Использование техники маркетри для декорав закладки 3. Картины маркетри


Использование техники маркетри для декора

Маркетри – это специальная техника изготовления деревянных мозаик. Мозаики выполняются на основе натурального шпона, который выкладывается кусками для достижения интересного художественного эффекта. Искусство маркетри по дереву появилось еще в глубокой древности.

История маркетри по дереву

Наши пращуры украшали деревянные фрагменты вставками из других древесных пород, что приводило к появлению новых декоративных элементов и украшений.

Термин  «маркетри» переводится с французского как  «деревянная мозаика». Древние мастера называли изделия из кусочков древесины «деревянным набором» или «деревянным комплектом». Изделия в стиле маркетри можно встретить даже в античной эпохе. К примеру, в гробнице Тутанхамона исследователи обнаружили изделия, которые имели вставки из черной древесины. Однако такой подход можно назвать лишь предтечей маркетри, ведь в своем классическом варианте эта техника предполагает использование тончайших пластин из шпона. Толщина каждой пластины должна быть не более 2-3 мм.

Станок для распиливания шпона был сконструирован лишь во второй половине XVI века. В те времена техника маркетри стала активно распространяться по многочисленным странам. Примерно в XVIII веке она добралась и до России. Сегодня техника маркетри не настолько популярна в силу высокой сложности сборки изделий. Однако мастера маркетри остались – они производят уникальные изделия на заказ, которые великолепно смотрятся в современных интерьерах.

Техники изготовления маркетри

Маркетри включает в себя несколько техник:

  • Интарсия. В данной технике используется деревянная панель, в которой вырезаются канавки для последующего приклеивания разных фрагментов древесины. Фрагменты могут иметь различную толщину. Обычно они довольно массивные: порой до 2 см. Такой подход нельзя назвать типичной методикой маркетри, ведь в ней применяется тончайший шпон.
  • Облицовка. Облицовка – метод, который предполагает наклеивание древесины на поверхность разных изделий в качестве декора.

Сфера применения мозаики маркетри

Сфера применения маркетри очень широка. Деревянные мозаики можно встретить на поверхности мебели, стен, с их помощью могут создаваться настоящие произведения искусства.

Для работы в технике маркетри требуется многочисленный инвентарь: фанера, шпон, резак, гумирка, прикатка, пресс, клей, шлифовальное устройство и т.д. Шпон, применяемый для создания мозаик, может иметь различный распил, что напрямую влияет на его декоративные качества. Дефекты древесины – еще одно прекрасное дополнение для уникальных изображений, выполненных в технике маркетри. Если же добиться нужного оттенка не получается, можно прибегнуть к травле или морению шпона.

Создание шедевров в технике маркетри – очень кропотливый процесс, который требует высокой усидчивости и аккуратности. Готовые предметы интерьера, украшенные маркетри, будут иметь свой собственный облик и прекрасно дополнят пышный интерьер. Но стоит помнить о том, что такое удовольствие влетит вам в копеечку. Впрочем, если вы хотите добавить своему дому эксклюзивности, то маркетри — лучший способ сделать это.

Дек 29, 2017Сергей

Красивые но не самые практичные решения для домаДом построенный многодетной матерью

Комментарии: 19

shkolaremonta.info

Маркетри - искусство мозайки из шпона.

noon_of_ashoora_v1_72.jpg

День Ашура. Noon of Ashoora. Маркетри. Натуральный шпон.

Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.

Десятый день первого месяца мухаррам мусульманского календаря — день траура, неукоснительно соблюдаемого приверженцами ислама. В этот день погиб внук Пророка Мухаммеда — Хусейн (626—680).

Хусейн был вторым сыном дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, пошел на соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа. Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе Имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками, приступил к его осуществлению.

Язид и его люди остановили Хусейна недалеко от реки Ефрат и подвергли их страшным пыткам и мучениям. Хусейн и его последователи стойко выдержали все тяжелые испытания, но категорически отказались признать Язида халифом.

В самых больших городах штата Гуджарат на улицы выходят длинные процессии верующих, сопровождающие «тазии» — уменьшенные копии гробницы Хусейна и ведут коня (в память о коне Хусейна). Такая практика была начата Амиром Тимуром, который вторгся в Индию в 1398 году. Тимур построил первую модель гробницы после возвращения в Самарканд из паломничества в Кербелу.

Процессии «тезии» проходят под аккомпанемент оркестров, играющих заунывные мелодии. На специальных платформах размещаются гимнасты и акробаты, многочисленные приверженцы. Частью празднеств являются также драматические представления, воскрешающие эпизоды трагедии давних лет.

День Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-хдневного поста (9—10-го, 10—11-го или 9—11-го числа месяца Мухаррам). Пост в день Ашура был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (626—680), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру). После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца Мухаррам приобрела другое значение.

Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня Мухаррама.

Изначально же, на день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди после Потопа, родился пророк Ибрахим, вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, пророк Ибрахим спасся от огня язычников, Муса и его последователи спаслись от преследования фараона).

ambush_v1_72.jpg

В засаде. Ambush. Маркетри. Натуральный шпон.

an_indian_v1_72_miniature.jpg

Индеец. An Indian (Native American). Маркетри. Натуральный шпон.

hallart.ru

Виктор Музыка "Маркетри в антикварных салонах"

Хорошей антикварной мебели в России немного. Мало и людей, которые в ней разбираются. Большинство почему-то думает, что мебель изготавливали малограмотные, но одаренные от природы столяры. Выражение "Умели же раньше делать, не то что сейчас" давно уже стало расхожей фразой. На самом же деле мебель мебели рознь. Есть простые незатейливые предметы для повседневного пользования (столы, стулья, лавки, табуреты, сундуки) - это, действительно, продукт ремесла, а есть высокохудожественная мебель, на изготовление которой уходили месяцы. Над ее созданием работали знаменитые во всей Европе мастера. Например, в эпоху Возрождения эскизы для наборных картин для мебели рисовали Сандро Боттичелли, Филиппо Липпи. Работы Андре Шарля Буля предназначалась для королевского двора Людовика XIV. Давид Рентген снабжал своими изделиями многие дворы Европы, в том числе и российский. Проектировали мебель знаменитые архитекторы: в России этим занимались Воронихин, Стасов, Шехтель и Беда и в том, что даже в лучших музеях страны, где хранятся самые интересные работы знаменитых мебельщиков, многие предметы не имеют табличек с указанием времени создания, имен авторов и названия мастерских, в которых они были изготовлены. Так что человеку несведущему без гида не разобраться: где работы Давида Рентгена, где Христиана и Ганса Мейеров, а где - мастерской Гамбса.

Конечно, это вовсе не значит, что в России нет исследований о мебели и мебельщиках прошлого. Напротив, есть замечательные специалисты, выходят интересные работы. Но все это имеет отношение к узкому кругу "посвященных", за пределами которого царит историко-социальный контекст.

В какой-то степени "небрежное" отношение русских музеев к популяризации истории мебельного искусства привело к тому, что в массовом сознании оно стоит рангом ниже живописи, скульптуры и архитектуры. На самом же деле высокое искусство мебельщиков было непосредственно связано с архитектурой, и рассматривалось как прямое ее продолжение. Раньше не было профессионального разделения на архитекторов и дизайнеров. Архитекторы не только отвечали за возведение стен особняков, но и разрабатывали внутреннее убранство. Часто они же проектировали и мебель. Возникновение всякого нового стиля в архитектуре становилось поводом для развития его же в мебели и других видах декоративно-прикладного искусства. Очень показателен в этом плане пример России. Золотой век русской мебели начался с активного дворцового строительства в петровские времена, а закончился, когда на смену ампиру пришла эклектика. На Западе (особенно в Америке) русская мебель этого периода стоит дорого, и спрос на нее больше, чем на другие русские художественные произведения того же времени.

В России бытует мнение, что цена и художественные достоинства мебели зависят от количества нанесенного золота и резных деталей. Однако все, кто хоть немного интересовался антиквариатом, знают, что ее красота в простоте. Хорошие мастера никогда не злоупотребляли украшательством, больше внимания уделяя удобству и изяществу мебели. В декоре было важно подчеркнуть красоту текстуры используемого дерева. Например, в конце XVIII - первой четверти XIX веков мебель покрывали шпоном из красного дерева, ореха, карельской березы, тополя. Приблизительно той же цели добивались мебельщики, украшая свои изделия при помощи картин из наборного дерева - маркетри. Они не забывали и о том, что у мебели есть четкое предназначение. Учитывали и необходимость ее долгой службы, поэтому использовали твердые породы дерева, и строго следовали технологиям его обработки. Обычно дед готовил материал для внуков. На протяжении нескольких десятилетий дерево хранили на чердаках, выветривали. Дело в том, что очень сложно спрогнозировать поведение свежего дерева во время его обработки. В самую ответственную минуту оно может дать трещину. Для того, чтобы этого не происходило, оно должно "отлежаться", "дозреть" до определенного состояния. Чем старее материал, тем более прогнозируемо его поведение, тем меньше вероятность того, что со временем оно даст трещины. Кстати, характерные продольные трещины на старой мебели - свидетельство нарушения технологий "приготовления" дерева. Чего, в принципе, не могли сделать старые мебельные мастера.

Однако даже самая крепкая и качественная мебель подвержена разрушению. Кресло -- не картина и не фарфоровая статуэтка. На нем сидят, от времени у него ветшает обивка, проседают пружины... Наверное нет старинной мебели, которую не чинили и не реставрировали.

Разбросанные по стране экземпляры старинной мебели очень сложно находить, но еще сложнее придать им первоначальный облик. Музеи в последние время не занимаются розысками предметов, а предпочитают пополнять коллекции, покупая вещи на аукционах и в антикварных магазинах. Функция отыскания мебели постепенно перешла антикварам.

С одной стороны, это хорошо. Но антикварное дело - это бизнес, а бизнес диктует свои правила. В связи с этим очень важной становится проблема методов реставрации мебели. Любой опытный реставратор может рассказать, в чем отличие музейной реставрации от антикварной. При этом в среде самих антикваров нет единства в мнениях о художественных достоинствах мебели и способах ее реставрации. Политика любого антиквара зависит от спроса и предложений, а ориентируется он на вкусы и пожелания своих покупателей. К счастью, в России уже есть собиратели, которые знают толк в мебели и понимают подлинные достоинства вещей. Им свойственно одно пожелание, во время реставрации избавить предмет от "запаха времени", то есть она должна быть презентативной и удобной в пользовании.

Подбор предметов мебели и их внешний вид в антикварном салоне зависят от широты вкусов и профессионализма антиквара. Вокруг хорошего магазина формируется круг постоянных клиентов, которые предпочитают довериться одному-двум специалистам, а не бегать по всем антикварным лавкам России. Зная московских антикварный рынок, можно довольно точно сказать, какие предметы в каком магазине можно встретить. Исключение составляют только очень хорошие вещи, их найти сложно, но оказаться они могут в любом салоне. Только вероятность их появления в магазине, который специализируется на мебели определенной эпохи, гораздо выше, чем в любом другом.

Мебель с маркетри можно найти в любом антикварном салоне. Маркетри - это не стиль, а техника украшения поверхности с помощью шпона, фанеровки и кусочков из разных пород дерева. В России мастера маркетри появились в первой половине XVIII века и работают даже в наше время. Поэтому маркетри - удобная тема для того, чтобы поговорить о мебели, как таковой.

По времени изготовления предметы мебели делятся на две категории: сделанные до середины XIX века и после. Все, что было изготовлено до, представляет большой антикварный интерес и встречается не так часто, как хотелось бы. Все, что после, стоит значительно дешевле, и существует в большем количестве. Особое место отводится модерну. Но и здесь есть свои тонкости: цена авторской мебели в стиле модерн существенно отличается от растиражированных изделий известных мануфактур.

Граница по времени не случайна, она непосредственно связана с процессом усовершенствования инструментов для производства мебели. Иначе говоря, как только начался процесс серийного производства мебели, ее цена стала значительно ниже. Это произошло во второй половине XIX века. Парадокс в том, что мебель делали более совершенной в художественном отношении тогда, когда инструменты были значительно хуже. Причина банальна: чтобы стать мебельщиком в XVIII веке, следовало пройти очень серьезную и основательную выучку, да и статус мебельщика в обществе был много выше.

Набор на крышке стола для нот. Работа Никифора Васильева. 2-я половина XVIII в. Кусково.

Расцвет применения маркетри в России относится ко второй половине XVIII века. В это время работали братья Насковы, Никифор Васильев и Веретенников -- авторы картин-пейзажей, созданных из наборного дерева на мебели для первых лиц государства. Эти работы считаются шедеврами эпохи и хранятся в крупнейших музеях страны. Таких вещей немного, стоят они дорого, и найти их в антикварных салонах почти невозможно. Предмет именно такого класса находится сейчас в салоне "Русская усадьба". Это бюро, в отношении техники и использованных сюжетов - вещь уникальная. Бюро настолько интересно и ценимо владельцами, что его даже не стали реставрировать, решив, что подобные вопросы нужно решать с будущим покупателем.

Характерный предмет мебели XVIII века - ломберный стол. В связи с распространением моды на карточные игры, он стал непременным атрибутом убранства интерьеров той поры. Такие столы ставили у стены, а на время игры отодвигали и раскладывали столешницу. Образовывался квадрат, центр которого был оклеен зеленым сукном, очень удобным для записывания мелом нужного игрокам подсчета, а обрамление составляли цветочные и растительные орнаменты. Обычно картины копировали с популярных гравюр, тонкая же их проработка свидетельствует о высочайшем уровне, которого достигли мастера-мебельщики в эту эпоху. 

 

 Другой типичный образец мебели XVIII века - бюро-цилиндр. Такие предметы служили в качестве письменного стола и кабинета-поставца в женских кабинетах с середины XVIII до середины XIX века.

 

Столик-бобик - небольшой дамский рабочий стол - получил свое название по форме крышки, напоминающей плод бобовых растений. Столики изготавливали в тоже время, что и бюро-цилиндры. Особенно они были модны в эпоху позднего царствования Екатерины II. В начале XIX века украшения, выполненные в технике маркетри, были сведены до минимума. В эпоху ампира маркетри встречается очень редко. Рисунок становится сдержаннее и лаконичнее. На первый план выходят переработанные античные сюжеты.

К середине XIX века заканчивается "золотой век русской мебели". В проектировании и производстве мебели все меньше становится индивидуального творческого начала. По Европе и России распространяется мода на мебель в стиле историзма, где увлечение украшениями в стиле готики, ренессанса, рококо и барокко часто доходит до абсурда.  Приближается пора технологически-поточного производства мебели, необдуманного украшательства вещей. Хотя по-прежнему встречаются интересные образцы.

 Ответом на массовое производство были авторские работы времен модерна. Модерн же принес и более высокий уровень технологий, помогающий решить очень сложные задачи в создании новых типов декора для привычных предметов мебели. Появляются и новые породы дерева, которые начинают активно использовать в декоре. Например, груша, достоинством которой является отсутствие текстуры (естественного рисунка на древесине). Это позволяет создавать совершенные композиции, при которых рисунок на материале не отвлекает от созерцания пластических объемов. В Западной Европе история изготовления мебели с применением маркетри началась гораздо раньше, чем в России. Подобная техника была известна еще древним грекам и римлянам. Изначально применяли интарсию - украшение предмета узорами из других пород дерева, вставленными в специально выдолбленные на его лицевой поверхности углубления. Часто интарсия дополнялась мозаикой из кости, перламутра, янтаря, стекла, металла и называлась инкрустацией. В технике маркетри наборные картины стали изготавливать в эпоху Возрождения. Этому времени принадлежат наиболее совершенные работы. Чего стоят только одни картины наборного дерева на библейскую тему, с изображением святых и геометрическим орнаментом из картезианских монастырей Франции и Италии, выполненные в технике чертозианской мозаики. К сожалению, в антикварных магазинах России очень редко встречаются работы западноевропейских мастеров, изготовленные раньше второй половины XVIII века. Иное дело - мебель более позднего времени. Особенно много вещей второй половины XIX века. Представлены почти все страны: Швеция, Австро-Венгрия, Германия, Голландия, Италия, Франция... Больше всего мебели из Франции. Встречаются работы и знаменитых мастеров, в частности Галле и Мажореля. К достоинствам антикварной мебели следует отнести не только ее стильность и художественность, но и, как этот ни парадоксально, прочность. Старинная мебель сделана по столь совершенным технологическим канонам, что это позволяет восстанавливать любые утраты. При проведении реставрации очень важно использовать старое дерево и придерживаться старинных технологий. Однако и здесь стоит предостеречь от новоделов, определить же их просто, нужно осмотреть нелицевую сторону мебели и убедиться в древности материала. На редкие, древние и высокохудожественные предметы мебели следует спрашивать экспертизу. В Москве ее проводят Исторический музей, музей декоративно-прикладного искусства и музей Останкино. Правда, и здесь есть свои «но»: некоторые антиквары, долго занимающиеся мебелью, принципиально не делают экспертизы на старые и хорошие предметы, считая, что эксперт ничего нового им сообщить не может. В таких случаях покупателю остается довериться своему чутью, знаниям и вкусу. Напоследок хотелось бы отметить одну особенность узоров, выполненных в технике маркетри: со временем дерево меняет свой цвет и иногда выгорает. Конечно, опытный реставратор может снять тонкий верхний слой и проявить цвета, но, чаще всего, оставляют, как есть. Увидеть же первоначальную гамму цветов в наборах можно на поверхностях, которые обычно скрыты от дневного света за откидными крышками старинной мебели.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (ВРЕЗКИ) Маркетри (фр. marqueterie) - декоративная техника деревянного набора, разновидность мозаики, когда вся поверхность деревянного изделия покрывается набором из тонких фигурных пластинок шпона (тонкого листа древесины), подобранных по текстуре и цвету и вырезанных в соответствии с задуманным рисунком. Сюжетная или орнаментальная композиции выполняются из шпона ценных пород дерева (сандал, эбеновое дерево, красное и розовое дерево, амарант, палисандр, пальма), которые затем наклеиваются на плоскую деревянную поверхность из простых пород дерева (дуба, березы, ели). Своим возникновением техника маркетри обязана эпохе географических открытий, позволившей мебельщикам использовать привозные, дорогие сорта дерева колониального происхождения, и изобретением в 1562 г. станка для производства пиленого шпона. Начиная с XVI в. в Европе шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, изготовленную из местных сортов дерева. Мастера знали около 100 сортов цветных пород дерева, среди которых были как экзотические, так и европейские - лимон, груша, яблоня, клен, орех. Мастерское использование цветофактурных характеристик древесины является основой искусства мозаики по дереву. В XVII в. изготовлением наборной мебели славились нидерландские мастера, в середине XVIII в. замечательные образцы создали французские мебельщики, такие как Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер. Последний прославился более всего бюро с цилиндрическими крышками, исполненными в красном дереве с тончайшим набором маркетри. Предметы европейской мебели XVIII в. украшались в технике наборного дерева не целиком, а только их центральная, несущая смысловую нагрузку, часть. Например, переднюю стенку комодов из сандалового дерева знаменитого англичанина Роберта Адама украшает тонкий узор маркетри.

 Давид Рентген

Настоящими мебельными шедеврами были бюро с секретными механизмами немецкого мастера Давида Рентгена, в которых мозаика по дереву сочеталась с бронзовыми накладками. Тонкостью набора изделия в технике маркетри рентгена 1770-х годов, выполненные по эскизам живописца Януариуса Цикка, превосходили многие работы крупных парижских мебельщиков. История русской мебели маркетри начинается еще в петровское время и связана с наборными паркетами, которые выполнялись охтинскими мастерами, прошедшими обучение за рубежом. В 1760-1780 гг. выдающиеся образцы мозаичного художественного паркета создаются по проектам архитектора Антонио Ринальди. Техника маркетри в это время обогащается применением подцветки и травления дерева, обжигом и гравировкой. В русской мебели использовался шпон не только привозных пород дерева, но и местных - ясеня, клена, березы. Русские мастера умело использовали волнистую текстуру карельской березы, применяли также подцвеченную и травленную древесину, имитируя ценные породы. Так в 1790-е годы модное, но доступное далеко не каждому, красное дерево успешно заменяли крашенным ясенем: «Оное дерево супротив красного дерева почти узнать невозможно будет». Большая часть русской наборной мебели в отличие от французской, которая с 1743 г. подлежала обязательному клеймению, оставалась безымянной. Чаще всего ее изготавливали крепостные заказчика. Выдающийся мебельный мастер второй половины XVIII в. М. Веретенников был крепостным графа Салтыкова. По желанию заказчика он ставил свою подпись на лицевую сторону некоторых изделий, например, столешницы. Это доказывает широкую известность мебельщика, выполнявшего в том числе заказы императорского Двора. Поставщик императорского Двора Николай Федорович Свирский на ремесленной выставке 1885 г. в Петербурге получил золотую медаль за отличное исполнение мебели в разных стилях и за замечательное усовершенствование деревянной мозаики в применении ее к мебельному производству.  Луи Мажорель

В мебели модерна часто применялась внешне очень схожая с маркетри техника инкрустации не только шпоном ценных пород дерева, но и других материалов: перламутра, стекла, кости. Художники Нанси, ведущей школы французского модерна, среди которых особенно значимыми фигурами были Эмиль Галле и Луи Мажорель, придали маркетри новое звучание, расширив цветовую палитру мебели за счет использования шпона фруктовых деревьев.

restavratorspb.livejournal.com

Работы в технике маркетри. Виталий Гинчук. - Интарсия, маркетри - Дерево - Каталог статей - УМЕЛЫЕ РУЧКИ

Работы в технике маркетри.  Виталий Гинчук.

Название техники маркетри произошло от французского слова marquer – расчерчивать, размечать. Маркетри представляет собой один из видов инкрустации по дереву, при котором мозаичный узор выполняется из тонких пластин разных пород дерева – шпона.

 В наши дни старинное искусство маркетри переживает новый виток популярности. Эту технику используют для отделки мебели, стеновых панелей, самостоятельных декоративных панно, а также любых других деревянных элементов оформления интерьера.

Гинчук Виталий (Витальянец)

Замечательный   мастер Гинчук Виталий (Витальянец)  живет  и  работает  в  Уссурийске, (Приморский  край,  Россия)

Все  картины   Виталия  Гинчука  выполнены в технике маркетри. Это  очень тонкая, скрупулёзная работа, включающая множество мельчайших деталей. Выполнены без использования красок, в реалистичной манере.   Это  мозаика из шпона разных пород дерева, без использования красок. Колористическое решение достигается путём подбора естественных цветов дерева. 

Язык дерева, его сказочная фактура, тепло и ювелирная тонкость, изысканность создают какое-то особое доверие и восхищение работами.

Полюбуйтесь  и  оцените  мастерство  художника.

Люди, ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "После свидания" шпон-маркетри 2009г.. Handmade.

"После  свидания"

Животные ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Часы-Кобра" Шпон-маркетри. Handmade.

Часы  "Кобра"

Люди, ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Гусар" шпон-маркетри 2009г.. Handmade.

"Гусар"

Животные ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Волки" шпон-маркетри 2003г.. Handmade.

"Волки"

Животные ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Летят утки" шпон-маркетри. Handmade.

"Летят  утки"

Пейзаж ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Полнолуние" шпон-маркетри (Продано). Handmade.

"Полнолуние"

Животные ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Карп" шпон-маркетри. Handmade.

"Карп".

Животные ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Сом" шпон-маркетри. Handmade.

"Сом"

Животные ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "По над пропастью, по краю..." шпон-маркетри 2003 г.. Handmade.

"Над  пропастью,  по  краю…"

ЦВЕТЫ.

Картины цветов ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Комплект "Белые цветы" шпон-маркетри (Продано). Handmade.

Комплект  "Белые  цветы"

Картины цветов ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Роза в эллипсе" шпон-маркетри 2012г.. Handmade.

"Роза  в  эллипсе".

Картины цветов ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Комплект "Валентинки - Розы" шпон- маркетри (Продано). Handmade.

"Валентинки".

Картины цветов ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Ирисы". Handmade.

"Ирисы"

СИМВОЛИЗМ.

Символизм ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Инь-Янь" шпон-маркетри. Handmade.

"Инь – Янь"

Символизм ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Время утекает" по С. Дали шпон- маркетри. Handmade.

"Время  утекает"  по  С,  Дали.

ПОРТРЕТЫ.

Люди, ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Портрет девушки, шпон-маркетри. Handmade.

Портрет  девушки.  Работа,  выполненная  на  заказ.

Люди, ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа "Портрет Виктора Ишаева на фоне Утёса в г.Хабаровске", шпон-маркетри 2. Handmade.

"Портрет Виктора Ишаева на фоне Утёса в г.Хабаровске"

Виталий  Гинчук  так  рассказывает  о  себе:  "Любимейшим делом (маркетри) я увлёкся на закате советской власти,тогда ещё мебель была в дефиците,тем более шпонированная. А я из простого молодого,ещё малоопытного художника-оформителя, работающего как раз на известном в то время Хабаровском меб. комбинате "Заря", был приглашен на новую фабрику, попробовать себя в роли инкрустаторщика по декорированию фасадов на мебельных "стенках". По-началу мне казалось это чем-то ужасающим (в плане терпения и усидчивости), но со временем я так втянулся,что уже 30 лет меня колбасит, потому-как я до сих пор не могу найти предела в этой работе и считаю, что ещё далёк от мастерства. Хотя на всех выставках и ярмарках получаю хорошую порцию приятных отзывов и предложений. Работы имеют спрос не только на местном уровне но и за рубежом в Канаде, Германии, США, Корее и особенно в Японии. "

сайт

umelye-ruchki.ucoz.ru

Маркетри – техника деревянной инкрустации

С помощью техники маркетри создаются завораживающие пейзажи и изображения городов. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Эта работа настолько тонкая и трудоемкая, что мастер может трудиться над заказом не один месяц. Он должен быть очень аккуратным, точным и сосредоточенным.

Маркетри представляет собой один из видов инкрустации по дереву, причем мозаика складывается из разных пород древесины, камня, металлов. Считается, что техника маркетри появилась еще во времена Древнего Египта, а, возможно, и еще раньше. В гробнице фараона Тутанхамона были найдены предметы, украшенные деревянной мозаикой.

 

 

Ту же технику использовали позже в Голландии, а сам термин придумали ушлые французы. Marque, что означает «расчерчивать», приобрело большую популярность во Франции и Германии, им украшали мебель и даже стены, тогда же появилась и техника инкрустации шпоном. Наиболее распространенными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные узоры, архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображения музыкальных инструментов. Некоторые работы оценивались как произведения искусства и стоили баснословных денег. Сегодня маркетри не так популярно и приравнивается скорее к ремеслу, как, например, русский лубок.

Одними из лучших французских мастеров 14-15 веков признаны Жан-Франсуа Эбен, Жан-Анри Ризенер и Андре Шарль Буль, а из немецких 18-го века - Давид Рентген, чьи работы украшают дворцы Гатчины, Павловска, Пушкина. Кстати, в России еще при Екатерине II столичные и крепостные мастера овладели техникой маркетри, народ даже сложил про них несколько легенд. В каждом дворце была мебель с элементами маркетри - орнаменты, натюрморты, портреты... К примеру, в Зимнем дворце в этой технике декорированы двери и наборные паркеты, столы, кресла, стулья. Среди отечественных мастеров славятся А. Карпенко, Е. Мищан, С. Костюк и В. Дмитренко. Киевская школа маркетри отличалась живописной манерой исполнения, а лучшими ее мастерами считаются Сергей Костюк и Виталий Гинчук.

К началу 19-го века популярность маркетри и других «ручных» техник угасла, так как наметилась тенденция поточного производства. Мозаика уступила место другим видам декорирования мебели, таким как резьба и украшения из металла, но мода на нее вернулась уже в начале 20-го века. В наши дни мозаика и инкрустация переживают возрождение. Искусственные материалы, такие как нейлон или пластмасса, давно уже не в почете, людям стало ближе и дороже все натуральное, поэтому маркетри обретает новую жизнь.

artifex.ru

Маркетри. Работы, выполненные в технике маркетри (картины). Деревянная мозаика на основе инкрустации шпоном.

Впервые с техникой маркетри я столкнулась несколько лет назад. Тогда на новоселье знакомые подарили нашей семье деревянную картину, на которой изображена улочка небольшого венецианского городка (по крайней мере, мне именно так и кажется). Картина была выполнена настолько реалистично, что казалось, протяни руку и окажешься там. Приглядевшись к подарку, я поняла, что картина создана из тончайших кусочков дерева, окрашенных в разные естественные цвета. Сначала не поверила своим глазам, настолько филигранно выполнен был рисунок, а потом поискала информацию и теперь хочу поделиться ей с вами.

Маркетри. Работы, выполненные в технике маркетри (картины). Деревянная мозаика на основе инкрустации шпоном.

Немного истории техники маркетри

Техника маркетри (или создание деревянной мозаики) относится к одному из самых древних искусств. Существуют доказательства того, что эта техника применялась еще в античные времена — в Египте, на гробнице фараона Тутанхамона археологами были обнаружены вставки из черного дерева. Постепенно это искусство начало свое шествие по миру, и вот уже мастера Франции, Германии, Голландии, а затем и России стали широко применять технику маркетри для декора мебели и украшения интерьеров. Наборный паркет является одним из ярких примеров использования этой техники.

Вскоре мастера-краснодеревщики перестали ограничиваться только деревом и, благодаря французу Андре Шарль Булю, в рамках искусства маркетри стали использовать пластины из дополнительных материалов: морских раковин, латуни, слоновьей кости. 18 век стал эпохой наивысшего расцвета этой техники. Но и спустя три столетия в современном мире искусство изготовления предметов при помощи мозаичного набора древесного шпона, окрашенного в разные цвета, не теряет своей актуальности. Помимо предметов быта техника маркетри широко применяется в изготовлении стеновых панелей и напольного покрытия.

Очевидно, что техника маркетри требует кропотливого труда. Так как же возникает вся эта деревянная красота?

Процесс изготовления деревянной мозаики

1. Для начала мастеру необходимо определиться с рисунком, который впоследствии будет выложен шпоном. Картинка рисуется на миллиметровой бумаге и раскрашивается акварелью в соответствии с выбранными цветами. 2. Затем из плотного картона вырезаются шаблоны, которые накладываются на кусочки шпона и обводятся карандашом. Чтобы вырезать из кусочков шпона нужные фрагменты, используется остро заточенный нож для резьбы по дереву или обычный резак. Иногда для этих целей применяется лобзик. 3. Следующим шагом будет наклеивание элементов рисунка на нарисованный шаблон. Самое главное в этом процессе очень плотно подогнать фрагменты друг к другу, чтобы между ними не было даже маленького промежутка. Для наклеивания обычно используется столярный клей.4. В этом пункте стоит заметить, что есть и другой способ собирания в набор всех кусочков древесины. Вместо того, чтобы наклеивать все фрагменты на бумагу можно соединить их при помощи скотча, но этот вариант доступен скорее профессионалам. 5. Основой для готового набора может служить, например, оргалит или фанера. Набор переворачивается бумагой или скотчем вверх и приклеивается к основе при помощи ПВА дисперсии. Излишки клея убираются, и изделие кладется под пресс на 3-4 часа. Для проведения дальнейших работ необходимо дождаться окончательного высыхания изделия.6. Если при сборе рисунка применялась бумага, то она аккуратно снимается крупной наждачной бумагой. Скотч же просто отклеивается.7. Готовый рисунок шлифуется и покрывается лаком. Как правило, слоев лака должно быть не менее трех.8. Конечный этап заключается в полировке готового изделия.

Для того чтобы добиться максимального эффекта в рамках техники маркетри используется огромное количество различных древесных пород. Наиболее часто применяется шпон из карельской березы, разновидностей ореха, груши, красного дерева. Следует отметить, что древесина с различными дефектами придает свою неповторимость и своеобразие каждому предмету.

Мастеру для создания сложных рисунков не всегда хватает естественной цветовой гаммы древесины. В таком случае существуют свои хитрости для придания древесине желаемого оттенка. Протравливание шпона раствором хлористого железа придает голубоватый или зеленоватый оттенок. Вымачиванием в растворе медного купороса и железистого калия добиваются красного цвета.

Предметы, выполненные с применением техники маркетри, отличаются теплой цветовой гаммой и создают особый уют в помещении. Такие вещи подходят практически к любому интерьеру, за исключением, пожалуй, помещений, выполненных в стиле хай-тек, отличающихся минимализмом и холодным металлическим блеском. Особенно хорошо смотрятся ширмы, картины и мебель, выполненные в технике маркетри в помещениях с восточным стилем интерьера.

Использование техники маркетри можно назвать поистине ювелирной ручной работой, требующей терпения и аккуратности. Именно поэтому профессиональные мастера-краснодеревщики, работающие с этой техникой, ценятся на вес золота. Но попробовать раскрыть в себе такой талант стоит каждому. Пусть для начала это будет самый простой рисунок, состоящий всего из трех пород древесины, но зато она будет сделана своими руками и обязательно станет предметом вашей гордости.

homycomfort.ru

Маркетри. «Казанская икона Божией Матери»

Мастер - класс. Маркетри. Икона Казанской Божьей Матери

В настоящее время слово «маркетри» на слуху, и многие в общих словах даже смогут объяснить, что это за техника, рассказать об истории данного направления в изобразительном искусстве.

Искусство маркетри – это искусство подбора текстуры древесины, ее цвета, оттенков. Краски, созданные самой природой, не перестают нас восхищать. Такую технику называют «живописью без красок»: вместо красок – шпон, вместо холста – твердая основа, плюс техническая доработка (прессование, шлифовка, покрытие лаком).

Конечно, подобная техника трудоемка, требует много времени, знания законов живописи, рисунка и композиции. Многое зависит от материала, умения подобрать шпон, использовать любые дефекты в его текстуре. Возможности шпона невероятно богаты. Особенно красива так называемая мраморная гниль, которая присутствует почти во всех породах дерева, особенно хороша она в буке, березе, красном дереве. Серебро тополя, осины, перламутр липы, нюансы и тональности древесины имеют огромный диапазон и дают уникальную возможность создавать замечательные произведения искусства.

В технике маркетри художник должен понять главное: возможности передачи нюансов тона неограниченны, а тональные переходы создают атмосферу, которой могут позавидовать и живопись, и графика.

Шаг 1. Разработка эскиза. Эскиз является основной частью работы. Выполняют его простым карандашом на бумаге небольшого формата, разбивают по тону (штрихуют в соответствии со светлотой деталей). В дальнейшем ориентируются на эскиз при наборе рубашки. Рубашка – это склеенные воедино разные кусочки шпона, которые составляют рисунок. Впоследствии рубашку наклеивают на основу.

Шаг 1. Разработка эскиза.

Шаг 1. Разработка эскиза.

Шаг 2. Картон. Эскиз переносят на ватман в зеркальном отображении, увеличивая изображение. Рисунок на ватмане должен соответствовать размеру будущей работы (в нашем случае 43×53 см). Рисунок делают точным и четким, так как с него изображение переносится на кальку.

Разрабатывают рисунок для наборной мозаики. Каждому тону будет соответствовать отдельный сегмент (например, лик Иисуса состоит из разных по тону и светлоте сегментов: глаза, нос, кожа и т. д.)

Шаг 2. Переносим эскиз на картон.

Шаг 2. Переносим эскиз на картон.

Шаг 3. Калька. С рисунка на ватмане переносят изображение на кальку подетально (имеются две основные композиционные детали: Дева Мария и Иисус). Для этого на ватман накладывают кальку, углы фиксируют кнопками (или грузами). Переносят изображение каждой детали на кальку (лучше это делать гелиевой ручкой черного цвета, так как карандашная линия малозаметна). Каждую деталь переносят на отдельный лист кальки: Деву Марию – на один лист, Иисуса – на второй. Точно так же переносят на кальку три второстепенные детали – обозначения символов. Нужно аккуратно и точно переносить все линии, чтобы в дальнейшей работе не возникли искажения рисунка.

Шаг 3. Подетально переносим эскиз на кальку.

Шаг 3. Подетально переносим эскиз на кальку.

Шаг 4. Заточка ножа. Работу со шпоном начинают с заточки ножа. Нож должен быть очень острым и отполированным. Желательно затачивать его не на электроточиле, а на абразивном камне или брусочке, смоченном водой, чтобы не сжечь режущую кромку. Полируют лезвие на войлочном круге. В процессе работы следует как можно чаще править лезвие ножа на правиле из кожи. Острый нож не мучает дерево, края деталей получаются ровными, шпон во время резьбы меньше крошится, что позволяет плотнее стыковать детали между собой.

Шаг 4. Заточка ножа.

Шаг 4. Заточка ножа.

Шаг 5. Набор основных деталей в материале. Для работы готовят шпон из древесины разных пород по тону. В первую очередь набирают основные детали. Во время подбора материала для первой детали (Дева Мария) нужно помнить, что при лакировке шпон меняет оттенок, становится темнее, сочнее. Пробуя разные виды древесины, предварительно выбирают шпон, более подходящий по тону и с необходимым направлением волокон. Ножом аккуратно вырезают сегмент детали на кальке, подкладывают под нее выбранный кусок шпона. Вначале по вырезанному краю кальки намечают ножом контур, а потом в несколько приемов вырезают деталь.

Шаг 5. Набор основных деталей.

Шаг 5. Набор основных деталей.

Переворачивают кальку и аккуратно приклеивают вырезанный кусочек шпона к ее краям гуммированной лентой в нескольких местах по контуру (смачивают клеевую сторону гуммированной ленты губкой). Затем вырезают на кальке следующий сегмент, примыкающий к только что сделанной детали, подкладывают под него нужный кусок шпона, аккуратно вырезают шпон по контуру, переворачивают кальку и гуммированной лентой приклеивают шпон к уже вклеенному кусочку шпона, с одной стороны, и кальке – с другой.

Шаг 5. Набор основных деталей.

Шаг 5. Набор основных деталей.

Так постепенно набирают весь рисунок. Если в процессе работы гуммированная лента не сразу склеит детали между собой, нужно поставить на место стыка (поверх приклеенной гуммированной ленты) груз и подождать некоторое время. Аналогично первой детали набирают вторую (Иисуса). Ножом аккуратно вырезают эту деталь из кальки. Монтируют детали между собой, для чего накладывают вторую деталь на первую, совмещают рисунок и аккуратно врезают вторую деталь в первую. Ножом освобождают обе детали от ненужной кальки. Первая и вторая детали склеены между собой и составляют единое целое.

Шаг 5. Набор основных деталей.

Шаг 5. Набор основных деталей.

Шаг 5. Набор основных деталей.

Шаг 6. Набор второстепенных деталей. Набирают второстепенные детали аналогично основным. Точно так же ножом аккуратно освобождают их от кальки.

Шаг 6. Набор второстепенных деталей.

Шаг 6. Набор второстепенных деталей.

Шаг 7. Набор фона. Набрав основные и второстепенные детали, приступают к подбору фона. Выбрав нужный по тону шпон, накладывают на него склеенные между собой основные детали и ножом по контуру врезают их в фон. Ненужный шпон откладывают в сторону. Гуммированной лентой склеивают с обратной стороны края фона и основных деталей.

Шаг 7. Набор фона.

Шаг 7. Набор фона.

Шаг 8. Выравнивание. После того как рубашка набрана, выравнивают ее края при помощи линейки, грузов и ножа. Углы рубашки должны составлять 90°.

Шаг 8. Выравнивание.

Шаг 8. Выравнивание.

Шаг 9. Врезка второстепенных деталей в фон, паспарту. Размещают на уже готовом фоне второстепенные детали, врезают и вклеивают их в фон. Затем приступают к завершающему этапу сбора рубашки. Используя линейку, грузы и нож, нарезают тонкие полоски темного и светлого шпона для паспарту. Приклеивают их к рубашке с обратной стороны гуммированной лентой. Рубашка готова. Еще раз стоит проверить работу. Если мелкие детали выпали, нужно их восстановить.

Шаг 9. Врезка второстепенных деталей в фон, паспарту.

Шаг 9. Врезка второстепенных деталей в фон, паспарту.

Шаг 10. Приклеивание «рубашки» на основу. Основой является фанера толщиной 8 мм, которую выпиливают по размеру рубашки. Наносят на нее первый слой клея, выдерживают 10-15 минут, а затем наносят второй слой. Далее наносят клей на ту сторону рубашки, где нет гуммированной ленты; хорошо промазывают поверхность, чтобы заполнить все неровности и пустоты. Накладывают рубашку на основу. Следует внимательно следить за тем, чтобы углы рубашки и основы совпадали.

Шаг 10. Приклеивание «рубашки» на основу.

Шаг 10. Приклеивание «рубашки» на основу.

Шаг 11. Прессование. Для прессования используют типографский пресс. Между рубашкой и прижимной плитой прокладывают лавсановую пленку, чтобы не произошло отслоения рубашки от основы. Под прессом работу выдерживают сутки.

Шаг 11. Прессование.

Шаг 11. Прессование.

Шаг 12. Циклевание. Достав работу из-под пресса, сразу же следует производить циклевку, так как в этот момент гуммированная лента лучше всего отслаивается от поверхности. Циклюют работу большим ножом. Участки, на которых гуммированная лента отходит плохо, можно отшлифовать.

Шаг 12. Циклевание.

Шаг 12. Циклевание.

Шаг 13. Шлифовка. Для шлифовки используют электродрель с соответствующей насадкой. Главное – не переусердствовать и не прошлифовать шпон до фанерной основы.

Шаг 13. Шлифовка.

Шаг 13. Шлифовка.

Шаг 14. Покрытие лаком. Для отделки используют матовый нитролак, поскольку он не дает бликов и не мешает восприятию. Наносят его с помощью кисти или краскопульта. Следует наносить пять-шесть слоев лака. Первый слой наносят неразбавленным лаком, а каждый последующий слой наносят лаком, разбавленным растворителем. В последнем слое лак должен иметь консистенцию воды. Каждый слой лака после высыхания обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. Последний слой нанесенного лака не шлифуют.

Шаг 14. Покрытие лаком.

Шаг 14. Покрытие лаком.

Работа готова, вставляем ее в раму.

Инструменты:

1. Нож-резец маленький (длина лезвия – 155 мм, ширина – 12 мм). 2. Нож-резец большой. 3. Брусок для заточки режущей кромки. 4. Брусок для правки режущей кромки (небольшой брусок с наклеенным сверху кусочком кожи). 5. Гуммированная лента. 6. Калька. 7. Ватман, бумага для рисования. 8. Простой карандаш, гелиевая ручка черного цвета, ластик, линейки. 9. Шпон деревьев различных пород (шпон с изъянами считается в производстве браком, но для нас это рабочий материал). 10. Нитролак. 11. Клей ПВА. 12. Фанера для основы (либо другая основа). 13. Пресс. 14. Стол для маркетри с полистирольной основой. 15. Мокрая губка для гуммированной ленты. 16. Дрель с насадкой для шлифования. 17. Наждачная бумага разной зернистости. 18. Грузы. 19. Станок наждак (электроточило). 20. Кнопки.

Статья предоставлена авторами. Будет опубликована в журнале "Wood Мастер" март-апрель 2011 года

Другие материалы Риммы и Вячеслава Асеевых:

Год деревянного Дракона
У открытого окна. Изготовление декоративного панно в технике маркетри.

artageless.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта