Прециозная 3D живопись Рэя Цезаря в стиле Galant Party. Картина цезарь
Клеопатра и Цезарь (картина) — Википедия
«Клеопатра и Цезарь» (фр. Cléopâtre et César, также «Клеопатра перед Цезарем» — фр. Cléopâtre devant César) — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1866 году.
Контекст
Жан-Леон Жером. Автопортрет, 1886 год.Французский живописец и скульптор Жан-Леон Жером (1824—1904) много путешествовал по всему Ближнему Востоку, в частности несколько раз бывал в Египте, будучи лидером академического художественного движения XIX века, специализировавшимся на ориенталистской и исторической живописи[1]. В период, ставший известным концом неоклассицизма и ростом импрессионизма, Жером, пользовавшийся популярностью у французской аристократии, продолжал писать картины в реалистичном стиле с фотографической точностью. Он стал известен изображением обнажённых рабынь, сцен в гаремах, быта простонародья и целого ряда других образов, олицетворявших стереотипы Востока в качестве смеси чувственности, упадка и жестокости[2][3].
Видео по теме
Создание и судьба
В декабре 1860 года французский писатель Проспер Мериме в письме Жану-Леону Жерому впервые предложил ему создать произведение на тему отношений Клеопатры и Цезаря[4][5]. За основу картины Жером взял сцену их встречи, описанную в сочинении «Сравнительные жизнеописания» греческого историка Плутарха (46—127), написанном больше чем через столетие после этого события[6]. По данным историка Джорджа Уайтинга из Университета Райса, когда в 1857 году Жером посетил Египет, «он приобрёл многочисленные предметы местного колорита и точные детали», впоследствии помогшие ему в работе над картиной[7]. Заказчиком картины выступила богатая куртизанка Паива, намеревавшаяся разместить её в своём особняке[en] на Елисейских полях[2].
Жером сделал по крайней мере две предварительные работы маслом и ряд набросков в рамках подготовки к написанию основной картины[8]. В одном случае Клеопатра лежала на земле, простираясь по направлению к Цезарю рядом со стоящим на корточках Аполлодором. В другом варианте, выполненным перед окончательной версией, Цезарь наблюдал за Клеопатрой, положив руки на стол. На картине, завершенной в 1866 году, Жером изменил положение Клеопатры, поставив её с наклонившимся у ног Аполлодором перед Цезарем, рядом с которым сидят четыре секретаря[8][9]. Продолжая традиции каламбуров в своих картинах, Жером на пряжке ремня Клеопатры изобразил голову льва, намекая на своё имя и собственное чувство сексуальной привлекательности, а также на склонности мадам де Паивы[8]. Фигуры были изображены примерно в половину натуральной величины[4], при размере картины 183 × 129,5 см[10]. Фоном встречи Жером выбрал здание храма в Дейр эль-Медине, взяв его изображение из издания «Описание Египта» (1809—1829)[11]. По данным американского искусствоведа Эрла Шинна[en], первоначально работа была написана маслом на шёлке для того, что «уменьшить или увеличить транспарентность на полпути к длинному салону» в особняке Паивы[2]. Однако Паиве не понравилась готовая картина, и она вернула её Жерому из-за слишком высокой цены[4]. После этого он переделал картину, подложив под полотно ещё один холст для прочности[3].
После отказа Паивы картина была приобретена Адольфом Гупилем[fr] (1806—1893), ведущим художественным дилером XIX века во Франции и главой компании «Goupil & Cie[en]». Жером впервые встретился с Гупилем в 1859 году, и в 1863 году женился на его дочери Мари[3]. «Клеопатра и Цезарь» была одной из трёх работ Жерома, представленных на Парижском салоне 1866 года и выставлялась в Королевской академии художеств в 1871 году под названием «Клеопатра принесена Цезарю в ковре» (фр. Cléopâtre apportée à César dans un tapis)[12][13][14]. К тому времени, картина также известная под названием «Клеопатра перед Цезарем» (фр. Cléopâtre devant César)[9], стала уже всемирно известной[8]. К 1881 году работа находилась в оформленной Альбертом Хертлером[en] картинной галерее банкира и филантропа Дариуса Огдена Миллса[en] в Милбрее[en], близ Сан-Франциско (штат Калифорния, США)[2]. В настоящее время картина «Клеопатра и Цезарь» находится в частной коллекции в США[9].
В ноябре 2012 года один из набросков Жерома был выставлен на аукцион «Sotheby's» за 50 тысяч фунтов стерлингов[8].
Описание
Картина изображает события 48 года до н. э. 22-летняя египетская царица Клеопатра, находящаяся в состоянии гражданской войны со своим младшим братом и соправителем Птолемеем XIII, предстала перед взором римского полководца Юлия Цезаря, который с помощью военной силы захватил её бывший дворец. Слуга Аполлодор Сицилийский[en], пройдя мимо римской стражи, тайно пронёс Клеопатру внутри ковра во дворец к Цезарю. Она стоит в почти невесомой одежде с массивными золотыми украшениями на самом краю ковра и смотри прямо на Цезаря, будто пытаясь его покорить. Лысеющий полководец сидит за столом рядом с четырьмя своими секретарями, почти исчезая в тени. Цезарь в изумлении поднял руки, в чём можно разглядеть его намерение взять данную ситуацию под свой контроль. Представленный нубийцем Аполлодор стоит на корточках в рабской позе, преклоняясь перед красотой госпожи, олицетворением чего стал контраст между его смуглой кожей и королевской белизной царицы. Клеопатра изображена сильной и соблазнительной, благодаря чему вскоре она сделала Цезаря своим любовником и союзником[2][8][15][16][17].
