Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Картины ломоносов
Картина "Юноша Ломоносов на пути в Москву" Кислякова Н.И. (1400х1827) Прославило художника живописное произведение "Юноша Ломоносов на пути в Москву", написанное им в 1948 году. Оно опубликовано в учебниках истории и во многих художественных каталогах, находится в постоянной экспозиции Музея М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге. Со школьной скамьи увлекался рисованием, в 1937 году в девятнадцатилетнем возрасте принял участие во всесоюзном конкурсе самодеятельных художников на лучшую иллюстрацию к пушкинским произведениям и был отмечен. И только в 1945 году, горя огромным желанием овладеть языком изобразительного искусства, Николай Иванович поступает в художественное училище в Иваново. Отлично учится. А выбирая тему диплома, замахивается сразу на большую, серьезную работу о Михаиле Ломоносове. Чтобы войти в образ, отправляется зимой с обозом тем же путем, каким шел в Москву и его именитый земляк. Картина "Юноша Ломоносов на пути в Москву" принесла Николаю Ивановичу Кислякову широкую известность, он был удостоен личной благодарности президента Академии наук СССР С. Вавилова. Картину тут же приобрел музей М. В. Ломоносова в Ленинграде, ее автор был принят в Союз художников СССР, его пригласили учиться в Суриковский институт... Картины его неоднократно экспонировались на выставках самого разного уровня - от областных до международных. Работы его можно увидеть во многих музеях страны, в том числе в Архангельском музее изобразительных искусств и историко-мемориальном музее М. В. Ломоносова в селе Ломоносово. Творчество Николая Ивановича Кислякова, проникнутое любовью к Северу и уважением к его истории, культуре и людям, составляет заметную и выразительную страницу истории нашего изобразительного искусства.
|
Михаил Ломоносов – биография, фото, личная жизнь, наука и звание
Михаил Ломоносов: биография
Вряд ли найдется на свете такой человек, который не знает, кто такой Ломоносов. Михаил Васильевич – это гениальнейший российский ученый, который сделал неоспоримый вклад во многие отрасли естествознания. Он первым открыл химическую лабораторию, сделал множество физических открытий и усовершенствовал русский язык.
Детство и юность
Биография Ломоносова подобна сфинксовой загадке, потому что имя Михаила Васильевича окружено не только ореолами тайны, но и домыслами и небылицами. Например, некоторые литераторы утверждают, что русский гений родился в бедной семье, которая еле сводила концы с концами, а потом, словно движимый неведомой силой, отправился в самое сердце России.
Портрет Михаила ЛомоносоваЛомоносов появился на свет 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости (ныне село Ломоносово, Архангельская область). Мальчик рос и воспитывался единственным ребенком в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича, который слыл купцом и промышлял рыбной торговлей на собственных судах.
По воспоминаниям Михаила Васильевича, его отец был человеком добрым, но крайне невежественным. Когда одаренному мальчику исполнилось 9 лет, его мать Елена Ивановна умерла. После смерти супруги Василий Дорофеевич пробовал построить счастье с некой Феодорой Михайловной Усковой. Но и эту возлюбленную постигла такая же участь: Феодора скончалась в 1724-ом, через три года после замужества.
Михаил Ломоносов в молодостиВ том же 1724-ом Ломоносов-старший женится в третий раз на овдовевшей Ирине Семеновне Корельской, которая предстала для 13-летнего Михаила в образе злой и завистливой мачехи, отравляющей жизнь маленькому пасынку.
Поговаривают, что Михаил с десяти лет помогал Василию Ломоносову ловить рыбу. Отец и сын ни свет, ни заря брали с собой плетеную сеть и отправлялись в Белое море. Михаил Васильевич обожал плавать по бескрайним водным просторам, любоваться синевой морских волн, красотой голубого льда и отдаляющегося берега. А все опасности, встречающиеся на пути, наоборот, закаляли физические силы юноши. Многочисленные наблюдения Ломоносова обогащали его ум размышлениями по поводу устройства природы.
Известно, что Михаил Васильевич пристрастился к чтению книг с раннего возраста. Молодого Ломоносова начал обучать грамоте местный дьячок С. Н. Сабельников, который научил юношу алгебре, грамматике, а также познакомил с удивительным миром литературы. Будучи 14-летним подростком, Михаил хорошо читал, поэтому днями и ночами корпел над различными учебниками. Можно сказать, что он ревностно проглатывал одну книгу за другой, пытаясь положить в копилку знаний новую информацию.
Многие знают со школьной скамьи легенду о том, что Михаил Васильевич, жаждущий новых открытий, отправился пешком в Москву, дабы получить достойное образование. Поводом для такого экстраординарного поступка стало невыносимое существование в родном доме, а именно бесконечные конфликты с Ириной Семеновной.
Мачехе не нравилось, что Михаил все свободное время проводит за перелистыванием книг. К тому же Василий Дорофеевич хотел женить своего отпрыска и поэтому втайне от чада подыскал ему невесту. Узнав о задумке отца, Ломоносов взял хитростью: молодой человек слег в постель и притворился больным, поэтому обряд бракосочетания пришлось отложить до момента «выздоровления».
Обремененный тяготами жизни, Ломоносов, недолго думая, собирает вещи (две рубахи, тулуп и несколько книг), дожидается ночи и, не простившись ни с мачехой, ни с отцом, тайно сбегает из дома. На третий день пешего путешествия, в декабре 1730 года, молодой человек нагнал караван и попросил у рыбаков разрешения отправиться в дальний путь вместе с ними. Через три недели скитания по снежным сугробам, в январе 1731 года, Михаил Васильевич прибыл в столицу. Приблизительное расстояние от его родного села до сердца России составляет 1160 км.
Среди ученых и по сей день ходят споры, потому что некоторые уверены, что 19-летний юноша не мог преодолеть такую дистанцию пешком, тем более зимой. Однако факт того, что Ломоносов путешествовал с рыбным обозом, означает, что молодой человек часто чередовал отдых на телегах и пешие прогулки. По другой версии, значительную часть пути Михаил Васильевич проделал на лошадях. Ломоносов хотел стать студентом Славяно-греко-латинской академии, поэтому, чтобы осуществить задумку, он подделал документы и на время стал для ректората потомком холмогорского дворянина.
Михаил Ломоносов в Славяно-греко-латинской академииМихаил Васильевич пробыл в учебном заведении пять лет, за это время изучил латинский язык, богословские книги и познакомился с «тогдашней» наукой. По воспоминаниям ученого, в академии над ним подшучивали сокурсники, так как Ломоносов был бедно одет (довольствовался одним алтыном в день). В 1735 году Михаил Васильевич был зачислен в Санкт-петербургский университет при Академии наук, где постигал азы математики, физики и пробовал заниматься написанием стихов.
Уже через год, в марте, Михаила Васильевича и еще двенадцать способных учеников университета по решению Академии наук отправляют на учебу в Европу. За границей Ломоносов пробыл пять лет, однако молодые люди постоянно сталкивались с неурядицами. Учебное заведение затягивало с перечислением денег, поэтому многим студентам приходилось жить в долг. Первоначально Михаил Васильевич обучался в Марбурге, но затем переехал во Фрайберг (Германия).
Диплом Михаила ЛомоносоваТам Ломоносов познакомился со своим наставником Генкелем, который обучал ученика металлургии и горному делу. В 1739 году между Михаилом Васильевичем и минерологом И. Генкелем возник конфликт. Камнем преткновения стал отказ молодого ученого выполнять черновую работу. Напряжение между преподавателем и студентами нарастало со скоростью света, дошло до того, что Иоганн отказался давать своим «подчиненным» денег на содержание. В 1740-м году Михаил Васильевич, захватив пробирные весы с гирьками, раз и навсегда покинул Фрайберг.
Наука и литература
Ходят слухи, что Михаил Васильевич обладал не только блестящим умом, но и феноменальной интуицией и даже экстрасенсорикой: он проникал в тайны Вселенной одной силой мысли и делал открытия, опережающие время. Причем удивительно, что гений был блестящим эрудитом в любой из областей, будь то физические явления, химические превращения, либо сочетание строк в стихотворении.
Причем на творения Ломоносова в дальнейшем опирались великие поэты, такие как Александр Пушкин и Василий Жуковский, а «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является бесспорным памятником русской литературы.
Михаил Ломоносов в высшем обществеДостоверно известно, что Михаил Васильевич всерьез начал заниматься наукой в 1737–1738 годы. Доказательством успеха в постижении естественных и точных наук молодым студентом стала дебютная работа Ломоносова, которая называется «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», где ученый рассмотрел различные агрегатные состояния. А за диссертацию «О металлическом блеске» Михаил Васильевич в 1745 году удостоился профессорского звания. После получения звания в науке Ломоносов стал дворянином.
Стоит сказать, что результаты, полученные в ходе химических и физических опытов ученого, отличались точностью, Михаил Васильевич практически не ошибался в своих выводах. Его научные труды помогли современникам перейти от алхимии и натурфилософии к нынешним методикам естествознания. Он сформулировал основы кинетической теории газов, открыл закон сохранения энергии, объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния, изготавливал цветные стекла и краски, подверг химическому анализу руды. Именно он придумал основы физической химии.
Михаил Васильевич, поддерживая труды Коперника, часто изучал астрономию: талантливый ученый стал открывателем атмосферы на Венере, также ему принадлежат создание множественных экспедиций и усовершенствование светоотражающего телескопа (система Ломоносова-Гершеля). Также химик стал одним из первых служителей науки, кто догадался о том, что звезда, называемая Солнцем, представляет собой огромный огненный шар, ведь «там огненные валы стремятся, вихри пламенны крутятся и камни, как вода, кипят».
Аэродромическая машина Михаила ЛомоносоваПомимо прочего, Ломоносов ввел в русский язык новые понятия (горизонт, преломление лучей, атом, молекула, температура и т.д.), придав ему научный стиль, ведь раньше технические термины обозначались латинскими словами, которые были непонятны народу. Ломоносов настолько опережал время, что некоторые его труды вышли в свет только после смерти ученого, ибо при жизни Михаила Васильевича их засекречивали и не опубликовывали целые столетия.
Однажды гений написал письмо приятелю Александру Шувалову, который являлся доверенным лицом Елизаветы Петровны и фаворитом Петра III. В той рукописи Михаил Васильевич рассуждал о сохранении и размножении российского народа. Но даже такой образованный человек, как Александр Иванович, предпочел спрятать послание Ломоносова под сукно, сохранив его от глаз общественности.
Личная жизнь
С осени 1736 года Ломоносов стал арендовать комнату у вдовы марбургского пивовара. Там же жила 19-летняя дочь хозяйки – Елизавета Цильх, которая ждала детей от Михаила Васильевича. Возлюбленные поженились 26 мая 1740 года в Марбурге. Первая дочь ученого Екатерина-Елизавета родилась вне брака, поэтому считалась незаконнорожденной. Девочка умерла в 1743 году.
Михаил Ломоносов с женой22 декабря 1741 года Михаил Ломоносов вновь становится отцом. Жена дарит служителю науки сына, которого назвали Иваном. В 1742 году годовалый мальчик также скончался. В 1749 году в семье Ломоносовых рождается девочка Елена, которая стала единственным выжившим ребенком. Таким образом, Михаил Васильевич не оставил потомков, которые смогли бы продолжить род Ломоносовых (у ученого не было сыновей).
Смерть
Великий ученый скончался 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни. Причина смерти – воспаление легких. На следующий год после смерти служителя науки была опубликована задуманная в двух томах книга «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года». Второй том Ломоносов написать не успел.
Могила Михаила ЛомоносоваИзвестно, что, когда не стало Михаила Васильевича, Григорий Орлов (по приказу Екатерины II) опечатал сохранившиеся рукописи Ломоносова. Позже библиотека и бумаги ученого были перевезены во дворец и вскоре канули в Лету. По слухам, приближенные к власти боялись, что документы Ломоносова «попадут в чужие руки». Могила гения находится на Лазаревском кладбище.
Интересные факты
- Журналист Дмитрий Семушин уверен, что родитель ученого не занимался мореплаванием, а его принадлежность к поморам – только красивый миф. Дело в том, что в сохранившихся документах со сведениями об отце Ломоносова говорится, что глава семейства был крестьянином Куроостровской волости и двинянином, а о поморах в этой справке нет ни единого слова. Биографию ученого писал талантливый русский историк Владимир Иванович Ламанский, именно он сделал из Ломоносова сына торговца рыбой, и его труд повлиял на дальнейшее «ломоносоведение».
- Современники Михаила Васильевича говаривали, что у ученого был крутой нрав. Однажды его даже заключили под стражу из-за пьяного дебоша.
- За оду, которая восхваляет Елизавету Петровну, ученый получил в награду две тысячи рублей. Правда, на момент выдачи денег, в царской казне были только медные монеты, поэтому Михаилу Афанасьевичу пришлось арендовать две телеги, чтобы погрузить наличность.
- В Германии Михаил Васильевич познакомился с любознательным молодым человеком Георгом Рихманом, который проявил живой интерес к работе ученого. Участвуя в одном из экспериментов, Георг погиб от шаровой молнии.
- В честь ученого в 1986 году вышел многосерийный фильм «Михайло Ломоносов».
- Михаил Васильевич стал основателем университета, находящегося в Москве (МГУ).
Фото
24smi.org
Портрет Ломоносова Михаила Васильевича: описание :: SYL.ru
Известный портрет Ломоносова был написан в 18 веке. В настоящее время данное изображение считается классическим: именно его можно увидеть в школьных учебниках, пособиях, общественных учреждениях. Это связано с тем, что оно наиболее достоверно передает особенности личности этого замечательного ученого. На картине он представлен в позе мыслителя. В его руке – перо, а перед ним лежит лист бумаги, что наглядно отражает особенности его деятельности.
Гравюра Э. Фессара
Портрет Ломоносова наиболее известен по работе этого французского художника. Именно он по заказу Шувалова создал гравюру, по которой его последователи писали фигуру Михаила Васильевича. Этот автор придал ученому ту позу, которую можно видеть на всех последующих картинах. На его гравюре Ломоносов изображен за работой с пером и бумагой в руке. Он одет в расшитый золотом кафтан, его лицо обращено к зрителям. Практически не менялся и фон картин: везде авторы изображали рабочую обстановку, а на заднем плане нередко рисовали стекольный завод. Однако Фессар в своей гравюре не проработал в достаточной степени черты лица ученого. Портрет Ломоносова получился у него несколько условным, в стиле живописи 18 века. Художник показал его не столько как личность, сколько как придворного поэта, сочинителя торжественных од.
Работы Шубина
Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.
На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.
Парадное изображение
Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.
Гравюра М. Шрейера
Портрет Ломоносова Михаила Васильевича стал наиболее известен благодаря работе Фессара, которому этот ученый, скорее всего, позировал. Его гравюра оказалась настолько удачной, что все последующие художники, так или иначе, следовали ее схеме. Однако каждый автор вносил свои изменения, которые раскрывают личность ученого с разных сторон.
Гравюру Шрейер выполнил на основе рисунка своего учителя Х. Шульце. В целом рисунок следует устоявшейся традиции, однако Шрейер изобразил ученого в еще более свободной позе: так, например, его рука с пером покоится не на столе, а на колене. Выражение лица ученого – живое, открытое. Он изображен в свободной одежде: его кафтан без всяких украшений и напоминает халат, жабо отсутствует, что придает изображению домашний вид.
Особенности
Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.
Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.
Изменения
В науке существует предположение, что Шрейер и его учитель Шульце использовали в качестве тела фигуру известного французского поэта Ж. Б. Руссо, а поверх наложили портрет Ломоносова, внеся необходимые изменения.
Исследователи отмечают, что такой художественный прием оказался настолько хорошим, что гравюра считается одним из наиболее удачных изображений поэта и ученого. Тем не менее, некоторые черты барокко заменены на стиль классицизма, так как авторы не хотели слишком противоречить эпохе.
Картина неизвестного художника
Ломоносов, портрет, фото которого представлены в настоящем обзоре, часто становился объектом внимания художников 18 века благодаря неординарности его личности. К 18 веку относится картина неизвестного художника, написанная маслом. На полотне ученый изображен по грудь, композиция в целом повторяет гравюру Фессара. Костюм Михаила Васильевича сильно упрощен по сравнению с другими его изображениями. Ученый нарисован в парике, который в этот раз прописан очень тщательно, в отличие от гравюры Фессара, где этот важный компонент представлен схематично.
Ученые отмечают, что на этом портрете автор особенно постарался придать черты индивидуальности ученому, как следует прописав лицо. Он очень реалистично показал цвет кожи, впалость глаз, тени на щеках и лбу. По мнению исследователей, эта картина была сделана после смерти изобретателя и поэта по заказу Шувалова.
Картина Л. Миропольского
Портрет М. В. Ломоносова, выполненный этим малороссийским художником, стал наиболее известным среди других изображений ученого. Следует отметить, что эта картина является копией прижизненного изображения поэта и изобретателя, выполненного художником Г. Преннером. Е. Дашкова, которая возглавляла в 18 веке две Академии, заказала сделать копию известному живописцу Миропольскому. Работа была выполнена после смерти ученого в 1787 году.
Поскольку ее автор, Леонтий Семенович, был учеником знаменитого художника Левицкого, то картина написана в его стилистике. Акцент сделан на фигуру, вернее на лицо поэта, которое обращено вполоборота к зрителю. Свет падает на него, подчеркивая сосредоточенную мысль в чертах и задумчивый взгляд. Поза фигуры снова повторяет то положение, которое было заложено еще Фессаром. В заключение следует отметить, что почти все вышеперечисленные портреты Михаила Васильевича представляют его в официальном виде. Также в тех картинах, где он изображен в домашней обстановке, проглядывает некоторая официозность. Исключениями стали работы Шубина и упомянутый портрет неизвестного художника.
www.syl.ru
Михаил Ломоносов: биография, фото, личная жизнь
Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получал образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.
«ЗА УТВЕРЖДЕНИЕ НАУК В ОТЕЧЕСТВЕ»
Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился — он должен был продолжить семейное дело.
Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного). Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.
Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Изображение: cultnord.ru
Николай Кисляков. Юноша Ломоносов на пути в Москву. 1951. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Константин Рудаков. Юноша Ломоносов-студент. 1945. Изображение: cultnord.ru
Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Михаил Ломоносов решил уехать из родного села в Москву — учиться.
В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.
Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.
«ЕВРОПЕЙСКИЙ УЧЕНЫЙ» МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ
Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru
Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru
Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru
В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.
В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.
В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.
«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»
«ОН САМ БЫЛ НАШИМ ПЕРВЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ»
Леонид Миропольский. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1787. Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург
Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Франц Рисс. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1800-е. МГУ имени М.В. Ломоносова
В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».
В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.
Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».Ломоносов продолжал трудиться в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».
Алексей Кившенко. Михаил Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Петр Борель. Посещение Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в. Изображение: cultnord.ru
Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
К началу 1960-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно он занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.
В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Однако и первая, и последующая попытки экспедиций пробиться сквозь льды были безуспешными.
С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.
Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.
Виктор Садовничий
2011
26 мин
Виктор Садовничий
2012
44 мин
www.culture.ru
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Мастера исторической живописи
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765)
Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в русском искусстве. Замечательный ученый, химик, историк, писатель, художник, по словам А. С. Пушкина, «он все испытал и все проник». Поэтому, возможно, его мозаичная «Полтавская баталия» — не только шедевр изобразительного искусства и стремление увековечить память Петра Великого, но и результат долгих химический исследований в сфере производства цветного стекла.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Куростров Архангельской губернии. В 1731–1736 годах он учился в Московской славяно-греко-латинской академии. В 1736 году Академия направила Ломоносова на стажировку в Германию, где он пробыл до 1741 года.
В 1751 году в своей работе «Письмо о пользе стекла…» ученый наметил пути развития русского монументального искусства. В следующем году он занялся организацией Усть-Рудицкой фабрики по изготовлению цветных смальт. К этому же времени относится и создание по инициативе Ломоносова мозаичной мастерской в Петербурге. Среди мозаичных работ, выполненных Ломоносовым, портреты Петра I (1753–1755, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и императрицы Елизаветы Петровны (1758–1760, Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1758 году Михаил Васильевич закончил проект мемориального комплекса в Петропавловском соборе, в котором должны были отразиться важнейшие исторические события первой половины XVIII столетия. В 1765 году Ломоносов завершил свою знаменитую «Полтавскую баталию» — одна из семнадцати задуманных им мозаичных панно. К сожалению, мемориал не был осуществлен. «Полтавская баталия» в настоящее время украшает здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
М. В. Ломоносов. «Полтавская битва». Фрагмент, 1764, Академия наук, Санкт-Петербург
М. В. Ломоносов. «Полтавская битва». Фрагмент, 1764, Академия наук, Санкт-Петербург
Начиная работу над проектом, Ломоносов составил очень подробный план каждой композиции, подобрал материалы: портреты Петра I, Карла XII, русских и шведских генералов; карты сражений и местностей, где проходили битвы. Детально точно передано вооружение, обмундирование воинов, знамена. Сцены сопровождались текстом, разъясняющим зрителям, кто изображен в каждом эпизоде.
Например, в текстовом сопровождении указывалось, что моделью для облика Петра послужил его восковой портрет — посмертная маска, хранящаяся в Кунсткамере, а также лучшие живописные изображения императора. Русские генералы (Меншиков, Шереметев, Голицын) также были написаны с портретов, выполненных известными художниками.
С 1763 года Ломоносов являлся почетным членом Петербургской академии художеств. Его перу принадлежат труды «Краткий российский летописец с родословием» (1760), «Идеи для живописных картин из российской истории» (1764), «Древняя российская история от начала российского народа до кончины князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1766). Темы этих сочинений использовались Академией художеств при разработке сюжетов для программных картин.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Портрет Ломоносова: описание
Михаила Ломоносова давно нарекли хрестоматийной личностью. Каждый школьник с юных лет знает о выдающемся ученом или хотя бы о его существовании и узнает его облик на портрете.
Михаил Ломоносов: портрет ученого, сделанный по рисунку Шульце
В живописи XVIII века особым спросом пользовались картины с изображением людей. Во многом это было связано с потребностью людей оставить след в истории и передать потомкам информацию о том, как выглядели выдающиеся умы их времени. Такая личность, как выдающийся ученый, первопроходец во многих областях науки, энциклопедист, поэт и просто отличный человек с недюжинной физической силой не мог обойтись без внимания художников.
Портрет Ломоносова всем знаком с детства. Мало кто знает, что такое знакомое изображение ученого имеет несколько интерпретаций и порой очень трудно различить руку мастеров. Среди множества работ немалый интерес искусствоведов вызывает гравюрный портрет Ломоносова, написанный М. Шрейером по рисунку его коллеги и учителя Х. Шульце.
Композиция работы мало чем отличается от оной у Фессара, но при этом можно заметить, что Шрейер вносит ряд интересных деталей. Ученый не держит обе руки на столе, а сидит в открытой позе, обнажая свою грудь в по-домашнему неряшливо надетом кафтане. В одной руке Михаил Васильевич держит записи, а в другой перо. Его выражение лица выдает крайнюю задумчивость, но при этом можно уловить нотки энтузиазма во взгляде. Перед зрителем предстает портрет Ломоносова, который занят мыслительным процессом и при этом старается все тщательно зафиксировать на бумаге. Открытые перед ним книги лежат в рабочей небрежности.
Неожиданный факт о гравюре
Гравюра Шрейера, изображающая портрет Ломоносова, имеет одну особенность, над которой искусствоведы до сих пор ломают себе голову. Предполагается, что работа написана по рисунку Шульце, однако тот родился в 1749 году, что не увязывается с датой выполнения гравюры – конец XVIII века. При детальном рассмотрении картины можно заметить, что в открытой книге на переднем плане виднеется имя Петра I, а не Елизаветы, во времена которой жил Ломоносов. Общая композиция стилистически построена в духе барокко, хотя конец XVIII века считается периодом, когда в живописи господствовал классицизм. На основании этих несоответствий в искусствоведческом мире имеется предположение, что портрет Ломоносова руки Шрейера прошел несколько стадий своего развития, причем сам лично художник не контактировал с ученым. Изначально был создан портрет Михаила Васильевича, затем с него Шульце сделал рисунок. На последнем этапе Шрейер создал свою знаменитую гравюру по мотивам карандашного наброска своего учителя и коллеги.
Стилистические особенности гравюры
Упомянутый выше стиль барокко на картине, которому было не место в XVIII веке, объясняется художественным приемом, пришедшим к нам из времен Римской Империи. Поставив целью написать гравюру с изображением выдающегося ученого, Шульце, а за ним, естественно, и Шрейер нашли подходящий прототип картины, где был изображен Жан-Жак Руссо. И, взяв его за основу, «насадили» на тело мыслителя голову Ломоносова. Именно этим фактом объясняется стилистическое несоответствие в гравюре Шрейра с царящими в живописи канонами на конец XVIII века.
fb.ru
Мозаики Ломоносова. - mayorova_sveta
В этом 2011 году мы празднуем 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова.
Портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II ( Мозаика мастерской Ломоносова )
*****– Татенька, у солнца свет самородный?– На солнце риза царская и корона. То и светит.
– А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские!…– Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!
– А молния?– Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень, грозой обожженные, там в песках стрелку ищи.
– А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен!
– Татенька, у мужиков разговор один: «почем хлеб да почем рыба»; у баб: «кто где женился, богату ли взял». А книга моя беседует мне: «Разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную.И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищён…***Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим художником. Он прославился, как первый художник - мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране.
Портреты Александра Невского и Петра I..
Мозаика — древнее умение составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие со временем картины и портреты, (мозаика может простоять тысячи лет…) Заслуга Ломоносова в том, что он открыл способ получения смальт любого цвета и разнообразных оттенков.
Мозаика – монументальный вид искусства. Она всегда придаёт интерьеру особую торжественность. В мастерской Ломоносова было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось только двадцать три.
Апостол Пётр.
Ломоносов так писал о мозаичных портретах:.
"Коль пользы от Стекла приобрело велики,Доказывают то Финифти, Мозаики,Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,Приятность нежную и красоту девиц,Чрез множество веков себе подобны зрятсяИ ветхой древности грызенья не боятся".
Исполненный Ломоносовым портрет Петра I, набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, - драгоценная реликвия в художественной культуре XVIII века.
Самая большая (4 футов длиной и 9 футов высотой) картина Ломоносова - "Полтавская баталия". .Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном щите весом в 1280 кг.
Фрагменты мозаики "Полтавская битва".
В 1764 году.работа над этой мозаикой была закончена, а в начале следующего года она была отшлифована, отполирована и вставлена в золочёную чеканную медную раму.
Для осмотра грандиозного полотна «Полтавской баталии», Ломоносова выносили из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить. «Полтавская баталия» — последняя, и самая значительная, работа Ломоносова.
Сегодня она находится на парадной лестнице здания Академии наук.
"Удивление и удовольствие произвести может Россия помощию художеств..." М.В. Ломоносов.
*********Сегодня, в XXI веке, техника создания мозаичных картин шагнула далеко вперёд. Пять тысячелетий человечество владело двумя видами различных искусств - искусством горячей эмали и искусством мозаики. И вот впервые московский художник, выпускник Строгановского училища, Андрей Манджос, СОЕДИНИЛ ИХ ВОЕДИНО.
Крохотные медные пластинки он покрывает многоцветной эмалью и это является его авторским изобретением, защищённым международным Патентом РФ. Каждая пластинка с эмалью подвергается обжигу, как отдельное ювелирное изделие, причём, каждый цвет имеет свою температуру плавления. Можете представить, какая это ювелирная работа! .В результате получается волшебная светоцветовая игра отдельных капелек эмали. Каждая по-своему преломляет и отражает свет, и создается яркая, искрящаяся мозаика!
Кропотливый ручной труд. Только над одной мозаичной картиной - "Михайло Ломоносов", автор работал около двух лет. Это - единственный в мире мозаичный портрет Ломоносова.
Эмалевая мозаика Андрея Манджоса.
*****
mayorova-sveta.livejournal.com