Маковский Владимир ЕгоровичКартины и биография. Картины маковского
Маковский Владимир Егорович Картины и биография Makovsky Vladimir
Маковский Владимир Егорович (Makovsky Vladimir Yegorovich) — русский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца Константина Маковского. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством Василия Андреевича Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был Сергей Константинович Зарянко. В 1870 году Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».
Свидание, 1883Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве
Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873). Художник часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879), в том числе деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; «Крестьянские дети», 1890; и другие картины).
Ночлежный дом, 1889Русский музей, Санкт-Петербург Перед объяснением, 1900Художественный музей, СамараСо временем в тонких психологических мизансценах Владимира Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея). Наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера». Самые качественные свои вещи Маковский написал в 1880-90-х годах: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) — многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).
Оправданная1882 Две сестры1893В 1893 году Владимир Егорович Маковский был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению. Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась картина «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс.
Две матери. Мать приемная и родная, 1905-1906, Самарскийхудожественный музейНаиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 году поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького. Однако общественная актуальность не сопровождалась большими художественными успехами: к началу 20 века живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно выступал также как портретист («Художник И. М. Прянишников», 1883; и др.), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Академии художеств). Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде.
Крах банка, 1881Третьяковская галереяЭти три картины хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске
smallbay.ru
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ — МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
Продолжая тему «забытых имен» в искусстве, попробуем прикоснуться и понять творчество гениальных творцов русской живописи 19 века, работы которых выполнены в рамках повседневности человеческой жизни, в бытовом жанре. В прошлой статье мы рассказывали о гениальном русском живописце — Корзухине Алексее Ивановиче. А сегодня познакомимся с художником не менее гениальным, работы которого сегодня можно встретить в самых знаменитых музеях и галереях страны. Итак, познакомьтесь:
Маковский Владимир Егорович (1846-1920)
Владимир Егорович — признанный мастер бытового жанра. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем, являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сегодня можно долго рассуждать о вопросах наследственности таланта, но как мне кажется, талант нужно еще и обнаружить, направить, раскрыть.
С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.
Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину «Мальчик, продающий квас» (1861). Впоследствии картина будет украшать стены Государственной Третьяковской галереи.
В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы.
Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.
«В жаркий день», 1881, Серпуховский художественно-исторический музей«В полдень», 1879, этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галереяМаковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.
«Друзья-приятели», 1878, Челябинская областная картинная галерея«Вечернее общество», 1875, Государственная Третьяковская галерея«Искусство — это вторая религия… искусство облагораживает человека, делает его гуманным», -любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры.
Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и не большой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью «пианый», выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.
В 1861 году он успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, мировоззрения, в воспитании художественных вкусов и способностей художника.
«Варка варенья», 1876, Самарский областной художественный музейКонкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.
Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество.
«Крестьянские дети», 1890, Харьковский художественный музей«Приезд учительницы в деревню», 1896-1897, Государственная Третьяковская галереяВ 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приемной у доктора», где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. С тонким юмором подчеркнул художник живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу «домашних» способов лечения. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония сделали свое дело — картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.
Государственная Третьяковская галереяТем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики». Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.
«Игра в бабки», 1870, Государственная Третьяковская галереяЗа картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.
Тонкое понимание русского характера, поэтическое чувство красоты и музыки природы роднят это произведение с ранними повестями Тургенева. Затаив дыхание, забыв каждодневные дела и заботы, слушают пение соловья трое приятелей. Свет, падающий из низкого окошка, освещает убогую обстановку бревенчатой избы. Над столом с неубранной посудой, с нарезанной селедкой висит клетка с птицей, к которой приковано все внимание присутствующих. Поэзия властно покорила чувства этих разных по характеру, состоянию и положению людей. Их переживания переданы художником очень тонко и деликатно: с мягким юмором рисует он выражение счастья на грубых, изборожденных морщинами, измученных житейскими невзгодами лицах сидящего у стены хозяина дома и отставного солдата. Даже чинное лицо лавочника озарило теплое чувство. Показывая любовь русских людей к красоте природы, В. Маковский дает и меткую социальную характеристику персонажей.
«Любители соловьев», 1872-1873, Государственная Третьяковская галерея«Посещение бедных», 1874, Государственная Третьяковская галерея«Рыбачки», 1886, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко«На Волге», 1897, Государственная Третьяковская галерея«Обед», 1875, Этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галерея«Ожидание», 1875, Государственная Третьяковская галереяВ 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения.
Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, — это «Крах банка» (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.
Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургГлубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание» (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным «в учение» к ремесленнику, «в люди». Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.
«Свидание», Государственная Третьяковская галереяТем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре» (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни. Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город — все вторит настроению этого безрадостного свидания.
«На бульваре», Государственная Третьяковская галереяВ 1896 г. он совершил поездку по Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы — грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).
В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.
В наследие русскому народу остались свыше четырех сотен картин, множество иллюстраций к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей и рисунков.
Выбор приданого. 1897-1898Наем прислуги. 1891Не пущу!. 1892Умер Владимир Маковский в Ленинграде 21 февраля 1920. Похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.
∇
«Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины.»
∇
«Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»
Читайте также: Забытые имена — русский живописец Корзухин Алексей Иванович
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Маковский Константин Егорович, арт галерея живописи. Страница get.
Маковский Константин егорович (1839-1915), русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма.
Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Брат художника В.Е.Маковского. Учился в МУЖВЗ (1851-1858), где главным его наставником был С.К.Зарянко, а также в Академии художеств (1858-1863). Участник "бунта четырнадцати", был одним из членов-учредителей "Товарищества передвижников" (1870), однако с 1883 выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к "передвижникам", и к Академии. В 1876 посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже.Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова (1862), решенную всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из "народного быта", в том числе популярных Детей, бегущих от грозы (1872) и трогательный образ старого слуги Алексеича (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета (Оперный певец О.А.Петров, 1870; все — в Третьяковской галерее). Однако подлинный авторитет завоевал полотном Балаганы на Адмиралтейской площади (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от "злобы дня" темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию "салонного художника", наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат. Однако на деле искусство мастера было (подобно искусству "салонного" Х.Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же "режиссерского" дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец.
Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне Возвращение священного ковра из Мекки в Каир (1876, там же). В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных "боярских пиров" и "свадеб", которые имели шумный успех за рубежом (Поцелуйный обряд, 1895, Русский музей; и др.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно Минин на Нижегородской площади (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне — в городском Дворце Труда). В поздний период пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы.
Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915.
paintingart.ru
Картины Константина Егоровича Маковского - FUN-SPACE.ru
Константин Егорович Маковский (8 (20) июня 1839 — 17 (30) сентября 1915) — русский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Является также представителем академизма.ОфелияАлександра ФедоровнаБолгарские мученицыБоярский свадебный пирБоярыня у окнаВ паркеВоззвание МининаВыбор невестыГаданиеДевушка в боярской одеждеДервиши в КаиреДети бегущие от грозыЗа прялкойЗапорожский казакИван СусанинИвановский спуск у нижегородского кремляКрестьянский обед в полеПосле базараМуза поэзииНародное гуляние во время масленицы на адмиралтейской площади в Санкт-ПетербургеНаряд русской невестыПод ВенецПередача священного ковра в КаиреПир Ивана ГрозногоПортрет Александра IIПортрет детейПортрет З.Н.ЮсуповойПортрет Марии Михайловны ВолконскойПоцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). На сюжет из повести А.К.Толстого «Князь Серебряный»РусалкиРусская красавицаСемейный портретСенокосУбийство ЛжедмитрияУбийство Федора ГодуноваХарон перевозит души умерших через реку СтиксШкола в Каиреfun-space.ru
МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ - Всякая всячина
Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Брат К.Е. Маковского.Маковский Владимир Егорович. Автопортрет. 1905Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой проходили с большим успехом. Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков.
Тропинин Василий Андреевич. Портрет Любови Корниловны Маковской. 1830-е.
Маковский Владимир Егорович. Портрет Егора Ивановича Маковского. 1880
От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В.А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
Мальчик, продающий квас. 1861
С 1861 по 1866 год Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в Академию Художеств, где успешно учился.
Литературное чтение. 1866
Лица, изображенные художником, портретны. Пожилой человек – отец художника Егор Иванович Маковский, молодая девушка справа - невеста художника Анна Петровна Герасимова.
Маковский Константин Егорович. Портрет В.Е. Маковского, брата художника. 1868
В 1969 году, 23 лет отроду, женился на Анне Петровне Герасимовой (1848-1898) и жил с семьёй в доме отца, пользуясь его поддержкой. В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий живописец, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором. Для заработка Владимир вынужден был выполнять всевозможные заказы: рисовал для различных московских иллюстрированных изданий, расписывал плафоны и занимался даже иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания.
Маковский Владимир Егорович. Деспот семьи. В мастерской художника. 1893
Сюжет картины можно считать автобиографическим. Она написана в 1893 году, во время работы над заказом для храма Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон, изображенных на картине, - копия его «Преображения» для Спасова монастыря. Примечательно, что в качестве работы для заработка художник изобразил именно свои занятия иконописью.
Маковский Владимир Егорович. Портрет Анны Петровны Герасимовой. 1880
С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное»). За картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869
Ночное.
Пастушки. 1903
Игра в бабки. 1870
Крестьянские мальчики. 1880
В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Внимание к деталям и, главное, тёплая ирония напоминают о традиции П.А. Федотова. Картина имела успех, а её автору прочили славу жанриста. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».
В приёмной у доктора. 1870
Любители соловьиного пения. 1872-1873
Получение пенсии (др. назв. «Сцена в казначействе при получении пенсии»). 1876
Псаломщики. 1870
В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
Крамской Иван Николаевич. Портрет Маковского Владимира Егоровича. 1887
Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых. В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.
Ожидание. У острога. 1875
Ночлежный дом. 1889
Толкучка. 1875
Посещение бедных. 1874
В передней. 1884
В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В.В. Стасова, «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».
Осужденный. 1879
Крах банка. 1881
Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это «Крах банка». Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание», перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре», вновь затрагивающая темы города и деревни. Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - «Объяснение», с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения.
На бульваре. 1886-87
Свидание. 1883
Объяснение. 1889-1891
С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов. На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, - «Узник» и «Оправданная». К той же тематической серии можно отнести и картину «Вечеринка», живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодёжи и студентов.
Оправданная. 1882
Вечеринка. 1875-1897
Узник. 1882
В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии Художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. В связи с новым уставом Академии художеств был изменён и её преподавательский состав. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. Почти до последних дней В.Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.
Автопортрет. 1893
Маковский по-прежнему много путешествует. В путешествиях за границу он всё время старается проводить в музеях или работать на пленэре. Много дали ему поездки на Волгу. На выставках была представлена целая серия его волжских работ. В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», которая долгое время была запрещена цензурой.
Ходынка. 1897
На Ваганьковском кладбище. Похороны жертв Ходынки. 1896-1901
Овдовев, Владимир Егорович некоторое время жил с матерью Любовь Корниловной и сестрой Александрой в скромной квартирке на Лиговке. Но вскоре женился во второй раз на певице Ольге Андреевне (Макаровой?) (1866-1924). С супругой они поселились в академической квартире на четвёртой линии Васильевского острова. Тёплая квартира, температура которой была изумительно ровная - казённых дров отпускалось без всякого счета, и уют, созданный новой женой, неохотно выпускали Владимира Егоровича в мастерскую к ученикам. В основном он работал дома.
Маковский Константин Егорович. Название в интернет-галереях: Портрет Ольги Степановны Маковской, жены В.Е. Маковского, брата художника. Дата создания- 1864.
С этим портретом явная путаница. Во-первых- перепутано отчество второй жены Владимира Маковского, её имя- Ольга Андреевна, о чём свидетельствует надпись на надгробной плите их общей могилы (см. ниже). Во-вторых- Анна Петровна- первая жена Владимира Егоровича, умерла в 1898 году, а Ольга Андреевна никак не могла быть женой художника в 1864 году, она ещё не родилась. Так как на картине ясно указан год (слева)- 1864, выходит на портрете не Ольга Андреевна, а Анна Петровна.
Скан из книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга», Юрий Пирютко.
Игнатьев Михаил Иванович. Художник В.Е. Маковский с невестой. 1900
Снова непонятно- какая невеста? Если первая, то сходится всё, кроме даты создания картины, конечно, если она не была написана позже, по памяти. В 1900 году Владимир Егорович был уже седым, почтенным мужем, а значит- на картине первая невеста.
Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, богато, имел в банке значительный для художника капитал, но всё, что он имел, не давалось ему легко, а было выработано упорным трудом, постоянной, систематической работой. Весь день у него был разбит на часы, и для каждого часа было свое задание: утром шёл в студенческую мастерскую, работал у себя, после обеда и краткого отдыха занимался музыкой. Участвовал во многих заседаниях, комиссиях и находил время для театра и концертов, не говоря уже о еженедельных собраниях у него дома.
Друзья-приятели. 1878
Музыкой начал заниматься уже в зрелом возрасте под руководством хороших учителей. В музыке добился того, что недурно играл на скрипке и разбирал довольно трудные партии, главным образом классиков. «Я не знаю какое искусство люблю больше, - говорил он, - живопись или музыку... Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя...». Он хорошо играл на гитаре и пел, но особенно увлекался скрипкой. Он приобрел даже уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею. В домашних концертах, главным образом в классических трио и квартетах, он постоянно вёл партию скрипки, причём его исполнение отличалось большой музыкальностью и мастерством.
Фотогравюра с портретом и дарственной надписью В. Маковского.
Вот что пишет об этом известный искусствовед Борис Зотов: «Маковский, известный композитор Танеев и художники-передвижники Мясоедов, Минченков и Брюллов (племянник «Великого Карла») собирались по вечерам, когда уже нельзя было работать красками. В упоении играли сложнейшие вещи Гайдна, Моцарта и Бетховена.». Дочь Третьякова, Вера Павловна (в замужестве Зилоти), вспоминала: «Одним из самых очаровательных, тонких, душевных людей, которых я знала в жизни, был Владимир Егорович Маковский. Был он привлекателен и своей внешностью… Любил музыку до безумия… Было и осталось впечатление, что в душе его жил целый мир поэзии, романтики».
Музыкальный вечер. 1906
Гитарист. 1879
Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись, конечно, только лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали своё и к прежнему ничего прибавить не смогут. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях «Допрос революционерки» и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове». Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки. С 1905 года Маковский- действительный статский советник.
Допрос революционерки. 1904
Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905
Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905
Девятое января 1905 года на Васильевском острове. 1905
В 1915 году Товарищество передвижных художественных выставок чествовало его как одного из старейших и преданнейших своих членов. После февральской революции 1917 года его ещё собирались сделать президентом Академии художеств. Но после октября 1917-го всё резко изменилось. Академию закрыли, Маковского отправили на пенсию. Он ещё попытался соответствовать новым требованиям, новой власти, новому времени. За несколько месяцев до смерти им был написан эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея). и «Новое время». Но это уже были совсем слабые работы. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь.
В мастерской. 1920 / Художник в своей студии.
Автопортрет.
Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Источники: Википедия, Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках.Все Маковские тут
lera-komor.livejournal.com
Маковский Владимир Егорович. Биография, картины художника
26 января (7 февраля по новому стилю) 1846 год, Москва – 21 февраля 1920 год, Петроград
Выдающейся мастер бытового жанра живописи, реалист. Писал картины-новеллы.
Маковский родился в семье, живущей искусством. Отец, Егор Иванович Маковский достиг хороших результатов в живописи. Он был бухгалтером Экспедиции Кремлёвских строений, за сбережённые средства приобретал высокохудожественные гравюры и картины. В его собрании присутствовали первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского. Мать, Любовь Корнилиевна Маковская (урождённая Молленгауер) прекрасно пела. Обладательница редкого по силе и красоте тембром голоса, с красивой внешностью, выступала перед публикой и имела большой успех. Брат, Константин Егорович Маковский так же стал выдающимся художником.
Владимир Маковский унаследовал от своих родителей и талант к рисованию, прекрасный слух и красивый голос. С детства, как и его родители, Маковский любил искусство. Его мечтой было стать художником, несмотря на уговоры матери выбрать более твёрдую профессию.
В 1862 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За время успешной учёбы в училище он создал несколько картин. В 1862 году на выставке в училище была показана его первая картина «Мальчик, продающий крас». Маковский стал продолжателем известных русских жанристов – А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина, П.А. Федотова и В.Г. Перова. Маковский учился у педагогов – Е.С. Сорокина и С.К. Зарянко.
В 1866 году Маковский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью, в звании художника 3-й степени.
После окончания учёбы Маковский работает над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», как участник конкурса на большую золотую медаль. В 1969 году он получает золотую медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени. В это же время он много рисует с натуры, участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» ("Автографы московских художников", 1867) наряду с другими известными художниками.
В 1870 году состоялась выставка Маковского, на ней экспонировалась картина «В приёмной у доктора». Работа эта имела широкий успех и Маковскому пророчили будущие известного художника-жанриста. За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика. Позднее эти две картины участвовали на всемирной выставке в Вене.
Эти картины занимали очень почётное место на выставке
В.В. Стасов
В 1872 году в Москве организовывалась выставка к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовили «Севастопольский альбом», оформителями были В.Е. Маковский и И.М. Прянишников. Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».
В 1872 году Маковский вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, а через год становится членом Правления. Он был ярым противником искажения действительности в изобразительном искусстве.
Маковский рано женился и жил в доме отца, всячески поддерживающего молодого художника. Для того чтобы заработать на жизнь Маковский выполнял много заказов: заказы от иллюстрационных изданий, роспись плафонов, иконопись.
Юмористические сюжеты картин сменяются тревожными. Художник отражал в картинах человеческую несправедливость, изображал униженных и оскорблённых, убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между беднотой и богатством. Зрелые работы Маковского отличаются композиционным мастерством, жизненной наблюдательностью, режиссерским построением сцен.
Маковский решительно может считаться первым московским художником
В.В. Стасов
С 1882 по 1894 годы Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему сопутствовал наивысший успех художника, период творческих дерзаний, зрелости мастерства. Он продолжал создавать новые произведения на злободневные темы из жизни трудового народа. Большого успеха добился в портретном жанре, безукоризненные в рисунке, композиционном построении, живописные и завершённые, содержательные и человечные. В 1880-1890-е годы Маковский написал лучшие портреты близких ему людей.
Русский художник ездил каждый год на Украину, Волгу, в Крым. В поездках делал этюды, наброски, рисунки, писал картины.
Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют.
Маковский был широко известен публике, получал регулярное жалование, жил на казённой квартире при училище. Картины его высоко ценились. Их быстро покупали для крупных художественных музеев и в частные коллекции. Будучи весёлым и общительным Маковский принимал по вечерам в своём доме представителей передовой интеллигенции. Его гостями были художники, артисты, музыканты, учёные.
В 1894 году художник переезжает в Петербург. С этого момента до конца жизни он работал руководителем жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.
В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.
В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.
Известные произведения Маковского Владимира Егоровича
Картина «Ночное» написана в 1879 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Тема создания картины возникла по мотивам рассказа Тургенева «Бежин луг». Творчество Тургенева было очень близко Маковскому. Но картина не является иллюстрацией рассказа. Поэтические образы крестьянских детей отображены во всём творчестве русского художника.
На полотне мы видим семерых крестьянских мальчиков и девочку. Один мальчик что-то рассказывает, остальные с интересом слушают. Дети изображены на фоне раннего летнего утра, вдали пасущихся лошадей – тургеневские черты.
Картина «На бульваре» написана в 1886-1887 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет картины раскрывает проблему отъезда крестьян на заработки в город, когда глава семьи покидал постарелых родителей и жену с детьми. Так рушился жизненный уклад русских деревень.
Перед зрителем молодая пара на улице, больше им негде увидеться. Молодой муж, ставший вполне городским, играет на гармошке, словно бы не обращает внимание на проблемы приехавшей жены. Она сидит согнувшись от печали и безысходности.
- Ночлежники. Ночлежный дом в Москве
- Варка варенья
- В избе лесника
- В сельской школе
- Девочка с гусями
- Девушки, освещённые солнцем
rus-artist.ru
Русская живопись. Жанровые сцены - 14: allerleiten
Русская живопись. Жанровые сценыДве сестры. 1893. Маковский В.Е.
Маковский Владимир Егорович (1846-1920)
К венцу (Прощание). 1894. Маковский В.Е. Самарский художественный музей
К венцу (Прощание). 1894 Самарский художественный музей
Первый фрак. 1892Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"
В приемной у доктора. 1870Государственная Третьяковская галерея
Маковский Владимир Егорович (1846-1920)В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ - Е И. Маковского.С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста. Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере. Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".На приеме у врача. 1870Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик. 1900
Ссора из-за карт
Засиделись
Старик с газетой
Любитель живописи. Портрет коллекционера И.Е.Цветков. 1907Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
Любители соловьев. 1872-1873Государственная Третьяковская галерея
В избе лесникаСерпуховский художественно-исторический музей
Портрет И.Е.Цветкова. 1905Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Утренний чай. 1891
Письмо Частное собрание
Поздравление. 1870. Серпуховский художественно-исторический музейИгра в четыре руки
Варят варенье. 1876Государственная Третьяковская галерея
Игра в бабки. 1870Государственная Третьяковская галерея
Мальчики в полеКостромской государственный объединенный художественный музей
От дождя. 1887Ульяновский художественный музей
Крестьянские мальчики. 1880. Государственная Третьяковская галереяДевушки, освещенные солнцем. 1901. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина
Крестьянские дети. 1890Харьковский художественный музей
Молебен на Пасхе. 1887-1888Серпуховский художественно-исторический музей
Охотники на привале. 1887Серпуховский художественно-исторический музей
В жаркий день. 1881Серпуховский художественно-исторический музей
Посещение бедных. 1874
Выбор приданого. 1897-1898Харьковский государственный музей изобразительных искусств
Наем прислуги. 1891
Слушают граммофон. 1910
На кухне. 1913
Музыкальный вечер. 1906Государственная Третьяковская галерея
В мастерской художника. 1908
Друзья-приятели. 1878Челябинская областная картинная галерея
В передней. 1884. Государственная Третьяковская галереяБез хозяина. 1911. Ярославский художественный музей
В швейцарской. 1893. Таганрогская картинная галереяНа парадной лестнице. 1914-1919
Секрет. 1884Тет-а-тет. 1885-1905
Гитарист. 1879. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваВыговор. 1883. Ивановское объединение художественных музеев
Политики. 1884Художник и подмастерье
Мать и дочь. 1886. Государственная Третьяковская галереяОбъяснение. 1889-1891. Государственная Третьяковская галерея
За лекарством. 1884Свидание. 1883. Государственная Третьяковская галерея
Письмо. 1883. Частное собраниеУзник. 1882. Харьковский государственный музей изобразительных искусств
В ожидании аудиенции. 1904Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Оправданная. 1882Государственная Третьяковская галерея
Осужденный. 1879Государственный Русский музей
Ожидание. У острога. 1875
Крах банка. 1881Государственная Третьяковская галерея
Крах банка. 1881Государственная Третьяковская галерея
Не пущу!. 1892Киевский государственный музей русского искусства
"Не пущу!". 1892Киевский государственный музей русского искусства
Две матери. Мать приемная и родная. 1905-1906Самарский художественный музей
«На бульваре». Маленькие люди, маленькие дела, маленькие картинки... Грандиозная галерея людских типов, словно выхваченных из самой жизни, представленных в минуты радости и печали, со всеми их истинными, но приглушенными страстями, с драматическими, но скупыми и часто неосознанными переживаниями, мелкими, но едва переносимыми житейскими невзгодами и треволнениями... Целая эпоха русской национальной жизни, высмотренная внимательным и любовным глазом художника-демократа не где-нибудь на верхних ступенях социальной лестницы, а на самом ее низу, там, где копошится людской муравейник... Забавный бытовой анекдот (а кому не ведомо, что маленького человека суровые законы старого мира особенно часто ставили в смешные положения?) и полные невыразимой боли трагические аккорды, в которых звучит скорбная тема ни за что, ни про что загубленной жизни простого русского человека... Таким — правдивым, искренним, задушевным, глубоко гуманистичным — предстает перед советскими людьми многообразное художественное наследие замечательного русского бытописателя Владимира Егоровича Маковского.Где только не подмечал Владимир Маковский для своих картин наиблагодарнейших сюжетов! В ночлежках для бездомных бедняков, на пороге питейных заведений, в убогой мастерской ремесленника, в судебных присутствиях, всюду, где толчется и мается маленький человек со своими жалкими бедами и напастями, находил пристальный глаз художника повод для живого и увлекательного рассказа. И вот они проходят сейчас перед нами бесконечной чередой, все эти дворники, купцы, чиновники, отставные военные, мастеровые, нарядные барыни, дети, попы, шустрые адвокатишки, горничные, чванные и глупые генеральши, разноликие представители пестрого городского люда всех складов и типов, и в каждом образе — бездна юмора и меткой жизненно правдивой характеристики.Неутомимая и неисчерпаемая наблюдательность, способность мгновенно схватывать и навсегда фиксировать в своей цепкой памяти характерные черты в случайном прохожем, увидеть в незначительном городском происшествии, а то и просто в заурядной уличной сценке их социальную подоснову и психологическую суть, отточенный до артистизма блестящий композиционный дар, позволявший строить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, обеспечили Владимиру Маковскому любовь и признание не только его современников, но и бесчисленных зрителей пореволюционной поры, когда «маленький человек» в итоге великих исторических преобразований вырос в «большого человека» новой, социалистической эпохи.Маковский прошел весь свой жизненный и творческий путь в рядах Товарищества передвижных выставок, будучи одним из учредителей этого замечательного художественного объединения и хранителем его передовых демократических традиций вплоть до самой смерти. Старая передвижническая гвардия видела в нем прямого Наследника и продолжателя дела Перова. Случалось, его именовали даже «Перовым № 2». Конечно, соратники Перова и Маковского отдавали себе ясный отчет в несоизмеримости дарований этих двух мастеров: Перов был и безмерно глубже и несравненно значительнее Маковского, он поднимал в своих произведениях глубочайшие пласты русской народной жизни, беспощадно обнажая самые трагические ее аспекты. Идейная глубина и суровая художественная мощь творений Перова и в глазах современников были несопоставимы с куда более скромными масштабами дарования его преемника, идейный и общественный кругозор которого был намного уже и ограниченнее. Но ни Крамской, ни Стасов не были склонны умалять достоинства Маковского, принижать его значение в русском искусстве из-за одного того, что Перов был и выше и глубже. Они всегда безоговорочно признавали Маковского «настоящим национальным живописцем», «одним из капитальнейших русских художников», «одной из самых лучших наших слав» и называли его имя в первом ряду корифеев русской художественной школы наравне с именами Перова, Репина, Верещагина.Москва, старая дореволюционная Москва конца прошлого и начала нынешнего века — вот драгоценный источник творческих вдохновений Маковского, та реальная общественно-историческая среда, которой так жадно и неутолимо питалась его художественная страсть. «Он весь с головы до ног московский, городской, — справедливо отмечал Стасов. — Все его чудесные типы, все его создания выросли на московской почве, из-за заставы не приходили, разве что в виде гостей. Купцы, мещане, дворяне, чиновники, барыни, казачки, отставные—все это Москва, все это — наша захолустная столица. Конечно, тут коренной России, русского разнообразия и разносословности в сто и в тысячу раз больше, чем у нас здесь, в Петербурге... Даже те крестьяне, что иной раз попадаются в картинах Владимира Маковского, не дальше, как подмосковные».Будь Маковский не живописцем, а литератором, толстый том его блестящих очерков московского быта мог бы быть со всем основанием назван по примеру одной популярной книги — «Москва и москвичи». Но хотя элементы литературного повествования настолько явственны и сильны во всех произведениях этого прекрасного рассказчика-новелиста, что его не раз сопоставляли с молодым, а порой и зрелым Чеховым, в каждой его картине всегда проявляется специфический глаз художника-живописца, строящего образ пластическими средствами, присущими только искусству изобразительному.Выдающийся мастер советского искусства народный художник Б. Иогансон посвятил творчеству Владимира Маковского большую статью, в которой писал: «Надо обладать совершенно исключительным жизненным композиционным дарованием, чтобы уметь так срежиссировать мизансцены персонажей и обстановки и уметь так образно почувствовать не только типаж, но и тончайшие душевные переживания, чтобы все вместе взятое оставляло такое ясное, доходчивое впечатление... К картинам Маковского не нужно названий. Они могут быть безошибочно даны самими зрителями».На бульваре. (1886—1887)Государственная Третьяковская галереяОдна из картин Владимира Маковского скромно и непритязательно названа им «На бульваре». Это, пожалуй,— шедевр художника, высшее проявление его таланта и по силе психологической характеристики и по живописному мастерству, произведение, в котором нашли себе концентрированное выражение все лучшие стороны его яркой творческой индивидуальности. Не случайно Б. Иогансон уделил этой картине центральное место в своей статье, раскрыв ее глубокое жизненное содержание в лаконичном, но предельно точном литературном комментарии:«Мастер написал то, что отложилось в памяти каждого старого москвича. Да, это именно та Москва: Москва извозчиков, керосиновых фонарей, церквушек среди зелени, двухэтажных домов,— Москва купеческая, с нарождающимся пролетариатом. Маковским взята обычная сценка. В осеннее воскресенье на скамейке бульвара (по-моему, это Сретенский бульвар — от Сретенки к Мясницким воротам) сидит пара — мастеровой и его жена с грудным ребенком. Ему уже скучно с бабой. Еще так недавно он ходил среди девушек запевалой с гармоникой. Житейские заботы наложили свою печать на его лицо. «В кабак, что ли, пойти? — Денег нет». Корявые пальцы уныло перебирают лады гармоники. Лицо жены и ее склоненная фигура поразительно написаны. Как верно ее лицо контрастирует с лицом мужа! Оно полно безнадежной тоски. Короткая любовь прошла — осталась «бабья доля»: пеленки, печка, ухват, мужнины побои, ожидание получки, которую может он и не донести до дому. Тоска во всей вещи, тоска осени в пейзаже, даже стекло в фонаре тоскливо склонилось в сторону».
Издавна противники реализма в живописи пытались опорочивать лучшие произведения художников демократического лагеря ссылками на то, что они, дескать, видят жизнь не непосредственно, а сквозь призму тенденциозной литературы, и что из литературы они черпают свои образы и свои сюжеты, низводя тем самым задачи живописи к простому иллюстрированию литературных мотивов.Бессмертные творения мастеров русской реалистической школы убедительно опровергают этот тезис. Живя одними интересами с передовыми писателями-реалистами, лучшие русские художники отнюдь не тянулись «в обозе литературы». Ярко и выразительно отражали они многообразные явления современной им действительности с тех же идейных позиций, что и их собратья по литературе, черпая, как и они, из самой жизни все свое вдохновение. Творчество Владимира Маковского — наглядное тому подтверждение. Созданные им картины русского городского быта не имеют в произведениях наших писателей прямых параллелей; больше того — они сами могли бы послужить отправной точкой и благородным материалом для развернутого литературного повествования, тенденциозного в том высоком смысле, в каком «тенденциозна» глубоко понятая правда самой жизни. И прав был Крамской, отметивший со свойственным ему тонким аналитическим чутьем, что «Маковский обладает изумительным искусством тенденциозную картину сделать нетенденциозною».
В этом особом даре Маковского и заключена для нас покоряющая сила многих его произведений, и потому десятилетия спустя так волнует эта небольшая картинка, на которой запечатлена глубоко трагическая в своей заунывной обыденности, такая простая и, казалось бы, скучная для постороннего глаза, заурядная историйка двух человеческих существ, однажды подсмотренная чутким художником в неприветливый осенний день на скамейке московского бульвара.
Ночлежный дом. 1889Государственная Третьяковская галереяПриезд учительницы в деревню. 1896-1897Государственная Третьяковская галерея
Приезд учительницы в деревню. 1896-1897Государственная Третьяковская галерея
В сельской школе. 1883Тульский областной художественный музей
Вечеринка. 1875-1897Государственная Третьяковская галерея
Вечеринка. 1875-1897Государственная Третьяковская галерея
География размещения живописных работ Маковского Владимира Егоровича: Астрахань, Иваново, Киев, Кировск, Кострома, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Серпухов, Таганрог, Тула, Ульяновск, Харьков, Челябинск, Ярославль, на Русском Севере и в Частных собраниях.allerleiten.livejournal.com