Рената Литвинова отметила день рождения с дочерью, Земфирой и друзьями. Как рассматривать картины
Как понимать картину | Александр Григорьев-Саврасов
Многие думают, что изобразительное искусство — самое простое для восприятия из всех существующих искусств, но это далеко не так. Отсутствие труда, как, например, при чтении или длительном созерцании театрального действия, обманчиво.
Как правило, мы на бегу формируем своё мнение об увиденной нами картине, за доли секунды решая — нравится или нет. Я уже писал о том, что искусство и вообще интеллектуальная деятельность далеки от солёной рыбы, которая может быть кому- то не по вкусу.
Мы в первую очередь хотим изменить мир, ничего не меняя в себе. Рыбу подсолить, а картину заклеймить привычным «люблю — не люблю» и бежать дальше.
Многие ли задумывались над тем, что не простая эта простота, и одного взгляда мало, чтобы определить, какова ценность той или иной картины.
Картина — прежде всего плоскость, на которой показана имитация реального либо условного сюжета, и следует ли ориентироваться только на иллюзорность изображённого?
Вопрос на засыпку: надо ли есть нарисованную рыбу? Такую ли цель преследовал автор, пытался ли он нас обмануть, создав иллюзию реальности?
Многие думают, что творческий процесс — это лишь созидание, то есть подражание реальному миру. Но разрушение — тоже творчество, и кубизм Пикассо лучший тому пример. Разрушая форму, он творит, его образы неподражаемы, созданный им мир уникален.
Портрет Амбруаза Воллара, Пикассо.
Так ли легко понимать картины, как кажется на первый взгляд, и доступно ли изобразительное искусство для восприятия всем, кто мешает мух с котлетами, а картины с рыбой?
В отличие от кино, театра и других видов искусства, картина не существует во времени, то есть нам не нужно следить за действием, чтобы понять происходящее. Изображение на холсте статично. Простыми словами, картинка не движется, мы видим лишь остановленное автором мгновение, которое оцениваем сиюминутно, не вникая в детали.
Чтобы составить впечатление о фильме, нужно смотреть его целых два часа, а картина достойна одного взгляда. Довольно большой процент зрителей именно так и судит обо всём изобразительном искусстве.
Разве не так мы бежим по залам музея? Картины как слайды мелькают перед глазами, сливаясь в одну киноленту, а что в результате — каша из десятков образов, которые мы завтра и не вспомним.
В идеале музей следует посещать каждый раз ради одной картины, она сама по себе целый фильм, театральное представление, если хотите. Она достойна того, чтобы Вы уделили ей больше, чем одно мгновение.
Если говорить о классическом понимании изобразительного искусства, то картина имеет время и действие, которое она изображает, её сюжет развивается последовательно.
У картины, повторюсь, в её классическом понимании (мы сейчас не говорим о современном искусстве) есть вход в композицию и заданное автором движение. Зритель не просто созерцает сюжет, а движется по изображению так, как это задумал автор.
В картине есть как прошлое, так и будущее, мы с лёгкостью можем это представить, основываясь на том, что запечатлел художник. Конечно, всё это станет возможным, если мы перестанем относиться к изобразительному искусству как к самому лёгкому для восприятия.
Древние греки судили о мастерстве художника по тому, как он мог обмануть зрителя реализмом изображённого. В истории, рассказанной писателем Плинием Старшим (I в. н. э.), птицы путают изображённый виноград с реальным.
Будем ли мы сегодня восхищаться подобным сюжетом? Кто-то, конечно, будет из числа тех, кто путает рыбу с картиной и на бегу выносит суждения о тех или иных произведениях, но уверен, не все такие.
Возьмём, к примеру, меня, зачем далеко ходить? Меня не убеждает реалистично изображённый виноград, я не птица, мне этого мало. Восхищаться фотографичностью картинки в двадцать первом веке, по меньшей мере, странно.
У меня есть и свои предпочтения, так как я живописец — это колорит, цвет. Это то, что меня завораживает. Подчеркну, именно цвет, а не краска, так как многие не видят никакой разницы. Следует обратить внимание, что живопись — это игра оттенков, а не раскрашенная колерами плоскость.