Восприятие
В проекте «The American Egyptomania» Университета Джорджа Мейсона картина описывается как классический пример египтомании, содержащий «секс, рабство, наготу, и декаданс»[2]. Исследователь Люси Хупер назвала её сходной с более ранней работой Жерома «Фрина перед Ареопагом» (1861)[1]. Картина стала одним из двух популярных изображений Клеопатры XIX века вместе с работой Эжена Делакруа «Клеопатра и крестьянин» (1838)[18].
«Фрина перед Ареопагом» (1861), Жан-Леон Жером | «Клеопатра и крестьянин» (1838), Эжен Делакруа |
Профессиональные отношения Жерома и Гупиля позволили его картине стать объектом массового производства в виде гравюр и фотографий, распространяемых среди все возрастающего количества людей и повлиявших на культуру Великобритании и США[3][19]. Картина стала вдохновением для деятелей изобразительного искусства, театра и кино, в частности Голливуда[20]. Её влияние прослеживается в идее и композиции работы «Мечта Суламифь» (1934) американского художника Р. Х. Ива Геммелла[en][21]. Уайтинг утверждает, что работа Жерома повлияла на пьесу «Цезарь и Клеопатра» (1898) ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, в частности на сцену с ковром в III акте[7]. Многие из картин Жерома оказали влияние на сцены кино, изображающие древнюю историю[20].
Историческая неточность
В переводе произведения «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, выполненном Джоном Лэнгборном[en] и его братом Уильямом, опубликованном в 1770 году, при описании материала, с помощью которого Клеопатра проникла во дворец, впервые было использовано слово «ковёр» в значении «ткань из плотного материала». В то же время, Плутарх писал о том, что ныне известно как вещевой мешок, однако семантическое изменение[en] употребления слова наделило легенду о скрывающейся в ковре Клеопатре другим смыслом, исторически неточным, но ставшим популярным в современной культуре во многом благодаря Жерому[6].
Примечания
- ↑ 1 2 Lucy H. Hooper. Léon Gérôme. — The Art Journal, 1877. — Vol. 3. — P. 26–28.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Earl Shinn. Gerome: A Collection of the Works of J.L. Gerome in One Hundred Photogravures. — New York: Samuel L. Hall, 1881. — Vol. 10.
- ↑ 1 2 3 4 The Spectacular Art of Jean-Léon Gérôme (1824–1904). Musée d'Orsay (2006). Проверено 20 июня 2015.
- ↑ 1 2 3 Gerald M. Ackerman. The Life and Work of Jean-Léon Gérôme. — Sotheby's, 1986. — P. 218. — 352 p. — ISBN 978-0-85667-311-5.
- ↑ Étienne Charavay. Lettres Autographes Composant La Collection De M. Alfred Bovet. — Paris: Charavay Freres, 1884. — P. 320. — 488 p.
- ↑ 1 2 Christopher Pelling. Plutarch Caesar: Translated with an Introduction and Commentary. — Oxford: Oxford University Press, 2011. — P. 385. — 519 p. — ISBN 9780198149040.
- ↑ 1 2 George W. Whiting. The Cleopatra Rug Scene: Another Source. The Shaw Review (январь 1960). Проверено 20 июня 2015.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Jean-Léon Gérôme. Lot — CLÉOPÂTRE ET CÉSAR. Sotheby's (20 ноября 2012). Проверено 20 июня 2015.
- ↑ 1 2 3 Scott Trafton. Egypt Land: Race and Nineteenth-Century American Egyptomania. — Durham: Duke University Press[en], 2004. — P. 198, 298–299. — 376 p. — (New Americanists). — ISBN 9780822386315.
- ↑ Caesar and Cleopatra. The Athenaeum. Проверено 20 июня 2015.
- ↑ Christina Riggs. Ancient Egyptian Art and Architecture: A Very Short Introduction. — Oxford: Oxford University Press, 2014. — P. 113. — 152 p. — ISBN 9780191505256.
- ↑ Algernon Graves. The Royal Academy of Arts: A Complete Dictionary of Contributors and their Work from its Foundation in 1769 to 1904. — London: H. Graves and co., ltd., 1905. — Vol. 3. — P. 226. — 516 p.
- ↑ Fanny Field Hering. Gérôme: The Life and Works of Jean Léon Gérôme. — New York: Cassell Pub. Co., 1892. — P. 112–113. — 394 p.
- ↑ Théophile Thoré[en]. Salons de W. Bürger 1861 à 1868. — Paris: Renouard, 1870. — Vol. 2. — P. 294–295. — 466 p.
- ↑ Cleopatra: Exotic Queen and Femme Fatale. Painting History. Проверено 20 июня 2015.
- ↑ The Story in Paintings: Jean-Léon Gérôme and the spectacular. The Eclectic Light Company (7 февраля 2016). Проверено 10 октября 2016.
- ↑ Cleopatra and Julius Caesar. Artwork of the Week. Музей искусств Толидо (11 сентября 2015). Проверено 10 октября 2016.
- ↑ Anthony Grafton, Glenn W. Most, Salvatore Settis. The Classical Tradition. — Cambridge: Harvard University Press, 2010. — P. 207. — 1067 p. — ISBN 9780674035720.
- ↑ Jeffrey Richards. Hollywood's Ancient Worlds. — London: Continuum, 2008. — P. 11. — 227 p. — ISBN 9780826435385.
- ↑ 1 2 Marta Garcia Morcillo, Pauline Hanesworth. Imagining Ancient Cities in Film: From Babylon to Cinecittà. — London: Routledge, 2015. — P. 118, 176, 181. — 330 p. — ISBN 978-0415843973.
- ↑ Gerald M. Ackerman, Elizabeth Ives Hunter. Transcending Vision: R. H. Ives Gammell 1893–1981. — R.H. Ives Gammell Studios Trust, 2001. — P. 104. — 171 p.
wikipedia.green
Миры фентези [91] Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные. |
Готика и фентези. Картинки и фотографии [113] Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации. |
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185] Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ. |
Мистические явления [277] Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты. |
Нелепые факты [280] Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности |
Мрачная готика [31] Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт. |
История Франции [79] Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции. |
Города Франции [126] Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира. |
Дворцы и замки Франции [84] История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры. |
Короли и императоры Франции [64] История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров. |
Легенды Франции [70] Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки. |
Музеи Франции [19] Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое. |
Храмы и соборы Франции [66] Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне. |
История Великобритании [83] Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси. |
Исторические личности Великобритании [64] Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы. |
Достопримечательности Великобритании [80] Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр. |
Легенды и мифы Великобритании [104] Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде. |
Мифы и легенды народов мира [56] Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания. |
История и культура Японии [123] История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни. |
Галерея фоторабот [391] Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки. |
Художественная галерея [689] Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов |
Красивое оформление для сайтов и блогов [215] Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки. |
Курсовые работы и не только они... [30] Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе. |
Праздники,которые мы празднуем [51] Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое. |
Самое удивительное в искусстве [10] Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк. |
Мистика [12] Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума. |
Фанфики по квестам [9] Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров. |
Юмор [10] Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики |
Проза [17] Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления. |
Фентези [17] Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой. |
Миры кота Баяна [23] Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы. |
vision7.ru
Клеопатра и Цезарь (картина) — википедия фото
Контекст
Жан-Леон Жером. Автопортрет, 1886 год.Французский живописец и скульптор Жан-Леон Жером (1824—1904) много путешествовал по всему Ближнему Востоку, в частности несколько раз бывал в Египте, будучи лидером академического художественного движения XIX века, специализировавшимся на ориенталистской и исторической живописи[1]. В период, ставший известным концом неоклассицизма и ростом импрессионизма, Жером, пользовавшийся популярностью у французской аристократии, продолжал писать картины в реалистичном стиле с фотографической точностью. Он стал известен изображением обнажённых рабынь, сцен в гаремах, быта простонародья и целого ряда других образов, олицетворявших стереотипы Востока в качестве смеси чувственности, упадка и жестокости[2][3].
Создание и судьба
В декабре 1860 года французский писатель Проспер Мериме в письме Жану-Леону Жерому впервые предложил ему создать произведение на тему отношений Клеопатры и Цезаря[4][5]. За основу картины Жером взял сцену их встречи, описанную в сочинении «Сравнительные жизнеописания» греческого историка Плутарха (46—127), написанном больше чем через столетие после этого события[6]. По данным историка Джорджа Уайтинга из Университета Райса, когда в 1857 году Жером посетил Египет, «он приобрёл многочисленные предметы местного колорита и точные детали», впоследствии помогшие ему в работе над картиной[7]. Заказчиком картины выступила богатая куртизанка Паива, намеревавшаяся разместить её в своём особняке[en] на Елисейских полях[2].
Карандашный набросок Жерома (1865—1866 гг.). Одна из двух альтернативных версий картины (1866 г.).Жером сделал по крайней мере две предварительные работы маслом и ряд набросков в рамках подготовки к написанию основной картины[8]. В одном случае Клеопатра лежала на земле, простираясь по направлению к Цезарю рядом со стоящим на корточках Аполлодором. В другом варианте, выполненным перед окончательной версией, Цезарь наблюдал за Клеопатрой, положив руки на стол. На картине, завершенной в 1866 году, Жером изменил положение Клеопатры, поставив её с наклонившимся у ног Аполлодором перед Цезарем, рядом с которым сидят четыре секретаря[8][9]. Продолжая традиции каламбуров в своих картинах, Жером на пряжке ремня Клеопатры изобразил голову льва, намекая на своё имя и собственное чувство сексуальной привлекательности, а также на склонности мадам де Паивы[8]. Фигуры были изображены примерно в половину натуральной величины[4], при размере картины 183 × 129,5 см[10]. Фоном встречи Жером выбрал здание храма в Дейр эль-Медине, взяв его изображение из издания «Описание Египта» (1809—1829)[11]. По данным американского искусствоведа Эрла Шинна[en], первоначально работа была написана маслом на шёлке для того, что «уменьшить или увеличить транспарентность на полпути к длинному салону» в особняке Паивы[2]. Однако Паиве не понравилась готовая картина, и она вернула её Жерому из-за слишком высокой цены[4]. После этого он переделал картину, подложив под полотно ещё один холст для прочности[3].
После отказа Паивы картина была приобретена Адольфом Гупилем (1806—1893), ведущим художественным дилером XIX века во Франции и главой компании «Goupil & Cie[en]». Жером впервые встретился с Гупилем в 1859 году, и в 1863 году женился на его дочери Мари[3]. «Клеопатра и Цезарь» была одной из трёх работ Жерома, представленных на Парижском салоне 1866 года и выставлялась в Королевской академии художеств в 1871 году под названием «Клеопатра принесена Цезарю в ковре» (фр. Cléopâtre apportée à César dans un tapis)[12][13][14]. К тому времени, картина также известная под названием «Клеопатра перед Цезарем» (фр. Cléopâtre devant César)[9], стала уже всемирно известной[8]. К 1881 году работа находилась в оформленной Альбертом Хертлером[en] картинной галерее банкира и филантропа Дариуса Огдена Миллса[en] в Милбрее[en], близ Сан-Франциско (штат Калифорния, США)[2]. В настоящее время картина «Клеопатра и Цезарь» находится в частной коллекции в США[9].
В ноябре 2012 года один из набросков Жерома был выставлен на аукцион «Sotheby's» за 50 тысяч фунтов стерлингов[8].
Описание
Картина изображает события 48 года до н. э. 22-летняя египетская царица Клеопатра, находящаяся в состоянии гражданской войны со своим младшим братом и соправителем Птолемеем XIII, предстала перед взором римского полководца Юлия Цезаря, который с помощью военной силы захватил её бывший дворец. Слуга Аполлодор Сицилийский[en], пройдя мимо римской стражи, тайно пронёс Клеопатру внутри ковра во дворец к Цезарю. Она стоит в почти невесомой одежде с массивными золотыми украшениями на самом краю ковра и смотри прямо на Цезаря, будто пытаясь его покорить. Лысеющий полководец сидит за столом рядом с четырьмя своими секретарями, почти исчезая в тени. Цезарь в изумлении поднял руки, в чём можно разглядеть его намерение взять данную ситуацию под свой контроль. Представленный нубийцем Аполлодор стоит на корточках в рабской позе, преклоняясь перед красотой госпожи, олицетворением чего стал контраст между его смуглой кожей и королевской белизной царицы. Клеопатра изображена сильной и соблазнительной, благодаря чему вскоре она сделала Цезаря своим любовником и союзником[2][8][15][16][17].
Восприятие
В проекте «The American Egyptomania» Университета Джорджа Мейсона картина описывается как классический пример египтомании, содержащий «секс, рабство, наготу, и декаданс»[2]. Исследователь Люси Хупер назвала её сходной с более ранней работой Жерома «Фрина перед Ареопагом» (1861)[1]. Картина стала одним из двух популярных изображений Клеопатры XIX века вместе с работой Эжена Делакруа «Клеопатра и крестьянин» (1838)[18].
«Фрина перед Ареопагом» (1861), Жан-Леон Жером | «Клеопатра и крестьянин» (1838), Эжен Делакруа |
Профессиональные отношения Жерома и Гупиля позволили его картине стать объектом массового производства в виде гравюр и фотографий, распространяемых среди все возрастающего количества людей и повлиявших на культуру Великобритании и США[3][19]. Картина стала вдохновением для деятелей изобразительного искусства, театра и кино, в частности Голливуда[20]. Её влияние прослеживается в идее и композиции работы «» (1934) американского художника Р. Х. Ива Геммелла[en][21]. Уайтинг утверждает, что работа Жерома повлияла на пьесу «Цезарь и Клеопатра» (1898) ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, в частности на сцену с ковром в III акте[7]. Многие из картин Жерома оказали влияние на сцены кино, изображающие древнюю историю[20].
Историческая неточность
В переводе произведения «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, выполненном Джоном Лэнгборном[en] и его братом Уильямом, опубликованном в 1770 году, при описании материала, с помощью которого Клеопатра проникла во дворец, впервые было использовано слово «ковёр» в значении «ткань из плотного материала». В то же время, Плутарх писал о том, что ныне известно как вещевой мешок, однако семантическое изменение[en] употребления слова наделило легенду о скрывающейся в ковре Клеопатре другим смыслом, исторически неточным, но ставшим популярным в современной культуре во многом благодаря Жерому[6].
Примечания
- ↑ 1 2 Lucy H. Hooper. Léon Gérôme. — The Art Journal, 1877. — Vol. 3. — P. 26–28.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Earl Shinn. Gerome: A Collection of the Works of J.L. Gerome in One Hundred Photogravures. — New York: Samuel L. Hall, 1881. — Vol. 10.
- ↑ 1 2 3 4 The Spectacular Art of Jean-Léon Gérôme (1824–1904). Musée d'Orsay (2006). Проверено 20 июня 2015.
- ↑ 1 2 3 Gerald M. Ackerman. The Life and Work of Jean-Léon Gérôme. — Sotheby's, 1986. — P. 218. — 352 p. — ISBN 978-0-85667-311-5.
- ↑ Étienne Charavay. Lettres Autographes Composant La Collection De M. Alfred Bovet. — Paris: Charavay Freres, 1884. — P. 320. — 488 p.
- ↑ 1 2 Christopher Pelling. Plutarch Caesar: Translated with an Introduction and Commentary. — Oxford: Oxford University Press, 2011. — P. 385. — 519 p. — ISBN 9780198149040.
- ↑ 1 2 George W. Whiting. The Cleopatra Rug Scene: Another Source. The Shaw Review (январь 1960). Проверено 20 июня 2015.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Jean-Léon Gérôme. Lot — CLÉOPÂTRE ET CÉSAR (англ.). Sotheby's (20 November 2012). Проверено 3 апреля 2018.
- ↑ 1 2 3 Scott Trafton. Egypt Land: Race and Nineteenth-Century American Egyptomania. — Durham: Duke University Press[en], 2004. — P. 198, 298–299. — 376 p. — (New Americanists). — ISBN 9780822386315.
- ↑ Caesar and Cleopatra. The Athenaeum. Проверено 20 июня 2015.
- ↑ Christina Riggs. Ancient Egyptian Art and Architecture: A Very Short Introduction. — Oxford: Oxford University Press, 2014. — P. 113. — 152 p. — ISBN 9780191505256.
- ↑ Algernon Graves. The Royal Academy of Arts: A Complete Dictionary of Contributors and their Work from its Foundation in 1769 to 1904. — London: H. Graves and co., ltd., 1905. — Vol. 3. — P. 226. — 516 p.
- ↑ Fanny Field Hering. Gérôme: The Life and Works of Jean Léon Gérôme. — New York: Cassell Pub. Co., 1892. — P. 112–113. — 394 p.
- ↑ Théophile Thoré[en]. Salons de W. Bürger 1861 à 1868. — Paris: Renouard, 1870. — Vol. 2. — P. 294–295. — 466 p.
- ↑ Cleopatra: Exotic Queen and Femme Fatale. Painting History. Проверено 20 июня 2015.
- ↑ The Story in Paintings: Jean-Léon Gérôme and the spectacular. The Eclectic Light Company (7 февраля 2016). Проверено 10 октября 2016.
- ↑ Cleopatra and Julius Caesar. Artwork of the Week. Музей искусств Толидо (11 сентября 2015). Проверено 10 октября 2016.
- ↑ Anthony Grafton, Glenn W. Most, Salvatore Settis. The Classical Tradition. — Cambridge: Harvard University Press, 2010. — P. 207. — 1067 p. — ISBN 9780674035720.
- ↑ Jeffrey Richards. Hollywood's Ancient Worlds. — London: Continuum, 2008. — P. 11. — 227 p. — ISBN 9780826435385.
- ↑ 1 2 Marta Garcia Morcillo, Pauline Hanesworth. Imagining Ancient Cities in Film: From Babylon to Cinecittà. — London: Routledge, 2015. — P. 118, 176, 181. — 330 p. — ISBN 978-0415843973.
- ↑ Gerald M. Ackerman, Elizabeth Ives Hunter. Transcending Vision: R. H. Ives Gammell 1893–1981. — R.H. Ives Gammell Studios Trust, 2001. — P. 104. — 171 p.
org-wikipediya.ru
Прециозная 3D живопись Рэя Цезаря в стиле Galant Party
Рэй Цезарь [Ray Caesar] родился в 1958 в Лондоне. В раннем возрасте его семья переехала в Торонто в Канаде, где он живет по сей день. Навык работы с цифровыми художественными технологиями он получил, работая в сфере цифровой мультипликации на телевидении и в киноиндустрии с 1998 по 2001 год. В 1999 году художник получил премию Эмми в номинации «За выдающиеся спецэффекты «[Primetime Emmy Nomination for Outstanding Special Effects].
В творчестве Рэй Цезарь отдает предпочтение цифровому программному обеспечению в формате 3D с подвижными деталями виртуального пространства. Иногда он сканирует кожу своей жены или свою собственную, чтобы придать внешности цифровых персонажей живости и сходство с настоящей плотью. Своеобразная эстетика и сюжеты его картин ссылаются на французский период 18 века.
Для вальяжных кругов общества того времени была характерна манера праздного времяпрепровождения, которая получила название fête galante, или gallant party. В работах Рэя Цезаря ощутимо влияние живописи Жана — Антауна Ватто [Jean-Antoine Watteau], Франсуа Бушера [François Boucher], Жана — Оноре Фрагонара [Jean-Honoré Fragonard], Яна Вермеера [Jan Vermeer van Delft], эстетики рококо и периода регентства Англии. «Живопись того периода знаменует собой подъем в искусстве,» — подчеркивает Рэй Цезарь.
Большое значение на художника оказали литературные произведения Джейн Остин [Jane Austen], Аниты Брукнер [Anita Brookner] и множество раз перечитанный роман Харпера Ли [Harper Lee] «Убить пересмешника». «Реалии романа начали играть в моем сознании, словно разъединяя меня на части, и искусство стало легким способом заговорить о проблемах, с которыми я имел дело.» — говорит Рэй Цезарь.
В творчестве Рэя Цезаря присутствует, так называемая, темная сторона Луны — отверстие в приторном мире кукольных аристократов в напряженный психологический туннель, связанный с его биографией. Рэю нравилось играть с куклами, что приводило его отца в бешенство и, хотя, он был оставлен в покое, чтобы рисовать, художник подавил в своем творчестве черту гласности, поэтому лица персонажей его картин красноречиво безмолвны.
Позже, в течение 17 лет он работал в детской больнице и те физические раны, которые были причинены детям и их беспомощность, которые он засвидетельствовал в памяти, имели сильное воздействие на его художественное самовыражение. Из-за частых приступов беспокойства Цезарь подвергался терапии, которая помогла ему распутать элементы своей индивидуальности, травмированной обстоятельствами детства.
«Это фактически был подарок,» — говорит Цезарь «как для ребенка это был превосходный способ иметь дело с ситуациями, которые вам не нравятся, от которых вы можете отвернуться, закрыть глаза и сказать себе, что логика не имеет здесь никакого смысла… Я нахожусь в безумной ситуации, таким образом я разъединяю себя с причинно-следственными связями. Я признаю, что мир безумен. Это и есть моя безопасность.»
В сязи с этим болезненным опытом и способом преодоления его через расщепление собственной личности Рэй Цезарь с его богатым художественным миром остается загадкой, которую он тем более усугубляет автобиографическим очерком, начинающимся со слов: «Я родился в Лондоне — Англия — 26 октября 1958 года, младшим ребенком из четырех детей в семье и, к большому удивлению своих родителей, я родился с головой собаки…»
P.S.
Официальный сайт Рея Цезаря http://www.raycaesar.com/
www.loyalroyal.me
Клеопатра и Цезарь (картина) — википедия орг
Контекст
Жан-Леон Жером. Автопортрет, 1886 год.Французский живописец и скульптор Жан-Леон Жером (1824—1904) много путешествовал по всему Ближнему Востоку, в частности несколько раз бывал в Египте, будучи лидером академического художественного движения XIX века, специализировавшимся на ориенталистской и исторической живописи[1]. В период, ставший известным концом неоклассицизма и ростом импрессионизма, Жером, пользовавшийся популярностью у французской аристократии, продолжал писать картины в реалистичном стиле с фотографической точностью. Он стал известен изображением обнажённых рабынь, сцен в гаремах, быта простонародья и целого ряда других образов, олицетворявших стереотипы Востока в качестве смеси чувственности, упадка и жестокости[2][3].
Создание и судьба
В декабре 1860 года французский писатель Проспер Мериме в письме Жану-Леону Жерому впервые предложил ему создать произведение на тему отношений Клеопатры и Цезаря[4][5]. За основу картины Жером взял сцену их встречи, описанную в сочинении «Сравнительные жизнеописания» греческого историка Плутарха (46—127), написанном больше чем через столетие после этого события[6]. По данным историка Джорджа Уайтинга из Университета Райса, когда в 1857 году Жером посетил Египет, «он приобрёл многочисленные предметы местного колорита и точные детали», впоследствии помогшие ему в работе над картиной[7]. Заказчиком картины выступила богатая куртизанка Паива, намеревавшаяся разместить её в своём особняке[en] на Елисейских полях[2].
Карандашный набросок Жерома (1865—1866 гг.). Одна из двух альтернативных версий картины (1866 г.).Жером сделал по крайней мере две предварительные работы маслом и ряд набросков в рамках подготовки к написанию основной картины[8]. В одном случае Клеопатра лежала на земле, простираясь по направлению к Цезарю рядом со стоящим на корточках Аполлодором. В другом варианте, выполненным перед окончательной версией, Цезарь наблюдал за Клеопатрой, положив руки на стол. На картине, завершенной в 1866 году, Жером изменил положение Клеопатры, поставив её с наклонившимся у ног Аполлодором перед Цезарем, рядом с которым сидят четыре секретаря[8][9]. Продолжая традиции каламбуров в своих картинах, Жером на пряжке ремня Клеопатры изобразил голову льва, намекая на своё имя и собственное чувство сексуальной привлекательности, а также на склонности мадам де Паивы[8]. Фигуры были изображены примерно в половину натуральной величины[4], при размере картины 183 × 129,5 см[10]. Фоном встречи Жером выбрал здание храма в Дейр эль-Медине, взяв его изображение из издания «Описание Египта» (1809—1829)[11]. По данным американского искусствоведа Эрла Шинна[en], первоначально работа была написана маслом на шёлке для того, что «уменьшить или увеличить транспарентность на полпути к длинному салону» в особняке Паивы[2]. Однако Паиве не понравилась готовая картина, и она вернула её Жерому из-за слишком высокой цены[4]. После этого он переделал картину, подложив под полотно ещё один холст для прочности[3].
После отказа Паивы картина была приобретена Адольфом Гупилем (1806—1893), ведущим художественным дилером XIX века во Франции и главой компании «Goupil & Cie[en]». Жером впервые встретился с Гупилем в 1859 году, и в 1863 году женился на его дочери Мари[3]. «Клеопатра и Цезарь» была одной из трёх работ Жерома, представленных на Парижском салоне 1866 года и выставлялась в Королевской академии художеств в 1871 году под названием «Клеопатра принесена Цезарю в ковре» (фр. Cléopâtre apportée à César dans un tapis)[12][13][14]. К тому времени, картина также известная под названием «Клеопатра перед Цезарем» (фр. Cléopâtre devant César)[9], стала уже всемирно известной[8]. К 1881 году работа находилась в оформленной Альбертом Хертлером[en] картинной галерее банкира и филантропа Дариуса Огдена Миллса[en] в Милбрее[en], близ Сан-Франциско (штат Калифорния, США)[2]. В настоящее время картина «Клеопатра и Цезарь» находится в частной коллекции в США[9].
В ноябре 2012 года один из набросков Жерома был выставлен на аукцион «Sotheby's» за 50 тысяч фунтов стерлингов[8].
Описание
Картина изображает события 48 года до н. э. 22-летняя египетская царица Клеопатра, находящаяся в состоянии гражданской войны со своим младшим братом и соправителем Птолемеем XIII, предстала перед взором римского полководца Юлия Цезаря, который с помощью военной силы захватил её бывший дворец. Слуга Аполлодор Сицилийский[en], пройдя мимо римской стражи, тайно пронёс Клеопатру внутри ковра во дворец к Цезарю. Она стоит в почти невесомой одежде с массивными золотыми украшениями на самом краю ковра и смотри прямо на Цезаря, будто пытаясь его покорить. Лысеющий полководец сидит за столом рядом с четырьмя своими секретарями, почти исчезая в тени. Цезарь в изумлении поднял руки, в чём можно разглядеть его намерение взять данную ситуацию под свой контроль. Представленный нубийцем Аполлодор стоит на корточках в рабской позе, преклоняясь перед красотой госпожи, олицетворением чего стал контраст между его смуглой кожей и королевской белизной царицы. Клеопатра изображена сильной и соблазнительной, благодаря чему вскоре она сделала Цезаря своим любовником и союзником[2][8][15][16][17].
Восприятие
В проекте «The American Egyptomania» Университета Джорджа Мейсона картина описывается как классический пример египтомании, содержащий «секс, рабство, наготу, и декаданс»[2]. Исследователь Люси Хупер назвала её сходной с более ранней работой Жерома «Фрина перед Ареопагом» (1861)[1]. Картина стала одним из двух популярных изображений Клеопатры XIX века вместе с работой Эжена Делакруа «Клеопатра и крестьянин» (1838)[18].
«Фрина перед Ареопагом» (1861), Жан-Леон Жером | «Клеопатра и крестьянин» (1838), Эжен Делакруа |
Профессиональные отношения Жерома и Гупиля позволили его картине стать объектом массового производства в виде гравюр и фотографий, распространяемых среди все возрастающего количества людей и повлиявших на культуру Великобритании и США[3][19]. Картина стала вдохновением для деятелей изобразительного искусства, театра и кино, в частности Голливуда[20]. Её влияние прослеживается в идее и композиции работы «» (1934) американского художника Р. Х. Ива Геммелла[en][21]. Уайтинг утверждает, что работа Жерома повлияла на пьесу «Цезарь и Клеопатра» (1898) ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, в частности на сцену с ковром в III акте[7]. Многие из картин Жерома оказали влияние на сцены кино, изображающие древнюю историю[20].
Историческая неточность
В переводе произведения «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, выполненном Джоном Лэнгборном[en] и его братом Уильямом, опубликованном в 1770 году, при описании материала, с помощью которого Клеопатра проникла во дворец, впервые было использовано слово «ковёр» в значении «ткань из плотного материала». В то же время, Плутарх писал о том, что ныне известно как вещевой мешок, однако семантическое изменение[en] употребления слова наделило легенду о скрывающейся в ковре Клеопатре другим смыслом, исторически неточным, но ставшим популярным в современной культуре во многом благодаря Жерому[6].
Примечания
- ↑ 1 2 Lucy H. Hooper. Léon Gérôme. — The Art Journal, 1877. — Vol. 3. — P. 26–28.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Earl Shinn. Gerome: A Collection of the Works of J.L. Gerome in One Hundred Photogravures. — New York: Samuel L. Hall, 1881. — Vol. 10.
- ↑ 1 2 3 4 The Spectacular Art of Jean-Léon Gérôme (1824–1904). Musée d'Orsay (2006). Проверено 20 июня 2015.
- ↑ 1 2 3 Gerald M. Ackerman. The Life and Work of Jean-Léon Gérôme. — Sotheby's, 1986. — P. 218. — 352 p. — ISBN 978-0-85667-311-5.
- ↑ Étienne Charavay. Lettres Autographes Composant La Collection De M. Alfred Bovet. — Paris: Charavay Freres, 1884. — P. 320. — 488 p.
- ↑ 1 2 Christopher Pelling. Plutarch Caesar: Translated with an Introduction and Commentary. — Oxford: Oxford University Press, 2011. — P. 385. — 519 p. — ISBN 9780198149040.
- ↑ 1 2 George W. Whiting. The Cleopatra Rug Scene: Another Source. The Shaw Review (январь 1960). Проверено 20 июня 2015.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Jean-Léon Gérôme. Lot — CLÉOPÂTRE ET CÉSAR (англ.). Sotheby's (20 November 2012). Проверено 3 апреля 2018.
- ↑ 1 2 3 Scott Trafton. Egypt Land: Race and Nineteenth-Century American Egyptomania. — Durham: Duke University Press[en], 2004. — P. 198, 298–299. — 376 p. — (New Americanists). — ISBN 9780822386315.
- ↑ Caesar and Cleopatra. The Athenaeum. Проверено 20 июня 2015.
- ↑ Christina Riggs. Ancient Egyptian Art and Architecture: A Very Short Introduction. — Oxford: Oxford University Press, 2014. — P. 113. — 152 p. — ISBN 9780191505256.
- ↑ Algernon Graves. The Royal Academy of Arts: A Complete Dictionary of Contributors and their Work from its Foundation in 1769 to 1904. — London: H. Graves and co., ltd., 1905. — Vol. 3. — P. 226. — 516 p.
- ↑ Fanny Field Hering. Gérôme: The Life and Works of Jean Léon Gérôme. — New York: Cassell Pub. Co., 1892. — P. 112–113. — 394 p.
- ↑ Théophile Thoré[en]. Salons de W. Bürger 1861 à 1868. — Paris: Renouard, 1870. — Vol. 2. — P. 294–295. — 466 p.
- ↑ Cleopatra: Exotic Queen and Femme Fatale. Painting History. Проверено 20 июня 2015.
- ↑ The Story in Paintings: Jean-Léon Gérôme and the spectacular. The Eclectic Light Company (7 февраля 2016). Проверено 10 октября 2016.
- ↑ Cleopatra and Julius Caesar. Artwork of the Week. Музей искусств Толидо (11 сентября 2015). Проверено 10 октября 2016.
- ↑ Anthony Grafton, Glenn W. Most, Salvatore Settis. The Classical Tradition. — Cambridge: Harvard University Press, 2010. — P. 207. — 1067 p. — ISBN 9780674035720.
- ↑ Jeffrey Richards. Hollywood's Ancient Worlds. — London: Continuum, 2008. — P. 11. — 227 p. — ISBN 9780826435385.
- ↑ 1 2 Marta Garcia Morcillo, Pauline Hanesworth. Imagining Ancient Cities in Film: From Babylon to Cinecittà. — London: Routledge, 2015. — P. 118, 176, 181. — 330 p. — ISBN 978-0415843973.
- ↑ Gerald M. Ackerman, Elizabeth Ives Hunter. Transcending Vision: R. H. Ives Gammell 1893–1981. — R.H. Ives Gammell Studios Trust, 2001. — P. 104. — 171 p.
www-wikipediya.ru
Убийство Цезаря
Скрыть управляющие элементы «И ты, Брут?»По преданию, когда настала очередь Брута нанести свой удар, Цезарь с удивлением крикнул ставшую знаменитой фразу «И ты, Брут?». Впрочем, версии о реакции Цезаря на присутствие Брута разнятся. Согласно римскому историку Светонию, последними словами Гая Юлия была фраза на греческом «καὶ σύ, τέκνον», что в переводе на русский означает «И ты, дитя моё?». Наиболее вероятна версия Плутарха, согласно которой Цезарь ничего не сказал, увидев среди убийц Брута.
3 КаскаКаска первым нанес удар мечом в плечо, рана эта, однако, была не глубока и не смертельна. Каска, по-видимому, вначале был смущен дерзновенностью своего ужасного поступка. Цезарь, повернувшись, схватил за рукоять и задержал меч. Почти одновременно оба закричали — раненый Цезарь по-латыни: «Негодяй, Каска, что ты делаешь?», а Каска — по-гречески, обращаясь к брату: «Брат, помоги!»
3 Десятки заговорщиков, сотни свидетелейВ заговоре участвовали 60 сенаторов. Они совершили преступление на глазах у 800 сенаторов. Не посвященные в заговор сенаторы, пораженные страхом, не смели ни бежать, ни защищать Цезаря, ни даже кричать.
3 Тога ЦезаряСигнал к нападению подал Луций Тиллий Цимбер, перешедший на сторону заговорщиков после того, как Цезарь отказался вернуть из ссылки его брата, сдёрнув с Цезаря тогу.
3 Помещение для заседаний СенатаСенат в годы правления Цезаря не имел никакой реальной власти. Однако авторитет Сената был также подорван предшественниками Цезаря. Группа сенаторов хотела вернуть былое значение Сената и с этой целью устроила заговор.
3 Гай Юлий ЦезарьВсе заговорщики, готовые к убийству, с обнаженными мечами окружили Цезаря: куда бы он ни обращал взор, он, подобно дикому зверю, окруженному ловцами, встречал удары мечей, направленные ему в лицо и в глаза, так как было условлено, что все заговорщики примут участие в убийстве и как бы вкусят жертвенной крови. Отбиваясь от заговорщиков, Цезарь метался и кричал, но, увидев Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подставил себя под удары.
3Винченцо Камуччини. Смерть Цезаря, 1798 г.
15 марта 44 года до н. э. произошло убийство первого лица римского государства Гая Юлия Цезаря. 60 заговорщиков бросились на 56-летнего императора и короткими мечами закололи его. На его теле осталось 23 раны.
0 4923 Переслать другуdiletant.media
Картина Жерома «Клеопатра и Цезарь» — EA Culture
Аллегория торжества женской красоты над мудростью политиков и величием государственных мужей.
В 1866 году картина Жана-Леона Жерома «Клеопатра и Цезарь» стала одним из главных событий парижского салона и быстро приобрела европейскую славу, во многом благодаря восторженным газетным и журнальным статьям. Несмотря на то, что в эти годы в Париже уже набирал популярность импрессионизм, значительная часть публики еще оставалась приверженной неоклассицизму, и лидер этого направления Жером был одним из столпов столичного общества.
Жан-Леон Жером. Клеопатра и Цезарь. 1866. Масло, шелк на холсте. 183х129,5 см. Частная коллекция, США.По предложению писателя Проспера Мериме художник взялся за работу над произведением на сюжет, рассказанный Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях» в начале II века н.э. По версии древнегреческого биографа, египетская царица Клеопатра, ведя гражданскую войну с братом Птолемеем XIII, и узнав, что римский правитель Юлий Цезарь захватил ее бывший дворец, тайно проникла туда и предстала перед взором великого римлянина во всей красе.
Якобы слуга Апполодор Сицилийский пронес в покои Цезаря Клеопатру, завернутую в ковер. На картине Жерома как раз и изображен момент, когда 22-летня красавица, выбравшись из ковра, предстает перед Цезарем, прекрасно понимая свою силу. Стареющий и уже лысый Цезарь, отнюдь не такой помпезный, каким его ваяли римские скульпторы, а просто мудрый правитель, много работающий (и в этот момент он тоже трудится над бумагами), явно шокирован появлением Клеопатры, хотя со свойственной ему прозорливостью уже осознаёт неизбежность дальнейших событий. Разумеется, Клеопатра сделает Цезаря своим любовником и союзником, использовав римскую мощь для решения собственных политических задач.
Картина была заказана богатой куртизанкой Паивой для её особняка на Елисейских полях, и даже была первоначально написана на шелке. Гостями Паивы были министры и другие влиятельные люди. Поэтому триумф Клеопатры должен был аллегорически выражать торжество женской красоты над самыми мудрыми политиками и великими правителями. Но заказчице работа не понравилась, что не огорчило автора, поскольку он и сам уже хотел для этого полотна (Жером подложил под шелк слой холста) выставочной славы.
Жан-Леон Жером. Автопортрет. 1886. Масло, холст. Абердинская Художественная галерея, Шотландия.Любопытно, что сюжет о том, как слуга пронес Клеопатру в ковре, возник благодаря исторической неточности и стал общеизвестным именно благодаря картине Жерома. Неточность перевода (в оригинале у Плутарха фигурирует не ковер, а вещевой мешок) сделала историю более колоритной, а после того, как Жером изобразил Клеопатру, стоящей ногой на ковре, из которого она только что выбралась, спорить с этим мифом уже не возможно да и вряд ли нужно.
К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий картина не доступна публике, поскольку такова воля ее владельца, в частной коллекции которого она находится.
Этот материал публикуется в рамках проекта «Картины-юбиляры».
eaculture.ru