Конструктивизм: родом из СССР. Архитектура. Картины конструктивизм


Конструктивизм в живописи

Конструктивизм (в пер. с лат. «сonstruction» – построение) возник в России в 1917 г. и стал направлением советского искусства 1920-ых гг. Его идеи созрели в рамках традиций дореволюционного русского авангардизма и слились с утопией социума данной эпохи.

Бархатова

Мысли изобразительного проектирования воспринимались в качестве революции сознания народа и бытия общественности.

Определение конструктивизма было введено на собрании группы молодежи Института художественной культуры в 1921 г.

Последователями данного стиля была развернута активная деятельность в разных сферах художественного творчества. Ими противопоставлялась напыщенная роскошь быта буржуазии утилитаризму и простоте новейших предметных форм – так они овеществляли демократичность в отношениях людей.

Этот стиль сформировался в начале правления советов, благодаря взаимодействию ряда архитекторов и дизайнеров, представляющих авангардистские течения (супрематизм и футуризм).

В результате существенно вырос формально-эстетический поиск последователей данного направления – А.Родченка, В.Татлина, Э.Лисицкого.

В 20-ых гг. критики отметили поворот живописи к реализму.

Последний, прежде всего, проявлял интерес к изобразительности (вместо абстракции) и классическим устоям в живописи. Требования идеологии объясняло акцент на классику: художество советской страны пользовалось лучшим, что было достигнуто мировой культурой. Именно это и определило необходимость четкой и ясной формы данного стиля.

Художники конструктивисты

Александр Родченко, Владимир Татлин, Джозеф Альберс, Ласло Мохой-Надь, Любовь Попова, Эль Лисицкий

Конструктивизм имитировал методы тогдашних технологических процессов.

Живопись этот принцип реализовала в соответствии с двухмерностью пространства: абстрактность форм и структуры располагались на поверхности, подобно чертежу архитектора и машинной технологии.

Произведения были свободны от содержаний предметов, в частности от выразительностей субъектов.

Композицией определялись элементы формальной техники и их взаимодействие с окружающим миром.

Живописцы были ограничены основной палитрой и фактурой имперсональности. Элементы графики при этом играли ключевую роль. К примеру, В. Татлин воплощал в своих работах, чаще всего в контррельефах, основы рационализма, применяя «нехудожественный» материал.

Модель памятника III Интернационала, В.Татлин Новый человек, Э.Лисицкий Книги, А.Родченко

Одновременно К. Малевич создает супрематизм, благодаря использованию простейших форм – традиционно круга и квадрата. Он полагал, что истинным содержанием изобразительного искусства является полная беспредметность.

Обращаясь к этим двум направлениям, М. Ларионов с 1909 г. занялся созданием «выстроенных» структур. Братья Н. Габо и Н. Певзнер с 1917 г. считались главными приверженцами конструктивизма. Пользование современными средствами (металлом и целлулоидом) привело к постановке проблемы движения световых лучей и пространства.

В 1920 братьями была изложена теоретическая база их изобразительной манеры в Реалистическом манифесте. С1922 г. советской властью был провозглашен «социалистический реализм», вынудивший большинство мастеров кисти эмигрировать. Одним из них был Эль Лисицкий, который поехал обучать рисованию в Баухаз.

Идеи нидерландских конструктивистов продвигались течением «Де Стейл», который представляли П. Мондриан и Тео Ван Дусбург. Первый при создании своих картин применял горизонтально-вертикальную сетку. Второй в свою очередь внес динамичные элементы, применив диагональ.

Ф. Купка в 1930-ые гг. наделил конструктивизм другим импульсом и дал его точное определение.Он считал, что произведение искусства само по себе является абстрактной реальностью и состоит из множества элементов, порожденных воображением.

По его мнению, смысл конструктивизма заключается в объединении архетипической формы с архтектоническими условиями.

Отметим, что архитектоническая конструкция сталкивается с четко разделенным планом, представляя собой основу для всей когорты художников этого течения.

К европейским мастерам, наследовавшим конструктивизм, относят известного творца Мохой-Надя, М. Билла, предшествовавшего расцвету кинетических тенденций в искусстве, который являлся одним из учредителей Ульмской Высшей школы дизайна, а также В. Вазарели, который открыл дорогу поп-арту.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Конструктивизм в живописи

5 (100%) 2 голос(ов)

allpainters.ru

Конструктивизм в живописи. Стили и направления в изобразительном искусстве

Стремительный технологический прогресс начала прошлого века породил новейшие направления в искусстве и, как следствие, тенденцию к разрушению традиционных канонов, поиску иных форм и эстетических принципов. Это наиболее ярко выразились в авангардизме — комплексе художественных явлений первой трети 20-го века. Одним из многочисленных авангардных течений стал стиль конструктивизм, возникший в молодой советской державе 1920 – 1930 годов. Его также называют «индустриальным» или «строительным» искусством.

конструктивизм в живописи

Области влияния и распространения

Конструктивизм в живописи выражен слишком слабо, направление, в основном, связывают с архитектурой, в которой простые геометрические формы и предельная функциональность применены наиболее характерно. Но принципы конструктивизма, всеобъемлюще и быстро распространяясь, также оказали значительное влияние на графический, промышленный дизайн, фотографию, театр, кино, танец, моду, художественную литературу и музыку того периода.

 плакаты советских времен

Советский конструктивизм оказал существенное влияние на современные творческие движения 20-го века и не только в пределах большевистской страны. Последствия его влияния прослеживаются в основных тенденциях немецкой школы дизайна Баухауса и голландского художественного движения Де Стейла, в творчестве мастеров Европы и Латинской Америки.

Возникновение термина

Определение «строительное искусство» впервые было применено в качестве саркастического выражения Казимиром Малевичем в 1917 году для описания работы Александра Родченко. Термин «конструктивизм» придуман скульпторами Антуаном Певснером и Наумом Габо. Последний разработал промышленный, угловой стиль работы, а своей геометрической абстракцией он был чем-то обязан супрематизму Малевича. Впервые термин появляется в «Реалистическом манифесте» Н. Габо (1920), затем в качестве названия книги Алексея Гана (1922).

Рождение и развитие движения

Конструктивизм среди множества стилей и направлений в изобразительном искусстве формировался на базе русского футуризма, в частности, под влиянием так называемых «Контр-рельефов» (разнофактурные коллажи из различных материалов) Владимира Татлина, выставленных в 1915 году. Он был (как и Казимир Малевич) одним из пионеров геометрического абстрактного искусства, основателем авангардного супрематического движения.

Концепцию нового направления разработала в московском институте художественной культуры (ИНХУК) в период 1920 – 1922 годов первая рабочая группа конструктивистов. Любовь Попова, Александр Веснин, Родченко, Варвара Степанова, Алексей Ган, Борис Арватов и Осип Брик во главе с первым председателем группы Василием Кандинским проработали теоретическое определение конструктивизма как неразрывного сочетания основных элементов индустриальной культуры (конструкций, фактуры и конкретных материальных свойств объекта с его пространственным положением).

Принципы и особенности

Согласно конструктивизму, искусство — средство, исключительно предназначенное для художественного проектирования повседневно-утилитарных, практически применимых объектов. Выразительная лаконичная форма произведений, лишенная всяческих «красивостей» и «украшательств», должна быть максимально функциональной и разработанной для удобного применения ее в массовом производстве (отсюда термин «производственное искусство»).

малевич казимир

Беспредметность чувственно-эмоциональных форм Кандинского или рационально-отвлеченная геометрия Малевича переосмысливались конструктивистами и преобразовывались в реально существующие пространственные объекты. Так появился новый дизайн рабочей одежды, тканевых рисунков, мебели, посуды и других предметов широкого потребления, родился характерный вид плакатов советских времен.

Особый аскетизм в изобразительных средствах выражения выделяет это направление среди похожих стилей, но во многом обобщает его с рационализмом. Помимо теоретической идеологии, конструктивизм отличают такие внешние свойства:

  1. Немногочисленная тональная гамма в пределах синего, красного, желтого, зеленого, черного, серого и белого. Цвета не обязательно были локально-чистыми, нередко использовались их оттеночные приглушенные варианты, но не более 3-4 одновременно.
  2. Формы и линии выразительные, простые, немногочисленные, ограничивались вертикальным, горизонтальным, диагональным направлением или формой правильного круга.
  3. Контуры объектов создают впечатление монолитной конструкции.
  4. Присутствует, так называемая, «машинная» эстетика, которая отображает графические или пространственные инженерные идеи, механизмы, детали, орудия труда.

«Искусство строительства и продуктивизма» Татлина

Ключевой точкой направления стала модель Владимира Татлина, предложенная для строительства памятника Третьему Интернационалу (1919 – 1920 гг.). В конструкции должна была сочетаться эстетика машины с динамическими компонентами, отмечающими такие технологии, как прожекторы и проекционные экраны.

стиль конструктивизм

В это время работа Габо и Певснера над «Реалистичным манифестом», утверждающим духовное ядро ​​ движения, подходила к концу. Габо публично критиковал проект Татлина, говоря: «Либо создавайте функциональные дома и мосты, либо создавайте чистое искусство, а ни то и другое одновременно». Идея возведения памятников, не имеющих практической пользы, расходилась с утилитарно-адаптируемой версией конструктивизма. Но при этом конструкция Татлина полностью отображала новое прогрессивное представление о форме, используемых материалах и технологичности творения. Это вызвало серьезные споры и противоречия среди членов московской группы в 1920 году.

Художники Германии провозгласили работу Татлина революционной в интернациональном, а не только советском изобразительном искусстве. Чертежи и фотографии модели были опубликованы в журнале Taut Fruhlicht. Татлинская башня стала началом обмена творческими идеями «строительного искусства» между Москвой и Берлином. Памятник планировали возвести в Ленинграде, но замысел так и не был осуществлен из-за нехватки денег в послереволюционный период. Все же, образ Татлинской башни остался своего рода символом конструктивизма и мирового авангарда.

Талантливый художник-самоучка, родоначальник движения, Татлин был первым конструктивистом, попытавшимся предложить свои дизайнерские способности промышленному производству: проекты экономной печи, спецодежды, мебели. Надо заметить, что это были весьма утопические идеи, как его башня и летающая машина «letatlin», над которой он работал до 1930-х годов.

Конструктивизм в живописи

Сама идея движения, исключающая чистое искусство и какие-либо «красивости» уже отрицала живопись как вид творчества, не способный служить утилитарным нуждам народа. Новый художник провозглашался инженером, создающим вещи, обязанные влиять на сознание и образ жизни человека. Постулат «…не украшать картинами стены, а красить их…» означал тупик станковой живописи — элемента буржуазной эстетики.

Художники-конструктивисты реализовывали свой потенциал в плакатах, дизайнерских проектах производственных изделий, оформлении общественных помещений, эскизах тканей, одежды, костюмов и декораций для театра и кино. Некоторые, подобно Родченко, нашли себя в искусстве фотографии. Другие, как Попова в своем цикле «Простанственно-силовых построений», утверждали, что их живописные полотна — промежуточный этап на пути к инженерному дизайну.

советский конструктивизм

Не воплощаясь полноценно в живописи, конструктивизм способствовал развитию искусства коллажа и пространственно-геометрической инсталляции. Идейным источником послужили «контррельефы» Татлина и «проуны» Эль Лисицкого. Работы, по существу, как и станковая живопись, не имели практического применения, но походили на фантастические инженерные разработки и смотрелись в техногенном духе того времени.

"Проуны"

Разработанные к началу двадцатых годов художником и архитектором Эль Лисицким, так называемые, проекты нового искусства («проуны») представляли собой абстрактно-геометрические композиции, выполненные в живописной, графической форме в виде аппликаций и трехмерных архитектоник. Многие художники (не только конструктивисты) в своей живописи 20 годов изображали подобные «проуны», которые так и остались абстрактными изображениями. Но многие произведения Лисицкого позднее были осуществлены в проектах мебельного, интерьерного, театрального дизайна или нашли воплощение в качестве декоративно-пространственных установок.

стили и направления в изобразительном искусстве

Искусство на службе агитации

В середине 1920 – 1930 годов установился особый стиль плакатов советских времен, который впоследствии выделился в отдельный раздел дизайна. Он охватывал театральные и киноафиши, торгово-промышленную рекламу. Последователи движения, подхватив изречение Маяковского, называли себя «рекламными конструкторами». В этот же период сформировался характер агитационного плаката как одного из механизмов влияния на сознание народных масс.

Конструктивисты впервые применили в России приемы коллажа для плаката, совместив рисунок, фотографию и элементы типографской продукции. Шрифт, а также тщательно продуманное размещение текста играли особую художественную роль и часто походили на лаконичный графический орнамент. Разработанные в те годы художественные методы плакатного дизайна остались базовыми на протяжении всего советского периода.

Прогрессивное фотоискусство Родченко

Несоответствие утилитарных идей конструктивизма в живописи противопоставлялось воплощению их в фотографии — реальному отражению самой жизни. Шедеврами этого вида искусства признаны уникальные работы многогранного художника Александра Родченко.

Не жалея расходных материалов, он каждый объект или действие стремился запечатлеть в разных условиях и с нескольких ракурсов. Впечатленный фотомонтажом немецких дадаистов, он был первым, кто применил подобную технику в России. Его дебютный, опубликованный в 1923 году, фотомонтаж иллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом». В 1924 году Родченко создал то, что, вероятно, является его самым известным плакатным фотомонтажом, — рекламу издательства «Ленгиз», иногда называемого «Книги».

советское изобразительное искусство

Он произвел революцию в композиции: натура снята ним потрясающе живописно и нередко напоминает ритмичный графический узор или абстракцию. Вместе с тем, его изображения невероятно динамичны, обобщенно их можно охарактеризовать лозунгом: «Время, вперед!». Работы Родченко поражали еще и тем, что часто натура снималась в довольно непривычных ракурсах, для чего фотографу иногда приходилось занимать просто головокружительные положения.

Новаторские снимки Родченко остались классическим образцом для следующих поколений фотографов и вдохновили многих творцов дизайна. К примеру, американская концептуальная художница Барбара Крюгер успехом своих многочисленных работ обязана Родченко. А вариации его фотопортрета Лилии Брик и плаката «Шестая часть мира» стали основой для обложек музыкальных альбомов зарубежных панк и рок-групп.

Русский конструктивизм в мировом искусстве

Некоторые конструктивисты преподавали или читали лекции в школе Баухауза, где были приняты и развиты некоторые из методов преподавания ВХУТЕМАСа. Через Германию стилевые принципы «эмигрировали» в Австрию, Голландию, Венгрию и другие страны Европы. В 1930 — 1940 годах один из лидеров мирового авангарда, Наум Габо основал в Англии вариант конструктивизма, который утвердился после Первой мировой войны в британской архитектуре, дизайне и различных областях художественного творчества.

Создатель конструктивистского движения в Эквадоре Мануэль Рендон Семинари и художник из Уругвая Хоакин Торрес Гарсия сыграли важную роль для распространения стиля в европейских, африканских, латиноамериканских странах. Конструктивизм в живописи выражен в работах латиноамериканских современных творцов: Освальдо Витери, Карлоса Мерида, Тео Константе, Энрике Табара, Анибаля Виллака и других не менее известных мастеров. В Австралии также творили последователи конструктивизма, известнейшим из которых был художник Джордж Джонсон.

живопись 20 годов

Мастер графического дизайна Невилл Броди воспроизвел в 1980-х годах стиль на основе конструктивистских советских плакатов, это вызвало живейший интерес у ценителей современного искусства. Ник Филлипс и Айан Андерсон в 1986 году создали в английском Шеффилде знаменитую студию графического дизайна The Designers Republic, основанную на конструктивистских идеях. Эта сильная компания и сегодня остается преуспевающей, особенно в направлении музыкальных логотипов и обложек альбомов.

С начала тридцатых годов, когда любые прогрессивные и авангардные направления были запрещены в советской стране, конструктивизм продолжал развиваться и влиять на мировое искусство за рубежом. Утратив идейную основу, стиль стал фундаментом для других направлений, и его элементы по сей день прослеживаются в современном художественном творчестве, дизайне и архитектуре.

fb.ru

Конструктивизм в живописи: советский плакаты картины

Конструктивизм – стиль живописи, впервые созданный в России в 1913 году, когда русский скульптор Владимир Татлин, во время своего путешествия в Париж, открыл для себя работы Брака и Пикассо. Когда Татлин вернулся в Россию, он начал создавать аналогичные работы. Они стали началом конструктивизма, имевшими особый вид на фоне искусства того времени.конструктивизм, Талин, стили живописи

Первые выставки были проведены группой художников-авангардистов в Москве, Одессе и Санкт-Петербурге. Конструктивистское искусство началось работами с абстрактными конструкциями. После того, как 1916 году Наум Габо и Антуан Певзнер добавили своеобразный акцент в скульптуру, конструктивизм стал известен во всем мире. Конструктивизм был тесно связан с другим современным движением искусства под названием супрематизм, который стремился «освободить искусство от балласта репрезентативного мира».

Изображения состояли из геометрических фигур, нарисованных на чистой поверхности холста. Термин «конструктивизм» не описывает конкретное движение, это скорее тенденция в пределах области живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. Основной особенностью конструктивизма является то, что он способствовал новому советскому направлению развития искусства, которое использовали художники и для информирования общественности. Наиболее ярко философию стиля передавали плакаты. naum-gabo

Характеристика стиля

Наименование «конструктивизм» было впервые использовано в 1920 году. В работе А.Гана было отмечено, что целью представителей стиля можно назвать выражение материальных и коммунистических ценностей через искусство.

Особенности

Направление, ставшее открытием в авангардном искусстве, отличалось узнаваемыми особенностями: геометризмом, лаконичностью, простотой, четкостью, монолитностью, практицизмом.

Стилистически конструктивизм характеризуется такими особенностями:

  • Организация абстрактных геометрических элементов, которые позволяют в комплексе сделать динамические или визуально устойчивые формы;
  • Фотография и фотомонтаж – часть полотна, вид передачи замысла художника;
  • Комбинации различных шрифтов для передачи их символического или буквального значения;
  • Простые, плоские, символические цвета, передача изображения без объема, перспективы;
  • Обширное белое пространство как часть дизайна. Известны плакаты, выполненные в этом стиле – вид выражения конструктивистского творчества.

Конструктивисты предложили заменить традиционную озабоченность творчества смыслом и составляющими изображения, акцентом материальный аспект. Объекты должны были быть созданы не для того, чтобы выразить красоту, или мировоззрение художника, или представлять мир, а для того, чтобы провести фундаментальный анализ материалов и форм искусства, один из которых может привести к разработке функциональных объектов.

«Истина материалов»

Для многих конструктивистов, это повлекло за собой этику «истины материалов», убеждение, что материалы должны быть использованы только в соответствии со своими возможностями и свойствами. Таким образом, творцы хотели продемонстрировать области применения материалов.

Конструктивистское искусство ставило целью продемонстрировать, каким образом материалы могут показать свои возможности в разных условиях, как могут взаимодействовать дерево, стекло и металл, какой вид они могут принимать в живописи. Художественное произведение продиктовано материалами, чтобы продемонстрировать красоту простого и практичного материала. Целью является перевод идей и конструкций в массовое производство, для других живописцев целью был новый и архетипически современный стиль и вид выражения динамизма современной жизни.

Цель

Главной целью конструктивизма было желание выразить опыт современной жизни – ее динамизм, новые и дезориентирующие качества пространства и времени через полотна и плакаты. Но также важным было желание разработать новую форму искусства более подходящим демократическим способом и модернизируя ее, соответственно целям русской революции. Конструктивисты должны были быть строителями нового общества – работники культуры наравне с учеными в поиске решений современных проблем.

Представители направления

Основные представители:

Александр Родченкоконструктивизм, плакаты, стили живописи

Советский художник, творец в направлении искусства «конструктивизм». Является одним из основателей стиля. Занимался рекламными плакатами, графикой, дизайном. Его партнером была его жена – Варвара Степанова, которая работала в том же жанре. Оказал влияние на творчество других художников-конструктивистов, на развитие минимализма, абстракционизма, экспрессионизма.

Любовь Поповастили живописи, конструктивизм

Художница-конструктивистка и супрематистка, дизайнер, занималась разработкой декораций, плакатов. Работала в нескольких направлениях – кубофутуризм, кубизм, конструктивизм, специализировалась на графике.

Владимир Татлин

Отец конструктивистской живописи, советский творец-авангардист и конструктивист. Его работы стали наиболее репрезентативными образцами российского авангарда. Искусствоведы считают, что на творчество Татлина оказали влияние работы Пабло Пикассо. С Татлиным связано одно из наиболее острых противостояний в истории авангарда – творческий спор с Казимиром Малевичем. Малевич настаивал на преобладании формы и цвета в развитии авангардного искусства, Татлин настаивал на необходимости связать искусство и жизнь, показать важность материала и его роль в создании чего-то необходимого для человека.конструктивизм, памятник, стили живописи

Самое известное творение Татлина – его «Памятник Третьего Интернационала» (1919-1920 годы, Москва). Памятник 6,7 м высотой, железный каркас, на котором был установлен вращающийся цилиндр, куб, конус, все сделаны из стекла. После революции 1917 года, Татлин, который считается отцом русского конструктивизма, разработал новую форму искусства, которая использовала реальные материалы в реальном пространстве. Его проект памятника Третьего Интернационала стал символом русского авангарда архитектуры и международного модернизма.

Ольга Розановаконструктивизм, стили живописи

Уникальная художница-авангардистка, отличалась узнаваемым стилем в передаче цвета. Ее картины выполнены в стилях супрематизм, авангард, абстракционизм.

Александра Экстер

three-female-figures-1910

Представительница течения кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм, которая связала авангардное искусство Франции и России. Занималась дизайном, была театральной художницей.

Эль Лисицкийкартина, конструктивизм, стили живописи

Советский творец в стиле супрематизм, конструктивизм. Представитель супрематизма в архитектуре.

Антуан Певзнер и Наум Габо

Братья-художники, представители французского и русского супрематизма, известные конструктивисты. Наиболее известные работы хранятся в Лондоне, Детройте, Каракасе.

конструктивизм, стили живописи

Казимир Малевичконструктивизм, малевич, стили жиписи

Советский авангардист, отец-основатель супрематизма в живописи. Его творчество стало новой вехой развития абстрактного и авангардного искусства. Также является одним из влиятельных теоретиков живописи XX века, философом, педагогом. Оказал влияние на творчество Любови Поповой и Эля Лисицкого.

Александр Веснинконструктивизм, стили живописи

Художник и архитектор, представитель авангардного направления в искусстве.

Другие художники, скульпторы, фотографы, работающие в это время, как правило, связаны с промышленными материалами, такими как стекло, сталь, пластик, работали с четкими формами и линиями, простыми цветами. Из-за их восхищения машинами и технологиями, функционализма их творчества, творцов называли художниками-инженерами. А их творчество – своеобразный вид авангарда.

Рекомендуем публикации

  1. Супрематизм как стиль в живописи
  2. История кубизма в живописи
  3. История готического стиля в живописи
  4. Концептуализм как стиль в живописи
  5. Дадаизм как стиль в живописи
  6. Поп-арт как стиль в живописи
Загрузка...

artrecept.com

родом из СССР. Стиль в архитектуре.

Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем архитектурных направлений, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.

Конструктивизм  — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве,  зародившееся  в начале 1930-х годов в СССР. Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей прямой причастности к формированию данного направления мы можем найти в цитате русского поэта В.В. Маяковского:«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства –  конструктивизм».

Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?

Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.  Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».

Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Реклама 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru

Родоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали  термин «конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект  Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».

Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.

Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu «Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru

Конкурсы и идеи творческих объединений

Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».

Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов. Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия. Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания. Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья — архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод,  когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против «превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности».

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».

Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской  площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.

Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua

Противники нового течения

Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса –  московский архитектор Иван Жолтовский.

Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с  сайта: http://poznamka.ru Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru

Смена приоритетов

С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре,  создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 —  1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.

Типография журнала «Огонёк». Архитектор Эль Лисицкий. Фото с сайта: http://dic.academic.ru Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова. Фото с сайтов: http://novostimira.net, http://simplr.ru Заглавное фото:  рисунок Якова Чернихова из его книги «101 архитектурная фантазия». Фото с сайта: http://2.bp.blogspot.com

porusski.me

Конструктивизм в искусстве

История появления Коструктивизма в искусстве:

Конструктивизм (от лат. Construction – построение) – художественное направление в советском искусстве 1920-х гг., возникшее в 1917 г. В рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн.

Начало массовому движению было положено в 1921 г. С созданием рабочей группы конструктивистов, развернувшей активную деятельность в различных сферах художественного творчества. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с авангардистскими течениями изобразительного искусства (супрематизм, футуризм).

Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в советском (главным образом представителями ОСТ) и западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве.

Грандиозные планы конструктивистов были связаны с архитектурой, где утверждались конструктивность, технологическая целесообразность архитектурной формы, на основе которой создавался функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, принципы планировки и переустройства городов и поселков. Многие сооружения конструктивизма получили широкое мировое признание: среди них – дом К.С.Мельникова в Москве (1927-1929), драматический театр в Ростове-на-Дону (1930-1935 арх. В.Щуко, В.Гельфрейх)

В 1930-х гг. конструктивизм уходит с художественной арены, уступая место официальному стилю, жестоко критикующему его за функциональность и сугубую утилитарность.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

Характерные черты Конструктивизма:

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально- оформительскому искусству.

Мастера Конструктивизма:

Александр Родченко, Эль Лисицкий, Георгий Стенберг , Владимир Татлин,  Константин Медунецкий, Валентина Степанова, Владимир Стенберг,  Любовь Попова.

Несколько примеров работ в художественном направлении Конструктивизме:

Л. С. Попова. Чертёж сценической конструкции для спектакля «Великодушный рогоносец». 1922.

Л.С.Попова.Пространственно-силовая конструкция.1921.

Л.С.Попова.Живописная архитектоника.1918.

Г. Г. Клуцис. Спорт. Фотомонтаж. 1923.

Братья Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923.

А. Родченко.Эскиз рекламы для кафе в Моссельпроме. 1923.

А. Родченко. Плакат к фильму.Броненосец Потемкин. 1905г.

Fb-Button

v.sokolovsky.com.ua

Конструктивизм / История фотографии / Уроки фотографии

История конструктивизма

Конструктивизм

Высшая школа Bauhaus в г. Дессау, здание с лестницей. Фото Т. Люкса Файнингера, около 1927 г. © T. Lux Feininger

Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. В первой четверти XX века в геометрической прогрессии выросло число новых художественных направлений и стилей, среди которых ведущее место в архитектуре, дизайне и фотографии занял конструктивизм. Признавая только пользу и утилитарность, стремясь усовершенствовать предметную среду, окружающую человека, художники-конструктивисты считали излишними декоративные мотивы, отвергали национальные традиции. Искусство стало вторгаться в повседневную жизнь, его общественные функции становились все более разнообразными. Возникли новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.

Конструктивизм — явление интернациональное, но наибольшее распространение он получил на территории трех стран: СССР, Германии и Чехословакии. В Германии центром функционалистских экспериментов стала Высшая школа архитектуры, строительства, дизайна и прикладного искусства Баухауз (Bauhaus). В 1926 году живописец Ласло Мохой-Надь (László Moholy-Nagy) открыл здесь фотографическую мастерскую, а в 1929-м было организовано специальное фотографическое отделение, ведущим преподавателем которого был назначен профессиональный фотограф Вальтер Петерханс (Walter Peterhans).

z

«Eifersucht». Фотомонтаж Ласло Мохой-Надя, 1927 г. © László Moholy-Nagy / 1999 George Eastman House, Rochester, NY В швейцарском кантоне Тесин. Фото Ласло Мохой-Надя, 1925 г. © László Moholy-Nagy

В швейцарском кантоне Тесин. Фото Ласло Мохой-Надя, 1925 г. © László Moholy-Nagy

z

В 1922 году в журнале «Штурм» была опубликована статья Мохой-Надя «Динамико-конструктивная система сил». Она стала манифестом отрицания привычных фотографических принципов и перехода к совершенно новой композиции. Наглядной иллюстрацией к этому тексту может послужить его же работа «В швейцарском кантоне Тесин». На снимке движение идет вверх — сфотографированная снизу стена дома выходит за верхнюю рамку кадра. Эта устремленность движения снизу вверх подчеркивается почти перпендикулярной крыше линией электропроводов. Яркий дневной свет совершенно не дает теней: окна дома кажутся черными прямоугольниками на белой, без тональных переходов поверхности стены.

Архитектура не случайно стала одним из главных объектов съемки для конструктивистов. «Конечная цель всякой художественной деятельности — здание», — писал директор Баухауза Вальтер Гропиус. Построенная им школа на фотографиях, сделанных ее преподавателями и студентами, превратилась в поле для экспериментов с необычными ракурсами. Особое внимание в композиции снимка конструктивисты уделяли диагонали, иногда на этой линии выстраивая весь кадр. Советские авангардисты назвали такой прием «динамической диагональю» и придавали ему идейное значение.

z

Да здравствует мировой Октябрь. Коллаж Густава Клуциса, 1933 г. © Густав Клуцис

Да здравствует мировой Октябрь. Коллаж Густава Клуциса, 1933 г. © Густав Клуцис

Обложка проспекта советского отдела Международной выставки гигиены в Дрездене. Коллаж Эль Лисицкого, 1930 г. © Эль Лисицкий

Обложка проспекта советского отдела Международной выставки гигиены в Дрездене. Коллаж Эль Лисицкого, 1930 г. © Эль Лисицкий

z

Если для художников Баухауза фотография была одним из средств изучения формального языка изображения, игрой с формами и пространством, то в советской России она стала прежде всего частью пропаганды. Многочисленные агитационные плакаты (в том числе и военные), киноафиши, книжные иллюстрации, созданные советскими конструктивистами, были выполнены в технике фотомонтажа. Ведущими мастерами коллажа были Александр Михайлович Родченко, Эль Лисицкий (настоящее имя Лазарь Маркович Лисицкий) и Густав Клуцис.

[BANNER 4508]

Наряду с фотоколлажами широкое распространение получила репортажная фотография. С 1930 года по инициативе М. Горького издавался журнал «СССР на стройке», для которого в разное время фотографировали Александр Родченко, Борис Игнатович и Георгий Петрусов. Вместе они создавали фотолетопись строительства нового государства. Их фотографии по-настоящему монументальны, смелая композиция подчеркивает движение, нестандартные точки съемки и крупный план акцентируют внимание на самых значимых деталях.

z

«Работа с оркестром». Фото Александра Родченко, 1933 г. © Александр Родченко

«Работа с оркестром». Фото Александра Родченко, 1933 г. © Александр Родченко

«Копьеметательница». Фото Эммануила Евзерихина, 1937 г. © Эммануил Евзерихин / 2001—2008 Московский дом фотографии

z

Для фотографов, начинавших работать в условиях строительства социализма, основная задача была, по выражению Родченко, снимать «жизнь молодой советской республики, текущую, строящуюся повсюду, рядом: показывать ее под самыми различными ракурсами». Необычный ракурс не только позволял мастеру оригинально преподнести сюжет, но и давал возможность более глубоко раскрыть содержание, смысл кадра. Это можно увидеть на примере фотографии «Работа с оркестром» (снимок был сделан во время строительства заключенными Беломоро-Балтийского канала). Кадр разделен на две плоскости: на белой каменной плите, находящейся на возвышении, играет оркестр заключенных, внизу — те же заключенные, но укладывающие доски, занимающиеся грубой физической работой. Контраст белого и черного, резкая, пересекающая кадр диагональ намекают о привилегированном положении одних по отношению к другим.

По-разному проявились новые тенденции в творчестве чешских фотографов. Конструктивистские этюды с обнаженной натурой создавал в 1920–30-х годах Франтишек Дртикол (František Drtikol). В фотографиях этого периода живописные задники уступили место геометрическим декорациям и использованию теней в композиции, мечтательные модели в духе модерна сменились танцовщицами, над статичной композицией победу одержало динамическое движение.

z

«Композиция». Фото Франтишека Дртикола, 1929 г. © František Drtikol / Galerie AmbrosianA «Движение». Фото Франтишека Дртикола, 1927 г. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

«Движение». Фото Франтишека Дртикола, 1927 г. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

z

Считается, что влияние на Дртикола оказал его ассистент — талантливый художник и фотограф Ярослав Ресслер (Jaroslav Roessler). При создании рекламных фотографий и портретов Ресслер экспериментировал с различными геометрическими формами, используя технику двойного экспонирования (таким же образом сделал свой знаменитый автопортрет Эль Лисицкий). К конструктивизму также относится абсолютное большинство его фотоколлажей.

Яромир Функе (Jaromir Funke) «конструировал» фотографию без помощи фотомонтажа, пользуясь исключительно ее собственными возможностями, а именно игрой светотени. В своих натюрмортах он фотографировал прямоугольники и квадраты из стекла и бумаги, стеклянные кубы, треугольники и шары таким образом, что сами объекты оказывались вне поля зрения, видны были только их тени. При съемке архитектуры Функе отдавал предпочтение необычным ракурсам, он запечатлел здания наклоненным в сторону фотоаппаратом, чтобы объект пересекал кадр по диагонали. Эти снимки представляют собой фотографические параллели функционалистической архитектуры.

z

Без названия. Фото Ярослава Ресслера. © Jaroslav Rössler

Без названия. Фото Ярослава Ресслера. © Jaroslav Rössler

Без названия. Фотомонтаж Ярослава Ресслера, 1931 г. © Jaroslav Rössler

Без названия. Фотомонтаж Ярослава Ресслера, 1931 г. © Jaroslav Rössler

z

В фотографиях, сделанных Йозефом Судеком (Josef Sudek) в начале 1930-х, проявляется влияние конструктивизма и функционализма. На одной из рекламных фотографий автор удачно обыгрывает прием «динамической диагонали». На снимке изображен стул и лежащий на нем стол со стеклянной столешницей. Стол лежит таким образом, что в его круглой столешнице-зеркале диагональю отражается верхняя часть шкафа с укрепленной на ней лампой. В отражении шкаф оказывается перевернут. Таким образом, Судек не напрямую, а через отражение в зеркале демонстрирует необычный ракурс съемки.

Конструктивисты внесли огромный вклад в развитие мировой светописи. Разработанные ими эстетические концепции впоследствии станут классическими приемами рекламной фотографии. С конструктивизмом также связан расцвет полиграфического дизайна, в котором по принципу синтеза искусств соединились фотография, коллаж и графика.

z

Рекламная фотография. Фото Йозефа Судека, 1932-36 гг. © Josef Sudek / Anna Fárová

Рекламная фотография. Фото Йозефа Судека, 1932-36 гг. © Josef Sudek / Anna Fárová

Без названия. Фото Яромира Функе, 1927 г. © Jaromír Funke / Museum of New Mexico

Без названия. Фото Яромира Функе, 1927 г. © Jaromír Funke / Museum of New Mexico

z

z

Коллаж Рауля Хаусмана

Коллаж Рауля Хаусмана

Коллаж Густава Клуциса. Спорт, 1923 г.

Коллаж Густава Клуциса. Спорт, 1923 г.

z

Больше красивых иллюстраций на следующей странице (17 фото, 1,6 Мб)

prophotos.ru

Конструктивизм в искусстве | aquarells.ru

Конструктивизм в искусстве – одно из направлений в живописи, архитектуре, театрально-декорационном искусстве, возникшее в 1920-х гг. Конструктивизм затронул также такие виды искусства, как плакат, оформительское искусство и промышленную графику.

Конструктивизм в искусстве одно из направлений в живописи, архитектуре, театрально-декорационном искусстве, возникшее 1920-х г Конструктивизм затронул и плакат

 

 

А.М. Родченко «Беспредметная композиция (на желтом) №113. Концентрация цвета». 1920 г.

 

 

Впервые организация конструктивистов возникла в 1921 г. в Институте художественной культуры. Основоположниками ее были А.М. Родченко, В.А. и Г.В. Стенберги, А.М. Ган. Своей задачей они полагали конструирование окружающей среды, которая бы активно направляла жизненные процессы. Конструктивисты стремились использовать эстетические возможности новой техники, ее логичных и целесообразных конструкций.

Конструктивизм в искусстве одно из направлений в живописи, архитектуре, театрально-декорационном искусстве, возникшее 1920-х г Конструктивизм затронул и плакат

 

В.Ф. Степанова «Танцующие фигуры на белом фоне» 1920 г.

 

Они заново открывали художественные возможности различных материалов: стекла, металла, дерева и пр. Будучи противниками показной роскоши, приверженцы конструктивизма выступали за простоту и утилитарность новых форм, практичность и возможность применения их в повседневной жизни. Это они считали проявлением демократичности в отношениях между людьми.

Конструктивизм в искусстве одно из направлений в живописи, архитектуре, театрально-декорационном искусстве, возникшее 1920-х г Конструктивизм затронул и плакат

 

 

 

А.М. Родченко. Рекламный плакат для Резинотреста. «Лучших сосок не было и нет». 1923 г.

 

 

 

Эстетические взгляды конструктивистов в определенной степени помогли развиться российскому дизайну. Разработки художников-конструктивистов легли в основу создания удобной в применении мебели, посуды, рабочей одежды и т.п.

Конструктивизм в искусстве одно из направлений в живописи, архитектуре, театрально-декорационном искусстве, возникшее 1920-х г Конструктивизм затронул и плакат

 

 

А.М. Родченко «Рисунок для ткани». 1924г.

 

Рисунки для тканей, создаваемые В.Ф. Степановой, отвечали духу того времени. Л.С. Попова, А.А. Веснин оформляли театральные постановки, декорации их были мобильны и просты в использовании. В архитектуре конструктивизм выразился в применении четких кубических форм, железобетонных каркасов, рациональной планировке зданий. Особое внимание уделялось проектированию домов культуры, рабочих клубов и других общественных зданий.

Похожее

aquarells.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта