I - Пизанелло. Картины пизанелло


Пизанелло (Pisanello) - Живописный склад monpansie

На самом деле, сухарные интернетные тексты - это тоскливо, но что делать, если иллюстрации накладываешь на эту рыбу - формат правит тексты. Для иллюстраций это обидно, но с моей стороны условно объяснимо, хотя условность начинает вздрагивать и желать большего - сам материал жаждет большего, чем невкусное перечисление дат. В частности, Пизанелло явно достоин большего, а не среднешкольного занудства. Картины великолепны, великолепны по максимуму, воссозданное пространсто - уникально, люди на полотнах - потусторонние или пришельцы - обидно это просто вписать-впихнуть в проторенессанс и успокоиться. Все будет по-прежнему, но мое вступление как-то искупает вину. - das_gift

Родился Антонио Пизано в Пизе (из-за небольшого роста он получил прозвище «Пизанелло») до 1395 года, вероятно, ближе к 1390 году. Переселился в Верону - здесь он мог ознакомиться с образцами искусства Альтикьеро* и Стефано да Верона, а также с ломбардскими миниатюрами Микелино да Безоццо *и его круга.Около 1415 года Пизанелло, по-видимому, являлся уже известным художником, так как он работает в Венеции над продолжением фрескового цикла в Большом зале палаццо Дукале, начатого Джентиле да Фабриано. Пизанелло изобразил эпизоды из борьбы императора Фридриха Барбароссы и папы Александра III (не сохранились). Возможно, уже в Венеции у Пизанелло завязались отношения с Джан-Франческо *Гонзага. В 1422 году Пизанелло был в Мантуе, и с этого времени он не порывал до конца дней своих связей с мантуанским двором, чьим любимцем он неизменно оставался.

Примерно в 1426 году Пизанелло попадает в Рим, где помогает Джентиле да Фабриано при выполнении росписи Сан Джованни ин Латерано (сцены из жизни Иоанна Крестителя), которую завершает после его смерти в 1431-14З2 годах (не сохранилась). В дальнейшем Пизанелло переезжал из одного города в другой, участвует в осаде Вероны 1439 года, находясь в свите Джан- Франческо Гонзага и Пиччинино, за что поплатился изгнанием с венецианской территории, которое длилось до 1445 года (Верона принадлежала Венеции). Был при дворе Альфонсо V Арагонского. С конца 30-х годов Пизанелло начал отливать по заказам знати бронзовые портретные медали, открывающие совсем новую главу в его творчестве.

Пизанелло выступает перед нами, в отличие от других художников кватроченто, в трех аспектах — замечательного рисовальщика, одного из самых рафинированных живописцев XV века и неподражаемого медальера. Основой его творческого метода был рисунок (наиболее богатое собрание рисунков Пизанелло хранится в Лувре).

Обезьяны. 1430г. Пизанелло. Лувр, Париж. Рисунок.

Лошади. 1433-38гг. Пизанелло. Лувр, Париж. Рисунок.

Повешенные и Два портрета. 1430г. Пизанелло. Британский музей, Лондон. Рисунок.

Три коровы. 1430г. Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок.(серебряный стержень, перо, карандаш)

Голова мужчины. 1440г. Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок. Уголь.

Аист. 1430г Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок.

Из фресок, созданных Пизанелло сохранились лишь две. Одна в Вероне в церкви Санта Анастасия. Вторая — незавершённая роспись так называемого «Зала Пизанелло» (одного из залов Палаццо Капитано в Мантуанском дворцовом корпусе) на тему средневековых легенд о короле Артуре и его рыцарях. Авторство Пизанелло было определено лишь в середине 1960-х годов. Самое же значительное произведение художника, созданное в 1420-х годах и дошедшее до нашего времени — живописная часть надгробия Никколо Бренцони в церкви Сан-Фермо Маджоре в Вероне.

Святой Георгий и принцесса. (правая сторона) 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска.

Загадка - найти рисунки сверху во фреске "Сятой Георгий и принцесса" - Отгадка: повешенные и голова мужчины - в группе мужчин на фреске, самый левый. - das_gift

Святой Георгий и принцесса. Деталь. 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска

Святой Георгий и принцесса.(левая сторона). Деталь. 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска

Турнир. 1440г. Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.

Турнир. Деталь. 1440г Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.

Турнир. Деталь. 1440г Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.

Большая часть станковой живописи Пизанелло утрачена. Из ранних его работ только относительно «Мадонны с куропатками*» авторство Пизанелло установлено точно. С «феррарским периодом» творчества художника связаны самые ранние из известных сегодня ренессансные портреты — «Портрет Лионелло д’Эсте» и «Портрет принцессы из дома д’Эсте».

Мадонна с куропатками. Пизанелло.. Музей Кастельвеккьо, Верона.

Портрет Леонелло д'Эсте. 1441г. Пизанелло. Академия Каррара, Бергамо. Темпера по дереву.

Портрет принцессы из дома д'Эсте. 1436-38ггПизанелло. Лувр, Париж. Темпера по дереву.

Одно время считалось, что это парные портреты Лионелло и его жены Маргариты Гонзага, но они не совпадают по размеру и обрезу. Возможно, женщина, на рукаве которой вышита ваза, символ Эсте — Джиневра, так как за отворот её платья заткнута ветка можжевельника (итал. джинепро), родная сестра Лионелло. На примере этого портрета можно увидеть специфические отличия придворного портретного искусства Северной Италии от понимания портрета флорентийцами. Пизанелло пишет принцессу в профиль, с легким поворотом плеч, взяв композицию франко-бургундского круга; но не показывает, в отличие от них, рук и вместо нейтрального фона дает сложный декоративно-пейзажный мотив. Девушка изображена будто в беседке. Профиль и фон образовывают единое декоративное целое, картина напоминает шпалеру. Близкую аналогию к этому портрету можно видеть в образе принцессы из «Святого Георгия и дракона» (1436-38, Санта Анастасия) — светлый профиль передан на фоне плотной зелени, с её рисунком перекликается узор платья и убора. Для этой фрески сохранился набросок женской головы — он натурный, но Пизанелло переработал его в сторону большей идеализации.

К медальерному искусству Пизанелло обратился уже будучи зрелым художником. Первая медаль авторства Пизанелло (изображение Иоанна VIII Палеолога) датируется 1438 годом. Этот год считается годом рождения ренессансного медальерного искусства. Популярность его объясняется возросшим в то время интересом к античной культуре. Многие высокопоставленные особы коллекционировали древние медали и геммы.

Медаль императора Иоанна VIII Палеолога. Аверс и реверс. 1438г. Пизанелло. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

Медаль Чечилии Гонзага. Аверс и реверс. 1447г. Пизанелло. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Бронза.

PhotobucketМедаль Чечилии Гонзага. Реверс. 1447г.Пизанелло.Национальная галерея искусств, Вашингтон. Бронза.

PhotobucketДжанфранческо Гонзага. 1439г. Пизанелло. Муниципальный музей, Брешия. Бронза.

Пизанелло, также как и Джентиле, был выразителем уходящих в прошлое идеалов рыцарской жизни. Он был прекрасным рисовальщиком, и сочетал в своих работах сказочную фантазию и наблюдательность, стилизованную декоративность и натурализм деталей, став последним художником готики и первым Ренессанса. Если в живописи он еще переходный мастер, то в медалях 1440-х годов — уже бесспорный портретист Возрождения.

Несколько великолепных (!!!) работ.

Видение святого Евстахия*. 1440г . Пизанелло.Национальная галерея, Лондон. Темпера по дереву.

Мадонна с младенцем и святыми Георгием и Антонием Отшельником. Середина 1400-х Пизанелло.. Национальная галерея, Лондон.

PhotobucketГерб семьи Пеллегрини. Пизанелло. Церковь Санта Анастасия, Верона. Темпера по дереву.

1.* Альтикьеро да Дзевио (итал. Altichiero da Zevio, Aldighieri da Zevio — Альдигьери да Дзе́вио, ок. 1330, Дзевио, Верона — ок. 1390, Верона) — итальянский художник, крупнейший представитель падуанской художественной культуры второй половины треченто.Вероятно, ещё в Вероне Альтикьеро познакомился с Джотто (около 1316 г. работал при дворе Кангранде), чья живописная манера оказала на Альтикьеро решающее влияние. Основываясь на них, он развил и усовершенствовал формы архитектурного пейзажа во фресковой живописи. Результатом его работы в Падуе стали фрески Базилики святого Антония (1372-1379) и часовни святого Георгия (Ораторий сан Джорджо) (1377-1384) , которая была возведена перед Базиликой святого Антония в 1377 году (фрески, украшающие её посвящены жизни Христа и трёх святых: Георгия, Екатерины и Лючии). Работал обычно совместно с художником Аванцо.Альтикьеро иногда считается родоначальником Веронской школы, основанием для чего считается сохранившаяся в городе фреска его работы в церкви святой Анастасии. Живопись Альтикьеро произвела сильное впечатление на молодого Тициана, который работал в Падуе в 1511 году.Основные произведения — фрески капелл Сан-Феличе и Сан-Джорджо в Падуе.

АльтикьероПоклонение волхвов. 1380-е гг Альтикьеро да Дзевио. Часовня святого Георгия, Падуя. Фреска.

альтикьероПоклонение семейства Кавалли Мадонне. 1370 г. Альтикьеро да Дзевио. Часовня Кавалли, Церковь св. Анастасии, Верона. Фреска.

2. * Стефано да Верона (итал. Stefano da Verona или итал. Stefano da Zevio — Стефано да Дзевио; ок. 1375— 1451) — итальянский художник, работавший в Вероне в конце XIV — начале XV веков.Является представителем позднеготического направления в живописи,

стефано да веронаМадонна среди роз. 1410 г. Стефано да Дзевио. Музей Кастельвеккьо, Верона. Темпера по дереву.

Стефано да ВеронаПоклононение волхвов. 1435г. Стефано да Дзевио. Пинакотека Брера, Милан.

3. * Микелино дa Безоццо (активен между 1388 и 1445), также известен как Микелино де Молинари — итальянский живописец и миниатюрист ломбардской школы, работавший в стиле интернациональной готики.

БезоццоГенеалогичесоке древо Висконти. 1403г. Микелино да Безоццо. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра на пергаменте.

БезоццоПанегирик для Джангалеаццо Висконти. 1403. Микелино да Безоццо. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра на пергаменте.

4. * Гонзага (итал. Gonzaga) — древний итальянский княжеский род. Наследные правители (тираны) Мантуи с 1328 по 1708 год. C 1433 года — маркизы (маркграфы), с 1530 — герцоги.

5. * Никколо Пиччинино (итал. Niccolò Piccinino; 1386(1386), Перуджа — 1444, Милан) — итальянский кондотьер.

6. * Кондотье́ры (от итал. condotta — договор о найме на военную службу) — в Италии XIV—XVI вв. руководители военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев. Каждый отряд группировался вокруг кондотьера, который созывал и распускал отряд по своему усмотрению, заключал договоры (кондотты) на ведение военных операций, получал деньги (soldo — «плата», см. солдат) и расплачивался с наёмниками. Случалось, что кондотьеры захватывали власть в городах, основывая синьории. В рядах кондотьеров было немало авантюристов. Часто кондотьеры после получения платы за свою работу переходили из одного воюющего лагеря в другой и шантажировали своих нанимателей.

7. * Святой Евстахий - римский полководец, умерший в царствование императора Адриана (II в. до н. э.) мученической смертью и причисленный к лику святых. По преданию, принял христианство после того, как на охоте среди рогов преследуемого им оленя ему явился образ распятого Христа.

8. * Куропатка. - в своем положительном значении используется как символ, церкви и истины (Христа). Но обычно служит символом обмана и воровства, а в более общем смысле — символом дьявола: «Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем». Иер. 17:11 Св. Иеронимом следующим образом: «Как куропатка откладывает яйца и высиживает птенцов, кои никогда за нею не последуют, так и нечестивый располагает богатством, каковое ему по праву не принадлежит, и которое он принужден оставить, когда наименее того желает». Согласно Екклесиасту, куропатка в клетке представляет собой тщеславного человека, который радуется несчастьям ближних. По словам Св. Амвросия: «Куропатка, от римлян получившая свое имя perdendo, а в просторечии именуемая kore (кричать, вопить), есть Сатана, искушающий толпы своим гласом» (Керл-46).

das-gift.livejournal.com

Пизанелло Антонио Картины биография Pisanello Antonio

Пизанелло Антонио (Pisanello Antonio) (1395-1455) Итальянский живописец, рисовальщик и медальер эпохи Раннего Возрождения. Собственно, Антонио ди Пуччо ди Черрето (Antonio di Puccio di Cerreto). Антонио Пизанелло родился в 1395 году близ Вероны (по другой версии в Пизе), учился в северной Италии и испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано. Работал при дворах Гонзага, д'Эсте, Висконти и Сфорца, а также в Венеции, Мантуе, Риме, Пизе, Ферраре и Неаполе. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V.

Картина «Принцесса Джиневра д'Эсте». Облик изображенной элегантен и отвечает всем требованиям аристократической моды того времени: ее волосы туго стянуты на затылке, открывая высокий лоб, платье искусно украшено. По рисунку на рукаве платья молодая женщина с портрета Пизанелло отождествляется с принцессой из дома правителей Феррары д'Эсте. Тонкая веточка можжевельника, приколотая к плечу, намекает на ее имя, Джиневра. Она представлена в профиль в застылой позе, что выдаст руку мастера, выполнявшего портретные медали. Профильные изображения на медалях Пизанелло очерчены такой же чеканной, чистой линией, как это имеет место в его картине. Детали изображения - цветы и бабочки трактованы с натуралистической точностью, которая характерна для стиля интернациональной готики, чьим крупнейшим представителем в Италии, после Джентиле да Фабриано, был Антонио Пизанелло. Многочисленные зарисовки животных, хотя и сохраняющие печать позднеготической стилизации, свидетельствуют об увлеченности художника живыми впечатлениями натуры и стремлении верно передать их.

Излюбленный художник аристократии, живописец, график и прославленный медальер, Пизанелло писал фрески и картины на религиозные и светские темы, воспевая жизнь уходящего с исторической арены феодального класса, изображая в них надменных феррарских принцесс в модных претенциозных костюмах, выполнял рисунки для тканей, ювелирных изделий, богатых сбруй, ошейников. Из его фресковых работ сохранились две композиции: «Благовещение» (1420-е; Верона, церковь Сан Фермо) и декоративная, насыщенная рыцарской романтикой роспись в церкви Санта Анастазия «Святой Георгий освобождает дочь трапезундского царя» (1430-е). Его картины «Видение святого Евстафия» и «Мадонна со святыми Антонием и Георгием» (Лондон, Национальная галлерея) также отмечены чертами воздействия готического искусства.

В живописных произведениях Пизанелло, сформировавшегося под влиянием мастеров Вероны и ломбардской школы живописи 14-15 веков, готические традиции постепенно вытесняются ренессансными исканиями, поэтической одухотворенностью, красочным декоративизмом (фреска “Святой Георгий и принцесса” в церкви Сант-Анастазия в Вероне, около 1435-1438). Фреска “Святой Георгий и принцесса” является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур.

Антонио Пизанелло являлся одним из основоположников ренессансного портрета в Италии (портрет Джиневры д'Эсте, 1430-е годы, Лувр, Париж). Интересны его женские портреты Раннего Возрождения, в которых в полной мере проявился светский дух искусства. На картине Пизанелло “Портрет принцессы из дома д`Эсте” в тщательно прорисованном элегантном женском профиле художник сумел передать глубокую психологическую характеристику образа. Горделивая осанка и достоинство сочетаются с внешним изяществом и красотой светской дамы.

Готическую условность, лиричность, изысканность рисунка и цвета сочетал с тонким наблюдением человека и природы. С наибольшей яркостью эти тенденции творчества Пизанелло отражены в его рисунках - зарисовках животных и костюмов, штудиях фигур, в том числе обнаженных.

Однако в своих многочисленных рисунках, исполненных пером и серебряным карандашом, иногда подцвеченных акварелью, Пизанелло является ярким представителем раннеренессансного реализма. Обнаруживая живую наблюдательность и знание натуры, он в своих тонких по мастерству набросках животных (многие из которых хранятся в Лувре) — «Мул», «Лань», «Волки» (карандаш), «Заяц», «Утки», «Ягуар» (акварель) предвосхищает рисунки Леонардо да Винчи. Помимо Этого ему принадлежит большое количество эскизов и набросков декоративного характера. Среди них следует выделить исключительный по тонкой светотеневой лепке эскиз мужского лица к невыполненному портрету (Лувр).

Пизанелло был также одним из крупнейших медальеров Возрождения (медали в честь Лионелло д'Эсте, 1444, Чечилии Гонзаго, 1447, Альфонса Арагонского, 1448-1449 и другие). Медали Пизанелло представляют большую ценность прежде всего благодаря точному портретному сходству с изображенными на них людьми – знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно на аверсе медали Пизанелло помещал профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а на реверсе – сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из славных деяний медальируемого. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности. Антонио Пизанелло умер в Риме в 1455 году.

smallbay.ru

Творчество Пизанелло | СТИЛЬ ЭПОХИ online-журнал

29-Ноя-2011

Автор : Надежда Соколова

Пизанелло – рисунок утки

Пизанелло – рисунок утки

Для своих современников Пизанелло был известен прежде всего как великолепный медальер, тогда как мы его знаем в качестве придворного живописца и портретиста. Но будет неправильно, если мы будем выбирать, в каком ремесле ему удалось лучше воплотить свое творчество. Как художник и человек Возрождения, Пизанелло  проявил себя одинаково хорошо как в живописи, так и в скульптуре.

«Зал Пизанелло» был открыт совсем недавно в 1960-х годах. Этот цикл росписей был создан Пизанелло в 1440-х годах. Раньше предполагалось, что фрески были утрачены в 1480 году, когда произошел обвал потолка в палаццо Капитано в Мантуе. Главной темой росписей художник выбрал средневековые легенды о короле Артуре. В их контексте он представил триумф рода Гонзага.

До наших дней дошло совсем немного живописных работ мастера. Фресок и того меньше – всего три. Это декорации надгробия Бренцони в церкви Сан-Фремо (самое раннее произведение Пизанелло), росписи церкви Сант-Анастазия в Вероне, где находится потрясающая  фреска «Святой Георгий и принцесса», и, наконец, недавно открытый так называемый «Зал Пизанелло» в Мантуе.  В его ранних работах видно влияние ломбардской и тосканской школ, в частности художника Альтикьеро. От него он почерпнул реалистичность изображения людей и предметов, их материальность и телесность. Но на его манеру целиком все же больше повлияло такое явление, как интернациональная готика, которую ему привил его наставник Джентиле да Фабриано. Таким образом, в творчестве Пизанелло отчетливо прослеживается два основных направления: повышенная декоративность, наполненность деталями, религиозные сюжеты, взятые из средневековья и в то же время объемно-пластическая моделировка фигур, светские мотивы и внимание к человеческой личности, пришедшие с культурой Возрождения. Другими словами, происходит наложение на готическое восприятие и мышление человека абсолютно новых ренессансных идей и манер.

Пизанелло - реверс медали Чечилии Гонзага

Пизанелло - реверс медали Чечилии Гонзага

Его живописное наследие состоит в основном из парадных портретов. Пик активной творческой деятельности приходится на так называемый «феррарский период», когда он переехал после изгнания в Феррару. Именно в это время и создается большинство его работ. Можно говорить о том, что Пизанелло начал традицию заказного портрета Возрождения. Перед нами предстают самые влиятельные и богатые люди того времени, причем в этих работах четко прослеживается влияние Северного Возрождения, где уже в это время существовал жанр парадного портрета. Говоря о подобных картинах, нельзя не отметить их сходство с медалями, которыми художник увлекся уже в зрелом возрасте. Заказчик изображен в профиль и по плечи. На примере портрета Лионелло д’Эсте и его медали отчетливо видно сходство не только в композиции, но и в художественном образе. Этот прием потом воспримут и более поздние художники, в частности Пьеро дела Франческо, который разовьет его до традиционного флорентийского портрета, пока в XVI веке профильное изображение не сменится трехчетвертным. К слову, медали составляют основную массу наследия Пизанелло. Не зря его считают первооткрывателем этой техники. Конечно, медали существовали и до него, просто в связи с подъемом интереса к античности многие знатные граждане стали их коллекционировать. Естественно, им захотелось также иметь и собственное изображение на медали, ведь это бы подчеркивало их знатность и древность рода, поэтому многие художники выполняли такие заказы. Одним их первых как раз и был Пизанелло. Подобные собрания были в собственности у различных фамилий, например, одну из лучших коллекций столичный зритель мог увидеть этим летом на выставке Медичи в Кремле.

Отдельное внимание стоит уделить и графическому наследию мастера. Его особенностью является тот факт, что Пизанелло увлекался анималистическим жанром, и именно изображения животных мы найдем на большинстве листов. Конечно, у него есть и портреты и архитектурные зарисовки, но этюды животных интересны тем, что он их делал с натуры, тогда как остальные он писал по памяти. Причем виды животных у художника варьируются от домашних до совершенно экзотичных. По ценности, это собрание рисунков может конкурировать с наследием Леонардо да Винчи и Дюрера.

В целом, о Пизанелло с его художественным разнообразием можно судить как о разносторонне развитой личности. Он работал и в монументальной, и в станковой живописи, и в скульптуре, и в графике, и во всех этих видах он проявил мастерство и сумел достичь определенных высот.

Пьеро делла Франческа - портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты СфорцаПизанелло – портрет Лионелло д’ЭстеПизанелло - медаль с изображением Лионелло д’ЭстеПизанелло - надгробие Бренцони в церкви Сан-ФремоПизанелло - наброски обезьян

1. http://michaeltolmachev.ru/but-26.htm 2. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/461701/Il-Pisanello3. Майская, М. И. Пизанелло, 1981

Советуем почитать:

coded by nessus

style-epohi.ru

Антонио Пизанелло - Биография художника, известные произведения, выставки

Итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Помощник и наследник Джентиле Фабриано.

Антонио ди Пуччо ди Черрето, родившийся в Пизе и прозванный Пизанелло, был одним из главных представителей искусства поздней готики в Северной Италии, а также непревзойденным мастером портретных медалей.

Сформировался под влиянием веронской и ломбардской живописи рубежа 14−15 вв. Пизанелло учился в северной Италии и испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано.

В начале XV века он поселился в Вероне, откуда его приглашали работать при различных дворах итальянских герцогов. Работал при дворах многих важных персон Италии, где его изысканный и декоративный международный готический стиль живописи отражал вкусы его покровителей.

Работал при дворах Гонзага, д’Эсте, Висконти и Сфорца — от Милана до Неаполя. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V. К сожалению, все выполненные им росписи залов и капелл во дворцах его заказчиков погибли.

В живописных произведений Пизанелло (фреска «Св. Георгий и принцесса» в церкви Сант-Анастазия в Вероне, около 1435−38; «Видение св. Евстафия», около 1420−25, Национальная галерея, Лондон) готические традиции постепенно вытесняются новыми ренессансными исканиями.

С наибольшей яркостью процесс этот отражён в рисунках (зарисовки животных, костюмов, штудии фигур, в том числе обнажённых; преимущественно перо, тушь), обнаруживающих его настойчивое стремление к познанию натуры.

Фреска «Св. Георгий и принцесса» (1435−1438, Верона, церковь Санта Анастазиа) является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур. В отличие от таких тосканских художников, как Мазаччо и Андреа дель Кастаньо, Пизанелло мало интересовался недавно изобретенными приемами перспективных построений, ценя точность в передаче деталей более, чем их согласованность в рамках единой композиции. Его живопись близка к изображениям с готических гобеленов.

Пизанелло является одним из первых итальянских портретистов. Сохранившиеся портреты кисти Пизанелло — профильные, выполненные с легкой светотеневой моделировкой, например, портреты Джиневры д’Эсте (1436−1438, Лувр) и Лионелло д’Эсте (1441, Бергамо). В композицию портрета включены такие детали, как бабочки и цветы; благодаря этому создается чисто декоративное изображение, не осложненное психологическими нюансами.

Особенно знаменит Пизанелло, как первый и самый оригинальный медальер эпохи Ренессанса. Характерной особенностью его бронзовых медалей для увековечивания и дипломатического использования аристократическими покровителями-гуманистами является рельефный профильный портрет и геральдическая или символическая эмблема на реверсе. На них обычно нанесена надпись и нередко имя Пизанелло.

Его медали представляют большую ценность прежде всего благодаря точному портретному сходству с изображенными на них людьми — знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно с одной стороны медали (на аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а с другой (на реверсе) — сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности (например, медаль в честь Лионелло д''Эсте, 1444, бронза, литьё).

Пизанелло поистине многогранен — писал фрески, был отличным рисовальщиком, едва ли не первым из художников делал с натуры рисунки животных, а также проявил себя прекрасным живописцем. В своем творчестве он сочетал понимание пластической формы итальянского Возрождения с любовной зоркостью ко всякого рода мелочам, свойственной северным мастерам готики.

До наших дней сохранились только несколько фресок и живописных панно, Пизанелло известен по шести или семи сохранившимся живописным композициям, но сборники его набросков, полные изысканных подробных рисунков животных, птиц, костюмов и тканей подтверждают исключительное мастерство рисовальщика.

Художник постоянно переезжал с места на место, его творчество трудно рассматривать в контексте какого-то одного географического или культурного региона. Но, безусловно, это был один из самых знаменитых итальянских мастеров начала XV века.

Пизанелло умер в Риме в 1455.

artchive.ru

Пизанелло. История живописи. Том 1

Если переправиться к северу от Тосканы, то и здесь в первой половине XV века можно наблюдать сильное брожение. Просыпается художественная жизнь Венеции. В политическом отношении годы эти отмечены значительным усилением аристократии, находящимся в связи с возрастанием богатства отдельных патрицианских родов. В свою очередь, это явление способствует развитию чисто светского искусства. В то же время замечается ослабление влияния востока, который поглощен турецким нашествием. И в зависимости от этого находится все растущее сближение Венеции с западом.

В 1405 году Венеция овладевает Падуей, Виченцой и Вероной, в 1426 году - Брешией, в 1428 году - Бергамо, и с тех пор история искусства этих городов тесно связана с историей их владычицы. Падуя и Верона, несмотря на близость к византийской Венеции, не были сторонницами архаического запаздывания; напротив того, здесь оставили свои произведения все наиболее "передовые" художники: Джотто, Донателло, Аванцо, Альтикиери, Джусто. Вполне понятно поэтому, что оба эти города сделались на целый век как бы питомниками искусства Венеции. Здесь получили свое развитие почти все лучшие художники, которых мы называем венецианцами, хотя большинство из них и не родилось на лагунах. "Венецианская живопись" в таком широком значении начинает играть видную роль и мало-помалу вступает в соперничество с тосканской. Столетие спустя, в середине XVI века, Венеция уже празднует полную победу - ей принадлежит первенство в искусстве Италии.

Источники всего этого поступательного движения, к сожалению, не исследованы или, вернее, не поддаются исследованию. Многое сделано за последнее время усердием Биадего и Лаудадео Тести, и, однако, все главные вопросы остаются в тени. Так, до сих пор, несмотря на все остроумные гипотезы и комбинирование найденных документов, совершенными загадками остаются две центральные фигуры раннего венецианского Ренессанса - Пизанелло и Якопо Беллини.

Относительно Пизанелло мы даже не знаем, какое основание имел он носить прозвище "Пизано" (уроженец Пизы), назывался ли он Витторе или Антонио, когда и где он родился. Прежнюю дату рождения приходится отбросить, но и 1397 год, который предлагает Биадего и который приняли было во всем ученом мире, необходимо, кажется, отодвинуть лет на пять или семь. Между тем, вопрос о годе рождения Пизанелло далеко не праздный. Одни выводы можно сделать, если допустить, что Пизанелло был еще ребенком, когда в Венецию для росписи дворца дожей прибыл умбриец Джентиле да Фабриано, и совершенно другие - если он к этому (1314?) году был уже двадцатилетним молодым человеком или даже зрелым художником. В последнем случае можно было бы даже допустить, что именно Пизанелло оказал влияние на своего явившегося с юга собрата, а констатирование такого воздействия со стороны Пизанелло, в свою очередь, объяснило бы и все то, что сближает Джентиле с искусством севера[277].

Стефано де Дзевио. Мадонна в саду. Музей в Вероне.

Но не обязаны ли и Пизанелло, и Джентиле влиянию третьего художника, веронца Стефано, известного под прозвищем да Дзевио? Последний родился в 1393 году и, следовательно, был старше Пизанелло (если вообще допустить, что Пизанелло родился в 1397 году). Однако и о Дзевио мы имеем лишь самое приблизительное представление. Те картины, которые принадлежат ему с наибольшей достоверностью ("Мадонна в саду", "Поклонение волхвов", "Мадонна" в римской галерее Колонна и, наконец, великолепные ангелы с бандеролями в веронском Сан-Фермо), относятся к тому времени, когда Джентиле уже закончил свои работы в Венеции и уехал во Флоренцию, а Пизанелло (даже если принять 1397 год) было лет тридцать.

Восхитительные картины Стефано стоят, во всяком случае, очень близко к "немецкому" и "французскому" стилю. Его "Мадонна в саду" (Музей в Вероне) - очаровательный вариант темы, вошедшей в моду на севере в конце XIV века, поражающий, однако, своей технической отсталостью. Hortus conclusus Марии представлен в "китайской" перспективе, в виде вертикальной плоскости или плана. При этом замечаются обилие золота и все те приемы в живописи и в композиции, которые свидетельствуют об увлечении мастера северными миниатюрами. "Поклонение волхвов" в Брере, несмотря на тесноту композиции, выдает более внимательное отношение к натуре. Прелестны животные: припадающая к земле борзая, гордо выступающий верблюд, хорошо (и очень близко к Джентиле) нарисованные головы лошадей. Но все это относится к 1435 году, когда Пизанелло успел уже создать многие из своих лучших произведений. Таким образом, да Дзевио можно считать скорее за отстающего подражателя. Не исключена, впрочем, возможность того, что и в свои молодые годы Дзевио писал в таком же роде, с таким же совершенством, и тогда он, следовательно, был на уровне самого передового искусства севера; однако положительных данных для принятия такой гипотезы у нас нет, что же касается техники, то даже прелестная веронская картина противоречит.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Пизанелло — википедия фото

Родился в семье суконщика Пуччо ди Джованни да Черетта. После его смерти вдова Изабета с сыном Антонио переехала в свой родной город — Верону. Первым учителем будущего художника стал Стефано да Верона, позднее его наставником и другом стал Джентиле да Фабриано. С да Фабриано Пизанелло в 1409—1415 годах в Венеции работал над украшением Зала Большого совета во Дворце Дожей (оформление зала погибло при пожаре в 1577 году). После внезапной смерти Джентиле (1427) Пизанелло продолжил начатую им роспись базилики Сан Джованни ин Латерано (не сохранилась). В 1420-х годах работал над фресками в замке Висконти в Павии — этот фресковый цикл погиб во время войны с Францией в 1527 году.

В декабре 1439 года принял участие в войне против Венецианской республики: в составе войск Джанфранческо I Гонзага осаждал Верону. Вскоре после освобождения Вероны власти Венеции запретили находиться художнику на её территории, а в 1442 году заочно приговорили к конфискации имущества и лишению языка «за клевету на республику и произнесение порочащих правительство слов». Лишь благодаря высокопоставленным друзьям Пизанелло избежал наказания.

В 1441—1444 годах художник, которому запрещено было жить на венецианских землях, работал при дворе герцога Феррары Лионелло д'Эсте.

В 1448 году Пизанелло был приглашён в Неаполь королём Альфонсо Арагонским.

После 1450 года сведений о Пизанелло нет. Часть биографов считает, что он умер именно в этом году. Большинство же полагает, что Пизанелло умер в 1455 году, опираясь на письмо Карло Медичи (сына Козимо), который писал брату Джованни в октябре этого года:

Я купил на днях около тридцати медалей, очень красивых, у ученика Пизанелло, который умер в эти дни…

Произведения Пизанелло можно увидеть в художественных собраниях Бергамо, Лондона, Парижа и Вены.

  Пизанелло (?). Мужской портрет, Генуя, Палаццо Россо.   Пизанелло. Рисунок с изображением императора Сигизмунда

Пизанелло, также как и Джентиле, был выразителем уходящих в прошлое идеалов рыцарской жизни. Он был прекрасным рисовальщиком и сочетал в своих работах сказочную фантазию и наблюдательность, стилизованную декоративность и натурализм деталей, став последним художником готики и первым Ренессанса. Если в живописи он ещё переходный мастер, то в медалях 1440-х годов — уже бесспорный портретист Возрождения. Первые сведения о нём как портретисте относятся к 1415-22 годам, когда он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Дожей в Венеции. Но портреты в этих несохранившихся фресках, скорее всего, не отличались по стилю от тех, что создавал Альтикьеро и его ученики в конце XIV века. Затем Пизанелло работал в Вероне в 1420-х годах («Мадонна с куропаткой», фреска «Благовещение» из Сан-Фермо), и в этих работах видна его тесная связь с поздней готикой Милана (Микелино да Безоццо) и Вероны (Стефано да Верона). Возможно, будучи в Павии и Мантуе в эти годы, он уже выступал как придворный портретист. Он много ездил (возможно, во Флоренцию как помощник Джентиле да Фабриано) и в Рим (где он заканчивал за ним фрески), и это расширило его кругозор. В Риме он познакомился с памятниками античности и увидел портреты Джентиле и Мазолино[1].

В Верону он вернулся в 1433 году уже зрелым мастером с реалистичным пониманием портрета. В этот период созданы его наброски к портретам императора Сигизмунда и его приближенных (сам портрет императора написан неизвестным богемским мастером). Мужской профильный портрет из Палаццо Россо в Генуе, скорее всего, его работы, дошел с большими утратами и смытостями, но сохранил общий декоративный эффект ранних профильных портретов. Однако его атрибуцию признать бесспорной всё же нельзя, поэтому от портретного жанра Пизанелло твёрдо судить можно только по двум портретам представителей династии Эсте.

  Пизанелло. «Святой Георгий и дракон», фрагмент с головой принцессы

Одно время считалось, что это парные портреты Лионелло д’Эсте и его жены Маргариты Гонзага, но они не совпадают по размеру и обрезу. Возможно, женщина, на рукаве которой вышита ваза, символ Эсте, — родная сестра Лионелло Джиневра, так как за отворот её платья заткнута ветка можжевельника (итал. ginepro). На примере этого портрета можно увидеть специфические отличия придворного портретного искусства Северной Италии от понимания портрета флорентийцами. Пизанелло пишет принцессу в профиль, с лёгким поворотом плеч, взяв композицию франко-бургундского круга; но не показывает, в отличие от них, рук и вместо нейтрального фона даёт сложный декоративно-пейзажный мотив. Девушка изображена будто в беседке. Профиль и фон образуют единое декоративное целое, картина напоминает шпалеру. Близкую аналогию к этому портрету можно видеть в образе принцессы из «Святого Георгия и дракона» (1436-38, Санта Анастазия) — светлый профиль передан на фоне плотной зелени, с её рисунком перекликается узор платья и убора. Для этой фрески сохранился набросок женской головы — он натурный, но Пизанелло переработал его в сторону большей идеализации.

Портрет Лионелло написан несколько лет спустя образа его сестры, что очевидно по эволюции мастерства художника — появилось нечто новое в формальном и идейном отношении. Профиль скомпонован более по-«медальерному», фон — не ковровый, а приглушённый[2]. Заказчик был большим любителем Юлия Цезаря — как его сочинений, так и изображений древнеримских бронзовых монет, и это отразилось на кругозоре Пизанелло. В качестве свадебного подарка ещё в 1435 году художник послал Лионелло «Портрет Юлия Цезаря» — футляр в виде книги с крышкой, внутри которой находилась маленькая картина с изображением Цезаря на доске в золоченой рамке (не сохранился). Будучи в Риме Пизанелло, подобно Джентиле да Фабриано, много зарисовывал антики. Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы ещё с заметной готической стилизацией; интерес к ним был унаследовал от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто (например, Альтикьеро) и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей. Но более поздние рисунки Пизанелло более глубоки, этому способствовало его непосредственное знакомство с идеями ренессансных гуманистов. В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответи посвятил ему восторженную латинскую поэму. Наверняка он также встречался и с Леоном Баттиста Альберти и должен был знать его медальерный профильный автопортрет. Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло, но и в живописном портрете Лионелло можно уловить реминисценции классического идеала (трактованного образа Цезаря). Виден в портрете и другой аспект личности модели — придворная рыцарская культура, изысканная роскошь, турниры, строгий церемониал двора (типичные черты феодального общества). Феррара по своей роскоши уподоблялась бургундскому двору периода «Осени Средневековья» и на протяжении всего Возрождения оставалась главным центром куртуазной культуры.

  • Иоанн VIII Палеолог

  • Джанфранческо Гонзага

  • Филиппо Мария Висконти

  • Никколо Пиччинино

Пизанелло писал этот портрет, уже имя немалый опыт в медальерном искусстве, и этот новый дух классически-героизированной интерпретации личности (который постепенно выступает в ранних медалях) отразился теперь и в живописном портрете. Этот новый антикизирующий идеал ляжет в основу всего медальерного стиля Пизанелло 1440-х годов. С того момента, как в 1438 году он отлил свою 1-ю медаль (в честь императора Иоанна VIII Палеолога), пути развития живописного и медальерного портрета в его творчестве тесно переплетаются. Его медаль Джанфранческо I Гонзага (1439) по стилю ещё близка его живописи, но в последующих медалях (Никколо Пиччинино, Филиппо Мария Висконти, Франческа Сфорца; 1441-42) намечается переход к новому пониманию портретного образа.

Этот тип, который закреплен в живописном портрете, прямо повторён мастером в свадебной медали Лионелло д’Эсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447). А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло. С профилем Чечилии Гонзага перекликается образ дамы с одной из незаконченных фресок Палаццо Дукале. Выработке единого портретного стиля Пизанелло 1440-х годов способствовало то, что медальерные и живописные портреты он делал по одним и тем же рабочим зарисовкам с натуры. Причем маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках.

  • Сиджизмондо Малатеста

  • Свадебная медаль Лионелло д'Эсте, 1444

  • Доменико Новелло Малатеста

  • Чечилия Гонзага

  Пизанелло. Портрет (?) дамы. Деталь незаконченной фрески «Зала Пизанелло». Ок. 1447, Мантуя, Палаццо Дукале

Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок. 1446) и Пьера Кандидо Дечембрио (1447-8) — не только государей, но и гуманистов. В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трех медалях Альфонсо V Арагонского (1449). Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе — портрете Иниго д’Авалоса (1449). В отличие от большинства других его медалей, где профиль располагался в центре диска, оставляя место для надписей, тут портрет плотно вписан в поле. Портретное изображение тут вдвое превышает привычный масштаб — это уже барельефный портрет, который в уменьшенном виде повторяет особенности станковой композиции. В обобщённом рисунке чеканного профиля соединяется эстетика портрета, выработанная в республиканской Флоренции, с гуманизированной эстетикой придворного портрета. Герб и эмблемы модели убраны на реверс[3].

  • Альфонсо V Арагонский

  • Иньиго д'Авалос

org-wikipediya.ru

Пизанелло. История живописи. Том 1

Если переправиться к северу от Тосканы, то и здесь в первой половине XV века можно наблюдать сильное брожение. Просыпается художественная жизнь Венеции. В политическом отношении годы эти отмечены значительным усилением аристократии, находящимся в связи с возрастанием богатства отдельных патрицианских родов. В свою очередь, это явление способствует развитию чисто светского искусства. В то же время замечается ослабление влияния востока, который поглощен турецким нашествием. И в зависимости от этого находится все растущее сближение Венеции с западом.

В 1405 году Венеция овладевает Падуей, Виченцой и Вероной, в 1426 году - Брешией, в 1428 году - Бергамо, и с тех пор история искусства этих городов тесно связана с историей их владычицы. Падуя и Верона, несмотря на близость к византийской Венеции, не были сторонницами архаического запаздывания; напротив того, здесь оставили свои произведения все наиболее "передовые" художники: Джотто, Донателло, Аванцо, Альтикиери, Джусто. Вполне понятно поэтому, что оба эти города сделались на целый век как бы питомниками искусства Венеции. Здесь получили свое развитие почти все лучшие художники, которых мы называем венецианцами, хотя большинство из них и не родилось на лагунах. "Венецианская живопись" в таком широком значении начинает играть видную роль и мало-помалу вступает в соперничество с тосканской. Столетие спустя, в середине XVI века, Венеция уже празднует полную победу - ей принадлежит первенство в искусстве Италии.

Источники всего этого поступательного движения, к сожалению, не исследованы или, вернее, не поддаются исследованию. Многое сделано за последнее время усердием Биадего и Лаудадео Тести, и, однако, все главные вопросы остаются в тени. Так, до сих пор, несмотря на все остроумные гипотезы и комбинирование найденных документов, совершенными загадками остаются две центральные фигуры раннего венецианского Ренессанса - Пизанелло и Якопо Беллини.

Относительно Пизанелло мы даже не знаем, какое основание имел он носить прозвище "Пизано" (уроженец Пизы), назывался ли он Витторе или Антонио, когда и где он родился. Прежнюю дату рождения приходится отбросить, но и 1397 год, который предлагает Биадего и который приняли было во всем ученом мире, необходимо, кажется, отодвинуть лет на пять или семь. Между тем, вопрос о годе рождения Пизанелло далеко не праздный. Одни выводы можно сделать, если допустить, что Пизанелло был еще ребенком, когда в Венецию для росписи дворца дожей прибыл умбриец Джентиле да Фабриано, и совершенно другие - если он к этому (1314?) году был уже двадцатилетним молодым человеком или даже зрелым художником. В последнем случае можно было бы даже допустить, что именно Пизанелло оказал влияние на своего явившегося с юга собрата, а констатирование такого воздействия со стороны Пизанелло, в свою очередь, объяснило бы и все то, что сближает Джентиле с искусством севера[277].

Стефано де Дзевио. Мадонна в саду. Музей в Вероне.

Но не обязаны ли и Пизанелло, и Джентиле влиянию третьего художника, веронца Стефано, известного под прозвищем да Дзевио? Последний родился в 1393 году и, следовательно, был старше Пизанелло (если вообще допустить, что Пизанелло родился в 1397 году). Однако и о Дзевио мы имеем лишь самое приблизительное представление. Те картины, которые принадлежат ему с наибольшей достоверностью ("Мадонна в саду", "Поклонение волхвов", "Мадонна" в римской галерее Колонна и, наконец, великолепные ангелы с бандеролями в веронском Сан-Фермо), относятся к тому времени, когда Джентиле уже закончил свои работы в Венеции и уехал во Флоренцию, а Пизанелло (даже если принять 1397 год) было лет тридцать.

Восхитительные картины Стефано стоят, во всяком случае, очень близко к "немецкому" и "французскому" стилю. Его "Мадонна в саду" (Музей в Вероне) - очаровательный вариант темы, вошедшей в моду на севере в конце XIV века, поражающий, однако, своей технической отсталостью. Hortus conclusus Марии представлен в "китайской" перспективе, в виде вертикальной плоскости или плана. При этом замечаются обилие золота и все те приемы в живописи и в композиции, которые свидетельствуют об увлечении мастера северными миниатюрами. "Поклонение волхвов" в Брере, несмотря на тесноту композиции, выдает более внимательное отношение к натуре. Прелестны животные: припадающая к земле борзая, гордо выступающий верблюд, хорошо (и очень близко к Джентиле) нарисованные головы лошадей. Но все это относится к 1435 году, когда Пизанелло успел уже создать многие из своих лучших произведений. Таким образом, да Дзевио можно считать скорее за отстающего подражателя. Не исключена, впрочем, возможность того, что и в свои молодые годы Дзевио писал в таком же роде, с таким же совершенством, и тогда он, следовательно, был на уровне самого передового искусства севера; однако положительных данных для принятия такой гипотезы у нас нет, что же касается техники, то даже прелестная веронская картина противоречит.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта