Выставка "Владимир Лебедев - художник русского авангарда" в Екатеринбурге. Картины лебедева


Клавдий Васильевич Лебедев. - Россия, которую мы потеряли...

Искала материал для иллюстрации свой лекций, что бы студентам не только на пальцах объяснять, но и картинки показывать. Много художников рисовало на исторические темы. Посему буду периодически выкладывать найденный материал в ЖЖ.Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная.1880-еБоярская свадьба. 1883.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889.

Пляска. 1900.

Портрет мальчика. 1900 год.

К боярину с наветом. 1904.

Освоение русскими новых земель. 1904.

Боярыня рассматривает рисунок для вышивки. 1905.

Сострунка медведя в лесу. 1907.

Ассамблея при дворе Петра I.

Девушка с тамбурином.

Иван Грозный в палатах.

Иван Грозный.

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году.

Крещение киевлян.

Ночь на Ивана-Купалу.

Подаяние.

Размолвка на террасе.

Русская школа.

Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи.

Клавдий Васильевич Лебедев — (16 (28) октября 1852 — 21 сентября (4 октября) 1916, Москва) — русский живописец, художник-передвижник, исторический и жанровый живописец, представитель русской реалистической школы рубежа XIX-XX веков. Его имя остается мало известным.Родом из крестьян, родился в семье церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество,о детских и юношеских годах будущего художника практически ничего неизвестно, учился в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского. Любимым учителем К.В. Лебедева был В.Г. Перов. Ближайшим другом и сподвижником стал Владимир Маковский. Огромную роль в становлении художника сыграл представитель академической школы рисования Е.С. Сорокин. Благодаря занятиям с ним Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии – одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком. С 1890 года там же препоподавал. Член общества передвижников с 1891. 1897 — академик живописи, с 1906 — действительный член Академии художеств.Состоял профессором натурного класса Академии Художеств, преподавал в 1894—1898 гг.Жанровый живописец, писал в духе реализма на темы русской истории XVI—XVII веков, по уровню был близок В. Е. Маковскому. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси.Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива».Создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле.Выставлялся на передвижных выставках с 1884 года. В Третьяковской галерее есть его работы:«Боярская свадьба» (1883),«К сыну» (1894), «На родине» (1897).Свое видение отечественной истории запечатлел Клавдий Васильевич Лебедев в бытовых исторических картинах, которые он писал в течение всей жизни: "Выход боярышни из церкви" (1881), "Смерть царя Федора Алексеевича" (1897), "В приказной избе" (1899), "К боярину с наветом" (1904), "Шут и гусляр" (1910).Нельзя не сказать об одном из самых главных событий в творческой биографии живописца. А главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К.А. Тона. (Проект собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г. начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887 г.). В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А.С. Каминским по проекту К.А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А.И. Корзухина и К.В. Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ – «Распятие Христа» принадлежат кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. С Вознесенским собором связаны шесть дет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора. Тридцать пять тысяч рублей, полученные художником за свой труд, обеспечили материальную независимость живописца.Своеобразным продолжением работы над росписью Елецкого собора можно назвать обращение к иллюстрированию Библейских книг. Живописное осмысление Ветхозаветной и Новозаветной истории привело к созданию цикла иллюстраций, отлитографированных и изданных в начале XX в.В 80-е гг. художник начинает серьезно заниматься иллюстрированием книг. Среди первых известных работ - иллюстрации к некоторым рассказам из «Записок охотника» И.С. Тургенева, выполненных в 1883-1884 гг. Исполненная с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности прозы Тургенева эта серия рисунков стала настолько интересной для читающей публики, что в 1884 г. она была издана в виде отдельного альбома, обложку которого очень интересно оформил сам Лебедев. До сегодняшнего дня иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» остаются лучшими и непревзойденными и по технике исполнению, и по глубине пониманию образов, созданных И.С. Тургеневым.Хорошо известно роскошное издание Н.И. Кутепова «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси». Картины для этой книги писали И.Е. Репин, В. Серов, А. Рябушкин, а также К.В. Лебедев. Второй том книги - «Царская охота» - открывался фронтисписом работы К.В. Лебедева: «Выезд Царя Алексея Михайловича на соколиную охоту из Спасских ворот г. Москвы».В кон. 90-х гг. он иллюстрирует и оформляет исторические произведения Общедоступной библиотеки А.Д. Ступина. Лучшие работы в области книжного оформления с использованием своих познаний по истории орнаментации древнерусской рукописной и старопечатной книги были выполнены К.В. Лебедевым в начале XX века для двух издательств: Маркса и Девриена.В 90-е гг. XIX в. К.В. Лебедев становится преподавателем, сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Высшем художественном училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором натурного класса Высшего Художественного училища при Академии. С 1906 г. Лебедев – Действительный член Академии художеств.Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Незаконченной осталась его картина «Иван Грозный».

ru-oldrussia.livejournal.com

ЛЕБЕДЕВ Михаил Иванович – Галерея произведений (26 изображений).

Открыть доступ

М.И.ЛЕБЕДЕВ

(1811 – 1837)

Михаил Иванович Лебедев родился 4 ноября 1811 года в Дерпте в семье крепостного. Обучался в гимназии при Дерптском университете (1827-1829), где обнаружил отличные способности в рисовании.

По ходатайству графа П.А.Палена был определен для продолжения образования в Императорскую Академию Художеств. Учился (1829-1833) в классе пейзажной живописи у М.Н.Воробьева. Был награжден малой и большой серебряными и большой золотой медалями. В 1833 получил аттестат 1-й степени на звание классного художника.

В 1834 году был отправлен пенсионером в Италию. Работал в Риме и его окрестностях – Альбано, Аричча, Кастель-Гандольфо. С весны 1837 работал в Неаполе, выезжал на остров Капри и Сорренто.

В творчестве Михаила Лебедева мы ищем и находим продолжение исканий Сильвестра Щедрина. Италия тоже стала для него предметом восхищения. Его полотна, исполненные всего лишь за два года активной творческой деятельности, отличаются особым колоритом и изысканным контрастом.  Пейзажи полны освобожденного цвета,  звучащего звонко, эмоционально форсировано.

Михаилу Лебедеву не суждено было полностью раскрыть своё дарование – в 1837 году холера унесла 26-летнего живописца в мир иной…

 

 

1. Лебедев Михаил "Вид на Петровском острове в Петербурге" 1832 Холст, масло 64х88,5 Государственный Русский музей 1. Лебедев Михаил «Вид на Петровском острове в Петербурге» 1832 Холст, масло 64х88,5 Государственный Русский музей2. Лебедев Михаил "Лесной пейзаж с рекою" 1833 Холст, масло 67х92 Государственный Русский музей 2. Лебедев Михаил «Лесной пейзаж с рекою» 1833 Холст, масло 67х92 Государственный Русский музей 3. Лебедев Михаил "Васильково. Имение инспектора Академии Художеств А.И.Крутова" 1833 Холст, масло 40х45,2 Государственная Третьяковская галерея
3. Лебедев Михаил «Васильково. Имение инспектора Академии Художеств А.И.Крутова» 1833 Холст, масло 40х45,2 Государственная Третьяковская галерея4. Лебедев Михаил "В ветреную погоду" 1833 Холст, масло 22,5х18,8 Государственная Третьяковская галерея 4. Лебедев Михаил «В ветреную погоду» 1833 Холст, масло 22,5х18,8 Государственная Третьяковская галерея 5. Лебедев Михаил "На опушке леса. Имение Карамановых. Этюд" 1833 Холст, масло 19,6х24,2 Государственная Третьяковская галерея 5. Лебедев Михаил «На опушке леса. Имение Карамановых. Этюд» 1833 Холст, масло 19,6х24,2 Государственная Третьяковская галерея6. Лебедев Михаил "В парке" 1834 Холст, масло 22,2х19 Государственная Третьяковская галерея 6. Лебедев Михаил «В парке» 1834 Холст, масло 22,2х19 Государственная Третьяковская галерея 7. Лебедев Михаил "Озеро в лесу" Не позднее 1834 Холст, масло 75,5х60,5 Государственный Русский музей 7. Лебедев Михаил «Озеро в лесу» Не позднее 1834 Холст, масло 75,5х60,5 Государственный Русский музей8. Лебедев Михаил "Пейзаж с коровами" 1835-1836 Холст, масло 42,8х57,6 Государственная Третьяковская галерея 8. Лебедев Михаил «Пейзаж с коровами» 1835-1836 Холст, масло 42,8х57,6 Государственная Третьяковская галерея 9. Лебедев Михаил "Аричча близ Рима" 1835-1836 Холст, масло 54,2х44 Государственная Третьяковская галерея 9. Лебедев Михаил «Аричча близ Рима» 1835-1836 Холст, масло 54,2х44 Государственная Третьяковская галерея10. Лебедев Михаил "Аричча близ Рима (авторское повторение)" 1836 Холст, масло 54х44 Государственный Русский музей 10. Лебедев Михаил «Аричча близ Рима (авторское повторение)» 1836 Холст, масло 54х44 Государственный Русский музей 11. Лебедев Михаил "Веранда" Между 1834 и 1837 Холст, масло 43х60 Государственный Русский музей 11. Лебедев Михаил «Веранда» Между 1834 и 1837 Холст, масло 43х60 Государственный Русский музей12. Лебедев Михаил "Вид Кастель-Гандольфо близ Рима" 1836 Холст, масло 45х64 Государственный Русский музей 12. Лебедев Михаил «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима» 1836 Холст, масло 45х64 Государственный Русский музей 13. Лебедев Михаил "Дорога. Этюд" 1835-1837 Бумага, масло 33х42 Государственный Русский музей 13. Лебедев Михаил «Дорога. Этюд» 1835-1837 Бумага, масло 33х42 Государственный Русский музей14. Лебедев Михаил "Вилла в Италии" 1837 Холст, масло 21,1х25,2 Государственная Третьяковская галерея 14. Лебедев Михаил «Вилла в Италии» 1837 Холст, масло 21,1х25,2 Государственная Третьяковская галерея 15. Лебедев Михаил "В парке Киджи" 1837 Холст, масло 57х73,4 Государственная Третьяковская галерея 15. Лебедев Михаил «В парке Киджи» 1837 Холст, масло 57х73,4 Государственная Третьяковская галерея16. Лебедев Михаил "Аллея в Альбано близ Рима" 1836 Холст, масло 38х46,2 Государственная Третьяковская галерея 16. Лебедев Михаил «Аллея в Альбано близ Рима» 1836 Холст, масло 38х46,2 Государственная Третьяковская галерея 17. Лебедев Михаил "Вид в окрестностях Альбано близ Рима" 1836 Холст, масло 45,3х64 Государственная Третьяковская галерея 17. Лебедев Михаил «Вид в окрестностях Альбано близ Рима» 1836 Холст, масло 45,3х64 Государственная Третьяковская галерея18. Лебедев Михаил "Вид в окрестностях Альбано близ Рима" Около 1836 Холст, масло 32,2х40 Государственная Третьяковская галерея 18. Лебедев Михаил «Вид в окрестностях Альбано близ Рима» Около 1836 Холст, масло 32,2х40 Государственная Третьяковская галерея 19. Лебедев Михаил "Альбано. Белая стена" 1837 Холст, масло 45х62 Государственная Третьяковская галерея 19. Лебедев Михаил «Альбано. Белая стена» 1837 Холст, масло 45х62 Государственная Третьяковская галерея20. Лебедев Михаил "Аллея в Альбано" 1837 Холст, масло 53х44,7 Государственная Третьяковская галерея 20. Лебедев Михаил «Аллея в Альбано» 1837 Холст, масло 53х44,7 Государственная Третьяковская галерея

cultobzor.ru

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.

Клавдий Васильевич Лебедев.1852 - 1916. Биография живописца растиражирована во множестве, и не имеет смыслаеё переписывать. Например, интересно написано здесь и 

здесь.Православные образы Клавдия Васильевича Лебедева Художник Клавдий Васильевич Лебедев.

Вкраце:

• родился в семье крестьянина, церковного живописца, что повлияло на его творчество;• любимый учитель - В.Г. Перов; друг - Владимир Маковский;• главным в творческой биографии считал роспись Вознесенского собора в городе Ельце:• с 1890 года преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества;• с 1894 - профессор натурного класса Академии художеств;• член «Товарищества передвижных выставок»;• иллюстратор оригинального издания 1902 года «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век. Исторический очерк Н. Кутепова» Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Освоение русскими новых земель» 1904

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Избрание Михаила Романова в 1613 году» 1912 Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Боярская свадьба»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.«Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи» 1898

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «К боярину с изветом» 1904

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Пляска» 1900

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Сострунка медведя в лесу» 1907

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Крещение киевлян»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Ассамблея при дворе Петра I»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Ночь на Ивана Купалу»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Размолвка на террасе»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Иван Грозный»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Два мира»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «К сыну»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная»

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Сбор дани» 1903

Художник Клавдий Васильевич Лебедев.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Девушка с бубном» 1897Источник               http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1714518/

art.mirtesen.ru

Клавдий Лебедев: жизнь и творчество художника

Клавдий Васильевич Лебедев — (16 октября 1852 — 21 сентября 1916, Москва) — русский исторический и церковный живописец.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Клавдия Лебедева

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в 1852 году в крестьянской семье. Обучение живописи проходил в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и Евграфа Семеновича Сорокина. В 1881 году Лебедев был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника третьей степени.

Клавдий Васильевич Лебедев писал свои картины в жанре историческом и бытовом, создавал произведения в духе реализма на современные темы и темы русской истории X-XVII столетий. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из «домашнего быта» княжеской и боярской Руси. С 1877 года Лебедев участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской Академии Художеств, Товарищества передвижников.

С 1891 года Клавдий Лебедев стал действующим членом художественного объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В 1893 году принимал участие во Всемирной художественной выставке в Чикаго.

В 1897 году Клавдий Лебедев был удостоен звания академика живописи, в 1906 году избран действительным членом Академии художеств. Лебедев очень много работал по теме церковной и религиозной живописи. Клавдий Васильевич Лебедев создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. Совместно с художником Алексеем Ивановичем Корзухиным Лебедев расписывал Вознесенский собор в городе Елец. Более ста созданных художником эскизов и рисунков хранятся в собрании церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Оригинальные акварели и рисунки Лебедева также хранятся в музее истории религии.

В 1894-1898 годах преподавал в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в должности профессора натурного класса, с 1890 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В начале XX века Лебедев иллюстрировал Библию картинами по Священной истории Ветхого Завета. Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрации книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательства Ивана Дмитриевича Сытина.

Лебедев Клавдий Васильевич скончался в 1916 году в Москве.

Оригинальные рисунки К. В. Лебедева хранились в музее истории религии.

ТВОРЧЕСТВО

Жанровый живописец, писал в духе реализма на темы русской истории X—XVII веков. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси.

1870-1880-е гг. в русском искусстве ознаменовались всплеском интереса к отечественной истории, стремлением осмыслить ее в художественных образах. Исторический жанр становится преобладающим и в творчестве К.В. Лебедева. Его привлекает яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого. В ученические годы, а именно в 1880 г., он создал картину «Молодой боярин за столом».

Особый интерес вызывали у Лебедева XVI-XVII века. Ими навеяна «Боярская свадьба» — первое его большое историческое полотно, демонстрировавшееся в 1884 г. на XII выставке передвижников. Критик В.В. Стасов посчитал самым привлекательным в «Боярской свадьбе» «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». По мнению историка искусства О. Сопоцинского, художник «предстал в этой картине как законченный мастер исторической жанровой сцены».

Боярская свадьба

Полотно «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча» (1889) впервые было показано публике в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Обратиться к столь масштабной теме художника заставил пример наполненных трагическим пафосом картин В.И. Сурикова. Уйдя от бытописания, он нашел тему в истории древнего Новгорода. В основу картины лег переломный, трагический период в истории Новгорода – падение боярской республики и покорение ее Московским государством. На картине изображен последний момент крушения всякой надежды новгородцев на восстановление самостоятельности их республики. По приказу Ивана III воины увозят в Москву вечевой колокол – символ новгородской вольницы. Огромная площадь заполнена народом. Не в силах что-либо предпринять новгородцы безмолвно провожают колокол. На переднем плане зритель видит лежащих на снегу под стражей новгородцев. Попытавшихся оказать сопротивление воле Московского государя. На первом плане картины изображена и Марфа Борецкая с сыном. Ее лицо, обращенное лицом к зрителю, застывше сосредоточенно. Фигура неподвижна. На картине правительница Марфа видится женщиной, затаившей в себе горечь утрат и кажущейся способной на великие жертвы, на перенесение великих страданий. В «Марфе Посаднице. Уничтожении новгородского веча» К.В. Лебедев, по словам О. Сопоцинского, «проявил свою способность изображать сильные страсти и высокий драматизм переломных исторических событий».

«Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча» 1889

Картины К.В. Лебедева «обладают одним очень ценным качеством — возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней».

Лебедев – «непревзойденный и увлекательный рассказчик».

Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрации книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательства И. Д. Сытина.

Изображения соколиной охоты и царских сокольничих, созданные для книги, прославили имя К.В. Лебедева. С тех пор воспроизведение лебедевской версии стало почти хрестоматийным. И по заслугам: композиция торжественной царской кавалькады не только точна по построению, но и предельно живописна.

Для оформления книги помимо обычных иллюстраций художник использовал историзованные и сюжетные инициалы и сложные композиции для составления концовок. В их создании К.В. Лебедев опирался на исторически сложившуюся русскую и западноевропейскую книжные традиции.

Среди самых известных работ К.В. Лебедева – иллюстрации к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина и «Князю Серебряному» А.К. Толстого. Рисунки К.В. Лебедева публикуются в «Историческом вестнике», в журналах «Нива» и «Солнце России».

Создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. Совместно с А. И. Корзухиным расписывал Вознесенский собор в Ельце. Сто пятнадцать созданных им эскизов и рисунков находится в собрании Церковно-археологического Кабинета Московской духовной академии.

Над реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, трудился с 1845 г. архитектор Александр Каминский. В 1877 г. начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титаническая работа длилась шесть лет. Только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ – «Распятие Христа» принадлежат кисти А.И. Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. Он заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.

Церковь Святого Стефана в Стамбуле

 Важнейшим этапом в жизни художника стала работа над иконостасом болгарской церкви святого Стефана в Стамбуле. Пострадавшее от пожара деревянное здание церкви в 1890-е гг. было перестроено. И в проектировании и создании нового образа болгарского храма приняли участие армянский архитектор Ховсеп Азнавур, австрийская компания, изготовившая металлические части здания. Колокола для него отливались на ярославской фабрике Петра Оловянишникова, иконостас создавался в московской фирме Николая Ахапкина. А иконы для иконостаса в 1890-е гг. написал К.В. Лебедев.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В начале XX века иллюстрировал Библию: Лебедев К. В. Картины по Священной истории Ветхого Завета. Вып. 1. — М., 1911—1912. Иллюстрации к Библии К. В. Лебедев создавал в 1908—1909 годах. Из 100 листов для публикации художником были отобраны 43.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001
  • Сопоцинский О. К. В. Лебедев. — М.; Л., 1948
  • Пушкарев В. Незабытые картины. Творчество передвижника К. В. Лебедева (1852-1916) // Наше Наследие. — 1996
  • Карпова Т. Ветхий и Новый Завет в иллюстрациях Клавдия Лебедева. (О серии акварелей (1909) К. В. Лебедева к Ветхому и Новому Заветам из собрания акад. Н. Д. Зелинского) // Наше Наследие. — 1996
  • Аксенова Г. В. «Крепко верил в себя» // Московский журнал. — 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ru.wikipedia.org, portal-slovo.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Клавдий Лебедев: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Клавдий Лебедев: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Женские образы В.В. Лебедева - История искусств

Началось все довольно давно с портрета жены Владимира Лебедева из Русского музея, пожалуй, моего любимого женского портрета.

Надеждина Н.С.Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967)Портрет Н.С.Надеждиной, 1927 годХолст, масло, 65 х 50 смПост. в 1928 от автора, ЛенинградРусский музей, Санкт-Петербург

Надежда Сергеевна Надеждина, в те годы жена художника, была личностью выдающейся. Титулованная балерина, балетмейстер, организатор и руководитель хореографического ансамбля "Березка", училась у Н.Г.Легата и А.Я.Вагановой. Про Надежду Сергеевну нужно писать особо, поэтому вернемся к ее портрету, написанному в мягких полутонах слегка скошенными уверенными мазками, изменяющимися при проработке фигуры и лица. Мне удалось при сканировании достаточно точно передать переливы цвета, где доминирующими являются оттенки голубого и розового. Этот эмоциональный портрет так сильно отличатся от всего написанного художниками в конце 20-х годов.А ведь Владимир Лебедев с горечью сказал про себя в конце жизни - "нет я не живописец"? Его работы говорят совсем другое.Может быть его кистью при создании загадочного образа Надеждиной двигала большое чувство, но об этом мы вряд ли узнаем, так как Владимир Васильевич был человеком очень скрытным и ни в каких биографиях не опубликована полная информация о женщинах, его вдохновлявших. По всей видимости Н.С. Надеждина была второй женой художника.

Начнем по порядку, первой женой В.В.Лебедева была Сарра Дмитриевна Дармолатова, впоследствии советский скульптор С.Д.Лебедева, человек чрезвычайно талантливый, умный и благородный. Их отношения начались в 1915 году, однако мне не удалось найти ранних портретов Сарры Лебедевой, нет их и в каталогах работ. Владимир Васильевич расстался с Саррой где-то в начале 30-х годов, мотивируя это тем, что двум талантливым людям сложно жить вместе. Однако это не помешало им на всю оставшуюся жизнь сохранить удивительно душевные и теплые отношения. До последних дней жизни Сарра Дмитриевна беспокоилась о здоровье художника и навещала его.

портрет С.Д. ЛебедевойЛебедев Владимир ВасильевичПортрет С.Д. Лебедевой, 1936Холст, масло, 35 х 26 смРусский музей, Санкт-Петербург

Этот лучший лирический портрет написан в 1936 году и находился у Лебедева до конца жизни. Но как он отличается от незнакомки в синей шляпке.

Вот такой она была в жизни скульптор С.Д.Лебедева. А так о ней вспоминают художники - «Помню Сарру светловолосую, голубоглазую, пластически крепко сколоченную, как говорят скульпторы, обтекаемую, — вспоминал известный художник А. Г. Тышлер. — Она сама походила на скульптуру из бледно-розового мрамора. Несуетливая, медлительная, она так двигалась в пространстве, словно невидимые существа переносили ее осторожно с места на место, чтобы не уронить. В моем представлении Сарра настолько слилась со своими работами, а работы ее так проникли в ее сущность, что только в таком сочетании я вижу ее».

А вот портрет с аукциона Sotheby's, который подтолкнул меня к раскопкам. Дармолатова С.Д.Лебедев Владимир ВасильевичПортрет жены артиста, 1943Холст, масло, 55 х 47 смаукцион Sotheby's 2002 (портрет фигуративного скульптора С.Д.Лебедевой, решили эксперты Sotheby's?) Сложно предположить, что Сарра Лебедева была такой, даже если Владимир Васильевич писал ее по памяти, такой, какой она была в молодости.

В 40-е годы у Владимира Васильевича была жена Ирина ( известно из писем С.Я.Маршака), однако ее портрета мне найти не удалось. В недоступных запасниках Русского музея имеется портрет Ирины Николаевны Кичановой 1941 года. Но это только догадки...Ирина Кичанова (1918-1989). Портрет работы Владимира Лебедева.(из интернета)

И закончить мне бы хотелось изображением последней жены В.Лебедева Ады Сергеевны Лазо.А.С. ЛазоЛебедев Владимир ВасильевичПортрет А.С.Лазо, 1954Холст, масло, 51 х 33 см

Вот такие замечательные женщины любили Владимира Васильевича Лебедева и остались запечатленными на его работах. Наверное это большое счастье, когда тебя пишут с любовью.

history-of-art.livejournal.com

Владимир Васильевич Лебедев — замечательный живописец и блестящий мастер рисунка

Замечательный живописец и блестящий мастер рисунка Владимир Васильевич Лебедев родился в 1891 г.  в  простой семье механика.

Детские книги.

На протяжении всей своей жизни работал как художник детской книги. Его первые книги с  рисунками вышли в издательстве «Радуга»,которому принадлежит немаловажная роль в создании детской книги 1920-х годов. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р.Киплинга,переведенная К.Чуковским с иллюстрациями В.В.Лебедева

  

В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел,который возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку и создание  хкдожественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и создал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилов Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга»,«Двенадцать месяцев», «Багаж».Позже  создал в двадцатые-тридцатые годы свою собственную «лебедевскую школу». 

Иллюстрации к книге "Цирк"

Иллюстрации к книге «Цирк»

Иллюстрации к книге "Цирк"

Иллюстрации к книге «Цирк»

Иллюстрации к книге "Цирк"

Иллюстрации к книге «Цирк»

 

Иллюстрации к книге "Цирк"

Иллюстрации к книге «Цирк»

Иллюстрации к книге "Усатый-полосатый"

Иллюстрации к книге «Усатый-полосатый»

Иллюстрации к книге "Усатый-полосатый"

Иллюстрации к книге «Усатый-полосатый»

 

Иллюстрации к книге "Усатый-полосатый"

Иллюстрации к книге «Усатый-полосатый»

иллюстрация к книге " 12 месяцев"

иллюстрация к книге » 12 месяцев»

Агитационные плакаты.

Так же Лебедев был известным плакатистом,он создал свой собственный стиль агитационного плаката,ставший в дальнейшем эталоном для многих художников того времени. Одной из первых серий плакатов его исполнения были заказные Российским Телеграфным Агенством «Петроградские окна РОСТа»,которую он выполнил вместе с В.И.Козлинским в 1919-1920 гг.

Плакат : "Работать надо - винтовка рядом"

Плакат : «Работать надо — винтовка рядом»

плакат:" Не ленись"

плакат:» Не ленись»

Живопись и графика

Работа в издательстве и работа над книгами не помешали В. В. Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. У него был собственный,ни на кого не похожий  живописный и графический стиль .

С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал значительное количество женских портретов, в их числе: «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927),одна из наиболее известных живописных работ Лебедева «Женщина с гитарой».

«Женщина с гитарой»

«Женщина с гитарой»

«Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927)

«Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927)

«Девушка с кувшином» (1928)

«Девушка с кувшином» (1928)

 

Его произведения выставлялись на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. Наиболее интересные оригинальные работы находятся в Русском музее, Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В конце своего жизненного пути мастер утверждал:»чтобы понять мое творчество,нужно знать и помнить,что я художник двадцатых годов.Говорю так не только потому,что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы.Еще важнее и существенннее то,что меня сформировала духовная атмосфера того времени.Туда уходят корни всех моих идей и замыслов.Дух двадцатых годов я стремился пронусти скозь всю мою жизнь». Произведения,созданные Лебедевым в эту пору расцвета,бесспорно,принадлежат к числу важнейших достижений русского авангарда.

Источники:

http://www.artsait.ru/art/l/lebedevV/art1.php

http://illustrators.ru/posts/vladimir-vasilievich-lebedev

http://fontanka-su.livejournal.com/495538.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.artsait.ru/art/l/lebedevV/art1.php

www.bl-school.com

Выставка "Владимир Лебедев - художник русского авангарда" в Екатеринбурге: kid_book_museum

В августе 2013 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка "Владимир Лебедев - художник русского авангарда". Привез ее на Урал Русский музей из Петербурга, а подготовила ее заведующая отделом акварели и рисунка Государственного Русского музея Наталья Козырева. Это уже десятая выставка, которую делает в Екатеринбурге Русский музей ко Дню города.

Мы очень ждали открытия этой выставки. Шутка ли - самого Лебедева увидеть! Да и еще дело в том, что вроде Лебедев у нас все время и на слуху, и в работе, и в чтении на досуге: тема Маршака, работы ленинградской редакции, тема Васнецова - все это тесно связано с именем Лебедева. Но то ли это все были неупорядоченные сведения, то ли не хватало некоего толчка в виде грамотно и хронологически развешенных работ Лебедева - да только до посещения этой выставки как-то тема у меня была не систематизирована. "Окна РОСТа", ранние иллюстрации Маршака, где рисунки для детей выполнены в каком-то полуавангарде с оттенками кубизма, мельком виденный в кабинете Самуила Яковлевича рисунок обнаженной женщины с гитарой, в свое время поразивший (это Лебедев? Тот самый Лебедев, автор аккуратненькой девочки из "Усатого-полосатого"?), потом поздние иллюстрации к Маршаку, отдающие социалистическим реализмом... Непонятно было, кто из этих всех Лебедевых есть настоящий Лебедев.

Итак, выставка. Из вступительной статьи Натальи Козыревой:

"В конце своего жизненного пути Лебедев утверждал: «Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь». Признание художника позволяет не только остро почувствовать, как тяжело он переживал необходимость вынужденного эстетического компромисса, явственно разделившего его искусство на два этапа — 20-30-е годы и 40-50-е, но и помогает понять, почему сам художник не любил свое позднее творчество и решительно отказывался от большой персональной выставки, осуществленной лишь после его смерти. Но произведения, созданные Лебедевым в пору расцвета, бесспорно, принадлежат к числу важнейших достижений русского авангарда".

И действительно, большая часть представленных работ (а всего их 62) - это работы 20-х годов. Выставка на самом деле небольшая, всего 3 зала. Вступительная статья, отлично написанная!

Первый зал - это ранний Лебедев. Натюрморты, интерьеры, сплошной кубизм - и в то же время попытки выйти из него. Цикл "Прачки" - тот самый "кубизм-некубизм" (1920 г)

А вот "Панель революции", цикл из 23 листов, созданный Лебедевым в 1922 году - это уже следующий этап, причем остро-социальный. У героев рисунков, новых советских граждан, нет лиц, в лучшем случае есть намек на некие черты лица: челка, овал щеки... И снова из вступительной статьи:

"В одном из рассказов Ольги Форш (в первой редакции "Поголовщина", 1918) возникает такая картина: "Идут, будто солдаты в ногу, все как один: шинели скручены через плечо, амуниция, ружья, защитные шапки, раз, два, раз, два... а лиц-то и нет. Так,что-то мутное, вроде как блин, ни глаз, ни улыбок - одна Поголовщина".

Четыре идущие фигуры, 1922.

История страны идет вперед и творчество художника тоже не стоит на месте. За "Панелью революции" пришли циклы "Новый быт" (1924), "НЭП" (1925-1927), "Любовь шпаны" (1926-1927).

От "НЭПманов", этих самодовольных, благополучных горожан, живущих в мире котиковых шубок и ресторанов мы просто не могли отойти! Они настолько выразительны, эти люди из другой эпохи, настолько богата гамма черного-серого-белого на этих рисунков, в них столько свето-тени и полутонов - словами не выразить!

Прекрасны двое с картины "Посмотри, посмотри" (бумага, тушь. 1927 г)

А вот работы конца 20-х годов и начала 30-х - это второй зал выставки, и это расцвет творчества Лебедева. У этих работ мы просто перестали дышать - и от восторга, и от страха: вдруг полупризрачная ламповая копоть, которой выполнены рисунки, пропадет и исчезнет, как мираж?

Гитаристка, 1926 г.

Серия "Танцовщица" (1927 г) - моделью для нее была жена Лебедева актриса Надежда Надеждина.

Разве это не прекрасно? Это все выполнено в технике ламповой копоти. Кажется, художник еле касался бумаги, и рисунок состоит из беспорядочных пятен и мазков

а отойти на два шага назад - и невозможно оторваться от этой "Танцовщицы"

мой фаворит - это "Натурщица" (1926 г). Апофеоз движения и пластики, выраженный всего несколькими простыми линиями.

И параллельно Лебедеву-гению графики в зале представлены работы Лебедева-книжного иллюстратора. Частично это еще настоящий Лебедев: иллюстрации к стихотворению "Мороженое" Маршака (1924 г).

"Солнечное, летнее, уличное настроение "Мороженого" создают сочные контрасты открытого цвета - светло-синего и ярко-красного, почти оранжевого, черного и желтого, зеленого и белого (белый здесь не только фон, но активный, звучный "работающий" цвет). Краски ложатся на бумагу сплошными, четко очерченными плоскостями, без теней и переходов. Превосходно используя литографскую технику, художник добивается плотного, плоскостного звучания цвета. Четкость серых сеток-тангиров, зернистая фактура розовых (тело) и голубых (иней) высветлений не позволяют даже светлым тонам расплыться, стать воздушными, придает им определенность, конкретность. Более того, накладывая желтую краску на черную, Лебедев получает не новый цвет (черное остается черным), но другую фактуру - матовую, рядом с обычной - поблескивающей. А благодаря этому краска становится не только цветом, но и материалом, ощущается почти осязательно, весомо. Цвет у Лебедева плоскостный, но это не поверхностно-легкий цвет мирискусников, не подкраска линейного рисунка. Он не заполняет готовую линейную форму, а сам образует ее - такую же плотную, четкую, контрастную, как сами сочетания синего с красным или черного с желтым". (Ю. Герчук "Толстяк и мороженое")

И вот как раз по работам Лебедева-иллюстратора проходит та самая трагическая черта. Рядом с рисунками к "Мороженому" висят рисунки к "Трем медведям" Л. Толстого (1947 г) и к "Котятам" С. Михалкова (1949). Полно, да Лебедев ли это?

А ведь это те самые иллюстрации, которые знакомы с детства и так нравятся читателям - эти, и другие: классическая девочка в чулочках, которая купает "Усатого-полосатого", правильные, как из атласа Брема, звери из "Где обедал воробей", очень достоверная курица, которая не нашла Олино колечко - те самые рисунки, о которых сегодня, тяжко вздыхая, многие говорят "Вот это - настоящее, а не то, как сейчас Маршака иллюстрируют". Вот это самое свое "настоящее" Лебедев не любил настолько, что не соглашался на персональную выставку работ при жизни. Ну, зато выставку сделали после его смерти - и получается против воли! - жить не давали, но хоронить и потом чествовать очень любили.

Снова Э. Кузнецов, "Медведь летит, хвостом вертит":

"Как много переменилось за немногие пятнадцать или двадцать лет! Тогда их, художников детской книги, было в Ленинграде не менее двух десятков. Это если считать только самых интересных — и старших, и младших. Сейчас от них осталось не более полудюжины. Остальных разметала безжалостная жизнь. Кто сгинул в лагерях, кто погиб на фронте или в блокадном Ленингра­де, кто перебрался в Москву, а кто и вообще забросил это неблагодарное за­нятие. Бывшим молодым, оказавшимся когда-то под крылом Лебедева, было уже под пятьдесят, и они были последние из когорты славных. Приходили и после них, и продолжали приходить, но ни одного из них нельзя было по­ставить рядом с теми. Ленинградская книжная графика для детей стала как обмелевшее озеро, когда вода ушла и последние рыбы бьются в вонючем иле. Уцелевшие выживали как могли. Трезвый и практичный Пахомов остано­вился (как в воду глядел) ещё до войны. Всё, что он делал дальше, — это было медленное иссыхание его громадного таланта живописца и рисовальщи­ка. Чарушин, первый и лучший, самой судьбой назначенный анималист, уда­рился в размножение сентиментальных зверюшек. Курдов стал почти неот­личим от своих подражателей. Конашевич, их старший товарищ, можно сказать, ветеран, исхитрялся изо всех сил, чтобы как-то скрыть и пригасить свою фантазию, свой редкий декоративный дар, рисуя скучные бытовые кар­тинки.

Лебедев же, который, кстати, тоже вскоре вернулся из Москвы в Ленин­град, — с Лебедевым обстояло хуже всего. Он сломался. Он сломался рань­ше всех, сразу после 1936 года, когда другие ещё надеялись выкрутиться, славировать, сохранить себя. Испуг вошёл в этого сильного и ироничного че­ловека. С тех пор он изготовлял свои чисто выделанные картинки, ничего общего не имевшие с былым Лебедевым. Видно было, что он по-прежнему мастер, владеющий делом, но всё было безжизненно и слащаво — даже его чудная живопись, которая, казалось бы, не зависела от придирок издательс­кого редактора. Теперь это был усталый, стареющий на глазах человек. Свои иллюстрации он тянул так, как лошадь тянет опостылевшую лямку. Он всё больше замыкался в своей мастерской на улице Белинского и допускал в свое нелюдимство лишь немногих друзей и учеников".

В третьем зале выставки работ не много. В основном там серия физкультурниц, которая и погубила Лебедева. Из вступительной статьи:

"Пожалуй, наиболее значительным произведением Лебедева, посвященным эпохе тридцатых годов, стала серия акварельных портретов, получивших название «Девушки с букетом» (1933) с изображением ленинградских горожанок-спортсменок, сдавших нормы ГТО (Готов к труду и обороне). «Девушки с букетами», возможно, вопреки первоначальному замыслу, являются обобщением многочис­ленных наблюдений Лебедева, его беспощадно-ироническим приговором совре­менному герою. Здесь кроется причина длительного замалчивания серии, которая не появлялась на выставках и не репродуцировалась до начала 1970-х годов".

"Скромные физкультурницы, победившие в массовом забеге и награжден­ные букетами и лентами, послужили художнику образцовыми моделями для создания триумфального образа бывшей героини «Панели революции». Нес­мотря на парадность как будто «официального» изображения и внешние отли­чия, генезис «Девушки с букетом» не вызывает сомнений. Лебедев подвел итог своим размышлениям на тему «нового человека» и сделал это с характерной для него жесткой и нелицеприятной откровенностью.

Подобного отношения власть не потерпела. Нападение на художника в печати было исполнено с поистине изуверским пониманием природы дарования Лебедева, который всегда гордился своим безупречным мастерством, своим владением под­линно высоким ремеслом. Именно в этом умении было публично отказано при­знанному учителю молодого поколения. Пережитое унижение пагубно отрази­лось на дальнейшем творчестве художника. Искусство Лебедева изменилось и больше никогда не достигало былой высоты".

По иллюстрациям Лебедева к Маршаку, особенно если взять одно произведение, проиллюстрированное в 20-30-е годы, и в 40-50-е, хорошо видно, как изменился художник. Вот хотя бы не раз упоминавшаяся девочка из "Усатого-полосатого": 1930 и 1948 г. Наглядно, правда?

kid-book-museum.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта