Варварская «драка красок». Истории пяти известных картин Бориса Кустодиева. Картины кустодиева женщины


Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа.

Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». В то же время, мало кому столько доставалось во все времена от художественной критики и коллег-живописцев.

Купчиха и домовой, 1922

Многие спорят, чего больше в картинах Бориса Михайловича — восхищения или иронии, шутят, что, рисуя пышнотелых богинь в голодной послереволюционной России, он воспевал не их, а сытую жизнь и купеческий достаток, среди которого прошло его детство (семья Кустодиевых арендовала флигель в купеческом доме).

Сам же художник говорил, что тонкие и изящные барышни, соответствующие стандартам красоты, не вдохновляют его. Устав от многочисленных «почему», он сказал как-то:

«Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 12 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Он был вынужден писать полулёжа, но именно в этот период  появились наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Красавица, 1915 год

Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся. 

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев позже неоднократно повторял  в разных вариантах — это была одна из его любимых работ. 

Одну он подарил Горькому (и тот обожал эту картину), другую — написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская «Красавица» на лондонском аукционе «Сотбис» ушла за фантастическую сумму — 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл). 

Моделью для этого полотна выступила актриса МХТ Фаина Васильевна Шевченко — будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — Марселина. «Женитьба Фигаро», МХАТ, 1927 год

Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа состоялась в августе 1914 года. В то время Кустодиев руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям.

Спокойная и уверенная красота Фаины показалась художнику верхом совершенства. После спектакля Кустодиев зашел к ней в гримерку и попросил позировать для своей картины — обнажённой. Поначалу актрису возмутило такое предложение, но каким-то образом художнику удалось её убедить. 

«Красавица», 1918 год

Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. «Красавица», датированная 1918 годом, сейчас находится коллекции Тульского музея музее изобразительных искусств.

Красавица, 1921 год

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё несколько слов о модели. Не смотря на то, что внешность Фаины Шевченко не вписывалась в общепринятые представление о женском идеале красоты, актриса обладала невероятным магнетизмом — мужчины просто обожали её. 

У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой, затем она вышла замуж за его брата — Александра, статного красавца, виртуозно игравшего на гитаре. С ним она и прожила до конца своих дней. Но хранила ли она ему верность? Тут мы стыдливо опустим глаза. Ходят слухи о её романе с Шаляпиным во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Говорят, муж примчался в Париж  и бегал по  городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича. 

«Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, — говорит внучка актрисы. — Но некоторые факты говорят сами за себя. Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы».

И Борис Михайлович еще раз написал для него ещё одну «Красавицу» – ту самую, которая была продана в 2003 году почти за полтора миллиона долларов. 

Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Последние годы картина хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле.  21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева.

Работы такого класса, как «Красавица», появляются на рынке крайне редко, поэтому неудивительно, что именно вокруг этого полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату. 

Похоже, благодаря Кустодиеву,  эта женщина и почти через сто лет продолжает сводить мужчин с ума.

Красавица, 1919 год

Вот ещё несколько картин художника, среди которых на первом месте, конечно, хрестоматийная «Купчиха».

Интересно, что моделями для купчих Кустодиева часто были современные ему девушки из интеллигентной среды. Например, для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству. 

Купчиха за чаем, 1918 год

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Купчиха с зеркалом, 1920 год

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

В березовой роще

Варвара, 1920

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге, 1919

Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица, 1921

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Купальщица, 1922

Тюменский областной музей изобразительных искусств

Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Осень в провинции. Чаепитие, 1926

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из: wolfleo, li, moiarussia

www.izbrannoe.com

«Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) работал в разнообразных жанрах, но более всего его имя связывают с рядом портретов. Жизнелюбие, умение передать на полотне восхищение от того мира, который уже уходил, уютного и степенного мира купечества. Он был несколько идеализирован. Женщины, которых изображал Б. М. Кустодиев, всегда красивы и зачастую величественны и монументальны.

Некоторые факты из биографии

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти, и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. А с 1906 года он ищет свой путь в искусстве и приходит к изображению мещанско-купеческого быта в провинции. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком»: черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы.кустодиевские женщины

Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Женился же художник в 1900 году на изящной, хрупкой девушке, с которой познакомился, выехав на этюды в Костромскую губернию. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. И когда врачи поставили ее перед дилеммой, что оставить в движении после операции – руки или ноги, то она выбрала руки. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. С 1909 года Кустодиев пользовался инвалидным креслом, и на эти же годы и последующие приходится пик его творческой активности.

Жизнерадостные полотна

Болезнь не сломила Бориса Михайловича. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Западные дамы и девушки, сухощавые, с узкими бедрами и достаточно широкими плечами, сильно отличаются от русских. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918).борис михайлович кустодиев

На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность! Истинно русская женщина. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Кроме того, в конце XIX – начале XX века в моду вошли изнеженные печальные женщины, которых мы видим на полотнах В. Борисова-Мусатова, К. Сомова. А чем же хуже «кустодиевские женщины»? Ничем. Они просто иные.

Народное представление о красоте

Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. А в чем состояло понятие красоты у русского народа? Конечно, в здоровье, в полных ногах, белом и румяном лице, в соболиных бровях, а недостатком считали сутулость и худобу. Еще ценилась толстая, в руку, коса. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Разве худая узкобедрая женщина выносит крупного жизнеспособного ребенка и быстро разрешится в родах? Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине.картины кустодиева

Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Златоволосая, дородная красавица любуется на новую шаль, а рядом стоит прислуга, которая держит меховой палантин. Примерка будет продолжаться. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Вот такие они - «кустодиевские красавицы».

Народные гуляния

Не только портреты, но и полномасштабные полотна создавал художник. Картины Кустодиева полны радости жизни. Вот примеры: «Ярмарка» (1908), «Гуляние» (1909), «Выходной» (1920).кустодиевские красавицы На всех полотнах солнечно, буйствуют летние краски, все спокойно вышли на улицу - на народ посмотреть и себя показать.

Чаепитие

Что может согреть холодным сереньким днем или утолить жажду в жаркий денек? Конечно, чай. Он хорош и в праздники, и в будни. Стол же ломится от традиционных русских пирожков, пирогов, варенья разных сортов. На столе непременно пузатый начищенный до зеркального блеска самовар, который растапливают еловыми шишками. Заварочный чайник стоит сверху, и когда разливают чай по чашкам, то его непременно разводят кипятком. А чтобы он не обжигал, то можно и перелить его в блюдце.кустодиев купчиха за чаем Именно такую картину мы видим на полотне, которое написал Кустодиев, «Купчиха за чаем». И какой же прелести полна эта женщина! Белолицая, с полными плечами и руками, с пухлыми пальчиками, которыми она немножко манерно и картинно держит блюдце. Есть в этом своеобразный шик. Нет, дворянин эту манеру осмеет, но какое ей дело до него. А если зайдет нежданный гость, хозяйка не ударит перед ним лицом в грязь. С достоинством усадит дорогого гостя нарядная хозяйка, в ушах которой покачиваются серьги-груши и белый воротник платья которой скреплен бантом с дорогой брошью. Она сидит на прохладной веранде в тени дубовых деревьев. К ней ластится трехцветная кошечка. Вот где уют и довольство. Пусть это немного смешно, но зато как хорошо!

В наши дни

Упорное желание женщины, вопреки своей природе, загнать себя в навязанные Западом параметры заставляют женщин и девушек иссушать себя самыми разными диетами. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Тогда и походка, и осанка, и взгляд на себя изменится. По-другому будут смотреть мужчины на довольную жизнью с пышными формами девушку, которая не боится съесть лишний кусочек и не жеманничает за столом. Вот к такому выводу приходишь, когда смотришь на красавиц, которых навсегда запечатлел на своих полотнах Б. М. Кустодиев.

fb.ru

пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев. Красавица, 1915

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев . Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.

Б. Кустодиев. Купчихи, 1912

Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в. Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.

Б. Кустодиев. Купчихи, 1915

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. заставляли бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.

Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918

Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919

Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Его часто обвиняли в том, что он изображает не народный, а простонародный идеал красоты, хотя его работы далеки от идеализации – многие видят в них иронию и гротеск. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.

Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914. Справа – *Купчиха*, 1919

Б. Кустодиев. Купальщица, 1921

Часто моделями для купчих Кустодиева становились представительницы интеллигентной среды – для «Купчихи за чаем» ему позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству. Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Критики же видели в этой картине «и любование, и эротику, и иронию».

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923

Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920

Б. Кустодиев. Купчиха, 1920

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/040116/27873/

mypensiya.mirtesen.ru

Юлия Прошинская – муза Бориса Кустодиева: История любви-история борьбы: vakin

Кустодиев Борис Михайлович. Утро. 1904масло, холстГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургИзображена Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971)

Знаменитое Утро, изображающее молодую жену с маленьким сыном, было написано Кустодиевым в Париже, в 1904 году.

На долю художника выпала нелегкая судьба. И не только на долю художника, но еще и на долю женщины, которая была с ним рядом практически всегда.Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года и был четвертым ребенком в семье преподавателя гимназии Михаила Кустодиева, вскоре умершего от скоротечной чахотки.

Рисовать Борис начал относительно рано – едва ему исполнилось пять лет, и хотя практически сразу у него получались вполне приличные рисунки, но все равно мама относилась к его увлечению по принципу: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»

А дитя подросло и продолжало изводить краски. И тогда Екатерина Прохоровна решила показать сыну настоящее искусство, тем более, что в 1887 году в Астрахань добралась выставка художников-передвижников. Полотна Репина, Шишкина, Поленова, Сурикова произвели на мальчика такое впечатление, что он объявил во весь голос: «Буду художником!»

Кустодиев Борис Михайлович. Автопортрет 1904

Возвращаясь в детство будущего художника, нельзя не отметить, что ему в чем-то повезло: в Астрахани тогда работал выпускник Петербургской академии живописи П. А. Власов.

Будучи учителем Астраханской гимназии, П. А. Власов организовал рисовальные классы, многие выпускники которых стали затем профессиональными художниками. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что Власова звали несколько иначе, и учился он в Москве, а не в Петербурге. Сути дела это не меняет. В 1896–1903 годах Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина в Петербургской Академии художеств.

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Прошинской 1901

Но возможно, талант бы не расцвел таким пышным цветом и мы бы не узнали величественного художника Кустодиева, если бы не Юлия Евстафьевна Прошинская, с которой он познакомился осенью 1900 года во время поездки в Костромскую губернию.

8 января 1903 года она стала верной спутницей художника.

Они полюбили друг друга едва ли не с первого взгляда, но, как признавался потом сам Кустодиев, если бы не было этой любви в его жизни, вряд ли бы его душа так развернулась, краски были бы тусклыми, а формы не такими мягкими и округлыми.

В октябре 1902 года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию.

При этом жизнь Юлии Евстафьевны была все же тяжела: начиная со смерти 11-месячного сына и заканчивая тяжелой болезнью мужа. Но начиналось все очень хорошо. У молодых родились сын Кирилл и дочь Ирина, причем Борис Михайлович носил дочь в корзинке для грибов в лес для того, чтобы она сызмальства могла проникнуться красотой русской земли, а 5-летнему сыну на полном серьезе объяснял, чем отличаются кучевые облака от перистых…

В 1910 году Кустодиев понял, что давние симптомы диких болей в позвоночнике и руке усиливаются с каждым днем.

Елена Плевицкая: По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки

Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. И диагноз знаменитого врача Германа Оппенштейна неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. Без сложнейшей операции не обойтись. Но и она только чуть приглушила боль. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.

После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. В коридор выходит сам профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет... Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему категорически запрещено работать. Столь же категорично этот мягкий и застенчивый от природы человек заявляет: Если не позволите мне писать, я умру

С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Но еще - память, воображение. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино.

Борис Кустодиев в мастерской, 1914

Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который - странным образом - глядится реальнее окружающей действительности.

А художник был почти беспомощным. Что было в его силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. За создаине агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова.Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА... Я терпелива...

Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги...

Борис Кустодиев за работой

Товарищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал...... Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан.

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой 1903139 × 133 см

Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, в семье своей казалась девочкой чужой. Мать, оставшаяся без средств, уделяла мало времени детям и Юлию взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, девушка служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1903

Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так оно и было...

Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Ю. Е. Кустодиевой с сыном 1903

Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху.

Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908

Борис Михайлович Кустодиев. «Семейный портрет»

Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца - со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. "Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!" - писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими

Кустодиев Борис Михайлович. Ирина Кустодиева. 1906

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет жены художника 1909

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1915

Кустодиев Борис Михайлович. У окна. Портрет И. Б. Кустодиевой. 1910

Кустодиев Борис Михайлович. На террасе. 1906Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород</i>

Картина На террасе написана в доме художника Терем.

Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня.В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1920

Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. 1920.Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена )

Кустодиев Борис МихайловичПортрет Ю. Е. Кустодиевой 1922

Кустодиев Борис МихайловичПортрет Ю. Е. Кустодиевой 1925

Г. ВерейскийПортрет Ю. Е. Кустодиевой 1925

Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни Блокады. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника - Бориса Михайловича Кустодиева.

Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств)

Источник - www.liveinternet.ru и retro-ladies.livejournal.com

vakin.livejournal.com

Варварская «драка красок». Истории пяти известных картин Бориса Кустодиева | Персона | КУЛЬТУРА

«Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость», - так писал о Борисе Михайловиче художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа.

В день рождения одного из выдающихся русских художников SPB.AIF.RU вспоминает историю пяти его знаменитых картин.

«Красавица», 1915 год

Бориса Кустодиева еще при жизни называли «Русским Рубенсом» за любовь к изображению пышнотелых светловолосых дам. Ему приписывают авторство фразы, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Фаина Шевченко стала народной артистки СССР, лауреатом двух Сталинских премий. Фаина Шевченко стала народной артистки СССР, лауреатом двух Сталинских премий. Фото: Public Domain

Одной из любимых картин самого художника была «Красавица», написанная им в 1915 году. Позировать ему согласилась 20-летняя Фаина Шевченко, артистка МХАТа, театра, где Борис Михайлович руководил художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям. Неизвестно, какой был диалог мастера и модели, но после одного из спектаклей Фаина Васильевна согласилась стать натурщицей.

Позже Кустодиев создал еще два варианта этой картины. Одну он подарил Горькому, а другую – Шаляпину. По одной из версий, певец имел короткий роман с Фаиной. По слухам, чувства между ними вспыхнули во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Годы спустя внучка народной артистки СССР, ставшей Лауреатом двух Сталинских премий, рассказывала, что до конца дней бабушка бережно хранила портрет известного певца. Шаляпин же, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы. Уезжая из России, артист забрал «Красавцу» с собой. Долгие годы она хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле. В 2003 году картина была выставлена на лондонских торгах «Сотбис». Шедевр Кустодиева ушел с молотка за 845 600 фунтов, что составляло около 1 388 475 долларов. 

Одной из любимых картин самого художника была «Красавица», написанная им в 1915 году. Одной из любимых картин самого художника была «Красавица», написанная им в 1915 году. Фото: Public Domain

«Масленица», 1916 год

Картина, изображавшая вихрь бесшабашных народных гуляний, была написан в голодные для страны годы.

В 1911 году врачи обнаружили у Кустодиева туберкулёз позвоночника, который в 1916 году приковал художника к инвалидному креслу. Несмотря на тяжелый недуг, он продолжал активно работать. Превозмогая боли, художник брал в руки кисти и создавал полотна, полные искристой радости, безоблачного веселья и роскоши.

Созданная в 1916 года картина сейчас представлена в Русском музее. Еще две картины, посвященные масленичным гуляниям, были написаны в 1919 и 1920 годах.

Картина хранится в Петербурге в Русском музее. Картина хранится в Петербурге в Русском музее. Фото: Public Domain

«Купчиха за чаем», 1918 год

Одна из самых известных картин Бориса Михайловича в настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Позировать для Кустодиева согласилась соседка Галина Адеркас, студентка медицинского факультета. Она была знакома с супругой художника, которая и привела ее в свою квартиру. Девушка, в жилах которой, по одной из легенд, текла кровь ливонских рыцарей, как нельзя лучше подошла для образа купчихи уходящей эпохи. 

Работа продвигалась очень быстро, и уже через несколько дней картина была готова. Кстати, по воспоминаниям историков, в жизни Галина обладала более скромной комплекцией. Ее судьба сложилась неожиданным образом. Красавица с ясными глазами в 20-х годах окончила университет и несколько лет проработала хирургом. Однако, осознав, что это не ее призвание, она решила окунуться в мир искусства. Адеркас пробовала себя в озвучивании фильмов, пела в русском хоре и даже выступала в цирке.

Картина «Купчиха за чаем» впервые была представлена на суд зрителей на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств, которая проходила в апреле 1919 года. Работа имела большой успех.

Через несколько лет художник создал похожую картину. На холсте, написанном в 1923 году, также изображена красавица с пышными формами, пьющая чай из блюдца. «Купчиху, пьющая чай» можно увидеть в Нижегородском государственном музее. 

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем». 1918 год. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем». 1918 год. Фото: Public Domain

Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной», - так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.

Знаменитый портрет Шаляпина, который первоначально назывался «Новый город», создавался в небольшой петроградской квартире мастера.

По легенде, зимой 1921 году Шаляпин пришел к мастеру договариваться о работе. Голову артиста украшала шапка, на плечах красовалась богатая бобровая шуба. Поинтересовавшись, откуда у певца «такая роскошь», Кустодиев услышал такой ответ: «Я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…».

«Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!», - ответ на это художник.

Знаменитый портрет Шаляпина, который первоначально назывался «Новый город», создавался в небольшой петроградской квартире мастера. Public Domain/ Фрагмент картины.

Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.

Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Русская Венера, 1925 год

За год до смерти Борис Михайлович создал картину, которая, по мнению, искусствоведов, собрала все представления мастера о красоте русского национального типа.

Моделью для Венеры стала Елена Григорьевна Николаева, родившаяся 28 апреля 1903 года. Пышнотелая рыжеволосая девушка напомнила историкам традицию изображения Марии Магдалины живописцами эпохи Возрождения. Только на холсте Кустодиева красавица ни в чем не раскаивается, а наоборот с открытой улыбкой смотрит на зрителя.

Интересный факт: во время реставрации специалисты просветили картину рентгеновскими лучами и установили, что веник в руках девушки был нарисован значительно позже самой «Венеры».

Моделью для Венеры стала Елена Григорьевна Николаева. Моделью для Венеры стала Елена Григорьевна Николаева. Фото: Public Domain

www.spb.aif.ru

Кустодиевские красавицы | МУЗА НАШЕГО ДВОРА

Борис Кустодиев. Красавица, 1915

Борис Кустодиев. Красавица, 1915

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы. 

 

Б. Кустодиев. Купчихи, 1912

Б. Кустодиев. Купчихи, 1912

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.

 

 

Б. Кустодиев. Купчихи, 1915

Б. Кустодиев. Купчихи, 1915

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

 

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918

 

 

Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919

Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919

Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.

 

Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914. Справа – *Купчиха*, 1919

Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914. Справа – *Купчиха*, 1919

 

 

Б. Кустодиев. Купальщица, 1921

Б. Кустодиев. Купальщица, 1921

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

 

Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920

Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920

 

 

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». 

 

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923

 

 

Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926

Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

 

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920

 

 

Б. Кустодиев. Купчиха, 1920

Б. Кустодиев. Купчиха, 1920

 

maxpark.com

Юлия Прошинская- муза Бориса Кустодиева....История любви-история борьбы . ..

Знаменитое "Утро", изображающее молодую жену с маленьким сыном, было написано Кустодиевым в Париже, в 1904 году....На долю художника выпала нелегкая судьба.. И не только на долю художника, но еще и женщины, которая была с ним рядом практически всегда...Борис Кустодиев Утро. 1904

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года и был четвертым ребенком в семье преподавателя в гимназии Михаила Кустодиева, вскоре умершего от скоротечной чахотки. Рисовать Борис начал относительно рано – едва ему исполнилось пять лет, и хотя практически сразу у него получались вполне приличные рисунки, но все равно мама относилась к его увлечению по принципу: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»… А дитя подросло и продолжало изводить краски. И тогда Екатерина Прохоровна решила показать сыну настоящее искусство, тем более, что в 1887 году в Астрахань добралась выставка художников-передвижников. Полотна Репина, Шишкина, Поленова, Сурикова произвели на мальчика такое впечатление, что он объявил во весь голос: «Буду художником!».Возвращаясь в детство будущего художника, нельзя не отметить, что ему в чем-то повезло: в Астрахани тогда работал выпускник Петербургской академии живописи П.А. Власов. Будучи учителем Астраханской гимназии, П.А. Власов организовал рисовальные классы, многие выпускники которых стали затем профессиональными художниками. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что Власова звали несколько иначе, и учился он в Москве, а не в Петербурге. Сути дела это не меняет.В 1896–1903 годах Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина в Петербургской Академии художеств. Портрет Ю.Е.Прошинской 1901Но возможно, талант бы не расцвел таким пышным цветом и мы бы не узнали величественного художника Кустодиева, если бы не Юлия Евстафьевна Прошинская, с которой он познакомился осенью 1900 года во время поездки в Костромскую губернию. 8 января 1903 года она стала верной спутницей художника. Они полюбили друг друга едва ли не с первого взгляда, но, как признавался потом сам Кустодиев, если бы не было этой любви в его жизни, вряд ли бы его душа так развернулась, краски были бы тусклыми, а формы не такими мягкими и округлыми. В октябре 1902 года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. При этом жизнь Юлии Евстафьевны была все же тяжела: начиная со смерти 11-месячного сына и заканчивая тяжелой болезнью мужа. Но начиналось все очень хорошо. У молодых родились сын Кирилл и дочь Ирина, причем Борис Михайлович носил дочь в корзинке для грибов в лес для того, чтобы она сызмальства могла проникнуться красотой русской земли, а 5-летнему сыну на полном серьезе объяснял, чем отличаются кучевые облака от перистых…PhotobucketВ 1910 году Кустодиев понял, что давние симптомы диких болей в позвоночнике и руке усиливаются с каждым днем.

Елена Плевицкая:  "По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки. " Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. И диагноз знаменитого врача Германа Оппенштейна неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. Без сложнейшей операции не обойтись. Но и она только чуть приглушила боль. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.

После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. В коридор выходит сам профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: "Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет... " Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему категорически запрещено работать. Столь же категорично этот мягкий и застенчивый от природы человек заявляет: "Если не позволите мне писать, я умру ".

С тех пор, по собственным словам Кустодиева, "его миром стала его комната". Но еще - память, воображение. Он говорил: "Картины в моей голове сменяются, как кино".

Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который - странным образом - глядится реальнее окружающей действительности.

А художник был почти беспомощным. Что было в его силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. За создаине агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА..."Я терпелива..."Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха "Радость труда и отдыха". Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги...Б.Кустодиев за работойТоварищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал...... Из его записной книжки: " Каждое существо хочет жить, даже таракан. "

Юлия Прошинская

Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, "в семье своей казалась девочкой чужой". Мать, оставшаяся без средств уделяла мало времени детям и Юлию взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так оно и было...

"Вторую родину" он открыл для себя в Кинешме. Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: "Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху."

Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908

Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца - со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. "Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!" - писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими

Ирина Кустодиева. 1906

Портрет жены художника 1909

Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1915

У окна. Портрет И.Б.Кустодиевой. 1910

На террасе. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород * Картина "На террасе" написана в доме художника "Терем". Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера"</center></div>

Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920

Кустодиевы Б.М., Ю.Е., И.Б., К.Б. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена )

Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1922

Портрет К.Б.Кустодиева. 1922 Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1925

PhotobucketГ. Верейский Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1925Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни Блокады. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника - Бориса Михайловича Кустодиева.

Могила  Б. М. Кустодиева  в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).

информация отсюда,отсюда и отсюда

retro-ladies.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта