Изображение болезни в искусстве. Медицина картина
ВРАЧИ В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ
Врачи в изобразительном искусстве встречаются довольно часто. Вот вам подборка произведений разных художников из разного времени...Пластов Николай Аркадьевич (Россия, 1930 – 2000) «Доктор» 1966
А.И.Курнаков Ответственные за жизнь. Групповой портрет орловских врачей 1980 г.mir-prekpasen.ru
Густав Климт «Картины для университета» (Философия — Медицина — Юриспруденция). Описание
«Картины для университета» (Философия — Медицина — Юриспруденция)
Обновление «апатичной», осторожной ко всему новому Вены, пришлось на стык двух веков. Менялся не только внешний облик главного города Австрии, дух модерна проникал во все сферы жизнедеятельности, включая и культуру. Почувствовалось «дыхание» новых направлений и в живописи, которые в Европе уже давно и успешно соперничали со старыми школами.
Для Густава Климта, популярность которого в венском обществе возрастала день ото дня, наступил период, когда внутреннее несогласие с академическими подходами в изобразительном искусстве, в одночасье сделало из перспективного «классика» строптивого модерниста. Именно художник-ремесленник Климт, для которого свобода творчества представляла главную ценность в жизни, возглавил венский модерн.
Когда в 1894 Климту, и его коллеге Францу Матчу поступило предложение украсить Большой зал Венского университета, ими уже было выполнено несколько престижных заказов, принесших компаньонам не только известность, но и материальную свободу. Теперь художникам предстояло реализовать проект, известный как «Картины для университета», который предполагал создание цикла панно. Для Матча, не решавшегося нарушить «постулаты» традиционной живописи, работа над проектом была прекращена, и бывшие друзья расстались.
В 1900-м на выставке Сецессиона Климт показал первую картину проекта – «Философия», которая вызвала гневную реакцию не только университетской среды, но и непонимание со стороны критики и публики. Профессура учебного заведения, ожидавшая увидеть работу, символизирующую победу Света и поражение Тьмы, которое возможно, естественно, только при участии просвещенных мужей, была задета за живое: человек, представленный провинциальным художником Климтом, оказался всего лишь частицей Вселенной, причем, полностью зависимой от благосклонности судьбы.
Художник изобразил символ Знания в нижнем краю картины и, по его мнению, оно подчинено тайнам устройства мироздания, которые символически переданы через сферу, имеющую человеческое лицо. «Знанию» дано только наблюдать за таинственной сферой, и течением реки – олицетворением науки о бытии мироздания; поток движущейся воды содержит в себе жизнь и смерть, и образы людей всех возрастов символизируют жизненный путь, от начала, до его завершения.
Познать мир и его законы невозможно, и Творцом лишь приоткрыта небольшая «щель», поэтому здесь присутствует только голова фигуры, что подчеркивает ограниченность в познании сокрытых тайн.
Среди особенностей «Философии»: изображение фигур в стилизованном виде, отход от объемности, и эти детали хоть и присутствовали в некоторых более ранних работах, теперь проявились со всей очевидностью. Также Климт использовал абстрактный фон, лишил полотно традиционных декораций, а фигуры обнаженных героев приняли явно не героические позы.
Восемьдесят семь профессоров, посчитавших себя униженными, выразили свое негодование не только через прессу, но и обратились в Министерство образования с требованием отозвать заказ.
Вена изменялась пока только внешне, и Климту не по силах было одолеть последствия культурной изоляции, в которой австрийская столица находилась длительное время. Настоящей оценкой «Философии» стала золотая медаль, которую картина получила в том же году на парижской Всемирной выставке.
Художник не прекратил работать над остальными произведениями, причем поиск новых путей в живописи по-прежнему был его неизменным девизом, и в 1903 на X-й выставке Сецессиона публика увидела незаконченные «Медицину» и «Юриспруденцию» – заключительные картины, эпатировавшие зрителей не меньше «Философии».
Может показаться, что работая над «Медициной», Климт просто плавно развил предыдущую тему, и создавал новый сюжет, пребывая под впечатлением тех же размышлений о взаимосвязи жизни и смерти. Человек здесь по-прежнему всего лишь безучастный свидетель событий, он не может, да и не знает к кому апеллировать в поисках здоровья, и только наблюдает как «равнодушная» Река Жизни без разбора уносит и скелеты, и разновозрастную плоть. Вывод однозначен: Медицине не дано спасти жизнь, понятно, что и профилактикой не стоит заниматься (ее автор просто проигнорировал).
В поисках образов, которые передали бы суть медицинских наук, Климт «перегрузил» сюжет смысловой нагрузкой, что и превратило картину в некое подобие «Философии», обильнее заправленное эротикой, которая вызвала у зрителя всего лишь ассоциации с замысловатой порнографией.
Если бы Климт обратился за помощью к практикующему психологу, показав ему «Медицину», специалист, скорее всего, определил бы, что автор сюжета страдает от приступов депрессии, а его психика истощена. Кроме этого, заметна и личная неустроенность создателя картины. Весь негатив, длительное время «бродивший» внутри художника, выплеснулся на полотно.
Аллегория здоровья – богиня Гигиея, хоть и заняла почти центральное место композиции, все же «подвинута» художником к нижнему краю полотна; статус у нее такой же туманный, как и у фигуры Знания в «Философии».
Появление очередной картины проекта сопровождалось усилением недовольства и непонимания авторского замысла, и заказчики, а вместе с ними и критика с публикой, кроме «уродства и наготы», не находили в климтовских аллегориях ничего другого. Мнение профессора истории фон Виткоффа, пытавшегося защитить творчество художника, не нашло поддержки ни в одной инстанции, и события вокруг «непристойных» картин обсуждались даже в Парламенте.
Можно было догадаться, что в «Юриспруденции», в трактовке философствующего живописца, вряд ли будет дан ответ на вопрос о восстановлении нарушенной справедливости, или, хотя бы, недопущении судебной ошибки. «Закон враждебен, а справедливость – не для всех», – такой вывод напрашивается при рассмотрении сюжета, где три голые фурии жестоко мстят беззащитному старику, скорее, убитому горем, но никак не опасному преступнику. Осьминог пугающе методично поглощает свою жертву, не оставив ей и малейшего шанса на апелляцию, или хотя бы оправдательное слово.
Мощно нагнетает мрачную атмосферу воображаемое пространство композиции, оно двухмерное, сильно сдавлено, и представляет собой черную субстанцию, в которой вязнет все. В отличие от предыдущих картин, автор «убрал» вселенскую пустоту, а также избавился от чувства неограниченного пространства.
Верхняя часть «Юриспруденции» – недосягаемая вершина, на которой расположились Правда, Справедливость и Закон; эти «священные» составляющие элементы справедливости, пребывая в идеальной реальности, вряд ли соприкасаются с реальностью жизни земной, и отделяет их от обыденного, горизонтальный элемент, из-за которого выглядывают, то ли беспристрастные, то ли безучастные лица судей.
Наверное, гнев венского общества, накопившись до критического предела, сыграл не последнюю роль в трагической судьбе этих выстраданных гением Климта картин, и в 1945, при отступлении немецких войск, полотна сгорели в австрийском замке Иммендорф. О вершине творчества Климта, к которой, несомненно, принадлежат аллегории для Университета, можно судить лишь по черно-белым фотографиям, и выполненной на высоком художественном уровне, копии богини Гигиеи.
Выкупить у государства картины художнику удалось в 1905, с помощью друзей и покровителей, впоследствии они были перепроданы в частные руки. Возвратив министерству культуры аванс, Климт зарекся не связываться больше с государством. Отдельные детали полотен, художник дорабатывал до 1907. Также с завершением работы над этим скандальным проектом, Климт перестал писать монументальные полотна, переключившись на малоформатные картины.
gklimt.ru
чем болели на картинах Возрождения ≪ Scisne?
Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач Алексей Водовозов делится предположительными диагнозами.
Подозревалась в дефективности даже «Мона Лиза» — от задержки развития до отсутствия зубов у героини (см. Идиотизм, косоглазие и еще 4 медицинских диагноза Моны Лизы). А порой и болезни художников влияли на манеру письма: так, Камиль Писарро видел мир «сквозь слёзы», — у него был хронический дакриоцистит. Фрагмент картины Яна Массейса «Веселая компания», 1564 год |
Первое медицинское описание заболевания, уродующего мелкие суставы, относится к концу XVIII века. Тем не менее, есть основания полагать, что европейцы познакомились с ревматоидным артритом как минимум на пару веков раньше. Существует гипотеза, что заболевание, причина которого до сих пор неизвестна, было завезено из Нового Света. Самые древние останки с характерными поражениями суставов кисти и стопы обнаружены в штате Теннесси на территории США, датируют их предположительно 4500 г до н. э.
Предполагается также, что ревматоидный артрит может иметь трансмиссивную природу, что могло бы объяснить самую настоящую эпидемию этого недуга, поразившего европейцев в эпоху Возрождения. Выходит также, что первичным очагом была Фландрия, один из наиболее активных контактеров с Новым Светом. Именно на картинах фламандских художников раньше всех появляются персонажи с характерными изменениями суставов кисти.
Одним из ярчайших представителей антверпенской школы был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Известно, что он страдал неким заболеванием, которое постепенно уменьшало подвижность мелких суставов и существенно затрудняло рисование. Среди возможных причин называются подагра, ревматическая лихорадка и ревматоидный артрит. В пользу последней версии говорит тот факт, что у многих его современников, бывших моделями для картин Рубенса, наблюдалась сходная симптоматика.
Питер Пауль Рубенс «Три грации», 1638 год |
То же самое можно заметить у натурщиков, ставших персонажами картин Рубенса «Чудо Святого Игнатия Лойолы» (1620 г) |
и «Поклонение волхвов» (1629 г) |
Якоба Йорданс «Семья Йорданс в саду», 1621 год |
Ян ван Эйк, «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436, музей Гронинге, Брюгге, Бельгия. Признаки ревматоидного артрита заметны на кистях рук пожилого каноника в белом, опустившегося на колени:
Ян ван Эйк «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436 год |
Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532 год |
1. Arthritis in Flemish paintings // Br Med J 1977;1:1414 2. Hypothesis: Rubens—one of the first victims of an epidemic of rheumatoid arthritis that started in the 16th—17th century? // Rheumatology 2005;44:681—683
scisne.net
Изображение болезни в искусстве
(размышления после посещения Лувра)
Я не люблю смотреть фильмы о больницах и врачах, потому что ловлю себя на том, что автоматически контролирую и оцениваю действия героев фильма, оказывающих помощь, проводящих осмотры, принимающих роды и т.д. И довольно часто разочаровываюсь в непрофессиональности воспроизведения действий медперсонала и их грубых ошибках. Возникает естественное возмущение, что создатели фильма пожалели деньги на профессионального консультанта.
Но сегодня речь пойдет не о фильмах, а о произведениях искусства – живописи и скульптуре, изображающих больных людей или какие-то дефекты развития. Натолкнуло меня на такие размышления мое недавнее посещение Лувра. Рассматривая известные полотна не менее известных мастеров живописи, я автоматически (профессионально) оценивала состояние изображенных людей: поза, выражение лица, окраска кожи, наличие опухолей, деформаций тела и т.д. «Физический осмотр» скульптурных работ тоже позволил выявить интересные особенности строения тела людей той эпохи, когда создавались эти произведения искусства.
Многие работы, хранящиеся в этом огромнейшем музее, я знала по прочитанным книгам, опубликованным фотографиям, созданным фильмам и телепередачам, поэтому, с одной стороны, ничего нового для себя не открывала. С другой же стороны, я увидела множество работ, популярность и значимость которых находится «в тени» известных шедевров, а поэтому не дооценивается человечеством. Меня, как врача, привлекали не только изображения людей, страдающих от каких-то недугов, но и диета (пища, напитки) прошлого, сцен врачебной практики, условий, в которых проводилось диагностика и лечение заболеваний.
Я не побоюсь сказать, что в 99% случаев художники и скульпторы использовали живые модели – реальных людей, окружавших мастеров. Так как все они по образованию и требованиям тех времен были реалистами (академистами), то они старались изобразить форму тела своих моделей с большой точностью даже при наличии каких-то физических отклонений.
Тема изображения больных людей в искусстве – не новая, изучена многими искусствоведами, а тем более работы известных художников и скульпторов.Тем не менее, мой профессиональный интерес разыгрался при посещении Лувра и обнаружении нескольких интересных работ, по которым я «диагностировала» болезни. Оказалось, что мои диагнозы совпали с теми, которые были описаны в архивах или поставлены другими специалистами, что порадовало мое чисто врачебное любопытство.
В Лувре собраны десятки тысяч произведений искусства, среди которых огромнейшее количество работ посвящено изображению раненых и умирающих людей, в основном на поле всевозможных битв. Я упущу эту категорию больных, а обращу ваше внимание на уникальные случаи заболеваний, которые встречаются и в наше время. Изображения младенцев и кормящих грудью матерей - это тоже отдельная тема для обсуждения в другой раз.
В коллекции Лувра имеется огромнейшее количество работ, изображающих нагих женщин. Практически считалось нормой показывать женское тело, хотя бы плечи и одну грудь даже в портретах королевских отпрысков. Первой мое внимание привлекла известная картина Рембрандта обнаженной Батшебы (1654).Моделью служила домохозяйка-служанка Рембрандта, которая выполняла функцию и его жены. На левой груди женщины видны изменения, характерные для послеродового мастита или рака молочной железы.
Архивные записи говорят о том, что Хендрикье прожила 9 лет после создания этой картины, но ее здоровье ухудшалось с каждым годом. Она умерла от серьезного истощения, поэтому предполагается, что, с одной стороны, это мог быть туберкулез , но с другой стороны, распространенный рак молочной железы.
Известная картина Герарда Доу «Больная водянкой» (1663) изображает визит дипломированного врача (судя по одежде) к больной женщине среднего сословия. Водянка возникает из-за накопления жидкости в организме, чаще всего как результат сердечной или почечной недостаточности, реже по другим причинам.
Доу был учеником Рембрандта и создал несколько полотен с изображениями врачей того времени. Уроскопия (осмотр мочи) использовалась врачами Вавилона еще в 4000 году до н.э. Она стала неотъемлемым методом диагностики многих заболеваний всех известных медицинских школ Европы. Другим важным диагностическим методом являлось исследование пульса.
Мочу собирали в специальный стеклянный сосуд (колбу) – матулу. Матула была эмблемой медицины того времени. В 1696 году в Париже вышла книга под названием «Зеркало мочи, посредством которого можно определить темперамент, настроение, локализацию и причину болезни, книга полезная для каждого, даже для врачей». В одном из манускриптов сохранилось описание 20 оттенков мочи, характерных для разных заболеваний.
Постепенно врачи, которые злоупотребляли уроскопией, особенно в прогнозировании исхода болезни, были вытеснены врачами, использовавшими новые методы диагностики (осмотр, выслушивание сердечных сокращений и дыхания, ощупь живота и др.).Тем не менее,на многочисленных изображениях врачей прошлого, начиная с древних времен и заканчивая 18-м столетием, неотъемлемым атрибутом в руках доктора была колба с мочой.
На полотне Доменика Гирландайо «Портрет старика с внуком»(1490) изображен старший мужчина, страдающий ринофимой.
Ринофима – это хроническое доброкачественное заболевание кожи носа, из-за которого нос увеличивается и деформируется. Хотя причины возникновения этого заболевания не известны, считается, что злоупотребление алкоголем может приводить к появлению ринофимы.
Само по себе полотно окутано аурой теплоты, любви, поэтому изображение дефекта на лице старого человека фактически рассеивается в этой ауре, не вызывая негативных чувств и эмоций (многие люди не могут спокойно смотреть на людей с физическими отклонениями, больных, раненых, и т.д.).
Еще одна известная картина Лувра, шедевр живописи, с изображением попрошайки, пораженного дефектом развития, является «Косолапый мальчик» Хусепе де Риберы (1642).
Этот испанский художник часто рисовал калек, больных людей, а также людей с умственной отсталостью. Изображение неаполитанского мальчика, страдающего косолапостью, – одна из его последних работ.
В залах, где были выставлены скульптуры и другие предметы искусства, меня привлекла работа Франсуа Рюда, изображающая лицо известного французского художника Луиса Давида (1748 – 1825).
Традиционно, во многих популярных источниках, деформация лица художника объяснялась перенесенным в юношеском возрасте ранением саблей. Эта деформация также привела к трудностям с употреблением пищи и искажением языка (художник не мог произносить некоторые звуки).
Именно Луис Давид придерживался версии «ранения саблей» и даже рисовал свои автопортреты с рубцом на левой щеке. На этих изображениях заметно повреждение лицевого нерва. История с ранением необходима была для выживания в обществе, где лицевые и другие дефекты тела воспринимались негативно, с презрением и насмешкой. Повреждение в результате ранения оружием сглаживало насмешки и, наоборот, вызывало уважение.
Тщательный биографический поиск показал, что Луис Давид страдал доброкачественной опухолью, что могло быть гранулемой или невромой. Возможно, художник перенес в прошлом какую-то лицевую травму, но на его лице не было шрамов, по описанию очевидцев, и далеко не на всех портретах изображен шрам. Действительно ли такое поражение лица было следствием колото-резаной раны, сказать трудно.
Наверняка в Лувре имеется намного больше произведений искусства, запечатлевших людей, страдающих от разного рода недугов, которые я не успела заметить.
Практически до сих пор большинство полотен осталось в стороне от внимания врачей, за исключением известных шедевров живописи и скульптуры. Мы знаем о тех болезнях, которыми страдали люди прошлого, в основном по скудным старым записям, большая часть которых хранится в архивах и не доступна многим людям, по сохранившимся единичным наблюдениям врачей в виде их трактатов, дневников, книг. Поскольку многие мастера реалистично изображали многие детали человеческого тела, убранство людей, их пищу, разные виды занятий, у нас есть возможность изучить не только жизнь, быт, культуру и традиции жителей разных эпох и разных континентов, но также обнаружить признаки различных заболеваний, которыми они страдали. Я надеюсь, что среди врачей будет больше желающих изучать произведения искусства с медицинской точки зрения и разгадывать многие тайны жизни как известных, так и неизвестных представителей различных поколений и эпох.
klubkom.net
Живопись и медицина - Consilium Medicum
Американский художник Уильям Утермолен умер в 2007 г. в возрасте 74 лет, оставив после себя огромную коллекцию авторских картин. Но отдельного внимания заслуживает серия автопортретов, датированных 1996–2000 годами. Какой болезнью страдал художник?
Болезнь Паркинсона Художник страдал болезнью Альцгеймера. Из года в год, почти до самой смерти, он вел отчаянную борьбу со своим телом и прогрессирующей деменцией, и эти автопортреты отражают всю глубину эмоциональной и физической трагедии художника, свидетельствуют о медленной, мучительной деградации ума, тела и духа, ведущие к окончательному и полному стиранию личности.
Болезнь Альцгеймера Диагноз «болезнь Альцгеймера» художнику поставили в 1995 году. Из года в год, почти до самой смерти, он вел отчаянную борьбу со своим телом и прогрессирующей деменцией, и эти автопортреты отражают всю глубину эмоциональной и физической трагедии художника, свидетельствуют о медленной, мучительной деградации ума, тела и духа, ведущие к окончательному и полному стиранию личности.
