Грузинский авангард в шести картинах и двух эскизах. Картины пиросмани тбилиси
Музей Пиросмани в Тбилиси
Один из самых удивительных во всем мире музеев площадью всего 6 квадратных метров, который обязательно необходимо посетить во время экскурсионного путешествия – это музей Пиросмани в Тбилиси. Именно в этой маленькой комнатушке великий художник создал множество своих гениальных картин. Описание того, что находится в этом помещении, его адрес и время работы указываются в каждом путеводителе по грузинскому Тбилисси.
Тбилисская коморка под лестницей
Нико Пиросмани арендовал маленькую комнату под лестницей в доме, расположенном на улице Молоканская. Здесь он жил и занимался живописью, создавая свои великолепные шедевры. По воспоминаниям друга художника Ладо Гудиашвили обстановка этой квартиры состояла всего лишь из нескольких предметов – кровать, какой-то ящик на стене вместо шкафа, и повсюду ведра, краски и кисти.
В этом маленьком уголке великого Нико нет оригиналов картин. Все представленные в качестве музейных экспонатов полотна являются репродукциями. Это обусловлено тем, что музей не может обеспечить их сохранность. Предметы мебели и другого бытового обихода были привезены в музей из Мирзаани – села, где родился и вырос Нико – так как после смерти художника не осталось никаких принадлежавших ему вещей.
Обычный трехэтажный дом в стиле 19 века с большим внутренним двором, бельем на веревках и деревянными балконами – таких домов, называемых итальянскими, в Тбилиси огромное множество. И только один из них украшен мемориальной табличкой, свидетельствующей о том, что здесь проживал «видный художник Грузии». За свою жизнь Нико, вероятно, не раз менял адрес, переезжая из одной лачуги в другую, но в силу отсутствия документов подтверждающих такой факт, памятная табличка установлена только здесь.
Картины в музеях
Большинство оригинальных работ Пиросмани находятся в Национальном музее Грузии, также расположенном в Тбилисси. Работы Пиросмани можно встретить и в Государственном музее искусства народов Востока, Государственном Русском музее, Третьяковской галерее. Некоторые картины хранятся в музее Пиросмани в Сигнахи. Большое количество картин находится за пределами Грузии и РФ в зарубежных музеях и частных коллекциях. Непосредственно в тбилиском музее находятся репродукции таких шедевров как «Деревенская свадьба», «Маргарита», «Олень» и другие.
Из-за малого количества сохранившихся документов о жизни художника-примитивиста существует множество легенд и предположений, связанных с его творчеством и личной жизнью. Есть мнение, что прообразом сюжета песни про бедного художника и миллион алых роз, стал случай из жизни Пиросмани. Изображенная на картине «Актриса Маргарита» покорила весь Тифлис (Тбилиси) своим талантом и Нико не стал исключением. Согласно легенде Пиросмани однажды усыпал цветами всю улицу перед окнами возлюбленной Маргариты де Севр!
Творчество Пиросмани относится к направлению «примитивизм». Уже через два года после смерти Нико к нему пришла слава и популярность. Из более 2000 его работ до нашего времени сохранились около 300 полотен, поражающих людей своей простотой и натуральностью.
В музее в Тбилиси есть так называемые и известные в узких кругах специалистов «клееночные картины». Бедность художника заставляла его рисовать на любых поверхностях – стенах, вывесках, а иногда и на простой клеенке, даже используя ее рисунок в качестве основы.
Бедность и изобретательность
Особенно интересным становится посещение музеев в Сигнахи, Мирзаани и Тбилиси, если знать историю жизни Нико Пиросманишвили. Она достаточно плохо изучена в силу того, что осталось мало документальных сведений, подтверждающих и освещающих жизнь этого великого грузина. Нико родился в классической семье грузинских крестьян. Семья была настолько бедной, что Нико отдали в слуги в богатую семью, где он находился долгое время. В какой-то мере это оказало значительное влияние на формирование его личности, вкуса и любви к искусству. Рано оставшись сиротой Нико самостоятельно учился таким элементарным вещам как чтение и письмо, переехав из родного Мирзаани, расположенного недалеко от Сигнахи, в Тбилиси.
Здесь же постепенно осваивал и технику рисования. До того как картины были замечены и начали приносить какой-то доход, работал в молочном магазине, лавке росписей и на железной дороге. Позже он отказался от всех этих работ и с 1895 посвящает себя исключительно художественной работе, расписывая вывески. Известность и признание приходит к Пиросмани лишь после смерти. При жизни его работы были замечены немногими представителями аристократии и прогрессивной молодежи. Но это никак не способствовало улучшению его материально-финансового состояния.
В период первой мировой войны и без того тяжелое положение Пиросмани еще более усугубилось, так как заказов становилось все меньше, стоимость материалов значительно возросла, и заказчики не хотели платить за дорогие краски. Привычная черная клеенка пропала из обихода, и Нико приловчился писать на картоне, предварительно покрывая его черным цветом. Черную краску, кстати, также приходилось делать самостоятельно из сажи и олифы. Другие краски Нико также изготавливал на основе олифы и порошковых пигментов. Они получались грубыми и неравномерными, что делало процесс работы более трудоемким.
График работы и расположение музея
В каждом путеводителе для туристов на соответствующей странице Georgia в списке достопримечательностей присутствует Museum of Pirosmani с указанием его адреса и времени работы. Будучи в Грузии в городе Тбилиси, обязательно загляните на улицу Пиросмани, д. 29, где можно погрузиться в удивительную атмосферу рождения великих шедевров живописи.
Тбилисский музей Нико Пиросманишвили – часть мемориального комплекса, в который также входят дом художника и музей в его родном селе Мирзаани в Кахетии.
Рекомендуем к просмотру
gruziyagid.ru
Музеи Тбилиси - ТОП-5 интересных музеев тбилисской столицы
Музеи Тбилиси обширны и разнообразны, их посещение может растянуться на многие дни. В столице Грузии работают крупнейшие музеи страны и выделить среди них один или два крайне сложно. И все-таки, если у вас не так много времени, а достопримечательностей в Тбилиси еще много, стоит ограничить список музеев для посещения. Ниже приведена информация о самых интересных и популярных среди туристов музеев тбилисской столицы.
Национальный музей Тбилиси
Национальный музей Тбилиси, а точнее его прообраз под названием Кавказский музей, был основан в 1825 году. Здесь располагались экспонаты со всей Грузии, а сам музей был достаточно универсальным. За свою историю комплекс пережил немало испытаний, переезд всей коллекции в 1921 году в Европу, возвращение в 1945 году, повреждения во время смены власти 1991 года, сильный пожар еще через год. Здание, в котором ныне размещается центр Национального музея – музей искусств Грузии, стало базой для коллекций в 1920 году. Тогда, в неспокойные революционные времена, сюда перенесли все ценности грузинской церкви. Позже также сформировалась коллекция археологических находок.
В настоящее время национальный музей Тбилиси (его главное здание – государственный музей Грузии) интересен экспонатами, связанными с культурой Кавказа. На первом этаже находится коллекция древностей Грузии: оружие, монеты, украшения и керамика II века до нашей эры. Интересны и окаменевшие останки представителя вида Homo ergaste возрастом почти в 2 млн лет. Останки являются подтверждением существования близких к людям видов в те времена где-либо за пределами Африки. И еще одна занимательная коллекция представлена камнями с выгравированными урартскими надписями. Второй и третий этаж отведены под музей советской оккупации, также входящий в эту сеть. О нем расскажу чуть ниже.
Полезная информация о Тбилисском национальном музее
Все музеи сети работают одинаково – с 10:00 до 18:00. Рабочая неделя длится со вторника по воскресенье, понедельник в комплексе выходной. Стоимость входного билета составляет 5 лари (в других музеях сети стоимость может быть и меньше, вплоть до 3 лари), а посетители до 18 лет могут пройти за 0,5 лари.
Адрес музея: проспект Шота Руставели, 3 (фактически у выхода из метро на станции «Площадь Свободы»).
Официальный сайт всех комплексов (версия на английском языке).
Музей советской оккупации Тбилиси
Учреждение расположено в главном здании национального музея и, как я отмечал выше, музей советской оккупации Тбилиси входит в единую сеть страны. Свою долю славы он получил благодаря умелой рекламе на волне антисоветского настроя в Грузии. Впрочем, если абстрагироваться от политики, музей оккупации является вполне интересным. Основан комплекс был 26 мая 2006 года, но практически сразу его закрыли на ремонт.
Восстановления требовало старое здание, но на ремонт решили закрыть все его залы. Музей советской оккупации Тбилиси открыли спустя пять лет — в 2011 году. Относительная новизна здания и интерьеров контрастирует с коллекцией, отражающей историю советского периода Грузии (1921—1991 года).
Полезная информация о музее советской оккупации в Тбилиси
Вход в музей, как помните, стоит те же 5 лари. Поэтому логично будет совместить посещение этого зала со знакомством с другими коллекциями Грузинского национального музея. Адрес, время работы и сайт у музея аналогичны предыдущему – он является его частью, как и многие другие музеи Тбилиси.
Этнографический музей в Тбилиси
Комплекс народной грузинской архитектуры под открытым небом расположен в трех километрах к юго-западу от Тбилиси. Музей ведет свою историю с 27 апреля 1966 года, когда он был основан этнографом и историком Георгием Читая. В данный момент на 52 гектарах территории находится почти 8 000 экспонатов. Их привозили в течение полувека со всей Грузии, из разных ее регионов. Такой подход прекрасно подчеркивает идею музея – собрание архитектуры каждого этнографического региона страны. Всего же их 14, как и зон на территории комплекса. Кроме непосредственно зданий в музее можно увидеть многочисленные предметы, связанные с тем регионом, из которого их привезли. Фактически музей составляет настоящую деревню, созданную из разнообразных построек.
Экспонаты комплекса отличаются не только географией, но и историей. Самые старые оригинальные постройки датируются V веком нашей эры, а копии и реконструкции воссоздают самые древние жилища. Так, дарбази – постройка по типу землянки – служила для грузин укрытием от армий турок в Средневековье. Деревянные дома района Имерети датируются XVIII веком, а базилика Сиони – V. Во всех домах интересны также интерьеры, а в некоторых находятся настоящие малые коллекции. Так, в доме из Ланхути можно увидеть действующую кузницу, традиционную для Грузии. Кроме домов этнографический музей в Тбилиси располагает и вспомогательными постройками. Тут можно увидеть:
- Кузни;
- конюшни и стойла;
- погреба для вина под названием мерани;
- амбары и хлева;
- охотничьи жилища.
В обычных жилых помещениях интересны предметы мебели, украшения, одежда, оружие. Естественно, все объекты внутри домов относятся к тем же регионам, что и сами постройки. Без экскурсии бывает непросто выделить какой-то отдельный предмет, поэтому обратите внимание на кубки с кольцами в домах. Подобные сосуды использовались в качестве испытания – человек должен был выпить все вино одним залпом (а кубок-то достаточно глубокий). При этом кольцо стукалось о дно, сообщая окружающим, что испытание пройдено.
Полезная информация о тбилисском этнографическом музее
Музей этнографии также входит в сеть грузинских музеев, но условия его посещения немного отличаются. Так, работает музей с 10:00 до 20:00, последняя продажа билетов осуществляется за полчаса до закрытия. Не работает комплекс по понедельникам, как и многие подобные учреждения Грузии. Вход стоит всего лишь 1,5 лари, для школьников и студентов – 0,5 лари. Экскурсия стоит 25 лари, но она стоит своих денег – без сопровождения гида можно просто не понять многих интересных особенностей.
Добраться до музея (адрес: дорога на Черепашье озеро, 1) можно от остановки «Багеби», что на окраине Ваке. До этого места вас довезут автобусы №9, №61 или №82, которые следуют от площади Свободы. От «Багеби» нужно будет пройти 1,5 километра вверх к озеру. Ориентир – сванская башня, которую хорошо видно от остановки.
Музей Пиросмани в Тбилиси
Помещение, посвященное жизни и творчеству известного грузинского художника Нико Пиросмани (Пиросманишвили), было оформлено как музей в 1984 году. В советское время такое решение принял тогдашний первый секретарь горкома партии. С того времени в интерьере и внешнем виде музея почти ничего не поменялось. Интересна и история самого художника. Нико родился в 1862 году в Мирзаани (сейчас там открыт еще один музей имени Пиросмани). О художнике-примитивисте известно не так много, большая часть его истории не подтверждена никакими документами. В раннем возрасте Нико потерял отца и мать, переехал в юности в Тифлис (Тбилиси) и самостоятельно выучился. Причем художник постиг не только мастерство рисования, ему приходилось учиться даже читать и писать!
Пиросмани работал в лавке росписей, в молочном магазине и даже на железной дороге кондуктором. С 1895 года Нико посвящает себя искусству и зарабатывает на жизнь, расписывая на заказ вывески. Его замечают и начинают популяризировать. В 1916 году Пиросмани становится известен в Тбилиси, но это не улучшает его финансового положения. Спустя два года Нико умирает в нищете, его хоронят в общей могиле для бедных на Кукийском кладбище.
Кстати, конкретное место погребения гения установить не удалось, поэтому могилы на кладбище вы не найдете. Зато есть в Пантеоне на горе Мтацминда установлен кенотаф Пиросмани. Кенотафом называют надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.
Музей Пиросмани в Тбилиси состоит из нескольких сотен экспонатов. Такое малое количество объясняется и малой площадью, ведь музей организован в том самом подвале, в котором провел последние годы жизни Нико. Здесь, в маленькой комнате под лестницей, Пиросмани жил с 1917 по 1918 год, отсюда же его увезли в больницу, где Нико и скончался. Основой коллекции музея стали картины автора на клеенках, копии более известных произведений, личные вещи Нико. Музей состоит из нескольких залов в историческом здании, где можно посмотреть, в частности, на рабочий стол Нико Пиросмани, его кровать, коврик авторства мамы Нико. Другие работы Пиросмани представляют на обозрение музеи Тбилиси и Грузии: мемориальный дом-музей в селе Мирзаани, музей искусств Тбилиси и краеведческий музей Сигнахи.
Интересен маршрут по Тбилиси за 2 дня? Подробнее тут. А вот тут рассказывается о том, что посмотреть в Тбилиси за 1 день.
Полезная информация о музее Пиросмани
Музей Пиросмани в Тбилиси работает с 11:00 до 19:00, расписание чуть отличается от режима работы многих других музеев грузинской столицы. Выходными днями являются и обычные выходные – суббота и воскресенье. Вход в музей стоит 3 лари, официального сайта у него нет.
Добраться до музея (улица Пиросмани, 29) можно пешком от станции метро «Вокзальная площадь» (подробная статья о метро Тбилиси).
Подробная статья о лучших ресторанах Тбилиси ==>>
Музей кукол Тбилиси
Комплекс открылся в Тбилиси в 1937 году. Инициатором создания музея выступила Тинатин Туманишвили – автор детских книг и известный грузинский педагог. Сначала учреждение занимало несколько комнат в детском саду, после этого переехало в здание Дома пионеров. В первой коллекции были не только куклы, а также детская посуда, книги и прочие игрушки. В 1990-е годы, когда Грузия боролась за независимость, музей ограбили вандалы. Из коллекции исчезли 24 авторские куклы мастеров Нидерландов, Франции и Швейцарии. После ограбления музей закрыли на 15 лет, и вновь посетители смогли осмотреть коллекцию лишь в 2008 году. Все годы велось восстановление и пополнение коллекции, но те самые 24 куклы так и не были найдены. Восстановленный музей стал гораздо более крупным и популярным.
Сейчас музей кукол Тбилиси располагает фондом в 3 000 объектов, основную часть которых составляют куклы и куколки. Время их создания ограничено XIX-XXI веками, а география не в пример обширнее. Кроме европейских игрушек можно увидеть куклы из Японии, Китая, Индии. Существенную часть составляют и работы грузинских мастеров – много экспонатов создали специально для коллекции, они уникальны. Кроме обычных экземпляров в музее кукол можно увидеть заводные механические образцы, народные творения, музыкальные статуэтки. Материалы почти не ограничивают фантазию авторов – есть работы из металла, дерева, фарфора, пластика, слоновой кости. Отдельные экземпляры также интересны:
- Кукла-марионетка – девушка с жемчужиной;
- механическая кукла Марине, которая пускает мыльные пузыри;
- танцующая кукла из России Светлана;
- целый ансамбль, который играет на чогуре (аналог домры).
Полезная информация о музее кукол
Музей кукол Тбилиси работает с 11:00 до 18:00 в светлый период с мая по ноябрь и на час меньше (до 17:00) в остальное время года. Не работает музей в понедельник, как и почти все музеи Тбилиси. Входной билет стоит 3 лари для всех посетителей. Адрес комплекса – улица Шавтели, 12, доехать сюда можно на многих автобусах (остановка «Бараташвили») или пешком от станции метро «Площадь Свободы».
Остались вопросы о музеях Грузии? Задавайте их в комментариях к этой статье. Там же можете поделиться впечатлениями от посещения музеев. Также советую прочитать статью о том, что привезти из Грузии домой.
Влюбленный в Грузию, Alex-Still.
Вдарим по высокому: ТОП-5 тбилисских музеев
4.9 (97.14%) ПРОГОЛОСОВАЛО 7alex-still.ru
Мой Тбилиси и Пиросмани
Добрейшего вам утра!
Сегодня, поднимаясь к нашему тбилисскому балкончику по брусчатому подъему Циклаури, не удивляйтесь. если встретите строгого, на первый взгляд, но замечательного и немного печального лохматобородого дворника. Такого, каких сегодня в Тбилиси, к сожалению, уже нет, и это отсутствие, в определенной степени, обделяет колорит города. Или если дорогу вам перейдет парень- продавец дров, со своим осликом, груженным поленьями и с удивительно осмысленным взглядом. При входе во двор будьте осторожны, не споткнитесь об квеври. А когда дойдете до балкона, я вас встречу в белой косынке, в черном платье, перетянутом красным поясом, и с бубном. Не бойтесь, играть я не собираюсь, просто держу его в руках.
Также на балкончике, естественно, вас непременно встретит красиво накрытый стол, с шашлыками, речной рыбой, курицей и душистым лавашем. И, конечно же, не обойдется без пары-тройки ароматного грузинского вина.
© photo: Sputnik / РИА Новости
Известнейший грузинский художник Нико Пиросмани
Вы, наверное, догадались, что наш гость – один скромный, талантливейший и великий человек. Нико Пиросманашвили (Пиросмани, Никала), который ушел в мир иной 5 мая 1918 года.Обычно мы отмечаем дни рождения наших гостей, но даты своего рождения не знал и сам Пиросмани. Во всяком случае, говорил, что не знал. А я думаю, что знал и скрывал. До нас же дошла только дата его кончины. Потому, давайте, назовем сегодняшний день – 5 мая, днем его памяти. Тем более, что участь гениев — быть, в действительности, бессмертными.
Нико Пиросманашвили, предположительно, родился в 1862 году в кахетинском селе Мирзаани, в крестьянской семье, в лачуге из прутьев. Нико было 8 лет, когда умер его отец, и семья Калантаровых, у которых после банкротства работала семья Пиросманашвили, привезла его из Шулавери в Тбилиси. Он помогал семье и, если оставалось свободное время, углем на стене создавал свои первые рисунки. Именно в этом доме Никалу посетила первая любовь — он влюбился в Элисабед Калантарову, которая была на 14 лет старше него. Даже написал ей любовное письмо, но женщина не ответила ему взаимностью, после чего Никала ушел из семьи Калантаровых.
Четыре года Пиросмани работал кондуктором на железной дороге, а затем перед домом Мелика Азарянца открыл маленький прилавок, где торговал мацони. Вскоре вместе со своим кахетинским соседом Димитри Алугишвили открыл духан. Димитри даже выделил ему маленький угол в своей квартире. Его жена, красавица Элисабед Авалишвили была намного младше него. По неподтвержденной информации, между Никала и Элисабед даже "разгорелся" роман… Также известно, что. спустя годы, когда Пиросмани сильно заболел, Элисабед его снова приютила, но однажды по какому-то поводу сделала ему замечание, и самолюбивый Никала навсегда покинул ее дом.
© photo: Sputnik / Рухкян
Памятник грузинскому художнику Нико Пиросмани в Тбилиси
Естественно, всем известна нашумевшая любовная история Пиросмани с французской певицей Маргаритой. Рассказывают, что в 1905 году в Тбилиси на гастроли приехала Маргарита де Севр, которую Никала впервые увидел в театре, расположенном в саду, а лично познакомились они в парке Муштаид. В тот период картины Никала хорошо продавались, и он не нуждался. Был настоящим аристократом, одевался очень стильно, и его даже называли "графом". Также реальна история о том, что Пиросмани на арбах привез певице розы и тем самым привлек внимание и покорил сердце Маргариты. Сегодня никто не знает, сколько было роз – действительно, миллион или меньше. Возможно, и больше, но, по словам цветочника, в тот день опустел не только его духан, но и все цветочные лавки Тбилиси.Впоследствии Пиросмани рассказывал, что некогда у него были и деньги, и золотые часы, но стало трудно, и он их продал. Правда, не уточнял, зачем… Почему-то мне кажется (или хочется, чтобы казалось), что он сделал это, чтобы преподнести Маргарите те самые розы… Их любовь длилась год…
Интересный факт: когда состоялась выставка работ Пиросмани в Лувре, к картине Маргариты подошла глубоко старая женщина, которая заявила, что это она изображена на полотне.
Официальной супруги у Пиросмани не было. Историки рассказывают, что однажды его сестра Пепе нашла ему невесту, дело почти шло к свадьбе, но Никала оставил невесту, бросил имущество, недавно построенный дом и пешком вернулся в Тбилиси…
На протяжении какого-то времени он жил с русской прачкой Марусей. Они очень любили друг друга. Впоследствии Никала написал ее портрет "Женщина с ведрами"…
© photo: Sputnik / РИА Новости
Работы грузинского художника Нико Пиросмани
Тут же хочу поблагодарить вас за то, что, готовясь к встрече с вами и прочитав множество интересного, я узнала: сложившиеся стереотипы, будто это был больной, обнищавший, спившийся художник, не соответствуют его реальному портрету. Таким он был лишь последние четыре года жизни. И это произошло после того, как в период Первой мировой войны закрылись духаны, и Пиросмани остался, фактически, безработным. В определенный период жил в Кахети, в Имерети, Гори и только в конце жизни вернулся в Тбилиси, уже тяжело больной. Поселился в одном из подвалов. Управляющий домом, услышав стон, доносившийся из подвала, нанял дрожки и отвез Никала, у которого была высокая температура, в больницу, где Пиросмани и скончался.Сегодня Пиросмани – всемирно известный художник. И я потому и коснулась его личной жизни, что не мне оценивать его великое искусство… Я его просто люблю и всем сердцем понимаю, все его картины чувствую нутром. И, возможно, его жираф не такой утонченный, как жираф Гумилева, зато он – мой… Потому что я и вы (как поется в известной грузинской песне) "живем на улице Пиросмани".
Желаю счастливого, красивого и чудесного, как картины Пиросмани, дня!
sputnik-georgia.ru
Дом-музей Нико Пиросмани в Тбилиси
Николай Пиросманишвили или Нико Пиросмани – известный грузинский художник-самоучка XX века, работавший в стиле примитивизма. В селе Мирзаани есть посвящённый его творчеству музей, который входит в Национальный музей Грузии. Создан этот музей был в 1982 году. В нём выставлено 16 картин Пиросмани, а кроме них есть ещё полотна других художников. Помимо проведения различных выставок, музей ещё выставляет археологические экспонаты. В 2009 году в его стенах была устроена первая экспозиция картин Пикассо в Грузии. Кроме дома-музея в селе Мирзаани, есть ещё два музея, демонстрирующих работы Пиросмани. Например, в соседнем Сигнахи в краеведческом музее находится несколько его картин. Там же есть дом, который художник сам и построил. Вообще, вокруг Мирзаани тихие, даже несколько глухие окрестности. Музей находится на окраине села и занимает довольно обширное пространство. Он состоит из собственно дома и выставочного здания, кроме них поблизости есть ещё 2-3 полуразрушенных сооружения. Выставочное сооружение является одновременно и смотровой площадкой, с которой хорошо видно соседнюю деревню Озаани, часть следующего села и прочие окрестности. Дом Пиросмани является одноэтажным кирпичным строением, имеющим погреб и террасу, перед которой вкопаны квеври. Неподалёку находится подобие колодца. Этот дом художник построил на свои средства в конце XIX века, однако, жил там нечасто, наездами, когда навещал сестру в Мирзаани, которая жила здесь постоянно. Мрачновато-серое здание музея находится на пригорке неподалёку. Вход туда платный. Помещение здесь единственное, оно разделено перегородками на несколько разной величины залов. В центральном зале находятся с дюжину довольно известных полотен Пиросмани, среди них: портреты царицы Тамары, Шота Руставели, «Царапи», «Медведица». Предполагается, что это ранний период творчества художника. В соседних залах выставлены афиши его выставок, проходивших в разных странах, несколько полотен Ладо Гудиашвили, в частности, рисунок последнего жилья Пиросмани на улице Молоканской, а также несколько картин малоизвестных живописцев.
www.rukivnogi.com
Пиросмани, Гудиашвили и Какабадзе в Национальной галерее Грузии
Национальная галерея Грузии, она же "Голубая галерея", находится на проспекте Руставели в Тбилиси напротив здания Первой гимназии. Построена она в 1885-1888 годах как военно-историческая галерея "Храм Славы", посвященная Кавказской войне. Архитектор Альберт Зальцман спроектировал фасад здания в духе римского Дворца Выставок, выстроенного несколькими годами ранее по проекту Пио Пьячентини. Об архитектуре "Голубой галереи" можно написать много и подробно, но сейчас мы заглянем внутрь (фотографии сделаны в мае 2013-го). В Национальной галерее проводятся различные выставки, а постоянная экспозиция состоит из работ трех выдающихся грузинских художников - Нико Пиросмани (1862-1918), Давида Какабадзе (1889—1952) и Ладо Гудиашвили (1896-1980).О Пиросмани я уже писал в блоге в апреле 2013-го, когда в Самару привозили его работы из Московского музея современного искусства."Думаю, не будет преувеличением сказать, что Нико Пиросмани - самый известный художник из города на Куре. Несмотря на признание еще при жизни, настоящая слава пришла к бедному художнику-самоучке после смерти. Впервые его работы попали на выставку ровно 100 лет назад - в марте 1913 года их показали в Москве в художественном салоне на Большой Дмитровке. Несмотря на все усилия художников-футуристов Ильи и Кирилла Зданевичей, которые открыли и популяризировали творчество Пиросмани, а также приобрели у мастера много картин, финансовое положение художника оставляло желать лучшего. После смерти «художника-самородка», как называли его Зданевичи, жизнь и творчество Пиросмани обросли множеством легенд. О художнике снимали фильмы Георгий Шенгелая и Сергей Параджанов, поставил спектакль режиссер Эймунтас Някрошюс, Александр Басилая посвятил ему мюзикл, а легенда о безответной любви Пиросмани к французской танцовщице Маргарите де Севр легла в основу песни «Миллион алых роз» Раймонда Паулса и Андрея Вознесенского."Слава о грузинском художнике-примитивисте распространилась далеко за пределы родной страны. Во время посещения нами галереи, в ней был выставлен портрет Пиросмани работы Пабло Пикассо.А это фото с выставки Пиросмани в Лувре в 1969 году, открытие которой прошло с участием французского национального легиона.Знаменитый пиросманивский Дворник. На одной из улиц старого Тбилиси можно встретить скульптуру, выполненную по мотивом этой картины.Художник-самоучка писал на всем, что попадало ему в руки - на картоне, клеенке, металле.Картины Пиросмани занимают один зал Национальной галереи.Во втором зале выставлены работы Какабадзе и Гудиашвили.
Давид Какабадзе относится к грузинским авангардистам. Художественное образование он получил в Петербурге (1910-1915), учился у Льва Дмитриева-Кавказского. В 1914 Павел Филонов, Даваид Какабадзе и другие художники издали первый манифест аналитического искусства "Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины".С 1919 по 1927 год Какабадзе жил в Париже, где работал преимущественно в стиле абстракционизма.В 1929-м Какабадзе вернулся в Грузию. Преподавал в Тбилисской академии художеств, писал, был первым художником театра Марджанишвили.Творческий путь Ладо Гидиашвили связан с двумя предыдущими авторами. Влияние Пиросмани просматривается во многих его картинах, а вместе с Какабадзе художник эмигрировал в Париж в 1919-м.В Европе Гудиашвили ждал успех. Его выставки проходили в Париже, Марселе, Лионе, Бордо, Лондоне, Риме, Брюсселе, Амстердаме, Берлине и Нью-Йорке, он дружил с Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой и пр. Тем не менее, художник не смог долго жить вдалеке от родной Грузии и в 1925 году вернулся домой.В Тбилиси его ждало множество испытаний. В 1937 Гудиашвили получил "Знак почета", а в 1946-м за роспись храма Кашвети (расположен рядом с "Голубой галереей"), художника исключили из ВКП(б) и уволили из Тбилисской академии художеств.В будущем его ждали звание народного художника СССР, Госпремия Грузии и пр., и пр.Сволом, в Национальной галерее Грузии выставлен небольшая, но чрезвычайно важная часть наследия ХХ века.
Tags: Грузия, Пиросмани, Тбилиси, искусство, музей
golema.livejournal.com
Грузинский авангард в шести картинах и двух эскизах • Arzamas
27 февраля 2017Искусство
На примере работ Пиросмани, Зданевича и других художников объясняем, как в Грузии появилась модернистская живопись
Автор Елена Каменская
К началу ХХ века изобразительное искусство в Грузии не имело собственной национальной школы: существовала лишь провинциальная реалистическая традиция и мощная средневековая. В это время в искусстве решались два важных вопроса — как стать частью европейской культуры, с одной стороны, и как сохранить традиции, создав собственную национальную школу, с другой. Пути развития грузинского искусства определили модернисты 1910–20-х годов: братья Зданевичи, Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе, Ираклий Гамрекели и другие художники. Работы Нико Пиросмани, современника первых модернистов, нельзя отнести к авангарду, но именно они стали отправной точкой в развитии грузинского искусства начала 1910-х — первой половины 1930-х годов. Рассказ о нескольких ключевых художниках поможет составить первое представление о том, что такое грузинский авангард.
Нико Пиросмани
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Кутеж. 1906 год Государственный музей ВостокаВ 1900-е в темных подвалах и духанах Духан — небольшой трактир, харчевня. Тифлиса никому не известный самоучка Нико Пиросманашвили создавал картины, созвучные самым смелым идеям России и Запада. Открыли его в 1912 году художник-футурист Михаил Ле-Дантю из Петербурга и братья-тифлисцы Илья и Кирилл Зданевичи. Они же были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с известными им по собранию Сергея Щукина картинами французского примитивиста Анри Руссо. Для грузинских художников нового поколения — Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе, Кирилла Зданевича и других — картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером чистого искусства, свободного от академической косности.
Пиросмани писал масляными красками на черной клеенке, реже — на картоне и жести. Не бытовая, а особая, техническая клеенка на парусиновой основе легко резалась и гнулась, масло ложилось на нее без труда и крепко держалось. В начале XX века сцены пиршеств авторства Пиросмани украшали тифлисские харчевни, превращая подвалы в праздничные залы. Его первыми клиентами стали трактирщики: они ценили и собирали картины «духанного художника Николая», как тогда называли Пиросмани.
На картине «Кутеж» пирующие чинно восседают за столом, покрытым белой скатертью. Угощение не по-грузински скудное: тарелки с едой, бутылки и изогнутые хлебцы шоти расставлены редко и напоминают атрибуты торжественного ритуала. Кутеж Пиросмани — не столько пиршество, сколько метафора идеальной жизни, праздника, образ прекрасного, «счастливого бытия, каким он рисовался в народной фантазии» Александр Каменский. Истоки стиля Пиросмани // Декоративное искусство. № 3. 1981..
Нико Пиросмани. Два грузина у марани. 1900-е годы Частное собрание / ГМИИ им. А. С. ПушкинаКартина «Два грузина у марани» написана по заказу духанщика Ивана Кеквадзе — его портрет мы видим справа от огромной амфоры. Кеквадзе был большим ценителем картин Пиросмани и собрал большую коллекцию.
В центре композиции — квеври, сосуд для приготовления вина. Для кахетинца Пиросмани заготовка вина была делом обыденным и одновременно мистическим. Поздней осенью в сосуды заливали виноградный сок вместе с мезгой Мезга — смесь раздавленных ягод винограда, предназначенная для переработки на вино., по горловину закапывали в землю, а через некоторое время запечатывали и оставляли бродить до весны. Забродив, будущее вино начинало «говорить» — бурлить. Шум от множества бурлящих квеври был слышен издалека, что усиливало мистический эффект.
Герои картины в парадных одеждах стоят у марани — винохранилища. Они c гордостью демонстрируют гигантский кувшин: его покупка была целым событием. Панно украшено виноградными гроздьями, как грузинская скатерть — орнаментом. Виноград символизирует благополучие и богатство. Черный фон картины можно принять за краску, но это естественный цвет клеенки, чьи живописные свойства художник так ценил Внешняя матовая сторона клеенки покрыта мелкими бороздками. Когда на нее тонким слоем накладывается краска, проступает рельеф, цвет приобретает дополнительные градации оттенков, а картина — объем. Этот прием можно заметить, только рассматривая картины вживую..
Нико Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича. 1913 год Частное собрание / ГМИИ им. А. С. ПушкинаК портрету поэта-футуриста Ильи Зданевича Пиросмани приступил 27 января 1913 года. Этому предшествовала долгая история поиска неизвестного автора вывесок и наивных картин, обнаруженных Зданевичами и Ле-Дантю в харчевнях Тифлиса весной 1912-го. Художник, бывший, по словам Зданевичей, героем их «снов и мечты в течение многих месяцев», писал с натуры и по фотографии.
Илья — младший из братьев и один из первых русских футуристов. Он входил в круг Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, был одним из авторов концепции «всёчества» Всёчество — одно из направлений русского авангарда. Основные идеи были сформулированы в круге художника Михаила Ларионова. Суть всёчества — в признании всех стилей годными. , познакомился с Маринетти и опубликовал его манифесты на русском. 21-летний Зданевич стоит в лопухах в застегнутом на все пуговицы гимназическом кителе. Эта композиция повторяет его фотографию, сделанную в те годы. Портретное сходство далось художнику не без усилий: фантазийный фон, напоминающий скорее театральную декорацию, написан свободнее, нежели силуэт и лицо. Чтобы передать объем и глубину пространства сказочной лесной чащи, Пиросмани достаточно двух цветов — черного и желто-зеленого.
Портрет был показан в марте 1913 года на выставке «Мишень» в Москве на Большой Дмитровке. «Тифлисец, очень популярный среди туземцев как искусник в стенной живописи, которой он украшает главным образом духаны, — говорил о Пиросмани Ларионов московскому корреспонденту в январе 1913-го. — Его своеобразная манера, его восточные мотивы, те немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, — великолепны…» Ф. М. [Ф. А. Мухортов]. Лучисты. В мастерской Ларионова и Гончаровой // «Московская газета», 7 января 1913 года..
Кирилл Зданевич
Кирилл Зданевич. Тифлис. 1910-е годы Частное собраниеС 1918 по 1921 год Тифлис был столицей меньшевистской Грузинской Республики, куда непрерывным потоком шли эмигранты с запада бывшей Российской империи: Гражданская война еще бушевала по ту сторону хребта. Среди них было множество художников, писателей и музыкантов, направляющихся в Европу.
Культурная жизнь Тифлиса конца 1910-х — начала 1920-х годов была насыщена событиями. Многочисленные артистические кафе — «Химериони», «Ладья аргонавтов», «Хвост павлина» — наперебой устраивали поэтические турниры. В Грузию вернулся режиссер Московского Художественного театра и создатель Свободного театра Константин Марджанишвили и начал работать с местными молодыми художниками. В Тифлис приезжали выступать Маяковский и Мандельштам, переехали поэты Василий Каменский, Алексей Крученых, Сергей Городецкий. В консерватории преподавал пианист Генрих Нейгауз.
Кирилл Зданевич, бывший студент Императорской Академии художеств, изгнанный в 1912 году вместе с Ле-Дантю за крайнюю левизну взглядов, увидел Тифлис через кубофутуристическую призму. Город Зданевича, зафиксированный в стремительной ритмической композиции, точно олицетворяет невероятный накал артистической и интеллектуальной жизни эпохи авангарда. Цветовая композиция картины «Тифлис» построена на сочетаниях яркой рельефной живописи и глухих землистых оттенков. Изображенный Зданевичем городской вид напоминает пейзаж, зафиксированный на скорости из окна автомобиля. Детали ускользают, а в памяти остаются лишь общие контуры — островерхие крыши и мелькающий ландшафт. Диагонали узких улочек Старого города уходят за горизонт, оставляя лишь тонкую полоску неба. Такая композиция отражает театральную топографию Тифлиса, раскинувшегося по обе стороны реки Куры. Холмистый рельеф делает районы непохожими друг на друга, динамику пространства подчеркивает растянувшаяся в небе стрела фуникулера, ведущего к самой высокой точке города — горе Мтацминда.
Давид Какабадзе
Давид Какабадзе. Имеретия. 1915 годЧастное собрание / ГМИИ им. А. С. ПушкинаПомимо средневековой художественной традиции, в грузинском изобразительном искусстве к началу ХХ века четко выраженного национального стиля не сформировалось: поэтому поиск национальной идентичности занимал многих грузинских художников конца 1910-х годов. Недаром почти все они изучали местные древности — ездили в экспедиции, описывали памятники архитектуры и зарисовывали фрески.
Давид Какабадзе — самый последовательный и радикальный грузинский авангардист: художник и фотограф, изобретатель и теоретик искусства, знаток грузинских древностей. Еще в юности Какабадзе решил, что самое важное — создать национальную художественную школу. Выпускник физико-математического факультета Петербургского университета, он не получил системного художественного образования и все знания и навыки в области искусства добывал самостоятельно. В основу его работ легла ренессансная идея Леонардо да Винчи, что искусство и есть наука.
До 1910-х годов в Грузии не было ни одного пейзажиста. Модернист Какабадзе первым увидел в пейзаже потенциальную форму для выражения национальной идеи в живописи. Вне зависимости от размера холста виды родной для Какабадзе Имеретии — это широкие панорамы с высоким горизонтом, словно увиденные с горной вершины или высоты птичьего полета. Изумрудные, желтые, красно-коричневые и светло-зеленые прямоугольники безлюдных пашен, гряды холмов и гор заполняют декоративным ковром все пространство холста. Какабадзе избегает цветовых градаций — тут нет ни дымки горных долин, ни ослепительного солнечного света. Пространственная глубина достигается с помощью сопоставления разных цветов в продуманной последовательности.
Давид Какабадзе. Композиция. 1923 год Частное собрание / ГМИИ им. А. С. ПушкинаВ 1920-е годы Какабадзе получил патент на собственное изобретение в области стереокино — безочковый стереокинематограф, ставший прототипом нынешней 3D-технологии. Опытный образец так и не был запущен в производство, но его детали — линзы, металлические спирали, зеркала и стекла — художник использовал в коллажах и рельефах.
Эта работа может восприниматься и как ребус с зашифрованным значением, и как чисто декоративный художественный объект. В «Композиции» соединены разнородные готовые материалы: это прямоугольная доска, обтянутая тонкой тканью и покрытая слоем краски из пульверизатора. В центре — металлическая закрученная в спираль проволока с квадратным фрагментом зеркала. В зеркальной поверхности на рельефе отражается и часть интерьера, и сам зритель. Игра с отражением и преломлением света вносит в композицию динамизм и иллюзию пространственной глубины: «Светящаяся поверхность, в которой, как в зеркале, отражаются различные по глубине планы, является наилучшим способом выражения понятия динамичного пространства» Давид Какабадзе. Искусство и пространство. Тбилиси, 1983..
Петрэ Оцхели
1 / 2
Петрэ Оцхели. Эскиз костюма к спектаклю «Отелло» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Котэ Марджанишвили в Государственном драматическом театре Тбилиси. 1933 годЧастное собрание
2 / 2
Петрэ Оцхели. Эскиз костюма к спектаклю «Отелло» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Котэ Марджанишвили в Государственном драматическом театре Тбилиси. 1933 годw-shakespeare.ru
В начале 1920-х годов из Петрограда возвращается на родину театральный режиссер Котэ Марджанишивили, и вместе с ним в грузинский театр приходит модернизм. Вундеркинда грузинской сцены, так потом называли Петрэ Оцхели, Марджанишвили открыл в конце 1920-х годов. В то время подготовительные эскизы костюмов считались рабочими материалами, и художник редко разрабатывал пластику персонажа на бумаге: важнее считались цвет, тип ткани и конструкция будущего костюма.
Оцхели был универсальными мастером, который брался кроить и шить сложные каркасные костюмы, сколачивать и расписывать декорации. Его рисунки невозможно сопоставить ни с одним из модернистских стилей или направлений. Подчеркнутое эстетство его ранних работ поразило даже видавшего многое Марджанишвили (удлиненные пропорции рук оцхелиевских персонажей он назовет «вампирскими пальцами»). Акварельные наброски к костюмам производили среди актеров настоящий фурор. Мимика, поза, жест подсказывают не только как должен выглядеть персонаж, но и ритм его движения, характер, даже внутреннюю мотивацию действия. «Иногда художник в своих зарисовках выражает такую интересную мысль, что невозможно с ним не согласиться. И более того, иногда под его влиянием и я частично меняю свой замысел», — признавался режиссер «Константин Александрович Марджанишвили. Творческое наследие». Тбилиси, 1966.. Обобщенные, почти декадентские силуэты затянуты в фантастические одеяния — широкий кринолин и длинный плащ. Орнаментальный мотив на одежде, напоминающий византийский архитектурный декор, вязью окаймляет всю нижнюю часть платья одной из героинь. Женские персонажи в спектакле Марджанишивили жестоки и коварны. Художник сильно утрирует эти характеристики, несколько искажая пропорции и усиливая мимику. Эти стилистические вольности не мешали многочисленным проектам: Оцхели приглашали тифлисские, кутаисские и московские театры. Но в 1930-х климат и обстановка в стране резко изменились. В 1937 году Оцхели осудили по ложному обвинению и приговорили к расстрелу. Ему было 29 лет.
Эти и другие картины можно увидеть до 12 марта в ГМИИ имени А. С. Пушкина на выставке, посвященной грузинскому авангарду. Кроме того, вспомните историю русского авангарда, а также посмотрите видеоролик и послушайте лекции, посвященные истории русского искусства XX века.
Источники
- Ахвледиани Е. Он вечно будет жив.
Константин Александрович Марджанишвили. Творческое наследие. Тбилиси, 1966.
- Белый А. Ветер с Кавказа.
М., 1928.
- Герчук Ю. Живые вещи.
М., 1977.
- Зданевич И. Первая встреча с Пиросманашвили.
Нико Пиросмани. Семейный кутеж. М., 2008.
- Кинцурашвили К. Давид Какабадзе. Классик ХХ века.
СПб., 2002.
- Робакидзе Г. Фалестра.
Картули мцерлоба. № 4. 1928.
- Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний. Каталог выставки.
М., 2016.
- Ильязд. XX век Ильи Зданевича. Из частных и музейных собраний России и Франции. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
М., 2015.
- Художник Петрэ Оцхели.
М., 2012.
Литература
7 секретов «Отцов и детей»
Первая фраза романа, кольцо со сфинксом и тайна имени Базарова
arzamas.academy
в Тбилиси открылась выставка великого Пиросмани
11:01 07/09/2017
При жизни он рисовал за кусок хлеба, а после смерти за его работы отдавали миллионы долларов. В центральной галерее Тбилиси открылась выставка работ Нико Пиросмани. Многие из картин долгое время были в запасниках, некоторые пришлось восстанавливать практически по фрагментам. Одной из первых возрожденные шедевры увидела корреспондент «МИР 24» Маргарита Лучко.
"Кутеж", Нико Пиросмани
Теперь в этом зале почти все известные работы Нико Пиросмани. Долгое время многие из них находились в запасниках и нуждались в серьезной реставрации. А кое-какие были в частных коллекциях и даже считались утерянными. Известным на весь Советский Союз Пиросмани стал благодаря песни «Миллион алых роз».
В жизни грузинского художника была подобная история. Французскую певицу и танцовщицу из кафешантана мастер называл своим «прекрасным ангелом». Посвященная ей картина «Актриса Маргарита» считается лучшей из его работ.
"Красавица", Нико Пиросмани
У его картин непростая судьба. Их находили разрезанными, разорванными на куски. То, что «Свири» и «Охота в Индии» украшают экспозицию, можно назвать победой реставраторов. Считалось, что они не подлежат восстановлению. Холсты были повреждены, а изображение кто-то пытался изменить после смерти художника. За несколько лет специалистам удалось возродить оба шедевра.
«Пиросмани - очень и очень тбилисских художник. Он не мог появиться ни в каком другом месте. В работах столько радости и восхищения. И одновременно столько печали и безысходности. Может, он предвидел свой грустный финал», - предположил турист из Москвы Николай Дадонов.
Портреты, натюрморты, пейзажи. Некоторые из полотен Пиросмани объездили почти весь мир. Например, «Косуля на фоне пейзажа» и «Арсенальная гора ночью». Оба шедевра приобретены на международных аукционах Бидзиной Иванишвили. Экс- премьер Грузии передал их в дар музею.
Выставка в центральной галерее Тбилиси продлится до конца октября.
mir24.tv