Картина «Дочь дровосека». Картины миллес
МИЛЛЕС, ДЖОН ЭВЕРЕТТ - Все интересное в искусстве и не только.
МИЛЛЕС, ДЖОН ЭВЕРЕТТ (Millais, John Everett) (1829–1896), английский живописец. Родился 8 июня 1829 в Саутгемптоне. Слава влюблена в него" - писали современники о Джоне Эверетте Миллесе. Ни один из английских художников не пользовался при жизни таким головокружительным успехом: был ли он в рядах прерафаэлитов, рисовал ли сентиментальные жанровые сценки или парадные портреты - толпа следует за ним. Однако, именно его называют "падшим ангелом живописи", и этому падению нет аналогии в истории живописи.
Уроженец Джерси, Миллес обладал обожающими его зажиточными родителями (они были в дальнем родстве с Франсуа Милле), очаровательной внешностью и большими способностями от природы. После короткого пребывания в частной школе Генри Сасса (Henry Sass), он становится самым молодым студентом (11 лет) Школ Королевской академии. В 1846 году он дебютирует на выставке Королевской Академии с картиной "Захват Писарро верховного инки Перу" ("Pizarro Seizing the Inca of Peru", Лондон, Музей Виктории и Альберта).В 1847 он получает золотую медаль за "Tribe of Benjamin Seizing the Daughters of Shiloh" (Лондон, Частное собрание). В Школах Академии Миллес заводит дружбу с Уильямом Холменом Хантом, который, в свою очередь, знакомит его с Данте Габриэлем Россетти. В 1848 году они образуют "Братство прерафаэлитов".
Джон Эверетт Миллес был самым младшим из блестящей троицы и лучше других владел различной живописной техникой. Увлекшись поэтическими фантазиями Россетти и теоретическими рассуждениями Ханта, он первый применил на практике "прерафаэлитский" метод письма, напоминающий фресковую живопись: первой картиной Миллеса с монограммой "ПРБ" стала "Изабелла" ("Isabella", 1849, Ливерпуль, Художественная галерея Уокера). По примеру Ханта, Миллес пишет яркими красками по сырому белому грунту, не использует профессиональных натурщиков и старается быть предельно достоверным в изображении материального мира. Картина была прохладно принята публикой, и лишь в следующем году, выставив "Христа в доме родителей" ("Christ in the House of His Parents", 1850, Лондон, Галерея Тейт) "слава и гордость Академии" оказывается в эпицентре разразившегося скандала.
Как и других "братьев", художника ругали за приземленность в изображении священного сюжета, натурализм деталей, жесткость красок и искренность чувств. Для будущего академика 1849-1850 годы были самыми трудными. В 1852 "Гугенот" ("The Huguenot", Частное собрание) вернул ему славу и успех. В том же году он пишет знаменитую "Офелию" ("Ophelia", Лондон, Галерея Тейт), в которой стремится изобразить сцену как можно ближе к шекспировскому описанию и предельно натуралистично.
В ноябре 1852 года Миллес становится членом Королевской Академии, с которой так храбро собирался бороться и в которую он с такой поспешностью вошел, позабыв все бывшие расхождения. К этому времени перестает существовать и "Братство прерафаэлитов".
В начале 1860-х гг. он пишет многочисленные детские портреты, чрезмерная приторность которых не оставляет даже воспоминаний о прерафаэлитской молодости художника. Среди работ этого периода особенно знаменита картина "Пузыри" (1886, Лондон, A. & F. Pears Ltd), на которой он изобразил своего сына Вилли Джеймса. Усилиями известного торговца мылом, рекламные плакаты с этой работой заполонили все заборы Соединенного Королевства.
В 1870-е и 1880-е годы Джон Эверетт Миллес пишет многочисленные женские портреты в стиле XVIII века Джон Эверетт Миллес был самым высокооплачиваемым художником за всю историю английского искусства. В 1885 год он получил титул барона, а за месяц до смерти стал президентом Королевской Академии.
отсюда
tanjand.livejournal.com
Творчество английского художника Джона Эверетта Миллеса
Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа
В процессе изучения иностранного языка важное место занимает ознакомление учащихся с культурой, историей и традициями страны изучаемого языка. Большой интерес в этом плане представляет знакомство с творчеством художников, особенно тех, которые оставили заметный след в развитии искусства своей страны. В Англии к таким художникам, несомненно, принадлежит Джон Эверетт Миллес, который в середине XIX века пользовался громадной популярностью, его картины привлекали на выставки большое количество зрителей, а многоцветные литографии с его произведений издавались многотысячными тиражами.
Его искусство не бесспорно, оно вызывало жаркие дискуссии еще при жизни автора, продолжаются они и в наши дни. Современники называли Миллеса “падшим ангелом живописи”, но коллекционеры платили за его работы баснословные деньги, а для того, чтобы заказать ему портрет, желающие чуть ли не выстраивались в очередь.
Творческий путь художника не был легким и прямолинейным. В молодые годы Джон Миллес был “бунтарем от искусства” и активно боролся с традиционными подходами к живописи, которые отстаивала и пропагандировала Академия художеств. Но к концу жизни взгляды его существенно изменились, и его даже избрали президентом Академии художеств.
Джон родился 8 июня 1829 года в небольшом городке Саутгемптоне, расположенном в графстве Хэмпшир. Родители мальчика были людьми зажиточными и смогли дать ему весьма хорошее образование. Этому способствовало и то, что юный Миллес обладал пытливым умом и активно стремился к знаниям. Учеба давалась Джону легко, оставляя время и для детских игр, и для увлечения рисованием, которому он уделял много времени.
Уже в детстве Джон Эверетт Миллес решил, что обязательно станет художником, и родители поддержали его в этом стремлении. Его путь к вершинам мастерства был стремительным. В 11 лет Джона отдали в школу живописи при Королевской академии художеств, а через 6 лет он уже представил на академическую выставку вполне зрелую для его возраста картину “Захват Писарро верховного инки Перу”. Посетители выставки отказывались верить, что атору сложной по композиции многофигурной картины всего 17 лет. Но на профессоров академии картина особого впечатления не произвела, и наградой отмечена не была, хотя и значилась в числе претендентов.
Разочарованный отношением академических профессоров к своей первой большой работе, Миллес решил доказать всем, что этот относительный неуспех – явление временное. Уже на следующий год он выставляет в академии новую большую картину на сложную библейскую тему “Племя Бенджамина захватывает дочерей Шилоха”. Это полотно было встречено весьма благожелательно, в академии отметили явный рост мастерства молодого художника и присудили за картину золотую медаль. Первая награда, к тому же столь высокая, вдохновила молодого художника, но не изменила сложившегося у него к этому времени скептического отношения к академическим подходам к живописи. С максимализмом юности Джон в 18 лет принимает решение искать свой путь в искусстве.
В поиске новых подходов к живописи Миллес был не одинок, его поддержали друзья по учебе в академии, молодые талантливые художники Данте Габриэль Россетти и Уильям Холмен Хант. В 1848 году к ним присоединилось еще несколько молодых живописцев, образовавших “Братство прерафаэлитов”. Члены братства ставили перед собой большие цели, они хотели не просто совершенствования художественного мастерства. а преобразиования всей английской живописи. При этом примеры мастерства они искали у своих далеких предшественников, в художественной эпохе, которая предшествовала творчеству Рафаэля, что и отразилось в названии их братства. Прерафаэлиты считали, что современная им живопись долна опираться на нравственно чистый, благочестивый, рожденный самой природой художественный стиль, характерный для живописцев XIV–XV вв.
Художники, вошедшие в братство, серьезно изучали произведения старых мастеров, их манеру живописи. О том, как прерафаэлиты изучали гравюры с фресок XIV века, Уильям Хант позднее писал: “Каждый из нас наперебой отмечал черту за чертой то наивное простодушие, что одушевляло художника и руководило его замыслами. Мы решили, что будем стремиться к подобной же простоте. Ведь именно прямота выражения и привлекательная искренность и делали итальянское искусство столь сильным и прогрессивным, пока эффектные последователи Микеланджело не привили свои мертвенные плоды к его живому дереву”.
В своих произведениях молодые живописцы стремились не копировать живописный стиль мастеров предыдущих эпох, а пытались воссоздать в картинах дух раннего Возрождения. Первым картину, выдержанную в новом живописном стиле, создал Джон Миллес. На очередную академическую выставку он представил картину “Изабелла”, созданную в стиле, напоминающем древнюю фресковую живопись. К разочарованию членов братства, картина, выполненная в новом стиле, которому они прочили большое будущее, особого интереса ни у зрителей, ни у академических профессоров не вызвала.
Зато картина “Христа в доме родителей”, выставленная Миллесом в следующем году, буквально взорвала художественный мир Лондона, вызвавав реакцию бурную, но совсем не ту, на которую рассчитывали Джон и его товарищи прерафаэлиты. Картину ругали и зрители, и критики, и живописцы не входящие в братство. Автора обвиняли в грубом натурализме, в упрощенности живописной манеры, нарочитой чувственности персонажей и отсутствии в картине, выполненной на библейский сюжет, божественности и благообразия.
Такая реакция не охладила пыл молодого художника. Вскоре зрителям были представлены новые картины, выполненные в той же манере, “Марианна”, “Возвращение голубя в Ковчег”, “Дочери дровосека”. Эти работы тоже вызвали жаркие споры, но и зрители, и критика встречтили их с большим пониманием.
Перелом в отношении зрителей к творчеству Миллеса наступил в 1852 году, когда художник выставил картину “Гугенот”. Эта работа была доброжелательно встречена ценителями живописи и критикой. Вскоре художник представил на суд зрителей свою новую работу, навеянную произведением Шекспира. “Офелия” буквально потрясла зрителей и вызвала восторженную критику, которой так давно ждал автор. Эта картина сразу же сделала Джона Эверетта Миллеса знаменитым.
Стоит отметить, что картина “Офелия” создавалась тяжело, как говорится – “рождалась в муках”. Автор стремился скрупулезно передать образ шекспировской героини и трагичность ситуации, в которой она оказалась. Натурщицей у художника была Элизабет Сиддел, которой приходилось долго лежать в ванне с водой, изображая Офелию. Девушка даже получила из-за этого воспаление легких. Символично, что судьба самой Сиддел, как и Офелии, оказалась трагичной, хотя и совсем по другой причине. Она умерла от передозировки наркотика в возрасте 33 лет.
Картина “Офелия” стала одним из последних произведений, выполненных в откровенно прерафаэлитоской манере. Вскоре братство прерафаэлитов распалось. Джон Эверетт Миллес окончательно отказался от прерафаэлитских исканий и вернулся к академической манере живописи, которой оставался верен до конца жизни. Королевская академия художеств, чьи живописные каноны Миллес старательно ниспровергал своими ранними работами, приняла его в свои члены.
С этого времени Миллес стал одним из самых востребованных английских живописцев. Его картины и особенно портреты, отличающиеся изысканным колоритом и мастерством исполнения, пользуются у любителей живописи большой популярностью. Но откровенно салонная живопись, хотя она и приносит художнику хороший доход, не удовлетворяет живописца. Миллес пробует свои силы в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничает с журналом “Once a Week”. Художник начинает вести размеренный образ жизни богатого буржуа, посвящая время семье и живописи. В 1862 году семья Миллесов (у художника и его супруги Эффи Грей было восемь детей) переезжают в большой дом, расположенный в районе Кенсингтон.
Основное место в его творчестве теперь прочно занимает портрет. На написанных им портретах можно увидеть представителей высшего света викторианской Англии, людей, которые прочно вошли в историю Объединенного королевства. Во многом благодаря портретируемым, с отдельными из которых у Миллеса устанавливались дружественные отношения, он в 1885 году получил от монарха титул баронетта. Кстати, он стал первым британским художником, удостоенным такой чести.
В произведениях художника появляется не свойственная ему раньше назидательность и сентиментальность. Художника это не смущает, так как именно такие работы больше всего нравятся публике. Показателем того, что картины художника востребованы, стали многотысячные тиражи цветных литографий с его картин, которые на залеживаются на прилавках.
Одна из его картин с согласия автора даже стала основой рекламы, которую выпустила фирма “Пирс”, торговавшая мылом. Это картина “Мыльные пузыри”, на которой охудожник изобразил своего внука. Стоит отметить, что это была первая реклама товара с использованием картины известного художника.
Еще в первых своих работах Миллес уделяет важное место пейзажу, создавая при его помощи нужный психологический настрой всей картине. В последний период своего творчества художник переходит к пейзажу как к самостоятельному жанру, позволяющему отразить красоту и неповторимость окружающего мира. Живописец с увлечением пишет виды Шотландии. Миллесу нравятся дикие уголки, где природа пребывает в первозданной красоте, еще не ощутив на себе пагубное влияние человека.
Свой жизненный путь сэр Джон Эверетт Миллес заканчивал, находясь на вершине славы, окруженный всеобщим поклонением и любовью. В 1896 году всего за месяц до смерти его избрали президентом Королевской академии художеств. К этому времени художник тяжело болел и 13 августа скончался.
В творческой жизни Джона Эверетта Миллеса были периоды взлетов и падений, юношеских исканий своего пути в искусстве и зрелого спокойного творчества. С его именем связано создание нового направления в живописи, давшего толчок развитию искусства не только в Англии. Многие созданные им произведения навечно вошли в золотой фонд мировой живописи, они и сегодня не оставляют зрителей равнодушными.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Джон Эверетт Миллес и его картины. О чем говорят его картины?
Джон Эверетт Миллес – о чем говорят его картины? Выдающийся английский живописец Джон Эверетт Миллес оставил заметный след в искусстве своей родины. В его жизни чередовались периоды взлетов и падений. Бунтарь с юности, Джон Миллес вместе с членами Братства прерафаэлитов искал свой путь в искусстве. Яркие краски, тщательная прорисовка всех деталей картины были характерны для живописи друзей-художников. Их работы узнаваемы и объединены общим стилем творческого самовыражения. Полотна Д. Миллеса особенно выделяются среди всех произведений прерафаэлитов. Его картины обогатили мировую живопись. Джон Эверетт Миллес - о чем говорят его картины? Картина «Гугенот» очень выразительна и наполнена драматизмом. Эпоха правления Карла IX была бурной. Непримиримая религиозная вражда шла между католиками и протестантами. Широко известное историческое событие – Варфоломеевская ночь, когда в 1572 году в Париже было убито несколько тысяч гугенотов. Их заманили специально на свадьбу Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа. Варфоломеевская ночь получила отражение в литературе (А. Дюма), музыке (Джакомо Мейербер «Гугеноты») и живописи. Многие художники брались за эту тему; мы же будем говорить о Д. Миллесе и его картине с длинным названием: «Гугенот, который отказывается надеть отличительный знак католика». Сюжетом послужила повесть П. Мериме «Хроника времен Карла IX» и опера Д. Мейербера. Полотно Миллеса запечатлело драматический момент: накануне кровавой ночи на тайном свидании встречаются возлюбленные – гугенот Рауль и католичка Валентина, которая предлагает ему отличительный знак. Англия, ее славное прошлое, всегда волновало Джона Миллеса. Созданная им картина « Северо-западный проход» - дань уважения к этому периоду в жизни страны. На выставке зрители могли прочесть сопровождающую надпись: «Это должно быть сделано во славу Англии». Она помогала людям понять бытовой сюжет. На картине – отец и дочь. У старого морского капитана мечта: он хочет отыскать водный проход, чтобы британские суда могли огибать арктическое побережье Северной Америки, что позволит приблизить океаны – Атлантический и Тихий. ( В 1906 проход открыл норвежец Рауль Амундсен). На полу сидит молодая дочь капитана; она читает ему выдержки из бортового журнала, а на стене мы видим портрет национального британского героя – адмирала Нельсона. Джон Миллес, как и остальные прерафаэлиты, часто брал темы из произведений Шекспира. Одну из картин он назвал «Мариана». Пьеса английского классика «Мера за меру» рассказывает о девушке, которую отверг ее жених Анджело из-за потерянного во время кораблекрушения приданого. Мариана тоскует о возлюбленном; ей приходится вести одинокую жизнь. Дни проходят, похожие один на другой… В эпоху королевы Виктории была жива идея о кроткой и слабой женщине; в картине Миллеса идея значительно трансформировалась в идею о женщине-жертве, которая не может реализовать свои сексуальные желания. Поза Марианы у окна наполнена не только скорбью и печалью, но и чувственностью. Убранство комнаты – во вкусе викторианской эпохи: обитые бархатом стены, средневековые книги, витражи. Все детали тщательно проработаны; вышивка на столе, сад за окном. Любимый поэт прерафаэлитов – Альфред Теннисон сочинил два стихотворения по мотивам пьесы Шекспира. Главный мотив – мучительное ожидание: «Он не придет».В картине «Слепая девушка» художник коснулся болезненной темы – дети-бродяги и инвалиды. Их тяжелая участь, отсутствие какого-либо приюта, вынужденное скитание в поисках подаяния. Однако Миллесу удалось избежать сентиментальности. Он показывает яркими красками единение героев с природой; на небе – радуга,символ надежды.
«Изабелла». Членам Братства особенно нравилась поэзия Джона Китса. Сам же Китс написал поэму «Изабелла и горшок с базиликом», поэтически преобразовав новеллу Бокаччо. Чтобы понять картину, нужно знать сюжет. Изабелла жила в доме вместе с богатыми братьями. Между девушкой и слугой Лоренцо вспыхнула любовь. Узнав об этом, братья решаются на тайное убийство юноши, чтобы спасти сестру от позора. Тоска Изабеллы была непереносимой. Однажды ночью ей приснился сон, в котором дух Лоренцо указал место, где зарыли тело. Девушка выкопала голову своего любимого и спрятала в горшок с базиликом. Он стоял всегда неподалеку. Братья все же узнали, что там находится. Боясь наказания, они бежали, захватив с собой горшок. Изабелла вскоре умерла от печали и тоски.
Поэма Китса была очень популярна среди членов Братства, несмотря на то, что сам поэт считал ее слишком простодушной. На картине "Изабелла"все герои истории пока живы, но братья уже приняли решение, что убьют юношу. На окне стоит горшок. Все персонажи списаны с родных и знакомых лиц. Мрачно-угрюмый брат Изабеллы (Д. Харрис) пинает собаку сестры. (Традиционно собака служила символом верности). Другой брат злобно ухмыляется (Ф. Стивенс с бокалом в руке). Мужчина на заднем плане пьет из бокала - Россетти; пожилой человек салфеткой вытирает губы – отец Миллеса. Уильям Россетти послужил моделью для Лоренцо, а дальняя родственница художника изображена в роли Изабеллы. Такой напряженный, трагический эпизод Миллес преподнес в светлых, радостных тонах, что не пришлось по вкусу ни критикам, ни зрителям.
"Осенние листья". От привычных сюжетов на исторические темы Миллес переходит на философские раздумья о времени и быстротечности жизни. Живя в гостях у Теннисона, своего друга, он как-то вечером помогал поэту сжигать опавшие листья. Сумерки осенью, пахучий дым и легкая душевная грусть от увядающей природы настолько запомнились художнику, что свои впечатления он решил изобразить на холсте. Композиция «Осенних листьев» очень простая: те же сумерки, четыре девушки рядом с костром из желто-красных листьев, терпкий дымок… На картине изображены две сестры Эффи Грей (жены художника) и две их подруги. (продолжение следует).
В середине 19 века этот художник пользовался бешеной популярностью. Выставки его картин вызывали неизменный интерес зрителей; многочисленными тиражами расходились литографии с его полотен. Чтобы приобрести картины Миллеса, коллекционеры не стояли за ценой, а те, кто хотел заказать живописцу свой портрет, становились в очередь.Как же все начиналось? Художник родился в графстве Хэмпшир, в Саутгемптоне. Семья была материально обеспеченной, что позволило Джону получить хорошее образование. Тяга к рисованию проявилась у мальчика с раннего детства и уже тогда он решил, что станет художником. Родители не возражали и всячески поддерживали сына в его начинаниях. Взлет к вершинам мастерства у Джона Миллеса был стремительным. Как известно, знаменитыми художниками не рождаются, ими становятся.
При Королевской академии художеств была Школа живописи и в 11 лет Джон стал ее учеником. За все время существования академии это был первый случай появления студента такого возраста. Учеба давалась легко. Через 6 лет он получил право выставить свою первую картину на серьезную историческую тему: «Захват Писарро верховного инки Перу».Восхищенные зрители не могли поверить, что автору многофигурной, сложной по композиции картине всего 17 лет.
Однако академические профессора восторгов не выражали и награду картина не получила, хотя в числе претендентов на нее была. Естественно, юноша был разочарован таким отношением к себе, но духом не пал и продолжал работать. Его упорство в достижении цели – заявить о себе – было отмечено уже через год. Д. Миллесу была вручена золотая медаль за картину на довольно сложную библейскую тему «Племя Бенджамина захватывает дочерей Шилоха». Критики отметили значительный рост мастерства молодого художника.
Полученная награда обрадовала Д. Миллеса и вдохновила на новые работы. Однако юношеский максимализм не давал ему покоя. За годы учебы ему надоела рутина, тот академизм и традиционный подход к живописи, который господствовал в стенах академии. Он считал, что живопись не развивается и зашла в тупик. Его мнение не было одиноким.
Друзья по учебе – молодые талантливые живописцы Уильям Хант и Данте Габриэль Россетти были солидарны с Миллесом. Всем им хотелось простора в решении живописных задач, новизны в изображении. Примкнувшие к ним еще несколько человек образовали в 1848 году «Братство прерафаэлитов»: 4 художника, 2 искусствоведа и один скульптор. Молодые бунтари желали изменить, преобразовать всю английскую живопись.
Они считали британское искусство неискренним, надуманным, оторванным от жизни. За эталон они взяли художественный стиль эпохи, которая предшествовала творчеству великого Рафаэля, которого они считали академиком. Та далекая эпоха – 14-15 века стала для молодых бунтарей примером благочестивого, нравственно чистого художественного стиля.
Трое художников отлично дополняли друг друга: Уильям Хант был теоретиком, мыслителем;
Данте Россетти , немного эксцентичный, любил таинственность и загадки, его неуемная энергия заражала всех. Ну а Джон Эверетт Миллес - глава викторианских бунтарей был заметнее всех, хотя и моложе.Техника его письма была настолько заметной, что выделяла его из всех живописцев.
Члены Братства начали со всей серьезностью изучать мастерство старых живописцев, копировать их произведения, чтобы понять манеру их живописи. Гораздо позднее У. Хант вспоминал: «Каждый из нас наперебой отмечал черту за чертой то наивное простодушие, что одушевляло художника и руководило его замыслами. Мы старались стремиться к подобной же простоте.»
Создавая собственные произведения, художники Братства не копировали слепо стиль старых мастеров, а старались воссоздать сам дух раннего Возрождения. Молодые мастера приняли решения подписывать свои картины тремя буквами: P. R. B. Собственно, это придумал Россетти. Эти загадочные буквы на полотнах художников волновали общественность.
Приближалась очередная академическая выставка. Джон Миллес первым из членов Братства подготовил картину, написанную по-новому.
Его «Изабелла» напоминала фресковую живопись.Однако картина не произвела впечатления, на которое надеялись. Ни у критики, ни у зрителей интереса «Изабелла» не вызвала. Зато на следующий год разразился настоящий скандал. Его спровоцировало полотно Д. Миллеса «Христос в доме родителей». О картине резко отзывались все: зрители, критики, общественность и даже художники, не входившие в Братство.
По общему мнению, библейскому сюжету на его картине не хватало нужной божественности и благообразия. Художника обвиняли в грубо упрощенной живописной манере, ненужном натурализме и чувственности изображенных персонажей. Особенно нападал Чарльз Диккенс. Ему не нравилось слишком буквальное изображение религиозного сюжета, непочтительное отношение к Святому Семейству.
Джон Миллес, конечно, был расстроен неудачей, но встретил резкие выпады критики с достоинством и продолжил писать картины в новой манере. Правда, религиозные сюжеты он оставил навсегда. Его последующие работы также вызывали споры и разногласия, но в то же время они были приняты с большим пониманием и сочувствием. «Марианна»,
«Дочери дровосека», «Возвращение голубя в Ковчег».1852 год стал для Миллеса переломным. Его творчество стали признавать и критика отнеслась благожелательно к «Гугеноту» на выставке.
А через некоторое время весь художественный мир Лондона потрясла «Офелия».
Джон Эверетт Миллес - глава викторианских бунтарей познал славу. Полотно, сделавшее художника знаменитым, вызвало восторги критиков и зрителей, которых так долго ждал автор. (продолжение следует).
worldartdalia.blogspot.com
Картина «Дочь дровосека» — Artrue
Джон Эверетт Миллес. 1829–1896.
Дочь дровосекаДочь дровосека
Написанная на третьем году пребывания художника в рядах прерафаэлитов, «Дочь дровосека» стала вторым пейзажем Миллеса после картины «Ариэль завлекает Фердинанда», которая наиболее отчетливо среди всех прерафаэлитских работ того периода передает ощущение подлинного слияния с природой. Сложная и неоднозначная, эта картина также отсылает к работам старых мастеров и современной Миллесу поэзии и касается проблем социальной несправедливости.
Ариэль завлекает Фердинанда«Дочь дровосека» была создана в Уизем-Вудс, в окрестностях Оксфорда. В своей первой большой картине, написанной на пленэре, Миллес положил начало приемам, которым предстояло развиться впоследствии, и стилю, проистекавшему из них. Сначала он полностью написал пейзаж, а затем, когда погода ухудшилась, вернулся в Лондон, в студию на Гауэр-стрит, чтобы писать персонажей. Напряженное вертикальное положение фигур на картине свидетельствует о влиянии «Портрета четы Арнольфини» кисти ван Эйка, а стремительное сокращение перспективы, которая как будто выталкивает героев на первый план, — подлинно новаторский прием.
Портрет четы АрнольфиниСюжет картины
Сюжет почерпнут из одноименной поэмы Ковентри Патмора (1844). Дочь дровосека Мод, в некотором смысле противоположность героини «Изабеллы», влюбляется в Мертона, сына сквайра. Когда они становятся взрослыми, социальная разница между ними препятствует каким-либо официальным отношениям. Мертон оставляет девушку, она топит в реке ребенка — плод их любви, — и сходит с ума. Миллес изображает первую встречу героев: мальчик предлагает маленькой Мод землянику, которую художник писал с ягод, купленных на рынке Ковент-Гарден. Он привлек к участию в процессе своих оксфордских друзей и покровителей, Томаса и Марту Комб, попросив их отправиться в Ботли, в окрестностях Уизем-Вудс, и раздобыть у деревенской девочки, которую он там повстречал, пару старых башмаков, а также подходящее платьице. Марта и Томас выполнили просьбу художника. Контраст между простым, хоть и ярким платьем девочки и ослепительно-алым костюмом Мертона, а также стек в руке у мальчика, символизируют их различное положение (социальное неравенство все чаще становилось темой прерафаэлитских картин «из современной жизни» в 1850-е годы).
Отзывы и критика
«Дэйли ньюс» отметила, что прерафаэлиты в 1851 гощу «являются в силах тяжких и придерживаются своих догматов с убежденностью мучеников, но в то же время вызывают уважение страстной преданностью этим принципам». Подтверждение тому — в ярких подробностях пейзажа в «Дочери дровосека», а также в первоначальном веснушчатом лице девочки. В 1886 году Миллес перерисовал Мод, сделав её лицо более изящным, по просьбе владельца картины, своего сводного брата Генри Ходжкинсона.
artrue.ru
Братствo Прерафаэлитов – 4-2 - Вспомнить, подумать...
Джон Эверетт Миллес - John Everett Millais (8 июня 1829 Саутхемптон – 13 августа 1896 Лондон )Уильям Холман Хант. Портрет Джона Эверетта Миллеса
Джон Эверетт Миллес был самым младшим из блестящей троицы и лучше других владел различной живописной техникой. Увлекшись поэтическими фантазиями Россетти и теоретическими рассуждениями Ханта, он первый применил на практике "прерафаэлитский" метод письма, напоминающий фресковую живопись.По примеру Ханта, Миллес пишет яркими красками по сырому белому грунту, не использует профессиональных натурщиков и старается быть предельно достоверным в изображении материального мира.
В 1849 году друзья приняли участие в выставке художников-прерафаэлитов. Поначалу их работы были благосклонно встречены критикой, но вскоре отношение к прерафаэлитам изменилось, причем большинство острых стрел обрушилось на Миллеса и его картину "Христос в родительском доме".
Миллес был удручен, расстроен, ведь полотно "Христос в родительском доме" стало его первой неудачей. После этого случая он решил навсегда оставить религиозные сюжеты, а взялся писать романтические костюмированные сцены, которые пользовались большим успехом на выставках Королевской академии художеств.
Миллес действительно хотел разрушить академическую традицию, которая казалась ему мертвенной и жеманной. Он стремился к простоте, даже наивности средневекового искусства.
Под конец же Миллес как будто окончательно теряет всякую связь со своими прерафаэлитскими корнями и создает совершенно викторианские, приторные или назидательные картины, гравюры с которых расходятся тысячными тиражами и украшают стены сотен детских и классных комнат: Спелая вишня (1879 – цветных литографий с одного этого полотна было сделано более полумиллиона!)
Принцы в Тауэре (1878) - сентиментальное видение двух несчастных детей, заточенных в башню смерти негодяем Ричардом III
и Мыльные пузыри (1886). Удивительно, но художник, начавший с полного отвержения бездуховности современного ему искусства, закончил тем, что написал картину, копии с которой служили рекламой мыла...
"Слава влюблена в него" - писали современники о Джоне Эверетте Миллесе. Ни один из английских художников не пользовался при жизни таким головокружительным успехом: был ли он в рядах прерафаэлитов, рисовал ли сентиментальные жанровые сценки или парадные портреты - толпа следует за ним. Однако, именно его называют "падшим ангелом живописи", и этому падению нет аналогии в истории живописи.
Его искусство вызывало жаркие споры. Его называли «падшим ангелом живописи», но платили за его работы громадные деньги. Он в молодости боролся с Академией художеств, но закончил жизнь её президентом. Пожалуй, ни до, ни после Миллеса художники не пользовались таким успехом у английской публики, какой выпал на его долю.
В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.
«Изабелла»
Изабелла (1848-49)
Первая картина, написанная Миллесом после вступления в "Братство прерафаэлитов". На ножке стула Изабеллы можно обнаружить инициалы прерафаэлитского Братства — P.R.B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood)
Сюжет знаменитой поэмы Джона Китса, вдохновлявшей художников, был заимствован из «Декамерона» Боккаччо. Китс написал «Изабеллу и горшок с базиликом» в 1818 году, пересказав пятую новеллу четвертого дня «Декамерона».Но сам Китс весьма критически оценивал поэму: .: «В ней слишком много жизненной неопытности и простодушного неведения.»
Это рассказ о любви, вспыхнувший между Изабеллой и Лоренцо. Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со своими богатыми и заносчивыми братьями. Когда те узнали об их отношениях, то решили тайно убить юношу, чтобы избавить сестру от позора. Изабелла ничего не знала о судьбе Лоренцо и сильно тосковала.
Однажды ночью дух Лоренцо явился девушке и указал, где братья зарыли его зарыли тело. Изабелла отправилась туда, выкопала голову возлюбленного и спрятала в горшок с базиликом, с котором проводила почти все время. Когда братья узнали, что именно хранится в горшке, они, боясь наказания, похитили его у сестры и сбежали. А Изабелла умерла от горя и тоски.Тем не менее, сюжет именно благодаря стихотворной обработке Китса пользовался большой популярностью в живописи. Особую любовь питали к нему прерафаэлиты.
Все герои в сборе. И все живы. Но братья Изабеллы уже знают, что убьют ее возлюбленного. Художник изобразил момент, когда один из мрачных братьев Изабеллы пинает ее собаку (это животное традиционно считалось символом верности). На лице же второго явно читается злой умысел. А на окне уже стоит тот самый горшок.
На полотне отсутствует перспектива: все фигуры, сидящие за столом, одного размера. Братья Изабеллы написаны с Ф.Д.Стивенса (с бокалом в руке) и Д.Харриса (толкает собаку). На заднем плане справа – Д.Г.Россетти (пьет из бокала). Пожилой человек, вытирающий губы салфеткой – отец Миллеса. Для Лоренцо позировал Уильям Россетти (брат Данте Габриэля), для Изабеллы – жена сводного брата Миллеса.
Эта работа написана в радостных светлых и прозрачных тонах, что не понравилось ни зрителям, ни критикамКогда Миллес представил свою картину публике, в каталог выставки были включены следующие цитаты из поэмы Китса:
Вассал любви - Лоренцо молодой,Прекрасна, простодушна Изабелла!Возможно ль, чтоб под кровлею однойЛюбовь сердцами их не овладела;Возможно ль, чтоб за трапезой дневнойИх взгляды не встречались то и дело;Чтобы они средь ночи, в тишине,Друг другу не пригрезились во сне!
*** Так братья, догадавшись по всему,Что к их сестре Лоренцо полон страстиИ что она не холодна к нему,Поведали друг другу о напасти,От злобы задыхаясь, - потому,Что Изабелла с ним находит счастье,А для нее им нужен муж иной:С оливковыми рощами, с казной.
«Марианна»
Sir John Everett Millais. Mariana. 1851..
Эта картина написана по литературному сюжету. Шекспировский сюжет в обработке Теннисона.В пьесе Шекспира «Мера за меру» Мариана должна была выйти замуж за персонажа по имени Анджело, но была отвергнута, так как её приданое оказалось утеряно в результате кораблекрушения. Девушка ведёт одинокую жизнь, до сих пор тоскуя о своём возлюбленном..
Ах, возьми и губы те,Что так сладко мне клялись,И глаза, что в темнотеЛожным солнцем мне зажглись;Но верни печать любви, печать любви,Поцелуи все мои, все мои!
Видно стремление к реализму, отсутствует "красивость", Мариана стоит в неудобной, некрасивой позе, которая передает ее томительное, долгое ожидание. Роскошная обстановка - оклады средневековых книг, инкрустированные драгоценными камнями, все убранство комнаты с витражами и стенами, обитыми бархатом, во вкусе викторианской эпохи. Превосходно проработанные детали - от изображения сада за окном до изысканной вышивки на столе, а также сюжет картины - отражают основные особенности движения прерафаэлитов.
Когда полотно Миллеса впервые появилось на выставке в Королевской Академии художеств, оно сопровождалось строчкой из стихотворения Альфреда Теннисона «Мариана»:„Он не придёт“,- говорила она.
«Офелия»
Sir John Everett Millais. Ophelia. 1851-1852..
Самая знаменитая картина Миллеса,.Здесь Миллес обратился к трагедии Шекспира "Гамлет".Офелия сошла с ума от того, что принц Гамлет, которого она любила, убил ее отца, Полония. Безумие привело Офелию к смерти.
Миллес начал писать эту картину в 22 года, как многие молодые люди его возраста, он буквально бредил бессмертной пьесой Шекспира. И на холсте старался как можно точнее передать все нюансы, описанные драматургом. В этой работе он почти иллюстративно, но с большой реалистичностью отобразил шекспировский сюжет. На своем знаменитом полотне Миллес запечатлел тот момент, когда Офелия, наполовину погруженная в воду, поет.
Самым сложным для Миллеса в создании этой картины было изобразить наполовину погруженную в воду женскую фигуру. Писать ее с натуры было довольно опасно, но техническое мастерство художника позволило ему совершить ловкий трюк: написать воду на пленэре (работа на природе постепенно входила в практику живописцев с 1840-х годов, когда впервые появились масляные краски в металлических тюбиках), а фигуру - в своей мастерской.
Для этой картины позировала Лиззи Сиддел, которую Миллес заставил лежать в ванне, чтобы наиболее правдоподобно написать мокрую ткань и волосы (Лиззи, конечно же, простудилась). У цветов, изображенных на картине с потрясающей ботанической точностью, есть и символическое значение – они отсылают к тексту пьесы. Ручей и цветы Миллес писал с натуры. Картина рождалась в муках, а Элизабет Сиддел, позировавшая ему в образе шекспировской героини, даже получила воспаление легких из-за долгого лежания в ванне
«Офелия» потрясла зрителей и принесла автору заслуженную славу. .
После «Офелии» Королевская академия художеств, чьи каноны он опровергал предыдущими работами, принимает Миллеса в свои члены. Братство прерафаэлитов распадается, а художник возвращается к академической манере живописи, в которой не остается ничего от прежних прерафаэлитских исканий.
«Христос в родительском доме»
Христос в родительском доме (1849-50), Галерея Тейт, Лондон
Говорят, что сюжет для, этой картины Миллес придумал летом 1848 года во время церковной проповеди. На полотне изображен маленький Иисус в мастерской своего отца Иосифа (у картины есть еще и второе название -"Христос в плотницкой мастерской"). Иисус только что поранил руку гвоздем, что можно понять как предчувствие будущего распятия.
Первые наброски Миллес сделал в ноябре 1849 года, в декабре приступил к холсту, а в апреле 1850 года закончил картину. Через месяц художник представил ее на летней выставке Королевской академии - и на него обрушились недовольные критики. Особенно возмущался писатель Чарльз Диккенс. В статье, опубликованной в еженедельнике "Семейное чтение", он писал о том, что Иисус выглядит "отталкивающим, непоседливым, рыжеволосым мальчишкой - плаксой в ночной рубашке, который, кажется, только что вылез из соседней канавы". О Марии Диккенс сказал, что она написана "до ужаса уродливой".
В подобных выражениях отозвалась о картине Миллеса и газета "Тайме", назвавшая ее "омерзительной". По мнению критика, "удручающие до тошноты подробности столярной мастерской заслоняют собой действительно важные элементы картины".
В самом деле, необычно представленную Миллесом религиозную сцену многие сочли слишком грубой и почти кощунственной. Художник, отчаявшись, решил, что пропали даром все его старания. Много дней просидел он в настоящей столярной мастерской, наблюдая за работой местного плотника и стараясь в мельчайших подробностях зафиксировать каждое его движение. Между тем эта картина до сих пор считается одним из самых значительных произведений Миллеса.
«Осенние листья»
Осенние листья (1855-56), Городская художественная галерея, Манчестер
Эту картину можно считать первой попыткой Миллеса отойти от ставших привычными для него повествовательных и исторических сюжетов. В ноябре 1854 года он задумал написать полотно, которое станет пробуждать философские мысли о быстротечности жизни, о времени.
В ту пору художник гостил у своего друга, поэта Теннисона. Однажды вечером он помогал ему собирать и сжигать опавшие листья. Воспоминания Миллеса о тех осенних сумерках оказались настолько сильными, что подтолкнули его к созданию этого грустного полотна. Композиция картины проста: желто-красные листья, дымок, поднимающийся от костра, и фигуры молодых девушек. Миллес писал в Шотландии, в саду дома, где они с женой жили первое время после свадьбы. Четыре девушки - это младшие сестры Эффи, Алиса и Софи Грей, и местные жительницы.
«Северо-западный проход»
Северо-западный проход (1870), Галерея Тейт, Лондон
Эта картина - поистине дань уважения художника славному прошлому его родины. Миллес впервые показал полотно зрителям с сопровождающей его надписью: "Это должно быть сделано во славу Англии". Эти слова помогали людям лучше понять сюжет картины, где изображен старый морской капитан, мечтающий отыскать, наконец, вместе с молодыми преемниками проход, который даст возможность британским судам огибать арктическое побережье Северной Америки и позволит связать два океана, Атлантический и Тихий. (Этот проход был открыт в 1906 году великим норвежским путешественником Руалем Амундсеном).
Сидящая на полу молодая женщина - дочь капитана, она читает отцу выдержки из бортового журнала. Возможно, это записи самого капитана, оставшиеся от его походов в Арктику. На стене, прямо над стариком, художник поместил портрет адмирала Нельсона, национального героя, одного из выдающихся британских флотоводцев.
«Портреты»
Портрет мисс Эвелин Теннант
Миллес быстро становится одним из самых востребованных английских мастеров. Написанные им портреты, отличающиеся красивостью и изысканностью исполнения, пользуются большой популярностью. Видимо, салонная живопись, хотя и приносит хороший доход, не удовлетворяет мастера. Он пробует себя в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничает с журналом «Once a Week». Но главное место в его живописи теперь прочно занимает портрет. На его многочисленных портретах высший свет викторианской Англии, люди, которые прочно вошли в историю Объединенного королевства. Во многом благодаря этим работам он в 1885 году получил титул барона.
портрет Джона Раскина
Миллес написал портрет Джона Раскина. Раскин задумчиво созерцает водопад, и очень точно выписанные скалы и вода потока отражают интерес и любовь, которые Раскин испытывал к природе.
По своей выразительности интересен ещё один портрет
Портрет Уилки Коллинза 1850
«Мыльные пузыри»
Мыльные пузыри 1885—1886.
Реклама с использованием картины «Мыльные пузыри»
В картинах мастера появляется не свойственная ему раньше сентиментальность и назидательность. Но именно такие работы и нравятся публике. Цветные литографии с его картин расходятся многотысячнымм тиражами. В этом отношении любопытна его работа «Мыльные пузыри», на которой он изобразил своего сына. В период прерафаэлитской молодости ему в самом страшном сне не могло присниться, что с репродукциями его картины торговцы мылом сделают рекламные плакаты, которые станут «украшением» английских заборов. Кстати, это была первая реклама с использованием картины известного художника.
«Журчание потока Мэни»
Журчание потока Мэни
Во многих работах Миллеса пейзаж занимает важное место, создавая нужный психологический настрой всему полотну. В последний период своего творчества он обращается к пейзажу как к самостоятельному жанру. Мастер с любовью пишет виды Шотландии, ему нравятся дикие уголки, где природа еще не ощутила на себе пагубное влияние человека и пребывает в первозданной красоте.
Источник
ngasanova.livejournal.com