Шизофрения Художник страдал болезнью Альцгеймера. Из года в год, почти до самой смерти, он вел отчаянную борьбу со своим телом и прогрессирующей деменцией, и эти автопортреты отражают всю глубину эмоциональной и физической трагедии художника, свидетельствуют о медленной, мучительной деградации ума, тела и духа, ведущие к окончательному и полному стиранию личности.
Обсессивно-компульсивное расстройство Художник страдал болезнью Альцгеймера. Из года в год, почти до самой смерти, он вел отчаянную борьбу со своим телом и прогрессирующей деменцией, и эти автопортреты отражают всю глубину эмоциональной и физической трагедии художника, свидетельствуют о медленной, мучительной деградации ума, тела и духа, ведущие к окончательному и полному стиранию личности.
con-med.ru
|
pheonae.livejournal.com
Персонажи картин глазами врача | Самооздоровление.ру
Увидела здесь
Сегодня, открыв новый номер газеты «Аргументы и факты», я наткнулась на статью. И поняла, поняла, что, вобщем-то, не с того ракурса смотрела я раньше на картины. Оказывается можно еще и так.
В надежде на то, что это должно быть интересно, особенно для будущих культурологов и студентов-медиков, решила привести статью здесь))))
«Картины порой настолько реалистичны, что врач без труда может поставить персонажу, изображённому на картине, диагноз, утверждает Александр Карабененко, профессор кафедры госпитальной терапии РГМУ».
«Даная», Рембрандт
Молодая, мягкая, беззащитная. обнажённая женщина, освещённая потоком тёплого солнечного света, неслучайно считается символом женственности, гимном чувственной красоте. Врачи утверждают, что «песочные часы» — оптимальный вариант дамской фигуры. Подобные женские формы свидетельствуют об идеальном гормональном фоне — сильнейшем природном регуляторе женской красоты. Пышные бёдра и грудь вкупе с узкой талией указывают на высокий уровень главного женского гормона — эстрогена, который даёт высокие шансы забеременеть и родить здоровых детей. Помимо этого эстроген ускоряет процесс обновления клеток организма, сохраняет упругость и молодость кожи, придаёт блеск и пышность волосам и защищает сосуды от атеросклероза. Женщины с достаточным уровнем содержания эстрогена уравновешенны, женственны и отличаются оптимистичным взглядом на жизнь.
ИЗ ИСТОРИИХудожник изобразил на полотне первую жену — Саскию. Мастер считал это полотно лучшим, что он знал в жизни. «Даная» создана спустя два года после свадьбы, в 1636 году, в один из самых счастливых моментов брака. В то время Саския и Рембрандт ждали сына. Долгое время недоумение критиков вызывал тот факт, что Даная в отличие от других изображений Саскии не слишком портретно похожа на свой прототип. Современные исследования (рентгеноскопия) показали, что лицо перерисовывалось художником в 1642 г., когда после смерти супруги он нашёл утешение в объятиях няни сына Гертье Диркс. Даная стала собирательным образом двух женщин художника.
«Купчиха за чаем», Борис Кустодиев
Красивая, румяная, дородная женщина — любимый образ Кустодиева, воспетый им на многих полотнах. Однако подобные женские формы волнуют не только художников, но и беспокоят врачей. Это не просто ожирение, а метаболический синдром — нарушение углеводного, липидного, пуринового обмена, сопровождающееся артериальной гипертензией и снижением чувствительности к инсулину. Как правило, неминуемое следствие метаболического синдрома — ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет. Абдоминальное ожирение (скопление жира в районе живота) — прямое указание на проблемы в репродуктивной сфере. Без помощи врачей красавица не сможет ни зачать, ни выносить ребёнка.
ИЗ ИСТОРИИ«Купчихой» стала соседка Кустодиева (в Астрахани они жили в одном доме) Галина Адеркас — хирург, солистка Радиокомитета, баронесса по происхождению. Впервые картина экспонировалась в 1919 г. Гражданская война, голод, разруха… А тут такая яркая Россия, которую, как уже было понятно тогда, зрители потеряли…
«Девочка с персиками», Валентин Серов
Блестящие тёмные волосы, свидетельствующие о сбалансированном питании и хорошем кровоснабжении, смуглая (кровь с молоком), нежная, бархатистая кожа (цвет лица зависит от работы желудка, кишечника и состояния кровеносных сосудов), живые глаза цвета чёрной смородины (говорящие о здоровой психике), яркие полные губы (признак отменной работы органов внутренней секреции) — всё это свидетельствует о том, что девочка вступает в жизнь, не имея тяжёлого багажа проблем со здоровьем.
ИЗ ИСТОРИИНа картине изображена Вера Мамонтова, дочь известного мецената Саввы Мамонтова, в поместье которого сложился так называемый Абрамцевский кружок художников. Эту очаровательную девушку впоследствии писали многие художники, в том числе и Виктор Васнецов, крайне не любивший портретный жанр. Его картина «Девушка с кленовой веткой» так понравилась Вере Саввичне, что она уговаривала художника продать её, суля немалые деньги. «Я подарю тебе этот портрет, если выйдешь замуж за русского», — пообещал художник девушке, которая много времени проводила за границей. Васнецов выполнил своё обещание и презентовал Вере картину в качестве свадебного подарка (она вышла замуж по взаимной и глубокой любви за дворянина Александра Самарина). Кстати, во время венчания на невесте было то самое платье, в котором она позировала Васнецову.
«Всадница», Карл Брюллов
Кто из нас не восхищался уверенной ловкостью амазонки, грациозно сидящей на великолепном скакуне? Юная всадница с сияющими глазами и иссиня-чёрными волосами и лицом, залитым горячим румянцем, отвечает строгим канонам женской красоты того времени. Кто бы мог подумать, что жить ей осталось совсем недолго. У юной красавицы митральный порок сердца. Пациенты с таким диагнозом обычно выглядят намного моложе своих лет. У них точёная фигура, густые волосы и яркий, ровный вишнёво-красный румянец, заливающий щёки, который появляется вследствие усиленного выделения печенью гистаминоподобных веществ. Это главный отличительный признак смертельно опасной болезни. Во времена Брюллова заболевание считалось смертельным. Обычно больные умирали в возрасте 30-35 лет.
ИЗ ИСТОРИИНа этом портрете, написанном по заказу состоятельной аристократки Юлии Самойловой, изображены её воспитанницы — Джованина и Амацилия Пачини. Вторая — маленькая девочка, которая с крыльца с восторгом смотрит на всадницу — дочь композитора Джованни Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему будущей картины. Юлия Самойлова долгие годы состояла с Брюлловым в близких отношениях, поддерживала его финансово и встала на его сторону после скоропалительного (через 2 месяца после свадьбы) развода, последовавшего после того, как, по слухам, молодая супруга призналась Карлу, что состояла в добрачных отношениях с собственным отцом и до сих пор его любит, причём отнюдь не платонически.
«Богатыри», Виктор Васнецов
По легенде до 33 лет Илья Муромец лежал на печи, а потом был чудесным образом исцелён. Видимо, в детстве богатырь страдал параличом конечностей — случаи излечения от этой болезни крайне редки, но всё же случаются. Тем не менее тот, с кого был нарисован данный портрет, никакой тяжёлой болезнью явно не страдал.
ИЗ ИСТОРИИНад «Богатырями» Виктор Васнецов работал более тридцати лет — это один из рекордов мировой живописи. Даже после того, как Третьяков приобрёл картину для своей галереи, художник продолжал вносить в неё поправки. Особенно долго мастер не мог найти прообраз Ильи Муромца. Кто только не позировал Васнецову — кузнецы, извозчики, крестьяне. В результате получился собирательный образ. Фигура богатыря принадлежит коллеге по художественному цеху Василию Поленову, который, кстати, с детства отличался отменным здоровьем, а лицо — кузнецу Илье Петрову.
«Неизвестная», Иван Крамской
Долгое время Неизвестная с картины Крамского считалась идеалом неземной красоты. Однако то, что завораживает посетителей — чувственная красота, блеск и надменный прищур слегка припухших глаз, — настораживает врачей. Скорее всего, Неизвестная страдала гипертиреозом — повышенной активностью щитовидной железы. При этом заболевании глаза приобретают особый «влажный» блеск, появляется пучеглазость. Кстати, именно гипертиреозом можно объяснить то, что Неизвестная одета слишком легко для зимы, — заболевание сопровождает повышенная потливость.
ИЗ ИСТОРИИИзвестно, что этот портрет Крамской, востребованный художник, начал писать внезапно, отложив самые важные и срочные заказы. Но о том, кто изображён на портрете, художник — любящий отец и прекрасный семьянин — не обмолвился ни в дневниках, ни в письмах, ни в разговорах. Тайну художника не разгадали даже дотошные исследователи его творчества. Подозревают, её знал лишь Павел Третьяков. В своей галерее он собирал всё, что писал любимый художник, но «Неизвестную» не купил, заявив, что этой кокотке в его собрании не место. Интересно, что в современной композиции картина висит напротив портрета Третьякова кисти того же Крамского, с которого галерист смотрит на Неизвестную исподлобья.
«Портрет живописца Крылова», Карл Брюллов
Грузная фигура, одутловатое лицо, гипертрихоз (повышенное оволосение, нависшие брови) — признаки синдрома Кушинга — дисфункции надпочечников, которая проявляется в повышенной продукции гормона кортизола. Кстати, ранним симптомом болезни является чрезмерный аппетит.
ИЗ ИСТОРИИВ 1823 г. баснописец получил Большую золотую медаль Российской академии, поэтому портрет задумывался как парадный. Но Крылов, позируя, постоянно задрёмывал и «ронял» голову. Брюллова это безумно раздражало. К счастью, работал он всегда очень быстро, а потому успел схватить добродушный нрав баснописца.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли почти во всех своих произведениях воспевал одну женщину — Симонетту Веспуччи, первую красавицу Флоренции. Современники считали её красоту божественным даром, воплощением совершенного замысла. Для врачей же внешний вид Венеры с картины Боттичелли несёт другую информацию. Бледное лицо, припухшие глаза, деформация пальцев ног — типичные симптомы начинающегося туберкулёзного артрита, от которого красавица и умерла в разгар эпидемии туберкулёза в возрасте 22 лет.
ИЗ ИСТОРИИСимонетта Веспуччи была для Боттичелли недоступна. Он — простой живописец, она — супруга одного из банкиров правящего семейства Медичи, та, чьего расположения добивались все знатные мужчины Флоренции, включая правителя города Лоренцо Великолепного и его младшего брата Джулиано. Но у последнего было больше времени ухаживать, больше настойчивости… Существовали ли между Джулиано и Симонеттой близкие отношения или она так и осталась лишь дамой его сердца, что в тот куртуазный век вполне было возможно, бог весть. Но любили её все: например, Лоренцо, узнав о кончине Симонетты, печально произнёс: «Душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду…»
Вердикт: нет у нас ни сейчас, ни раньше здоровых людей — есть недообследованные.Ну что такое? Из здоровых только Даная, что впрочем логично, и Илья Муромец, что впрочем тоже. Может статью следует продолжить и в следующем номере мы узнаем *голосом того ведущего с НТВ* какой дантист лечил Мону Лизу? Чем на самом деле болел сын Ивана Грозного? И куда занесли грачи птичий грипп?
А вот, препод по пиару рассматривал мировую историю как сплошные пиар-компании правителей и военачальников.
samoozdorovlenie.ru