи – он создавал свои произведения, с  документальной точностью многие исторические события.

 

Летом 1901 года мастер получил новый государственный заказ на создание панорамы периода Крымской войны, посвященной пятидесятилетию героической обороны Севастополя в 1853-56 годах.

 

Ф.А.Рубо тщательно готовился к написанию исторической панорамы: беседовал с участниками обороны, изучал документальные материалы, писал этюды на Малаховом кургане, устраивал военные сцены на местах сражений.

 

 Он хотел увековечить массовый героизм русского народа при помощи средств панорамного искусства, и это ему удалось. Закончил работу над панорамой он в ноябре 1904 года, открытие состоялось в 1905 году, а в начале 1909 г. панорама была показана в Петербурге.

 

 В 1910 году художник приступает к работе над новым заказом - монументальной панорамой «Бородинская битва», ему помогают пять немецких живописцев. Полотно получилось размером 115х15 м . Сам Ф.Рубо считал «Бородинскую битву» самой лучшей из своих работ.

 

После открытия панорамы в 1913 году Ф.А.Рубо уезжает в Германию и до своей кончины 13 марта 1928 года в Россию больше не возвращается.

 

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

www.filipoc.ru

Рубо Франц Алексеевич - Биография :: Артпоиск

Родина художника город Одесса. Отец Франца Алексеевича был французским коммерсантом из Марселя, поселившемся в России. Мать художника Мадлен Сенек держала свой дом моделей. В 9 лет он был отдан в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его преподавателем был Йозеф Брандт.  Во время каникул юный Рубо посещал Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из основных тем творчества художника. В 1886 году Рубо заказали 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Работая над заказом, художник собирал исторический материал, побывал на полях сражений. На Кавказе художник написал большое количество портретов колоритных горцев. Этюды и эскизы он потом использовал для написания больших картин для храма Славы в Тифлисе. Осложняло работу то обстоятельство, что это был правительственный заказ и полёт творческой фантазии художника  ограничивался требованиями цензуры. Для каждой картины Рубо должен был предварительно представить эскизы к ней на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края.

В 1889 году в Императорском Обществе поощрения художников прошла  персональная выставка Ф. А. Рубо. В тот период Рубо активно участвовал в академических выставках 1896 и 1898 годов. Специально для них он написал ряд картин, в том числе "Живой мостРубо Ф. А. Живой мостЖивой мост. 1897Холст, масло, 214 x 354.5Музей-панорама Бородинская битва", "Кавказская разведкаРубо Ф. А. Кавказская (конная) разведкаКавказская (конная) разведка. 1901Холст, масло, 162 x 244Музей-панорама Бородинская битва", "Переправа через горную реку".

Рубо по праву считается основоположником русской батальной школы. В основном живописца привлекали  знаменательные события, связанные с историей России. Еще во время работы над картиной "Штурм аула Ахульго" (1888) для Храма Славы Рубо задумал и впоследствии воплотил в жизнь панораму на тот же сюжет. В 1891 году за эту работу Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора. Художник был удостоин ордена святого Михаила. Эта панорама экспонировалась в Париже, где она была оценена по достоинству. В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы "АхульгоРубо Ф. А. АхульгоАхульго. 1888Холст, масло, 338 x 428Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой" специально соорудили целое здание.

Рубо, затративший на создание панорамы 35 тысяч рублей, обратился к государю Николаю II с просьбой купить ее у него за 15 тысяч. "Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, - писал он в прошении, - но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. рублей". Рубо оказался в долгах, и кредиторы угрожали художнику продажей его работ в Мюнхене за бесценок. Панорама была приобретена Военным министерством для Тифлиса. В 1924 году панорама "АхульгоРубо Ф. А. АхульгоАхульго. 1888Холст, масло, 338 x 428Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой", хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, сильно пострадала во время наводнения. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. В настоящее время четыре фрагмента панорамы находятся в Махачкале.

В 1901 году Рубо получил государственный заказ на написание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов. "Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя, - говорил Ф. А. Рубо, - не имела себе предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым".

Во время создания панорамы изучал исторические материалы, беседовал с оставшимися в живых участниками обороны, писал этюды с Малахова кургана. По его просьбе на местах сражений устраивались инсценировки боевых действий. Рубо поставил перед собой задачу показать подвиг русского народа как можно правдивее и убедительнее. Художнику пришлось отстаивать свой творческий замысел. Было очень большое давление на художника сверху, настойчиво предлагалось создать на панораме эффектное зрелище, показав несколько разновременных эпизодов.

Вопреки всему живописцу удалось реализовать свой реалистический замысел - принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских людей проявился наиболее полно. Рубо вышел победителем: его эскизы получили одобрение и были утверждены. Помимо эскиза размером 1,08 х 11,5 м, выполненного тушью на бумаге, он написал около 50 этюдов для панорамы. Торжественное открытие картины прошло в мае 1905 года. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а потом была перевезена в Севастополь.

25 июня 1942 года в здание Севастопольской панорамы попала фашистская бомба. Чтобы вывезти полотно, солдаты разрезали его на 86 кусков и увезли их из Севастополя на военном корабле.

Панорама была отреставрирована группой реставраторов, возглавляемой действительными членами Академии художеств СССР В. Н. Яковлевым Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден... и П. П. Соколовым-Скаля Соколов-Скаля Павел Петрович Соколов-Скаля Павел Петрович [1899—1961] Советский живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Член КПСС с 1952. Председатель объединения "Бытие" (с 1920), член АХРР (с 1926), художественный руководитель "Окон ТАСС" (1941-45). Мастер....  В 1903 году Рубо был избран профессором петербургской Академии художеств, руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии.

Художник работал над Севастопольской панорамой и поэтому лишь на короткое время приехал осенью 1903 года в Петербург, чтобы познакомиться с мастерской и учениками. Вплотную посвятить себя преподавательской деятельности Рубо смог только в 1908 году. Параллельно с этим он был занят работой, связанной с созданием и установкой панорамы "Оборона СевастополяРубо Ф. А. Фрагмент панорамы "Оборона Севастополя"Фрагмент панорамы "Оборона Севастополя". 1905Холст, масло". Вместе с Рубо работали его лучшие ученики.

За выдающиеся заслуги в художественной деятельности Рубо в 1908 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств.

В 1910 году Рубо начал работу над панорамой "Бородинская битваРубо Ф. А. Бородинская панорама. Бой за КолочуБородинская панорама. Бой за Колочу. 1910—1913Холст, маслоМузей-панорама Бородинская битва". В ноябре 1909 года члены Императорского русского Военно-исторического общества В. А. Афанасьев и профессор Императорской Николаевской военной академии Б. М. Колюбакин высказали Рубо идею написания панорамы, посвященной Отечественной войне. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до официального подписания договора о создании панорамы. Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: "Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу…" Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". Об этом свидетельствует запись в дневнике императора.

Подготовительные работы к картине продолжались два года. Сама же картина была  написана за 11 месяцев. Её размеры 115х15 м. В помощь Францу Рубо были призваны пять немецких живописцев.

На панораме изображен самый ключевой момент Бородинского сражения - атака французами деревни Семеновское в полдень 26 августа (7 сентября) 1812 года. Для панорамы было построено здание "в Мясницкой части" Москвы по проекту военного инженера П. А. Воронцова-Вельяминова, которому серьезно помог советами сам Рубо. По окончании работы художник писал: "... панорама Бородино удачна и лучше севастопольской". После открытия панорамы "БородиноРубо Ф. А. Бородинская панорама. Бой за КолочуБородинская панорама. Бой за Колочу. 1910—1913Холст, маслоМузей-панорама Бородинская битва" Ф. А. Рубо уехал в Германию и в Россию больше не вернулся. Живя вдали от Родины, истинным патриотом которой являлся, Рубо не создал ничего равнозначного панораме "Бородино". Скончался Франц Алексеевич Рубо в Мюнхене.  

artpoisk.info

Картине-панораме «Бородинская битва» исполняется 100 лет

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в  деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения – когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций – деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную Бородинской битве, председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов Ермолова и Кутайсова. Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Фото ИТАР-ТАССсайт oldmos.ru

МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/

ШколаЖизни.ру

archnadzor.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта