Образ Наполеона в картинах французских художников (стр. 1 из 5). Картина наполеон
Жак-Луи Давид Наполеон Бонапарт в рабочем кабинете в Тюильри: Описание произведения
Французский полководец предстает зрителю в рабочем кабинете, расположенном на первом этаже дворца Тюильри, изображённый в скромной униформе полковника гренадеров гвардейской пехоты (бело-синего цвета камзол с красными манжетами, короткие брюки-кюлоты во французском стиле с белыми чулками). Наряду с золотыми эполетами, на груди Наполеона красуются Знак ордена Почетного легиона (Большой крест), Знак ордена Железной Короны и Звезда ордена Почетного легиона. На переднем плане видно позолоченное деревянное кресло, отделанное красным бархатом, на подлокотнике которого изображена сабля, подразумевающая военные успехи Наполеона, а крупное отображение слова Code указывает на его административные достижения. Другие декоративные детали, такие как геральдические пчелы и лилии - эмблема французского абсолютизма, символизируют власть правителя. Основание ампирного стола украшено каменной скульптурной головой льва, слева от которой находится карта с подписью художника LVDci DAVID OPVS 1812.
На заднем плане возвышаются маятниковые часы с застывшим на них временем в четыре часа тринадцать минут (подразумевается – утра), а над разбросанными бумагами на позолоченном столе догорает последняя свеча, помещённая в канделябр. Эти детали призваны показать, что император трудился всю ночь во имя нации. Таким образом, Давид создает образ военачальника, а также администратора и законодателя, чья рабочая энергия превышает человеческие возможности.
Интересно, что картина, сейчас представленная в Национальной галерее искусств (Вашингтон), была личным заказом шотландского дворянина Александра Гамильтона, 10-го из герцогов Гамильтон, - коллекционера искусства и страстного поклонника Наполеона. Заказ поступил в 1811 году, завершена картина была к концу марта 1812 года и впервые представлена во дворце Гамильтон. Арчибальд Филипп Примроуз, 5-й граф Роузбери и 48-й Премьер-министр Великобритании приобрёл полотно в 1882 году, а в 1954 году она была выкуплена Фондом Сэмюэля Х. Кресса у наследников Примроуза, которые предали её на хранение в Национальную галерею искусств.
Существует вторая, авторская, версия картины. За исключением мелочей, она идентична по композиции, но император здесь изображен в черном камзоле. В 1979-м году она был приобретена у Дома Бонапартов французским государством и передана в Версальский музей.
Автор: Олег Выбыванец
artchive.ru
Наполеон на перевале Сен-Бернар — Artrue
Дата создания: 1801–1805 годы.Тип: холст, масло.Габариты: 261*221 см.Местонахождение: музей Мальмезон (Франция).
Синопсис
«Наполеон на перевале Сен-Бернар» (также известная как «Наполеон переходит через Альпы») — это название серии из пяти версий конных портретов Бонапарта, принадлежащих кисти французского мастера Жака-Луи Давида. Первоначальная композиция, созданная по заказу короля Испании, демонстрирует сильно идеализированное представление о переходе Наполеона и его армии через Альпы.
История работы
Переход через перевал был одним из стратегических маневров, который помог полководцу одержать победу в битве при Маренго (1800). Для сближения с итальянцами, во время переговоров Наполеона и Карла IV состоялся традиционный обмен подарками. От Бонапарта поступили версальские пистолеты, платья лучших парижских портных, драгоценности и другие вещи. В свою очередь победителю предложили шестнадцать испанских лошадей, а также портрет, который должен был создать Жак-Луи Давид. Несмотря на то, что мастер был горячим революционером, он все-таки взялся за работу. Наполеон поручил Давиду создать еще три варианта полотна для замка Сен-Клу, библиотеки Дома инвалидов и дворца Республики в Милане. Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника.
Перед созданием первой версии работы, посол Испании уточнил у Наполеона, что тот хочет видеть на картине. Изначально Бонапарт просил изобразить панораму войск, но в конце концов остановился на сюжете перехода через Альпы.
В действительности, переход через горы проходил в хорошую погоду, а Бонапарту помогали местные гиды. Тем не менее, изначально картина задумывалась как пропагандистская и заказчик просил выделить его спокойствие в экстремальных ситуациях. Существует мнение, что именно он предложил также включить в работу имена двух других великих генералов, руководивших переходом через Альпы: Ганнибала и Карла Великого.
Наполеон на перевале Сен-Бернар
Производство
Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Наполеон, позировав несколько часов, наотрез отказался продолжать, не дав художнику достаточно времени, чтобы изобразить все детали. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Он предполагал, что великие люди древности не позировали для скульптур и портретов, было достаточно лишь того, что их гений живет в произведениях. Поэтому это полотно стало одной из первых картин, изображавшей идеал и идеи, а не физическое сходство.
Провальная попытка убедить Наполеона позировать вынудила Давида использовать в качестве модели своего сына, который позировал на лестнице: в этом случае художник смог сделать наброски фигуры французского императора и общей композиции. В качестве модели «огненного скакуна» для разных версий были задействованы две лошади.
Первый портрет был написан в течение четырех месяцев, с октября 1800 года по январь 1801. В работе над остальными версиями Давиду помогали двое его учеников: Мартин Ланглуа и Джордж Руже.
Методика
В работе над этой серией Давид использовал два или три слоя краски. После изображения основных набросков легкими штрихами производилось уточнение некоторых деталей, после чего мастер сосредотачивался на работе со светом и тенью. Кроме того, на втором слое Давид убирал все возникшие дефекты и неточности. Заключительный слой представлял отделку штрихов, смещение тонов и сглаживание поверхности. Зачастую эта задача доставалась помощникам и ученикам.
Детали
Все пять версий имеют схожие размеры (2.6*2.2 м). Бонапарт на них предстает в мундире главнокомандующего генерала и вооружен саблей. Складки его большого плаща развеваются на ветру. Голова Наполеона повернута к зрителю. Жестом правой руки он указывает на вершину горы. Лошадь вздымается, ее грива и хвост растрепаны ветром. На заднем плане солдаты с артиллерийскими установками совершают восхождение. Над этим действом нависли темные облака.
Различия
В оригинальной версии полотна плащ Бонапарта имеет оранжевый цвет. Лицо Наполеона выглядит более молодым именно в первой работе. Также в разных версиях меняется окрас лошади. Так, в картине из Шарлоттенбурга она рыжая, пятнистая и серая в первом Версальском полотне и черно-белая во втором. Кроме того, меняются и места подписи автора.
Номер версии | Местонахождение |
Первая | музей Мальмезон |
Вторая | музей Шарлоттенбург |
Третья | Версальский дворец |
Четвертая | музей Бельведер |
Пятая | Версальский дворец |
Подписи
Жак-Луи Давид использует надписи и подписи: чтобы усилить символику своих работ. В Смерти Марата, например, революционер держит листок с именем своего убийцы. Надписи присутствуют также в картинах «Леонид при Фермопилах», «Велизарий просит милостыню», «Сафо и Фаон» и других. В этой работе подписи сделаны на камнях, связывая переход через Альпы Ганнибала и Карла с маневром Наполеона.
artrue.ru
"Коронация Наполеона": разбор картины Давида
Наполеон Бонапарт – великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.
Жак-Луи Давид в революционный период
Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.
Давид – представитель классицизма во французской живописи. Участвовал в революционном движении и выступал за свержение короля Людовика XVI. Создал ряд картин на революционную тематику: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч». Примерно в это же время основал Национальный музей в Лувре.
''Коронация Наполеона'' – картина Давида, расположенная в данный момент в Лувре, и посмотреть ее могут все посетители музея. Вообще-то, оригинальное название полотна - "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", но в обиходе чаще используется именно сокращенный вариант.
Предложение Наполеона художник принял с огромной радостью, так как был его приверженцем и полностью разделял взгляды будущего императора. К тому же после смерти Робеспьера он жаждал нового витка своего творчества.
Подготовка к коронации Наполеона I
Наполеон славился своей любовью к Цезарям и Римской империи в целом, поэтому свое восхождение на трон хотел провести в соответствии с собственными вкусами.
Самой коронации в стиле Древнего Рима предшествовала глобальная подготовка, а местом проведения церемонии стал знаменитый собор Парижской Богоматери, который быстро отстраивали после последствий недавней революции, а также украшали в духе древней империи.
‘’Коронация Наполеона’’ стала пиком творчества мастера и способствовала обновлению классицизма посредством реализма.
Полотно Давида
Все фигуры на полотне тщательно проработаны, благодаря чему все действующие лица хорошо узнаваемы. Кроме того, художник явно продемонстрировал свое отношение к определенным аспектам, которые явно подвергаются критике со стороны живописца и в какой-то мере отдают непочтительностью.
На картине ''Коронация Наполеона'' Жак-Луи Давид постарался передать все события данной церемонии.
Например, религиозная обстановка всей процедуры, роскошь и помпезность, да и сам Папа Римский, облаченный в золото и с самодовольным взглядом на лице, вовсе не создают атмосферы духовности, а являются, скорее, насмешкой. Это и есть основное непочтение. Так как Давид обладал революционным характером, он изобразил Нотр-Дам как место сборища дилетантов, а не в качестве храма Господа.
Когда император увидел готовую картину, он потребовал от живописца изменить сцену, где Папа сидит с отсутствующим видом, с руками, сложенными у себя на коленях. Аргументация Наполеона была предельно ясна: он заставил приехать слугу Бога из такой дали не для того, чтобы тот ничего не делал.
Классический реализм Давида
Сам Наполеон был представителем мелкой буржуазии, и его вид в шикарном королевском одеянии сам по себе должен был вызвать насмешки, но живописцу удалось сгладить этот факт, сделав акцент на мужественности и величии его позы.
Будущая императрица Жозефина имела весьма дурную славу, но ее муж потребовал короновать и ее, несмотря на то что ни одна королева не была удостоена подобной чести. Чтобы замять этот факт, Давид изобразил покорность женщины, уделив особое внимание ее внешней красоте.
На пороге становления нового императорского режима во Франции реализм Давида отдает некой карикатурной направленностью. Некоторые критики видят эти проявления в изображении всей церемонии. Обладая критичным умом, Давид мог так поступить, если его что-то не устраивало, несмотря на симпатию к новому лидеру.
Хотя Давид присутствовал на самой церемонии и делал некоторые подготовительные эскизы, картина не является стопроцентным отображением реальных событий. Художник внес некие коррективы. Ярким примером является изображение матери императора, величаво устроившейся между двумя центральными колоннами на заднем фоне. Ведь на самом деле она не присутствовала на коронации сына, а находилась в это время в Риме. На холсте же она окидывает Наполеона встревожено-печальным взглядом.
Можно заметить еще одно искажение действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Многие считали, что венок подходит императору больше, чем корона, поэтому после определенных колебаний Давид отдал предпочтение именно ему.
Если бы художник следовал реальности, ему надлежало бы изобразить Наполеона в ногах у Папы Римского, а Жозефину поставить еще ниже. Однако, зная о непростых отношениях между правителем и представителем духовенства, он отказался от этой идеи.
Поэтому Давид остановился на коронации императрицы Наполеоном.
Мастер также отдал должное изображению величественности архитектурного сооружения. Это прослеживается через многочисленные вертикальные оси – три колонны, алтарь с высокими свечами.
Главные герои картины
На картине изображено от 153 до 200 человек, но не все они поддаются идентификации. Однако безошибочно узнаются следующие персонажи:
- кардинал Фэш, кардинал Капрара, греческий патриарх, которые обосновались вокруг Пия VII;
- принцы Нэвшателя и Понте-Корво, французский канцлер, вице-король Италии, принц Мурат и три маршала - они составляли группу офицеров императора, на голове у каждого шляпа с перьями;
- братья и сестры Наполеона, фрейлины, принцессы, составляющие свиту императрицы;
- повернутые лицом к зрителю мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Боумон.
Окончание работы над картиной
В 1807 году работа над картиной ''Коронация Наполеона'' была закончена. Наполеон рассматривал полотно около часа, после чего восторженно воскликнул, что Давид прекрасно справился с задачей и создал императору нужное амплуа. Впоследствии картину выставили на обозрение публики, что придало ей значительной популярности.
''Коронация Наполеона'' (год примечательного события указан в начале статьи) радовала парижан на протяжении всего года. Примечательно, что за свой труд Давид попросил всего сто тысяч франков, что вызывало множество споров с имперской ''бухгалтерией'', которая находила массу причин, чтобы не выдавать гонорар.
Картина ''Коронация Наполеона'' (дата начала работы над полотном - 21 декабря 1805 года, завершения - январь 1808 г.) стала самым великим творением ее автора.
fb.ru
Картины | Наполеон Бонапарт
- Conseil d'Etat, Кудер
- Dos de Mayo (2 мая)
- Tres de Mayo (Третье мая)
- Абукер (2), Лежон
- Абукер, Гро
- Автопортрет, Давид
- Александр I в церемониальном платье, Жерар
- Александр I, Жерар
- Аллегория "Аустерлиц", Калле
- Аллегория "Конкордат", Франсуа
- Аллегория "Маренго", Калле
- Аллегория "Республика", Эррант
- Аллегория "Ульм", Калле
- Апофеоз погибших героев, Жироде
- Аркола, Баклер д'Альб
- Армия на параде в Альбаредо, Монжен
- Аустерлиц, Жерар
- Банкет на второй свадьбе, Казанова
- Бернадот , Кинсон
- Бертье, Пажу
- Бессьер, Гуэрен
- Бетховен в 30 лет, Штайнхаузер
- Бетховен пишет
- Бивуак в Аустерлице, Лежон
- Бонапарт - Первый консул (2), Вьен ле Жон
- Бонапарт - Первый консул, Жироде
- Бонапарт в Арколе
- Бонапарт в Армии Италии, Руилльяр
- Бонапарт в Риволи, Филиппото
- Бонапарт входит в Александрию, Кольсон
- Бонапарт входит в Анвер, Ван Брее
- Бонапарт на перевале Сен-Бернар, Давид
- Бонапарт переходит Альпы, Деларош
- Бонапарт посещает чумной барак в Джаффе
- Бонапарт у Пирамид, Гро
- Бонапарт, Баклер д'Альб
- Бывшие солдаты Наполеона, де Коэн
- Вальпинконская купальщица, Энгр
- Ватерлоо, Андрэ
- Великая одалиска
- Веллингтон (2), Гойя
- Веллингтон, Жерар
- Верне Карл, Лефевр
- Визит в Лувр, Гро
- Виктор, Гро
- Военный госпиталь, Тоней
- Возвращение праха Наполеона, Филиппото
- Возвращение с Египта, Мейер
- Возвращение с острова Эльба, Гарнерей
- Восстание в Каире, Жироде
- Время и старухи, Гойя
- Гвизандо, Лежон
- Генерал Бонапарт, Давид
- Гете, Грефин
- Гренадер, Шарле
- Гретри, Лефевр
- Груши, Руже
- Гувион Сен-Кир, Верне
- Даву , Марцоччи де Беллюш
- Дезе , Аппиани
- Дезире Клари, Жерар
- Делегация к Наполеону, Губо
- Денон, Лефевр
- Дерево черных дроздов
- Дивизия Рикара в Красном, Форт
- Дюрок, Гро
- Египетская экспедиция, Конье
- Жером Бонапарт, Жерар
- Жизнь Наполеона в 8 главах, Штойбен
- Жозеф Бонапарт, Жерар
- Жозеф Бонапарт, король Неаполя, Викар
- Жозефина де Богарне, Летьер
- Жозефина Императрица (незавершенная), Прюдон
- Жозефина принимает Александра I, Вигер
- Жозефина, Жерар
- Жюли Клари, Лефевр
- Жюно, Филиппото
- Захват Ратисбона, Тевенен
- Изнасилование сабинянок
- Императрица Жозефина, Гро
- Испанская королевская семья, Гойя
- Итальянская кампания, Тоней
- Карл X, Жерар
- Каролина Бонапарт с дочерью, Виге-Лебрен
- Каролина Бонапарт, Жерар
- Каролина Мюрат с детьми, Жерар
- Каролина Ривьер, Энгр
- Келлерман, Руже
- Клебер, Гуэрен Полен
- Клятва Горация, Давид
- Клятва на Марсовом поле, Давид
- Консулы
- Корвизар , Жерар
- Королева Гортензия, Реньо
- Коронация Наполеона
- Кошмар
- Лазарет в Инвалидах, Верон-Белькор
- Ланн (2), Перрен
- Ланн , Гуэрен Полен
- Лафайет, Корт
- Леобенские договоренности, Летьер
- Летиция Бонапарт, Жерар
- Лобау, Мейньер
- Лоди, Лежон
- Луи XVI на эшафоте, Бенацеш
- Луи XVI прощается, Бенацеш
- Луи XVIII прощается, Гро
- Люсьен Бонапарт, Лефевр
- Мадам Мер, Жерар
- Маренго, Лежон
- Мария Валевская, Жерар
- Мария-Луиза Австрийская, Лефевр
- Мария-Луиза и король Рима, Жерар
- Меловые утесы острова Рюген
- Могила Фредерика, Понс-Камю
- Молодой Гете, Краус
- Мон-Табор, Лежон
- Моро, Бушо
- Москва, Лежон
- Мюрат на лошади, Гро
- Мюрат, Жерар
- Награжденный солдат в Тильзите, Дебре
- Назарет, Гро
- Накануне Аустерлица, Баклер д'Альб
- Наполеон I, Жерар
- Наполеон III, Винтерхальтер
- Наполеон в Асторге, Леконт
- Наполеон в Берлине, Мейньер
- Наполеон в Ваграме, Верне
- Наполеон в Лувре, Серанжели
- Наполеон в униформе гренадера, Лефевр
- Наполеон в униформе лейтенант-полковника, Филиппото
- Наполеон в Фридланде, Верне
- Наполеон входит в Венецию, Борсато
- Наполеон и Александр I в Тильзите, Бержере
- Наполеон и Александр I, Роэн
- Наполеон и великий герцог Фердинанд, Леконт
- Наполеон и Мария-Луиза, Менжод
- Наполеон и Пий VII, Демарн-Дюнуй
- Наполеон и Франсис II, Гро
- Наполеон и французские депутаты, Бертон
- Наполеон на острове Св. Елены, Сандман
- Наполеон на смертном одре, Мозесс
- Наполеон перед Аустерлицем, Верне
- Наполеон подписывает свое отречение, Ферри
- Наполеон посещает крестьянку, Лерой де Ленкор
- Наполеон представляет короля Рима, Руже
- Наполеон принимает ключи от Вены, Жироде
- Наполеон, Мария-Луиза и король, Менжод
- Наполеон, Персье и Фонтен, Кудер
- Наполеоновский кодекс, Мозесс
- Ней и 76-ой полк, Мейньер
- Ней, Мейньер
- Неожиданность в Табур Бридж, Летьер
- Обращение к баварцам, Дебре
- Ожеро в Арколе, Тевенен
- Ожеро , Тевенен
- Отступление из России, Раффе
- Пейзаж с рекой и заливом на заднем плане
- Перевозка праха, Морель Фатио
- Переправа через По, Баклер д'Альб
- Пий VII, Давид
- Пирамиды (2), Винсен
- Пирамиды, Лежон
- Плот "Медузы"
- Полина Бонапарт, Лефевр
- Полина Боргезе, Бенуаст
- Порталис, Готерот
- Портрет Наполеона, Гройц
- Портрет художника, Гройц
- Посол в Австрию, Госс
- Почетный легион, Дебре
- Прощание Марии-Луизы, Озу
- Прощание с Гвардией, Верне
- Пьер Серициат, Давид
- Раненый Наполеон, Готеро
- Рекамье, Давид
- Религиозная церемония бракосочетания между Наполеоном и Марией-Луизой, Руже
- Риволи, Леполль
- Робеспьер
- Родники Мозеса, Бертелеми
- Салон мадам Жофрен, Лемонньер
- Свадебный кортеж Наполеона и Марии-Луизы, Зикс
- Свадьба Наполеона и Марии-Луизы, Гарнерей
- Сдача в Ульме, Бертон
- Сдача Мадрида, Гро
- Серюрье, Лановилль
- Смерть Дезе , Брок
- Смерть Ланн а, Буржуа
- Смоленск, Ланглуа
- Смотр войск в Йене, Верне Горас
- Совет Пятисот, Бушо
- Сомо Сьерра, Лежон
- Студия Давида, Кошеро
- Студия Изабея, Бойлли
- Су, Руддер
- Сюше (2), Раверат
- Сюше, Гуэрен Полен
- Талейран, Прюдон
- Удино , Лефевр
- Феш, Мейньер
- Форт Бард, Готье
- Французская армия в Мюнхене, Тоней
- Французская армия переправляется через Рейн, Лежон
- Французская армия, прошедшая Большой Сен-Бернар, Тевенен
- Французская кампания, Мессонье
- Фрегат "Ля Байоннес", Хью
- Фуркруа, Жерар
- Фуше, Дюбуф
- Гош, Жерар
- Чизальпинский совет, Монсио
- Чиклана, Лежон
- Шарль-Мари Бонапарт, Жироде
- Шатобриан, Жироде
- Сталь, Жодфруа
- Шторм угрожает Веймутскому заливу
- Эйлау после битвы, Мейньер
- Эйлау, Гро
- Элиза Баччиочи, Бенвенути
- Элиза Бонапарт, Летьер
- Элиза с дочерью, Бенвенути
bonapartnapoleon.ru
Образ Наполеона в картинах французских художников
Содержание
Введение
1. Наполеон Бонапарт
2. Жак Луи Давид
3. Жан Огюст Доминик Энгр
4. Жан Антуан Гро
5. Франсуа Жерар
6. Поль Деларош и закат карьеры Наполеона
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Наполеон Бонапарт всегда был, и до сих пор является, фигурой мирового значения. И интерес к нему никогда не пропадёт. Вся его жизнь и карьера были разобраны и расписаны во многих трудах. Кажется, что про него уже всё рассказано.
Основная задача этой курсовой работы - взглянуть на жизнь Бонапарта по-новому, ещё через одну лазейку, оставленную нам великими предшественниками - через картины. Многие художники из разных стран писали его портреты и во время жизни и после неё. Но чтобы получить более полное представление именно о жизни Наполеона, естественно нужно всматриваться в картины, написанные в этот период. В связи с этим круг рассматриваемых художников сократится.
Так же важно рассмотреть данную тему ещё и потому что Наполеон изменил государственное устройство страны и заложил основу современного французского государства, а как известно искусство отражает эпоху, её события, культуру. Т.е. анализируя портреты Наполеона французских художников можно заглянуть не только в его жизнь, но и в жизнь целого государства 18-19 веков. Исторический жанр живописи тем и интересен, что иллюстрируя факты, он даёт место для размышления и домысливания, тем самым интригуя зрителя. Несомненно, именно через картины можно получить наиболее полное представление о каком - либо временном отрезке истории. Ведь сухое описание исторических фактов не может заинтересовать так же сильно как, например, портрет правящего короля. Так много можно в нём прочесть и узнать. Сразу возникает множество вопросов: о чём думал этот человек в момент написания портрета? На сколько комфортно он себя чувствует в данной должности и как он её достиг? На сколько художник приукрасил портретируемого и как он к нему относится? Всё это будоражит воображение зрителя и порождает интерес к истории.
В частности портреты важных исторических деятелей в их рабочей среде или в апартаментах, с семьёй или на поле боя являются самыми яркими иллюстрациями истории. Они рассказывают нам не только об историческом событии как таковом, но и о среде в которой жили они, об облике страны и эпохе.
Тем самым раскрытие темы исторического жанра, на примере портретов Бонапарта важно не только с точки зрения искусства, но и с точки зрения истории в общем. Потому что через такую важную сферу жизни общества, как искусство, мы доносим до современного человечества его богатую историю, таким образом просвещая его и обогащая.
1. Наполеон Бонапарт
Прежде чем начать анализировать картины французских художников логичным будет рассказать о самом Наполеоне Бонапарте. Но не как о великом полководце, императоре и государственном деятеле в общем, а как о личности. И, конечно же, представить эпоху, в которой он жил. Но при этом, говоря о Бонапарте нельзя не сказать о знаменитых событиях в истории Франции.
С самого детства Наполеон был нетерпеливым и неспокойным. Рос угрюмым и раздражительным ребёнком. Возможно, на формирование его характера ещё с самого детства оказали события, происходящие на его родном острове - Корсике. Это и нескончаемая межклановая борьба с родовой кровной местью и тщательно скрываемая, но упорная вражда к французам.
Позже, учась во французском Бриенском военном училище, он оставался патриотом своей родины. И стоит отметить, что учился он превосходно. Уже на тот момент он читал очень много различной литературы. В частности увлекался математикой, историей и географией. Светскому образу жизни и появлению на различных мероприятиях, он предпочитал книги. Он сам делал различные литературные наброски, в том числе и очерк истории родной Корсики. И вообще, хотел прославиться на литературном поприще. Помимо работ на военные темы, были у него сюжеты и на злобу дня. Память у него была исключительная. Способность к упорнейшему умственному труду и к долгому размышлению сказалась в нем уже в этот ранний период. «Если, кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше чем что-либо предпринять я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти. Вовсе не гений внезапно и таинственно открывает мне, что именно мне должно говорить и делать при обстоятельствах, кажущихся неожиданными для других, но мне открывает это мое размышление. Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать»,- так говорил он неоднократно впоследствии.[4 с.12]
«Трудно установить, когда именно появляются в нем первые признаки того отвращения к идеологам революционной буржуазии и ее философии, которое так для него характерно. Во всяком случае, на тот момент времени Наполеон пока еще не столько критиковал, сколько учился. Это тоже коренная черта его ума: ко всякой книге, так же как и ко всякому новому человеку, он приближался в эти начальные годы своей жизни с жадным и нетерпеливым желанием поскорее и как можно полнее извлечь то, чего он еще не знает и что может дать пищу его собственной мысли.» [4 с.11]
Рассматривая Бонапарта на разных этапах его карьеры, можно очень многое узнать о его темпераменте. Пожалуй, это и есть ключевой источник характеристики.
«Когда он был назначен командующим военными силами тыла во время вандемьеровского восстания в нём - угрюмом, хмуром молодом человеке и Баррасу и другим руководящим деятелям очень импонировала та полная бестрепетность и быстрая решимость, с которой Бонапарт пошел на такое до тех пор не употреблявшееся средство, как стрельба из пушек среди города в самую гущу толпы. Если дошло до битвы, подавай победу, чего бы это ни стоило. Этого правила Наполеон всегда без исключения придерживался. Он не любил попусту тратить артиллерийские снаряды, но там, где они могли принести пользу, Наполеон никогда на них не скупился. Полная беспощадность в борьбе была характерной чертой Бонапарта. «Во мне живут да разных человека: человек головы и человек сердца. Не думайте, что у меня нет чувствительного сердца, как у других людей. Я даже довольно добрый человек. Но с ранней моей юности я старался заставить молчать эту струну, которая теперь не издаёт у меня уже никакого звука»,- так в одну из редких минут откровения говорил он одному из людей, к которому благоволил,- Луи Редеру.» [4 с.26]
Что касается карьерного роста Бонапарта, то этот день сделал его известным не только в военных кругах, где его отчасти знали по прошлым, сравнительно небольшим заслугам, но и во всех слоях общества, даже там, где до той поры о нём и не слышали. На него стали смотреть как на человека решительного и распорядительного. Политики благосклонно взирали на молодого генерала. Они полагали, что на него можно будет и впредь положиться в ситуации, когда может понадобиться пусть военную силу против народных волнений.
Но сам Наполеон мечтал о другом. Его тянуло на театр военных действий, он хотел самостоятельно командовать одной из французских армий.
В следующем этапе истории Бонапарта он получил командование войском. И во время приступов откровения называл своих солдат пушечным мясом. Не было любви, но была большая забота о солдате. Наполеон умел придавать ей такой оттенок, что солдаты понимали всё как именно внимание полководца к их персоне, в то время как он всего - лишь хотел иметь в руках исправный и боеспособный материал.
Конечной целью Наполеона во всех его политических предприятиях было установление полного своего владычества, и средства для достижения этой цели были самые разнообразные. « Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим»,- говорил Наполеон [4 c.79]. «Правильно сказал о Наполеоне поэт Гёте: «для Наполеона власть то же самое, что и музыкальный инструмент для великого артиста. Он немедленно пустил в ход этот инструмент, едва успел завладеть им.» Во время властвования Бонапарта проявилась ещё одна его черта. Полнейшая беспощадность к преступникам. У него всегда всякая вина была виновата, смягчающих обстоятельств он не знал, и знать не хотел. Если можно так сказать он принципиально отвергал доброту, считал её качеством, которая для правителя вредно, недопустимо.»[4 с.82] Великие военные дарования Бонапарта достигли своего апогея в первый период его полководческой деятельности ( 1796-1809гг). Чего-то не возможного он не признавал. Энергия и деятельность его, казалось, не признавали границ.
Не стоит обманываться попытками, которые присутствуют в большом количестве литературы о Наполеоне,- попытками представить его «полуреволюционером». Никогда он им не был. На самом деле он был по натуре деспотом и самодержцем. Некоторые труды о Наполеоне написаны в духе идеализации и прославления, в других же только исторические факты.
Не смотря на то, что центром всех планов Бонапарта был он сам, его влияние на Францию нельзя приуменьшать. Он хотел упорядочить внутренние отношения и умиротворить страну, при этом подавлял всяческие проявления общественной свободы. Желал полного господства над церковью. Можно сказать, что религией Наполеона была «вера свою счастливую звезду» Мнение, что хорошо можно править только «в ботфортах и со шпорами» рисует образ правителя-полководца.
Даже после его падения, во время пребывания на острове Эльба, о Наполеоне распространялись легенды, повсюду появлялись его портреты, медали и статуэтки.
Подытожив всё вышесказанное, можно констатировать одно - о Наполеоне невозможно говорить хладнокровно. О людях такого масштаба говорят либо плохо, либо хорошо, равнодушных не остаётся. Комбинация его личностных особенностей, амбиций, достижений породило немало стереотипов. И даже сформировало, так называемый, «комплекс Наполеона», объясняющий стремление низкорослых мужчин к славе, богатству и успеху.
mirznanii.com
Наполеон Давида и Наполеон Делароша — EA Culture
Вокруг смерти и захоронения Наполеона ходило много слухов, которые нашли свое отражение и в искусстве XIX века.
Недавно мы рассказывали о продаже с аукциона завещания Наполеона. В этом документе, который развенчанный император продиктовал за несколько дней до своей смерти в ссылки на острове Святой Елены в Атлантическом океане, нет ничего сенсационного, а только выражается последняя воля Наполеона быть похороненным во Франции.
1. Жан-Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар. 1801. Масло, холст. 246х231 см. Австрийская галерея Бельведер, Вена. Давид и его мастерская выполнили 4 версии этой картины, которые различаются только цветом мантии, и то незначительно.
2. Поль Деларош. Бонапарт переходит через Альпы. 1848. Масло, холст. 289х222 см. Лувр, Париж. Деларош и его мастерская тоже выполнили несколько версий «ответной» картины.
Однако вокруг смерти и захоронения Наполеона ходило много слухов, которые нашли свое отражение и в искусстве XIX века. Европейские монархи боялись Наполеона. После вступления союзников в Париж, Наполеон отрекся от престола 6 апреля 1814 года во дворце Фонтенбло, и был отправлен на остров Эльбы в Средиземном море. Но пока монархи-победители праздновали и делили послевоенную Европу, Наполеон бежал с острова Эльбы и 26 февраля 1815 года высадился во Франции. Встречаемый радостными криками толпы, он беспрепятственно вошел в Париж, и вновь вернул себе власть, готовясь к реваншу. Знаменитые «сто дней», вошедшие с тех пор в поговорку, закончились поражением Наполеона под Ватерлоо и его ссылкой на далекий остров Святой Елены, но эти сто дней стоили европейским императорам многих седых волос.
«Из гроба тогда император, очнувшись, является вдруг…» Антуан Шарль Орас Верне. Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены…. (Наполеон восходит из могилы).
Страх перед возможностью нового возвращения Наполеона был настолько велик, что после его смерти, случившейся 5 мая 1825 года, Бонапарта решили похоронить не во Франции, а по месту кончины, на острове Святой Елены, в Долине герани возле небольшого портового поселения Лонгвуд.
И с этого самого времени поползли слухи о том, что Наполеон не умер, а скрылся, и скоро снова ступит на французский берег назло врагам. Но еще более популярной оказалась мистическая легенда, согласно которой покойный император раз в год встает из могилы в Долине герани, поднимается на борт пустого корабля-призрака и не всех парусах несется к берегам Франции, где его встречают павшие солдаты. Наполеон принимает парад, обходит Европу по местам сражений и отдает воинские почести погибшим. После этого он возвращается в свою могилу.
Die ist die grose Parade
Im elyseischen Feld,
Die um die zwolfte Stunde
Der todte Casar halt.
Так к старым солдатам своим
На смотр генеральный из гроба
В двенадцать часов по ночам
Встает император усопший.
Это финал стихотворения австрийца Иосифа Христиана Цедлица в русском переводе Василия Жуковского.
А вот уже строки из стихотворения Лермонтова:
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук.
Обратим внимание, что все три поэта жили в странах-победительницах, и даже в этих странах образ покойного императора поэтизировали и романтизировали.
«На нем треугольная шляпа…». Шарль Огюст Стебен. Восемь эпизодов жизни Наполеона. 1826
А вот еще одно удивительное свидетельство популярности этой легенды. Карл Маркс и Фридрих Энгельс начинают знаменитый «Манифест Коммунистической партии» словами: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Первые слова этой фразы на самом деле представляют собой парафраз поэтической строки о призраке, который обходит места былых сражений, чтобы салютовать воинским могилам.
И вот на таком идейном фоне в 1840 году король французов Луи-Филипп I, правитель слабый и дошедший в итоге до свержения во время Революции 1848 года, решает уступить давлению бонапартистов, опиравшихся на общественное мнение, и перезахоронить Наполеона в Париже. В Доме инвалидов готовится роскошный саркофаг, а на остров Святой Елены отправляется специальная миссия во главе с принцем Жуанвильским.
Но одновременно во Франции начинается кампания по формированию более спокойного и взвешенного отношения к Наполеону. В кампанию вовлечены писатели и журналисты, музыканты и художники. Вместо героического и трагического образа в духе романтизма постепенно складывается реалистичный образ противоречивого героя, обладавшего волей и талантами, но поставившего нереалистичные цели, потерпевшего полное поражение и разочаровавшегося в жизни.
Миссию художественного ответа парадным портретам Наполеона периода его величия взял на себя художник-академист Поль Деларош. Будучи уже зрелым мастером, не только познавшим секреты живописи, но и искушенным в политике и идеологии, Деларош пишет портреты Наполеона, удивительным образом перекликающиеся с конкретными известными прижизненными портретами императора. С определенным допуском можно даже говорить о пародийном элементе в работах Делароша, хотя эти картины, конечно же, остаются вполне самостоятельными и самоценными творениями.
Сравнение двух известных картин, изображающих Наполеона в Альпах, дает весьма наглядное представление о том, как Деларош переписывал историю императора, влияя на сознание своих современников в середине XIX века. В сюжете обеих картин много общего, но как отличаются их настроение и отношение авторов к герою.
eaculture.ru
Описание картины Жака Луи Давида «Портрет Наполеона в рабочем кабинете»
Картина написана в 1812 году маслом на холсте.
Давид – это гениальный художник 19 столетия. Его портреты известны во всем мире и стоят в одном ряду с самыми великими художниками. Портрет Наполеона был написан Давидом, когда в живописи господствовал период классицизма.
Считается, что данное изображение Наполеона самое правдивое и точное. Французский полководец предстает зрителю в своем личном кабинете. Его интерьер соответствует натуре хозяина. Наполеон уделил особое внимание тому, что должно быть изображено на его портрете.
Вокруг все уставлено роскошной, дорогой мебелью с выразительными элементами отделки, присутствуют перо и чернильница, а также том Плутарха. Диван, кресло и ампирный стол очень массивные, соответствующие личности, для которой они были созданы.
Старинные часы, которые знают, сколько Наполеон проводит жизненного времени, работая в стенах этого кабинета. Император изображен, как гостеприимный хозяин, который с удовольствием принял художника. Он выглядит торжественно, за счет белой одежды.
На его груди расположены награды. Также мы можем видеть свернутые бумаги, с которыми император работал перед тем, как к нему пришел Давид. Догорает свеча, повествуя нам о том, что ночь была длинной, и Наполеон трудился при ее свете. Безусловно, по изображению полководца в его кабинете можно убедиться в гениальности художника.
Данная работа Давида была не единственной, где он изображал императора Франции. Но она явилась завершающей. Здесь наполеон уже не молодой, слегка располневший мужчина, уставший от былых сражений.
Давид выполнил свою задачу, как никто другой. Не один художник того времени, не справился бы с таким тяжелым и ответственным трудом. Последующие деятели искусств уже меньше уделяли внимания изображению портретов в парадном стиле.
Полотно находится на хранении в галерее Искусств. Вашингтон.
opisanie-kartin.com