Картины Беллини Джованни с описанием. Беллини картины
Беллини, Джованни. Все картины художника
Беллини был одним из самых влиятельных венецианских художников. Всю свою жизнь он жил и работал в Венеции, его карьера длилась долгих 65 лет. Больше всего он известен своим новаторским изображением естественного света, который можно увидеть, например, на картине «Агония в саду», а также нежными и изящными изображениями Девы и оформлением алтарей. Дюрер, находясь в Венеции примерно в 1506 году, написал, что “Джованни очень стар, но, всё же, он – лучший художник из всех”.
Джованни Беллини родился в знаменитой династии венецианских художников. Он был младшим братом Джентиле Беллини. Его творчество было впервые сформировано его отцом, Якопо Беллини. Ранние работы Джованни, например такие, как «Кровь Искупителя» и «Агония в саду», очевидно, повлияли на творчество его зятя, Андреа Мантенья.
Джованни Беллини – итальянский художник, который в своей работе отражал растущий интерес венецианской художественной среды к стилистическим нововведениям и проблемам эпохи Возрождения. Хотя картины для зала Большого Совета в Венеции, считавшиеся его величайшими произведениями, были уничтожены огнём в 1577 году, изучение большого количества алтарей (например, в церкви Святых Иоанна и Павла в Венеции) и других сохранившихся работ, показывает устойчивую эволюцию от чисто религиозных сюжетов с повествовательным акцентом к новому натурализму городов и ландшафтов.
О семье Беллини известно немного. Его отец, художник Якопо, был учеником Джентиле да Фабриано, одного из ведущих художников начала 15 века, и, возможно, последовал за ним во Флоренцию. В любом случае, Якопо передал принципы Флорентийского Возрождения одному из своих сыновей. Кроме сыновей Джентиле и Джованни, у него была дочь, Никколоса, которая в 1453 году вышла замуж за художника Андреа Мантенья. Оба сына, вероятно, работали помощниками в мастерской своего отца.
Брат Джованни, Джентиле, был выбран правительством для работы над великими историческими сценами в зале Большого Совета в Венеции, но в 1479 году, когда его отправили в командировку в Константинополь (ныне Стамбул), Джованни занял его место. С этого времени и по 1480 год большая часть времени и энергии Джованни была посвящена выполнению его обязанностей хранителя картин в зале, а также написанию шести или семи новых картин. Считается, что это были его величайшие работы, но они были утеряны, когда огромный зал был уничтожен огнём в 1577 году. Современные студенты, изучая его творчество, могут получить приблизительное представление об утерянных картинах, глядя на «Мученичество Святого Марка» в Скуола ди Сан-Марко в Венеции.
Карьера Джованни Беллини, как творческая, так на личном фронте, была безмятежной и процветающей. Он жил и наблюдал за тем, как его школа живописи достигла известности и признания. Он видел, как его влияние распространялось благодаря множеству учеников, двое из которых превзошли своего наставника в мировой славе: Джорджоне, которого он пережил на шесть лет, и Тициан.
gallerix.ru
Картины Беллини Джованни с описанием
Джованни Беллини (1433 - 1516 гг.) - выдающийся живописец эпохи Возрождения, младший сын венецианского художника Якопо Беллини. Первым наставником Джованни выступил его отец, какое-то влияние на творчество начинающего рисовальщика оказывал и старший брат Джентиле.
Родство с мэтром
Наиболее существенную роль в становлении молодого художника сыграл знаменитый живописец Андреа Мантенья, который вошел в семью Беллини в 1453 году, став мужем сестры Джованни, Николозии.
Личные отношения между новоиспеченными родственниками быстро переросли во взаимный профессиональный интерес, связанный с живописью. Андреа как ярчайший представитель тосканской и флорентийской школы живописи сумел передать Джованни весь свой опыт. После того как в 1460 году Андреа стал придворным художником герцога Гонзага, его уроки приняли периодический характер, однако влияние мэтра оставалось по-прежнему существенным.
Тематика
Картины Беллини Джованни первого периода его творчества отличаются особой направленностью сюжетной тематики. Он выбрал "Мадонну с младенцем". Впоследствии художник напишет множество мадонн в венецианском стиле, все они будут изображаться задумчивыми и погруженными в свои мысли. Практически все картины Беллини Джованни отмечены печатью углубленного самосозерцания персонажей. Лучшей "Мадонной", написанной им в 1460 году, считается "Греческая Мадонна".
Полотно размером 82х62 сантиметра создано с элементами иконописной классики, Мадонна напоминает Деву Марию, но с большей жизненной выразительностью. Младенец в ее руках изображен в более материальном измерении.
Картины Беллини Джованни, посвященные Мадонне, хоть и носили оттенок святости, все же были вполне земными. Художник не стремился придать своим персонажам библейский дух, это получалось поневоле, так как тема изображений достаточно тесно переплеталась с канонами богословия. К тому же во времена средневековья религиозные убеждения доминировали во всех сферах общественной жизни, и востребованы были только те художники, которые следовали церковным законам. Все прочие объявлялись еретиками.
Сакральность
В 1462 году Джованни приступил к созданию четырех больших триптихов для церкви в Венеции, которые были установлены на фамильных алтарях скуолы. Картины Беллини Джованни к тому времени уже утратили жесткость изображения, свойственную начинающим художникам, композиция стала мягче, более плавной. И хотя его главный наставник - Андреа Монтенья - проповедовал именно жесткость рисунка, Джованни отошел от этого постулата. Он выработал собственную манеру письма.
Голландские методы
В период с 1470 по 1480 гг. Беллини находился под влиянием знаменитого мастера портретного рисунка Антонелло да Мессина, известного своей техникой использования чисто масляного метода живописи. Эту манеру Да Мессина перенял у нидерландских художников. Он отрицал темперу, отдавая предпочтение масляным краскам, которые, по его мнению, способны передать глубину светонасыщенности в полной мере.
Беллини Джованни, картины которого уже содержали цветные тени, стал последователем учения Антонелло. Полотна "Оплакивание Христа" (1480 г.) и "Мадонна со святыми" (1476 г.) являются примером трагического величия, отраженного в манере масляной живописи. В искусстве Беллини того времени прослеживается переход от раннего Ренессанса к эпохе Высокого Возрождения.
"Мадонна со святыми"
Картина была написана для церкви Сан-Джоббе в Венеции и являлась алтарным образом Sacra Conversazione. В изображении заметны элементы иконографии, Мадонна возвышается на троне перед церковной апсидой, окружающие ее святые пребывают в состоянии задумчивого созерцания. Глубоко продумано расположение персонажей, налицо взаимосвязь святых. Мадонна находится вне пространства, отданного другим – у нее свой уровень.
Церковный образ картины Беллини Джованни "Мадонна со святыми" отличается равновесной композицией, просветленной одухотворенностью персонажей, погруженных в раздумье. Художник старается совместить святость сюжета с красочными нарядами, и это ему удается в полной мере - содержание полотна органично и подчиняется замыслу автора.
"Озерная Мадонна"
На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого столетий Беллини Джованни, картины которого уже считались примером высокого искусства, создал одно из самых своих значительных произведений. Это была "Озерная Мадонна", которая производила впечатление неуловимого соприкосновения жизни и смерти. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. "Священная аллегория" (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Это Богоматерь, возвышающаяся на мраморном троне; женщины; старцы; Себастьян, пронзенный стрелами; младенцы на мозаичном полу. За перилами стоят апостолы Павел и Петр.
Беллини Джованни, "Мадонна с младенцем"
Одна из наиболее известных картин художника в настоящее время находится в крупнейшем музее мира - "Метрополитен" (в Нью-Йорке). Холст размером 89х71 сантиметр представляет эпоху Ренессанса. Картина сопоставима по популярности только с "Джокондой" Леонардо да Винчи, которая находится в парижском Лувре.
"Распятие"
На полотне, созданном в 1503-м году, художник изобразил казненного Иисуса Христа. В картине доминирует строгая перспектива, переходящая в расширенное пространство. Органичное взаимодействие объемов смягчает напряжение сюжета. В картине Беллини Джованни "Распятие" прослеживаются живописные приемы "чиквеченто", к которым не раз будет обращаться художник в дальнейшем своем творчестве.
Распятие Христа отражено на фоне атрибутики ислама, вдали видны минареты и постройки в восточном стиле. Крест врыт среди заброшенных кладбищенских памятников, на земле внизу находятся человеческие черепа. Общая обстановка удручающая, вокруг - ни души. Иисус, распятый на кресте, подчеркнуто одинок.
Живопись как культурное наследие
Картины Беллини Джованни с описанием сюжета, указанием периода создания и другими данными находятся в крупнейших музеях мира. Все они являются частью мирового культурного наследия и принадлежат всему человечеству. Даже те полотна, которыми владеют частные коллекционеры, опосредованно входят в списки ЮНЕСКО как неотъемлемая часть мировой культуры.
Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, - картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения). Книги также содержат биографические данные о живописце, историю его жизни и смерти.
Шедевры
За свою долгую жизнь художник написал тридцать девять произведений, многие из которых входят в коллекции музеев с мировым именем.
Вот какие создал картины Беллини Джованни. Список впечатляющий:
- "Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами", 1460 г., Венеция, музей Коррер.
- "Мадонна с младенцем", 1455 год, находится в музее города Павия.
- "Святой Иероним проповедует льву", 1450 год, Бирмингем, институт Барбера.
- "Греческая Мадонна", 1460 г., галерея Брера, Милан.
- "Моление о чаше", 1455 год, Лондон, Национальная галерея.
- "Пьета", 1455 год, Бергамо, Академия Каррара.
- "Принесение во храм", 1460 г., Венеция, галерея Кверини Стампалья.
- "Преображение", 1455 г., Венеция, музей Коррер.
- "Пьета", 1458 г., Милан, галерея Брера.
- "Триптих Святого Себастьяна", 1464 г., Венеция, галерея Академии.
- "Полиптих Святого Винченцо Феррера", 1466 г., Венеция, церковь Санти Джованни Паоло.
- "Алтарь Пезаро", 1480 год, находится в музее города Пезаро.
- "Коронование Марии", 1479 г., Пезаро.
- "Святой Теренций", 1480 г., Пезаро.
- "Святой Георгий", 1481 г., Пезаро.
- "Мадонна со святыми. Алтарь Сан-Джоббе", 1478 г., Венеция, галерея Академии.
- "Мадонна", 1475 г., Венеция, музей Коррер.
- "Мадонна", 1479 г., Нью-Йорк, музей "Метрополитен".
- "Мадонна", 1483 г., Бергамо, Академия Каррара.
- "Мадонна", 1487 г., Венеция, Галерея Академии.
- "Триптих Фрари", 1488 г., Венеция.
- "Святой Марк", 1465 г., Мурано.
- "Святое собеседование", 1490, Венеция.
- "Портрет юноши в красном", 1490, Вашингтон.
- "Портрет молодого человека", 1500, Вашингтон.
- "Портрет кондотьера", 1487, Вашингтон.
- "Портрет Дожа Лоредано", 1501 год, Лондон, Национальная галерея.
- "Священная аллегория (Озерная Мадонна)", 1498, Флоренция, галерея Уффици.
- "Мадонна на лугу", 1505 год, Лондон.
- "Пьета", 1514, Венеция.
- "Мадонна на троне", 1506, Венеция, церковь Сан Заккария.
- "Святые", 1513, Венеция, церковь Сан-Джованни Кризостомо.
- "Обнаженная у зеркала", 1516, Вена.
- "Оплакивание Христа", 1510, Венеция.
- "Пиршество богов", 1514, Вашингтон.
- "Портрет Теодоро де Урбино", 1515, Лондон.
В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Нет картин знаменитого художника в Риме. Это, видимо, связано с тем, что во время Высокого Ренессанса папский престол пользовался услугами более маститых живописцев, а Джованни только начинал свою карьеру. Кроме того, его картины хоть и несли в себе элементы иконописного искусства, все же были вполне земными, а Ватикану требовались фрески для церквей и соборов в библейском стиле.
Некоторые работы Джованни Беллини находятся в крупнейших музеях мира, таких как "Метрополитен" в Нью-Йорке или в Вашингтоне. Шедевров много и в Лондоне.
fb.ru
Беллини Джованни Картины биография Bellini Giovanni
Семья Беллини, это знаменитая семья итальянских мастеров, выдающихся художников и известных живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озерная мадонна”, 1490-е годы, Уффици; “Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Произведения венецианского живописца, в том числе его многочисленные “Мадонны” (“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна”, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов.
В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон; портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).
Джованни был внебрачным сыном Якопо и сводным братом Джентиле; его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, Донателло. Вся культура Венеции претерпела глубочайшие изменения последствия, которых отразились в первую очередь в искусстве Мантенья а также в творчестве самого Джованни Беллини. Он начал писать около 1449 года, испытав влияние отца, и уже в 1459 году возглавил мастерскую в Венеции. Картина "Распятие" (Венеция, музей Коррера) свидетельствует о влиянии Мантенья, но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини; в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия.
Любовно выписанные пейзажные фоны Беллини в которых преобладают темно-зеленые тона, соединяющиеся с цветом утренней зари или заката пронизаны самыми разнообразными чувствами их классичность менее системна чем у учителя художника. У живописца Андреа Мантенья драма отраженная в призме научной стратиграфии теряет свою насыщенность; у Беллини напротив она подчеркивается и усиливается самой природой. Так в картине "Моление о чаше" (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Живое чувство цвета и света смягчает пейзаж хотя структура скал, тем не менее вдохновлена Мантенья.
С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными ("Стигматизация святого Франциска", Нью-Йорк, собрание Фрик; "Святой Иероним" для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс; "Преображение", Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины венецианского живописца, обычно известной под названием "Священная Аллегория" (иногда также — "Души в Чистилище", "Озерная Мадонна"; Галерея Уффици, Флоренция). В ней видели иллюстрацию к поэме "Паломничество души" Гийома Дегильвилля (первая половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Мир в "Священной Аллегории" преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина — Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
Знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа в Ферраре, а также приезд в Венецию Антонелло да Мессины в 1475 году сыграли решающую роль в формировании зрелого стиля Беллини и в судьбе всей венецианской живописи в целом. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Картины "Воскресение Христа" (Берлин-Далем, музей), "Святой Иероним" (Флоренция, Палаццо Питти) и "Стигматизация святого Франциска" (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи, итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих "Мадоннах").
Аллегории Джованни Беллини
Особая тема искусства Беллини — его многочисленные "Мадонны", большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции картин. Ранние "Мадонны" Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы; фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа ("Мадонна в лугах", около 1505, Национальная галерея, Лондон), иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали ("Мадонна", Академия Каррара, Бергамо).
Сравнительно немногочисленные портреты Джованни Беллини как бы подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — "Портрет мальчика" (около 1490, частное собрание, Бирмингем), "Портрет молодого человека в красном" (1490, Национальная галерея, Вашингтон), "Портрет Пьетро Бембо" (около 1505, Хэмптон-корт). Портреты венецианского живописца объединяет состояние задумчивости; устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — "Портрете дожа Леонардо Лоредана" (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция "Пиршество богов" для «camerino» Альфонсо д'Эсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. Так, например, в одной из последних картин "Опьянение Ноя" художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Картиной "Фра Теодоро да Урбино" живописец завершает свой творческий путь. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Жизнь венецианского художника, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Джованни Беллини: жизнь и творчество художника
Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini; ок. 1430—1433, Венеция — 1516, Венеция) — итальянский художник венецианской школы живописи.
Содержание
Биография Джованни Беллини
Творчество Джованни Беллини
Интересные факты из жизни художника
Картины Джованни Беллини
Библиография
Биография Джованни Беллини
Величайший ученик венецианской школы живописи Джованни Беллини оставил после себя богатейшую галерею картин разных жанров.
Но биографических фактов о нем история сохранила очень мало. Известно, что родился он в семье художника Якопо Беллини, что у него было два брата и сестра.
Некоторые исследователи полагают, что Джованни был внебрачным сыном Якопо. Предположения строятся на том основании, что жена Якопо – Анна Ривенски – в своем завещании назвала наследниками сыновей Джентилле и Никколо, а также дочь Николозию. Джованни даже не был упомянут в этом завещании. Но как бы там ни было, будущий великий художник, заложивший основы итальянской живописи эпохи Возрождения, воспитывался в атмосфере творчества.
Первые уроки ему давал, конечно, отец, научивший сына всему необходимому для художника и укрепивший его яркий и самобытный талант.
В 1459 – ом году, повзрослев, Джованни Беллини ушел из-под опеки отца и открыл в Венеции свою мастерскую.
Творчество Джованни Беллини
В раннем творчестве Беллини были драматически острые работы, выдержанные в холодных тонах («Оплакивание Христа» — 1470), но с конца 70–ых годов что-то меняется в творчестве художника. Это связано с приездом в Венецию Антонелло да Мессины (1475).
Ренессансная живопись. Живопись Антонелло да Мессины сильно повлияла на мироощущение Беллини. Его картины стали более чистыми и ясными.
Он пишет величественные портреты, гармоничные и прекрасные, например, портреты Мадонны: «Мадонна с деревцами», «Озерная Мадонна», «Мадонна». Кроме того он практиковал портреты на фоне великолепных пейзажей, например, «Пиршество богов» или «Стигматизация Святого Франциска».
Пейзажи для фона сюжетных картин Беллини пишет более поэтичными, живыми и радостными («Святой Иероним», «Преображение»). В этих картинах уже четко определяются характерные черты искусства живописи эпохи Возраждения: продуманная, логически выверенная композиция и неподдельный интерес к человеческой личности. Этот этап в творчестве Беллини был важен не только для него как для художника, он стал серьезным этапом и для развития венецианской живописи вообще.
Мадонна с младенцем Св. Иероним в пустыне Священная аллегорияИсследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия.
Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Погрудное изображение модели в повороте на три четверти на нейтральном или пейзажном фоне, где на первом плане – балюстрада и подпись автора, Беллини взял у Антонелло да Мессины и нидерландца Ханса Мемлинга.
В поздний период жизни и творчества художник Беллини заинтересовался сюжетами античной мифологии. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
Интересные факты из жизни художника
Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании.
Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
Библиография
- Беллини, венецианские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гращенков В. Н. Портреты Джованни Беллини // От эпохи Возрождения к двадцатому веку. М., 1963.
- Лазарев В. Н. Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. М., 1972.
- Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1996. Т. 2.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 2mir-istorii.ru, peoples.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Джованни Беллини: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Джованни Беллини: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Джованни Беллини - Биография художника, известные произведения, выставки
Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Обучался сначала у отца — Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи, женой которого была его сестра Николлоза. В начале 1470-х гг. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. По-видимому, около 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где познакомился с искусством Пьеро делла Франчески. В 1479 Беллини, назначенный официальным живописцем Венеции, начинает работы по украшению Зала Большого Совета во Дворце Дожей, сменив избранного для этого ранее своего брата Джентиле. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.
Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Он родился и вырос в семье крупного венецианского живописца, имевшего в городе процветающую художественную мастерскую. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Джованни -младший сын Якопо Беллини, младший брат Джентиле Беллини, прозванный Джамбеллино. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Стиль его творчества оттачивался на протяжении долгой карьеры и превратился в нечто уникально индивидуальное.
Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Немногие его картины датированы, а то, что он часто прибегал к помощи учеников, затрудняет атрибуцию произведений. Решающую роль в творческом формировании Джованни Беллини сыграло влияние его отца, а также художественной среды Падуи 1440-х годов, где в то время работал Якопо, и особенно флорентийского скульптора Донателло.
Обучался Джованни сначала у отца — Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи. Андреа Мантенья был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре. Начиная с 1460 года, молодой художник начинает помогать отцу и старшему брату в исполнении художественных заказов.
Из искусства Донателло и Мантеньи художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля, интерес к линейной перспективе и археологии. Этот строгий стиль отличает работы падуанского периода творчества Джованни Беллини; его характерным примером может служить картина «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу»
(ок. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет.
Особенно известны некоторые его специфического типа композиции на религиозную тематику, серия больших алтарных образов Мадонны с Младенцем и святых. Бесспорный талант портретиста подтверждается созданием им ряда изумительных образов.
Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины «Моление о чаше» (видимо, в начале 1460-х годов; обе — в Национальной галерее в Лондоне). В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини.
Около 1480 Беллини написал большую картину «Святой Франциск» (Нью-Йорк, собрание Фрик). Главный персонаж картины находится внутри пейзажа, а не на его фоне; природа является здесь свидетельством тайны Божественного Творения.
С 1475 года Джованни Беллини работает вместе с отцом и братом над украшением венецианского Дворца дожей. А когда в 1479 году старший брат художника уехал в Константинополь с дипломатической миссией, Джованни официально назначают вместо него руководителем работ. Возвращение из Нидерландов в Венецию в 1475—1476 году Антонелло де Мессины, привезшего в Италию секреты масляной живописи, помогло многим венецианским живописцам познакомиться с этой техникой. Беллини очень заинтересовали ее художественные возможности, и он начинает сначала работать в смешанной технике, а потом полностью переходит на масляную живопись.
Однако интерес Беллини к колористическим и световым эффектам мог возникнуть и раньше под влиянием Пьеро делла Франческа и других мастеров.
К еще более раннему времени относятся его эксперименты со смешанной темперно-масляной техникой. В дальнейшем композиции типа sacra conversazione заняли центральное место в творчестве Джованни Беллини. Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов.
В 1483 году Беллини получает официальное звание художника Венецианской республики. Он был очень известен и почитаем в городе, имел большую мастерскую, где учились почти все ставшие затем известными венецианские живописцы, в том числе и великие Джорджоне и Тициан. Джованни Беллини недаром называли «отцом зенецианской живописи».
В 1488 Беллини написал маленький триптих sacra conversazione для францисканской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Это — одна из первых работ Беллини, написанная только маслом.
Алтарь Сан Дзаккария в одноименной церкви в Венеции датируется 1505 и является одной из лучших работ Беллини в этом жанре.
Наряду с большими алтарными композициями, предназначенными для украшения церквей, Джованни Беллини начиная с 1450-х годов писал образы Богоматери с Младенцем по частным заказам.
На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Как правило, это изображения молодых людей. В целом портреты Беллини можно назвать скорее исследованием строения лица изображаемого, чем изучением его психологии, что вполне соответствовало вкусам венецианских патрициев: слишком ярко выраженная индивидуальность казалась им неподходящей для человека, находящегося на государственной службе.
Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. От отца и шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории. Одна из последних и самых знаменитых работ художника — «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Это первое из полотен на мифологический сюжет, созданных по заказу Альфонсо д''Эсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре.
Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
artchive.ru
Джованни Беллини. - ru_art links
Джованни Беллини. Возможный автопортрет. Деталь картины Принесение во храм
Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника. Если верить Вазари, который утверждает, что Джованни умер в возрасте 90 лет в 1516 году, то его рождение следует отнести к 1426 году. Однако это противоречит сохранившимся документам.
Беллини.Св.Иероним проповедует льву (ок. 1450). Бирминтем, Институт Барбера.Джованни родился в семье художника Якопо Беллини, у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле, а также дочь Николозия. Причём, согласно имеющимся данным, старшим сыном был Джентиле. Супруга Якопо Беллини, Анна Ринверси, перед своими первыми родами в 1429 году сделала завещание, сохранившееся в нотариальных архивах. Поскольку первые роды были в 1429 году, то Джованни в 1426 году родиться никак не мог. Дату его появления на свет исследователи относят к 1430-33 годам или даже позднее.
:Bellini Christ Thorns События в семействе Беллини имеют ещё один любопытный сюжетный поворот: в ноябре 1471 года Анна Ринверси, будучи уже вдовой Якопо, умершего, вероятно, за несколько месяцев до этого, составила своё последнее завещание, согласно которому всё её имущество переходило к Джентиле, Никколо и Николозии. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был. Некоторые исследователи поспешили сделать предположение, что Джованни был рождён от любовницы, или являлся сыном Якопо Беллини от гипотетического первого брака. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило.
Giovanni Bellini - Lamentation over the Dead Christ (detail) Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошел в мастерской своего отца. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Две картины — «Св. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем, и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли,Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.Giovanni Bellini - Madonna of the Meadow Первая точная дата в биографии Джованни Беллини — 9 апреля 1459 года; тогда он упоминается у венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В это время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по прежнему трудился в мастерской своего отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы. По свидетельству Фра Валерио Полидоро в 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился.Giovanni Bellini - Head of the Redeemer .Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур — византийской и нидерландской. Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе. Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни — НиколозиCirconcision d'aprés belliniК раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина,Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью- Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера , Милан. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Палаццо Дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены вXVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба Беллини. Мадонна с младенцем. 1475-80. Венеция, Музей КоррерБеллини. Мадонна с младенцем. ок. 1480. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Бергамо, Академия Каррара.Беллини. Мадонна с младенцем. 1487. Венеция, Галерея Академии.
Giovanni Bellini - Madonna and ChildGiovanni Bellini - La Madonna col BambinoGiovanni Bellini - La Madonna col Bambino in un paesaggio
Giovanni Bellini - Madonna and Child Blessing
Giovanni Bellini - Madonna Contrarini
Giovanni Bellini - Madonna dei cherubini rossi
Giovanni Bellini - Madonna in Adoration of the Sleeping Child
Giovanni Bellini - Madonna with Child
Giovanni Bellini - Virgin and Child (detail)
Giovanni Bellini - Madonna with Child and Sts Peter and Sebastia В венецианских домах хранилось большое количество икон византийского и крито-греческого происхождения, их влияние на творчество Беллини бесспорно; исследователи отмечают «нежную бесстрастность» беллиниевских мадонн, напрямую связывая эти качества с византийским наследием. Однако сама технология производства картины была позаимствована мастером у нидерландцев.
Giambellino - Madonna with Child - Google Art Project
Giovanni Bellini - Madonna and Child
Giovanni Bellini - Madonna and Child
Giovanni Bellini - Madonna and Child
Giovanni Bellini - Madonna with Child
Giovanni Bellini - Madonna with Child Blessing
Giovanni Bellini - Madonna with the Child Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. «Пьета» из Академии Каррара,Бергамо, и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин, изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Этот тип распространился и за пределами Венеции. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. На картине есть фальшивая дата, 1499 г., и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи, исследователи считают его созданным около 1460 г. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Распятие 1455 гВлияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
Джованни Беллини Преображение. ок. 1455. Венеция Музей Коррер В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу — поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Blessing Christc. 1460
Musйe du Louvre, Paris
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон), и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи, и ранее ему приписывались обе картины. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу, и голый, почти лишенный растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца — Якопо Беллини.
Джованни Беллини. Моление о чаше. ок. 1465. Лондон
Андреа Мантенья. Моление о чаше.ок.1455. Лондон Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Одна из них, написанная Беллини, хранится в Галерее Кверини Стампалья в Венеции, другая, созданная Мантеньей, в Государственных музеях,Берлин. Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя; они застыли, и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
Джованни Беллини. Принесение во храм. 1460е гг. Галерея Кверини Стампалья
Андреа Мантенья. Принесение во храм.ок.1460. Берлин, гос.музеи К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра,Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года, и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. В последней работе Беллини изобразил мёртвого Христа у парапета, фигуру которого поддерживают Мадонна и Иоанн. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.
The Calvary
Беллини. Пьета (ок. 1460). Галерея Брера, Милан.
Bellini Scipio
Giovanni Bellini FeltételezettÖnarcképeKJ К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером, и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита. Эта церковь в середине XV века была перестроена, и для четырёх фамильных алтарей Беллини были заказаны четыре триптиха: «Триптих св. Лаврентия», «Триптих св. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Исследователи считают, что по большей части эти алтари писали другие художники, а Джованни мог принадлежать сам замысел. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини.Беллини. Триптих Св. Себастьяна (1460-64). Венеция, Галерея Академии.
Следующее крупное произведение мастера — полиптих Святого Винченцо Феррера из венецианской церкви Санти Джованни э Паоло. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Св. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Беллини. Полиптих Св. Винченцо Феррера (после 1464). Ц. Санти Джованни э Паоло, Венеция.
Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Они расположены в три яруса. В верхнем — «Пьета» и две картины «Благовещения»; в среднем — «Св. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Христофор» и «Св. Себастьян»; в нижнем ярусе три картины пределлы со сценами пяти чудес, сотворённых св. Винченцо: «Св. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Винченцо испепеляет силой слова тела мужчины и женщины, виновных в преступлении и спасает их души», «Св. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». По мнению исследователей в изображении чудес святого художнику ассистировал один из его помощников Лодовико Падовано
Bellini, Giovanni - Angel Announcing and Virgin Announciated «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи), и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Однако с течением времени, к 1470 м годам живопись Беллини делается менее драматичной, но более мягкой и трогательной. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Разныеисследователи относят его создание к 1465-70 годам, к 1470-75 годам, и даже к 1480 м.Беллини. Алтарь Пезаро. Общий вид. 1470-80. Пезаро, Городские музеи.
Беллини.Св. Теренций. Деталь пределлы Алтаря ПезароБеллини. Св. Георгий. Деталь пределлы Алтаря Пезаро.
Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. В любом случае исследователи видят в алтаре политико-религиозный подтекст, связывая пезарского святого — Теренция, и святого Георгия, изображённых на картинах пределлы, с желанием прославить гражданскую и военную власть правителей Пезаро — герцогского рода Сфорца. Картины алтаря исполнены маслом, что свидетельствует о знакомстве Беллини с техникой, которую окончательно ввёл в венецианскую живопись Антонелло да Мессина, приехавший в город в 1475 году.
Беллини. Коронование Марии. Центральная картина Алтаря Пезаро. 1470-80. Пезаро, Городские музеи.
Приезд в Венецию Антонелло да Мессины, исполнившего в этом городе алтарный образ для церкви Сан-Кассиано, способствовал серьёзному повороту в искусстве Венеции второй половины XV века. Он произвёл впечатление на местных художников, включая Беллини, однако и Беллини в свою очередь повлиял на творчество Антонелло.Беллини. Мадонна с младенцем. 1475-80. Венеция, Музей Коррер.
Беллини. Мадонна с младенцем. ок. 1480. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Giovanni Bellini - Resurrection of Christ,1475-1479Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Этот франциканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Иову и св. Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы, и в качестве прославления Богородицы — защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие.
Беллини. Алтарь Сан-Джоббе (1478-80). Венеция, Галерея Академии.
Вокруг трона Мадонны художник изобразил святых Франциска, Иоанна Крестителя, Иова, Доминика, Себастьяна и Людовика Тулузского. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой.
Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Бергамо, Академия Каррара.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Они имели множество оттенков, и предоставляли обширные возможности для импровизаций, разобраться в которых подчас крайне трудно. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
art-links.livejournal.com
Джованни Беллини | Artifex.ru
Критик Лазарев называл этого художника самым обаятельным живописцем XV века, а Вазари считал его картины лучшими из тех, что когда-либо были созданы.
Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень.
Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Его творчество превратило Венецию в центр Ренессанса, который по значимости был равен только Флоренции и Риму. Как отмечают многие исследователи, Беллини удалось привести венецианское искусство к той форме человечности, что была так необходима западному миру.
На протяжении шестидесяти лет художник не уставал держать в руках кисти, смешивать краски и искать новые сюжеты для своих полотен. Столь долгий творческий путь Джамбеллино, как звали художника в родной Италии, был отмечен стремительной эволюцией его художественного стиля. Ранние работы великого мастера насыщены грубыми и жесткими чертами, в то время как его последние картины близки к величественному стилю, присущему эпохе Высокого Возрождения.
Некоторые современники Беллини отмечали, что он был человеком особого склада: кроме уникального таланта, художник обладал утонченным чувством красоты и стремлением к гармонии. Идеалистические взгляды мастера ярко проявлялись в его картинах, созданных под влиянием Андреа Мантенья, который был его зятем. Но их отношения нельзя сводить исключительно к личным, потому что именно Андреа открыл Джованни тонкости флорентийского и тосканского искусства.
Особенно заметно влияние Мантенья в одной из работ Беллини – картине «Преображение». На ней Джамбеллино изобразил стоящего на плоской вершине скалы Иисуса и двух апостолов, фигуры которых напоминают античные статуи.
Но живописец не стал полностью следовать художественным предпочтениям своего друга. Поэтому пейзаж, изображенный Джованни, значительно отличается от того, каким его рисовал Мантенья: в нем на смену каменистым местностям и пустыням приходят зеленые поля и прозрачная водная гладь. Неизменным остается только пристрастие Беллини к библейским сюжетам и образам.
Центральной картиной Алтаря Пезаро является монументальная работа кисти Беллини «Коронование Марии». Вокруг нее до сих пор не утихают споры, ведь точно не установлено, когда именно была написана эта картина. Разные исследователи относят ее создание к 1465-70, 1470-75 годам и даже к 1480 году.
На протяжении более трех десятков лет художник создал целую коллекцию картин, посвященных Богоматери. Кисти Беллини принадлежит около девяноста изображений Святой Девы. Он нарисовал несколько «Мадонн с младенцами», среди которых самой известной стала «Греческая Мадонна».
Любопытно, что при однотипном мотиве, в котором задумчивая Дева предстает перед зрителем с младенцем на руках, ни один образ Богоматери на картинах не повторяется. Каждый раз Беллини удавалось найти новое решение: он то придавал Мадонне новую позу, то рисовал совершенно другое выражение лица или облачал Богоматерь в разноцветные одеяния.
Кроме вечного образа Девы, особое место в творчестве Беллини занимает маленькая композиция под названием «Священная аллегория», вокруг которой ходило немало споров.
Одни ученые полагли, что сюжет изображения был заимствован из средневековой поэмы о скитаниях души. Поэтому картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. По их мнению, женщина в центре картины олицетворяет собой Венецию, чей покой оберегает апостол Павел, острый меч которого символизирует правосудие. А коронация Святых Себастиана и Иова при свидетельстве Марии представлены здесь как триумф Венеции или ее основание в день Благовещения.
Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии.
К ней он стремился до конца своих дней и даже на закате жизни не терял трудолюбия и обращал внимание на античные мотивы. Так появилась картина «Пиршество Богов», которая была написана для феррарской резиденции Альфонсо I д'Эсте.
Примечательно, что над полотном художник трудился не один: чтобы придать изображению максимальную правдоподобность и полное соответствие древним мифам, на помощь Беллини пришел специалист по античности Марио Эквикола. К тому же, долгое время ходили слухи, что немалый вклад в написание полотна внесла и сестра заказчика Изабелла д’Эсте. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».
Уход художника от религиозной тематики особенно проявился в картине «Портрет дожа Лоредана», написанной в 1501 году. Примечательно, что в ней он пренебрег многолетней традицией рисовать лица в профиль и изобразил дожа Леонардо Лоредана анфас.
Этим же приемом художник воспользовался спустя 14 лет при написании «Портрета Фра Теодоро да Урбино».Полотно стало красивой точкой в творческом пути Джованни Беллини. Им он открыл дорогу в «золотой век» живописи Венеции, приведя в искусство именитых последователей.
artifex.ru