Описание картины Анри Матисса «Мадам Матисс». Картины матисса


Эволюция цвета Анри Матисса. Часть 2

Эволюция цвета Анри Матисса. Часть 1

«О цвете нужно мечтать»(с) Гюстав Моро

Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям». Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. Спустя несколько лет группа распалась, но Матиссу, творчество которого к тому времени уже достигло своей зрелости, удалось обрести собственный стиль. Кроме того, он приобрел первых поклонников своего творчества, в числе которых оказалась и Гертруда Стайн, также активно поддерживавшая Пабло Пикассо.

Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. Матисс был старше на двенадцать лет и к тому времени успел стать известной персоной в мире живописи. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы. Несмотря на серьезную разницу в эстетических воззрениях — в отличие от Матисса Пикассо всегда интересовала форма — последний увидел в лице француза соперника. Однако это знакомство повлекло за собой годы странной дружбы, то и дело превращавшейся в соревнование между двумя художниками.

«Мы должны как можно больше общаться друг с другом», — говорил Пикассо, — «когда кто-то из нас умрет, другой просто не сможет обсудить некоторые вопросы больше ни с кем»

Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. Решение проблемы все-таки нашлось: благодаря Гертруде Стайн, Матисс познакомился с русскими меценатами, в числе которых был Сергей Щукин. Последний собирался украсить свой московский особняк, для чего заказал Матиссу два декоративных панно. Художник сделал несколько эскизов. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», поэтому для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique).

 

Живопись | Анри Матисс | Танец, 1910Живопись | Анри Матисс | Музыка, 1910

«Я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют … вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», — вспоминал Матисс.

По случаю установки картин Матисс лично посетил Москву и Санкт-Петербург, где его встретили, как настоящую звезду, оказав теплый и радушный прием. Художник, в свою очередь, с восторгом отзывался об увиденной коллекции старых икон, ставшей одним из самых сильных впечатлений от поездки в Россию:

«Я влюблен в их трогательную простоту … Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многого от русского искусства, потому что чувствую – в душе русского народа хранятся несметные богатства»

Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. И он отправился путешествовать. Первым пунктом назначения стал Алжир. Оазис Бискра, готовый приютить уставшего путника в тени финиковых пальм, поразил Матисса своей красотой и величием. Яркое солнце, сладкие финики, пестрые ткани и расписная керамика — эта настоящая восточная сказка навсегда пленила сердце художника, оказав огромное влияние на его творчество. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Анри постоянно мучился от жары и ни разу не притронулся к краскам, но по возвращении во Францию непрестанно жаловался на то, что не смог остаться в стране подольше.

  

Под впечатлением от поездки Матисс написал картину «Голубая обнаженная (Сувенир из Бискры)» (Nu Bleu, Souvenir de Biskra). Путешествие в Алжир принесло художнику новое вдохновение — он увлекся восточными орнаментами в стиле арабесок, персидскими миниатюрами и ковровыми узорами. Тогда же появились первые литографии Матисса, гравюры на дереве и керамика. Однако на этом художник не остановился — роскошь и красота восточных стран не отпускали его.

Через несколько лет последовали два путешествия в Марокко, где Матисс написал свой известный триптих: «Окно в Танжере» (Une Fenêtre à Tanger), «Зора на террасе» (Zorah sur la Terasse) и «Вход в казба» (La Porte de la Casbah).

 

Здесь, под палящим африканским солнцем, Матисс перешел на резко контрастирующие друг с с другом краски, заставляя свои плотна буквально светиться изнутри. Путешествуя по Африке, художнику удалось окончательно выйти за рамки фовизма. Его картины стали менее агрессивными и кричащими, а на смену беспокойству и «дикости» пришла глубина и тонкость.

«Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм», — писал Матисс своим друзьям.

После долгих странствий — кроме России и Африки Матисс успел объехать Европу, побывать в Океании и Америке — художник решил осесть в пригороде Ниццы. Заказы поступали со всех уголков света, и вскоре ему понадобилась помощь. Тогда в доме четы Матисс появилась Лидия Делекторская, 22-летняя эмигрантка из России, ставшая секретарем художника. Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Мадам Матисс поначалу благоволила Делекторской и часто сетовала на разлад в отношениях с мужем — после долгих лет счастливого брака Амели окончательно осознала, что главное место в сердце супруга всегда будет занимать живопись.

Присутствие девушки в доме нисколько не смущало Амели — светловолосая Лидия была явно не во вкусе ее мужа. Матисс всегда предпочитал брюнеток, да и саму Делекторскую он поначалу не замечал — она для него была, как вещь в доме, которая исправно делала свое дело. Все изменилось в один момент.

Однажды Матисс зачем-то зашел в комнату Амели, и его взгляд случайно остановился на Лидии, хлопотавшей у постели жены. «Не двигайтесь!», — сказал он, стремительно выскочив из комнаты за альбомом и красками. Вернувшись, он принялся рисовать Делекторскую, как будто увидел ее впервые в жизни, а мадам Матисс впервые ощутила опасность от присутствия юной особы.

Говорят, Амели долго смотрела на законченный портрет Лидии, а затем тихо сказала: «Или я, или она». Матисс выбрал семью, и Лидия ушла. Однако Амели все равно подала на развод, а художник обнаружил, что уже не может без своей помощницы, ставшей для него глотком свежего воздуха, отдушиной и последней музой.

Никто не знает, какими были их отношения и были ли они вообще. Однако Лидия была рядом с Матиссом до конца его жизни, помогая в мастерской, позируя и очищая от краски старые холсты. Художник снова и снова писал портреты своей музы, время от времени преподнося их ей в качестве подарка. Среди многочисленных полотен, рисунков и эскизов критики единогласно выделяют картину «Одалиска. Голубая гармония» (L’Odalisque, Harmonie Bleue), на которой Лидия изображена в атласных восточных шароварах.

  

«Каждый раз, когда я скучаю», — признался однажды Матисс, — «я сажусь за портрет мадам Лидии — и тоски как ни бывало»

После начала Второй мировой войны художник перенес тяжелую операцию — у него нашли рак желудка. Врачи не надеялись на благоприятный исход, и Матисс молил доктора подарить ему хотя бы еще пару лет — ведь столько всего еще нужно было претворить в жизнь! Он прожил еще 13 лет. Ухудшение здоровья — художник оказался прикован к постели и инвалидному креслу — заставило Матисса упростить свой стиль. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoupé) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал.

 

Последней работой Матисса стало художественное оформление часовни Розер женского монастыре в Вансе.

Легенда гласит, что одна из монахинь, ухаживавшая за ним после перенесенной операции, всего лишь попросила подправить эскизы для витражей. Матисс увидел в этом предзнаменование свыше и разработал полный проект оформления часовни. Здоровье уже не позволяло Матиссу работать в полную силу, поэтому некоторые эскизы он рисовал, прикрепив уголь к длинной палке — так можно было не наклоняться над полотном.

  

Часовня Розер стала своеобразным итогом творчества художника, и сам он считал ее своим лучшим произведением. Во время работы над ней он говорил:

«Верю ли я в бога? Да, когда творю!»

Осенью 1 ноября 1954 года художник пережил микроинсульт. Он скончался двумя днями позже в кругу близких в возрасте 84 лет, выполнив главную творческую задачу — дал цвету абсолютную свободу. Накануне его смерти Лидия, предчувствовавшая скорую кончину Матисса, зашла к нему в спальню и с грустью произнесла: «В другой день Вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу». Матисс улыбнулся и сказал:

«Давайте карандаш и бумагу»

artifex.ru

Описание картины Анри Матисса «Мадам Матисс»

Описание картины Анри Матисса «Мадам Матисс»

Картина « Мадам Матисс» была написана художником в 1907 году. Здесь он изобразил свою жену – мадам Матисс. Надо сказать, что когда полотно было представлено на всеобщее обозрение, общество охватило непередаваемое чувство, и это было не чувство восхищение.

Люди не могли понять, как можно было изобразить столь близкого человека с таком уродливом свете. Да и современные почитатель таланта художника не находят особенной красоты в таком изображении.

Однако, если рассмотреть картину более детально, можно понять, насколько гениальным был ее создатель. Крупными, смелыми мазками художник отразил нечто более важное, чем просто красивый потрет супруги.

Матисс отличался тем, что всегда писал «душой», то есть, он писал то, что чувствовал, как понимал, как видел сам. Возможно, его виденье не всегда соответствовало привычным критериям, но от этого оно было не менее, а скорее, более глубоким.

Художник наслаждался игрой красок. Некоторые критики утверждают, что такое цветовое решение довольно смелое даже для полотен Матисса, однако именно эта насыщенность цветовой гаммы, сочетание, казалось бы, несочетаемых тонов, позволило отобразить художнику истинный характер это женщины.

Картина носит еще одно название –«Зеленая линия». Эта линия проходит по центру лица и центру всей картины, выделяя строгий, прямой нос. Зеленый цвет тенью переходит под глаза и очерчивает овал лица, будто бы, отделяя его от фоновых красок.

Сами глаза не столь выразительны, сколько яркая и уверенная линия бровей, что выдает довольно скрытный и властный характер их владелицы. Черный цвет волос кричит о категоричности и решительности, а синие блики только усиливают эти качества.

Фон портрета выполнен более крупными мазками и разделяет все пространство на три разные цветовые плоскости. Здесь и яркий, красный цвет страсти, и холодный сиреневый тон и мирная зеленая пастель. Для Матисса это не просто случайный набор красок, это гамма чувств, которыми обладала его супруга.

opisanie-kartin.com

Картина Анри Матисса "Музыка"

Матисс Анри Эмиль Бенуа – известный художник, график, скульптор родом из Франции. Мастер отличался довольно нестандартным стилем – его любимым приемом была передача ощущений при помощи насыщенных цветов и плоского рисунка. Все работы художника очень глубоки по цветовой гамме, его работы то и дело вызывали настоящий фурор на выставках. Любопытно, что интерес к живописному искусству пробудился у него достаточно поздно – в 20 лет. И этот порыв, который охватил художника, так и остался с ним до конца дней.

Знаменитые панно Матисса «Танец» и «Музыка» на выставке Осеннего салона в Париже (1910-й год) стали скандальной сенсацией из-за того, что на картинах довольно реалистично изображены обнаженные люди. «Музыка» (260*389 см) художника Анри Матисса написана маслом на холсте. Нынче работа хранится в Эрмитаже.

Описание картины «Музыка» Анри Матисса

На полотне изображены пять человек неопределенного возраста, а вся работа напоминает собой рисунок ребенка. Один из персонажей картины играет на скрипке, второй, сидя рядом, – на флейте, трое других находятся сбоку от них. Небеса на полотне насыщенно-синего, трава – ярко-зеленого, люди – красного цвета. Решение привычно для художника: благодаря контрасту больших по своим размерам областей чистого цвета зарождаются новые «ноты», которые заменяют цветовую гамму. Тона становятся непосредственным сюжетом всей картины.

Достичь гармонии цвета — ключевое задание, которое замечательно выполнено в «Музыке» Анри Матисса: ни одно описание картины не способно передать всю полноту подобранной цветовой гаммы. Сочный пунцовый оттенок отлично сбалансирован тут синим и зеленым. Фигуры очерчивает темный контур, который заполняет краска. Вначале мастер выполнил силуэты мужчин с гениталиями, однако в конце работы скрыл их, видимо, согласно пожеланию заказчика.

Скрипач в «Музыке» Анри Матисса напоминает собой памятник. Его поза очень точна в своих деталях — достичь цели живописцу было не очень сложно, ведь он также играл на этом музыкальном инструменте.Данная картина (как и ее пара – «Танец») была заказана художнику коллекционером из России С.И. Щукиным в 1909 г. Тот просил художника показать в виде аллегории танец и музыку. Мастер ставит перед собой цель – свести данные образы к простым формам. Однако как раз в своей динамике эти парные картины и отличаются. Персонажи «Танца» словно пытаются вырваться за рамки картины, а в «Музыке» художника Анри Матисса все, наоборот, выглядят на редкость статичными. Композиция исполнена покоя, превосходно сбалансирована.

На месте мужчин здесь изображены словно их «эмблемы», которые превращают фигуры в своего рода близнецов. Это создает целостность полотна, не делящегося на отдельные сюжеты. Три человека с правой стороны сидят, согнув колени, и это делает их несколько подобными знакам в нотном ряду. Если рассматривать картину с этой точки зрения, силуэт музыканта со скрипкой выступает здесь в качестве нотного ключа. Это только гипотеза – автор данную картину расшифровать не пожелал.

artchive.ru

Анри Матисс

художник Анри Матисс

За четыре часа до окончания 1869 года, в семье зажиточного торговца зерном из французского городка Ле-Като-Камбрези появился на свет мальчик Анри Эмиль Бенуа. Всему миру он известен как Анри Матисс — несостоявшийся лавочник и юрист, великий художник и скульптор.

От карьеры присяжного поверенного его избавили аппендицит и увлечение матери росписью по керамике. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Основы мастерства он постигал в школе рисунка для чертежников Ecole Quentin de la Tour, а после переезда в Париж — в частной академии Жюлиана, куда охотно принимали и любителей. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.

В поисках собственного стиля Матисс осваивает различные техники живописи. Анри регулярно посещает Лувр, копируя полотна мастеров прошлого: замечательного колориста Шардена, старых фламандцев, художников эпохи Возрождения. Художественная эволюция Матисса — попытки найти себя в импрессионизме, подражании японской живописи, дивизионизме, фовизме, занятия скульптурой, создание эскизов для гобеленов и работы в технике декупажа.

Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Художник Джон Питер Рассел открыл для него теорию цвета, творчество Моне, Писсаро, Дега, Ван Гога, после чего последовал период работы в стиле импрессионистов. Огромным авторитетом для Матисса и многих художников его поколения был Сезанн, которого называют отцом современного искусства. После поездки в Сен-Тропе с неоимпрессионистами Синьяком и Кроссом пришла пора картин, написанных характерными для пуантилизма точечными мазками. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».

Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Посетители Осеннего Салона 1905 года восприняли его в штыки из-за неприемлемой   палитры и отступления от привычных канонов. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. А его  принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Матисс и Дерен, ставшие лидерами фовизма, считали его возвратом к чистоте изобразительных средств, к первичным элементам — желтым, красным, синим. Приобрели нашумевший шедевр коллекционер и меценат Лео Стайн и его сестра Гертруда, известная американская писательница. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Цены на его работы и интерес к ним стали расти.

Признание и весомую материальную поддержку художник получил от купцов и коллекционеров из России И.А. Морозова и С.И. Щукина. Панно «Музыка» и «Танец», созданные по заказу последнего, являются украшением коллекции Эрмитажа.

Восточная тема появилась в работах Матисса после посещения Марокко в 1911-1912 гг. и выставке произведений мусульманского искусства в Мюнхене 1903 года. И без того яркая палитра художника стала еще более насыщенной и теплой. Экзотические мотивы и сюжеты присутствовали в его творчестве долгие годы, магически действуя на публику.

Поражает обилие используемых Матиссом для достижения максимальной выразительности приемов. Акцентированные цветовые контрасты, линейно-плоскостная композиция, просвечивающий холст и слитность с ним накладываемого изображения, прием переходных тонов и незаконченности деталей, нюансировка пластических форм.

В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Проблемы с сердцем, рак кишечника лишили его возможности трудиться так же активно, как прежде. Операция 1941 года продлила его жизнь на 13 лет, но значительную часть времени он был вынужден проводить в инвалидной коляске или постели. Творить он не переставал до конца. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Лучшим своим творением Матисс считал фрески и витражи Капеллы Чёток в коммуне Ванс недалеко от Ниццы, работа над которыми была завершена в 1951 году.

Умер великий художник 03.11.1954 в результате сердечного приступа. Ему было 84 года.

КАТЕГОРИЯ: BestFotoPoster.ru -> РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН -> Анри Матисс

bestfotoposter.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта