Первобытные люди еда Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картины первобытные
Картинки первобытные люди еда, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения первобытные люди еда
DavideMontalenti
4752 x 3168
DavideMontalenti
4752 x 3168
illustrator_hft
4295 x 5906
illustrator_hft
4295 x 5906
illustrator_hft
4821 x 5906
illustrator_hft
4295 x 5906
illustrator_hft
4821 x 5906
DavideMontalenti
4752 x 3168
illustrator_hft
4821 x 5906
illustrator_hft
4821 x 5906
illustrator_hft
4821 x 5906
ru.depositphotos.com
Наскальные «фрески» эпохи палеолита. Часть первая
Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция
Расцвет первобытного искусства пришелся на эпоху позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад). Именно к этому периоду относится большинство шедевров древней наскальной живописи.«Открытие» первобытного искусства произошло в середине XIX века и стало настоящей сенсацией. Многие пещеры, украшенные первобытными фресками, были найдены случайно. Совершенные рисунки, искусная резьба по кости, удивительные статуэтки и наскальная живопись красноречиво говорили о том, что первобытные охотники были далеко не примитивными. Это привело к другому открытию – создание совершенных произведений искусства совсем не зависит от технического уровня развития цивилизации.Сейчас первобытное искусство разделяют на жанровое и абстрактное. Пещерная живопись, мотивами которой становились люди и животные, относится к первой категории.
В свою очередь наскальная живопись делится на монохромную (одноцветную) и полихромную (многоцветную). Создавая пещерные «фрески», первобытные художники учитывали объем, перспективу, пропорции фигур и прекрасно справлялись с передачей движения. В качестве красок использовались природные пигменты (охры), кровь животных и древесный уголь.
Бизон из пещеры Альтамира, Испания – пример полихромной живописи (копия из музея Альтамира)
Пещера Альтамира (La cueva de Altamira) была открыта в 1879 году археологом-любителем Марселино де Саутуолой. Это огромная пещера длиной 270 метров. Большинство росписей находится на стенах и потолке главного зала. Здесь можно увидеть изображения бизонов, лошадей, кабанов, а также отпечатки ладоней, выполненные охрой, углем и гематитом. Древним фрескам от тринадцати до восемнадцати тысяч лет.Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция
Бык и другие животные из пещеры Ласко, Франция
Ласко, или Ляско (Grotte de Lascaux) была открыта случайно в 1940 году четырьмя школьниками, которые потом сообщили о находке своему учителю. Пещера Ласко считается наиважнейшим памятником палеолитического искусства. Наскальная живопись и гравированные изображения появились на стенах пещеры приблизительно в XVIII – XV тысячелетиях до н.э.Интерьер "зала" пещеры Ласко
Ласко – не просто пещера, а целый комплекс пещерных залов, на сводах которых находится две тысячи уникальных изображений.Рисунок на стене пещеры Шове, Франция
Лошади, а также животные ледникового периода: шерстистый носорог и тарпан.
Ранее археологи предполагали, что сложные художественные изображения появились только пятнадцать тысяч лет назад, однако пещера Шове не только опровергла это предположение, но и доказала, что способность человека к художественному самовыражению не проходила процесс линейной эволюции, а была заложена в нем с самого начала.artmarshals.livejournal.com
Искусство первобытных людей | Первобытная история. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Искусство — это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдохновения.
На стенах и потолках глубоких пещер сохранились изображения животных. Словно живые, бегут нарисованные олени, тяжело ступают неуклюжие мамонты, падают под ударами копий бизоны и носороги. Животные нарисованы с таким поразительным мастерством, что вначале многие не верили, что их создали первобытные художники
Одни считали, что людям каменного века было не до живописи, а все эти картины — подделка. Другие доказывали, что это произведения первобытных мастеров, ведь на них изображены давно вымершие животные, например мамонты и шерстистые носороги. К тому же в пещерах найдены куски затвердевшей краски и раковины, в которых её растирали.
Так спорили учёные ещё 100 лет назад. В наше время уже никто не сомневается, что эта пещерная живопись возникла в каменном веке. Рисунки древних художников найдены также на скалах. Правда, они выполнены не красками, а высечены на камне.
Первобытный художник заканчивает рисунок тура на стене пещеры. Современный рисунок |
Но, возможно, была и живопись. Просто под открытым небом за многие тысячи лет краски выцвели на солнце, их смыли дожди и стёрли ветры. Зато хорошо сохранились маленькие скульптурки животных и даже людей, сделанные из камня, кости или глины. Есть и большие каменные изваяния.
Значит, первобытный человек думал не только о том, как прокормиться и выжить. Но почему и когда он стал художником, скульптором, искусным мастером?
Изображение бизона в пещере Альтамира |
Древнейший человек не создавал произведений искусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Но неужели он творил просто ради развлечения?
Некоторые учёные считали, что первобытные художники хотели оставить память об удачной охоте. Но изображения животных нередко высечены поверх старых, в два слоя. К тому же они сделаны в труднодоступных местах, явно не для всеобщего обозрения. А может, предполагали другие учёные, опытные охотники так учили молодёжь? Но и это маловероятно. Как же тогда объяснить появление небольших скульптурок или огромных изваяний?
Всё говорит о том, что для наших далёких предков произведения искусства имели особый смысл.
Открытие пещерной живописи
Немало пещер обследовали археологи. Им удавалось находить орудия труда, кости, золу и угли древних очагов. Но никто не находил в пещерах рисунков древних художников и даже не думал, что они могут там быть. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Открытие пещерной живописи стало настоящей мировой сенсацией. Это произошло в 1879 году в Испании.
В тот день археолог Саутуола пришёл в пещеру под названием Альтамира. Он бывал в ней раньше и уже находил орудия каменного века. На этот раз учёный взял с собой 12-летнюю дочь Марию.
Пока отец при свете фонаря собирал и рассматривал камни, девочка оглядывалась по сторонам. Дети часто замечают то, чего не видят взрослые.
— Папа, смотри, быки! — вдруг закричала девочка, указывая на свод пещеры. Саутуола поднял фонарь повыше. Он не верил своим глазам. Из мрака выступили бизоны, зубры, кабаны, олени, нарисованные красной, жёлтой и чёрной красками. В 1895 году во Франции были найдены новые пещерные рисунки. И опять их нашли не взрослые, а двое местных мальчишек, интересовавшихся пещерами.
Вопросы по этому материалу:Что такое искусство?
Что изображали первобытные художники?
Чем можно доказать, что пещерная живопись была создана в каменном веке?
Зачем искусство было нужно первобытным людям?
В чём проявлялось мастерство древних художников?
Расскажите об открытии пещерной живописи.
doklad-referat.ru
Первобытные люди (28 картинок) — jancel.ru
Благодаря ученым сейчас мы хорошо знаем, как выглядит первобытный человек, из чего состоял его жизненный уклад, и еще множество разных нюансов, которые можно перечислять достаточно долго.
В общем, если у вас есть интерес к данной теме, то данные картинки с первобытными людьми Вам точно понравятся, ведь в этой подборке мы собрали много всяких разнообразных и очень креативных рисунков.
jancel.ru
Первобытное искусство - это... Что такое Первобытное искусство?
Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также анималистическая пещерная живопись, зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35.000 - 30.000 тыс.лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11.000 тыс.лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу - кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).
Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных эпохи плейстоцена (2.2 млн.лет - 11.000 тыс.лет) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции.
Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот, во взглядах на первобытное искусство, произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902-1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) - объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входят уже 50 национальных организаций со всего мира.Первобытная скульптура
Наскальная живопись
Бизон атакует человека.Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове - 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО (всемирного наследия ЮНЕСКО).
Мегалитическая архитектура
Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.
Распространение
Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.
Типы мегалитических сооружений
Назначение
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
Предметы быта
К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
Литература
- Формозов А.А. 1966. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М. 126 с.
- Фролов Б.А. 1992 Первобытная графика Европы. М., Наука.
- Семёнов В.А. 2008. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Новая история искусства. Азбука-Классика. С-Пб.
- Мириманов В.Б. 1997. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., Согласие.
Ссылки
dic.academic.ru
Смешные картинки про первобытную любовь в каменном веке » Photolium
Художник Олег Добровольский изобразил, какой могла быть любовь в каменном веке. Не стесняйтесь и отправляйте смешные картинки о возможной "первобытной любви" своим половинкам! Но не относитесь к этим прикольным иллюстрациям, картинкам про любовь, слишком серьезно – ведь это просто юмор. И не показывайте их любителям альтернативной истории, а то не ровен час – начнут переписывать ;).
Любовь – это... катать её на динозавре по ночам (когда не видят палеонтологи).
Любовь – это... когда ты одомашниваешь волка к её дню рождения.
Любовь – это... позволять ему приходить на свидание с дубиной и в шкуре мамонта.
Любовь – это... играть ей на флейте из бедра мастодонта.
Любовь – это... заниматься палеофитнесом вместе.
Любовь – это... принести ей сердце шерстистого носорога.
Любовь – это... позволять ей иногда властвовать, даже если в вашей общине царит патриархат.
Любовь – это... считать свою женщину самой лучшей, хотя эпиляцию ещё не изобрели.
Любовь – это... не смеяться, когда она рассказывает про палеоконтакт.
Любовь – это... смотреть на звёзды и мечтать, что ваши потомки напишут про вас на портале "Антропогенез.Ру".
photolium.net
Первобытное искусство — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Одной из главных функций первобытного искусства была фиксация и передача последующим поколениям приобретенного социального опыта, знаний и умений. Возникновение искусства означало шаг вперед в познавательной деятельности человека, оно появилось на основе повседневной жизни первобытных людей. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, инсценировок занятий первобытной общины, жизни животных. В возникновении песни и музыки значение имели ритмы трудовых процессов, музыкально-песенное сопровождение помогало в организации коллективного труда. В первобытном искусстве выделяют этапы позднего палеолита (до одиннадцатого тысячелетия до н. э.), мезолита (до седьмого тысячелетия до н.э.), неолита (до четвертого тысячелетия до н.э.).Лучники и стадо. Кастильон
Первый образец изобразительного искусства каменного века обнаружил французский археолог Эдуар Ларте. В 1836 году в гроте Шаффо (департамент Вьенн на юго-западе Франции) он обнаружил пластинку с гравировкой. Он же нашел изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла-Мадлен. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм — неразделенность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друг. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens. Возможности психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.Первые памятники первобытного искусства моложе первых орудий труда примерно на миллион лет. Памятники искусства каменного века (наскальные изображения, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах) посвящены исключительно сценам охоты на животных, главным объектом творчества были звери. Параллельно с реалистическими изображениями существовали абстрактные.Леспугская Венера
Древнейшие наскальные изображения (40-21-е тысячелетия до н.э.) представляли собой обведенные по контуру кисти рук или их отпечатки. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к ориньякской культуре позднего палеолита. Свое название она получила по пещере Ориньяк во Франции. С пещерой Ориньяк связаны и так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», соотносимые с культом матери-прародительницы, — женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами. Подобные «венеры» были найдены не только во Франции, но и в Италии, Австрии, Чехии, России. Одновременно с ними появились обобщенно-выразительные изображения животных — мамонта, слона, лошади, оленя. Наскальные изображения животных характерны выразительностью облика и точно переданными повадками.В палеолитической живописи каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости с другими; первобытные люди не имели представления о композиции. Наскальные рисунки изображали животных — объект охоты; живопись выполняла роль магического обряда, при помощи которого охотник надеялся убить реального зверя. На многих рисунках обнаружены следы от ударов копья. Но изображаемые звери могли представлять собой тотемы — священных животных, родоначальников рода и объект почитания племени. Неслучайно наскальные росписи размещались в глубине пещеры, как бы в особом святилище.Пеш-Мерль. Оттиск человеческой руки
Необособленное в специальный вид деятельности, связанное с охотой первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Реконструируя процесс появления первобытного изобразительного искусства, искусствоведы выделяют три этапа, каждый из которых характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество (композиции из туш, костей), искусственно-изобразительная форма (глиняная скульптура, барельеф, профильный контур), верхнепалеолитическое изобразительное творчество (росписи пещер, гравировки на кости).Натуральное творчество включает обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Сначала использовался естественный фигурный объем — холм, скальный выступ. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова. Искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, накопление опыта выразилось в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.Глиняная статуэтка мамонта
Для этапа верхнепалеотического изобразительного творчества характерно появление художественных образов в цвете и объеме. Древнейшие пещерные росписи найдены в Западной Европе. В 1879 году испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ла-Мут во Франции. В 1901 году А. Брейль на стенах пещеры Комбарель в Аквитании обнаружил более 400 зооморфных (олени, львы, мамонты, лошади, бизоны, медведи) и антропоморфных изображений (в большинстве случаев в масках), выполненных в основном гравировкой. Близ Комбареля в том же 1901 году археолог Дени Перойни в пещере Фон-де-Гом открыл многочисленные изображения бизонов, диких лошадей, мамонтов, северных оленей. Они были выполнены в различной манере от древнейших линейных рисунков черной и красной краской до полихромных композиций, относящихся к мадленской эпохе (15-10 тысяч лет до н.э.). Позднее были найдены изображения в пещере Монтеспан (юг Франции, 1922), пещере Ласко (юг Франции, 1940), Каповой пещере (Башкирия, 1959). Всего известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании, Франции. Древнейшими в мире, согласно датировке по урану, являются изображения из охристого пигмента в пещере Нерха (Испания) — 43, 5-42, 3 тысячи лет. Изображения «черных носорогов» в пещере Шове (Франция) имеют возраст 35, 3-38, 8 тысячи лет.Костяная статуэтка мамонта
В росписях преобладали фигуры животных, являвшихся объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, иногда расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись белой, черной, красной, коричневой, желтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Белая и черная краски использовались реже.В позднем палеолите появляются первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Наибольшее число находок мадленской эпохи сделано в Пиренеях на юго-западе Франции и северо-западе Испании. В этот период распространилась традиция украшения предметов повседневного обихода, сделанных из кости или бивня (ножей, резцов, скребков, гарпунов, игл).Характерной чертой палеолитического искусства является наивный реализм, а его основой — отображение природы в персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. Первые образцы искусства помогают понять самое существенное в мышлении первобытного человека. Его духовные силы направлены на постижение законов природы. Охотник до тонкостей изучал повадки дикого зверя, именно поэтому убедительно сумел показать их в росписях. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь безлики палеолитические скульптуры.Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой системы сложных по своей структуре символов, несущих эстетическую нагрузку. С их помощью передавались разнообразные понятия или человеческие чувства. Образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории Украины (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), Сибири (Буреть, Мальта).В мезолите в связи с переменой климата исчезли многие виды животных, изменился характер деятельности людей, их обычаи и восприятие мира. Изменения завершились в эпоху неолита, когда переход от охоты и собирательства к скотоводчеству и земледелию усложнил характер отношения человека к миру природы. Произошли сдвиги в осмыслении магического назначения изображений. Их стали размещать вблизи от входов в скальные укрытия, затем снаружи пещер — на склонах скал, на обрывах.В период неолита человек становится главным лицом в изображаемом пространстве. Пейзаж обычно отсутствует, нет перспективы, но композиции динамичны, люди представлены в постоянном движении. Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место рядом с человеком. В охотничьих сценах звери стали занимать подчиненное положение по отношению к людям, вместе с тем сохранился контраст между реалистическим изображением животного и стилизованным изображением человека. Появилась техника живописи по плоской тонированной поверхности. Зачастую фигуры изображались схематично, при помощи линий и треугольников. Изображения в основном одноцветны; использовались красная, оранжевая, черная, изредка белая минеральные краски. Помимо охоты в рисунках появились сцены ритуальных танцев, выпаса скота, сражений (росписи в Морелья ла Велья, Испания).Венера Лоссельская
В период перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия; сильнее, чем прежде, развивалось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом (городища Иерихон в Палестине и Чатал-Хююк в Малой Азии): это черепа людей и животных, украшенные инкрустациями перламутром и покрытые слоем глины и красной охрой. В связи с развитием культом плодородия распространились статуэтки обнаженных женщин с преувеличенно большими бедрами и грудью, иногда беременных, иногда с младенцами на руках. Их лица почти не проработаны. Наиболее известны так называемые «Венера Виллендорфская» (Германия) и «Венера Лоссельская» (Франция). Также обнаружены изображения рожающих женщин, сидящих на корточках и подпирающих руками голову.В период неолита и энеолита в Египте, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китае распространилось искусство, связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине, Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративным орнаментом у земледельческих племен существовала скульптура.
В эпоху неолита появились первые мегалиты (кромлехи, менгиры, дольмены), первые образцы моментальной архитектуры использовались для культовых целей, захоронений. Каменные статуи-менгиры представляют женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Руины мегалитических построек сохранились на территории Европы, Южной Америки, Азии. Крупнейшая мегалитическая постройка второго тысячелетия до н.э. Стоунхендж в Солсбери (Великобритания) представляет собой вертикально установленные по кругу камни — кромлехи весом до 50 тонн.У лесных охотников и рыболовов Северной Европы и Азии бытовали мотивы и формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового века и начале железного века звериный стиль. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19-20 веков у народов, сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки).Художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Если в древнейший период преобладают изображения статических объектов, то затем произошел поворот к обобщению, схематизму, стилизации. Жизненные образы заменялись знаком, имитации — символом. Первобытный человек еще не стал пассивным потребителем искусства, был такой же мере художником, как и охотником, воином, земледельцем.
megabook.ru