Нико Пиросмани. Картины пиросмани
Нико Пиросмани (Пиросманашвили) - Биография художника, известные произведения, выставки
«Застрял я в горле у этой проклятой жизни»
Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили) родился в затерянном на востоке Кахетии селе Мирзаани. Сведения о его детстве основываются на рассказах, слухах и косвенных исследованиях. Документов, в которых были бы зафиксированы факты, не осталось. Родители его умерли, когда мальчику было около 8 лет. Нико взяли к себе Калантаровы — владельцы имения, в котором его отец обрабатывал виноградники. Вскоре вместе с одним из сыновей Калантаровых Нико уехал в Тифлис.
Пиросмани не получил художественного образования. Единственные его учителя — странствующие художники. Наблюдая, как они расписывают вывески лавок и дуканов (трактиров), Нико учился рисовать.
Это сегодня Пиросмани — один из величайших представителей примитивизма и человек, чьим именем названо огромное количество ресторанов кавказкой кухни. При жизни его именовали попроще — маляр. Деньги у него буквально уплывали из рук. В основном художник зарабатывал на жизнь, разрисовывая стены трактиров и создавая вывески, а его за это кормили и наливали стакан вина и рюмку водки.
Он пытался вернуться в родное село, открыл продуктовую лавку, в которой торговал сыром, молоком, мацони, медом. Затея потерпела крах. Гордый кахетинец мог нагрубить выгодному покупателю и дать полную корзину товара в долг бедняку, который неизвестно когда и неведомо с чего долг вернет. В память об этом периоде остались «Белая корова на черном фоне» и «Черная буйволица на белом фоне». Эти картины служили вывеской лавке Нико.
Свет черной клеенки Пиросмани
Нельзя не упомянуть необычные холсты Пиросмани. Чаще всего он писал на клеенке. По одной версии — это обычная клеенка в трактире, по другой — специальная техническая клеенка. Учитывая его тотальную бедность, вполне возможно, что оба варианта имели место: когда появлялись какие-то средства, Пиросмани покупал специальный материал, а когда об этом мечтать не приходилось — что ж, художника не остановит отсутствие холста. Уникально то, что Пиросмани писал чаще всего на черной клеенке. Не свет он раскрашивал, а черноту осветлял. Многие исследователи считают, что причиной открытия этой техники стала нужда, не отпускавшая художника всю жизнь. Чтобы сэкономить на красках, он писал на черной клеенке и оставлял ее незакрашенной там, где требовался темный цвет.
«Искать пещеру царицы Тамары… Хоть один раз взглянуть бы на ту долину, где солнце никогда не заходит», — говорит Нико Пиросмани в фильме Шенгелая. Именно это он и пытался сделать всю жизнь, перенося краски на черную клеенку, а светом раскрашивая тьму.
Пиросмани не довелось изучать историю искусств и знакомиться с различными направлениями живописи. Это был самоучка чистой воды. Возможно, отсутствие академического образования в его случае и позволило таланту максимально проявиться. Его картины наивны, и в своей наивности и простоте — неподражаемы. Кажется, Пиросмани миновала присущая большинству художников боязнь чистого холста. Холст недолго оставался чистым перед Нико Пиросмани. С детской смелостью, не затронутой сомнениями, он подходил к холсту — будь он белым холстом или черной клеенкой, и писал. Без эскиза, без набросков, без продумывания композиции и выстраивания перспективы.
У Нико Пиросмани не было такого явления, как забракованные работы и перечеркнутые черновики. Да и не мог художник позволить себе разбрасываться драгоценными холстами. Он всегда писал начисто, по возможности — не отрываясь, пока не закончит. Здесь не оказывалось места размышлениям. Словно Пиросмани не писал картины, а помогал им, уже существующим, проявиться.
Практически вся настенная живопись Пиросмани погибла. Кто же мог знать, что роспись на стенах недорогих тифлиских дуканов — на вес золота? Не приспособленный ни к чему другому, кроме живописи, Пиросмани рисовал всегда. По исследованиям, он написал около двух тысяч картин. До наших дней дошло менее трехсот.
«Свою жизнь превратил в цветы»
Жил-был художник один, Много он бед перенес…
Известный всем жителям постсоветского пространства хит о миллионе алых роз Вознесенский написал о Нико Пиросмани. Художник увидел выступление французской артистки кафешантана Маргариты де Севр и потерял голову. Был ли миллион роз, неизвестно, но по слухам, бедняк Пиросмани действительно завалил номер певицы цветами, а к собственному дню рождения сделал ей подарок, скупив «целое море цветов». Взаимность ему — худому, изможденному голодом и страстью — от привыкшей к светским ухажерам Маргариты не светила. Но кто бы сегодня знал о французской певичке, не напиши незадачливый покупатель «миллиона алых роз» портрет актрисы Маргариты?
Открытие Нико Пиросмани
Люди, сыгравшие важнейшую роль в жизни Пиросмани, — братья-художники Кирилл и Илья Зданевичи. Они путешествовали по Грузии вместе с Михаилом Ле-Дантю, русским художником французского происхождения. В тбилисских дуканах братья обратили внимание на удивительной силы картины, которые украшали стены отнюдь не фешенебельных заведений. Картины были сделаны в своеобразной манере. Сила, бьющая через край из этих безыскусных полотен, потрясла художников. Долгие расспросы и поиски вывели их на автора. Зданевичи скупали картины Пиросмани и целенаправленно искали его самого.
В феврале 1913 года от Ильи Зданевича мир впервые услышал о Нико Пиросмани. Статья называлась «Художник-самородок» и была опубликована в газете «Закавказская речь». Вскоре в Москве состоялась первая выставка Пиросмани, а через некоторое время его пригласили на собрание общества художников в Тбилиси. К Пиросмани пришло признание, но стать тем, что в быту именуют «успешный человек», ему не было суждено. Признание практически не отразилось на финансовом состоянии Пиросмани. Деньги по-прежнему обходили его стороной, социального и общественного успеха при жизни ему добиться не удалось: не было ни высоких гонораров, ни дома и семьи… Были нищета, голод, холод и сырые подвалы.
Всю жизнь он тосковал по деревенской жизни. Есть легенда, что Пиросмани покупал скошенную траву и засыпал на ней, пытаясь хоть частично таким образом погасить тоску по дому. Но жизнь художника оценивается по иным критериям, чем социальная успешность. Уже признанный и обласканный публикой, благосклонности которой при жизни так и не удалось добиться Пиросмани, Пабло Пикассо говорил, что завидует судьбе грузинского художника-примитивиста, сумевшего наполнить светом черную клеенку. Пикассо восхищался картинами Пиросмани. Одна последних работ знаменитого кубиста — портрет гордого кахетинца.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Примитивизм Нико Пиросмани | Все о дизайне
Примитивизм стоит особняком в мире искусства. Сопоставление картин художников с рисунками племянника в детском саду—самая очевидная реакция на такое искусство. Впрочем, отбросив снобизм и обнажив сердце можно получить кое-что совершенно особенное. Впечатления, полученные от наивных картин, порой ярче и острее чем контакт с великими образцами академизма. Один из самых прославленных примитивистов—Николай Пиросманашвили. На его примере попробуем понять, как достигается сильный эффект «простыми» приемами.
Нико Пиросмани Белая корова на черном фоне
Медведица со своими медвежатами 1917
Немного биографии
Нико Пиросмани грузинский художник, жизнь которого плотно переплетена с вымыслом и легендами. Искусствоведы даже не знают, когда точно он родился, потому что документы не сохранились, а сам Нико Пиросмани не любил много говорить о себе. Не получив системного образования, всё же научился читать и писать по-грузински и по-русски. Часто меняя место работы (типография, молочная лавка, железная дорога), Пиросмани все-таки находил время и средства писать картины. Постепенно Пиросмани оставил всякую другую работу и стал выполнять заказы владельцев кафе или духанов. Пиросмани выполнял вывески, расписывал стены и окна заведений за деньги и еду.
Нико Пиросмани Кутеж
В 1912 году русские футуристы заметили работы Пиросмани и купили у него готовые картины, чтобы выставить их в Москве. Популярность работ Пиросмани росла, его даже включили в тбилисское «Общество поощрения художников» и стали выставлять картины. Однако сухой закон 1914 года лишил Пиросмани заказов, и художник умер в 1918 году в результате истощения и переохлаждения, так как жил в сыром подвале без средств к существованию. После смерти Нико Пиросмани его популярность растет и уже через 10 лет начинаются серьезные научные изыскания его творчества. Картины Пиросмани тогда все еще можно было найти в старых кафе Тбилиси и спасти от гибели. Невероятно, что в дешевых питейных заведениях небрежно хранились работы, которые сегодня стоят миллионы. В 2016 году «Косуля у ручья» на аукционе Sotheby's в Лондоне была продана за 629 тысяч фунтов (около 916 тысяч долларов). А годом ранее, «Арсенальная гора ночью» была продана аукционным домом Christie's за 963 тысячи фунтов (1,5 миллиона долларов).
Нико Пиросмани Косуля у ручья
Нико Пиросмани Арсенальная гора ночью 1908
Много работая с коммерческими (вывески для духанов и росписи кабаков) и личными проектами, Нико Пиросмани анализировал свои работы и удачные приемы впоследствии повторял. Благодаря этому многие искусствоведы считают, что художника нельзя относить к примитивистам, скорее он ближе к новейшим для того времени европейским движениям в искусстве.
Цвет
Знаменитый черный цвет в картинах Пиросмани появляется благодаря тому, что основой для картин часто служит клеенка черного цвета. Часто можно прочесть о том, что художник брал обычную клеенку со столиков кафе, для которых выполнял вывески. Это удачно подходит образу бедного художника, однако не соответствует действительности. Пиросмани осознанно экспериментировал, используя холст, линолеум, клеенку и картон. В поддержку этого мнения говорит примерно равная стоимость данных материалов. Пиросмани остановился на клеенке, потому что понял, что ее черный однородный цвет можно удачно использовать. Он писал не черными по белому, а наоборот, белым по-черному. Полностью грунтуя порой черную плоскость клеенки, менял плотность слоя и создавал необходимую форму рельефа.
Черный лев
Сидящий желтый лев
Шрифт
Прикладная задача вывески подразумевала информативность и наличие слов. Однако Нико Пиросмани, включая текст в свои работы, делает их органичной частью. Несмотря на частые грамматические ошибки в этих коротких фразах и сокращения вне норм русского языка, есть целые научные труды, посвященные тексту на картинах Пиросмани, доказывающие, что это не просто надписи. Он не использует контрастные цвета и не закрывает фигуры надписью, а деликатно вписывает буквы в свободное пространство, оставляя главную роль изображению, а не тексту. Так слово лимонад на вывеске не случайно подкреплено обилием лимонов на заднем фоне картины.
Вывеска Чай пиво
Вывеска Холодный пиво
Кахетинское вино 'Карданахъ'
Фактура
Фактура клеенки не видна на репродукциях работ. Однако если рассматривать картины в музее,становится очевидным ее важная роль. Изучая картину «Кабан» кажется, что видишь грубую кожу дикого животного. В картинах с застольем грузинских мужчин фактура голого фона с мелкими трещинками и неровностями тоже уместна для образа суровых мужчин. В женским и детских портретах, Пиросмани всегда скрывает грубость фона, выбирая для этого светлую краску.
Кабан
Актриса Маргарита. 1909 год
Сегодня талант Пиросмани ценят не только в родной Грузии, а по всему миру. Его работы украшают лучшие музеи мира, а богатейшие коллекционеры охотятся за его картинами. О нем пишут песни и стихи, снимают фильмы и ставят спектакли. И все это на основе только единственных достоверных материалов: его картин. Такие простые и грубые, они вдохновляют и волнуют уже больше ста лет тех, кто готов смотреть и видеть.
Автопортрет
#историядизайна #историяискусств #биография #вывески
pllsll.com
биография, творчество и картины художника.
Художник, чье наивное искусство вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского, был случайно открыт братьями Зданевич – поэтом Ильей и художником Кириллом, которые увидели в Тифлисе одну из работ Пиросмани...
Эта кажущаяся простота сродни архаичным традициям в искусстве – иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани – портреты, натюрморты, изображения животных – сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи. Сдержанная палитра его полотен, которые и полотнами-то не являются – он чаще писал на клеенке, – передает вечные образы, такие близкие и понятные каждому.
Странствующий художник создавал вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки вроде пира в деревне или встречи бездетного богача с многодетной бедной женщиной... Вывески, так поразившие Зданевичей, со временем почти все исчезли – в трудные годы в Грузии из них делали печные трубы. От его клеенок тоже немногое сохранилось. То, что дошло до нас, сегодня хранится в музеях России и Грузии.
«Летним вечером 1912 года, когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом фоне теряли свой цвет, погружаясь в темноту, мы подошли к вокзальной площади, пыльной и пустой, казавшейся огромной, остановились, удивленные тишиной, такой странной здесь… Мы вошли в большой и просторный зал трактира. На стенах висят картины… Смотрим на них изумленные, растерянные – перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали. Кажущаяся простота картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали».
«Компания заходите»
Брат и сестра. Сцена из спектакля
Красавица с веером
Праздник
Мальчик с молоком
Князь с рогом вина
Бездетный миллионер и бедная с детьми
О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, до сих пор известно не так много. К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны. Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. Рано осиротел. Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью. В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру.
«О маленьком, потом юном Пиросманашвили вспоминают как о мальчике впечатлительном, живом, сильно увлекающемся и добром. В доме было много детей, он рос с ними, участвовал в их играх. Во дворе играли в театр, и он, возбужденный, суетился и шумел со всеми – он любил театр... С другой стороны, было в нем нечто необычное, отличавшее его от окружающих, – он замечательно рисовал, был как бы семейный художник, некая достопримечательность дома. Все это, должно быть, и определило необычность его положения».
У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу. Трепетное отношение семейства Калантаровых сыграло в формировании молодого человека двоякую роль: он сохранил чистоту души и доброе отношение к миру и одновременно оказался не приспособлен к тяготам взрослой жизни. Он, конечно, попытался получить профессию – в 28 лет устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. К тому же часто болел... В общем, служба его не задалась. Через четыре года Нико подал в отставку. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения... На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку. Снял небольшое помещение, которое украсил изображениями коров, а над входом нарисовал красивую вывеску. Дела его пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь...
«Пиросманашвили встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь. Певица и танцовщица из кафешантана, француженка Маргарита, красивая и изящная, поразила воображение Нико. Он не мог прийти в себя от изумления, Марго казалась ему «прекрасным ангелом, спустившимся с неба». Счастливый Нико с радостью отдал свое сердце и, не раздумывая, все свое состояние. И тогда огромные черные глаза мадемуазель Маргариты последний раз взглянули на Нико; она навсегда исчезла, разбив жизнь художнику».
Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника... Известная песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского посвящена именно этой истории. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева – символ несостоявшегося чувства двоих.
Нико Пиросмани был художником-самородком и художником-странником. Не имея пристанища, он путешествовал и рисовал на заказ, но работа его стоила гроши. Он принял свою судьбу и не противился ей. Живопись была единственным ремеслом, на которое он оказался способен. Хоть он так и не получил никакого специального образования. Георгий Якулов писал, что Пиросмани «принужден был учиться у своего инстинкта».
Он рисовал жизнь, которую знал и любил: герои его полотен – продавцы, односельчане, женщины с детьми... Удивительны изображения животных – у львов, жирафа, оленей человеческие глаза...
В 1913 году в Москве на Большой Дмитровке состоялась выставка живописи художников-футуристов «Мишень». Среди работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были выставлены и картины Нико Пиросмани, привезенные Ильей Зданевичем из Тбилиси.
Фруктовая лавка
Грузинка с тамбурином
Мужчина на ослике
Дворник
Мать и дитя
Мужчина с бурдюком
Пикник
В мае 1916 года Зданевич устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе. Был ли на ней сам Нико, неизвестно. Собранные в одном месте несколько картин художника заставили общественность говорить о нем как о явлении в грузинской культуре. В газетах спорили: одни отвергали его искусство, другие восхищались. «Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня», – писал художник Давид Какабадзе.
Грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Зная о жизненных трудностях, собрали и вручили ему 10 рублей. Гордый Пиросмани не любил подаяний, а деньги принял со словами, что купит на них краски и напишет картину для Художественного общества. И слово свое сдержал – через несколько дней принес полотно «Свадьба в Грузии былых времен». Больше на собраниях Общества его никто не видел...
Слава, обрушившаяся на художника, быстро сменилась насмешкой – в газете вышла карикатура на Нико Пиросмани. Скорее всего, это была закулисная борьба сторонников и противников его художественной манеры – примитивизма. Пиросмани, конечно, был далек от интриг и вряд ли знал о них, но публикация больно ранила художника. В сердцах он порвал все работы, которыми ранее гордился. И окончательно ушел в себя, отвернулся от людей, которые всю жизнь считали его чудаком...
Жираф
Лев и солнце
Рогатый олень
Вывеска «Холодное пиво»
Вывеска пивной Закатала
Спектакль Эймунтаса Някрошюса «Пиросмани, Пиросмани»Он умер в Тифлисе в 1918 году – нищий и всеми забытый. Похоронен как бездомный и безродный. Место его могилы до сих пор неизвестно. Его живопись оказалась нетленной. 24 работы Пиросмани из собрания Московского музея современного искусства станут хорошим подарком к 130-летию Радищевского музея и прекрасным дополнением к его постоянной экспозиции, в которой представлены такие имена русских авангардистов, как Илья Машков, Петр Кончаловский, Ольга Розанова, Владимир Франкетти, Марк Шагал... Все они в разное время вдохновлялись примитивным искусством вроде купеческих вывесок. Для Пиросмани вывеска была не ремеслом, а настоящей живописью, из которой и выросло его большое, пусть и наивное, искусство.
www.culture.ru
Пиросмани
«ЖИЛ БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН» ИЛИ «МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ» Реальная история, ставшая сюжетом известной песни о судьбе бедного художника.С легкой руки Аллы Пугачевой весь Советский Союз распевал песню про «миллион алых роз», в которые превратил свою жизнь художник ради любимой женщины.
А все началось с того, что в марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!»Француженка сразила Николая наповал. «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он.В Тифлисе любили рассказывать историю несчастной любви Нико, и каждый излагал ее по-своему……«Нико пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала», – говорили пьяницы;
Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала!» – утверждали поэты;«Любил он одну актрису, но жили они отдельно», – пожимали плечами реалисты; «Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши», – разбивают в прах легенду скептики;
Реальная история такова: Обычное летнее утро поначалу ничем не отличалось от других, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов - освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных - наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю? В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за худые, больные плечи и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей. Однако любовь Нико не покорила Маргариту, вскоре она нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса. Такова история безответной любви бедного художника Нико Пиросмани к известной красавице – француженке Маргарите де Севр
Продавец дров Отец и сын
Грузинский художник - самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Он жил и умер нищим и безвестным, и долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки. Одни полностью отрицали его живопись, другие защищали его. Для них в произведениях художника раскрылся особый мир, переданный непосредственно и по-своему глубоко философски. "Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии..." Эти слова были написаны в 1926 году, но они справедливы и по сей день.
Пиросманашвили родился в кахетинском селе Мирзаани, в семье бедного крестьянина. Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь, он не смог получить специального художественного образования. Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков. Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками, в 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге. Но служба не привлекала его, и вскоре он сам становится бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески. Эти жестяные вывески - настоящие натюрморты с кувшинами бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью. Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!». Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои - крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. С любовью показывает художник будни простых крестьян в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой». Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды («Компания Бего», «Семейный пикник», «Пасхальный кутеж»). Веселому крестьянскому празднику посвящает художник четыре картины, написанные в родной деревне. Будучи непрофессионалом, Пиросмани не прибегал ко всякого рода сложным приемам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается странным
Дом Нико Пиросмани
Мать с детьми,идущая за водой
Жираф
колоритом - достаточно строгим, гармоничным, иногда даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми огнями. В портретах Пиросманашвили перед зрителем проходят разнообразные типы старого Тбилиси, в которых художник подметил и выявил самое характерное. Вот надутый и самодовольный сын богатого кинто, исполненный собственного достоинства дворник с косматой бородой, актриса Маргарита, продавец дров, старый князь в черной черкеске с рогом в руке и др. Особое место занимали на картинах Пиросманашвили разные звери, обычно по-человечески грустные, умные и добрые («Жираф», «Пасхальный барашек», «Раненый олень»).Картины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов. Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности. Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью. Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.
Сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало. Чаще с ним расплачивались вином и хлебом. «Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник и работал, работал, работал… Он написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Что-то неблагодарные владельцы выбросили, что-то сгорело в пожаре революции, какие-то картины просто закрасили. На одном из аукционов "Сотбис" Холст известного грузинского художника Нико Пиросмани "Арсенальская гора ночью" был продан за USD 1.600.000.
Об этом заявил директор государственного музея искусств Грузии Гия Марсагишвили. Он также отметил, что "эта картина не должна быть продана за такую цену, тем более, если учесть сегодняшние рыночные цены. Данная работа Пиросмани стоит не менее USD 7.000.000 - USD 8.000.000".
Три картины Пиросмани остались в Третьяковской галерее и в Музее русского искусства в Санкт-Петербурге, а "Арсенальская гора ночью" находилась во владении Лили Брик и Эльзы Триоле, и впоследствии перешла в коллекцию Луи Арагона.
pirosmani35.ru
Нико Пиросмани
З.Церетели. Пиросмани-Пикассо
Нико Пиросмани (Пиросманашвили) - гениальный художник-самородок, которого сравнивают с Джотто и Анри Руссо. Он нигде и никогда не учился, но его примитивизм был настоящим, искренним, идущим от внутреннего ощущения жизни и сердца.
Если Михаил Ларионов пришел к примитивизму в некотором роде искусственно и случайно, и оттого это его увлечение длилось недолго, то для Нико Пиросмани примитивизм был его жизнью, его сутью, его характером, а не одним только художественным стилем или увлечением.
Нико Пиросмани писал, как дышал и дышал, как писал, не задумываясь, в каком стиле он пишет и как оценят критики его картины, и о своей гениальности он тоже не догадывался.
Рисовать он начал сравнительно поздно – примерно с тридцати трех лет, когда, испробовав все варианты жить нормальной жизнью, понял - у него это не получится: как все он жить не только не умеет, но и не хочет.
Так было всегда: и в детстве, и в юности, и в зрелые годы, не говоря уже о последних двадцати годах, когда он окончательно порвал пуповину, связывавшую его с нормальной жизнью, и стал бродячим художником, которого в народе называли просто маляром. И если в детстве о нем говорили, что он какой-то странный и не в себе, то потом его стали называть «побитым градом» или с «мозгами набекрень».
Словом Нико Пиросмани был чудак, но не блудный сын и не юродивый, как, наверное, некоторым видится. Одевался он по-европейски – в пиджак, брюки и мягкую шляпу, но никогда - в национальную грузинскую одежду. По этим признакам его можно угадать в одних из тех персонажей, что сидят в его «Кутежах».
Кутеж четырех горожан
Когда говорят и пишут, что жизнь художника была трагической и нищенской – это так, но это был его собственный выбор. Работать как все - от восьми до девяти шесть дней в неделю, у него не получилось: он заболевал; для торговца-лавочника он был слишком добр, хотя его торговля быстро пошла в гору и, если бы он продолжал, то через несколько лет стал бы вполне успешным бизнесменом. Но зарабатывать деньги ему неинтересно и скучно.
Все попытки обзавестись семьей оказались неудачными и рисовать за деньги он тоже не хотел, хотя мог. Он рисовал за еду, выпивку и ночлег, когда окончательно решил стать бродячим художником. Свобода оказалась самым дорогим его приобретением, от которой он уже никогда не отказывался.
Когда в 1912 году неожиданно для себя Нико Пиросмани был открыт русскими художниками-авангардистами, приехавшими в Тифлис отдохнуть, пригласившими его приехать в Москву, то он отказался. Это для него было естественным решением, хотя его картины с легкой руки Тифлисских гостей отправились в Москву для участия в выставке «Мишень», где выставлялись уже известные Шагал, Татлин, Ларионов, Гончарова и другие.
Еда
Но все эти выставки, светские рауты, популярность, престиж и успех, общества художников и нормальная жизнь так были далеки от него и так для него не значимы, что представить Нико Пиросмани в кругу художников «Мира искусства» или «Бубнового валета» просто немыслимо.
Гениальный Нико Пиросмани был не от мира сего, его можно сравнить только разве что с еще одним таким же ненормальным, бродягой и гением, жившим в одно с ним время, - поэтом Велимиром Хлебниковым, безостановочно писавшим свои гениальные стихи, складывавшим их в наволочки и постоянно их терявшим.
Нико Пиросмани писал так же много картин, как Хлебников – стихов. Старый Тифлис в начале двадцатого века был одной большой выставкой его работ, разбросанных по домам, пивным, винным погребам, магазинчикам и мелким лавочкам. В городе тогда действовало более двухсот винных погребов, около ста пятидесяти трактиров, около двухсот духанов и множество «садов», в которых можно было найти не только еду и выпивку, но и женщин.
Орточальская красавица. Левая часть диптиха
Свои картины он раздаривал друзьям, хозяевам духанов, кормившим и поившим его, детям, родным, знакомым. Всем, кто был рядом, и кто желал, и даже не желал, иметь его картины. За двадцать с небольшим лет он написал почти две тысячи картин, из которых до нас дошло всего около трехсот. И во многом благодаря двум братьям Зданевичам, приехавшим тогда в Тифлис и начавшим собирать его картины, приобретая их, порой, на последние деньги.
Один из братьев, Илья, после революции уехал в Париж и был активным организатором выставки Нико Пирасманашвили в Париже в 1969 году. Второй, Кирилл, остался в России, передал почти всю собранную им коллекцию Пиросмани в пользу государства, что не спасло его от ареста и ссылки по 58 статье на семь лет только потому, что однажды кто-то увидел, что он пьет виски.
Настоящая жизнь Нико Пиросмани проходила в иных мирах, ничего общего с реальной жизнью не имеющих. Внешняя жизнь была лишь фоном, с которым надо было считаться, которая давала пищу для поддержания тела и его фантазий, выплескивавшихся яркими, сочными красками на черную клеенку или что попадется, если не было на нее денег, - на стену, картон, жесть, стекло, дерево или железо. Часто ночами он вскакивал и начинал кричать:
«Помогите, помогите! Мой святой Георгий, мой ангел-хранитель стоит надо мной с кнутом и кричит: не бойся! Мне явился архангел, у него в руке кнут - вот он здесь стоит!" Потом он падал на колени и целовал пол, а успокоившись, объяснял: "Я верю в своего святого Георгия. Когда я ложусь спать, он появляется с кнутом у моего изголовья и говорит: не бойся! А наутро моя кисть сама рисует».
Жираф
А рисовал Нико Пиросмани всегда одно и тоже: он писал Вечность. Жизнь, в которой отсутствует время, где всегда солнце и нет теней, где рядом с людьми живут звери с человеческими глазами, добрыми и чуть грустными, так похожими на глаза художника. Звери были духовными автопортретами художника, ими и через них он исповедовался, они были друзьями его сердца и через них он передавал свое отношение к жизни:
«...Все в жизни имеет две стороны: добро и зло. Вот белая корова - это символ нежности, спокойствия, любви, она дает молоко, мясо, шкуру. Белый цвет - это цвет любви... Черный бык - он дерется, орет - это война. Орел огромный, беспощадный, он терзает маленького зайчика. Орел - это царский орел, а зайчик... это мы с вами».
Самыми любимыми и близкими ему по духу были лани, косули, олени и барашки, беззащитные, ласковые и нежные, такие же, как он сам. Эти звери олицетворяли позитивное начало. Зверей, воплощающих зло, у художника почти нет, разве что «Черный кабан», шакал, лиса и волк, но все это единичные изображения, не типичные для Нико Пиросмани. Нет у него и ни одного изображения тигра.
Сидящий желтый лев
Зато есть царь зверей – лев, любимый персонаж грузинских сказок, притч и сказок, символ мужества, благородства и гордости: «Черный лев» - задумчивый и созерцательный, «Сидящий желтый лев» - мудрый философ, «Лев и Солнце» - лев-воитель. Художник отдавал предпочтение диким животным, свободным, таким же, каким был сам.
В его зверинце почти нет лошадей, кошек и собак, а если и есть, то только как деталь, но не как самостоятельный герой, такой как лев, олень или жираф. «Жираф» - вообще картина-шедевр, в которой замечательны не только глаза, но и весь облик зверя, хотя где Нико Пиросмани мог видеть жирафа?
Любимым героем художника является пасхальный барашек, жертвенное животное, которое в Пасху было принято закалывать. С ним художник во многом чувствовал свое родство. Но не звери были главными героями Нико Пиросмани, а люди.
Пасхальный агнец
(Окончание здесь)
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
О живописи Пиросмани | Apchinskaya's Blog
Да будет прославлена эта десница.
Бродячий живописец, за скудную плату украшавший картинами и вывесками тифлисские духаны, умерший в одиночестве в больнице для бедных и похороненный в неизвестной могиле, Нико Пиросмани вошел в историю искусства как самый великий грузинский художник Нового времени.
Биография его с трудом реконструирована исследователями по немногочисленным документальным источникам и до сих пор является предметом научных изысканий.
Николай Асланович Пиросманашвили родился в семье крестьянина, и как недавно установили, изучая архивы, грузинские искусствоведы, вероятно, около 1866 года и не в Мирзани, как полагали прежде, а в соседнем кахетинском селе Шулавери.[1] Рано осиротев, будущий художник был отдан на воспитание в семью зажиточных тифлисских армян Калантаровых. Став взрослым и оставив приютивший его дом, он попробывал вписаться в окружавшую его действительность: попытался основать вместе с компаньоном мастерскую по изготовлению вывесок, проработал несколько лет кондуктором на железной дороге, побывал лавочником. Но все эти попытки преуспеть на ниве практической деятельности оказались безуспешными. Пиросмани было уготовано более высокое и более трудное поприще. В конце Х1Х века он становится живописцем тифлисских духанов (а также трактиров, винных и пивных погребов, лавочек, булочных, столовых), создававшим вывески, картины маслом и не дошедшие до нашего времени настенные росписи и витражи. Работал он по преимуществу в бедных кварталах левобережья Куры и очень скоро нашел свою манеру и единственный в своем роде материал живописи – высококачественную черную клеенку, которая вырабатывалась для технических нужд. Хотя Пиросмани порой использовал для работы картон и жесть и изредка – холст, большинство его произведений было написано на клеенке, и именно ее прочности и эластичности они были обязаны относительно хорошей сохранностью. В среде духанщиков у него появились постоянные заказчики и меценаты, ценившие его искусство. Пиросмани был плоть от плоти этой среды, но вместе с тем, жил как бы в другом измерении; людям, погруженным в обыденное существование, он казался «не от мира сего». Сжигавший его дар, одиночество, существование вне быта, растущее с годами пристрастие к алкоголю – все это укорачивало его жизнь. Конец ее был ускорен социальными потрясениями. Вернувшись в начале 1918 года после временной отлучки в Тифлис, Пиросмани, будучи больным, оказался без средств и друзей (большинство духанов из-за революционных событий было закрыто) и умер, как сейчас
apchinskaya.wordpress.com
Грузинский художник Нико Пиросмани (1862-1918) и его Маргарита « Николлетто
Грузинский художник Нико Пиросмани (1862-1918) и его Маргарита
Кутеж во время сбора винограда, 1906 5 мая 1918 года, 95 лет назад, в одной из больниц для бедняков в Тбилиси умирал бедный художник Нико Пиросмани. Днем раньше его соседи, осознав, что Нико не появляется на людях вот уже неделю, собрались вместе и выставили дверь в каморке, где он обитал. 56-летний «маляр», как называли его друзья, лежал в глубоком голодном обмороке. У него не было уж сил и глаза открыть…
Актриса Маргарита, 1909
Прислонившись к дверному косяку, стоял высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами, в старом пиджаке и, не шевелясь, смотрел на Маргариту.
Это был бродячий художник Нико Пиросманишвили. Он любил Маргариту. Она была для него единственным человеком на свете. Каждая пядь земли, куда не ступала нога Маргариты, казалась ему остатком пустыни. Но там, где сохранялся ее след, была благословенная земля. Каждая крупинка песка на ней грела, как крошечный алмаз.
Так, очевидно, спели бы о чувствах Пиросмани иранские поэты средней руки. Но все равно они были бы правы, несмотря на цветистую речь. Тот день, когда Нико не слышал ее голоса, был для него самым глухим днем на земле.
Чрезмерная любовь вызывает желания, недоступные трезвому человеку. Кому из людей в их будничном состоянии может прийти в голову дикая мысль поцеловать человеческий голос, или осторожно погладить по голове поющую иволгу, или, наконец, похохотать вместе с воробьями, когда они поднимают вокруг вас неистовый гам, пыль и базар?
У Пиросмани появлялось иногда удивительное желание осторожно дотронуться до дрожащего горла Маргариты, когда она пела, желание одним только дыханием прикоснуться к этому таинственному голосу, к этой теплой струе воздуха, что издает такой великолепнейший взволнованный звон.
Люди говорят, что слишком большая любовь покоряет человека.
Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого. Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нуж
vespig.wordpress.com