Меня восхищает и приводит в восторг дышащая цветом поверхность произведений мною любимых художников, я могу часами рассматривать фактуру на полотнах, источающих лёгкость и свежесть живописи.
Безусловно, мне интересно, почему автор выбрал тот или иной сюжет, что его побудило, и какую цель он преследовал. Мне импонирует открытость, честность художника и чуждо желание понравиться, приукрасить, угодить зрителю.
Я вижу в современной живописи чистый жанр, освобождённый от идеологических и угоднических смыслов. Для меня живопись самостоятельна, и порой мне достаточно одного только колорита, чтобы понять, почувствовать, сопереживать автору.
Конечно же, я пришёл к этому не сразу, тому виной годы творческого поиска и постоянно приобретаемые знания. Я писал, что все мы самоучки, иначе и быть не может. Мне трудно представить, что можно в какой- то момент завершить обучение и сказать, что мне достаточно знаний.
Именно в моих знаниях кроется нежелание быть обманутым, я не жду от художника идентичности изображаемого, мне важна его индивидуальность, его творческий язык, его честность. Эти качества не может повторить ни одно техническое устройство. Именно они уникальны и интересны зрителю подготовленному, которому близки, в первую очередь, свежие решения, а не заезженные штампы.
Вернёмся к поставленному нами вопросу — как понимать картину? Самое первое — остановитесь, уделите ей чуть больше времени, нежели обычно. Пережив эмоционально первое впечатление, задайте себе вопрос, какие задачи ставил перед собой автор и достиг ли он их?
Если картина сюжетная, историческая, концептуальная, Вам следует знать подтекст.
Помимо понимания сюжета Вам очень бы помогли принципы художественного видения, например, как автор манипулирует пятном на плоскости.
Обладая знаниями, Вы бы по-иному увидели мир, а знакомые ранее произведения открылись Вам заново.
Подведя итог, скажу, что художественного произведения без зрителя не существует, понимать картину — значит участвовать вместе с автором в её создании. Конечно же, я не говорю, что Вам следует взять в руки кисти и что-то исправить или дописать. Нет, участвовать — значит принимать содействие в предложенном автором ассоциативном ряде, считывать образы, видеть единство замысла и т.д.
Будьте внимательны к картине. В спешке можно так и не увидеть главного. Аппетит приходит во время еды, так и страсть к изобразительному искусству растёт по мере того, как Вы открываете новые горизонты там, где раньше стеной стоял туман непонимания.
Желаю всем творческих успехов и хочу напомнить, что на блоге в правом верхнем углу есть форма подписки. Рекомендую подписаться, будете в курсе обновлений блога.
grigoryevalexandr.ru
Как научиться рассматривать картины?, Кудинкина Валентина Владимировна
Учитель:Кудинкина Валентина Владимировна
МБОУ КСОШ №4
Зачем вообще нужно искусство? Любое ― живопись, театр, кино, музыка… Нужно ли оно для того только, что бы вызывать наслаждение, радовать глаз, слух? Должно ли оно развлекать, забавлять публику? И наконец, должно ли искусство что-то воспитывать? И если должно, то, что именно?
Ответы на эти вопросы я попыталась получить, попутешествовав в просторах интернета, который, надо отдать ему должное, знает много.
Зачем нужна живопись?
Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент. Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…
ФОТОГРА́ФИЯ, (от ·греч. phos ― «свет» и grapho ― «пишу»). В словаре Даля – «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись», согласно словарю Ефремовой – «искусство буквального воспроизведения кого или чего-либо».
В наше современное время цифровых фотоаппаратов, мало кто не попробовал себя в качестве фотографа, начиная, практически, с малолетнего возраста. Но, вы не поверите... Было время, когда была только живопись, а о фотографии тогда даже и не мечтали. И тем не менее, фотография, не смотря на свою «фотографическую» точность, не всегда передает то, что хочет передать нам художник.
- ЖИ́ВОПИСЬ, (дословно – «живое письмо») ― из современного толкового словаря: «один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел живописи конкретизируется в теме и сюжете, и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета».
Фотография и живопись ― чувствуете разницу?
То есть, живопись ― это воздействие на мысли и чувства зрителя, присутствие ИДЕИ, это, прежде всего, творчество. Если в живописи, в каждом мазке ― эмоция, жизнь, то фото ― это только копия жизни. Ведь есть же разница между чтением обычной книги и электронной? Конечно, есть. Так и здесь – получаешь другие ощущения.
Возьмем для примера какую-нибудь затемненную фотографию и такого типа картину. Сразу видно, что тень от руки художника по-другому передает обстановку и по-другому отражает действительность. Стало быть, живопись ― это более творчество. К слову сказать, в людях вообще заложено желание творить. Потому что все мы созданы по образу и подобию Божиему, и сам Бог – есть Творец!
www.prodlenka.org
Как научиться рассматривать картины? - Изобразительное искусство
Зачем вообще нужно искусство? Любое ― живопись, театр, кино, музыка… Нужно ли оно для того только, что бы вызывать наслаждение, радовать глаз, слух? Должно ли оно развлекать, забавлять публику? И наконец, должно ли искусство что-то воспитывать? И если должно, то что именно?
Ответы на эти вопросы мы попытались получить, обложившись объемными томами по искусствознанию, да и, конечно же, попутешествовав в просторах интернета, который, надо отдать ему должное, знает много.
Зачем нужна живопись?
Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.
Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…
ФОТОГРА́ФИЯ, (от ·греч. phos ― «свет» и grapho ― «пишу»). В словаре Даля – «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись», согласно словарю Ефремовой – «искусство буквального воспроизведения кого или чего-либо».
В наше современное время цифровых фотоаппаратов, мало кто не попробовал себя в качестве фотографа, начиная, практически, с малолетнего возраста. Но, вы не поверите... Было время, когда была только живопись, а о фотографии тогда даже и не мечтали. И тем не менее, фотография, не смотря на свою «фотографическую» точность, не всегда передает то, что хочет передать нам художник.
- ЖИ́ВОПИСЬ, (дословно – «живое письмо») ― из современного толкового словаря: «один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел живописи конкретизируется в теме и сюжете, и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета».
Фотография и живопись ― чувствуете разницу?
То есть, живопись ― это воздействие на мысли и чувства зрителя, присутствие ИДЕИ, это, прежде всего, творчество. Если в живописи, в каждом мазке ― эмоция, жизнь, то фото ― это только копия жизни. Ведь есть же разница между чтением обычной книги и электронной? Конечно, есть. Так и здесь – получаешь другие ощущения.
Возьмем для примера какую-нибудь затемненную фотографию и такого типа картину. Сразу видно, что тень от руки художника по-другому передает обстановку и по-другому отражает действительность. Стало быть, живопись ― это более творчество. К слову сказать, в людях вообще заложено желание творить. Потому что все мы созданы по образу и подобию Божиему, и Сам Бог – есть Творец!
Вот почему ЖИВОПИСЬ ― это действительно искусство. Вот почему и живет до сих пор.
Так зачем же нужно искусство?
Ответ очевиден, искусство – будь то живопись или музыка ― это практически еще один вид общения. Ещё один из способов воспитания. Усвоив основные положения теории искусства, человек может услышать сказанное или прочитанное, увидеть нарисованное. А ведь услышать, рассмотреть – это значит, понять.
А понимание ― это и есть духовная культура.
Ведь культурный человек ― это такой, который строит свое поведение, решает задачи, принимает решения, опираясь на опыт предыдущих поколений. Он знает, к чему приведут его такие-то действия, и выберет сознательно форму, манеру поведения; примет решения, которые заведомо должны привести к известным, желаемым результатам. Да и сами желания, потребности в процессе окультуривания любого человека приобретают определенную направленность.
Искусство ― неотъемлемая часть жизни. Глядя на чьи-то картины, слушая чьи-то песни, как бы открываешь для себя частичку мира этого человека, и особенная радость - когда обнаруживать, что ваши взгляды, мысли и идеи во многом сходятся.
Искусство нужно, чтоб обмениваться идеями, взглядами на жизнь, находить единомышленников, открывать для себя чье-то видение казалось бы привычных вещей, кроме того, оно дает огромную почву для размышлений: о мире, о жизни, о месте человека в этом мире…
Где ты, радость, затерялась?
И далее, совсем уж, прозаически…
Вот весьма прозаические исследования современных учёных, пытающихся научно объяснить природу нашего счастья, а точнее, химически. По данным таких исследований, ощущение безграничного удовольствия – это сложная цепь биохимических процессов. Управляют ими особые вещества – «гормоны счастья», которые вырабатываются у человека в головном мозге. Эти основных два вещества – СЕРОТОНИН и ЭНДОРФИН и влияют на наше настроение.
Например, о СЕРОТОНИНе:
Те, про кого говорят "светится изнутри", не испытывают недостатка в этом гормоне. И могут чувствовать себя счастливыми вдвойне: ученые обнаружили, что этот натуральный химический элемент еще и защищает от рака! Серотонин обладает способностью "приказывать" некоторым другим клеткам самоуничтожаться. Сейчас ученые работают над изобретением метода лечения рака на основе этого феномена...
А какое это имеет отношение к живописи или искусству?
Эти научные открытия только подтверждают системную устроенность и гармоничность нас, людей, как Божиих творений. Приведём здесь ещё одни исследования ученых: оказывается больным, получавшим лечебную дозу музыки и живописи (!), требовалась гораздо меньшая доза обезболивающих препаратов. Кроме того, у них нормализовывалось кровяное давление.
А вот ещё одни итоги необычного экперимента…
А вот ещё одни промежуточные итоги необычного экперимента, который длится уже 4 года в г. Чебоксары. Акция носит название «Корпоративная культура». Несколько предприятий, участвующие в ней, устраивают выставки репродукций картин знаменитых художников. Полотна вывешиваются в столовых, вестибюлях, холлах — местах массового скопления работников.
Результаты превзошли все самые смелые ожидания: существенно выросла производительность труда, рабочие стали уравновешеннее и спокойней. В данный момент в эксперименте участвуют 23 организации в Чебоксарах, а также подключились предприятия Самары, Ульяновска и Саратова.
« - К этой затее сначала отнеслись скептически, - рассказывает Федор Стрюцкий, бывший директор чебоксарского завода «Электрон». - На заводе 4 года назад было запустение. Искали новые способы мотивации людей. Тогда и появилась идея устроить на заводе художественную выставку. Прежде всего, сомневались мастера, которые вешали репродукции известных картин: мол, все равно рабочие не оценят, картины порежут или окурки об них тушить будут. Но никто ничего не испортил. Напротив: в гардеробе, где повесили картины, люди, перестали курить! Они вообще другими стали. Но главное — производительность труда повысилась в два раза! Экспозиция длится, как правило, четыре месяца, после чего предприятия «обмениваются» выставками.
80% опрошенных сказали, что в их душе многое изменилось. Они стали спокойнее, уравновешеннее. 93% отметили, что чувствуют эмоциональную поддержку, рассматривая картины. Ну, а больше половины сказали, что у них появились любимые художники. В рейтинг «любимых» попали преимущественно отечественные художники. Особенно полюбились рабочим картины Шишкина, Левитана и Айвазовского.
Как научиться понимать картины?
Как правило, судить и, особенно, критиковать искусство, берутся люди, мало разбирающиеся как в самом искусстве, так и в живописи. К таким, скорее всего, отнесет себя любой средне-статистический человек, как и написатель этого текста Критикуя, как правило, некоторые из них, вообще не желают смотреть, некоторым и вовсе некогда смотреть на картины, и думать над ними…
Попытаемся разобраться вместе, особо не умничая.
Некоторые общие положения для «чайников»:
Из книги «Начало теории живописи», Сандомирский С.М.:
«Мой скромный опыт анализа картин позволяет сформулировать критерии определения величины художественного произведения. Их два:
- первое, - значительность идеи, вложенной художником в картину и высота личности самого художника;
- второе, - мастерство художника, его умение живописными средствами выразить свою мысль. Отсюда следует, что для оценки произведения нужно знать ЯЗЫК ЖИВОПИСИ.
При рассмотрении картин необходимо быть крайне внимательным, стремиться не упустить ни одной детали, ни самого маленького предмета, памятуя опыт рассмотрения литературного произведения: одно слово, одна фраза могли предопределить или повлиять на понимание произведения. А если невозможно рассмотреть предмет на картине в силу его малости или непонятности, то сказать себе об этом. А в оценке всей картины проявлять осторожность.
Затем все внимание обращать на рассмотрение этого предмета с целью дать его исчерпывающую характеристику. Этого требовал и опыт литературных анализов, и соображение: раз художник изобразил предмет именно таким, то имел важные к тому резоны.
Итак, прежде всего, указать, назвать, выделить предмет.
Затем, рассмотрев его, определить его качества, дать ему характеристику. Цвет и свет при определении предмета и его качеств играли важную роль. Иногда этого было достаточно, чтобы связать персонажи одной мыслью и сформулировать тем самым ИДЕЮ. Но во многих случаях приходится привлекать третий фактор: композицию - взаимное расположение персонажей и предметов».
Автор: Наталия Белянова
Источник: orthodoxy.org.ua
Автор: Сорокина Агнесса Ивановнаpedportal.net
Рената Литвинова отметила день рождения с дочерью, Земфирой и друзьями / Surfingbird
Софья Эрнст, Ульяна Добровская и Рената Литвинова
Вчера день рождения праздновала богиня отечественного кинематографа и любимица бомонда Рената Литвинова, которую знаменитые друзья начали поздравлять в соцсетях с самого утра, поочередно признаваясь ей в любви. Лично поздравить именинницу они смогли уже вечером, на праздничном ужине в одном из московских ресторанов на "Красном октябре".
Праздновала Рената узким кругом, но самые важные и близкие люди звезды в этот вечер были рядом с ней: дочь Ульяна Добровская, подруга и соратник Земфира, вместе с которой Литвинова сейчас работает над новым проектом, режиссер Константин Богомолов — коллега по цеху, Софья Эрнст — любимая актриса Ренаты, занятая в ее последнем спектакле "Северный ветер". Увы, многих других товарищей Ренаты, с которыми она часто проводит время — Светланы Бондарчук и Натальи Дубовицкой, например — на празднике не было (дружной компанией они отдыхают на Бали), но на общем настроении вечера это не отразилось. Судя по фотографиям гостей в соцсетях, праздник прошел весело: были и песни, и танцы.
SPLETNIK.RU присоединяется ко всем поздравлениям и желает Ренате Литвиной чаще радовать поклонников новыми работами. Любыми — у нее все получается сказочно, во всех смыслах.
Софья Эрнст, Ульяна Добровская и Рената Литвинова
Ульяна Добровская, Земфира, Рената Литвинова и Константин Богомолов
Ульяна Добровская, Рената Литвинова и Константин Богомолов
Константин Богомолов и Земфира
surfingbird.com
Рената Литвинова отметила день рождения с дочерью, Земфирой и друзьями / Surfingbird
Софья Эрнст, Ульяна Добровская и Рената Литвинова
Вчера день рождения праздновала богиня отечественного кинематографа и любимица бомонда Рената Литвинова, которую знаменитые друзья начали поздравлять в соцсетях с самого утра, поочередно признаваясь ей в любви. Лично поздравить именинницу они смогли уже вечером, на праздничном ужине в одном из московских ресторанов на "Красном октябре".
Праздновала Рената узким кругом, но самые важные и близкие люди звезды в этот вечер были рядом с ней: дочь Ульяна Добровская, подруга и соратник Земфира, вместе с которой Литвинова сейчас работает над новым проектом, режиссер Константин Богомолов — коллега по цеху, Софья Эрнст — любимая актриса Ренаты, занятая в ее последнем спектакле "Северный ветер". Увы, многих других товарищей Ренаты, с которыми она часто проводит время — Светланы Бондарчук и Натальи Дубовицкой, например — на празднике не было (дружной компанией они отдыхают на Бали), но на общем настроении вечера это не отразилось. Судя по фотографиям гостей в соцсетях, праздник прошел весело: были и песни, и танцы.
SPLETNIK.RU присоединяется ко всем поздравлениям и желает Ренате Литвиной чаще радовать поклонников новыми работами. Любыми — у нее все получается сказочно, во всех смыслах.
Софья Эрнст, Ульяна Добровская и Рената Литвинова
Ульяна Добровская, Земфира, Рената Литвинова и Константин Богомолов
Ульяна Добровская, Рената Литвинова и Константин Богомолов
Константин Богомолов и Земфира
surfingbird.ru