5 музеев, где можно увидеть лучшие работы Огюста Ренуара. Картины ренуара
5 музеев, где можно увидеть лучшие работы Огюста Ренуара
В день рождения величайшего французского живописца XIX-XX веков мы составили для вас путеводитель по местам, где можно полюбоваться лучшими работами мастера.
Фото: musee-orsay.fr
Музей Орсе, Париж
Большой, но, тем не менее, очень уютный музей, расположившийся в здании бывшей железнодорожной станции Орсе, хронологически стал связующим звеном между роскошным древним Лувром и современным Центром Жоржа Помпиду: экспозиции музея, созданного в 1970-х, посвящены произведениям искусства, увидевшим свет в период 1848-1910 годов. Здесь царят простор и демократия: в полной свободе, не тесня друг друга, мирно соседствуют картины прославленных мэтров и работы менее известных мастеров. Едва ли где-либо на планете найдется столь внушительная коллекция работ импрессионистов: полотна с хаотично разбросанными цветовыми пятнами и размытыми контурами, прежде вызывавшие лишь недоумение, здесь всегда в почете. Музей содержит немало картин Клода Моне и Камилля Писарро, Жорж-Пьера Сёра и Альфреда Сислея, Эдгара Дега и Винсента Ван Гога.
Фото: Википедия
В Орсе находится и одно из самых крупных в мире собраний произведений искусства, вышедших из-под кисти Огюста Ренуара. Особую гордость музея составляют “Портрет Уильяма Сислея” (1864), “Автопортрет” (1873), “Качели” (1876), “Бал в Мулен де ла Галетт” (1876) и более поздние “Девушки у рояля” (1893) (здесь и далее фотографии полотен, взятые с официальных сайтов музеев, расположены в порядке упоминания, кроме "Автопортрета", который вы могли видеть в самом начале статьи). Побывав на выставке Ренуара в Турине, окончившейся только 23 февраля, шедевры снова вернутся в парижский уголок искусств, открытый ежедневно с 9.30 до 18.00. О том, чем еще порадует Музей Орсе, можно узнать на сайте www.musee-orsay.fr.
Национальный музей Швеции, Стокгольм
Главная художественная галерея Швеции – это интерактивный путеводитель по миру искусства. Музей, начавший свое существование в 16 веке, прошел долгий путь от частной коллекции короля Густава Васа до огромного собрания шедевров, насчитывающего свыше 16 тысяч картин и более 30 тысяч других экспонатов. Основное здание шведского мира искусства заметно выделяется на фоне урбанистических пейзажей Стокгольма: созданное в духе итальянских построек эпохи Ренессанса, оно сразу настраивает на творческий лад.
Фото: photosweden.wordpress.com
Но не верьте обманчивому старинному виду: за раритетным фасадом скрывается самое современное оборудование. Например, возле стеклянных витрин, содержащих произведения искусства, установлено 9 видов подсветки, создающей разные эффекты и акцентирующей внимание на занятных мелочах. Каждую картину, включая известные работы Огюста Ренуара «Трактир матушки Антони» (1866), «Лягушатник» (1869), «Разговор в лодке» (1878), даже можно рассмотреть в световых режимах «До реставрации» и «После реставрации». В Национальном музее Швеции всегда найдется что-то новое для ценителей искусства: помимо основных экспозиций, содержащих коллекции работ мастеров 16-20 веков, и внушительного собрания гравюр, тут регулярно устраиваются тематические выставки. Все о новинках и мероприятиях богатой художественной галереи легко узнать на http://www.nationalmuseum.se/sv/English-startpage/.
Собрание Филлипса, Вашингтон
Лишь по размерам коллекции, но ни в коем случае не по художественной ценности, уступает своим иностранным коллегам первая в США галерея современных искусств. Музей, основанный в 1921 году, стал детищем критика-искусствоведа Дункана Филлипса и его жены – художницы Марджори, слывших завзятыми коллекционерами. Сперва галерея Филлипса базировалась в доме владельцев, но вскоре из-за стремительно увеличивавшихся размеров собрания супруги были вынуждены искать себе новое место жительства.
Фото: Википедия
И все же музей остался настоящим домашним очагом, радушно встречающим гостей со всего мира. Каждому из трех тысяч шедевров современного искусства здесь нашелся свой уголок: картины Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога, Эль Греко, Анри Матисса и Пауля Клее прекрасно уживаются рядом, создавая особую комбинацию цветов и линий. Центром коллекции галереи является одно из самых знаменитых полотен Ренуара – «Завтрак гребцов», запечатлевший «посиделки» всех товарищей живописца и приобретенный супругами Филлипсами на аукционе за 125 тысяч долларов. Другой достопримечательностью музея является комната Марка Ротко – небольшое помещение с четырьмя работами популярного художника и расположенной посередине скамейкой. В музее часто проводятся тематические выставки, лекции по истории искусств и даже занимательные мастер-классы, расписание которых можно найти на http://www.phillipscollection.org/index.aspx.
Фото: Википедия
Национальная галерея, Лондон
Экспозиции лучшего художественного музея Британии насчитывают более двух с половиной тысяч полотен: от самой крупной за пределами Италии коллекции мастеров эпохи Возрождения до признанных шедевров, созданных в 20 веке. Галерея, созданная в 1824 году на базе скромного собрания полотен банкира Ангерштейна, разрасталась стремительными темпами: к зданию, возведенному в 1832 году, постоянно пристраивались новые помещения. Самое современное крыло Сейнсбери, построенное на средства одноименной сети супермаркетов, было торжественно открыто королевой Великобритании в 1992 году.
Фото: Википедия
Прогулка по залам английского музея искусств заставит замирать от восхищения даже самого сурового критика: в западном крыле хранятся работы Леонардо да Винчи и Тициана, в северном – творения Тёрнера, Рубенса и Вермеера, в новом – «Венера и Марс» Сандро Ботичелли и «Крещение» Пьеро делла Франческа. А любителей искусства 18-19 веков всегда рады приветствовать в восточном крыле: здесь собраны шедевры Каналетто, Рейнольдса, Мане и Руссо. Достаточно широко в Национальной галерее Британии представлен и Ренуар: тут находятся знаменитые «Зонтики» (1886), «Нимфа у источника» (1870), «Гладиолусы в вазе» (1875), «Лодка на Сене» (1875) и «Первый выезд» (1877). О том, когда лучше заглянуть сюда, расскажет сайт http://www.nationalgallery.org.uk/.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Экспозиция главного соперника государственного Эрмитажа насчитывает свыше 670.000 произведений искусства, включая шедевры живописи и скульптуры, уникальную нумизматическую коллекцию и ценные памятники археологии. Музей, задуманный профессором МГУ Иваном Цветаевым в качестве наглядного пособия по истории искусств, был открыт в роскошном дворце работы Бойцова и Клейна в конце мая 1912 года. Несмотря на бомбежку и вынужденную эвакуацию, московская галерея сумела с достоинством вынести тяжести Великой Отечественной войны и открыть новые экспозиции, например, Музей личных коллекций.
Фото: Википедия
В многочисленных залах художественного музея содержатся сокровища культуры всех эпох и народов, от античных статуй до искусства 20 века. Лишь 1,5% от всего достояния может увидеть публика, но и этого вполне достаточно, чтобы обомлеть от изумления. Невероятный клад, раскопанный Генрихом Шлиманом в Трое, греческие амфоры и предметы быта индейцев чередуются с творениями, созданными Ботичелли, Пуссеном, Матиссом и Пикассо. Конечно, не обошлось и без Огюста Ренуара: московская коллекция работ прославленного импрессиониста содержит «Купание на Сене» (1869), «Обнаженную» (1876), «В саду» (1876), «Девушки в черном» (1882) и «Портрет Жанны Самари» (1877). О том, как правильно организовать экскурсию по московскому миру искусств, подскажет http://www.arts-museum.ru/.
venividi.ru
Женская тема в искусстве: картины Ренуара с названиями
Ренуара относят к одному из родоначальников классического импрессионизма, однако, в отличие от полотен коллег, его живопись развивалась в ином направлении. Он посвятил свое творчество приемам прозрачной живописи. Используя совершенно новые приемы наложения мазков, Ренуар добился обособленной структуры своих работ, что в значительной степени отличает его творчество от школы старых мастеров.
Женщины в картинах Ренуара
Картины Ренуара, с названиями которых ассоциируется поистине женское очарование, удивительным образом передают едва заметные черты девичьей красоты. Он был оптимистом и выискивал самые лучшие проявления в жизни, стараясь сохранить их с помощью живописной кинетики своих кистей.
Как художник Ренуар, картины которого излучают свет, умел находить и изображать только радостные и счастливые лица. Во многом благодаря этой своей способности, а также присущей людям любвеобильности, творец сделал квинтэссенцией своего искусства женщин.
Картины Ренуара с названиями «Жанна Самари», «Балерина», «Купальщицы» выдают в нем знатока женской натуры, который обладал собственным идеалом красоты и был чужд условностям. Женщины на картинах Огюста узнаваемы, и любой, кто хоть когда-то сталкивался с историей живописи, в состоянии распознать руку мастера. Каждая дама всегда смотрит с полотна глазами, наполненными жаждой любви и тягой к изменениям. Среди общих черт, которые просматриваются во всех женских портретах художника, - все дамы на картинах обладают маленьким лбом и тяжеловатым подбородком.
«Портрет Жанны Самари» и «Портрет Анриетт Анрио»
В 1877 году проходила персональная выставка экспозиций художника в рамках импрессионизма. Среди большинства работ наибольший интерес вызвали картины Ренуара с названиями «Портрет Жанны Самари» и «Портрет Анриетт Анрио». Изображенные на картинах дамы – актрисы. Автор не единожды писал их портреты. Картины захватили внимание во многом благодаря умело созданной иллюзии подвижности бело-голубого фона, который постепенно уплотняется вокруг очертаний женственной Анриетт и приводит зрителя к ее бархатным карим глазам. Невзирая на то, что в целом экспозиция вышла очень кинетической и эмоциональной, она в то же время осталась неподвижной, с акцентом на контрасте темных надбровных дуг и податливых рыжих локонов.
В подобной манере Пьер Огюст Ренуар, картины которого не славятся расстановкой акцентов и детализацией, написал и портрет очаровательной Жанны Самари. Фигура актрисы словно вылепливается из витиеватых пурпурных мазков, которые невероятным образом впитали в себя всю возможную цветовую палитру и при этом сохранили доминантный красный цвет. Ренуар мастерски подводит зрителя к лицу девушки, останавливая внимание на прорисованном рте, глазах и даже прядях волос. Фон накладывает рефлексы на лицо актрисы путем пурпурного румянца, который весьма гармонично вписывается в образ дивы. Само тело актрисы исполнено характерными для импрессионистов спешащими мазками.
Технические особенности исполнения Ренуара
Пьер Огюст Ренуар, картины которого так и излучают дух импрессионизма, продолжал работать до последних дней жизни, не позволяя болезни отстранить его от красок. Помимо своей любви к изображению женской натуры, художник прославился своей способностью эффектно использовать цвет и работать с теми красками, к которым крайне редко прибегали его коллеги по ремеслу.
Огюст - один из немногих, кто умело прибегал к использованию на своих полотнах сочетания черного, серого и белого цветов так, чтобы картины не выглядели «грязно». Идея экспериментировать с этой цветовой гаммой посетила художника, когда он как-то сидел и наблюдал за каплями дождя. Многие искусствоведы замечают, что художника можно назвать мастером изображения зонтиков, так как он часто прибегал к этой детали в творчестве.
По большей части мастер использовал для работы белила, неаполитанскую желтую краску, кобальт синий, крон, ультрамарин, краплак, изумрудно-зеленую краску и вермильон, однако умелое их сочетание рождало невероятно живописные шедевры. Ближе к 1860 году, когда импрессионизм набирал размах, цветовая палитра Ренуара претерпела изменения и он стал прибегать к более ярким оттенкам, например, красным.
Влияние Моне на творчество Ренуара
Случай привел Ренуара к встрече с не менее значимым для французского искусства живописцем, Клодом Моне. Их судьбы переплелись, и они какое-то время жили в одной квартире, постоянно оттачивая свое мастерство, изображая друг друга на полотнах. Некоторые критики утверждают, что сходство их картин настолько очевидно, что, если бы не подпись в нижнем левом углу, технически их было бы невозможно отличить. Однако в их творчестве просматриваются явные расхождения. Например, Моне фокусировал внимание на игре света и тени, благодаря чему и творил свои контрасты на полотнах. Огюст больше ценил цвет как таковой, от того его картины более радужные и преисполнены света. Еще одно принципиальное различие в творчестве живописцев было в том, что картины Ренуара, с названиями которых непременно связаны женщины, всегда тяготели к изображению человеческих фигур, в то время как Клод Моне непременно уводил их на второй план.
fb.ru
Самые известные картины Огюста Ренуара
Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари — портрет, кисти Огюста Ренуара, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный в 1877 году. Хранится в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В 1877—1878 годах Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать. Портрет актрисы Жанны Самари (1878, Государственный Эрмитаж) Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины, — оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.
Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в 1877 году (вместе с картиной «Качели»), и она считается основной работой Ренуара середины 1870-х годов. С 1879 года картина находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). После его смерти в 1894 году она перешла в собственность государства в качестве налога на наследство, а в 1896 году была передана в Музей в Люксембургском саду. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, откуда в 1986 году она была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор. В 1876 году Ренуар снимал на Монмартре студию с садом, которая находилась недалеко от Мулен де ла Галетт — ресторана с танцевальным залом в верхней части Монмартра[3][4], который получил своё название по имени мельницы, находящейся недалеко от него. В хорошую погоду основное действие происходило на улице, где были расставлены по кругу столики и скамейки. Ренуару нравилась такая весёлая, непринуждённая обстановка, и здесь он начал создавать первые наброски будущей картины. Для картины он просил позировать своих друзей, так что некоторых из них можно узнать среди танцующих и сидящих за столиками[3][5]. При написании этой картины художник справился с трудной задачей — изобразить отражение солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву акаций, на лицах и одежде танцующих и сидящих людей
«Лягушатник» (фр. La Grenouillère) — картина французского художника Пьера Огюста Ренуара, написанная в 1869 году. «Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. В этом месте на Сене между Шату (фр. Chatou) и Буживалем к северо-западу от Парижа была целая группа островов, куда парижане приезжали на отдых. Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном.
i-sofi.ru
Огюст Ренуар (1841-1919)Ренуар родился в Лиможе; когда мальчику было четыре года, его родители переехали в Париж. Происходил он из бедной семьи, и поэтому с юности был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Расписывал от руки фарфоровые чашки, пока внедрение механизации не лишило его этого заработка. Тогда он подрядился писать религиозные сцены в мастерской, которая поставляла шторы с церковными сюжетами миссионерам, работавшим в Африке. Здесь Ренуар накопил сумму, достаточную для того, чтобы бросить приработок и целиком отдаться учению, — он поступил в мастерскую Глейра, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи. Вместе с Клодом Моне Ренуар писал маленькие картины- этюды, которые заканчивал прямо под открытым небом. Излюбленным местом их работы был так называемый «Лягушатник» — местечко на Сене под Парижем, где располагались общественные купальни и ресторан. Там бывало смешанное общество и постоянно царило праздничное настроение. Эту атмосферу непринужденного времяпрепровождения на берегу реки запечатлели в своих картинах молодые художники. «Купанье на Сене» (1869)В картине «Купанье на Сене» (1869), хранящейся в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, яркие пятна одежды парижан, зелень деревьев, отблески света на воде слагаются в единую живую гармонию солнца и движения. Когда была объявлена франко-прусская война, художника призвали в армию, и он проходил службу в полку конных стрелков в Бордо. Видя его жизнерадостность, командир советовал ему продолжать военную карьеру. «Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались солазнить! — восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами ВоЛларом. — Я уже рассказывал вам, что в моей юности Гуно — мой преподаватель сольфеджио в коммунальной школе, где я учился, — настаивал, чтобы родители отдали меня учиться пению». Могучая витальная сила, радостное восприятие мира, врожденные таланты и быстрота реакции, присущие Ренуару, делали его одаренным во многих областях, но он все силы своей души вложил в живопись. Поэтому среди картин других импрессионистов его работы привлекают особой теплотой, которую, кажется, источают их краски, в них чувствуется, как бьется пульс жизни й в то же время видна свободная живописная работа кисти. «Обнаженная»В семидесятые годы Рейуар создает картины, которые стали классикой живописи французского импрессионизма. Среди них — «Обнаженная» (Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина), для которой позировала натурщица Анна. Под названием «Этюд» эта работа была показана на второй выставке импрессионистов в 1876 году. В 19 столетии художники писали обнаженную модель, как правило, в оправе мифологического или исторического жанра. Нагота считалась признаком условности сюжета. Обнаженную натуру писали как бы безлично, передавая идеальные формы тела, но не связывали их с человеческой индивидуальностью. В «Обнаженной» Ренуар соединяет черты жанра ню и портрета. Лицо молодой темноволосой женщины подчеркнуто индивидуально, это цветущая, уверенная в себе парижанка. Нагота не смущает ее, она спокойно сидит, вполоборота повернувшись к зрителю. Ее фигура несколько полновата и тяжеловесна, но прекрасна зрелой женской красотой. Ренуар любуется мягко круглящимися формами, передает холодноватые тени, скользящие по бедрам, по спине, подчеркивающие живую трепетность тела. «Качели» (1876)В картинах Ренуара часто соединяются разные жанры живописи. Он любит писать своих друзей и их подружек под сенью деревьев, освещенными солнцем, сочетая портрет и жанровую сцену с пейзажем. В картине «Качели» (1876, Париж, Лувр) он изобразил уголок одного из парижских садов. Девушка в розовом платье, украшенном множеством бантиков, кокетничая с двумя молодыми людьми в соломенных канотье, встала на доску качелей, подвешенных под деревом. Этот мотив балансирующего равновесия, подвижной неподвижности может рассматриваться как метафора импрессионистической картины вообще. Ведь в ней главное — изменчивость, движение, и в то же время художник-импрессионист всегда схватывает момент определенной статичности, уравновешенности форм. «Качели» Ренуара наполнены игрой солнечных зайчиков, проникающих сквозь ажур листвы и будто перебегающих с места на место. Воздух и свет здесь слиты воедино и охватывают текучей мягкой атмосферой персонажей картины. Ренуар любит писать людей, занятых непринужденной беседой, светской болтовней, легким флиртом, сидящих с цветами, с книгой, за рюмкой вина где-нибудь на берегу реки или в беседке, увитой зеленью. Котята, маленькие собачки, дети — непременные участники его картин, вносят в них ощущение нежности и игривости. Художнику была чужда назидательность Курбе, сатира Домье. В молодости он подражал ориенталистским сценам Делакруа, но восточные сюжеты — гарем и одалиски — влекли его красочностью, а не экзотикой. Он первым открыл живописность, острую характерность, выразительность поз и типов в окружающей современной жизни. Его сотоварищ по импрессионистским выставкам Эдгар Дега тоже был наблюдателем парижских типов и нравов, но спектр его впечатлений был гораздо уже, а взгляд на жизнь был омрачен грустью и иронией. Ренуар же не хотел замечать печальных сторон жизни, видимо, они ему были слишком хорошо знакомы в пору его нищей юности. Завтрак лодочниковВ 1881 году он написал большую картину «Завтрак лодочников» (Вашингтон, галерея Филипс). Здесь вновь была запечатлена атмосфера многолюдного дружеского общения, молодости и веселья. В левой части картины Ренуар изобразил молоденькую девушку в шляпке, украшенной цветами. Она играет с собачкой, которую посадила прямо на стол. Эта девушка спустя некоторое время стала женой художника. К Ренуару пришло признание. Отчасти он был обязан этим своему умению писать портреты. Несколько семейных портретов, исполненных им и висевших на видном месте в богатых домах, послужили его славе больше, чем участие во многих выставках группы импрессионистов, во время которых только и сыпались насмешки критиков. Ренуар не льстил своим моделям. Просто он смотрел на них так же радостно и весело, как и на все вокруг, и поэтому люди в его портретах всегда выглядели счастливыми и красивыми. Ренуар продолжал плодотворно работать до глубокой старости. Его многочисленные «Обнаженные», для которых позировали служанки, жившие в доме, стали гимном жизни и молодости, который не уставал петь художник, пока кисть еще держалась у него в руках. Умер он в 1919 году. К.БОГЕМСКАЯ Галерея картин РенуараКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Огюст Ренуар. Биография и картины. Художники импрессионисты
Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) 1841-1919 г. Французский художник, признанный мастер женского портрета. Биография и картины.
Уж как не советовал знаменитый композитор Шарль Гуно юному Огюсту посвятить себя музыке, отец мальчика, портной, видел вершиной карьеры своего отпрыска профессию художника по фарфору – прибыльно и уважаемо. Однако Огюст Ренуар превзошёл и амбиции своего отца, и личные притязания, став всемирно известным художником-импрессионистом, обогатившим мировое художественное наследие своими превосходными работами.
От ремесла к искусству.
Юный Ренуар не мог жаловаться на судьбу – его работа, заключающаяся в росписи фарфоровых сервизов приносила удовлетворение и заработки, но технический прогресс, внедривший технику печати, свел его ремесло на нет. Скопив кое-какие средства, юноша решил учиться, выбрав для себя Школу при Академии художеств, где попал в мастерскую Шарля Глейра.
Уже первые шаги Огюста вызывали неудовольствие учителя – слишком смело юноша работал с красками, отвергая каноны академизма. Впрочем, в мастерской Ренуар нашёл много единомышленников, которые искали новые средства выразительности, и уже 1863 году Ренуар вместе с Моне, Сислеем, Базилем, Писсаро перестал посещать занятия. Отчаянно сражаясь с нуждой, будущие основоположники импрессионизма, вместе добывали краски для работы, как и еду.
Последующие годы характеризуются поиском стиля, экспериментами и первым признанием Ренуара. Первой знаковой картиной, которая открыла публике ещё неизвестного художника, явилась работа «Лиза», изображающая возлюбленную Огюста – Салон положительно принял картину в 1868 году. Вообще портретный жанр можно отметить как ведущий у раннего Ренуара, причём он преимущественно изображал своих собратьев «по цеху» — Сислея, Базиля с супругой, Моне.
Да здравствует импрессионизм!
Можно сказать, что Ренуар очень рано уразумел свою индивидуальность и составил личный взгляд на искусство в целом, который заключался в желании дарить публике радость посредством живописи, нести свет и красоту, в ущерб морализаторским и назидательным поучениям.
Если классическое искусство представляла вещи слишком идеальными, то Ренуар выступал за максимальную передачу естественности и реальности, где колоссальное значение играл свет, воздух, сиюминутность, спонтанность и колористическое решение. Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости.
В 1874 году Ренуар часто посещает Аржантёе, где живёт Моне – вместе они пишут на пленэре, работают в эскизной манере, уделяя особое внимание Сене как сюжету. Это совместное творчество окажет значительное влияние на творчество обоих художников.
Кроме богатых пейзажей и бульварных просторов, импрессионистов неизменно влёк театр с его многочисленными образами, сюжетами, разномастной публикой, и Ренуар не был исключением. Картины «Ложа», «Танцовщица», «Парижанка» явились прекрасным примером работы мастера в театральных и притеатральных декорациях.
Ещё одна яркая страница в творчестве мастера была перевернута в 1875 году, когда на свет появились полотна, демонстрирующие единение человека и природы – «Обнажённая в солнечном свете» и «Обнажённая». Картины отличают непревзойдённая гармония, наполненная светом, играющим на нежной коже моделей.
Необходимо отметить, что все эти поиски, приведшие к созданию поистине великих картин, не приносили денежного довольствия – импрессионизм отвергался публикой, и поэтому верному стилю Ренуару приходилось туго. Однако уже тогда его популярностью пользовались портреты, и именно они приносили доход. Так появились прекрасные работы «Портреты Жанны Самари», «Портрет мадам Шарпантье с детьми», «Девушка с веером», «Портрет Альфонсины Фурне» и др.
На гребне успеха и закате дней.
В отличие от сотоварищей, Ренуар стремился участвовать в Салоне, так как именно в этом случае можно было рассчитывать на признание. Не без помощи связей, живописец всё-таки пробивается на официальные выставки, заслуживая мало-помалу почёт. В начале 80-х Ренуар уважаемый художник, а в 1883 году была устроена его первая персональная выставка.
Вначале 80-х гг. Ренуар знакомится с Алиной Шериго, ставшей женой и музой мастера. Художник теперь финансово благополучен, что только способствует творчеству, благодаря многочисленным путешествиям, совершённым в поисках новых тем.
На протяжении всей своей жизни художник оставался верен себе – он «певец» красоты, радости и счастья, в чём можно ещё раз убедиться в его серии танцующих парных картин: «Танец в деревне», «Танец в городе», «Танец в Буживале».
Ренуар неустанно развивал свои сюжеты и в 80-х и в 90-х, изображая обнажённых муз на лоне природы («Большие купальщицы», «Сидящая купальщица») и создавая восхитительные по своей красоте портреты («Девушка в соломенной шляпе», «Причёсывающаяся девушка») вплоть до трагической травмы, полученной после падения с велосипеда. Законченный оптимист, Ренуар, сломавший правую руку, научился писать левой, однако, стремительно развивающийся артрит напоминал о себе болями и атрофией.
С приходом 1900-х пришло и международное признание, зарубежные выставки, всемирная слава и получение почётных знаков отличия, но ничто не могло спасти Ренуара от паралича. Конец жизни оказался и вовсе безрадостным — вернулись раненными с Первой мировой войны два сына, боровшаяся за здоровье мужа Алина быстро ушла из жизни под гнётом переживаний, а самого мастера продолжал снедать недуг.
Но до самой своей кончины 2 декабря 1919 года палитра мастера светилась оптимизмом и радостью, а творчество полно любованием светом, гладкой кожей, нежными изгибами тела, лучезарной улыбкой и яркими глазами. Ренуар до последних дней служил единожды выбранному для себя бремени в искусстве – нести радость и свет через живопись. О том, как справился он с задачей, красноречиво повествуют его картины.
www.hudojnik-impressionist.ru
Анемоны 1905г | Анемоны 1909г | Арум и зимние посадки 1864г Oskar Reinhart Foundation, Winterthur, Switzerland | Баржи на Сене 1870г 64х47см Musée d'Orsay, Paris, France |
Лодочная прогулка в Аржентее 1873г | Букет в театральной ложе 1871г | Букет перед зеркалом 1877г | Букет цветов 1878г |
Камыш на берегу Сены 1874г | Бюст женщины в красной блузе 1905г | У камина 1875г Staatsgalerie, Stuttgart, Germany | Камилла Моне с сыном Жаном в саду в Аржентее 1874г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA |
Полковник Бартон Говард Дженкс 1865г 74х60см | Венок из роз 1858г | Въезд в деревню 1901г | Пейзаж в Эссуа с прачками и купальщиками 1900г |
Фазаны и дрозд 1902г | Фигуры в пейзаже 1900г | Цветы 1901г | Цветы 1902г |
Цветы в вазе 1901г | Цветы в вазе 1866г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Цветы в вазе 1898г | Цветы в вазе 1901г |
Габриэль и Жан 1895г | Габриэль и Жан 1895г Musée de l'Orangerie, Paris, France | Габриэль с зеркалом на фоне портрета Коко 1905г | Габриэль в сорочке 1905г |
Габриэль в красной блузе 1896г | Габриэль за вышивкой 1908г | Габриэль за чтением 1906г | Девушка в соломенной шляпке 1908г |
Бокал вина 1908г | Голова женщины 1887г | Женщина в красном 1909г | Голова девушки 1905г |
Голова девушки 1887г | Голова девушки 1888г | Елена Беллоу 1908г | Иль де Франс 1885г |
Жанна Самари 1877г | Жанна Самари 1878г The State Hermitage Museum | Жанна Самари в открытом платье 1877г 46х56см Pushkin Museum of Fine Art, Moscow, Russia | Жанна Сислей 1875г 36х28см |
Пейзаж 1895г | Пейзаж по Коро 1898г | Пейзаж в Белью 1899г | Пейзаж в Нормандии 1895г |
В саду в Кане 1906г | Габриэль и Коко 1909г 21х25см | Габриэль за чтением 1909г | Габриэль за чтением 1909г |
Ветвь мишмулы 1900г | Дыня и помидоры 1903г | Дыня и томаты 1903г 46х54см | Мизия 1904г |
Портрет Габриэль 1906г | Дорога близ Кан 1905г 64х53см | Розы в синей вазе 1906г | Сидящая женщина в шляпе 1900г 25х35см |
Спящая девочка с кошкой 1880г Sterling and Francine Clark Art Institute at Williamstown, MA, USA | Ступени в Алжире 1882г 73х60см | Натюрморт с тарелкой слив 1884г | Натюрморт с анемонами 1900г |
Натюрморт с яблоками и грушами 1903г | Натюрморт с ябдлками и гранатами 1901г | Натюрморт с чашкой и сахарницей 1904г | Натюрморт с фруктами 1882г |
Натюрморт с фруктами 1881г 65х50см Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Натюрморт с лимонами и апельсинами 1881г | Натюрморт с дыней 1882г | Натюрморт с персиками и виноградом 1881г |
Сын художника Жан 1900г | Урок 1900г | Письмо 1900г | Урок фортепиано 1889г |
Порт Мартика 1888г | Бродяга 1895г 50х61см | Сидящая женщина читает 1887г 34х27см | За чтением 1890г |
Сена в Аржентее 1875г | Сена в Аржентее 1888г | Сена в Ансьер лодка 1879г | Сена в Буживиль 1879г 32х40см |
Швея 1876г | Испанский гитарист 1897г | Весна 1895г The Barnes Foundation | Качели 1895г 41х23см |
Белый Пьерро Жан Ренуар 1902г | Две девочки 1892г 55х46см Musée de l'Orangerie, Paris, France | Две маленькие девочки 1890г | Две женщины в ложе 1903г |
Две читающие девочки 1891г 54х45см | Вид Кан 1900г | Вилла в Кан 1903г | Женщина в красной блузе 1908г |
Молодая женщина в профиль 1897г | Молодая женщина разглядывает рисунки 1896г | Молодая женщина стоит 1895г 34х23см | Молодая женщина в чёрной шляпе 1895г |
i-sofi.ru
Каждая картина Ренуара - это изображение настроения
Пьер Огюст Ренуар считается одним из ярчайших представителей импрессионизма, и, хотя это направление не является единственным в его творчестве, хочется поговорить именно о нём.
Характерные особенности
Импрессионизм возник вслед за появлением дагеротипии, которая, подобно классической манере живописи, сохраняла и показывала в мельчайших подробностях все детали фотографируемого. Импрессионисты вынуждены были искать новые способы изображения. Они стали делать акцент не на форме, цвете, социальной направленности или морали. Импрессионизм – это, в первую очередь, дух, настроение, впечатление. Не случайно импрессионисты, в частности Огюст Ренуар, картины стали писать на открытом воздухе, а не в мастерской, как это было принято у художников старой школы. Отказ от чёрной краски – тоже отличительная черта данного стиля. Смешением и наложением друг на друга разных оттенков пяти цветов достигались необходимые глубина и объём.
Манера живописи Ренуара
Как отличить манеру, в которой работал Ренуар? Описание картин этого живописца часто сопровождается такими словами, как «дымка», «вуаль», «пелена» и т. п. Взгляните на одну из любимейших работ художника - «Общество в Берневале». Эта картина Ренуара была с ним до конца жизни. Дело не только в том, что на ней изображены дорогие ему люди, сыновья Жан и Пьер и Жюли Мане с кузинами, к которым он питал отеческие чувства, но и в том покое и безмятежности, которые излучает летний пейзаж.
«Девушка в шляпе»
Вообще импрессионисты старались изображать жизнь как череду праздников. За это их и осуждали современники. Люди хотели видеть поучительные сюжеты, повод для раздумий, нравственный урок - то, к чему они привыкли в традиционной живописи. Картина Ренуара «Девушка в шляпе» имеет размытые очертания, мягкие, плавные линии. В ней нет характера, страсти, молодую особу живописец попросил присесть, чтобы сохранить на полотне модную шляпку. Девушка сидит, непринуждённо подперев голову рукой, взгляд её спокойный и заинтересованный. Похоже, художник рассказывает что-то интересное. Она даже забыла про свою новую шляпу-шарлотту. Скорее всего, девушка хорошо знает художника. Искусствоведы считают, что это дочь одного из друзей Ренуара, и позировать для портрета ей не в новинку.
«Девушки за фортепиано»
Женщин, девушек и детей художник изображал с большой любовью. Сюжеты часто повторялись. Над одной темой он работал по многу раз. Картина Ренуара «Девушки за фортепиано» в нескольких вариантах хранится в разных музеях мира. Одну из них, из собрания О. Кребса, можно увидеть в Эрмитаже. В мире существует пять или шесть полотен Ренуара с этим сюжетом. В Эрмитаже выставлена работа, которую можно было бы считать неоконченной, если бы на ней не стояла подпись художника. По всей видимости, эта картина Ренуара была написана под впечатлением от музыки Дебюсси, который в те годы искал способы в тембре звука передать прозрачность красок природы. Полотно написано маслом, но светлые тона, гармоничное сочетание тёплых и холодных оттенков создают ощущение акварельного рисунка.
«Зонтики»
Ренуар прожил почти 80 лет, и, если бы не периодические проблемы со здоровьем, его жизнь можно было бы считать вполне счастливой. Но это не совсем правильно. Творчество доставляло ему и горести. На заре импрессионизма к нему относились с пренебрежением. Первая выставка 1874 года провалилась, а молодым художникам присвоили название «импрессионисты» как оскорбление. Знаменитые «Зонтики» - характерный пример творческих поисков Ренуара. Рентгеновский анализ полотна показал, что живописец несколько раз дописывал картину. Правая её часть не претерпела изменений и выполнена в импрессионистской манере, а вот в левой части больше сходства с фотографией. Живописец поправил линии и сделал их чёткими, с ярко выраженными границами. Более того, следуя за модой, первоначально он изобразил даму на переднем плане в шляпе, а впоследствии убрал её. Было заменено также и платье этой дамы.
Прошло не так много времени, и Огюст Ренуар стал уважаемым представителем школы импрессионизма в своей стране и во всём мире, а Франция стала родиной этого прекрасного стиля.
fb.ru