Список литературы по разделу «Художник». Картины по литературе
литература Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#50803253 - Open book, hardback books on wooden table. Back to school. Copy..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35811737 - Open Book on wood background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43146662 - Book, stack, laptop.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#57077050 - smiling girl sitting at summer terrace in street with morning..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51231453 - Collection of 25 arts and creative icons. Vector illustration.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#54425385 - Bewitched Book With Magic Glows In The Darkness
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36295456 - Sepia toned image of vintage fountain pens with blank paper in..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43526326 - E-book library concept with laptop computer and books
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
Список литературы по разделу «Художник» — Юнциклопедия
КЛАССИКИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ОБ ИСКУССТВЕ
Маркс КЭнгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т.— 3-е изд.— М.: Искусство, 1976.— Т. 1—575 е.; т. 2.—719 с.
Ленин В. И. О литературе и искусстве.—6-е изд.— М.: Худож. лит., 1979.— 827 с., ил.
В. И. Ленин и изобразительное искусство: Документы. Письма. Воспоминания / Сост. и авт. вступит, статей В. В. Шлеев.— М.: Изобраз. искусство, 1977.— 550 с., ил.
Встречи художников с В. И. Лениным: Воспоминания.— Л.: Художник РСФСР, 1976.— 224 с., ил.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВИДЫ
Алексеев С. С. О колорите.— М.: Изобраз. искусство, 1974.— 172 с., ил.
Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства.—М.: Знание, 1973.— 48 с.
Алпатов М. В. и др. Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура.— М.: Просвещение, 1969.— 543 с., ил.
Амашукели Э. Шестое чувство.— М.: Мол. гвардия, 1981.— 143 с., ил.
Андреева М. В. и др. Рассказы о трех искусствах: Очерки.—Л.: Дет. лит., 1975.— 223 с., ил.
Андроникова М. И. Портрет: От наскальных рисунков до звукового фильма.— М.: Искусство, 1980.— 423 с., ил.
Балдина О. Д. Русские народные картинки.— М.: Мол. гвардия, 1972.— 207 с., ил.
Берхин Н. Б. Общие проблемы психологии искусства.— М.: Знание, 1981.— 64 с.
Борее Ю. Б. Эстетика.— 3-е изд.— М.: Политиздат, 1982.— 399 с., ил.
Буслович Д, С. и др. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа.— 3-е изд.— Л.: Аврора, 1978.— 160 с., ил.
Ванслов В. В. О реализме социалистической эпохи.— М.: Изобраз. искусство, 1982.— 104 с., ил.
Ватагин В. А. Воспоминания: Записки анималиста.— М.: Сов. художник, 1980.— 214 с., ил.
Волков Н. Н. Восприятие картины.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1976.— 32 с., ил.
Воронова О. П. Искусство скульптуры.— М.: Знание, 1981.— 111 с., ил.
Воронцов В. В. Служение музам: Афоризмы, изречения, высказывания отеч. и зарубеж. авт. о литературе и искусстве.— М.: Современник, 1976.— 214 с.
Герасимов С. В. Об искусстве: (О традициях и новаторстве).— М.: Мол. гвардия, 1973.— 155 с., ил.
Голубкина А. С. Как создается скульптура: Несколько слов о ремесле скульптора.— М.: Искусство, 1965.— 48 с., ил.
Гончаров А. Д. Об искусстве графики.— М.: Мол. гвардия, 1960.— 83 с., ил.
Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII — начала XX века.— М.: Наука, 1974.— 186 с., ил.
Ермонская В. В. Что такое скульптура.— М.: Изобраз. искусство, 1977.— 95 с., ил.
Иогансон Б. В. Как понимать изобразительное искусство.— М.: Знание, 1980.— 54 с., ил.— (Нар. ун-т).
Каменева Е. О. Какого цвета радуга.— М.: Дет. лит., 1971.—161 с., ил.
Кибрик Е. А. Об искусстве и художниках.-М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.— 311 с., ил.
Корецкий В. Б. Товарищ плакат: Опыт размышления.— 2-е изд., испр. и доп.— М : Плакат, 1981.— 128 с., ил.
Кроллис Г. Э. Два цвета времени — М.: Мол. гвардия, 1980.— 127 с., ил.
Липский В. Н. Высокий критерий искусства: (Об идейной направленности искусства) —М.: Знание, 1982.— 63 с.
Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблеме эстет, воспитания. Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1981.— 213 с., ил.
Панорама искусств: Науч.-попул. сб. Вып. 1—6.— М.: Сов. художник, 1978—1983 (издание продолжается).
Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть.— М.: Просвещение, 1982.— 223 с., ил.— (Мир знаний).
Русские писатели об изобразительном искусстве.—П.: Художник РСФСР, 1976.— 32У с., ил.
Рябов В. Ф. Человек творит искусство.— Л.: Дет. лит., 1981.— 160 с., ил.
Стасевич В. Н. Искусство портрета.— М.: Просвещение, 1972.— 80 с., ил.
Томский Н. В. В бронзе и граните.— М.: Мол. гвардия, 1977.— 141 с., ил.
Туберовская О. М. В гостях у картин: Рассказы о живописи.—Л.: Дет. лит., 1973.— 160 с., ил.
Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге.— М.: Мол. гвардия, 1966.— 127 с., ил.
Фаворский В. А. Рассказы художника-гравера.— 2-е изд.— М.: Дет. лит., 1976.— 103 с., ил.
Эренгросс Б. А. Удивительная наука эстетика!— 2-е изд.— М.: Дет. лит., 1977.— 223 с., ил.
Юному художнику: Рисунок и живопись. Скульптура. Художественно-оформительская работа в школе. Практическое руководство по изобразительному искусству.— М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963.— 336 с., ил.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Андреева М. В. и др. Чудесные превращения: Глина. Камень. Песок. Науч.-попул. очерки.— Л.: Аврора, 1973.— 159 с., ил.
Бедник Н. И. Хохлома / Рис. Л. Солодовниковой.—Л.: Художник РСФСР, 1980.—39 с., ил.
Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка.— Л.: Искусство, 1975.— 142 с., ил.
Богуславская И. Я. Русская народная вышивка.— М.: Искусство, 1972.— 151 с., ил.
Бубнова Е. Конаковский фаянс.— М.: Изобраз. искусство, 1978.—232 с., ил.
Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X—XX веков.— М.: Сов. художник, 1974.— 294 с., ил.
Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды.— М.: Сов. художник, 1972.— 350 с., ил.
Добрых рук мастерство: Произведения нар. искусства в собр. Гос. Русского музея. Сб. очерков.— 2-е изд., перераб. и доп.— Л.: Искусство, 1981.— 311 с., ил.
Жегалова С. К. и др. Пряники, прялка и птица Сирин.—М.: Просвещение, 1971.— 230 с., ил.
Жегалова С. К. Русская народная живопись.— М.: Просвещение, 1975.— 191 с., ил.
Маленькие чудеса: Сб. очерков о рус. нар. искусстве.—Л.: Дет. лит., 1981.— 207 с., ил.
Мерцалова М. Н. История костюма: Очерки истории костюма.— М.: Искусство, 1972.— 197 с., ил.
Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма.— М.: Мол. гвардия, 1975.— 191 с., ил.
Некрасова М. А. Палехская миниатюра.— Л.: Художник РСФСР, 1978.— 362 с., ил.
Овсянников Ю. М. Солнечные плитки: Рассказы об изразцах.— М.: Сов. художник, 1967.— 207 с., ил.
Разина Т. М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства.— М.: Изобраз. искусство, 1970.— 255 с., ил.
Рогов А. П. Народные мастера: Биогр. очерки: Анна Мезрина, Игнатий Мазин, Василий Ворнос-ков, Иван Голиков.— М.: Мол. гвардия, 1982.— 271 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Русские художественные промыслы: Вторая половина XIX—XX в. / Под ред. Э. В. Померанцевой.— М.: Наука, 1965.— 267 с., ил.
Русские шпалеры: Петербургская шпалерная мануфактура.— Л.: Художник РСФСР, 1975.—269 с., ил.
Русское декоративное искусство: В 3-х т. / Под ред. А. И. Леонова.— М.: Изд-во Акад. художеств СССР. Т. 1. 1962.—504 с., ил.; т. 2. 1963.— 695 с., ил.; т. 3.— М.: Искусство, 1965.— 434 с., ил.
Салтыков А. Б. Самое близкое искусство.— М.: Просвещение, 1969.— 295 с., ил.
Семенова Т. С. Народное искусство и его проблемы: Очерки.— М.: Сов. художник, 1977.— 246 с., ил.
Семенова Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца.— М.: Сов. художник, 1972.— 199 с., ил.
Современное народное искусство...: В 2-х вып.— Л.: Художник РСФСР. Вып. 1. 1975.— 216 с., ил; Вып. 2, 1980.— 207 с., ил.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: Крат, худож. энциклопедия. В 5-ти т.— М.: Сов. энциклопедия, 1962—1981.
История русского искусства: Учебник. В 2-х т.— М.: Изобраз. искусство, 1979—1981.— Т. 1.—2-е изд., перераб.— 362 с., ил.; т. 2, кн. 1.—2-е изд., перераб.— 312 с., ил.; т. 2, кн. 2. — 2-е изд., перераб.— 288 с., ил.
Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств: Избр. искусствовед, работы.— М.: Сов. художник, 1979.— 287 с., ил.
Бррдский Б. И. Связь времен: Науч.-худож. литература.—М.: Дет. лит., 1974.— 220 с., ил.
Волынский Л. Н. Семь дней: Повести об искусстве.—М.: Дет. лит., 1971.— 350 с., ил.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств.— М.: Искусство, 1969—1975.— Вып. 1. От древнейших времен до XVI в.— 346 с., ил.; вып. 2. Северное Возрождение: Страны Зап. Европы XVII—XVIII вв.; Англия; Россия XVIII в.— 340 с., ил.
Долгополое И. В. Рассказы о художниках: В 2-х т. Т. 1.— М.: Изобраз. искусство, 1982.— 672 с., ил.
Луначарскии А. В. Об искусстве: В 2-х т.— М.: Искусство, 1982.— Т. 1 (Искусство на Западе).— 470 е.; т. 2 (Русское советское искусство). — 391 с.
Малая история искусств. Т. 1—9.— М.: Искусство, 1972—1981.
Мастера искусств об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. / Под общ. ред. А. А. Губера и др.— М.: Искусство, 1965—1970.
Недошивин Г. А., Петрова О. Н. Сто встреч в мире искусства.— М.: Мол. гвардия, 1980.—217 с., ил.
Памятники мирового искусства: Вып. 1—8.— М.: Искусство, 1967—1982.
Паустовский К. Г. Книга о художниках.— М.: Искусство, 1966 —152 с., ил.
Угринович Д. М. Искусство и религия: (Теорет. очерк).—М.: Политиздат, 1982.—288 с., ил.
Шерстобитова В. Ф. У истоков искусства.— М.: Искусство, 1971.— 200 с., ил.
Юному художнику: Искусство древнего мира и средневековья. Искусство эпохи Возрождения. Зарубежное искусство XVII—XX вв. Русское искусство. Советское искусство. Кн. для чтения по истории искусства .— 2-е изд.— М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963.— 583 с., ил.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ, КОЛЛЕКЦИИ И СОБРАНИЯ
Алянский Ю. Л. Рассказы о Русском музее.-Л.: Лениздат, 1981.—247 с., ил.
Баварские государственные собрания картин. Мюнхен: Альбом / Авт. М. Я. Либман.— М.: Изобраз. искусство, 1982.—200 с., ил.— (Музеи мира).
Британский музей. Лондон: Альбом / Авт.-сост. Б. И. Ривкин.— М.: Изобраз. искусство, 1980.— 256 с., ил.— (Музеи мира).
Бродский Б. И. Сокровища Москвы.— М.: Изобраз. искусство, 1980.— 376 с., ил.
Варшавский С. П., Реет Б. Билет на всю вечность: Повесть об Эрмитаже.— 2-е изд.— Л.: Лениздат, 1981.— 496 с., ил.
Ватолина Н. Н. Прогулка по Третьяковской галерее.— М.: Сов. художник, 1976.— 255 с., ил.
Галерея Питти. Флоренция: Альбом / Сост. И. Смирнова.— М.: Изобраз. искусство, 1971.—152 с., ил.— (Музеи мира).
Галерея Уффици. Флоренция: Альбом / Авт.-сост. А. Губер.—М.: Сов. художник, 1968.— 184 с., ил.— (Музеи мира).
Государственная Третьяковская галерея. Москва: Альбом / Авт.-сост. В. М. Володарский и др.— М.: Изобраз. искусство, 1974.— 284 с., ил.— (Музеи мира).
Г о сударст венный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва: Альбом / Авт.-сост И. А. Антонова и др.— М.: Изобраз. искусство, 1981.—218 с., ил.— (Музеи мира).
Го сударст венный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Путеводитель по картин, галерее.— М.: Изобраз. искусство, 1980.—159 с., ил.
Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII — начала XX века: Альбом / Авт.-сост. В. А. Пушкарев.— М.: Изобраз. искусство, 1976.— 238 с., ил.— (Музеи мира).
Государственный Эрмитаж. Ленинград: Альбом / Авт.-сост. И. Немилова.— М.: Изобраз. искусство, 1975.—314 с., ил.— (Музеи мира).
Молева Н. М. Кремль: Путями истории — дорогами искусства.— М.: Моск. рабочий, 1980.— 240 с., ил.
Музеи Рима. Галерея Боргезе. Национальная га-1ерея: Альбом / Авт.-сост. 3. Борисова. — М.: Изобраз. искусство, 1971.— 176 с., ил. — (Музеи мира).
Музей изобразительных искусств. Будапешт: Альбом / Авт. К. Гараш.— М.: Изобраз. искусство,
1976.— 228 с., ил.— (Музеи мира).
Музей Право. Мадрид: Альбом / Авт.-сост. К. Малицкая.— М.: Изобраз. искусство, 1971.— 160 с., ил.— (Музеи мира).
Национальная галерея. Лондон: Альбом / Авт. текста и сост. И. Кузнецов.— М.: Изобраз. искусство, 1971.— 168 с., ил.— (Музеи мира).
Ненарокомова И. С. Государственные музеи Московского Кремля.— М.: Искусство, 1977.— 199 с., ил.— (Города и музеи мира).
Ненарокомова И. С. Почетный гражданин Москвы П. Третьяков.—М.: Мол. гвардия, 1978.— 224 с., ил.
Спасенные шедевры: В 2-х т.— М.: Сов. художник,
1977.—Т. 1.— 116 с., ил.; т. 2. Шедевры Дрезденской галереи: Альбом.— 272 с., ил.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века.— М.: Искусство, 1980.— Вып. 1. Искусство Раннего Возрождения.— 528 с, ил.
Ллтаев Ал. Впереди веков: Повести.— М.: Детгиз, 1959.— 495 с., ил.
Повести о Леонардо да Винчи, Рафаэле, Микел-анджело.
Европейское искусство XIX века. 1789—1871: Альбом.— М.: Искусство, 1975.— 128 с., ил.
Искусство народов Африки: Очерки худож. культуры с древности до наст, времени.— М.: Искусство, 1975.— 311 с., ил.
Короцкая А. А. Сокровище индийского искусства.— М.: Искусство, 1966.— 384 с., ил.
Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера.— М.: Искусство, 1972.— 362 с., ил.
Лившиц Н. А. и др. Искусство XVII века: Исторические очерки.— М.: Искусство, 1964.— 407 с., ил.
Лихачева В. Д. Искусство Византии IV—XV веков.— М.: Искусство, 1981.— 311 с., ил.
Лот А. В поисках фресок Тассилин-Аджера / Пер. с франц.—Л.: Искусство, 1973.— 110 с., ил.
Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1980.— 320 с., ил.
Можейко И. В. 7 из 37 чудес.— М.: Наука, 1980.— 395 с., ил.
Никулин Н. Н. Нидерландская живопись XV— XVI веков в Эрмитаже: Очерк-путеводитель.— 2-е изд., доп.— Л.: Искусство, 1980.— 108 с., ил.
Полевой В. М. Искусство Греции: В 3-х кн.— М.: Искусство, 1970—1975.—Кн. 1 — 327 с., ил.; кн. 2—349 с., ил.; кн. 3—445 с., ил.
Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки.—М.: Искусство, 1967.— 323 с., ил.
Ротенберг Е. И. Искусство Италии (средняя Италия в период Высокого Возрождения).—2-е изд.— М.: Искусство, 1974.— 213 с., ил.
Рубинштейн Р. И. В гостях у Хнумхотепа: (Рассказы о древнеегипет. художниках, скульпторах и мастерах).— М.: Просвещение, 1970.— 143 с., ил.
Авермат Р. Петер Пауль Рубенс / Пер. с франц.— М.: Искусство, 1977.— 223 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Белецкий П. А. Одержимый рисунком: Повесть о японском художнике Хокусае.— М.: Дет. лит., 1970.— 176 с., ил.
Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве.— М.: Изобраз. искусство, 1982.— 207 с., ил.
Бетти Дж. Наматжира / Пер. с англ. — М.: Искусство, 1972.— 144 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Вейс Д. Огюст Роден / Пер. с англ.— М.: Искусство, 1969.— 579 с., ил.— (Жизнь в искусстве) .
Гастев А. А. Делакруа.— М.: Мол. гвардия, 1966.— 224 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Г астев А. А. Леонардо да Винчи.— М.: Мол. гвардия, 1982.— 400 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Герман М. Ю. Антуан Ватто.— Л.: Искусство, 1980.— 200 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Гращенков В. Н. Рафаэль.— 2-е изд.— М.: Искусство, 1975.— 213 с., ил. Григулевич И. Р. Сикейрос.— М.: Искусство,
1980.—248 с., ил.— (Жизнь в искусстве). Дмитриева Н. А. Пикассо.— М.: Наука, 1971.— 228 с., ил.
Дьяков Л. А. Джованни-Баттиста Пиранези.— М.: Изобраз. искусство, 1980.— 119 с., ил. Егорова К. С. Ян ван Эйк.— М.: Искусство,
1965.—251 с., ил.
Знамеровская Т. П. Веласкес.— М.: Изобраз. искусство, 1978.— 271 с., ил.
Знамеровская Т. П. Хусепе Рибера.— М.: Изобраз. искусство, 1981.— 239 с., ил.
Калитина Н. Н. Гюстав Курбе: Очерк жизни и творчества.— М.: Искусство, 1981.— 183 с., ил.
Кеменов В. С. Картины Веласкеса.— М.: Искусство, 1969.— 384 с., ил.
Кент Р. Это я, Господи: Автобиография Рокуэлла Кента / Пер. с англ.—2-е изд.— М.: Искусство,
1966.— 647 с., ил.
Львов С. Л. Питер Брейгель Старший.— М.: Искусство, 1971.— 206 с., ил.— (Жизнь в искусстве) .
Львов С. Л. Альбрехт Дюрер.— М.: Искусство, 1977.— 302 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Марке М. Альбер Марке.— М.: Искусство, 1968.— 192 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Мурина Е. Б. Ван Гог.— М.: Искусство, 1978.— 438 с., ил.
Пашут Л. Рафаэль / Пер. с венг.— М.: Искусство,
1981.— 568 с., ил.— (Жизнь в искусстве). Перрюшо А. Поль Гоген / Пер. с франц.—
М.: Искусство, 1979.—319 с., ил.— (Жизнь в искусстве) .
Перрюшо А. Жизнь Ренуара / Пер. с франц.— М.: Прогресс, 1979.—368 с., ил.
Перрюшо А. Эдуард Мане / Пер. с франц.— М.: Мол. гвардия, 1976.— 319 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Перрюшо А. Сезанн / Пер. с франц.— М.: Мол. гвардия, 1966.— 368 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Поцца Н. Тициан / Пер. с ит.— М.: Искусство, 1981.— 207 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Прокофьев В. Н. «Капричос» Гойи.— М.: Искусство, 1970.— 181 с., ил.
Ротенберг Е. И. Микеланджело Буонарроти: Альбом.— М.: Изобраз. искусство, 1976.— 29 с., ил.
Турчин В. С. Теодор Жерико.— М.: Изобраз. искусство, 1982.— 208 с., ил.
Шмитт Г. Рембрандт / Пер. с англ.— 2-е изд.— М.: Искусство, 1970.— 616 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Эсколье Р. Домье / Пер. с франц.— М.: Искусство, 1978.— 158 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение.— М.: Искусство, 1981.— 143 с., ил.
ИСКУССТВО НАРОДОВ СССР (ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД)
История искусства народов СССР: В 9-ти т. Т. 1—6.—М.: Изобраз. искусство, 1971 — 1981.
Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Искусство, 1982.— 419 с., ил.
Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства: В 2-х т. — М.: Искусство, 1967. — Т. 1—214 с., ил.; т. 2—234 с., ил.
Верещагина А. Г. Художник. Время. История: Очерки истории русской исторической живописи XVIII — начала XX века. — Л.: Искусство, 1973.— 130 с., ил.
Голицын С. М. Сказания о белых камнях.— 2-е изд., доп. и перераб.— М.: Мол. гвардия, 1980.— 254 с., ил.
Зотов А. И. Русское искусство с древних времен до начала XX века.— М.: Искусство, 1979.— 415 с., ил.
Каганович A. Л. «Медный всадник»: История создания монумента.— 2-е изд., доп.— Л.: Искусство. 1982.— 191 с., ил.
Кончин Е. В. Загадки старых картин.— М.: Знание, 1979.— 80 с., ил.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения.—М.: Просвещение, 1974.—333 с., ил.
Немилова И. С. Загадки старых картин.— 2-е изд.— М.: Изобраз. искусство, 1974.— 350 с,, ил.
Осетров Е. И. Живая Древняя Русь.— М.: Просвещение, 1976.— 255 с., ил.
50 кратких биографий мастеров русского искусства: Сб.—Л.: Аврора, 1971.— 301 с., ил.
Ракова М. М. Русская историческая живопись середины XIX века.— М.: Искусство, 1979. — 43 с., ил.
Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. В 2-х т.—М.: Искусство, 1967—1971.
Савицкая Т. А. В поисках правды и красоты: Очерки о художниках-передвижниках.— М.: Изобраз. искусство, 1976.— 110 с., ил.
Сарабьянов В. Д. Русская живопись XIX века среди европейских школ: Опыт сравн. исслед.— М.: Сов. художник, 1980.— 261 с., ил.
Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи.— М.: Дет. лит., 1968.— 256 с., ил.
Триста веков искусства: Искусство Европейской части СССР.— М.: Искусство, 1976.— 327 с., ил.
Алпатов М. В. Александр Иванов.— М.: Мол. гвардия, 1959.— 271 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Алпатов М. В. Феофан Грек.— М.: Изобраз. искусство, 1979. — 199 с., ил.
Амшинская А. М. Василий Андреевич Тропинин.— М.: Искусство, 1976.— 151 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Ф. А. Васильев: Альбом.— М.: Изобраз. искусство, 1973.— 4 с., ил.— (Образ и цвет).
Алексей Гаврилович Венецианов: Статьи. Письма. Современники о художнике.— Л.: Искусство, 1980.-391 с., ил.— (Мир художника).
Н. Н. Ге: Альбом. — М.: Изобраз. искусство,
1974.— 167 с., ил.
Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. 1865—1911.— 2-е изд.— М.: Искусство, 1980.— 547 с., ил.
Журавлева Е. В. Константин Андреевич Сомов.— М.: Искусство, 1980.— 231 с., ил.
Кеменов В. С. Историческая живопись Сурикова. 1870— 1880-е.— М.: Искусство, 1963.—507 с., ил. Коган Д. 3. М. А. Врубель.— М.: Искусство.
1980.— 351 с., ил.— (Жизнь в искусстве). Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине.—
Повесть о Воронихине.— Л.: Лениздат, 1975.— 679 с., ил.
Кончаловская Н. И. Дар бесценный: Романтическая быль о В. И. Сурикове.— 3-е изд.— М.: Дет. лит., 1974.— 334 с., ил.
Константин Коровин вспоминает...— М.: Изобраз. искусство, 1971.—912 с., ил.
Курочкина Т. И. Иван Николаевич Крамской.— М.: Изобраз. искусство, 1980.— 207 с., ил.
Лазуко А. К. Василий Максимов. 1844—1911.— Л.: Художник РСФСР, 1982.— 79 с., ил.
Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин: Жизнь и творчество. 1842—1904.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Искусство, 1972.— 395 с., ил. Лебедева Т. А. Иван Никитин.— М.: Искусство,
1975.— 167 с., ил.
Леняшин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов: Основные проблемы.— Л.: Художник РСФСР, 1980.— 258 с., ил. Леонтьева Г. К. Карл Брюллов.— Л«: Искусство,
1976.— 326 с., ил.— (Жизнь в искусстве). Лясковская О. А. В. Г. Перов: Особенности
творч. пути художника.— М.: Искусство, 1979.— 175 с., ил.
Мальцева Ф. С. Алексей Ковдратьевич Саврасов: Жизнь и творчество.— М.: Искусство, 1977.-406 с., ил.
Молева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий.— М.: Искусство, 1980.— 233 с., ил.— (Жизнь в искусстве).
Пцлипенко В. И. И. К. Айвазовский. 1817— 1900.—Л.: Художник РСФСР, 1980.— 71 с., ил.
Репин И. Е. Далекое близкое.— 8-е изд., перераб. и доп.—Л.: Художник РСФСР, 1982.— 520 с., ил.
Рерих Н. К. Жизнь и творчество: Сб. статей.— М.: Изобраз. искусство, 1978.— 306 с., ил.
Розинер Ф. #. Гимн солнцу: (Чюрлёнис). Искусствовед. повесть.— М.: Мол. гвардия, 1974.— 192 с., ил.— (Пионер — значит первый).
Сарабьянов В. Д. П. А. Федотов.— М.: Изобраз. искусство, 1969.— 294 с., ил.
Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов. 1716—1795.—М.: Искусство, 1974.— 274 с., ил.
Семенова Г. А. Иван Петрович Аргунов.— М.: Искусство, 1973.— 207 с., ил.
Сергеев В. Н. Рублев.— М.: Мол. гвардия,
1981.— 254 с., ил.— (Жизнь замечат. людей). Смирнова-Ракитина В. А. Валентин Серов.—
М.: Мол. гвардия, 1961.— 336 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Сучков С. В. Федор Степанович Рокотов.— Л.: Художник РСФСР, 1976.— 31 с., ил.
Турчин В. С. Орест Кипренский.— М.: Изобраз. искусство, 1975.— 166 с., ил.
Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. 1860—1900.— М.: Искусство, 1976.— 571 с., ил.
Иван Иванович Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике.— Л.: Искусство, 1978.— 463 с., ил.— (Мир художника).
СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
Искусство народов СССР: В 9-ти т. Т. 7—9.— М.: Изобраз. искусство, 1972—1982.
Искусство народов СССР. 1917—1970-е годы: Произведения сов. художников. Живопись. Скульптура. Графика / Сост. альбома и авт. вступит, статей О. И. Сопоцинский.— Л.: Аврора, 1977.— 502 с., ил.
Искусство Советского Союза: Альбом. — JL: Аврора, 1982.—688 с.
Советское изобразительное искусство: Живопись. Графика. Скульптура. Монументальное искусство / Сост. В. В. Ванслов, М. Т. Кузьмина.— М.: Изобраз. искусство, 1982.— 424 с., ил.
Гапеева В. И., Кузнецова Э. В. Беседы о советских художниках: Пособие для учащихся.— М.; Л.: Просвещение, 1964.— 198 с., ил.
Зименко В. М. Советская историческая живопись.— М.: Сов. художник, 1970.— 151 с., ил.
Ладур М. Ф. Искусство для миллионов: Заметки художника.— М.: Сов. художник, 1983.— 191 с., ил.
Лебедев П. И. Русская советская живопись: Краткая история.—М.: Сов. художник, 1963.— 276 с., ил.
Ленин. Революция. Искусство: Охрана памятников искусства.— Монументальная пропаганда.— В. И. Ленин в рисунках художников.— Л.: Художник РСФСР, 1977.— 102 с., ил.
В. И. Ленин в советском изобразительном искусстве: Альбом / Сост. В. Шабельников; Вступит, статья П. М. Сысоева.— М.: Правда, 1976.— 6 с., 43 л. ил.
Лениниана на родине Ильича: Ульянов. Областной худож. музей. Живопись. Графика. Скульптура / Авт. вступит, статьи А. Шефов.— М.: Сов. Россия, 1980.— 154 с., ил.
Молодые советские художники: Живопись. Графика. Скульптура / Сост. В. П. Сысоев.— М.: Изобраз. искусство, 1982.— 176 с., ил.
Очерки истории советского искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика.— М.: Сов. художник, 1980.— 263 с., ил.
Павловский Б. В. В. И. Ленин и изобразительное искусство.—Л.: Художник РСФСР, 1974.— 84 с., ил.
Парамонов А. В., Червонная С. М. Советская живопись.—М.: Просвещение, 1981.— 287 с., ил.
Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.—М.: Политиздат, 1980.— 318 с., ил.
Суздалев П. К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны.— М.: Сов. художник, 1965.— 468 с., ил.
Хан Магомедов С. Мавзолей Ленина: История создания и архитектура.— М.: Просвещение, 1973.— 128 с., ил.
Алексеева А. Солнце в день морозный: Кустодиев. Повесть.— М.: Мол. гвардия, 1978.— 174 с., ил.— (Пионер — значит первый).
Бычков Ю. А. С. Т. Конёнков.— М.: Мол. гвардия, 1982.— 315 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Владич Л. В. Алексей Алексеевич Шовкуненко — народный художник СССР.— Киев, 1960.— 31 с., ил.
Воронова О. П. Шадр.— М.: Мол. гвардия, 1969.— 190 с., ил.— (Жизнь замечат. людей).
Вучетич Е. В. Художник и жизнь.— М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963.— 446 с., ил.
Голубков Д. Н. Доброе солнце: Повесть о художнике М. Сарьяне.— М.: Дет. лит., 1970.— 134 с., ил.
Дейнека А. А. Жизнь, искусство, время: Лит.-худож. наследие.— Л.: Художник РСФСР, 1974.— 341 с., ил.
Дубовицкая Н. Н. Н. Андреев.— М.: Изобраз. искусство, 1970.— 43 с., ил.
Замошкин А. И. М. К. Аникушин.— J1.: Художник РСФСР, 1979.— 343 с., ил.
Зотов Б. И. Повесть о Митрофане Грекове.— М.: Воениздат, 1982.— 207 с., ил.
Каменский А. А. Рыцарский подвиг: Книга о скульпторе Анне Голубкиной.— М.: Изобраз. искусство, 1978.— 246 с., ил.
Кекушева-Новосадюк Г. В. Е. Е. Моисеенко.— Л.: Художник РСФСР, 1977.— 68 с., ил.
Конёнков С. Т. Мой век / Сост. Ю. А. Бычков.— 2-е изд.— М.: Политиздат, 1972.— 368 с., ил.
Кончйловский П. П. Художественное наследие.— М.: Искусство, 1964.— 302 с., ил.
Короткевич Е. Г. Татьяна Яблонская: Живопись. Графика.— М.: Сов. художник, 1980.— 111 с., ил.
Кукрыниксы: Втроем. — М.: Сов. художник, 1975.— 295 с., ил.
А. Т. Матвеев: Альбом / Авт. статьи и сост.
Е. Б. Мурина.— М.: Сов. художник, 1979.— 383 с., ил.
Минина В. Б. Николай Томский.— М.: Искусство, 1980.— 327 с., йл.
Моор Д. Я — большевик! — М.: Сов. художник, 1967.— 255 с., ил.
Ненарокомова И. С. Солнечная палитра Абрама Архипова.— М.: Сов. художник, 1982.— 167 с., ил.
Нестеров М. В. Давние дни.— 2-е изд.— М.: Искусство, 1959.— 399 с., ил.
Никонова И. И. Михаил Васильевич Нестеров.— М.: Искусство, 1979.— 231 с.— (Жизнь в искусстве).
Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: В 3-х т.— М.: Изобраз. искусство,
1974.—Т. I—II—632 е.; т. III—494 с.
Пахомов А. Ф. Про свою работу.— Л.: Художник РСФСР, 1971.— 306 с., ил.
Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия.— Л.: Искусство, 1969.— 631 с., ил.
Ю. И. Пименов: Альбом.— Л.: Аврора, 1972.— 37 с., ил.
А. А. Пластов: Альбом / Сост. Н. А. Пластов.— Л.: Художник РСФСР, 1979.—311 с., ил.
Пророков Б. И. О времени и о себе.— М.: Изобраз. искусство, 1979.— 447 с., ил.
Разгонов С. Н. Высота: Жизнь и дела П. Корина.— 4-е изд.—М.: Сов. художник, 1978.— 159 с., ил.— (Рассказы о художниках).
Рылов А. А. Воспоминания.— Л.: Художник РСФСР, 1977.— 288 с., ил.
Салахов Т. Ритмы нового.— М.: Сов. художник, 1975.—32 с., ил.
Самохвалов А. Н. Мой творческий путь.— Л.: Художник РСФСР, 1977.— 318 с., ил.
Сарьян М. С. Из моей жизни.— 2-е изд.— М.: Изобраз. искусство, 1971.— 382 с., ил.
Станкевич Н. И. Б. В. Иогансон. 1893—1973.— Л.: Художник РСФСР, 1978.— 38 с., ил.
Суздалев П. К. Вера Игнатьевна Мухина.— М.: Искусство, 1981.— 168 с., ил.
Урал Тансыкбаев: Альбом / Авт. вступит, статьи и сост. И. В. Гинсбург.— Л.: Аврора, 1977.— 15 с., ил.
Томский Н. В. Заметки скульптора.— М.: Мол. гвардия, 1965.— 144 с.
Чаупова Р. Н. Теодор Эдуардович Залькалн.— М.: Изобраз. искусство, 1974.— 46 с., ил.
В ПОМОЩЬ ЮНОМУ ХУДОЖНИКУ
Школа изобразительного искусства: В 10-ти вып.— М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960—1963.
Абросимова А. А. и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.— М.: Высш. школа, 1981.— 151 с., ил.
Алексеев С. О цвете и красках.— М.: Искусство, 1964.— 53 с., ил.— (Б-ка начинающего художника).
Барщ А. О. Наброски и зарисовки.— М.: Искусство, 1970.— 166 с., ил.
Беда Г. В. Живопись: В помощь начинающим и самодеятельным художникам. — М.: Искусство. 1971.— 128 с., ил.
Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке.— М.: Просвещение, 1979.— 144 с., ил.
Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная пром-сть, 1981.— 181 с., ил.
Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для пед. училищ.— М.: Просвещение, 1977.— 129 с., ил.
Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.— М.: Лесная пром-сть, 1977.— 245 с., ил.
Дейнека А. А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование.— М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.— 224 с., ил.
Зернова Е. С. Будущему художнику об искусстве живописи.— М.: Сов. художник, 1976.— 239 с., ил.
Каменева Е. О. Твоя палитра.— М.: Дет. лит., 1977.— 96 с., ил.
Кузин В. С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1981.— 160 с., ил.
Лебедева Е. ВЧерных Р. М. Искусство художника-оформителя: Практ. советы самодеят. художнику.— М.: Сов. художник, 1981.— 343 с., ил.
Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву: Учеб-
ник для сред. ПТУ.— М.: Высш. школа, 1981.— 80 с., ил.
Меликсетян А. С. Юному любителю мозаики: Кн. для учащихся.—М.: Просвещение, 1979.— 158 с., ил.
Михайлов А. М. Любителям рисования.— М.: Мол. гвардия, 1963.— 86 с., ил.
Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурное мастерство: Учеб. пособие.— М.: Изобраз. искусство, 1982.—224 с., ил.
Основы художественного ремесла.— М.: Просвещение, 1979.— 352 с., ил.
Павлинов П. Я• Каждый может научиться рисовать: Советы рисовальщика.— М.: Сов. художник, 1966.— 104 с., ил.
Прекрасное — своими руками: Нар. худож. ремесла.— М.: Дет. лит., 1979.— 158 с., ил.
Радлов Н. Э. Рисование с натуры.— Л.: Художник РСФСР, 1978.— 130 с., ил.
Рисунок: Практ. руководство для начинающих и самодеятельных художников. — М.: Искусство, 1965.— 272 с., ил.
Рисунок и живопись: Руководство для самодеятельных художников.— 3-е изд.— М.: Искусство, 1976.— 143 с., ил.
Семерак ГБогман К. Художественная ковка и слесарное искусство / Пер. с чеш.— М.: Машиностроение, 1982.—232 с., ил.
Советы мастеров: Живопись и графика.— 2-е изд.—Л.: Художник РСФСР, 1979.— 376 с., ил.
Хворостов А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1977.— 143 с., ил.
Чтобы ожили стены...: (Сб.).—2-е изд.—М.: Мол. гвардия, 1977.— 96 с., ил.
Щипаное А. С. Юным любителям кисти и резца.— 2-е изд., доп. и перераб.— М.: Просвещение. 1981.—416 с., ил.
yunc.org
Книжная иллюстрация переводит образ литературы на язык графики или живописи, и на уроках литературы иллюстрации используются как своеобразный комментарий к художественному тексту. Издавна источником творчества многих художников были литературные произведения. Так, в Древней Греции мастера расписной керамики использовали образы Гомера. Искусство иллюстрации возникло в Китае в VII веке и развилось в Европе и Америке в XVIII –XX веках. В России иллюстрации к художественным произведениям появились в XVIII веке. Поначалу иллюстрации чаще всего были гравюрами и носили чисто декоративный характер. XIX век называют "золотым веком" искусства иллюстрации. В это время создаются шедевры этого вида искусства: серии иллюстраций Г.Доре к роману "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф.Рабле и "Приключениям барона Мюнхгаузена" Э.Распе. В истории русской иллюстрации важную роль сыграли А.А.Агин, П.А.Федотов, Г.Г.Гагарин. Гениальный художник А.А.Иванов серией библейских эскизов много сделал для развития искусства иллюстрации. Он обратил внимание на необходимость тщательного изучения эпохи и стилистических особенностей текста. |
Иллюстрации к произведениям |
Блок Александр Александрович |
Гауф Вильгельм |
Гоголь Николай Васильевич |
Гончаров Иван Александрович |
Горький Алексей Максимович |
Грибоедов Александр Сергеевич |
Дефо Даниэль |
Достоевский Федор Михайлович |
Есенин Сергей Александрович |
Жуковский Василий Андреевич |
Карамзин Николай Михайлович |
Крылов Иван Андреевич |
Лермонтов Михаил Юрьевич |
Мандельштам Осип Эмильевич |
Некрасов Николай Алексеевич |
Островский Александр Николаевич |
П |
Погорельский Антоний |
Пушкин Александр Сергеевич |
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович |
Слово о полку Игореве |
Твардовский Александр Трифонович |
Толстой Алексей Константинович |
Толстой Лев Николаевич |
Тургенев Иван Сергеевич |
Тынянов Юрий Николаевич |
Ф |
Фольклор |
Чехов Антон Павлович |
literatura5.narod.ru
Живопись на уроках литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
«Живопись на уроках литературы»
Работу выполнила
Пушкина Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2016 год
Живопись на уроках литературы
Образовательное и воспитательное значение литературы будет ещё более действенным, если параллельно с её изучением учащиеся будут знакомиться с другими видами искусства. Эта истина знакома всем. Прежде всего это, конечно, знакомство с произведениями живописи.
Произведения живописи дают прекрасный материал для уроков по русскому языку. Всем учителям русского языка и литературы хорошо известна роль картины в развитии речи, мышления и памяти учащихся. В этой работе словесникам должны помочь и учителя изобразительного искусства, которые знакомят учащихся на своих уроках изо и МХК с художественным мастерством и техникой живописи, дают им богатый материал для подготовки беседы по картине. Учитель знакомит учеников с творчеством художников разных направлений и времён.
На уроках литературы эта работа продолжается. Так при изучении темы о русском пейзаже русских писателей и поэтов XIX века ребятам интересно будет познакомиться с произведениями живописи художников этого же периода: А. Е. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. Н. Куинджи, Ф. А. Васильева. В настоящее время учитель литературы не будет испытывать трудностей с вопросом о наличии произведений художников для уроков. Век инновационных технологий, Интернет помогут в этом учителю. Когда на уроках литературы идёт речь об историческом прошлом нашего народа, можно воспользоваться репродукциями картин по данной теме таких художников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и др. Возможно, учитель литературы также предложит ребятам подготовить сообщения или доклады о творчестве того или иного художника. Всё зависит от уровня подготовки учащихся в классе. При изучении творчества Н. А. Некрасова учитель может предложить ребятам поработать над содержанием репродукций картин И. Е. Репина «Бурлаки» и И. И. Шишкина «Рожь». Можно взять и картины других художников.
Когда на уроках пойдёт речь о роли пейзажа в литературном произведении, о творчестве А. С. Пушкина, можно рассмотреть с учениками репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» и «Осень» и т. д. Учитель вправе сам решать, какие картины и каких художников он возьмёт для работы по теме урока. У каждого этот подбор свой. Но в любом случае удачное сочетание на уроках произведений литературы и живописи производит на школьников большое впечатление. Равнодушных в этой работе нет.
Живопись, как особый вид искусства, при помощи своих художественных средств (линии, краски и т. д.) по-своему может знакомить учащихся с жизнью. Картина художника-живописца, так же как и произведение художника-писателя, художника-поэта, создаёт художественный образ, в котором отражается действительность.
Так при изучении стихотворения Н. А. Некрасова « Крестьянские дети» в 5 классе учитель рассказывая ученикам о тяжёлой жизни детей , может воспользоваться репродукцией картины Перова «Тройка». Она, несомненно, пробудит у современных пятиклассников сочувствие к детям, выбивающимся из сил, обречённым на лишения. Учитель может рассказать ученикам и историю написания художником картины о детях. Рассказ произведёт на ребят сильное впечатление. Картина художника заставит учащихся мысленно перенестись в тот мир, где труд был непосильной тяжестью.
Целый ряд произведений живописи на уроках по отдельным темам всегда помогают учителю литературы, помогают раскрыть и многие теоретические понятия (понятие литературного героя, например). Произведения живописи помогут раскрыть перед учащимися сложный духовный облик человека с его индивидуальными особенностями. Произведение живописи поможет лучше понять учащимися литературное произведение и его основные компоненты: пейзаж, быт, персонаж и т. д.
Любое произведение живописи на уроках литературы наряду с с литературно - художественными произведениями может выпол- нять те же познавательно-воспитательные задачи, но разрешает их своими собственными художественными средствами, присущими живописи.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Творческая работа по литературе (донской региональный компонент) "Картины донской природы в произведениях А.П.Чехова и художника Б.В.Щербакова"
Творческая работа.
Картины донской природы в произведениях
А.П.Чехова и художника Б.В.Щербакова.
Я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать…
А. П. Чехов.
А.П.Чехов родился в Таганроге, прожил в нем до 1879 года и потом неоднократно посещал родной город и край.
Приазовская степь, морской пейзаж, природа юга, музыка развивали в юном Чехове чувство гармонии, красоты, свободы, пробуждали жажду творчества. Впечатления о поездках по родному краю в годы детства, отрочества и юности были настолько сильными, что, когда Антон Павлович писал о донской природе, он чувствовал, как пахнет степью, в его памяти оживали степные легенды, рассказы встречных, сказки няни-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душой. Эта память сердца не угасала с годами, а, наоборот, становилась все более волнующей, жгучей, пока не вылилась в замысел «Степи». Сюда Чехов вложил всю свою любовь к родному пейзажу, всю силу своей изобразительности, и нет у него произведения, более близкого к природе, более проникновенного, чем «Степь». Сколько здесь тонких наблюдений, изумительно нарисованных картин, какое богатство кисти! Вся степь насыщена густым ароматом степных трав, пронизана тем особенным знанием степи, которое дается только человеку, рожденному в ней, либо прожившему в ней детские годы. Вся она пересыпана теми органически вросшими в текст словами, которые не надуманно и искусственно, а невольно, из самой глубины сознания, возникают в авторской речи: «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю укутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкой грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить».
Донская природа у Чехова показана в различные времена года, в различные периоды дня и ночи, в разнообразных художественных и эмоциональных тонах – яркая и серая, бурная и спокойная, радостная и грустная. «Обманутая степь приняла свой унылый июльский вид», небо представилось «оцепеневшим от тоски», коршун останавливается в полете, «точно задумавшись о скуке жизни», а «для разнообразия» в бурьяне мелькает «белый череп или булыжник; вырастает на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла», а зной «жжет и душит»…
Это замечательное произведение возглавляет целый цикл чеховских творений о донской природе, насыщенных заветными думами и задушевными настроениями великого русского писателя. Ярко рисует Чехов особенности донского пейзажа в произведениях «Счастье», «Казак», «Красавицы», «В родном углу», «Печенег». С большой художественной силой выражает он свои мысли о родине, о народе, о счастье, о красоте. И во всех этих произведениях в той или иной степени фигурирует степь. Автор не только видит, но и слышит красоту окружающей природы: «В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи».
Стремясь точно передать специфику донской природы, Чехов пишет о разносторонних качествах степи: «широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов», «степь, безграничная и равнодушная, как вечность, с ее цветами, курганами и далью…». Степь часто воспринимается Чеховым как одушевленное существо, поэтому он характеризует ее такими эпитетами, как «молчаливая», «грустная», «унылая», «задушевная». Писатель сумел показать поэтическую прелесть обыденного донского пейзажа и смог наполнить его поэтическими эмоциями.
Донская природа давно привлекала внимание любителей реалистического современного пейзажа. Порой удивляешься, как можно увидеть, почувствовать и воспроизвести кистью столь глубокое проникновение в душу природы, ее философию, тонкость ее оттенков. Одним из таких художников является Б.В.Щербаков.
В начале 1950-х у Б.В.Щербакова рождается грандиозный замысел – создать серии донских пейзажей, связанных с великими русскими писателями, показать отношение их к родным местам, воспетых в стихах и романах. В 1970-1980 годах художник работает над серией литературных пейзажей, посвященных творчеству А. П. Чехова. Мастер стремится передать душевное состояние писателя, его мысли, чувства, настроение, а порой и судьбу… «Земля донская! - говорил Щербаков, - это понятие включает в себя так много! А главное, на ней живет художник с необычайно сильным и острым поэтическим чувством. Мельчайшие детали картин написаны выпукло и зримо, сочетаются с панорамами, от широты которых захватывает дух. И, представляете, я – «иногородний» новичок – вдруг дерзнул коснуться всего этого богатства своей кистью». «Чеховская» серия включает несколько картин, среди которых «Дом Чехова в Таганроге», место, где родился известнейший не только в России, но и за пределами ее, русский писатель.
Щербаков путешествует по южному краю, и его все больше и неудержимее влечет к себе донская земля. «Я много ездил… постепенно меня все больше захватывали и степь, и холмы с мелкими осыпями, дали, сливающиеся с небом у горизонта, и, конечно, Дон с его неповторимым, ему одному присущим колоритом. Я работал увлеченно, подставляя лицо всем ветрам на вершинах «обдонских гор» и крутых яров…» - говорил художник. Так может сказать только человек, глубоко почувствовавший особенности донского края.
Изумительная по красоте картина «Вечерняя тишина. Новолунье» (1973) сразу привлекает внимание. Смотришь на картину и видишь, как быстро угасают пламенные краски вечерней зари, но все еще пронизано теплыми отсветами ушедшего за горизонт солнца. Безветрие, лишь за поворотом у Белой горы мелькает рябь, серебрит тихие воды Дона. Вдоль топкого берега, поросшего бурьяном и лопухом на целый километр, темнеют силуэты лодок вешенских жителей, кое-где еще видны рыбаки, не желающие уступить надвигающейся ночи. Лягушки, как по команде невидимого дирижера, то дружно выражают свои восторги, то вдруг затихают и вновь начинают откуда-то издалека. Острый серп месяца все ярче рисуется в темнеющем небе, а с Дона потягивает холодком, и синеватые тени начинают преобладать в красках земли.
А на картине «После захода солнца» (1974) мы видим набережную улицу, дорогу под сводами серебристых черноствольных верб, ведущую к пойменным лугам к Пигаревке, к лесным озерам. От белой горы, виднеющейся вдали, Дон делает колено, выпрямляясь у Вешенской. Тонким кружевом рисуются остролистые веточки вербы на меркнущем небе. Сквозь эту кружевную вязь виднеются прибрежные кустарники, камыши и спокойная гладь реки, настойчиво и монотонно гудят комары.
Еще одна работа автора привлекает наше внимание. Это картина «Дон тихий» (1974). Именно этот пейзаж, бесконечно широкий, безбрежный, вобрал в себя, казалось, всю трудовую историю донского казачества, истоки его мужества и понимания своей роли в общей жизни нашего народа. Если по правому берегу Дона вниз по течению проехать двадцать с небольшим километров, мы попадем в хутор Калининский. За хутором гряда меловых «обдонских» гор тянется на несколько километров до хутора Рубежного. Все «обдонье» открывается перед нашим взором, и Дон в погожие ясные дни тих и спокоен.
Большая любовь к донской земле живет в сердце художника Щербакова. «Кажется, каким-то волшебным мановением оказалась на короткое мгновение донская земля, чтобы все вдруг увидели, какая она сама по себе – без людей, их страстей, страданий и радостей – красивая и мужественная», - говорил он. Бесспорно, художник добился этого таинственного эффекта – она и без людей выглядит, словно бы с ними, со всем, что на ней было, есть и будет еще тысячи, тысячи лет.
infourok.ru
Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (нем. Georg Simmel, 1858 – 1918) – немецкий философ и социолог. |
Плохие книги не только бесполезны, но и вредны. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – русский писатель. |
Поскольку жизнь очень коротка, а свободных часов очень мало, мы не должны тратить ни одного из них на чтение малоценных книг. Сэмюэл Смайлс (англ. Samuel Smiles, 1812 – 1904) – шотландский писатель и реформатор. |
Читателю хорошо – он может сам выбирать писателя. Курт Тухольский (нем. Kurt Tucholsky, 1890 – 1935) – немецкий журналист и писатель. |
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Увидят ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? И прежде всего – состоится ли у него духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу? (Из книги "Поющее сердце") Иван Александрович Ильин (1883 – 1954) – русский философ, писатель и публицист. |
Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано. Яков Борисович Княжнин (1740 – 1791) – русский писатель. |
Для многих книги так же нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько бы не изобретали замысловатых кассет, телевизоров и других заменителей. В человеческом мозгу хранятся книжные сокровища, которые не умрут. Они все там – "Одиссея" и "Божественная комедия", "Война и мир" и "Дэвид Копперфильд". Астрид Линдгрен (1907 – 2002) – шведская писательница. |
literatura5.narod.ru