Описание картины Михаила Ломоносова «Полтавская баталия». Картины ломоносова


картины, мозаики, памятники, литературные произведения, фильмы о Ломоносове.

Михаил Ломоносов придумал выражение «огнедышащие горы», был соавтором Екатерины Великой, переводил Гомера и изображал мозаикой Петра I. Поговорим о его месте в русской культуре.

ЧЕМ ВЕЛИК ЛОМОНОСОВ?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 2

Леонид Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. Копия с работы Георга Каспара фон Преннера. 1787. МАЭ РАН

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 2

Николай Кисляков. Портрет М.В. Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 2

Неизвестный художник. Портрет М.В. Ломоносова. Год неизвестен

Оставим физикам вспоминать закон Ломоносова — Лавуазье, а химикам — процесс получения медного купороса. А что сделал этот универсальный гений, наш Леонардо да Винчи, для русской культуры? Из гуманитарных наук Ломоносов интересовался литературой, историей, риторикой, историей, изобразительным искусством… Список выходит длинный. И не просто интересовался, а оставил в них глубокий след.

Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться, и он стал одним из его творцов. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Именно Ломоносов (вместе с Тредиаковским) окончательно помог нашей поэзии превратиться из «Ой ты гой еси, добрый молодец» в «Науки юношей питают, / Отраду старым подают» — то есть, если по-научному, осуществил силлабо-тоническую реформу, окончательно порвав с тонической системой стихосложения. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).

Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация.

В общем, чем только этот неугомонный человек не занимался — еще и Московский университет основать успел! Но в 54 года умер от воспаления легких (его враг Сумароков прошипел по этому поводу: «Угомонился дурак и не будет более шуметь!») — а то сотворил бы еще многое и многое.

ЧТО ЧИТАТЬ У ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 3

Алексей Кившенко. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 3

Петр Борель. Посещение М.В. Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в.

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 3

Иван Федоров. Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. 1884

Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным. Да чего уж там — уже в начале XIX века Ломоносов считался устарелым. Пушкин писал про него: «Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты».

Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «…может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).

Из любопытства можно посмотреть на другие переводы Ломоносова — например, фрагменты из «Илиады» Гомера. Нам, привыкшим к Гнедичу или Вересаеву, его высокопарный устарелый слог позволяет взглянуть на текст под новым углом: «Пустила по земли заря червленну ризу». Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов.

Ах, жалко! без тебя лилеи почернели,И ясные струи, и вина мне противны:Но если придешь ты, лилеи побелеют,И ясные струи, и вина будут сладки.

Приятны его стихи «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которые он вставил в свой научный труд «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Поэтическим слогом Ломоносов пишет там о ходе планет и фазах луны. Можно найти у него и другие жемчужины, главное — не забывать побыстрее пролистывать весь тот официоз, за который польщенные монархи и сановники жаловали его деньгами и должностями — да, и в XVIII веке бывала «джинса».

ЧТО СЛУШАТЬ У ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 4

Николай Томский, Лев Руднев. Памятник М.В. Ломоносову. 1953. Воробьевы горы, Москва

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 4

Иван Мартос. Памятник М.В. Ломоносову. 1829. Архангельск

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 4

Борис Петров, Эдуард Тяхт и др. Памятник М.В. Ломоносову. 1986. Санкт-Петербург

Некоторые его стихи — и светские, и духовные песнопения — уже в XVIII веке были положены на музыку, причем ноты этих сочинений сохранились до наших дней. Это канты «Какой приятной Зефир веет», «Лице свое скрывает день», «Хвала всевышнему владыке» и так далее. Есть даже музыка к переводу легкомысленного Анакреонта. Его новая ритмическая организация текста силлабо-тоникой вдохновила композиторов на поиски непривычных для прежней русской музыки мелодических построений и повлияла на развитие русской музыки.

Сочинитель музыки к этим старинным кантам неизвестен. Вряд ли композитором был сам Ломоносов — об этом кто-нибудь из современников бы упомянул.

Зато известно, что много писал на стихи Ломоносова итальянец Джузеппе Сарти, который более 20 лет прожил при дворе Екатерины II и Павла I. Например, музыку для его стихов в историческом представлении «Начальное управление Олега» (либретто — самой императрицы Екатерины II), хоры на тексты «Альцесты» Еврипида в переводе Ломоносова, а также «На взятие Очакова».

Эти произведения входят в репертуар хранителей старинной музыки, например Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

ЧТО СМОТРЕТЬ У ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 1

М.В. Ломоносов. Спас Нерукотворный. Мозаика. 1753. ГИМ

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 1

М.В. Ломоносов. Портрет Петра I. Мозаика. 1754. ГЭ

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 1

Мастерская М.В. Ломоносова. Бог Отец (Саваоф). 1756-1757. ГИМ

Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Мозаики его мастерской сохранились, и хотя они созданы по оригиналам других живописцев, в них заметна и авторская индивидуальность, связанная, впрочем, и с необычным материалом. Любопытно сравнить нелепые и косые произведения начального этапа со зрелыми работами — прогресс колоссален, а ведь их разделяет всего три-четыре года.

А вот Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова имеет к нему очень мало отношения. Фабрика расцвела силами его однокашника Дмитрия Виноградова, который сумел открыть секрет этой керамики. Ломоносов же возглавил фабрику после его смерти, но провел на этой должности меньше года.

ЧТО СМОТРЕТЬ ПРО ЛОМОНОСОВА?

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 5

Борис Ливанов в роли Михаила Ломоносова в фильме «Михайло Ломоносов» (1955)

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 5

Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1955)

От силлабо-тоники до смальты: Что еще успел М.В. Ломоносов. Галерея 5

Виктор Степанов в роли Михаила Ломоносова в многосерийном фильме «Михайло Ломоносов» (1984-1986)

В 1955 году вышел бодрый и красочный, как это было положено в сталинскую эру, фильм «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Иванова, заглавную роль в котором сыграл Борис Ливанов. В 1980 году Ярополк Лапшин снял биографическую ленту «Дым Отечества», где Ломоносова сыграл Михаил Зимин.

Очень подробен и масштабен сериал 1984 года «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Прошкина. Ломоносова в молодости там играет Игорь Волков, а в зрелые годы — Виктор Степанов. Кстати, Домогаров там исполнил роль поэта Сумарокова, а Олег Меньшиков — отца русского фарфора Дмитрия Виноградова.

www.culture.ru

История мозаики в России. Мозаики Ломоносова

Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие. Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла, известные итальянским мастерам, держались ими в секрете. Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии.

Мозаика Ломоносова. Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.

Первые работы Ломоносова

Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине. Ломоносов решает сам заняться производством смальты.

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории; к 1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.

К 1752 г., проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков, Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно и получает от Академии наук двух помощников – Матвея Васильева и Ефима Мельникова; в 1753 г. – разрешение на строительство «фабрики делания цветных стекол», которая открывается в деревне Усть-Рудица близ Петербурга на берегу Мойки.

К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи».

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика ломоносовской мастерской

Петр I. Мозаика ломоносовской мастерской. 1752–1753.

Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.

Портреты Петра Первого

«Западники» 19 в. назовут Петра I «первым проявлением личности в русской истории», как в 20 в. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории.

Сам Ломоносов был таким в еще большей степени: его явление было ответом петровским начинаниям, поэтому не удивительно то, что мозаичное дело Ломоносова было посвящено главным образом утверждению и увековечению национального дела Петра.

Уже в 1752–53 гг. под его руководством М. Васильевым и Е. Мельниковым был набран овальный портрет Петра I. К 1754 г. относится парадный погрудный портрет Петра, выполненный Ломоносовым собственноручно по эскизу Таннауэра, подаренный императрице Елизавете.

Мастерской Ломоносова принадлежит ряд мозаичных портретов его современников: Елизаветы Петровны (1758–60), П. И. Шувалова (1758), Екатерины II (1763). Образцами для мозаик часто служили живописные работы еще молодого тогда Ф. С. Рокотова.

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика собственноручного набора ЛомоносоваПетр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Фрагмент. 1754.

Мозаичные панно в Петропавловском соборе

Мозаика – несомненно, самый лучший материал для создания парадного портрета: ее яркость, декоративность не сравнимы ни с чем, ее свежесть вечна.

Осуществлением мечты Ломоносова – увековечения памяти Петра I в мозаике – должно было послужить воплощение проекта его надгробного памятника и серии мозаичных панно для усыпальницы императора в Петропавловском соборе. Подобную идею Ломоносов высказывает еще в 1757 г., однако, только в 1761 г. он получает финансирование.

Проект Ломоносова предполагал украшение стен собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декор колонн. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени – «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр.

Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762 г. с картины «Полтавская баталия».

Мозаика Ломоносова. Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.

Нельзя однозначно назвать автора эскиза для панно: чаще всего называют К. Л. Христинека; так или иначе, уже у современников Ломоносова эскиз вызывал многочисленные нарекания за свои нестыковки, ему советовали «ради его чести не начинать мозаичную работу по этой жалкой картине».

Однако, работа состоялась и была закончена к январю 1765 г. В ней принимали участие семь помощников Ломоносова. Площадь мозаичного панно составила почти 30 м2 (4,81 х 6,44м), были использованы смальты пяти размеров общим количеством около 1300000 шт.

Судьба «Полтавской баталии»

«Полтавская баталия» стала последней работой, созданной при участии Ломоносова – 4 апреля 1765 г. он умирает.

Скоро были забыты открытые им законы химии и физики, работы в области геологии. Была разорена и закрыта Усть-Рудицкая стекольная фабрика. Его ученики пытаются продолжить мозаичное дело: еще в 1769 г. они создают ряд станковых картин, интерьерных и прикладных работ, однако впоследствии мастерская, лишенная таланта ее создателя, прекращает свою деятельность.

Мозаика Ломоносова. Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерскойПолтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской. Фрагмент. 1765.

«Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств; в сер. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, потому что она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии»; в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук.

материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru

 

Смотрите также:

 

Другие статьи по истории мозаики:

 

www.artmonument.ru

Ломоносов – художник

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века – они возродили искусство мозаики, утраченное в России после XIII века.

В своём художественно-изобразительном творчестве Ломоносов соединил выдающийся талант химика и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.

Принципы работы Ломоносова в области мозаичного искусства отличались от целей и приемов, характерных для мастеров римских мозаик XVII-XVIII вв., использовавших разноцветные смальты для копирования произведений масляной живописи. Произведения мастерской Ломоносова отличает лапидарное и яркое живописное решение художественного замысла, обобщённость композиции и выразительность отдельных силуэтов, интенсивность и насыщенность цветовых контрастов. В целом, все работы отличает декоративная манера исполнения. При перенесении в мозаику произведений, выполненных в технике масляной живописи, Ломоносов делал расчет на обозрение создаваемого произведения издалека, что обусловило приподнятый и величавый стиль мозаичных картин, отвечающий задачам монументальной живописи.

Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж).

Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России. Грандиозный замысел, воплощённый в свободной и декоративной манере, отвечал главной задаче Ломоносова – прославлению Петра I, русского оружия, «Геройских славных дел, / Что долг к Отечеству изобразить велел».

www.msu.ru

Михаил Ломоносов в изобразительном искусстве. Мозаики Ломоносова

Творчество Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)

Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов оставил заметный след во всех областях культуры своего времени. Без упоминания о его опытах невозможна и история русского искусства. Здесь можно говорить именно об «опытах», поскольку работа Ломоносова в искусстве в самом деле носила характер смелого эксперимента, в ходе которого он ставил перед собой целый комплекс проблем и наряду с художественными — чисто научных и даже научно-производственных.

 

Все достижения Ломоносова в изобразительном искусстве связаны с особой технологической задачей — техникой мозаики, которую он пытался возродить на современной почве.

Художествам Ломоносов специально никогда не обучался. Однако несомненно, что культура русского Севера, откуда он был родом, с ее высокоразвитой иконописью, народной скульптурой и архитектурой способствовала развитию его художественной восприимчивости. Знакомство с искусством европейским произошло у Ломоносова во время его заграничного путешествия. Тогда же он мог получить и непосредственные навыки рисунка. Однако Ломоносов не обнаруживал тяги к изобразительному искусству до тех пор, пока художественное не явилось ему в комплексе с научной проблемой, разрешение которой обещало новое средство к прославлению и утверждению отечества, о чем Ломоносов как культурный и просвещенный деятель своей страны более всего пекся.

В 1746 году в Россию вернулся из путешествия граф М. И. Воронцов. Он привез с собой из Рима несколько образцов мозаики, которую производила в то время специальная мастерская в Ватикане, чьей главной задачей было копирование алтарных картин в соборе св. Петра. Мозаики ватиканской мастерской были выполнены из смальт (непрозрачных цветных стекол) многочисленных цветов и оттенков, достаточных для того, чтобы передать тонкие переходы масляной живописи. Знакомство с этими образцами побудило Ломоносова начать собственные опыты в области химии цветного стекла. В 1748 году он добился постройки химической лаборатории на Васильевском острове, где с увлечением занялся этой проблемой, которая в то время была не менее актуальна и окружена такой же атмосферой алхимической тайны, как и производство фарфора. Открытия, сделанные Ломоносовым в его лаборатории, уже к 1751 году создали широкие возможности для российской стеклянной промышленности. Технология Ломоносова позволяла открыть отечественное производство «цветной крупной посуды, галантерейных вещей и оконишных стекол», как писал он сам в поданном им правительству проекте стеклянной фабрики. Но главной задачей Ломоносова, ради которой он работал над увеличением разнообразия оттенков цветного стекла, было возрождение в России искусства мозаики. Какой смысл видел он в ней?

Как человек своего времени Ломоносов считал возможным излагать свои производственно-экономические и научные выкладки не только в официальных бумагах, но и в поэзии. В 1752 году он публикует пространное, обоснованное «Письмо в пользу стекла ». В этом « письме » есть место, объясняющее и увлечение Ломоносова мозаикой:

Искусство, коим был прославлен Апеллес И коим ныне Рим главу свою вознес, Коль пользы от стекла приобрело велики, Доказывают то финифты, мозаики, Которы в век хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц, Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся.

Иными словами, Ломоносов видел в мозаике средство придать живописи долговечность, что дало бы возможность увековечивать в изображениях героические деяния своего времени материалами, красочная яркость которых не утрачивает­ся веками.

Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.

Первыми опытами Ломоносова в мозаике были изображение Богоматери и маленькая иконка Нерукотворного Спаса. Есть основания считать, что в этих двух работах Ломоносов уже испробовал два возможных пути развития мозаики. «Богоматерь» не дошла до нас, но мы знаем о ней по записке Якоба Штелина «О мозаике», содержащей главнейшие сведения о судьбе этого искусства в России в XVIII веке. Вот что пишет Штелин: «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать; начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики и первым удачно сложил из них образ Божьей Матери с несравненного оригинала Солимены». По ряду признаков мы можем судить, что в этой работе Ломоносов шел по пути, проложенному итальянцами. И дело даже не только в том, что в основе лежит итальянский оригинал. Дело в самом отношении к мозаике как репродукционной технике, воспроизводя­щей масляную живопись, для подражания которой смальта дробится на мельчайшие «кубики, призмочки и цилиндрики» и перестает ощущаться как самостоятельный материал. Косвенным подтверждением того, что Ломоносову удалось преуспеть именно на этом пути, является одобрительный отзыв об этой работе Штелина. Не так относился Штелин к тем произведениям, в которых начали проявляться качества, присущие собственно ломоносовскому стилю. К ним принадлежит Нерукотворный Спас (ныне в Государственном Историческом музее) — образок, сложенный из относительно крупных кусков смальты, которые не могли быть пригнаны друг к другу вплотную, как при мелком наборе, имитирующем масляную живопись. О наличии широких «швов» в собственноручных работах Ломоносова Штелин писал как о своем роде профессиональном несовер­шенстве. Но надо полагать, что Ломоносов с самого начала размышлял о мозаике не ради передачи в ней эффектов другого искусства, а как о самостоятельном средстве создания ярких и долговечных картин, рассчитанных на монументальное назначение и монументальное применение в архитектуре. Любопытно, что уже иконку Нерукотворного Спаса Ломоносов рекомендовал рассматривать с некоторого расстояния, как произведение монументально­го искусства. Такими же свойствами крупного декоративного набора, при котором смальта и подчиняется изобразительности, и сохраняет в полной мере свою материальную фактуру, обладает великолепный поясной портрет Петра I собственноручной работы Ломоносова (ныне в Гос. Эрмитаже).

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754.

В 1756 году молния повредила Петропавловский собор. В планы его реконструкции входило сооружение монумента над могилами Петра I и Екатерины I. Многие художники и архитекторы предлагали свои проекты, но к исполнению был принят совершенно небывалый проект Ломоносова. Он включал в себя и коренное переустройство интерьера, и драгоценное убранство самих гробниц, и целую серию мозаичных картин по стенам собора. Собирались представить в мозаике сражения, осаду крепостей, строительство Санкт- Петербурга... Единственное, что удалось осуществить из этого грандиозного замысла, — мозаика «Полтавская баталия», ныне находящаяся в Академии наук в Ленинграде.

Мозаики Ломоносова

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

В основе этой композиции лежит целый ряд изображений битвы при Полтаве, но главным образом картина П. Д. Мартена-младшего, однако все они послужили Ломоносову только отдаленным прообразом. По сравнению с ними изображение по-монументальному укрупнилось и упростилось. Появилось в нем и что-то лубочно-сказочное... В центре — сам Петр на вздыбленном коне с поднятым кверху клинком, за ним под русскими знаменами — его сподвижники: А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев, М. М. Голицын. Все эти лица полны достоинства и спокойствия. Но они находятся в самой гуще боя! Сзади к Петру подкрадывается шведский офицер, которого решительным выстрелом наповал убивает Шереметев; под копытами коня — убитый воин; впереди Петра — «гранодер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха яко бы негодуя, что так далече отваживается». А фоном этим фигурам служит широкая панорама боя, над которой поднимаются кудрявые завитки пушечного дыма.

Мозаичная икона работы Ломоносова, которая до сер. XX века хранилась у ректора МГУ, и профессора прикладывались к ней по праздникам

Судя по уже цитировавшейся здесь записке Штелина, замысел Ломоносова и его стиль не у всех находил понимание. Его художественные идеи в ученой среде подчас встречались «хохотом и оханьем». Но он упорно продолжал делать свое дело.

Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж

Во время работы над своей мозаикой он был избран почетным членом Академии художеств, на церемонии освящения которой произнес слова, в полной мере раскрывающие смысл его труда, каким он представлялся ему самому: «О коль великое удивление и удовольствие произвесть может Россия помощию художеств в любопытном свете, который едва уже не до отвращения духа чрез многие веки повторяет древние греческие и римские, по большей части баснотворные деяния. Украсятся домы Вашего Величества не чужих, но домашних дел изображениями, не наемными, но собственными рабов ваших руками. Коль сладко вкушение плодов собственного насаждения! Коль приятно удовольствие, устроенное своими трудами!»

Е.КАНТОР

Мозаика ломоносовской мастерской.

Александр Невский.

Анна Петровна

Г.Г. Орлов

Екатерина II

Великий князь Пётр Фёдорович

 

 

 

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Описание картины Михаила Ломоносова «Полтавская баталия»

Описание картины Михаила Ломоносова «Полтавская баталия»

Михаил Ломоносов – любознательный естествоиспытатель, одаренный писатель и мудрейший философ не обошел стороной и такую важную сферу творчества, как изобразительное искусство. Он изучал свойства стекла и, пораженный необычайной красотой смальты – цветного стекла, увлекся изготовлением мозаичных полотен. Одной из таким способом созданных работ и является знаменитая «Полтавская баталия».

Для выкладывания мозаики ученому потребовалась помощь семерых рабочих и художника. Нанятый живописец подготовил картонную основу с изображением, так как Ломоносов не обладал навыками рисования. Но непосредственно саму работу с разноцветными стеклянными кусочками выполнял автор задуманного произведения. Результатом стало громадное панно приблизительно в 6,5 метров шириной и в высоту – около 5 метров. Изображало оно финальный эпизод сражения Полтавской битвы.

Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I, подвиги которого особенно прославлял М. Ломоносов. Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни.

Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.

Язык мозаики краткий и ясный. Цвета контрастные и глубокие. Фоном для насыщенной палитры алых, зеленых и синих мундиров участников сражения служит затянутый дымкой горизонт.

Полюбоваться грандиозным панно «Полтавская баталия» можно в петербургской Академии Наук.

opisanie-kartin.com

Михайло Ломоносов: четыре загадки (7 фото)

Михайло Ломоносов: четыре загадки интересное, факты, Михайло Ломоносов, фильм

Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!.. Достаточно ли одной любознательности, чтобы крестьянин в крепостной России мог совершить такую невероятную карьеру?

Многим кажется, что здесь что-то нечисто - и, вероятно, поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что Михаил Ломоносов был внебрачным сыном царя Петра I.

Действительно, Петр I неоднократно бывал в Архангельске, сам работал как простой плотник на Баженовской верфи. А находилась эта верфь рядом с Куростровом, где родился будущий великий ученый. Сознание невольно связывает имена царя и крестьянина, потому что тогда, казалось бы, легче объяснить удивительные загадки биографии Михайлы Ломоносова. А загадки эти непростые.

(Иллюстрации для поста взяты из фильма "Михайло Ломоносов" 1986 г.)

Первая загадка.

Василий Ломоносов рано осиротел и жил на подворье у своего дяди. В описи 1710 года он отмечен бедным 30-летним холостяком; в том же году он женился на дочери просвирни Елене Ивановне Сивковой. В ноябре 1711 года у них родился сын Михаил. Удивляет то, что по описи 1722 года, через десять лет, Василий превратился в богатейшего человека Архангельского края: у него появились большая усадьба, рыбные промыслы, пруд для рыбы, самый крупный в Архангельске двухмачтовый корабль на 90 тонн. Такое судно стоило тогда 500 рублей, деньги огромные! Как он сумел заработать такое богатство?..

Михайло Ломоносов: четыре загадки интересное, факты, Михайло Ломоносов, фильм

Вторая загадка.

Мать Михаила умерла, когда ему было 9 лет. Василий после этого еще дважды женился, но сыновей у него больше не было. Тем не менее был он к сыну очень суров, часто бил его, и Михаил отвечал отцу сходными чувствами. Через много лет Ломоносов написал о себе: "Меня оставил мой отец и мать еще в младенчестве..."

Странные слова! Ведь в действительности сын сам бросил отца и семью и в декабре 1730 года с обозом ушел в Москву. Ушел единственный наследник богатейшего промышленника Архангельска! Почему произошел разрыв с отцом? Только ли из-за "злой мачехи"? Ведь они никогда более не виделись, разрыв оказался -на всю жизнь. Сын прозябал в Москве на три копейки в день, а отец, жертвуя огромные по тем временам деньги на строительство храма и замаливая какие-то неведомые грехи, не послал ему ни гроша.

Михайло Ломоносов: четыре загадки интересное, факты, Михайло Ломоносов, фильм

Третья загадка.

Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. И вопреки этому запрету, Михаил был в нее принят в январе 1731 года! Правда, он солгал и назвался дворянским сыном, но в руководстве академии тоже не простаки сидели, они быстро все проверили и, конечно же, выявили ужасный по тем временам обман. Казалось бы, Ломоносова должны были с позором изгнать из академии!.. Ан нет, его зачислили учеником с жалованьем (а по современным понятиям - со стипендией) 10 рублей в год. Вопрос: почему же Михаила не выгнали, когда обман раскрылся?..

А дальше - еще удивительнее: простого крестьянина и "мужика" Михайлу отправляют из Москвы в Петербург, где в марте 1736 года Кабинет министров России утверждает его кандидатуру вместе с двумя дворянскими детьми в длительную командировку за границу - в Англию, Голландию и Францию - "для смотрения славнейших химических лабораторий".

Михайло Ломоносов: четыре загадки интересное, факты, Михайло Ломоносов, фильм

Четвёртая загадка.

Отец Ломоносова погиб в 1741 году на безвестном острове после кораблекрушения. И в том же году Михайло приснился страшный провидческий сон на корабле, когда он возвращался из Германии в Россию. Он сообщил в Архангельск совершенно точное место, где следует искать пропавшего без вести отца. Поморы поплыли на остров, нашли тело Василия Ломоносова и похоронили его...

Михайло Ломоносов: четыре загадки интересное, факты, Михайло Ломоносов, фильм

В заключение.

Ломоносов буквально боготворил Петра I, посвящал ему оды, создал уникальную мозаичную картину "Полтавская баталия", где главное действующее лицо - царь Петр I на первом плане мозаики. Сохранился прекрасный мозаичный портрет Петра I, также созданный Ломоносовым. Ему же принадлежат слова: "Ежели человека, Богу подобного по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого - не обретаю!"

Может быть, справедлива молва?.. Столько загадок, совпадений... Случайны ли они?

Скажем прямо: как ни заманчива эта версия, Петр I непосредственного отношения к рождению Михаила Ломоносова не имел. Действительно, был он в Архангельске трижды, но... в 1693, 1694 и 1702 годах. Новый 1711 год встретил царь в Петербурге, 17 января он выехал в Москву, где и пробыл до своей свадьбы с Екатериной 16 марта 1711.

Михайло Ломоносов: четыре загадки интересное, факты, Михайло Ломоносов, фильм

В 1986 году был снят замечательный фильм "Михайло Ломоносов", который, как мне думается, просто обязателен для просмотра молодому поколению.

Михайло Ломоносов: четыре загадки интересное, факты, Михайло Ломоносов, фильм

Интересные материалы:

5 парадоксов, ставящих ум в тупик (5 фото + 1 гиф) Великий мечтатель Рэй Брэдбери (22 фото)

nlo-mir.ru

основатель мозаичного искусства в России. — МегаЛекции

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Ломоносов - основатель мозаичного искусства в России.

1.1.Работы М.В.Ломоносова в области производства стекла.………………………4

1.2.Мозаики М.В.Ломоносова. ………………………………………………………...5

 

 

2. Заключение…………………………………………………………………………….. 7

Список литературы……………………………………………………………………….8

Приложение

 

Введение

 

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни

 

всегда приукрашена чьей- либо яркой жизнью,

 

деяниями особо славными. Многие звезды

 

украшали русское небо XVIII столетия. Звездою

 

первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».

 

Борис Шергин

 

Ломоносов был человеком универсальных знаний, подлинным ученым- энциклопедистом. Его работы в области физики, химии, техники, истории, экономики, геологии, географии и литературы на длительный период предопределили пути развития этих наук. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в разных областях знания, в литературе и искусстве.

 

Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников.

Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России.

 

Большинство моих ровесников не знают о вкладе Ломоносова в мозаичное искусство, поэтому я пришла к выводу, что необходимо донести всем о значимости вклада русского ученого в возрождение и развитие древнего мозаичного искусства в России.

 

Гипотеза: если мозаичные картины, выполненные в мастерской М.В.Ломоносова, стали яркой страницей в истории русского искусства, то они имели большое значение и в развитии русской промышленности.

 

Основной целью моей работы является исследование работы М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества

 

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Познакомиться с историей создания мозаичных смальт.

Выяснить вклад М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства в России

Познакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова.

 

 

.

 

Ломоносов - основатель мозаичного искусства в России.

1.1. Работы М.В.Ломоносова в области производства стекла.

 

Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

В середине 40-х годов внимание ученого привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. В 1745 г. канцлер М.И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт.

Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.

Постройка в 1748г. химической лаборатории позволил Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Михаил Васильевич был выдающимся теоретиком в науке о цвете и называл три основных цвета в природе - красный, желтый и синий. «Живописцы, -писал он, -употребляют цветы главные, прочие через смешение составляют».

С 1749 года он систематически проводил опыты по производству красителей.

В конце концов он создал рецептуру, которая позволяла производить смальту - цветное стекло, из мельчайших кубиков которого создается мозаика. Одержимость ученого была бесподобной и дала свои великолепные плоды.

Четыре тысячи сложнейших опытов привели к тому, что была получена смальта самых разнообразных оттенков - пурпурных, зеленых, коричневых, бирюзовых, черных, синих.

В январе 1750г. он продемонстрировал изготовленные им цветные стёкла в Академическом собрании.

В начале 50-х годов Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой предстояло набирать мозаичные картины, а также нашёл состав мастики, с помощью которой смальта скреплялась с медным подносом.

Уже в сентябре 1752г. Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу - образ Богоматери, сравнительно небольшая по размерам мозаика оказалась чрезвычайно трудоёмкой в изготовлении. "Всех составленных кусков, - писал Ломоносов, - поставлено больше четырёх тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи".

Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинами смальты, Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора.

Ломоносов много раз обращался к правительству с предложениями организовать производство смальт и мозаик, художественных и бытовых вещей из цветного стекла. Но правители оставались глухи к призывам учёного. И тогда Ломоносов решил сам наладить это производство. С этой целью он попросил выделить ему участок недалеко от Петербурга, где «есть глина, песок и дрова». Просьба Ломоносова была удовлетворена. 6 мая 1753 г. близ деревни Усть-Рудицы состоялась закладка фабрики.

 

2. Мозаики М.В.Ломоносова.

 

Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас"(Фото1), которая довольно проста по исполнению. Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). и др. Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. " Все материалы,- писал Ломоносов, - имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Время подтвердило правоту слов Ломоносова.

 

В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов", историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.

 

В июне 1761г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И.И. Шувалов и М.И. Воронцов. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". В декабре 1764 г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму.

 

"Полтавская баталия"(Фото 7) - последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел ученого изготовить другую картину этой же серии - "Азовское взятие" остался неосуществимым.

 

В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М.И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряженная работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого, которому он отдал многие годы жизни.

 

Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:

Нерукотворный Спас 1753г. (Исторический Музей, Москва)

Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)

Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)

Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)

Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)

Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)

Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)

Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)

 

Заключение.

 

 

Проделав исследование по данной теме, я делаю следующие выводы:

-Ломоносов разработал рецептуру многочисленных цветных стёкол

-Разработал богатейшую палитру мозаичных смальт.

-Построил стекольную фабрику, предназначенную для производства различных художественных изделий из цветного стекла.

Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории как русского искусства, так и русской промышленности. Открытия Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности. Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости - «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла…»1752).

Сейчас мозаика М. В. Ломоносова является первоисточником творчества мозаичных художников. Только в наше время в Советском Союзе осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками «огромных публичных строений». Стены многих общественных зданий — дворцов и домов культуры, метрополитенов и т. д. — Москвы, Ленинграда, Киева и многих других городов страны украшают монументальные мозаики, изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные ломоносовские традиции.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анискович Л.И. «Ломоносов», М.: издательство «Вече», 2001г.

 

2.Кто есть кто: Новейший справочник школьника. –М.: Фил. о-во СЛОВО. Изд. Эксмо, 2006.

 

3. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765).-М.:Наука, 1988.-465с.

 

4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

 

5. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000

 

6.Читаем, учимся, играем. №4, 2001

 

7. Что такое. Кто такой: Т.2.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-Пресс,1992

 

8. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

 

9.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия./гл.ред. В.А.Володин.-М.: Аванта+, 2000.-640с.

 

10. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/Авт. сост. Н.В.Чудакова. Под общей редакцией О.Г.Хинн.-М.: АСТ,1996

 

11.http: muzey.miht.ru\library\lomonosov_i_iskusstvo.thml

 

12. http://ru.wikipedia.org/.

 

 

Приложение

 

Фото 1

 

Фото 2

 

Фото 3

 

Фото 4

 

Фото 5

Фото 6

Фото 7

megalektsii.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта