Биография Сократа. Сократ картина
Смерть философа Сократа Картина Давида Жака Луи
Живопись эпохи классицизма Картина французского художника Жака Луи Давида «Смерть философа Сократа». Размер картины 130 x 196 см, холст, масло. Линию «героического» классицизма в творчестве живописца продолжила картина «Смерть философа Сократа». Сюжет отвечал вкусам эпохи Просвещения. Еще философ Дени Дидро рекомендовал обращение к нему художников для прославления добродетели, морали, мужества. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств.
Учительская философская деятельность Сократа, состоявшая в беседах со всеми, кто его хотел слушать, кончилась для него весьма трагично: борьба Сократа против софистов и всевозможных проявлений софистических учений не спасла его от того, что его же приняли за главу софистической школы и обвинили во вредной, антигосударственной деятельности, и «мудрейший из греков», по определению дельфийского оракула, погиб от обвинения трех малозамечательных лиц: Мелита, ритора Ликона и демагога Анита (последний из них поддерживал Тразибула, изгнавшего тридцать тиранов).
Обвинение заключалось в том, что Сократ развращает юношество, не верит в богов, признаваемых городом Афины, и вводит новые божества. В подтверждение первого пункта приводили, что Крития, один из тридцати тиранов, и дядя Платона — Хармид, равно и Алкивиад принадлежали к числу учеников Сократа. Новое божество, коему, якобы, покланялся Сократ, это его демон, о котором Сократ часто упоминает в своих беседах.
Процесс над Сократом кончился осуждением деяний философа и вынесением Сократу смертного приговора, благодаря гордому поведению самого философа (источники — «Апология» Платона и «Апология» Ксенофонта). Исполнение приговора, вследствие делосских празднеств, было отложено на один месяц. В мае 399 года до нашей эры Сократ выпил кубок цикуты. Пребывание Сократа в темнице и его предсмертные беседы с друзьями описаны в знаменитом диалоге Платона «Федон». Мнение, что афинские власти и простые афиняне вскоре раскаялись в приговоре над Сократом не имеет исторической достоверности. В Афинах туристам показывают темницу Сократа, рядом с Пниксом; сооружение, впрочем, позднейшей, римской эпохи.
История искусства периода классицизма. Далее →
smallbay.ru
Смерть Сократа Википедия
«Смерть Сократа»[1] (фр. La Mort de Socrate) — историческая картина Жака-Луи Давида (1787) из собрания Метрополитен-музея (Нью-Йорк, США).
История создания
Картина была заказана Давиду в начале 1786 года его близким знакомым, советником парижского парламента Шарлем Мишелем Трюденом де ла Саблером[2]. С того времени, как Дидро рекомендовал этот сюжет художникам в трактате «О драматической поэзии», к нему не раз обращались живописцы, в том числе Шаль, Ализар (фр. Jean-Baptiste Alizard, 1762), Сане. Дидро, опираясь на рассказ Платона на последней странице «Федона», разделил историю гибели философа на пять сцен: Сократ в заточении; Сократ дважды отказывается от побега; дискуссия с судьями о бессмертии души; Сократ принимает цикуту[3].
Давид избрал момент, когда Сократ в окружении учеников берёт из рук палача чашу с ядом. За помощью он обратился к учёному-эллинисту Р. Адри. Тот в своём письме художнику от 6 апреля 1786 года передавал подробности гибели философа. Адри советовал поместить в изножье ложа погружённым в раздумье Платона (на самом деле заболевший в тот день Платон отсутствовал), изобразить Критона, более открыто выражающего свои чувства, и, наконец, самым экспрессивным из присутствующих представить Аполлодора[3].
Сведениями о том, как шла работа над картиной, исследователи не располагают. По предположению А. Шнаппера, Давид использовал свои римские зарисовки, в том числе и с картины, принадлежащей кисти неизвестного караваджиста, а также этюды античных изваяний. Положение руки философа повторяет один из набросков берлинского альбома Давида и очень близко к эскизу Пейрона, который обратился к тому же сюжету и представил набросок на Салон 1787 года[4].
Описание произведения
У голой каменной стены стоит простая кровать. На ней — Сократ, прощающийся со своими учениками. На полу лежат оковы, от которых уже освободили философа. Художник противопоставил строгое мужество старого философа глубокому отчаянию собравшихся вокруг него. Сам палач, передающий яд осуждённому, потрясён происходящим.
Удачно подобранный колорит и цельность композиции выгодно отличала «Смерть Сократа» Давида от полотна на ту же тему его давнего соперника Пейрона. Картина последнего была создана по заказу д’Анживийе и появилась на том же Салоне, что и работа Давида (первоначально Пейрон предполагал выставить свою вступительную академическую картину «Курций Денант отказывается от даров самнитов», но в последний момент передумал). Два полотна на одну и ту же тему, к тому же весьма схожие по композиции, изображённому интерьеру, стремлению к соблюдению исторической точности, закономерно вызвали интерес критиков. Пальма первенства была отдана Давиду. Граф Потоцкий считал, что произведение Пейрона «подчеркнуло достоинства картины Давида, показав публике, что даже имея талант, можно оказаться ниже его»[5]. Высочайшую оценку работе Давида дал Джошуа Рейнольдс, поставив «Смерть Сократа» в один ряд с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле и рафаэлевскими Станцами[6].
Примечания
- ↑ Давид / М. Н. Тарасов // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 211. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
- ↑ Шнаппер, 1984, с. 66.
- ↑ 1 2 Шнаппер, 1984, с. 68.
- ↑ Шнаппер, 1984, с. 68—69.
- ↑ Шнаппер, 1984, с. 69—70.
- ↑ Шнаппер, 1984, с. 71.
Литература
- Герман М. Ю., «Давид», серия «Жизнь замечательных людей» М, «Молодая гвардия», 1964 (рос)
- Варшавский А. «Жак Луи Давид» (в кн. «С веком наравне», М, 1977 (рос)
- Шнаппер А. Давид. — М.: Изобразительное искусство, 1984.
- Warren E. Roberts: Jacques-Louis David, revolutionary artist. Art, politics and French revolution. University of North Carolina Press, Chapel Hill, N.C. 1989, ISBN 0-8078-1845-3
- Antoine Schnapper et Arlette Sérullaz, David, Paris, RMN, 1989, n°76, p. 178
- Elmar Stolpe: Klassizismus und Krieg. Über den Historienmaler Louis David. Campus-Verlag, Frankfurt/M. 1985, ISBN 3-593-33488-7
wikiredia.ru
Сократ – биография, фото, личная жизнь, философия, апологии и учение
Сократ: биография
Детство и юность
По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.
Портрет СократаОб этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.
Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.
Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.
В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий Аристотель.
Философия
При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.
При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.
Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.
Сократ и ПлатонПротивоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.
Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.
СократДиалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:
- диалектическая, разговорная форма поиска истины;
- определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
- поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.
Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.
Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?
Сократ и ПлатонОпределение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».
К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.
Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.
Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».
Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.
Статуя СократаДругой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.
Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.
Личная жизнь
До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.
Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.
Сократ и КсантиппаВ пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.
Суд и казнь
О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.
Смерть СократаСократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.
Цитаты и афоризмы
- Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
- Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
- Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
- Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
- Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Фото
24smi.org
краткая биография, фото и видео
Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и историк, который дифференцировал множество философских понятий и смог дать аргументированное объяснение на каждое из них. Его называют первым человеком, кто заявил о себе, как об истинном философе.
Философские взгляды
На протяжении всей жизни Сократ пытался познать мир с помощью философских понятий. Обо всем понятом и признанном он сообщал двум своим последователям-ученикам: Платону и Ксенофанту, которые записывали слова своего учителя. К слову, именно так до нас смогли дойти мысли этого знаменитого древнегреческого философа.
На сегодняшний день может показаться, что мы знаем о философии Сократа абсолютно всё, но это всего лишь миф. Дело в том, что его ученики по-разному трактовали сказанное своим учителем, и сравнение их трудов показало абсолютную противоположность мнений.
Платон упоминает в своих работах мнение Сократа по поводу врагов. Философ не раз останавливался на том, что своим врагам нужно причинять как можно большее количество зла и проявлять жестокость – столько, сколько это может быть возможным на протяжении всей жизни. И только так человек сможет предотвратить зло, которое бы исходило от этих врагов. Ксенофонт же, напротив, упоминал о том, что Сократ подчеркивал ненужность и бесполезность отмщения хотя бы одной живой душе, заявляя, что человек с подобными позициями не сможет считать себя полноценной личностью.
Логика присутствует в словах обоих последователей, поэтому для ученых до сих пор остается загадкой истинная философия Сократа по поводу своих врагов. Тем не менее, многие библиографы склоняются к истинности и достоверности Ксенофонта, так как Сократ не мог быть настолько бесчеловечным и эгоистичным философом, как его, чаще всего, описывал Платон в своих трудах.
Недолюбливали Сократа и пифагорейцы. В отличие от них, философ пытался узнать истинную сущность каждого явления и предмета. Он открыто заявлял всем и каждому, что окружающий мир, будь он живым или неживым, не представляет собой лишь определенную последовательность чисел, как об этом утверждали пифагорейцы. Сократ верил, что живые существа имеют собственную сущность, душу, и она уж точно не может быть обычным числом или математическим знаком.
Сократовы парадоксы
На протяжении уже многих веков ученые всего мира пытаются понять, кем же на самом деле был Сократ – действительно умным, образованным и знающим человеком или же простаком, который пользовался ораторским искусством и красноречием лишь для поддержания соответствующего «имиджа» мудреца? Столь спорный вопрос возник после того, как в одном из трудов другого философа были найдены так называемые «Сократовы парадоксы».
Всего их было три:
- ни один человек не желает зла;
- зло не возникает по доброй воле;
- добродетель – высшая степень мудрости.
Однако даже современный школьник может не согласиться с подобными утверждениями, что и приводит к многочисленным дополнительным вопросам о личности самого Сократа. Ведь можно представить и доказать множество самых различных ситуаций, когда зло причинялось одним человеком другому просто так, без каких-либо причин и в здравом уме, что уже противоречит двум утверждениям философа.
Кроме того, добродетель отнюдь не всегда становится абсолютным знанием и может принести человеку хоть какую-то пользу. К слову, многие философы и ученые, жившие после Сократа, правильно называли добродетель «проявлением человечности», а вовсе не абсолютной мудростью.
Тем не менее, многие библиографы и даже психологи современности отмечают, что Сократ был не только философом, но и человеком с сильной волей. Он всегда отличался своей выносливостью, а когда в Афинах наступила эпидемия (в конце Пелопонесской войны), Сократ оказался в числе немногих здоровых людей, и это притом, что он абсолютно спокойно ходил по улицам, заходил в дома больных и даже помогал осиротевшим семьям.
stories-of-success.ru
Образ Сократа. Духовные упражнения и античная философия
Образ Сократа
Для рассмотрения темы, предложенной нам в этом году, «Будущее и становление норм», я сосредоточил свои исследования на фигуре мудреца — по западной традиции. И в самом деле, изначально в греческой мысли мудрец предстает как живая и конкретная норма, как это отмечает Аристотель в Протрептике·. «…кто у нас более точная мера зла и добра, если не разумный (? ????????)?»» Эти исследования и размышления о мудреце как норме мало-помалу остановились в виду разных причин на одной фигуре — Сократе. Прежде всего, я увидел в нем фигуру, оказавшую огромное влияние на всю западную традицию, влияние универсального значения. Затем, и это самое главное, фигура Сократа, по крайней мере, так, как изобразил ее Платон, имела для меня одно неоспоримое преимущество: он был посредником между трансцендентным идеалом мудрости и конкретной человеческой реальностью. Парадокс и совершенно сократическая ирония, Сократ не мудрец, но «фило-соф», то есть влюбленный в мудрость, в идеальную и трансцендентную норму.
Говорить о Сократе — это естественно означает подвергнуть себя всякого рода трудностям исторического порядка. Свидетельства Платона, Ксенофонта, которые мы имеем относительно Сократа, преобразовали, идеализировали, деформировали Сократа исторического 2). Я не стремлюсь здесь заново воссоздать этого исторического Сократа. Я постараюсь представить вам сейчас именно фигуру Сократа — в плане ее воздействования
на западную традицию, однако, сосредоточиваясь в то же время — ибо речь идет о масштабнейшем явлении — на фигуре Сократа, такой, как она появляется в Пире Платона и как она воспринимается двумя другими великими сократиками, а именно Кьеркегором 3) и Ницше 4).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Образ Сократа в произведениях Платона
Финальное эссе на тему «Образ Сократа в произведениях Платона»Арина Люля 147жСократ – это античный мыслитель, первый афинский философ, но самое главное, что Сократ – это легендарная личность, которая повлияла не только на область философии, но и на мир в целом. Его учения до сих пор остаются достоянием человечества. Однако как же его мысли не канули во времени, если Сократ считал, что конспектирование собственных мыслей ослабляет ум, поэтому все мысли надо держать в голове, не вынося их на бумагу? Одним из учеников и верных последователей Сократа был талантливый Платон, который и стал нашим проводником во времени и жизни Сократа. В своих произведениях он не только излагает мысли своего учителя, но и рисует его образ, который является довольно спорным. Поэтому стоит поподробнее разобраться: кто же он, Сократ по Платону?
Чтобы разобраться в этом вопросе, для начала стоит рассмотреть ранние произведения Платона, такие, как «Апология Сократа» и диалог «Критон». Содержание обоих произведений приоткрывает нам таинственную завесу личности Сократа, которая оказала весомое влияние на творчество и мировоззрение Платона. Сократ совершил «революцию» в философии, когда обратил своё ученье в сторону человека и человеческого разума, а любой революции нужен герой. Именно героем и рисует его Платон в «Апологии». Перед нами предстает образ великого, могущественного мыслителя и сильного человека, осуждённого на смерть из-за обвинений, которые просто нелепы и выглядят убого применительно к Сократу. Вообще, это произведение не только уникально само по себе, но и уникально по отношению к остальному творчеству Платона. Все дело в образе Сократа. Портрет философа, когда он гордый и самоуверенный никак не соотносится с привычным образом Платоновского (и не только его) Сократа: мягкого, доброго, ироничного и насмешливого, всегда добродушнейшего и скромнейшего. Однако немного другая картина вырисовывается перед нами в «Апологии». Как пишет А.Ф. Лосев: «Хотя Сократ здесь и заявляет, что он ничего не знает, ведет он себя, однако, как человек, прекрасно знающий, что такое философия, как человек, уверенный в невежестве и моральной низкопробности своих судей, даже как человек, достаточно гордый и самоуверенный, который не прочь несколько бравировать своей философской свободой, своим бесстрашием перед судом и обществом и своей уверенностью в наличии у него особого вещего голоса его гения, всегда отвращающего его от недостойных поступков». Учитывая такую резкую разницу межлу «типичным» портретом, некоторые учёные даже сомневались в подлинности произведения.
Но какой же он всё таки, «типичный» образ знаменитого философа? В своих произведениях Платон старается стереть границу между поэзией и историей. То есть нельзя воспринимать написанное Платоном в его диалогах ни как чёткое описание конкретного исторического события, ни как личный «дневник» Платона, и в тоже время ни как произвольную выдумку. Мы смотрим на реальных исторических персонажей через призму художественного восприятия автора. Сцены, изображаемые в диалогах, «художественно правдивы - как говорит Ф.Х. Кессиди - но в качестве эмпирически-исторических фактов они носят более вероятностный, чем достоверный характер». Иными словами, диалоги платоновского Сократа зачастую не передача слов учителя, а скорее размышления о нём. Поэтому платоновское описание учителя можно сопоставить с фразой Фукидида: «Речи составлены у меня так, как, по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел, причем я держался возможно ближе общего смысла действительно сказанного».
Однако не стоит думать, что мысли подлинные мысли Сократа никогда не записывались. Существует множество доказательств, что его ученики записывали его беседы. Об этом нам рассказывает, несомненно, Платон. В сцене из «Теэ-тета» он говорит: «Нет, клянусь Зевсом, так вот наизусть, конечно, нет. Но я записал все это по памяти тогда же, сразу по приезде домой. Впоследствии, вспоминая на досуге что-то еще, я вписывал это в книгу, и к тому же всякий раз, бывая в Афинах, я снова спрашивал у Сократа то, чего не помнил, а дома исправлял. Так что у меня теперь записан почти весь этот разговор».
И все же Платон идеализирует образ учителя и несколько гиперболизирует его. Он выстраивает описание так, чтобы лучше показать добродетель Сократа и создать картину «человека познавшего» и «идеального философа». Личность философа рассматривается под различными углами: «философско-эстетическим, социально-политическим, художественно-историческим и биографически-личностном» - пишет Кессиди. Но всегда, Платон как бы восхваляет учителя, показывая его идеальным человеком.
Ученья Сократа передаются Платоном через призму его собственных размышлений, поэтому весьма проблематично точно определить, где «заканчивается» Сократ и «начинается» Платон. Пропуская образ своего учителя через себя мы видим живой портрет реального человека. Его действия, его характер не просто описываются, но мы видим также в этом мнение, мнение реального человека. А полноту личности нельзя прочувствовать не узнав субъективное мнение о нём других. Именно поэтому мы можем назвать Платона великим портретистом. Но всё же, кое-что более-менее достоверное мы можем понять из произведений о Сократе, а именно то чему он точно не учил. Например, в диалоге «Софист» рассуждая о дихотомическом методе деления понятий Платон говорит, что этот метод был чужд философам до него. Стоит предположить, что если речь шла не конкретно о Сократе, то уж точно и о нем в том числе.
И всё же хочется вспомнить работу С. Луиса, который попытался в диалогах Платона понять, где же грань между мнением автора и героя. Он утверждает, что в «Меноне» автора выдало то, что он прикрыл «сократовское незнание своим знанием». А именно, у Сократа были некоторые затруднения с определением понятий, к примеру, он не мог дать понятие добродетели. Но в Меноне он нам предстает, как человек, знающий «природу всеобщего», что не очень состыковывается со его знаменитой фразой: «Я знаю то, что ничего не знаю».
Но всё же кое-какие основные положения учений Сократа мы можем вывести. В ранних своих произведениях Платон делает эстетические проблемы и на то, как по поводу этих проблем высказывался Сократ. Поскольку в начале мы упомянули, что он совершил своего рода «революцию» в философской среде, говоря об изучении человека и его разума, стоит скзать, что для Сократа главное в человеке – душа. Он говорит о добродетели, о познании себя, о том что добродетель – это суть познания.
Таким образом, какой же портрет Сократа вырисовывается перед нами? А именно портрет человека, который может и кажется добродушным и скромным, но при этом это величайший мудрец, который способен отстасять себя, своё мнение. Его маска “простока” это лишь способ заставить собеседника думать (что, между прочим, великолепно показано в “Пиру”).Конечно, хотя и к большому сожалению, мы никогда не узнаем истинный образ Сократа, ведь Сократ не писал автобиографии, но может оно и к лучшему, ведь через мысли Платона мы проникаем не только в характер великого философа, но и видим как его воспринимали окружающие и близкие ему люди, что очень важно в понимании любой личности.
Источники: А.Ф. Лосев “Комментарии к диалогам Платона”Ф.Х Кесседи “Сократ”Платон “Теэ-тет”, “Апология Сократа”, “Пир”, “Критон”, “Софист” http://www.newacropol.ru/http://www.prostokniga.com.ua/
arinalyulya.livejournal.com
Сократ
Сократ (469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.)
Сократ – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.
Смерть Сократа, Жак Луи Давид, музей Нью-Йорк
Биография
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать – повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.
Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности – Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.
В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона – Диотиму из Мантинеи. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции, что позже Платон передал в эпизоде про Диотиму в диалоге “Пир”.
Портрет Сократа работы Лисиппа, Лувр
Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу.
Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н. э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”
Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:“Но вот уже время идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью”.
В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые касаются значения имен, Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”.
Диоген Лаэртский приводит много свидетельств и анекдотов, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти.
Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.
Основные идеи:
Статуя Сократа в Академии Афины, Греция
Майевтика и ирония
Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель – вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.
О человеке
Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, – познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа – это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека – его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.
Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.
Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.
Сократ — античный мыслитель. Фильм из цикла «Культура»
athena.by