Творчество Михаила Нестерова: картины, стиль, признание. Картины нестерова
биография, творчество. Художник Михаил Васильевич Нестеров :: SYL.ru
Русская живопись славится многими талантливыми именами. Герой же нашего сегодняшнего рассказа - Михаил Нестеров.
Детские годы художника
Место его рождения – город Уфа. Дата рождения – 31 мая 1862 года. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой. Мать Нестерова, Марию Михайловну, уроженку Ельца, отличала богатая натура и властный характер. Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. Горожане его почитали. Несмотря на то что он торговал мануфактурными и галантерейными товарами, занятие это особо отца не увлекало. Василия Ивановича интересовали история и литература, чтение книг и еще художественный талант сына. За что Михаил Васильевич Нестеров был очень благодарен своему отцу.
Учеба в Москве
До двенадцатилетнего возраста мальчик жил в своем родном городе, получал гимназическое образование. В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. Таково было распоряжение отца. Но обстоятельства сложились иначе, и живописец оказался в реальном училище К. П. Воскресенского. В 1877 году именно Воскресенский советует ему поступить в другое учебное заведение, а именно Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его руководителем становится В. Г. Перов. Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова.
Начиная с 1879 года Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) участвует в ученических выставках, которые организуются в учебном заведении. Ранний период его творчества длился с 1879 по 1884 год. В это время преобладающей тематикой картин живописца был быт. «Домашний арест», «В снежки» - все это работы данного периода.
Нестеров Михаил Васильевич: картины
Вхождение молодого художника из Уфы в художественный мир России было смелым и стремительным. Его произведение «Видение отроку Варфоломею» вызвало сенсацию на 18-й Передвижной выставке (г. Москва). Признание, слава – все то, о чем он мечтал, стало реальностью. Отец в шутку говорил, что поверит успеху сына тогда, когда Павел Михайлович Третьяков, знаменитый московский коллекционер, купит его картины. Такой день наступил: Третьяков приобрел две работы художника.
Религиозная живопись – так можно охарактеризовать то направление, к которому принадлежат произведения Нестерова. До конца своей жизни он был уверен в том, что работа «Видение отроку Варфоломею» является самым лучшим его произведением. В преклонном возрасте Михаил Нестеров любил говорить, что жить будет не он сам, а его картина. И если через десятки лет после его смерти она сможет что-то донести зрителям, значит, живы оба: и художник, и его работа.
«Видение отроку Варфоломею»
Произведение «Видение отроку Варфоломею» стало первым из цикла полотен, посвящённых Сергию Радонежскому. Его образ волновал Нестерова всю жизнь. За более чем пятидесятилетнюю творческую карьеру художником созданы пятнадцать значительных работ, которые были посвящены любимому герою. Последняя картина «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898-1899) так и не была закончена, остались лишь эскизы.
На те деньги, которые Нестеров получил за работу «Пустынник», он отправился в первую поездку по европейским странам. Он побывал в Австрии, Франции, Германии, Италии. Юный художник был впечатлен их природой и искусством. Во время этой поездки Нестеров Михаил Васильевич, биография которого богата многими событиями, создал произведение «Остров Капри».
Кстати, «Пустынник» - это была первая значительная картина, свидетельствующая о самобытности таланта художника. «Настроение» - такое слово в неизменном виде встречалось практически во всех полученных отзывах. На полотне Нестеров изобразил старца-монаха, ушедшего от мирских дел и суеты и нашедшего счастье и покой в уединении.
С 1884 года Михаил Васильевич Нестеров приступил к созданию картин на историческую тематику. Это были работы «Прием послов» (написана в 1884 году), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (написана в 1885 году). В этот же период живописец работает над выполнением иллюстраций для периодических изданий.
1885 год. Нестеровым было получено звание свободного художника. Произошло это благодаря картине «Призвание М. Ф. Романова на царство». В том же году, летом, Нестеров обвенчался. Его избранницей стала М. И. Мартыновская. Родители были против выбора сына. В 1886 году Михаил Васильевич получил звание классного художника и Большую серебряную медаль. «До государя челобитчики» - так называлась картина, за которую его удостоили перечисленных наград.
Серьезный период в творчестве художника
Художник становится отцом. Дочь, появившуюся на свет в 1886 году, назвали Ольгой. Но, к сожалению, умерла его супруга. Многие последующие работы Нестерова знакомят нас с образом любимой жены. В таких произведениях, как «Царевна», «Христова невеста», он запечатлел черты лица умершей супруги.
Данная работа послужила началом появления целой череды картин с женскими образами, которые отличала чуткая, одинокая душа, полная внутренней, скрытой, прелести и страдания. Нестерову удалось создать новый поэтический образ. Здесь же им в первый раз была изображена неброская красота среднерусской природы. «Нестеровский» - такое название позднее дали данному уникальному типу пейзажа.
«За приворотным зельем» - это следующая работа, в которой раскрыты душевная красота и глубокое безысходное горе русской женщины. В ее основу художник положил тему неразделенной любви. Мы видим на полотне молодую девушку, пришедшую к колдуну-мельнику с надеждой, что ему удастся присушить человека, которого она любит и который разлюбил или вовсе не любил ее.
Роспись храмов и церквей
1890 год. С «Отроком» познакомился профессор Прахов (он заведовал росписью Владимирского собора, Киев). Его поразил художественный талант автора. Прахов сделал Нестерову предложение поработать в соборе. Художник, поколебавшись, согласился. Он отдал двадцать два года жизни церковной росписи. Чтобы изучить приемы монументальной живописи, Михаил Нестеров путешествовал по Риму, Палермо, Константинополю и Равенне.
Работая в Киеве, Нестеров близко общался с семейством Праховых и В. Васнецовым. В то время участвовать настоящему художнику в таких работах считалось зазорным. Тем не менее именно благодаря росписи церквей и храмов Нестеров стал широко известен.
Второй брак
1902 год. Нестеров решил познакомить публику с еще не законченной работой «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Аз успокою вы». Среди пришедших на показ зрителей была Екатерина Петровна Васильева. Прошло несколько месяцев, и они с Михаилом Нестеровым поженились.
На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. После того как началась Гражданская война, семье Нестеровых пришлось перебраться на Кавказ. Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. Из-за болезни он долгое время не мог работать. Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Основную часть из них составляли женские портреты. Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты.
Последние годы жизни живописца
В 1938 году Нестерова арестовали, и в течение двух недель он находился в Бутырской тюрьме. Его зятя, видного юриста В. Н. Шретера, обвинили в шпионаже и после расстреляли. Дочь Ольгу Михайловну отправили в ссылку. А в 1941 году художнику присвоили Сталинскую премию за портрет И. П. Павлова. Его последняя работа - «Осень в деревне» - была написана в 1942 году.
18 октября 1942 года художник скончался в Боткинской больнице. Ему на тот момент шел 81-й год. И в самые последние дни своей жизни в руках Нестеров держал палитру и кисть. Он продолжал рисовать. Михаил Нестеров похоронен на Новодевичьем кладбище.
www.syl.ru
картины, стиль, признание :: SYL.ru
Образы святой Руси, чистой и непорочной души человека навеки запечатлены в творчестве Михаила Нестерова. Картины, которые он писал, имеют мировое признание и олицетворяют собой свет и гармонию.
Становление художника
В 1862 году, в городе Уфе родился Михаил Нестеров. Родители любили мальчика и были благосклонно настроены к его привязанности рисовать. Они отдали сына на обучение в гимназию.
Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. Эпоха передвижничества и демократического реализма повлияла на направленность Нестерова в живописи. И выбор профессии был определён. Его учителя В. Перов и А. Саврасов старались развивать у студента способность чувствовать и обострённо воспринимать написанные сюжеты. Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки. Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано.
Религиозная направленность в живописи
У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Будучи молодым, он пытался найти свою нишу в творчестве. И ему это удалось. Много путешествовал, изучал французское и византийское художественное искусство.
Любовь к природе помогла создать свой нестеровский стиль исполнения, поэтический и живописный. Оформление множества храмов (Спаса-на-крови в Петербурге, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Абастумани) дало автору полное удовлетворение. Роспись носила величественный характер, мощь и энергетика передавалась в каждом штрихе. Михаил Нестеров, картины которого имели историко-религиозную направленность, получил признание и достиг успеха в мире искусства.
Семья художника была глубоко верующая. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Они поженились и переехали жить в Москву. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Прожили они в браке всего один год. Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им. Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».
Автор попытался воскресить ускользающий образ, передать всю глубину человеческой жизни. Известное выражение «нестеровская девушка» (прототипом ее стала именно Мария Мартыновская) дошло и до наших дней. Идеал женственности, чистоты и красоты, отображённый на его холстах, не утратил своей актуальности.
Известные картины
Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». Гармоничное единение человека с природой чётко просматривается в образе старика, идущего вдоль озера. Характер одинокого странника, полный таинства и умиротворения, органично вписывается в общий пейзаж. Спокойная, тихая и повествующая о реальной жизни картина была одобрена известными критиками и представлена на выставке передвижников. Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей.
После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. Его захватил дух эпохи Возрождения. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею». Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности. Он посещал храмы, общался с монахами, интересовался деятельностью святого Сергия Радонежского, которому и было посвящено это произведение. В основу композиции легла история о юноше. На своём пути он встречается с молящимся под деревом старцем, голова которого светилась ореолом. При разговоре Варфоломей поведал, что очень хочет научиться грамоте, и пригласил старца в свой дом. Получив благословение от него, юноша научился читать. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст. Тихая и яркая осень, изображенная художником, отдаёт теплом и возвышенностью над увиденным. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. После создания этой картины Михаил Нестеров был признан одним из лучших русских живописцев. Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу».
Другие течения в живописи Нестерова
Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности. В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. Талантливый и наблюдательный мастер Нестеров, описание картин которого практически не требовалось, мог увидеть самое важное в образе. Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.
Михаил Нестеров - художник, картины которого буквально оживают на глазах. Это не отдельно схваченные фрагменты, а "повествующие" композиции. После себя он оставил богатое наследие, за что был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Творения Нестерова - картины, которые навсегда запечатлили в себе красоту русской души.
www.syl.ru
Наталья Нестерова – современный художник: kovlam
Наталья Нестерова – заслуженный художник Российской Федерации, лауреат государственных премий, действительный член Российской Академии Художеств, профессор живописи Российской академии театрального искусства.Искусство Натали Нестеровой является парадоксальным. В её работах собираются вместе взаимоисключаюшие себя, несочитающиеся, необычные вещи и создаётся новый язык искусства. Это язык, на котором она говорит со зрителем, одновременно и простой и сложный, традиционный и новаторский.
Созданный мир на её полотнах очень противоречив. Несмотря на весёлый сюжет и радость персонажей, чувствуется сочувствие автора к происходящему на картине. За кажущимся примитивизмом работ стоит очень сложная структура и полные эмоционального напряжения и многозначности художественные образы.
Большие холсты Натальи Нестеровой мифологичны и категоричны, истина тщательно скрывается. Её мир полог легенд, которые надо узнать. Она не приемлет однозначных ответов и высказываний, она за то, чтобы люди больше задумывались о происходящем, в том числе и в искусстве.
Люди с тортами
НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА РАСПЯТИЕ.1994
«Картины ее имеют свойство оживать и втягивать вас в пределы своей энергетической плотности. Это обеспечено даром и умением мастера.
НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА Тайная вечеря
Наталья Нестерова. Ожидание
"Утро" Врубеля я воспринимаю исключительно сидя на скамейке за 3 метра от картины.
kovlam.livejournal.com
Михаил Нестеров — Славянская культура — Страница №7
Картины
На горах
За приворотным зельем
Адриатическое море
Осень в деревне
Дали
Этот редкий этюд Нестерова публикуется на нашем сайте с любезного разрешения его владельца - Дмитрия Горелова (Санкт-Петербург).
Капри. Веранда с цветами
Старый и малый
Вечерний звон
Портрет В.Г.Черткова
Эскиз к "Видению отроку Варфоломею"
Сестры
Портрет Отто Юльевича Шмидта
Святой старец Авраамий
Великий постриг
Портрет художника Виктора Васнецова
Портрет В.М.Нестеровой
Святая Варвара
Портрет жены, Е.П.Нестеровой
Лель. Весна
Путник
Благовещение. Дева Мария
Портрет скульптора И.Д.Шадра
На Руси (Душа народа)
Портрет академика, биолога А.Н.Северцова
Пустынник
Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Но у первых образ пустынножителя оказывался благостно-официозным, а вторые были склонны относиться к нему критически и осуждать за уход от мира. Нестеров первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.
Вглядитесь внимательнее в согбенного старичка с неказистой клюкой в немощных руках - «Пустынник». Это первая картина, приобретенная у художника взыскательным ценителем искусства П.М.Третьяковым в свою сокровищницу - Третьяковскую галерею. Это одна из немногих работ художника, где раскрыта во всем великолепии природа родного края. Мы узнаем в ярких деталях пейзажа знакомые берега реки Демы с уральской рябиной, с темными силуэтами редких елей. А сам старец, тихо семенящий вдоль бережка, пригнут тяжестью прожитых лет к земле. Но если внимательней вглядеться в согбенную фигуру человека, то можно заметить: годы могут состарить тело, душа же его в вечном стремлении к высоким идеалам, она молода и окрыленна, непобедима временем. «Зачем я пришел в этот мир? - кажется, спрашивают молодые глаза старца, вопрошает душа Пустынника. - Не затем же, чтоб насытить себя едой, ублажить свою похоть, состариться и отойти в небытие?.. Нет, не за этим природа соединила в себе все живое и в том числе - человека...»
Видение отроку Варфоломею
Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Нестеров справедливо считал, что именно "Видением отроку Варфоломею" он останется в памяти поколений.
Молчание
В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Осенний пейзаж
Один из лучших нестеровских пейзажей, в полной мере раскрывающий его дар поэта русской природы. Никто более, помимо Левитана, не может похвастаться тем, что создал свой особый неповторимый стиль русского пейзажа, который уже никем не будет повторен.
Лисичка
Еще одна картина, посвященная теме Святой Руси, занимавшей художника большую часть жизни. Духовная чистота и обаяние святых старцев позволяют животным (в данном случае лисе) не бояться их и принимать еду из их рук.
Два лада
Портрет академика Павлова
На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога, Нестеров склонен был ответить отказом, хотя относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова. Познакомившись с фотографиями Павлова, он не нашел в них ничего такого, что могло бы его "раззадорить". Но вот состоялась личная встреча, и Нестеров был потрясен самобытностью и непосредственностью, буйным темпераментом этого человека, разменявшего девятый десяток. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова - виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета - "нестеровские", светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.
Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917
В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге "Столп и утверждение истины". Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы - разные выражения. Священник в белой рясе - воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков - олицетворение неистового противления, яростного бунта. В своих воспоминаниях Булгаков раскрыл намерение Нестерова: "Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей... но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем..." Судьба Флоренского оказалась трагичной. Этот выдающийся мыслитель, ученый, предвосхитивший многие идеи семиотики, погиб в 1934 году в сталинских лагерях. Булгаков, перешедший к православному богословию от марксизма, в 1923 году эмигрировал во Францию.
Зимой в скиту
Одна из самых прекрасных, чистых и свежих картин Нестерова, в которой так емко и глубоко отражено смятение человеческого духа, в данном случае молодой красивой монахини, вышедшей на белый снег, и словно влекомой к себе голосами мирской жизни... Красное платье и окружающий пейзаж относятся к высшим достижениям Нестерова-колориста.
Сергий Радонежский
Юность преподобного Сергия, 1892-1897 С детства очарованный образом великого русского святого Сергия Радонежского, Нестеров посвятил ему множество картин, одна из которых и представлена здесь.
Варфоломей. Эскиз
Этюд Варфоломея, 1889 Эта девочка (а не мальчик!) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем "сосуд избранный". Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, "скорбно дышащим ртом" и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе "не от мира сего" он узнал своего Варфоломея.
Лев Толстой
Портрет Л.Н.Толстого, 1907 Портрет великого писателя, послуживший основой для образа Толстого в картине "На Руси" (Душа народа).
Александр Невский
Амазонка
Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка). 1906 В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, - в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе. Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы. Нестеровым было сделано много этюдов, однако портрет он заканчивает в Киеве. Так как Ольги не было в городе, ему позировала Е.П. Нестерова. В это время была дописана нижняя часть картины. Композиционным нервом портрета-картины является контраст удлиненного остроэлегантного темного вертикального силуэта амазонки, подчеркнутого узким вертикальным форматом холста, и светлого вечереющего пейзажа, построенного на повторах горизонталей. Параллельные горизонтальные линии вносят в пейзаж покой, и вместе с тем они фрагментируют портрет словно бы на отдельные кадры, сообщая динамику статичному в основе образу. Вечерний пейзаж по-нестеровски элегичен. Меркнущие розово-золотистые краски неба, отраженные в неподвижной глади реки, делают траву голубовато-зеленой, бросают холодные отсветы на романтически бледное лицо девушки. Еще ярче кажутся ее губы, цвет которых подчеркнут малиновой шапочкой. Амазонка предстает одинокой мечтательницей, с изящной и загадочной душой, отзывчивой на красоту природы и искусства. Она стала собирательным образом женщины "конца века". Хрупкая, утонченная, элегантная, сродни блоковской незнакомке, "дыша духами и туманами", она вошла в историю русского искусства как излюбленная героиня символизма. Она дополнила собой галерею замечательных образов русских женщин от "смольнянок" Левицкого, героинь Рокотова и Боровиковского до "Девочки с персиками" Серова и девушек Борисова-Мусатова.
Трудно поверить, но так это и было - в советскую эпоху поэтическая амазонка Ольга Нестерова оказалась узницей "архипелага ГУЛАГ".
Сергий Радонежский
Святой Сергий Радонежский. 1891-1899 Еще одна картина, посвященная жизни и духовным подвигам Сергия Радонежского.
Начало весны (Ранняя весна)
Наташа Нестерова
Элегия. Слепой музыкант
Девушка у пруда
Философ
Мыслитель (Портрет философа И.А. Ильина). 1921-1922
Скульптор Вера Мухина
Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура "Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Внешне имеет "свое лицо", совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее, она согласна". Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна". Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо. Зато фигура Борея - вся движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюскинцам. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Румянец волнения окрасил ее щеки. В выражении глаз - неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики. Краски портрета строги. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиционного решения, проникновенной психологической характеристикой, умением, сохранив остро индивидуальные черты модели, создать обобщенный образ творца.
Под Благовест
Картина была написана Нестеровым под впечатлением поездки летом 1895 года по старым русским городам. Художник был восхищен древними "высокохудожественными", как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли. Первоначальный замысел Нестерова заключался в том, чтобы передать разницу характеров двух монахов, погруженных в молитву. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Другой, молодой, - трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. К счастью, художник отказался от литературности и даже анекдотичности своего первоначального намерения, не стал заниматься передачей полярных характеров средствами психологического анализа. Главное в картине - единство поэтического настроения людей и пейзажа, не нарушаемое критическими нотами. Важную роль здесь играет повтор черных выразительных монашеских силуэтов, перекликающихся с ритмом тонких весенних березок на втором плане. В глубине - одна из тех древних церквушек, которыми Нестеров любовался в Переслаате-Залесском, Ярославле, Угличе, Ростове Великом. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Настроение весеннего пробуждения природы захватывает и людей, отрешившихся от мирской суеты, - недаром молодой монах держит в руке пушистую веточку вербы. Оба монаха - "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он "заставил его примириться с монахами". Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В.С. Соловьевым. Василий Розанов писал, что Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную, и - облек ее в краски исторические, в быт исторический. Она - лична, порывиста, пылает, а не теплится". Интересно сопоставить две картины Нестерова - "Молчание" и "Под Благовест". В обеих присутствует тема двойничества, которая позднее разовьется в картинах "Два лада" и "Философы". Монахи стоят на некотором расстоянии друг от друга, и это расстояние становится у Нестерова пространством молитвы и тишины. В "Молчании" это расстояние больше, и глубже ощущается покой и благодать.
Портрет академика Павлова
Еще один портрет академика Павлова, менее известный, чем представленный ранее.
Портрет хирурга С.С.Юдина
Странник на берегу реки
Родина Аксакова
Дмитрий, царевич убиенный
Еще в 1895 году Нестеров посещает Углич, чтобы написать этюды для "Дмитрия - царевича убиенного". Здесь он идет в музей, переделанный из дворца царевича, где видит много икон с его изображением. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В.М. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке - мученике". В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Это ликующий светлый мир. Нестеров любовно обласкивает кистью каждую его деталь - желтые цветы на первом плане, пушистую вербу, тонкие белые березки, покрытые весенним пухом. Вдали виднеется уютная церковь. Не касаясь луга ногами, парит над землей царственный ребенок в золотой короне, с умиленной улыбкой на лице. "Душа царевича уже витала среди весенних березок старого Углича" - этого эффекта добивался Нестеров в картине. По сути же она утверждала весеннее ликование жизни вечной, вера в которую была так необходима в тот момент Нестерову - отцу ребенка, находящегося на пороге смерти. В картине использованы элементы иконы - нимб над головой царевича, Спас в небе, его благословляющий. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном - алой шапочкой царевича. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию.
Отцы-пустынники и жены непорочны
Картина, написанная по впечатлению от одноименного стихотворения А.С.Пушкина.
Труды Преподобного Сергия Радонежского
Святой Пафнутий Боровский
Странник
Несение креста
Портрет О.М.Нестеровой, дочери художника
Ангел на гробе господнем
Портрет Е.П.Разумовой
Портрет М.И.Нестеровой, первой жены художника
Автопортрет Нестерова
Стеша
В Уфе
Один из многочисленных этюдов, выполненных молодым Нестеровым в пору обучения живописи. В то время он проживал на Урале, в Уфе.
Кончина Александра Невского
Святая Русь
Девушка за вышиванием
Пруд. Около хутора Княгинино
Голова княгини
Капри. Веранда с цветами
Елочка. Этюд
На Волге
Девушки на берегу
Думы
Архиепископ Антоний Волынский
Родина Аксакова
Путь ко Христу
Абрамцево. Этюд к Варфоломею
Именно этот этюд послужил основой для пейзажного фона в главной картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею".
Портрет С.И.Тютчевой
Портрет П.Д.Корина
Весенний пейзаж
Ранней весной
Соловки
Троицын день
Призвание Михаила Федоровича на царство
Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным
Домик в Уфе
Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой
Портрет Марии Высоцкой, 1880-е
Больная девушка
Портрет А.М.Щепкиной
Пейзаж с избой и мостиком
Христос у Марфы и Марии
Старый художник
Портрет княгини Н.Г.Яшвиль
Жертва приятелей
Юность Сергия
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Христос, благословляющий отрока Варфоломея
Тишина
Скирды
Домашний арест
Жены-мироносицы
Вечер на Волге. Одиночество
Пруд. Около хутора Княгинино
Фленушка
Портрет народной артистки К.Г.Держинской
С.С.Юдин во время операции
В снежки
Отрок Варфоломей
Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры
Юноша со свечой
Покров Богоматери
Знаток
Портрет В.И.Нестерова
Портрет М.М.Нестеровой
Похожие статьи:
Религия → Христианство – нужно ли оно Русам?
История → Быль про «инока» Пересвета или как церковь к русскому подвигу примазалась
История → Битва на реке Воже. Предтеча поля Куликова
Религия → Сергий Радонежский - Волхв
История → Сергий Радонежский. Последняя глава из скрытой правды о жизни Святого
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
Михаил Нестеров.Любимые картины - Журнал обо всём
Оригинал взят у nikole_t в Михаил Нестеров.Любимые картины"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь… Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)Зима в монастыре, 1904Одна из самых прекрасных, чистых и свежих картин Нестерова, в которой так емко и глубоко отражено смятение человеческого духа, в данном случае молодой красивой монахини, вышедшей на белый снег, и словно влекомой к себе голосами мирской жизни..Осенний пейзаж, 1906Один из лучших нестеровских пейзажей, в полной мере раскрывающий его дар поэта русской природы. Никто более, помимо Левитана, не может похвастаться тем, что создал свой особый неповторимый стиль русского пейзажа, который уже никем не будет повторен.Видение отроку Варфоломею, 1889-1890Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"),Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесноеДва лада, 1905Молчание, 1903В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание"Лисичка, 1914Еще одна картина, посвященная теме Святой Руси, занимавшей художника большую часть жизни. Духовная чистота и обаяние святых старцев позволяют животным (в данном случае лисе) не бояться их и принимать еду из их рук.Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге "Столп и утверждение истины". Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истиныСвятой Сергий Радонежский. 1891-1899Начало весны (Ранняя весна). 1905На горах. 1896За приворотным зельем. 1888В скиту (Сестры). 1916Великий постриг. 1898Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". В Кисловодске он встретился с девушкой, - она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, - и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. "Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу..." - вспоминал Нестеров. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в картине "Великий постриг"Лель. Весна. 1933На Руси (Душа народа). 1915-1916В УфеОдин из многочисленных этюдов, выполненных молодым Нестеровым в пору обучения живописиДмитрий, царевич убиенныйЕще в 1895 году Нестеров посещает Углич, чтобы написать этюды для "Дмитрия - царевича убиенного". Здесь он идет в музей, переделанный из дворца царевича, где видит много икон с его изображением. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В.М. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке - мученике". В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича.Святая РусьГолова княгини. ЭтюдДевушки на берегу рекиВечерний звонАленушка, 1920-еДевушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой, 1885Отцы-пустынники и жены непорочныДумаСоловки, 1917Дали"Если бы русское общество вернее оценило Нестерова, если бы оно дало ему возможность доразвиться в том направлении, которое было предначертано в его душе, Нестеров был бы цельным и чудным художником. К сожалению, успех толкает его все более и более на скользкий для истинного художника путь официальной церковной живописи и все более удаляет его от того творчества, в котором он, наверное, сумел бы сказать немало дивных и вдохновенных слов. Ведь является же он, рядом с Суриковым, единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высоким божественным словам «Идиота» и «Карамазовых»." (Бенуа А.Н.)Написано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщениеОригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
kolybanov.livejournal.com
Русская живопись. Художник Нестеров Михаил Васильевич. Биография. Картины
Русский советский живописец. Окончил МУЖВЗ. Ранний период творчества характеризуется преобладанием жанровой живописи, затем увлекся историко-религиозной темой. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик. Участвовал в росписи храмов. Работал в области портретного жанра. Просмотреть картины Нестерова
Биография и творческая деятельность
Выдающийся русский советский художник Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе. Его отец был купцом. В 1877 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончил которое в 1886 году. В МУЖВЗ преподавателями у него были В.Г. Перов и И.М. Прянишников. Затем художник учился в Петербургской Академии художеств у П. Чистякова. Ранние произведения Нестерова относятся к бытовому жанру: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884). В 1882 Михаил женится на Марии Мартыновой. Однако семейное счастье художника продолжалось недолго: в 1885 году его жена умирает при родах. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Он отошел от легковесных жанров и обратился к историко-религиозной тематике.
Первое признание пришло к Михаилу Васильевичу после написания им картины «Пустынник» (1888-89). Это произведение было приобретено П.М. Третьяковым для своей коллекции и поставило Нестерова в один ряд с известными в то время русскими художниками. В этой картине гармония тишины и покоя природы сочетается с умиротворенностью человека. Средства, вырученные от продажи картины, дали возможность Нестерову совершить путешествие по Европе. Художник посетил Австрию, Италию, Францию и Грецию. После возвращения в Россию Михаил Васильевич приступил к созданию цикла картин, посвященных Сергию Радонежскому. Первая из них — «Видение отроку Варфоломею». Варфоломей — мирское имя Сергия Радонежского. Пейзаж, который мог стать фоном картины, художник увидел в Абрамцево, а для Варфоломея позировала деревенская девочка, недавно оправившаяся от недуга. Когда полотно было представлено публике, то такие маститые художественные критики, как В. Григорович и В. Стасов обрушились на картину, отговаривая П. Третьякова от покупки. Однако известный коллекционер и меценат, выслушав их мнение, заметил, что если бы он уже не приобрел ее для Галереи, то после этих уговоров сделал бы это обязательно.
В 1890-е годы наряду с «Видением отроку Варфоломею» Нестеров создает такие шедевры, как «Под благовест», «Юность Сергия» и «Великий постриг». За годы своей творческой деятельности Михаил Васильевич создал 15 больших произведений, посвящённых Сергию Радонежскому. Наибольшую известность получили работы «Преподобный Сергий» (1898), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897), «Юность преподобного Сергия» (1892-1897), «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898-1899).
С 1889 по 1901 год художник участвует в выставках Товарищества передвижников, принимает активное участие в их деятельности, а в 1896 году вступает в его ряды. В 1898 году Нестеров получат звание академика.
В 1890 году В.М. Васнецов, работавший в то время над росписью Владимирского собора в Киеве, предложил Михаилу Васильевичу также принять участие в его оформлении. Нестеров создал для собора запрестольный образ «Рождество Христово». Полученный опыт и в дальнейшем пригодился художнику: после этой работы последовал заказ на мозаики для храма Спаса на Крови в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане. При росписи храма Александра Невского в Абастумане Нестеров уже руководил оформлением и выполнил большинство работ.
После поражения революции 1905 года в творчестве художника значительно усилились религиозные тенденции. Среди его работ картина «Святая Русь», которую Л.Н. Толстой «панихидой русского православия».
В своем творчестве Нестеров немало внимание уделял портретному жанру. Среди его лучших работ можно выделить портрет дочери (1906), портрет Е. Нестеровой, портрет Н. Яшвиль. После революции 1917 года художник долгое время работал над произведениями на религиозную тему: «Свирель», «Тихие воды» (1923).
В 1928 году Нестеров пишет автопортрет, который стал поворотным в его жизни. После этого художник создавал только портреты. Среди них портрет скульптора В. Мухиной, хирурга С. Юдина (1935), художников Кориных, академика И. Павлова. Активно работал в советский период. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Умер Михаил Васильевич Нестеров 18 октября 1942 года в Москве.
Картины Нестерова art19.info