История одного шедевра: «Композиция VII» Кандинского. В кандинского картины
В.Кандинский. Цвет и духовность в живописи. Картины художников
Василий Кандинский открыл новый художественный язык живописи в XX столетии. Именно с его именем связывают становление и развитие абстрактного искусства, и ему же удалось сформулировать его цели и предложить их интерпретацию. Для этого были необходимы: талант живописца, знание особенностей художественных и философских традиций, собственная концепция творчества, и определенные социально-культурные условия.
Для раннего творчества Кандинского были характерны разные манеры письма.
Первые картины художника, близкие импрессионизму, с густо положенными мазками, в основном воплотились в небольших натурных этюдах, начатых в 19011 — 903 годах в Швабии и подмосковной Ахтырке, продолженных в 1906 году в Сен-Клу и завершенных в 1908 году в Мурнау близ Мюнхена. То были мотивы усадеб и пригородов, пляжей и деревенских проселков, гор и озер. Чуть позже сложилась вторая манера, близкая по своему характеру, И. Билибину и Н. Рериху. Кандинский работал темперой в мозаичной технике декоративной пуантили, характерной для стиля модерн. То были сцены базаров, прогулок на древних парусных судах, гусляров и грустящих красавиц в лесу, иногда перемежавшиеся различными стилизациями. Последние произведения второй манеры создавались в 1907 — 1908 годах. Важными оказались занятия гравюрой на дереве. Обращением к технике продольной резьбы в ксилографии Кандинский обязан примеру Поля Гогена и Эдварда Мунка, которых высоко ценил. Здесь проявляется особая выразительность, умение обобщать, находить отношение между пятном и свободным пространством, что так пригодилось ему в дальнейшем. В эпоху модерна, гравюра на дереве, как плакат и карикатура, помогала определять возможности формализации художественных средств, границы условности. Примерами могут быть гравюры из Третьяковской галереи: «Игра на гуслях» и «Свет Луны». Их стиль близок самым современным исканиям тех лет.
После знакомства в 1906 — 1907 годах в Париже с произведения Анри Матисса, Робера Делоне и Пабло Пикассо, Кандинский по-другому стал оценивать собственные опыты тех лет.
Абстрактная композиция. В.Кандинский.
Он был поражен картиной Матисса «Радость жизни» а также другими его произведениями, включая статью «Заметки о живописи». Исследование искусства композиции и использования чистого цвета, стало вскоре одним из главных интересов будущего мастера. Матиссовские краски будут часто встречаться в абстрактных композициях Кандинского; они экспрессивны, выражают и цвет, и саму идею цвета, працвет синего, красного, белого, зеленого. Даже манера наложения красок на холст порой напоминает приемы французского художника. Благодаря Клоду Моне, а затем и Матиссу, Кандинский стал осознавать, что форма и цвет не нуждаются в предметной мотивировке.
Столицей югендштиля, названной Кандинским «островком духовного в громадном мире», в начале столетия был Мюнхен.
Здесь издавались ведущие журналы Югенд, Ди Кунст, Симплициссимус, Декоративе Кунст. В этом городе работали Август Эндель теоретик нового искусства, Герман Обрист (Обрихт) создатель отвлеченных пластических композиций. В кружках Мюнхена и Штутгарта выделялся Адольф Хельцель, который в 1905 году разрабатывал теории абстрактной живописи. Обращение художника к немецкой культуре не было случайным: в то время многие увлекались немецкой философией, будь то гегельянство, кантианство, Шопенгауэр или Ницше. На рубеже веков теософская литература, оккультные и спиритические трактаты были весьма популярны в среде художественной интеллигенции. Многие термины, впоследствии появившиеся в теоретических работах Кандинского, вибрация, созвучие, космические лучи, восхождение и другие взяты из этих работ. От Штейнера он позаимствовал идею борьбы трех миров: высшего духовного, среднего астрального и низшего материального.
Важное воздействие на формирование мировоззрения Кандинского оказал русский символизм, который помог открыть романтическую традицию, с которой в дальнейшем он был прочно связан.
Характерно, что, обратившись к отвлеченным формам, в 1911 году художник написал картину Романтический пейзаж. После завершения своих основных теоретических работ Кандинский намеревался написать работу Романтизм в абстракции. Он полагал: Смысл, содержание искусства романтика. По его мнению, романтизм глубок, красив, его содержание радостно; это кусок льда, в котором сияет огонь. Романтизм начала XX века уже предчувствовал возможность существования абстрактной, фантастической, музыкальной, поэтической живописи (Ф. О. Рунге). С романтической традицией связаны представления художника о синтетичности искусств, иначе говоря, об их глубокой внутренней связи и переносе специфики одного вида на другой. Его знаменитые Звуки 1913 года синтез поэтического, музыкального и живописного (это 38 поэм с 12 цветными и 54 черно-белыми гравюрами).
Кандинский, как все крупные мастера нового времени, был универсален в своей художественной деятельности.
Он занимался не только живописью и графикой, но музыкой (с ранних лет), поэзией, теорией искусства. Художник оформлял интерьеры, делал эскизы росписей по фарфору, проектировал модели платьев, создавал эскизы аппликаций и мебели, занимался фотографией, интересовался кинематографом. Первое объединение Фаланга (лето 1901 года), в котором он принял участие, виделось ему как сообщество мастеров, объединенных общими идеями. Затем, последовало создание Нового художественного общества Мюнхена, Синего всадника, работа в культурных и научных учреждениях послереволюционной России, в Баухаузе, создание Общества Кандинского и Синей четверки. Сам он с гордостью писал, что никогда не чуждался общественных дел, организаторская и преподавательская деятельность его радовала. Много внимания Кандинский уделял контактам немецкого и русского авангарда, Синего всадника и отечественного Бубнового валета. Таковы, в известной степени, были предпосылки для сложения новой манеры Кандинского.
Традиционный пейзаж и поиск синтетического стиля, взаимодействуя, постепенно образовывали новые жанры: импрессии, импровизации и композиции. Сам художник считал, что импрессии (то есть впечатления) передают эффект видимой натуры, импровизации выражают внутренние впечатления, а композиции представляют их синтез. Слово композиция для Кандинского звучало как молитва и вызывало в нем внутреннюю вибрацию. Чаще всего, композиции были самыми большими по размерам и самыми отвлеченными по мотивам. Но практическая система жанров оказывалась сложнее. Некоторые работы, как Лирическое, Романтический пейзаж, Обнаженная, имели самостоятельное значение. С 1914 года некоторые произведения Кандинского стали называться не по возможным ассоциациям, как «Концерт» или «Пастораль», а в соответствии с господствующим элементам формы, например Пейзаж с красным пятном.
Несмотря на традицию называть произведения Кандинского 1909 — 1914 годов абстрактными, в них легко угадываются изобразительные элементы, трактованные как символические знаки.
Узнаваемые, с разной степенью отчетливости, иконографические мотивы (всадники, казаки, ню, пальмы, лодки, острова в море, горы, радуги, колокола, звери, кладбища, дома, храмы, башни, облака, деревья, пушки, озера, дамы в кринолинах, фонтаны) сплетались с чисто абстрактными формами. Сам Кандинский считал возможной известную ассоциативность с реальностью. Особенно ясно она проявлялась в сценах Апокалипсиса, христологии, и жития святых.
В живописи Кандинского пятна, некие цветные облака, мягкие, словно биологизированные, часто оконтуренные в стиле ар-нуво, образуют сложнейшие сочетания. Среди них, словно молнии разного цвета, зигзагами мелькают линии, чтобы создать эффект ухода в глубину, чтобы заманить зрителя вовнутрь. Эти пятна то бегают, то отступают, они то больше, то меньше, что, впрочем, не является знаком их реальной величины или удаленности; как космос, такая живопись пространственно и хронологически неоднородна. Это хор красок, врывающихся в душу из природы, по выражению самого художника. Главное, чтобы зритель самозабвенно растворился в картине, жил в ней. Тут важна не форма (почему Кандинский не любил искусства для искусства), но переживание, внутреннее влечение, сверхчувственная вибрация. Известно, что Кандинский был влюблен в краски мира. Он много путешествовал (русский Север, Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Голландия, Швеция, Бельгия, Италия, Тунис, Сирия, Египет, Турция, Греция), используя колористические впечатления (но не сюжеты) в своих работах.
Краски виделись Кандинскому одушевленными и странными существами.
В борьбе с белым холстом они рождаются как миры и люди. Краски эти должны вызывать определенные ассоциации. Опираясь на учение о цвете Гёте, художник разработал концепцию, согласно которой определенные краски должны вызывать и определенные эмоции. Так, желтое земное, напоминает звуки флейты; синее небесное, спокойное и печальное, напоминает виолончель; зеленое неподвижное, неэмоциональное. Для художника были важны также разные качества красок бархатистость, гладкость, блеск, ощущение осязания, благоухания, звука. Кандинский считал, что абстрактные комбинации действуют словно музыка, имеют, как и она, временное художественное бытие, запрятанное внутри произведения. Все приемы, используемые художником, создавали сильный поэтический образ. Характерно, что стихи его, написанные в весьма своеобразной манере, лучше всего словесно передают ощущения от его произведений.
Кандинский принадлежал и к числу художников-писателей.
Параллельно новому живописному стилю складывался текст книги «О духовном в искусстве», которую он писал в течение пяти-шести лет и завершил к 1910 году. Начиная с 1901 года, он публиковался не менее ста раз, а многое осталось в черновиках, в архивах. Работа «О духовном в искусстве» стала евангелием нового искусства. Через короткое время, его теоретические работы станут основой для размышлений и деятельности в ИНХУКЕ (Институт художественной культуры в Москве) и Баухаузе.
После возвращения в Москву с началом первой мировой войны Кандинский словно находится в раздумье.
За редким исключением, он не обращается к абстрактным композициям, а как бы идет в эволюции своего стиля обратно, вновь появляются полуимпрессионистические виды, в ранней манере исполнено полотно Красная площадь 1917 года, хранящееся в Третьяковской галерее. Особенно удивляют своей реалистической направленностью виды Суворовского и Смоленского бульваров, написанные из окна. И только к 1920 году он вновь берется за абстрактные сочинения. Появляются геометризированные элементы, намечающие переход к четвертой, золотой, как ее называют критики, манере. Впрочем, живописью Кандинский в то время занимается мало, больше внимания уделяя организационной, исследовательской и преподавательской деятельности. В конце 1921 года, получив командировку от Государственной академии художественных наук (ГАХН), Кандинский уезжает в Германию.
К этому времени, живопись художника претерпела сильные изменения.
Это был «холодный», как он сам говорил, стиль. Уже в графическом цикле «Малый мир» (1922 г.) видна последовательная геометризация формы. Порой, в живописи появляется некоторая сухость, чертежность. В Баухаузе Кандинский ведет курс стенной живописи, что связано с его концепцией монументального искусства, которое объединяет все остальные. Опыт своей преподавательской деятельности художник обобщил в работе «Пункт и линия к плоскости». «Пролегомены в науке об искусстве» (1926 г.). Самое интересное пространственное решение Кандинский исполняет в связи с проектом зодчего Мис ван дер Роэ Музыкальный салон (1931 год, абстрактные композиции в керамике).
В 1933 г, после прихода в Германии к власти национал-социалистов, Кандинский переезжает во Францию; двигаться дальше у него уже не было сил. Даже не смотря на военное время, работы над формой и цветом продолжались до конца жизни мастера, включая последние гуаши 1944 года. Что хотел сказать Кандинский? Ответ — в его словах: «Вызвать радостную способность переживать духовную сущность в материальных и абстрактных вещах».
При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Василий Кандинский» В. Турчина, М. 1991 г.
Читайте также:
www.5arts.info
Репродукции картин В.В. Кандинского
Ниже представлены репродукции картин В.В. Кандинского на христианские сюжеты.
Импровизация. Потоп.В.В. Кандинский. 1913 г. Холст, масло, 95×150.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Великое Воскресение.Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Страшный суд.Василий Кандинский. 1910 г. Холст, масло, 50×30.
Ангел Страшного cуда.В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 64×50.Швейцария, коллекция Мерцбахера
Ангел Страшного суда.Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 64 x 50 см.Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия
Ангел Страшного суда.В.В. Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 26×17.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Страшный суд.В.В. Кандинский. 1912 г.
Все святые IВ.В. Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 50×64.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Все святые I.Василий Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 34,5×40,5.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Все святые II.Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 86×99.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
День всех святых II.Василий Кандинский. 1911 г.
Композиция со святымиВасилий Кандинский. 1911 г. Обратная роспись по стеклу, 31×48.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Святой Гавриил.Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, серебро, золото, стекло, 40×25.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Святой Георгий.Василий Кандинский. 1911 г. 107×95.Санкт-Петербург, Русский Музей
Святой Георгий II.Василий Кандинский. 1911 г. Обратная роспись по стеклу, 30×15.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Святой Георгий против Дракона.Василий Кандинский. 1911 г. Обратная роспись по стеклу, 19×20.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Святой Владимир.Василий Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 29×25.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Мадонна с Христом.Василий Кандинский. 1917 г. Роспись на стекле, 21×20.Баку, Государственный Художественный музей Азербайджана
Источник репродукций: wassilykandinsky.ru
www.ippo.ru
История одного шедевра: «Композиция VII» Кандинского
— Я нарисую это за 10 минут. — А я — за пять. Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII». Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Последний раз подобное происходило в 1989 году.
Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды. Почему картины Кандинского — шедевры, которые вам не удастся повторить, рассказывает Снежана Петрова.
«Композиция VII» Василия Кандинского (1913)
Сюжет
Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьезная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад.
Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже все описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.
Кандинский считается отцом абстракционизма
«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.
Седьмая композиция — логичное продолжение шестой.
«Композиция VI» Василия Кандинского (1913)
Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.
В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»).
«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее». Это он о «Композиции VI».
Кандинский был синестетиком: слышал цвета, видел звуки
Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».
Контекст
Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Первая датируется 1910 годом, последняя — 1939-м.
Кандинский считается «отцом абстракции». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Появление абстракции было предопределено — идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование.
Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.
В Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным
В 1920-х Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы — вот это все), постепенно обретало структуру.
Принято считать Кандинского русским художником. А между тем, как минимум полжизни он провел за границей, в основном в Германии, а в конце жизни — Франции. Он был тем художником, который не надрывался на тему корней и отрыва от родины-матушки, но был сосредоточен на творчестве, на новаторстве.
Судьба художника
Если бы Кандинский был нашим современником, то его биографию можно было публиковать как вдохновляющий кейс для тех, кто решил сбежать из офиса и заняться тем, к чему лежит душа.
По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил — не тужил. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. <…> Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — писал впоследствии художник.
Клод Моне «Стог сена. Конец лета. Утро», 1891 год
Так, в 30 лет молодой перспективный юрист забросил портфель куда подальше и решил стать человеком искусства. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами. И закипела его богемная жизнь: вернисажи, вечеринки в мастерских, споры о будущем искусства до хрипоты.
В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». Они считали, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Но просуществовало объединение недолго.
Тем временем в России — своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю. Поначалу перспективы были многообещающими: он занимает должность директора Музея живописи и культуры и работает над реализацией музейной реформы в новой стране; преподает в СВОМАСе и ВХУТЕМАСе. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве.
Нацисты публично сожгли тысячи картин абстракционистов
Энергии строить светлое будущее хватило не надолго: в 1921-м Кандинский уезжает в Германию, где ему предложили преподавать в Баухаусе. Школа, которая воспитывала новаторов, была тем местом для Кандинского, где он смог стать видным теоретиком и получить всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
После десяти лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Кстати, примерно в тот же период в Советском Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным и лишенным права на существование.
Рекомендовано вам
diletant.media