Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен». К 155-летию со дня рождения великого осетина.. Картины коста


Коста Хетагуров, живопись : timag82

По просьбе alfiyakh продолжаю осетинскую серию. Представлять Коста Хетагурова не надо, об его живописи лучше всего прочитать в этой статье.

Снова извиняюсь за качество, снимал любительской камерой с рук. Но с учетом хорошего разрешения (1600 пикселей по большой стороне, раскрывается по щелку на фото), вроде это пока лучшее что есть в сети.

Перевал Зикара

Гора Столовая (оригинал и копия, которая выставляется в доме-музее во Владикавказе)

Природный мост в верховьях Кубани

Тебердинское ущелье (1900)

Горянка, идущая за водой (оригинал и копия)

Дети-каменщики (На школьной скамье жизни) (1888) (оригинал и копия)

В осетинской сакле (гонка араки)

Портрет А.Я.Поповой (1901)

Скорбящий ангел (1888)

Портрет А.А.Цаликовой (1898) (оригинал и копия)

Портрет Е.Ф.Крек-Носковой (1890)

Портрет Мисирби Гутиева (1889)

Портрет Хусина Баева

Портрет Ланге

Четыре картины, включая знаменитый автопортрет, увы, мне не удалось качественно сфотографировать.

ЗЫ. Экспозиция в доме-музее:

timag82.livejournal.com

Картины Коста.. - немного слов

Сегодня столько картин в ленте. Вспомнила о том, что обещала показать вам картины К. Хетагурова(1859-1906) -  основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя, гуманиста:

Каким он был(ещё и) художником - судите сами. Образование художественное он попытался получить в Петербурге."..17 августа 1881 года Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств и был зачислен на стипендию Баталпашинского уезда Кубанской области. В то время преподавание в Академии художеств уже перешло в руки первых художников-передвижников во главе с П. П. Чистяковым, Н. Н. Ге, М. П. Боткиным, В. П. Верещагиным и др.Вместе с Хетагуровым в академии учились художники, чьи имена оставили глубокий след в истории русской живописи: М. Врубель, В. А. Серов, Н. Самокиш, пейзажист Башин-Джагиан(Геворк Захарович Башинджагян), скульптор Беклемишев и др." (из статьи М. Туганова 1941г.)Закончить академию ему не удалось. Кто-то из чиновников этого самого уезда растратил средства, выделенные на его обучение. В 1885 году Коста вынужден был уехать из Петербурга. 
 Скорбящий ангел, 1888 г.фото картин взяла отсюда: whippet1.ya.ru/go.xml

И одно из его стихотворений, написанных на русском языке:

* * *Мне нравится, мой друг, что ты глядишь пытливоИ тщетно разгадать стараешься меня,Когда я говорю тебе полушутливо,Что я устал любить, устал страдать, любя.

Мне нравится твой взор задумчиво-глубокий,Сомнения твои и непритворный страх,Когда я говорю, что люди все жестоки,Что нет небесного созвучья в их сердцах.

Не верь моим речам, исполненным проклятья,Насмешки злой и лжи,— я им не верю сам,—Напротив, верь, что мы, как любящие братья,Воздвигнем на земле один всеобщий храм.

Храм жизни трудовой, насильно недоступный,Сознательной борьбы, без пыток и крови,Храм чистой совести и правды неподкупной,Храм просвещения, свободы и любви.

1893 г. (?)

lifeli.livejournal.com

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен». К 155-летию со дня рождения великого осетина..

15 октября 2014, 19:53

 «Дети-каменщики» («На школьной скамье жизни»).Из собрания художественного Музея им.М.Туганова.

 

 

дети-каменщикиЭто самое любимое произведение Коста.В письмах к друзьям упоминая картину, художник называет ее «Каменщики», хотя у полотна было и «официальное» название: «На школьной скамье жизни».Для автора она была первой композицией, открывшей тему взаимоотношения человека и природы.

В конце ХIХ века мальчишки-осетины промышляли на дороге, ведущей в Закавказье тем, что предлагали путешественникам кусочки горного хрусталя, который они добывали из кучек щебня, предназначенного для ремонта дороги.Пейзаж в картине Коста знаком каждому, кто хоть раз совершил поездку по Дарьяльскому ущелью. Начиная с телеграфного столба, занимающего справа первый план, и написанного так, что мы различаем кусочки потрескавшейся коричневой коры, бархатистую зелень мха, через богатую градацию зеленых и синих тонов, художник выстраивает воздушную перспективу уходящего к горизонту ущелья.

Сияющее небо, опускаясь на вершины гор, стирает границу между ними, создавая ощущение бескрайности, бездонности пространства.Великолепна живопись этой картины. Даже лохмотья старшего мальчика сияют на солнце оттенками розового, голубого, зеленого, солнечные блики озаряют его лицо.Дети в порванной одежде вызывают не столько чувство жалости, сколько искренний интерес, изумление, как органическая часть этого роскошного экзотического пейзажа «земли обетованной». Они представляют тот независимый и свободный по духу народ, у которого даже дети не милостыню выпрашивают, а предлагают в обмен на монетки плоды своего нехитрого труда – осколки «сокровищ» гор.

Символизм картины Коста носит философский характер.Можно рассматривать в лежащих на первом плане лопате и кувшине с водой намек на конечность пути, неизбежный для человека, а вечность природы как мироздания – в бесконечности далей ущелья.Определенное значение имеет фигурка странника, бредущего по дороге… Коста, который большую часть жизни провел вдали от родины, сам себя осознавал скитальцем, не имеющим ни крова, ни семьи. Это позволяет в страннике видеть самого поэта.

Картину «Дети-каменщики» художественный Музей им. М. Туганова всегда выставляет в залах ко дню рождения Коста Хетагурова.Но в эти дни работа представлена на открывшейся выставке осетинского искусства «Коста Хетагуров. Связь времен» в галерее искусств Зураба Церетели, в Москве.

www.hudmuz15.ru

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве в Галерее искусств Зураба Церетели

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели

15 октября в день 155-летия выдающегося поэта, художника, основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова в Москве открылась выставка «Коста Хетагуров. Связь времен». На выставке представлены 16 живописных работ народного поэта Осетии, а также картины, посвященные творчеству Коста из запасников владикавказского музея им. Махарбека Туганова.

 

    «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная - отечество моё...» С этих слов начинается, наверное, большинство книг, статей, очерков, эссе и постов в социальных сетях, посвященных памяти Коста Хетагурова. Не будет исключением и этот. 

 

   15 октября 2014 года исполняется 155 лет со дня рождения того, кто для осетинского народа стал тем же, кем Пушкин стал для русского. Народный поэт, основоположник литературного осетинского языка, художник, человек, оставивший после себя целое наследие. Да, пожалуй, это самое подходящее слово, чтобы наиболее полно и лаконично охарактеризовать роль Коста в истории Осетии. Он - это наше наследие. 

 

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели

На открытии выставки "Коста Хетагуров. Связь времён". Слева-направо: Александр Дзасохов, Зураб Церетели, Александр Тотоонов, Владимир Соскиев (1). Выступление солистов ансамбля "Алания" (2)

 

В день рождения Коста Хетагурова, поэта жители столицы смогли прикоснуться к части великого наследия Коста. Шестнадцать его картин представлены в Галерее искусств Зураба Церетели в рамках выставки «Коста Хетагуров. Связь времен».

 

Подготовкой экспозиции, которая будет открыта вниманию посетителей до 26 октября, занимались Региональный общественный фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа» при участии Художественного музей им. М.С. Туганова и Российской Академии Художеств. Помимо шестнадцати живописных работ самого Коста Левановича, здесь также представлены полотна современных художников – членов Российской Академии Художеств и картины, посвященные творчеству Коста - из архивов музея им. М.С. Туганова.

 

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели

 Памятник Коста в центре Владикавказа. Скульптор: Владимир Соскиев

 

Выставка состоялась по инициативе и при личном участии Президента фонда «Мир Кавказа», известного скульптора Владимира Соскиева. Он является автором знаковых и легко узнаваемых памятников, установленных поэту во Владикавказе и Санкт-Петербурге. Для Соскиева Коста – не просто любимый поэт или живописец, а нечто большее – вдохновитель. Вот что он рассказал в интервью журналу «Горец»:

 

G Я сделал всё это не ради себя, а ради Коста. Сто пятьдесят пять лет такому великому человеку, как можно было остаться в стороне? А поскольку мне доверено возглавлять фонд культуры, я считаю своей прямой обязанностью продвигать творчество не только нашего Коста, но и других кавказских деятелей искусства. Когда никого в зале не будет, вы останьтесь здесь вместе с Коста, наедине с его работами, я уверен, он здесь присутствует. Он делал гениальные вещи. И не только в литературе, это мы привыкли говорить о нем только как о поэте. И чем дальше, тем больше его будут любить.

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели
Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели

Азанбек Джанаев. Портреты родителей Коста Хетагурова, Левана и Марии

 

Три зала, отведенные под экспозицию, посвященную творчеству поэта, не могли вместить всех желающих ощутить связь времен. Не зря выставка получила такое название, ведь наш Коста Хетагуров захватил три века, девятнадцатый, двадцатый и продолжает жить сегодня, в веке двадцать первом.

 

Эта мысль была главной на церемонии открытия, и к ней так или иначе обращались все выступавшие. Первым взял слово Президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

 

G Одна из самых сильных школ изобразительных искусств – это кавказская школа. Маленькие, но очень талантливые нации. Они сильны тем, что сохраняют свои традиции и историю: это и песни, и одежда, и кухня, и литература, и живопись, и даже походка. Это имеет очень большое значение сейчас, когда российская школа очень поднялась. Наши кавказские братья очень хорошо показывают себя, у них есть свой, неповторимый, особый почерк. Европейцы приезжают, смотрят и удивляются: «Как они это делают?». Во времена социализма одинаково штамповали, одинаково мыслили. Но Кавказ сохранил свою уникальность. Сейчас я такое удовольствие получаю, когда смотрю на вас!

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели

Коста Хетагуров. Горянка, идущая за водой (1). Дети-каменщики (2)

 

После Зураба Церетели слово взял экс-президент республики Северная Осетия, Александр Дзасохов. Он рассказал собравшимся о том, как скульптуры и картины кавказских мастеров покорили Париж и отметил, что именно Коста открыл дорогу многим осетинским мастерам живописи: Махарбеку Туганову, Сосланбеку Тавасиеву, Азанбеку Джанаеву и др.

 

G Многие из нас уже давно знакомы с работами Коста Левановича, некоторые увидят их сегодня в первый раз. Уверен, что все мы сегодня получим подтверждение того, что Коста являет собой личность, которая по своему размаху и по своему таланту принадлежит не только осетинскому народу, но и всей России и всему литературному миру. Талант Коста как литературного деятеля и мыслителя находится на своей вершине. И поэтому его живопись отходит, как будто на второй план. Но сегодня она вышла на первый.

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели

Коста Хетагуров. В осетинской сакле (гонка араки) 

Сенатор Александр Тотоонов, выступая перед гостями, поставил Коста в один ряд с творцами эпохи Возрождения:

 

G Недаром Коста Хетагурова называли Леонардо Да Винчи осетинского народа. А сам Да Винчи сказал замечательные слова: настоящий художник способен видеть поэзию, а настоящий поэт – слышать живопись. Именно таким великим созидателем и творцом был величайший сын осетинского народа, Коста Леванович Хетагуров. Мне очень приятно, что именно в стенах академии, которая давно стала стартовой площадкой для очень многих интересных проектов, связанных с нашей республикой, сегодня проходит эта выставка. Мне очень приятно, что Коста приехал в Москву как художник. Его знали как поэта, как общественного деятеля, но в качестве художника он появился здесь впервые. И я очень хотел бы, чтобы с его творчеством познакомилось как можно больше людей.

 

Гости выставки охотно делились впечатлениями и вспоминали не только любимые картины и стихотворения Коста, но и то, какое влияние на них оказало его творчество и его нелегкая судьба.

 

Чермен Дзотов, юрист, руководитель проекта «Центр личностного роста "Я":

 

G На меня всегда сильнейшее впечатление производил его автопортрет, этот глубокий тяжелый взгляд, который передает его переживания, его чаяния. Мы знаем Коста не только как великого поэта, но и как великого борца за счастье народа, за его свободу. Он всю жизнь принимал удары на себя. За то, что он выступил за женское образование, его сослали. Это говорит о том, кто Коста не был человеком «режима», не воспевал его, не лизоблюдствовал. Во главу своего творчества поэт ставил счастье человека, его потребности и его мечты. Для меня Коста Хетагуров человек-ориентир, человек-маяк осетинской культуры.

 

Коста Хетагуров ушёл из жизни, так и не познав счастья. Но сделал всё, для того чтобы приблизить свой народ к нему.

 

Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве Галерее искусств Зураба Церетели

Азанбек Джанаев. Коста в Херсонской ссылке

Я не пророк... В безлюдную пустыню

Я не бегу от клеветы и зла...

Разрушить храм, попрать мою святыню

Толпа при всем безумье не могла.

 

Я не ищу у сильных состраданья,

Не дорожу участием друзей...

Я не боюсь разлуки и изгнанья,

Предсмертных мук, темницы и цепей...

 

Везде, для всех я песнь свою слагаю,

Везде разврат открыто я корю

И грудью грудь насилия встречаю,

И смело всем о правде говорю.

 

На что друзья, когда все люди братья,

Когда везде я слышу их привет?

При чем враги, когда во мне проклятья

Для злобы их и ненависти нет?

 

В тюрьме ясней мне чудится свобода,

Звучнее песнь с бряцанием цепей,

В изгнанье я дороже для народа,

Милее смерть в безмолвии степей...

 

При чем толпа? Ничтожная рабыня

Пустых страстей — дерзает пусть на все!

Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,

Вселенная — отечество мое...

 1894 г.

 

Ася Дзагурова. Фото автора

© Федеральный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

 

Читайте также:

gorets-media.ru

«КОСТА ХЕТАГУРОВ. СВЯЗЬ ВРЕМЕН»

Российская академия художеств

Художественный музей имени М.С.Туганова

Республики Северная Осетия-Алания

Региональный общественный фонд содействия развитию культуры

«Мир Кавказа»

представляют выставку произведений художника из собрания Художественного музея имени М.С.Туганова и мастеров современного изобразительного искусства.

Вернисаж – 15 октября 2014 г., 17 часов

Выставка работает с 7 по 26 октября 2014 г.

Галерея искусств Зураба Церетели: Пречистенка, 19

Выдающийся осетинский поэт Коста Леванович Хетагуров (1859 – 1906 гг.) был первым профессиональным художником Осетии. Но сфера деятельности его гораздо шире. Коста был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, художником, успешно пробовал себя в исполнении эскизов и декораций к спектаклям. Его жизнь стала явлением, знаменующим коренной поворот в духовном развитии осетинского народа и оставившим в его культуре глубокий след.

Константин Леванович Хетагуров родился в горном ауле Нар Владикавказского округа Терской области 15 октября 1859 года.

С 1871 по 1881 годы он учился в Ставропольской мужской классической гимназии, которая многие годы была центром просветительной и художественной жизни города. В гимназии овладел основами изобразительной грамоты. Его педагогом был воспитанник Петербургской Академии художеств Василий Иванович Смирнов, который помог раскрыться дарованию Коста. Наиболее удачные его работы Смирнов отправил в Москву на Всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где они получили хорошие отзывы. Именно по совету Смирнова в 1881 году Коста держал экзамены и был принят в Петербургскую Академию художеств. Учился он у профессора П. П. Чистякова. Благодаря Чистякову Коста Хетагуров вынес из стен Академии мировоззрение художника-реалиста.

В 1885 году из-за отсутствия средств на обучение он был вынужден уйти из Академии и вернуться во Владикавказ.

В дальнейшем творчестве Коста верх берет все-таки литература. Оценивая значительный перевес литературы в наследии К. Хетагурова, мы не должны забывать, что творчество для него было социальной функцией – оружием, средством борьбы.

Его творческий путь – в глубоких раздумьях о судьбах родного народа. Публицистические выступления Коста в местной и столичной периодике, поэтическое творчество, непримиримость в борьбе с власть имущими, защита народных интересов пугают царскую администрацию, которая преследует художника, высылает за пределы родного края.

В 1891 году Коста добивается отмены решения о закрытии Ольгинской женской школы, затем последовала административная высылка поэта, но это не сломило его духа. Одна за другой выходят статьи, поэтические шедевры; поэт сотрудничает с газетой «Северный Кавказ», публикует статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Сыне Отечества».

Литературному творчеству Хетагурова во многом соответствует его живопись. Она служит зримым воплощением созданных им поэтических образов («На школьной скамье жизни» (1886-1890), «За водой»).

Полотна Коста порой созвучны мелодике его поэзии, а порой удивляют неожиданностями в расстановке эмоциональных и образно-смысловых акцентов.

Особую область произведений Хетагурова составляют работы на библейские сюжеты. Сюда входят и станковые произведения, и монументальные росписи, выполненные им для Алагирской церкви. Изучая иконографию религиозной живописи, Коста в своих работах приходил к самостоятельной интерпретации религиозных сюжетов, вкладывая в них большие человеческие мысли и чувства.

Простота изобразительных средств, точная передача портретного сходства и внутреннего содержания модели характерно для всей портретной живописи Коста. С большой теплотой выполнены портреты Тутти Тхостовой и Мисырби Гутиева, они строги по рисунку и благородно сдержанны по живописи. И совсем иначе решен портрет А. Цаликовой (1898 г.), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста.

Ключом к раскрытию характеров героев становится акцентированный, предельно сдержанный взгляд. Наибольшего успеха в этом смысле художник добивается в «Автопортрете». В нём нет ничего лишнего, отвлекающего, только лицо художника, запечатленное строго в фас. Из затемненного пространства круга прямо в упор на зрителя смотрят глаза художника, проницательные и полные грусти. Образ впечатляет большой внутренней силой и глубиной.

В пейзажах Коста привлекает одухотворенный лиризм, их отличительное качество – восторг перед дивными уголками родной природы.

Вклад Коста Хетагурова в искусство Осетии и России неоспоримо значителен. Живы в народе имя, слово и художественные образы Коста, его мысли, идеи и мечты. А для мастера, для творца это и есть подлинная жизнь, пожалуй, даже более реальная, чем та, что отпущена судьбой.

Вдохновленное им изобразительное искусство Осетии ХХ века и сегодняшнего времени по праву признается одним из интереснейших и полнокровных явлений современной художественной культуры России. Начиная с Коста Хетагурова и Махарбека Туганова десятки художников получили и продолжают получать профессиональное образование в стенах Академии художеств. Молодые художники нового времени продолжают и развивают начинания старших поколений мастеров, становятся творцами современного искусства Осетии, демонстрируя широкий спектр течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства, сочетая национальную художественную традицию и опыт искусства нового времени. Зримым воплощением достижений разных поколений, объединенных и вдохновленных темой «Коста Хетагуров. Связь времен», является эта выставка.

 

 

 

 

 

 

gallerix.ru

Коста Хетагуров - художник - мхк, уроки

«Когда ты явился на свет,

ты плакал, а другие радовались.

Сделай же так, чтобы,

когда ты будешь покидать свет,

Все плакали, а ты один улыбался».

Мудрость горцев.

Учитель истории

СОТЭТ

Хосроева Э.Ю.

Задачи урока:

  • Знакомство с деятельностью К.Л. Хетагурова – основоположника осетинского литературного языка, публициста, художника.

  • Развитие творческих и мыслительных способностей учащихся.

  • Воспитание патриотических качеств личности ребенка.

В конце прошлого века в одном из горных аулов, Тменикау, собрались горцы – известные сочинители народных песен, чтобы сложить героическую песню о родном и близком человеке, воспеть его подвиги и душевную красоту, его мужественную борьбу за избавление бедноты от гнёта и нищеты. Долгие ночи и дни они сидели у гранитной скалы, на которой высилась старинная башня. Песня получилась на славу и люди понесли ее из аула в аул, из селения в селения. Этой ликующей песней встретил народ возвращение из ссылки своего великого сына:

«В страхе алдары Кавказского края;

С выси утеса над Наром сквозь тучи,

Ветер со свистом крылом рассекая,

Гордый орел наш поднялся могучий.

Ты нас повел к светлым далям свободы,

Ты – лучший сын гор суровой природы,

Славим тебя, наш Коста всем народом».

15 октября 1859 года в горном ауле Нар, в глубине Алагирского ущелья Северной Осетии родился Коста Хетагуров.

Отец поэта Леван Елизбарович Хетагуров был человеком добрейшей души. Участник ряда крупных походов, за проявленную в боях храбрость, он был произведен в офицерский чин, а грудь его украсили боевые награды. Дома бывал редко из-за службы, поэтому не мог оказывать почти никакого влияния на сына, хотя его очень любил.

Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, была простой, неграмотной, но исключительно трудолюбивой горянкой. Умерла вскоре после рождения Коста.

«На похороны Марии собрались мужчины и женщины из всех соседних аулов чтобы отдать последний долг покойнице. И тут вдруг над могилой раздались страшные слова. «Не выживет малый, худой он, изможденный», - говорили старики. «Кто его будет кормить грудью? Где найдется женщина, которая взяла бы полумертвого чужого ребенка и подняла бы его на ноги! Ни среди Хетагуровых ни среди Губаевых нет такой». В один голос заявили почтенные люди и напомнили о древнем обычаи, о том, что больного ребенка нужно похоронить заживо с матерью. Ребенок, словно чувствуя, что решается его судьба изо всей мочи кричал и не сводил своих огромных глаз с Чендзе, ближайшей подруги матери. Та пыталась как могла успокоить младенца. Ей все время кто-то словно твердил на ухо последние слова подруги: «Побереги моего бедного сына». И вдруг высвободив малыша из колыбели, она взяла его на руки и громким уверенным голосом сказала: «Я беру младенца и клянусь перед вами – души своей для него не пожалею! Ребенок будет жить!». Дед Долат вышел вперед снял папаху и поднял её над головой и сказал: «Большое тебе спасибо, Чендзе, за доброе слово. Совет старейшин доверяет тебе и благодарит за такую доброту». Укутала Чендзе ребенка в теплую шерстяную шаль, и понесла к себе домой.

Т.Джатиев «Детство Коста»

Вот так маленького Коста спасла от смерти простая горянка по имени Чендзе. Она полюбила его и выходила.

Годы обучения:

С раннего детства Коста слышал народные песни, чудесные сказки. Он полюбил народных музыкантов, виртуозно наигрывавших на фандыре Нартские сказания. Любил он рисовать. Альбомом для рисования ему служили гранитные плиты скал, и гладкие камни на стенах саклей. Отец Коста понимал значение образования и старался дать его сыну. Коста получил двух классное образование в Нартской приходской школе, затем продолжил учебу во Владикавказской прогимназии. После переезда с группой безземельных крестьян на Кубань в 1870 году Леван Елизбарович, благодаря своим военным заслугам устроил Коста в Ставропольскую гимназию. Здесь он учился с 1871 по 1881 года.

Какие наклонности проявились у Коста во время учёбы?

Коста слушал затаив дыхание, особенно его поразил рассказ о дуэли Пушкина. Поставив оценки, учитель заговорил: «Тема сегодняшнего урока - творчество замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов страстно ненавидел рабство и в своих пламенных стихах призывал к борьбе с ним. За вольнолюбивые стихи поэта трижды высылали на Кавказ. Когда последний раз поэт покинул Петербург, он написал стихотворение «Прощай, немытая Россия». Класс слушал его в полном безмолвии. Коста казалось ,что каждая строчка стихотворение зовёт куда-то, он невольно положил руку на сердце, с такой силой оно билось .Раздался звонок .Мальчики ,взволнованные толпились вокруг учителя ,задавая вопросы…

Когда зазвенел звонок, возвестивший о конце перемены, Коста вместе с ребятами вошёл в класс и увидел сгрудившихся вокруг учительского стола мальчиков. Мальчики со всех сторон потянули к учителю руки с рисунками Коста.

«Способности у тебя есть, но надо много учиться» - сказал учитель рисования. В задумчивости он подошёл к окну. Гимназический двор по-осеннему пуст и бесприютен, но на рисунке Коста он выглядел совсем по-другому, казалось по-новому красивым. Василию Ивановичу вспоминались слова молодого художника Репина, с которым ему не раз приходилось встречаться в академии: «Надо уметь в природе и в жизни людей находить красоту и передавать ей на полотне. Да, этот мальчик как раз обладает таким даром. Он в природе и в жизни людей улавливает красоту», - с волнением думал Смирнов.

С. Джанаев «Первый день»

Коста – художник.

О. Гимназические рисунки Коста с помощью Смирнова, учителя рисования, были представлены на всероссийской выставке юных художников и получили признание. Позднее с его помощью Хетагурову удалось поступить в Петербургскую академию художеств и полностью раскрыть в себе талант большого художника-реалиста.

! Последить тематику работ К. Хетагурова

Ставропольский и петербургский периоды жизни Коста Хетагурова были годами формирования его взглядов, его отношения ко всему, что его окружает.

В 1885 г. Коста возвращается в Осетию. И сразу же включается в кипучую творческую и общественную деятельность. Он пишет, выставляет картины, работает в театре, выступает в прессе, пишет стихи.

Коста – вестник народа, голос униженных и сирот.

Его цикл стихов «Осетинская лира стала энциклопедией жизни горцев;

Началом осетинской литературы. Каждое произведение – плод раздумий над страданиями народа, поиск счастья. Коста был очень добрым, чутким и щедрым человеком. Он близко к сердцу принимал боль людей. «Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдержать в своем изболевшем сердце», - писал поэт. Его душа кровоточила от ран, а покой навсегда покинул ее.

У людей – простор огромных

Комнат, свет, тепло и лад.

А у нас пещерах темных

Дети с голоду кричат.

У людей – пиры, удачи,

Свадьбы – мир вокруг поет,

А у нас как будто плачет

Над усопшим тощий кот.

У людей – мясные туши

Провисают с потолка.

А у нас – мышей летучих

Крылья виснут, - вот тоска.

У людей не смелет за год

Мельница зерна поток,

А у нас достатка на год –

Лишь один зерна совок.

Но поэт верил в наступление светлого будущего и уверенно, решительно убеждал в этом своих современников.

Не верь моим речам, исполненным проклятья,

Насмешки злой и лжи, - я им не верю сам, -

Напротив, верь, что мы, как любящие братья,

Воздвигнем на земле один всеобщий храм.

Храм жизни трудовой, насилью недоступный,

Сознательной борьбы, без пыток и крови,

Храм чистой совести и правды неподкупной,

Храм просвещения, свободы и любви.

Коста – Борец за свободу народа, революционер.

Задание. Охарактеризовать отношение Коста к простым людям. Какой выход он видит из создавшегося в Осетии положения?

(В комнате стоит за мольбертом и рисует человек.

Стук в дверь, заходит Хамыц.)

- Извините меня, ради бога, добрый человек. Прошу вас, помогите мне.

- Пожалуйста, брат, заходите к нам в дом, будем рады видеть вас у себя гостем.

- Спасибо, добрый человек. Но мне нужно скорее возвратиться в аул, я ведь в город пришел потому, что мне нужен Хетагуров, Левана сын. Коста, тот, кто составил песню «Додой». Один прохожий сказал, что живет в этом доме Коста.

- Чем же вы так озабочены, дорогой гость?

-Это верно, есть у меня большая забота, добрый человек. Из-за нее прошел я сквозь погибельные горы и два дня ищу здесь Коста.

- Зачем тебе понадобился Коста – и почему ты с таким упорством разыскиваешь его?

- Потому, что мы гибнем в мучениях. Наложили нам на шею тяжелое ярмо и погоняют нас как волов. Бьют нас голодных и холодных. Да что говорить!

Все как в песне «Додой» у Коста поется. Вот и решили мы найти его. Сдается мне, что Коста это ты. О Коста помоги нам!

- Дорогой гость, чем я мог бы помочь тебе.

- Душат нас, бедных крестьян, старшина и пристав. В могилу живыми гонят. Самого бога не страшатся: грабят, лупят всех нас чем попало… Лучших мужчин в тюрьмы бросают. Родным воздухом дышать не дают, подай им подать за это. Царю бы написать, надежда ты наша!

- Царю говоришь?

- Да, да Коста!

- Не в них дело, друг мой. На жало удава жаловаться самому удаву бесполезно.

- Наш царь удав? Это ты говоришь так?

- Так мой друг, так. В этом – горе народа. А старшины и приставы, начальники, полицейские и жандармы – это лишь ядовитые жала самого главного удава. Объединиться надо всем честным людям под единое знамя дружбы и плечом к плечу идти в бой за свободу и равенство на земле. Вот в этом главное. А прошениями к царю горю не поможет. Так и передай людям, жаждущим свободы народа. Пусть поднимают знамя сверкающей правды.

(Т.Джатиев «Горе Хамыца»).

Коста вел неустанную борьбу за неродное просвещение, против царских властей, закрывавших школы. Один факт поводом для первой ссылки Коста за пределы родного края стала ожесточенная борьба его против закрытия единственной во Владикавказе женской школы. Жестокие преследования лишь закаляли волю Коста, он не могли оторвать его от народа. Один за другим выходят из-под пера поэтические шедевры, облитые горечью и злостью

Ночь близится к концу… Ристалище раздора,

Безумной храбрости, насилья, грабежа

Уже становится ареною позора,

Разврата, пошлости, бесчестья, кутежа…

Минуты сочтены, повсюду бьют тревогу…

Уж брезжит луч зари, играя на штыках…

Лишь грянут выстрелы, и «Слава в вышних богу!»

Победно прогремит на светлых облаках.

И обновленный мир отдастся вечно миру,

С презреньем бросив нож, запекшийся в крови…

Не упрекай меня! – И я настрою лиру

Тогда для равенства, свободы и любви…

После очередной ссылки в 1992 оду поэт возвращается во Владикавказ с жаждой созидания и борьбы. Он был полон творческих надежд и планов, но тяжелый недуг прервал кипучую деятельность Коста. 1 апреля 1906 года Коста не стало.

Осетинский народ глубоко чтит память Коста. Благодарные потомки К.Л. Хетагурова – писатели, поэты, художники, посвятили его жизни и деятельности ряд своих произведений.

Суровый век отчизну

Зажал в объятиях скал.

И ты в мятежной жизни

Покоя не искал…

Поэт и храбрый витязь

Ты звал к борьбе людей,

И бравые джигиты

Седлали лошадей.

Горящая стихия

Поэта сбила с ног

Но все ж несу стихи я

К могиле как венок.

(Певцу Мисост Камбердиев).

kopilkaurokov.ru

Презентация - Коста Хетагуров, живопись

Текст этой презентации

Слайд 1

Коста Хетагуров, живопись. Учитель осетинского языка: Бадтиева Т.аира Дзахотовна МБОУ СОМШ № 44 им.В.Кудзоева г.Владикавказ

Слайд 2

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа. Творчество Хетагурова, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.

Слайд 3

Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти., Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: "Мальчики-каменщики", "Горянка, идущая за водой", "Женщина-горянка в сакле", "Перевал Зикара", "Природный мост", "Тебердинское ущелье", в рисунке "Повешенный горец" и ряде других его работ.

Слайд 4

К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз.Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами.

Слайд 5

Скорбящий ангелВ копии с картины Лендаля "Плачущий ангел" Хетагуров изобразил А. Попову, в которую был влюблен, с таким поразительным сходством, что ни один служитель церкви не захотел приобрести ее для церкви ввиду явно выраженного художником в образе ангела не небесного, а земного существа.

Слайд 6

Мальчик – осетин, который на Военно-Грузинской дороге занимается отысканием и продажей хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда перестаёт разбивать каменную глыбу тяжёлым молотом и протягивает руку с хрусталём путникам, как бы говоря: «Купи!»Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему.Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.«Дети – каменщики»

Слайд 7

Природный мост в верховьях Кубани

Слайд 8

В осетинской сакле

Слайд 9

Горянка, идущая за водойХудожник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.

Слайд 10

Портрет А.Я.ПоповойПортрет А.Я. Поповой ,в которую был влюблен , художник показывают нам свое высокое мастерство как живописца, владеющего в совершенстве рисунком.

Слайд 11

Портрет А.А.Цаликовой (1898)Сватовство  к  давно  и  горячо  любимой   девушке  Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым  отказом

Слайд 12

Портрет Хусина Баева

Слайд 13

Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к памятникам  К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.

Слайд 14

http://www.sknews.ru/files/images/rubriki/2015/10/16/69832v3f5b61.jpg http://festival.1september.ru/articles/587703/img14.jpg http://festival.1september.ru/articles/587703/img8.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/1381859650_kosta_004.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/thumbs/1381859640_kosta_007.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/1381859615_kosta_009.jpgдети http://img-fotki.yandex.ru/get/4805/timag82.e/0_3202e_6ec0de0a_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/timag82.e/0_32030_ede7af88_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4901/timag82.e/0_32042_b8d4e45c_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/timag82.e/0_32037_c374b4a_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4602/timag82.e/0_32035_64fc727c_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/timag82.e/0_3203a_b3106fd9_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/timag82.c/0_30f5a_1c3f3c87_L.jpg Интернет-источники;

topslide.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта