Отражение «Русских сезонов» Дягилева в картинах. Картины дягилев
Отражение «Русских сезонов» Дягилева в картинах – Ярмарка Мастеров
«И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? — спросил однажды Сергея Дягилева король Испании Альфонсо во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов». — Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».
«Русские сезоны» — таким именем нарекли ежегодные гастроли русских артистов за рубежом в таких городах, как Париж, Лондон, Берлин, Рим, Монте-Карло, с 1907 по 1929 г., организованные талантливым русским антрепренером Сергеем Павловичем Дягилевым.
Предвестником «Русских сезонов» стала выставка русских художников в Париже, в знаменитом Осеннем салоне, организованная трудами Дягилева в 1906 году. Это стало первым шагом к восхождению русского искусства на европейские сцены.
В 1909 Дягилев готовит к открытию новый «Русский сезон», где ключевым моментом станет русский балет, в то время как, в предшествующих сезонах главную роль отдавали музыкальному искусству. Участвовали в подготовке нового сезона такие художники, как А. Бенуа и Л. Бакст. Балетную труппу составили ведущие танцоры Большого и Мариинского театров. Здесь мы можем встретить такие великие имена, как Анна Павлова, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Матильда Кшесинская и другие.
Впервые парижскому зрителю были представлены в 1909 году пять балетов, это «Половецкие пляски», «Пир», «Павильон Артемиды», «Сильфида» и знаменитая «Клеопатра». Успех был предрешен. Зрители рукоплескали изысканным костюмам по эскизам Бакста, Бенуа и Рериха, вдохновлялись музыкой Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова и, конечно же, восхищались блестящими танцорами - Т. Карсавиной, А. Павловой, и В. Нижинскому.
Уже в 1911 «Русские сезоны» готовятся взойти на сцены в Монте-Карло. Зрители увидели пять премьер поставленных под руководством балетмейстера Фокина. В этом же году Дягилев ставит в Лондоне балет «Лебединое озеро». Все премьеры имели головокружительный успех. Это был настоящий триумф.
Для дягилевского балета характерно гармоничное сочетание музыки, пения, танца в единое целое, подчиненное единому образу. Цельность и гармония частей и общего нашли отклик в душах миллионов зрителей и триумфальное шествие «Русских сезонов» по Европе продолжалось. Но, экспериментируя с пластикой, декорациями, музыкальным оформлением, Дягилев не раз «удостаивался» модного тогда звания «декадент», а его постановки сопровождались то бурей аплодисментов, то шквалом критики.
В 1914 году для оформления декораций балета «Золотой петушок» приглашена русская художница-авангардистка Наталья Гончарова. Благодаря ее декорациям, «Золотой петушок» становится самым известным балетом сезона, а художница становится частью труппы «Русских сезонов» и участвует в оформлении и других постановок.
Яркая звезда «Русских сезонов» закатилась после смерти их идейного предводителя Сергея Дягилева в августе 1929 года. Труппа распадается. Однако остаются последователи великого Дягилева: Леонид Мясин создает «Русский балет в Монте-Карло», а Серж Лифарь остается во Франции, солирует в Гранд-опера, сохраняя и развивая наследие Дягилева.
За 20 с лишним лет существования «Русских сезонов» над их реализацией работают такие художники, как Пикассо, Анри Матисс, Макс Эрнст, композиторы Жан Кокто, Кдод Дебюсси, Игорь Стравинский (открытый Дягилевым), танцоры Серж Лифарь, Анна Павлова и Ольга Спесивцева. И даже Коко Шанель изобретала эскизы костюмов для балета «Аполлон Мусагет».
За 20 лет существования «Русских сезонов», благодаря чуткой работе Дягилева в корне изменилось представление общества о современном театре и танце. Русское искусство стало популярно в Европе и на Западе, оказав влияние на развитие всей истории мирового искусства ХХ века.
www.livemaster.ru
Сергей Дягилев – биография, фото, личная жизнь, русские сезоны
Сергей Дягилев: биография
Сергей Дягилев – человек, сумевший выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, написав историю танца с нуля. Благодаря инновациям талантливого импресарио люди и по сей день могут не только видеть, но и чувствовать балет.
Будущий новатор мира искусства появился на свет в Новгородской губернии 19 марта 1872 года по старому стилю. Позже с семьей он переехал в Санкт-Петербурге, а затем в Пермь, где служил его отец.
Глава семейства Павел Павлович Дягилев был офицером в кавалергардском полке. Родной матери Сергей не знал, так как она по истечении нескольких месяцев после родов умерла. Воспитанием мальчика занималась новая супруга отца – Елена. Мачеха души не чаяла в пасынке и отдавала ему всю себя.
Сергей Дягилев в гимназииПосле окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно юноша учился музыке в консерватории у Н.А. Римского-Корсакова. Окончив в 1896 году университет юриспруденции, будущий именитый балетмейстер предпочел область изобразительного искусства.
Балет и меценатство
В конце 1890-х Дягилев вместе с друзьями создал художественное объединение «Мир искусства», отвергавшее академизм во всех его проявлениях. Парни уговорили известных меценатов С.И. Мамонтова и княгиню М.К. Тенишеву финансировать их журнал.
Благодаря редкому организаторскому таланту и способности проникать в сущность творческого процесса Сергей организовал «мирискуснические» выставки. В 1905 году в Таврическом дворце Петербурга он устроил презентацию русского портрета, где собрал картины из столицы и провинций.
Постановки балета находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали деятели тяготеющего к символизму объединения «Мир искусства»: авангардист Н. А Гончаров, испанский монументалист Х. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубист П. Пикассо, французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж и многие другие.
Портрет Сергея Дягилева. Художник Лев БакстВ качестве декораторов и художников по костюмам в дягилевских постановках были задействованы такие личности, как К. Шанель и А. Лоран. Как известно, форма всегда влияет на содержание, что и наблюдала публика в «Русских сезонах».
Декорации, костюмы и занавес поражали художественной выразительностью: этажная игра линий приводила в восторг аудиторию спектакля. Музыка в постановках использовалась разноплановая: от мировых классиков Ф. Шопена и Р. Штрауса до русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова.
Сергей Дягилев и Игорь СтравинскийЕвропейское сценическое искусство, переживавшее в начале 19 века кризис, было освежено непревзойденным синтезом различных видов искусства, из которого впоследствии и родился современный балет.
"Русские сезоны"
История «Русских сезонов» началась после проведенной 1906 году выставки в «Осеннем салоне». Мероприятие, имевшее оглушительный успех, вдохновило Дягилева. Мужчина не желал останавливаться и продолжал знакомить парижскую публику с русским искусством.
В 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входит 5 симфонических выступлений. Неповторимый бас Шаляпина, хор «Большого театра», дирижерское мастерство Артура Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана в мгновение ока пленили изголодавшуюся по талантам аудиторию.
Весной 1908 года Дягилев познакомил Париж с оперой. Однако «Борис Годунов» собрал неполный зал, и вырученные деньги едва покрыли затраты на организацию мероприятия.
Участники русских исторических концертов в ПарижеВ 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез в будущую столицу моды 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». Ядро балетной труппы составили танцовщики Москвы и Санкт-Петербурга – В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, И.Л. Рубинштейн, М.Ф. Кшесинская.
За 20 лет работы «Русских сезонов» традиционное отношение общества к танцу в корне изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе.
Личная жизнь
Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.
Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.
Сергей Дягилев и Дмитрий ФилософовПервые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.
Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – Зинаида Гиппиус. Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.
"Борьба" между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.
После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу Мережковскому. Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.
В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.
Сергей Дягилев и Вацлав НижинскийИ если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.
Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».
Вацлав НижинскийВ 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.
Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.
Сергей Дягилев и Леонид МясинПосле семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.
Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».
Смерть
На последних этапах жизни импресарио 19 века «нашел себя» в коллекционировании.
Долгое время Сергей Павлович, не имея постоянного пристанища, скитался по городам и странам Европы. Строптивый дух знаменитого мэтра культуры обрел покой в Монако. Здесь Сергей и начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства: картины, редкие автографы, книги и рукописи.
Могила Сергея ДягилеваВ 1921 году Сергей узнал, что у него сахарный диабет. Однако строгие предписания врача и диету уже немолодой мужчина не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стала инфекция и резкое повышение температуры. Антибиотики в то время еще не изобрели, поэтому болезнь была крайне опасна.
7 августа 1929 года у любимца мужской аудитории произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели.
Балетки на могиле Сергея ДягилеваСергей Дягилев, биография которого неразрывно связана с историей русского балета, скончался 19 августа. Ночью его температура поднялась до сорока одного градуса, он потерял сознание и, не приходя в себя, умер на рассвете.
Остров-кладбище Сан-Микеле стало последним пристанищем именитого балетмейстера. Там погребено множество великих деятелей искусства, науки и спорта: поэт и нобелевский лауреат Иосиф Бродский, композитор Игорь Стравинский, психиатр Франко Базалья, футболист Эленио Эррера, писатель и журналист Петр Вайль. Кладбище и по сей день открыто для посещений.
Интересные факты
Жизнь Сергея Дягилева, как и многих видных деятелей, наполнена интересными фактами:
- Дягилев имел нюх на таланты, был блистательным руководителем и чудесным организатором, но сам на сцене не выступал.
- Ольга Хохлова, жена Пабло Пикассо, была танцовщицей в «Русском балете» Сергея Дягилева.
- В 1897-ом году Дягилев повел художника Александра Бенуа и его жену в «Гранд-оперу». Там у друга Сергея лопнули фрачные штаны. Мужчина весь вечер сидел неподвижно и прикрывал прореху, образовавшуюся на самом предосудительном месте, складным цилиндром, а Дягилев, стоило ему перевести взгляд со сцены на Александра, начинал смеяться во весь голос. Тогда его громко звучный смех чуть не сорвал концерт.
- Сергей Павлович не раз в шутку говорил, что является дальним потомком Петра Первого (через Румянцевых), и, если подтверждения этой информации не было, то родственные связи с Чайковским под сомнения не ставились. Великий русский композитор приходился меценату дядей.
- Выставка российско-финских художников, организатором которой был Дягилев, прошла в атмосфере скандального непонимания. Тогда публике впервые представлены работы Константина Коровина, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова и Филиппа Малявина. В глазах искушенных эстетов концептуально новая живопись выглядела крайне неприглядно в связи с чем, посетители требовали у кассирши вернуть им деньги, заплаченные за вход.
- Весной 2011 года теплоход под названием «Новиков-Прибой» переименовали в «Сергея Дягилева».
- Если сравнить девушку, изображенную на афише «Русских сезонов» 1909 года, с фотографией Анны Павловой, станет ясно, что именно она была прототипом, с которого рисовалась балерина.
- Дягилев не скрывал гомосексуальных предпочтений. Однако достоверно известно, что в его жизни был сексуальный контакт с женщиной. 18-летняя кузина балетмейстера на память об их связи подарила мужчине венерическую болезнь.
Фото
24smi.org
биография, фото, личная жизнь, интересные факты
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - знаменитый театральный и художественный деятель России. Являлся критиком и создателем журнала "Мир искусства". Занимался организацией "Русских сезонов" во Франции, а именно в Париже. Сергей Павлович Дягилев открыл для искусства многих известных хореографов. Практически всю жизнь посвятил пропаганде русского балета в Западной Европе.
Биография
Сергей Павлович Дягилев родился в дворянской семье 31 марта (по юлианскому календарю 19 марта) 1872 года. Отец - Павел Павлович Дягилев - офицер. Местом рождения является Новгородская губерния, а именно местечко Селище. Дягилев Сергей Павлович, личная жизнь которого всегда привлекала внимание, рос без матери. Во время родов мать Дягилева скончалась.
Детство и семья
Расти Сергею Павловичу пришлось с мачехой. Однако она относилась к нему с такой же любовью, как и к собственным детям. Подобное отношение привело к тому, что смерть брата для Дягилева стала трагедией. Это стало причиной того, что Сергей Павлович не стремился возвратиться в родные места.
Отец деятеля являлся потомственным дворянином. Занимал должность кавалергарда. Однако многочисленные долги вынудили его бросить армию и переехать жить в Пермь. В то время данный город считался глубинкой страны. Дом семьи стал центральным в жизни Перми. Не было отбоя от людей, желающих посетить дом Дягилевых. Часто семья проводила вечера, на которых пели песни для гостей. Молодой Сергей Павлович Дягилев также брал уроки музыки. Вообще, он сумел получить отличное и очень разностороннее образование. После того как юноша вернулся назад в Санкт-Петербург, он ни в чем не уступал жившим там интеллигентам. Сергей Павлович Дягилев был очень начитан, чем удивлял многих своих сверстников.
Молодость
Возвратиться в культурную столицу России Дягилев смог в 1890 году. Сергей Павлович имел весьма обманчивую внешность. Выглядел он как обычный провинциал, имел телосложения здоровяка. Несмотря на это, был очень образован, начитан, а также без труда общался на нескольких языках. Все это позволило ему с легкостью вписаться в жизнь университета, в котором он начал обучение. Учился он в Петербурге на юридическом факультете.
Осваивая азы права и юриспруденции, студент начал интересоваться театральной и музыкальной деятельностью. Сергей Павлович Дягилев, биография которого очень насыщена, начал брать уроки игры на фортепиано, а также посещать класс в консерватории. Также юноша начал писать музыку и занимался изучением истории художественных стилей.
Первое путешествие по Европе Дягилев Сергей Павлович совершил во время каникул. Молодой человек хотел найти свое призвание и сферу деятельности. В тот момент он начал заводить дружбу со многими известными людьми.
Окончание университета
Так как Дягилев был очень одарен от природы, то сумел за четыре года пройти шестилетний курс обучения. В эти годы он начал понимать, что обязательно должен добиться чего-нибудь в жизни. Несмотря на успешное окончание университета, Дягилев Сергей Павлович, личная жизнь которого достаточно интересна, осознал тот факт, что его не влечет быть юристом. Все больше и больше он начинает погружаться в искусство. Вскоре он делает выбор, который оставил след во всей русской культуре. Он начинает пропагандировать искусство.
Деятельность
Сергей Павлович Дягилев, интересные факты из жизни которого могут увлечь многих, стал заниматься общественной деятельностью. Вообще, ее можно было разделить на несколько частей. Первый этап его жизни связан с образованием организации "Мир искусства". Появилась она в 1898 году, и была связана с рядом других деятелей. В 1899 - 1904 годах выступал в роли редактора совместно с Бенуа в одноименном журнале.
Финансирование он получал от крупных меценатов, а некоторый период спонсировал его сам Николай II.
Дягилев Сергей Павлович, краткая биография о котором не даст полной информации о его жизни, также являлся инициатором проведения ряда выставок. Каждая из них была организована на высшем уровне.
Высказывания о Репине и работа в "Ежегоднике императорских театров"
В определенный период жизни Дягилев принял решение создать монографии об известных художниках. Вскоре им была написана работа о Репине, который, по его мнению, был ближе к "Миру искусства", нежели к передвижникам. В ту пору мало кто сомневался, что у Репина отсутствовал дар изображения реалистичных картин. Однако большинство не заметило, что художник начал постепенно изображать личность, применяя модернистские приемы. Его талант был изумительно предугадан Дягилевым, что было доказано самим временем.
Власти видели, что Сергей Павлович Дягилев, фото которого представлены в статье, буквально переполнен энергией. Благодаря этому в период с 1899 по 1901 год он получил должность редактора в журнале "Ежегодник императорских театров". Однако, как многим известно, Дягилев имел своеобразный характер, постоянно отстаивал свою точку зрения, нередко провоцировал скандалы. После одного из горячих конфликтов Сергей Павлович был уволен и потерял возможность трудиться в государственных учреждениях. Вступился за Дягилева Николай II, который просил секретаря Танеева взять его к себе на службу.
Новые проекты
Проекты, которыми Дягилев занимался последние десять лет, перестают его интересовать. Следующий период времени он проводит в разъездах по городам России, в которых изучает и собирает предметы искусства. Их он решает представить русскому читателю. Вскоре он начинает выступать со статьями перед заинтересованными людьми, а также пишет обзор о творчестве Левицкого. В то время художник был мало кому известен. Именно Дягилев открыл общественности талант Левицкого. За это он был представлен к награде Уварова.
Далее он решил заняться организацией выставки, на которой будут представлены работы художников с 1705 по 1905 год. Для того чтобы собрать коллекцию картин ему пришлось объехать многие города России. Собрать ему удалось шесть тысяч работ. Также Сергей Павлович хотел написать историю живописи с XVIII века. Но выполнить данный замысел у него не получилось. Собирая картины, Дягилев смог глубоко зучить живопись той поры.
К сожалению, надолго выставка не сохранилась. После ее завершения для картин не было выделено специальных комнат, и им было суждено отправиться назад к своим авторам. Большинство из этих работ были уничтожены в ходе революции.
Покорение Европы
Дягилев вскоре начал понимать, что в России он сделал все, что мог. Здесь он организовал первый художественный журнал, однако не смог продолжать его выпуск. Тем не менее, не получилось у Сергея Павловича создать на родине национальный музей, а также не были реализованы интересные идеи о русском балете и опере.
В 1906 году он отправляется покорять Европу, организовал в Париже показ "Русское искусство". Вслед за ними прошли выставки русских художников в Венеции, Берлине, а также Монте-Карло.
Данные демонстрации стали открытием "Русского сезона". Нередко Дягилев упоминал, что в его жилах течет кровь самого Петра I. Дела, которые совершал Дягилев Сергей Павлович, были по-настоящему масштабные и новаторские. Например, в показах балета он сумел совместить живопись, музыку, а также исполнение. Именно Дягилев приучил жителей Франции к русскому балету. Благодаря ему лучшими балетными школами считаются именно российские. Кроме этого, Дягилев привнес в мировое искусство целый ряд новых имен. Он открыл для балета новых гениальных танцоров - Вацлава Нижинского, Леонида Мясина и других. Именно он стал основоположником мужского балетного танца. Чем руководствовался Дягилев Сергей Павлович? Ориентация его стала той созидательной силой, которая сподвигла деятеля на воплощение смелых идей. Дягилев был гомосексуалистом. Он любил мужчин, восхищался ими, занимался карьерой своих любовников.
Восхождение
Появление и деятельность Дягилева в европейской культуре происходило поэтапно. Первым шагом стали выставки картин русских художников, а также икон. Со временем у него начали появляться связи, благодаря которым он смог организовать масштабный концерт русской музыки.
Впоследствии он начал привлекать к выступлениям самых известных русских танцовщиков, а через полтора года приходит к решению создания собственной труппы.
Списки выступлений, которые составлялись Дягилевым, поражают. В 1907 году организованы пять симфонических выступлений, которые проводились с участием таких знаменитых музыкантов, как Шаляпин, Рахманинов. Следующий год был посвящен показам русских опер. Поставлен известный "Борис Годунов", а в 1909 году Франция увидела "Псковитянку". Французская публика была восхищена выступлениями, почти все зрители плакали и кричали.
После балетных постановок 1910 года многие женщины начали себе делать прически, похожие на те, которые были у артистов во время выступлений.
Показы балета
Огромную популярность в Европе имели балеты, которые организовывал Дягилев. В течение двадцати лет было показано шестьдесят восемь балетов. Некоторые из них вошли в мировую классику, например, "Жар-птица". Сергей Павлович смог открыть миру нескольких талантливых режиссеров.
Еще в 1911 году деятель сумел собрать у себя в труппе самых известных танцовщиков Москвы и Санкт-Петербурга. В определенный момент времени он отправился с выступлениями в Соединенные Штаты Америки. Вскоре началась Первая мировая война, а вскоре и революция 1917 года. Все эти перемены помешали группе вернуться на родину, но расставаться они не собирались.
Все мероприятия, которые проводил Дягилев, были нацелены на успех. Происходило это во многом благодаря его энергичности. Он без труда мог уговорить, убедить, зарядить соратников своим энтузиазмом.
Последние годы
На последних этапах жизни Дягилев все меньше интересовался балетом. Новым его занятием стало коллекционирование. Достаточно долгий период Сергей Павлович не имел постоянного пристанища. Однако в определенный момент он остановился в Монако. Здесь он начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства, а также редкие автографы, книги, рукописи и так далее. У Сергея Павловича начались серьезные проблемы с финансами, а также в отношениях с очередным любовником Нижинским.
Он пытался сохранить отношения, а также удержаться в общественной жизни двадцатых годов.
В 1921 году Дягилев узнал, что у него сахарный диабет. Однако предписания врача и диету он не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стали инфекции, резкое повышение температуры. К тому моменту еще не был открыт пенициллин, поэтому болезнь была очень опасна. 7 августа 1929 года у него произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели, а ночью 19 августа его температура поднялась до сорока одного градуса. Дягилев потерял сознание и умер на рассвете. Похоронен Сергей Павлович в Венеции.
Жизнь и судьба Дягилева весьма необычны. Все время он метался между выбором, в какой культуре ему оставаться - русской или европейской. Делал смелые эксперименты, которые практически все стали успешными, принесли немало прибыли Дягилеву, а также признание и любовь публики. Его деятельностиь несомненно очень повлияла не только на русскую, но и на всю мировую культуру.
fb.ru
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней: Описание произведения
Портрет Дягилева работы Бакста считается одним из лучших изображений знаменитого антрепренера. Но дался он художнику непросто. «…Сегодня отвратительно позировал, ломался и так приставал, чтобы я сделал его красивее и тоньше, что я чуть не пустил в него кистями!», – жаловался на свою «модель» Бакст в письме к жене. Капризного Дягилева Бакст писал два года, что для него исключительный случай. Обычно над портретами он работал стремительно.Бакст проявил себя тонким физиономистом. Дягилев в его исполнении импозантен, энергичен, самоуверен, артистичен, красив. Бросается в глаза седой клок волос, придающий всему облику дополнительный шарм и аристократизм. По всей вероятности, изначально Бакст не планировал писать Дягилева «на фоне няни». Возможно, ее фигура была добавлена в качестве уравновешивающего противовеса. Но до чего изящное «добавление» получилось! Словно Дягилев, успешно организующий сцены, на которых выступали русские артисты, сейчас сам «на сцене». Он демонстрирует себя во всей красе, вот он весь, любуйтесь и аплодируйте! А сзади, словно за кулисами, фигура няни Авдотьи, неотлучно находившейся при нем, сопровождающей во всех странствиях. Она изображена эскизно, от нее исходит ощущение спокойствия, приятия. Словно она ждет, пока «дитя» натешится, а потом поведет его домой… Кстати, дягилевскую няню его друзья в шутку величали Ариной Родионовной. Конечно, в образе няни есть и изящный намек на демократизм главного героя картины, и тонкая ирония.
Колорит картины довольно сдержан, при этом Бакст с большим вкусом распоряжается контрастными площадями: темный дверной проем делит изображение на две части, а светлые и темные плоскости эффектно смотрятся рядом. Картины на заднем фоне справа напоминают о собирательских увлечениях Дягилева и отсылают к организованной им в 1905 году выставке русских портретов в Таврическом дворце.
Кстати, сравните эту картину Бакста с портретом Роберта Льюиса Стивенсона и его жены кисти Джона Сингера Сарджента: совпадает даже количество картин на стене!
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
биография, личная жизнь, фотографии, Русские сезоны.
Русские сезоны Сергея Дягилева и особенно его балетная антреприза не только прославили русское искусство за рубежом, но и оказали большое влияние на мировую культуру. «Культура.РФ» вспоминает жизненный и творческий путь выдающегося антрепренера.
Культ чистого искусства
Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей
Сергей Дягилев родился 31 марта 1872 года в деревне Селищи Новгородской губернии, в семье офицера и потомственного дворянина Павла Дягилева. Его детство проходило сначала в Петербурге, затем в Перми, где Дягилев жил вплоть до окончания гимназии. Пермский дом украшали гравюры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, а на книжных полках стояли каталоги главных европейских музеев. У Дягилевых устраивали литературные и музыкальные вечера (отец с мачехой пели под фортепианный аккомпанемент сына) — их дом был центром культурной жизни Перми. Именно здесь начала проявляться у Сергея Дягилева настоящая тяга к искусству.
В 1890 году он вернулся в Петербург, где учился одновременно на юридическом факультете и в консерватории под руководством Николая Римского-Корсакова. Но ни юриспруденция, ни карьера музыканта Дягилева не привлекали — он активно погрузился в художественную жизнь, проявив себя умелым организатором. В Петербурге он устроил нескольких выставок современных художников. Основной их целью было показать столичной публике новое русское искусство. За это Дягилев нередко становился объектом шуток фельетонистов и гневных отповедей консервативно настроенных критиков.
Несмотря на критику, авторитет его стремительно рос. В 1898 году при поддержке меценатов Марии Тенишевой и Саввы Мамонтова вышел первый номер журнала «Мир искусства», редакторами которого были Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа. «Искусство, чистое и свободное» — таков был девиз журнала и одноименного творческого объединения, в которое входили Исаак Левитан, Лев Бакст, Валентин Серов, Илья Репин и другие именитые художники. В литературно-критическом разделе издания печатались известные писатели и публицисты: Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский, Василий Розанов, Лев Шестов, Зинаида Гиппиус. Журнал «Мир искусства» стал печатным оплотом символистов, а также благодаря публикациям, посвященным не только современной российской культурной жизни, но и западной, — важнейшим просветительским проектом в области актуального искусства.
Покорение Европы: старт Русских сезонов
Леон Бакст и Сергей Дягилев с дамами. 1910-1911. Фотография: project1917.ru
Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский в Ницце. 1911. Фотография: spb.aif.ru
Морис Равель, Вацлав и Бронислава Нижинские. Париж. 1914. Фотография: foto-basa.com
Одной из главных задач была для Сергея Дягилева популяризация русского искусства на Западе. Не менее важно было и включение русского искусства в общеевропейский художественный процесс. К тому времени в Европе представление о культурном наследии России было весьма туманным. Образованному европейцу были известны имена русских писателей — Льва Толстого, Федора Достоевского, Ивана Тургенева, кто-то слышал музыку Михаила Глинки, кто-то видел картины Василия Верещагина. Дягилев взялся сломать эту стену неведения. В 1906 году он организовал в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры» и в полной мере проявил свой дар эффективного «менеджера проектов», а также переговорщика, умеющего убеждать и очаровывать даже самых высокопоставленных лиц. Чтобы найти деньги и «позаимствовать» лучшую русскую живопись у музеев, импресарио пришлось договариваться с великим князем Владимиром Александровичем. В Париже он нашел покровителей выставки в лице русского посла Александра Нелидова и графини Элизабет де Греффюль, которая ввела Дягилева в высшее парижское общество, и впоследствии активно помогала организации Русских сезонов.
Первым Русским сезоном Дягилева стала выставка «Два века русской живописи и скульптуры». Она открылась 16 октября 1906 года в выставочном центре Гран Пале, где Дягилев арендовал 10 залов. Специально для выставки Лев Бакст и Александр Бенуа оформили большой, подробно иллюстрированный каталог. Для экспозиции отобрали произведения русского искусства XVIII — первой половины XIX века, а также новейших направлений, в основном символистов и модернистов. В числе представленных работ старых мастеров были картины Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Алексея Венецианова, среди новых — Николая Рериха, Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, Игоря Грабаря, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Льва Бакста, Александра Бенуа, Сергея Судейкина, Михаила Ларионова.
Отзывы художественной критики оказались более чем благоприятными, а для большинства парижан русская живопись стала настоящим открытием. Автор биографии импресарио, писательница Наталия Чернышова-Мельник, в книге «Дягилев» цитирует рецензии парижской прессы: «Но могли ли мы подозревать о существовании величавого поэта — несчастного Врубеля?.. Вот Коровин, Петровичев, Рерих, Юон — пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью Серов и Кустодиев — глубокие и значительные портретисты; вот Анисфельд и Рылов — пейзажисты очень ценные…»
Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Леон Бакст и Коко Шанель. Швейцария. 1915. Фотография: persons-info.com
«Русские сезоны» в Севилье. 1916. Фотография: diletant.media
За кулисами «Русских Балетов». 1916. Фотография: diletant.media
Первый европейский успех Дягилева только раззадорил, и он взялся за музыку. В 1907 году он организовал серию из пяти «Исторических русских концертов», которые прошли на сцене парижской Гранд-опера. Дягилев тщательно подошел к отбору репертуара: со сцены звучали произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Скрябина. Как и в случае с выставкой 1906 года, Дягилев ответственно подошел и к сопроводительным материалам: печатные программки концертов рассказывали короткие биографии русских композиторов. Концерты были так же успешны, как и первая русская выставка, и именно выступление с партией князя Игоря в «Исторических русских концертах» прославило Федора Шаляпина. Из композиторов парижская публика особенно тепло приняла Мусоргского, на которого с этого времени во Франции пошла большая мода.
Убедившись, что русская музыка вызывает у европейцев живейший интерес, для третьего Русского сезона 1908 года Дягилев выбрал оперу «Борис Годунов» Мусоргского. Готовясь к постановке, импресарио лично изучил авторский клавир, заметив, что в постановке оперы под редакцией Римского-Корсакова были удалены две сцены, важные, как он посчитал, для общей драматургии. В Париже Дягилев представил оперу в новой редакции, которую с тех пор используют многие современные постановщики. Дягилев вообще не стеснялся адаптировать исходный материал, подстраиваясь под публику, зрительские привычки которой отлично знал. Поэтому, например, в его «Годунове» финальной стала сцена смерти Бориса — для усиления драматического эффекта. То же касалось и хронометража спектаклей: Дягилев считал, что они не должны длиться дольше трех с половиной часов, а смену декораций и порядок мизансцен он рассчитывал вплоть до секунд. Успех парижской версии «Бориса Годунова» только подтвердил авторитет Дягилева и как режиссера.
Русский балет Дягилева
Пабло Пикассо работает над оформлением балета Сергея Дягилева «Парад». 1917. Фотография: commons.wikimedia.org
Мастерская Ковент-Гарден. Сергей Дягилев, Владимир Полунин и Пабло Пикассо, автор эскизов балета «Треуголка». Лондон. 1919. Фотография: stil-gizni.com
У самолета Людмила Шоллар, Алисия Никитина, Серж Лифарь, Вальтер Нувель, Сергей Григорьев, Любовь Чернышева, Ольга Хохлова, Александрина Трусевич, Пауло и Пабло Пикассо. 1920-е. Фотография: commons.wikimedia.org
Идея привезти за границу балет появилась у импресарио в 1907 году. Тогда в Мариинском театре он увидел постановку Михаила Фокина «Павильон Армиды», балет на музыку Николая Черепнина с декорациями Александра Бенуа. В то время в среде молодых танцовщиков и хореографов наметилась определенная оппозиция по отношению к классическим традициям, которые, как говорил Дягилев, «ревниво оберегал» Мариус Петипа. «Тогда я задумался о новых коротеньких балетах, — писал Дягилев позже в своих воспоминаниях, — Которые были бы самодовлеющими явлениями искусства и в которых три фактора балета — музыка, рисунок и хореография — были бы слиты значительно теснее, чем это наблюдалось до сих пор». С этими мыслями он и приступил к подготовке четвертого Русского сезона, гастроли которого были запланированы на 1909 год.
В конце 1908 года импресарио подписал контракты с ведущими артистами балета из Петербурга и Москвы: Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским, Идой Рубинштейн, Верой Каралли и другими. Кроме балета, в программе четвертого Русского сезона появились оперные спектакли: Дягилев пригласил выступить Федора Шаляпина, Лидию Липковскую, Елизавету Петренко и Дмитрия Смирнова. При финансовой поддержке своей подруги, известной светской дамы Миси Серт, Дягилев арендовал старый парижский театр «Шатле». Интерьер театра специально для премьеры русских спектаклей переделали, чтобы увеличить площадь сцены.
В Париж труппа Дягилева прибыла в конце апреля 1909 года. В репертуаре нового Сезона были заявлены балеты «Павильон Армиды», «Клеопатра» и «Сильфиды», а также «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Репетиции проходили в напряженной обстановке: под стук молотков и визг пил во время реконструкции «Шатле». Михаил Фокин, главный хореограф постановок, не раз устраивал по этому поводу скандалы. Премьера четвертого Русского сезона состоялась 19 мая 1909 года. Большинство зрителей и критиков не оценили новаторскую хореографию балетов, но все были в восторге от декораций и костюмов Льва Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, а также — от танцовщиков, особенно от Анны Павловой и Тамары Карсавиной.
После этого Дягилев целиком сосредоточился на балетной антрепризе и существенно обновил репертуар, включив в программу Cезонов «Шехеразаду» на музыку Николая Римского-Корсакова и балет по мотивам русских народных сказок «Жар-птица». Музыку к последнему антрепренер попросил написать Анатолия Лядова, но тот не справился — и заказ перешел к молодому композитору Игорю Стравинскому. С этого момента началось его многолетнее плодотворное сотрудничество с Дягилевым.
Игорь Стравинский в Копенгагене. 1920-е. Фотография: theredlist.com
Русский балет в Кельне во время европейских гастролей Сергея Дягилева. 1924. Фотография: diletant.media
Жан Кокто и Сергей Дягилев в Париже на премьере «Голубого экспресса». 1924. Фотография: diletant.media
Прошлый успех балетов позволил импресарио представить спектакли нового сезона уже в Гранд-опера; премьера пятых Русских сезонов состоялась в мае 1910 года. Лев Бакст, традиционно участвовавший в создании костюмов и декораций, вспоминал: «Сумасшедший успех «Шехеразады» (весь Париж переоделся по-восточному!)».
Премьера «Жар-птицы» прошла 25 июня. В переполненном зале Гранд-опера собралась художественная элита Парижа, в том числе Марсель Пруст (Русские сезоны не раз упоминаются на страницах его семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени»). Неординарность видения Дягилева проявилась в знаменитом эпизоде с живыми лошадями, которые должны были появиться на сцене во время спектакля. Игорь Стравинский вспоминал про этот случай: «…Бедные животные вышли, как предполагалось, по очереди, но начали ржать и приплясывать, а одна из них выказала себя скорее критиком, нежели актером, оставив дурно пахнущую визитную карточку… Но эпизод этот был потом забыт в пылу общих оваций по адресу нового балета». Михаил Фокин объединил в постановке пантомиму, гротеск и классический танец. Все это гармонично сочеталось с декорациями Александра Головина и музыкой Стравинского. «Жар-птица», как отмечал парижский критик Анри Геон, была «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами…»
В 1911 году Сергей Дягилев закрепил постоянное место проведения своего Ballets Russes («Русского балета») — в Монте-Карло. В апреле того года в «Театре Монте-Карло» новые Русские сезоны открылись премьерой балета «Призрак Розы» в постановке Михаила Фокина. В ней публику поразили прыжки Вацлава Нижинского. Позднее в Париже Дягилев представил «Петрушку» на музыку Стравинского, который стал главным хитом этого сезона.
Следующие Русские сезоны, в 1912–1917 годах, в том числе из-за войны в Европе, были не очень удачными для Дягилева. В числе самых обидных провалов была и премьера новаторского балета на музыку Игоря Стравинского «Весна священная», который публика не приняла. Зрители не оценили «варварские танцы» под непривычную языческую бурную музыку. В это же время Дягилев расстался с Нижинским и Фокиным и пригласил в труппу молодого танцовщика и хореографа Леонида Мясина.
Игорь Стравинский и Сергей Дягилев в аэропорту Лондона. 1926. Фотография: persons-info.com
На вокзале — композитор Роже Дезормьер, Сергей Дягилев, танцовщик Серж Лифарь, писатель и театрал Борис Кохно, балерины Александра Данилова, Фелия Дубровская и Любовь Чернышева. Фотография: persons-info.com
Сергей Дягилев и Серж Лифарь. Лондон. 1928. Фотография: litmir.co
Импресарио начал все больше обращаться к услугам современных западных композиторов и художников. Так, в Сезоне 1917 года он представил балет «Парад» на музыку Эрика Сати; автором либретто стал драматург Жан Кокто, а созданием декораций занимался Пабло Пикассо. Позднее художники Хуан Миро и Макс Эрнст сделали декорации для балета «Ромео и Джульетта».
1918–1919 годы были отмечены успешными гастролями в Лондоне — труппа провела там целый год. В начале 1920-х годов у Дягилева появились новые танцовщики, приглашенные Брониславой Нижинской Серж Лифарь и Джордж Баланчин. Впоследствии, после смерти Дягилева, они оба стали основоположниками национальных балетных школ: Баланчин — американской, а Лифарь — французской.
Начиная с 1927 года работа в балете все меньше удовлетворяла Дягилева, к тому же он увлекся книгами и стал заядлым коллекционером. Последним громким успехом дягилевской труппы стала постановка Леонида Мясина 1928 года «Аполлон Мусагет» с музыкой Игоря Стравинского и костюмами Коко Шанель.
«Русский балет» успешно проработал вплоть до кончины Дягилева в 1929 году. В своих воспоминаниях Игорь Стравинский, говоря о новых тенденциях в балете ХХ века, отметил: «…возникли ли бы эти тенденции без Дягилева? Не думаю».
Автор: Олег Зиновьев
www.culture.ru
Стравинский, Нижинский, Гончарова и другие.
31 марта исполняется 144 года со дня рождения Сергея Дягилева — гениального антрепренера, который заставил Европу обожать русскую культуру. Он не писал картин, не сочинял балетов и опер и очень редко выступал как художественный критик. Но Дягилев обладал таким вдохновением, пламенностью и организаторским талантом, что без него история искусств ХХ века была бы совсем другой. Рассказывает Софья Багдасарова.
В юности, мечтая стать композитором, он показал свои сочинения Римскому-Корсакову, который не оценил их. Уходя, молодой Дягилев прокричал: «Будущее покажет, кого из нас история будет считать более великим!» Спустя годы именно благодаря Дягилеву Европа познакомилась с музыкой Римского-Корсакова и начала сходить с ума от восторга. Сходила мировая публика с ума и от других открытий этого величайшего продюсера ХХ века. Вот некоторые из них.
Музыка: Игорь Стравинский
Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Леон Бакст и неизвестная. Швейцария, 1915 год
В самом начале Русских сезонов, потрясших Париж, Дягилев делал ставку на волшебство русских сказок. Музыку для балета «Жар-птица» он заказал композитору Анатолию Лядову. Но когда стало ясно, что заказ в срок выполнен не будет, Дягилев обратился к молодому Стравинскому, премьеру ученических сочинений которого он слышал в консерватории. «Жар-птица» вместе с «Шехеразадой» Римского-Корсакова стали самыми популярными балетами сезона 1910 года. Стравинский еще не раз писал для Дягилева: так появились «Петрушка», «Весна священная»...
Танец: Нижинский, Лифарь и другие
Дягилев перевернул мировой балет: если честно, к 1910-м годам в Париже этот жанр считался пережитком, полным пыли, полумрака и меланхолии. Помогло в числе прочего то, что Дягилев был большим ценителем мужской красоты («…Каракалла какая-то, если не Иезавель нарумяненная и сенаторам римским главы отсекающая…» — описывал его сластолюбивую внешность Андрей Белый). Одним из новаторств Дягилева был перенос внимания с женских партий на мужские. Он открыл, вернее, создал таких танцовщиков и постановщиков, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Серж Лифарь. Некоторые из них уже имели карьеру в петербургском балете, других же лепил он сам. Лифарь в воспоминаниях пишет, как Дягилев водил его по музеям, заставлял читать книги. А потом экзамен устраивал. Другие, как сестра Нижинского Бронислава или Джордж Баланчин, прибивались к Русским балетам сами — потому что знали, что именно здесь их талант раскроется.
Живопись: Наталья Гончарова
Как и многие другие открытия Дягилева, в том числе художники Леон Бакст, Александр Бенуа, Константин Коровин и пр., на родине Гончарова была известным мастером. Но лишь театральные работы для Русских сезонов помогли ей обрести почву под ногами в Европе. В 1914 году по рекомендации своего давнего друга Бенуа он приглашает ее для оформления нового балета «Золотой петушок» Римского-Корсакова (прежние художники-оформители труппы, тот же Бенуа и Бакст, стали уже немного старомодными, публика требовала авангарда). После начала Первой мировой войны художница покидает Париж и возвращается в Россию, однако в июне 1915 года Дягилев снова приглашает ее — на сей раз на постоянную работу. Гончарова с супругом Михаилом Ларионовым покидают родину накануне грядущих потрясений и остаются в Париже до конца жизни.
Наталья Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914
Наталья Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914
Наталья Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914
История: Александр Рослен и другие
До того как обосноваться на Западе и обрушить на него русскую музыку, танец и сценографию, Дягилев сотрясал своей бурной энергией родные просторы. Одна из его величайших заслуг перед историей искусства — организация в 1905 году выставки русского портрета в Таврическом дворце. На ней были представлены произведения русской живописи за все время существования жанра. Чтобы собрать картины, Дягилев (заручившись поддержкой историка, великого князя Николая Михайловича) обшарил все императорские дворцы. А также лично объездил 102 дворянские усадьбы по всей стране, уговаривая помещиков отдать на выставку старинные портреты своих предков. И тогда историки искусства Серебряного века впервые увидели многих мастеров, которые сегодня считаются столпами жанра. Они с удивлением узнали, что «наши портретисты того же XVIII века — Левицкий, Боровиковский, Шубин, Щукин, Рокотов — и более позднего времени, как братья Брюлловы, Кипренский, Тропинин, Варнек, Соколов, стоят на уровне лучших европейских — их современников», — вспоминал художник Мстислав Добужинский. Особенно всех поразили работы Рослена.
Критика: Бенуа и Грабарь
А еще до этого ведь существовал журнал «Мир искусства», основателем которого и главным редактором был Дягилев. (Собственно, как и в других своих проектах, он старался быть его «диктатором», из-за чего журнал и сложившееся вокруг него общество «Мир искусства» в итоге и развалились.)
«Мир искусства» был новаторским и по форме, и по содержанию. Для его печати в закромах нашли старинный типографский шрифт времен Елизаветы Петровны, на него шла самая дорогая бумага, его оформляли лучшие художники. Тексты для него писали тоже лучшие авторы — только, пока Дягилев не заставлял их этого делать, они порой не знали, что такими являются. Так, художник Александр Бенуа стал известен как историк искусства именно благодаря текстам в этом журнале.
Художник Игорь Грабарь начинал как критик тоже здесь — и в итоге настолько вовлекся в историю искусства, что спас половину шедевров русской иконописи и основал реставрационные мастерские.
www.culture.ru
Сергей Павлович Дягилев и Третьяковская галерея
Сергей Павлович Дягилев, поставив задачу пропаганды русского искусства, имел перед собой пример подвижнической деятельности Павла Михайловича Третьякова, посвятившего жизнь собиранию художественных произведений русской школы.
С самого начала Дягилев относился к Третьякову с глубоким уважением. В 1901 году в статье «О русских музеях» Сергей Павлович писал: «Всматриваясь ближе в состав изумительной московской галереи, нетрудно заметить, что Третьяков, человек чуткий и влюбленный в свое детище, принадлежал все же к известной эпохе... Он чувствовал, что должен представить все русское искусство... Таким образом, его собрание есть поразительный по своей полноте дневник тридцати центральных лет его коллекционерской деятельности»[1]. Павел Михайлович не был чужд новых веяний в искусстве, за что критиковался более консервативно настроенными деятелями. Он сочувственно отнесся к идее молодежи круга Сергея Дягилева и Александра Бенуа издавать журнал и устраивать выставки. С организованной С.П. Дягилевым в январе 1898 года выставки русских и финских художников П.М. Третьяков купил картины «Прудок»[2] В.А. Серова, «Кладбище»[3] А.Н. Бенуа, «В сумерках»[4] К.А. Сомова, «Осень»[5] М.В. Якунчиковой и иллюстрации С.В. Малютина к сказке «Царь Салтан»[6], о чем Дягилев писал Павлу Михайловичу в марте того же года: «Картины, приобретенные Вами, давно уже отправлены в Москву»[7].
И все же сам Дягилев считал, что «к искусству последних лет Третьяков тоже относился без энтузиазма. Он этим искусством не увлекался. Врубель его удивлял, Коровин только отчасти нравился, Бенуа и Сомова он покупал скорее для "очистки совести"»[8]. Тем не менее Третьяков возлагал большие надежды на издание нового художественного журнала, задуманного Дягилевым и его друзьями. Просьбы Сергея Павловича о размещении в журнале изображений принадлежащих Третьякову вещей удовлетворялись (давались разрешения на выполнение фотосъемок и на воспроизведение). В отделе рукописей ГТГ сохранились письма Дягилева к Третьякову[9], в которых обсуждались вопросы опубликования на страницах журнала изображений конкретных произведений, при этом Сергею Павловичу приходилось получать еще и разрешения у авторов картин.
К сожалению, первый номер журнала «Мир искусства» разочаровал Павла Михайловича, о чем он сообщил своему зятю С.С. Боткину 18 ноября 1898 года: «Ты, мой милый Сережа, разумеется, получил Дягилевский первый номер, а я хотя еще не получал, но видел его. Уж не знаю, кто хуже — Собко[10] или Дягилев... Вот уже, по народному выражению, оба в лужу стрельнули! Нечего сказать, одолжили! Там и ждать нечего было, а тут не ожидал! Очень жаль, очень жаль!»[11] Третьяков, отмечая положительные стороны журнала, критиковал сумбурность изложения и подачи материала, нелогичность его размещения. При жизни Павла Михайловича вышел лишь первый номер «Мира искусства».
Постепенно молодой издатель приобретал опыт — подбор статей и иллюстраций становился более естественным. Более того с 1903 года стал отдельно выходить «Мир искусства. Хроника», что позволило избавить сам журнал от сиюминутных заметок, которые (как и рекламные объявления) не нравились Третьякову, отмечавшему, что «конец-то номера, с различными объявлениями, гораздо хуже и безвкуснее»[12], чем у журнала «Искусство и художественная промышленность». Правда, реклама в журнале продолжала печататься все последующие годы, в том числе в 1904 году было опубликовано объявление о подписке на издание «Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых» (редакция и пояснительная записка И.С. Остроухова и С. Глаголя)[13].
4 декабря 1898 года умер Павел Михайлович Третьяков. Дягилев глубоко переживал утрату. Ему сразу же пришла в голову мысль о необходимости увековечения памяти великого собирателя русского искусства на страницах журнала «Мир искусства», о чем Сергей Павлович уже 6 декабря писал Илье Семеновичу Остроухову: «У меня к Вам большая просьба, в которой Вы не можете, "не смеете" отказать, конечно, не ради меня, но ради того дела, о котором я Вас прошу: пожалуйста, сейчас же беритесь за перо и напишите нам заметку о П.М.Третьякове... Добрый друг, Вы не можете в этом отказать, это Ваша прямая обязанность перед Третьяковым.»[14] Остроухов откликнулся на этот призыв: написал статью[15] и прислал в редакцию журнала подлинные фотографии Павла Михайловича Третьякова, о получении которых с благодарностью сообщил Д.В. Философов: «Сегодня в редакции получено от Вашего имени два снимка с Павла Михайловича в кругу семьи Вашей. Дягилев еще не приехал из Парижа, а потому на мою долю выпало принести Вам от имени редакции глубокую благодарность за ваш подарок... Покуда существует редакция «Мира искусства», она всегда будет с гордостью и благодарностью вспоминать, что Вы, ближайший помощник Павла Михайловича, сочли ее достойной хранить в стенах своих портрет покойного»[16].
Со смертью Павла Михайловича Третьякова Дягилев не порвал отношений с Третьяковской галереей. Его не покидала мысль поместить развернутую статью о галерее, для которой надо было собрать материал, в том числе — иллюстративный. Решено было рассказать о расширении и перестройках галереи, поместить изображение нового фасада, выполненное В.М. Васнецовым. После смерти Павла Михайловича и его жены Веры Николаевны (умершей в марте 1899 года) их жилой дом пустовал, и решено было соединить его с основным зданием. Одновременно планировалось сделать новый фасад галереи, который объединил бы оба здания. Фасад поручили спроектировать В.М. Васнецову, 10 августа 1900 года художник предоставил проект фасада на рассмотрение Совета галереи, проект был одобрен и рекомендован Московской городской думе.
Желая поместить в журнале «Мир искусства» материалы по этому вопросу, Дягилев переписывался с Васнецовым и Остроуховым. Последнему Сергей Павлович писал в июле 1900 года: «Спасибо за сообщение интересных сведений о галерее. Тут же и просьба: не разрешите ли воспроизвести в "Мир[е] Иск[усства]" фасад Васнецова. Это было бы крайне важно и интересно. К тому же напоминаю Вам ваше обещание прислать заметку о перестройках в галерее. Хорошо если бы это помещено было вместе с фасадом»[17]. Виктор Михайлович Васнецов сочувственно отнесся к идее и согласился выслать свой рисунок[18]. А Остроухов долго собирался написать о Третьяковской галерее. Дягилев, которому не терпелось получить заметку, пригласил Илью Семеновича с материалами о галерее в редакцию: «Если найдете свободную минуту заехать к нам в редакцию часов около 5, то найдете там Философова и других членов редакции, которые, кроме того, что будут рады Вас видеть, крайне заинтригованы Вашей рукописью»[19].
Наконец в № 21—22 появилась заметка (без подписи) о перестройках здания. Особо отмечалось, что после перестройки появится комната («зала»), посвященная памяти П.М. Третьякова: «В последней будут расположены портреты и бюсты с покойного, а также различные предметы, имеющие то или иное отношение к его общественной деятельности. Зала эта будет соединена с той залой прежнего здания, в которой помещены в хронологическом порядке произведения старых русских художников. Таким образом, осмотр галереи, согласно идее покойного ее основателя, можно будет делать по строго проведенной системе»[20]. Все остальные материалы о деятельности галереи Остроухов в конце концов передал сотрудникам журнала «Мир искусства», о чем сам сообщал А.П. Боткиной в октябре 1904 года: «Философов забрал у меня весь материал и пишет очень большую статью о делах галереи...»[21]
Положение дел в Третьяковской галерее регулярно освещал в номерах «Мир искусства. Хроники»[22] Д.В. Философов, отстаивая точку зрения прогрессивной части Совета (И.С. Остроухов, А.П. Боткина, В.А. Серов). Однако на перевыборах Совета галереи, состоявшихся в июне 1903 года, И.С. Остроухов был забаллотирован, вместо него выбрали гласного Московской городской думы Н.П. Вишнякова. Дягилев выразил сочувствие Остроухову и свою озабоченность будущим галереи: «.до сих пор не мог написать Вам и высказать, в какую грусть меня повергло известие о Вашем поражении. Начался провал уже по всей линии. Чего желать? Как выйти из положения и спасти дело, которое без вас неминуемо погибнет. Ведь испортить галерею можно в один год, а потом и в десятки лет не исправишь. Все это несказанно грустно»[23].
В начале 1903 года Московская городская дума, ведавшая делами галереи, создала комиссию по проверке работы Совета галереи. Эта комиссия нашла необходимым внести изменения в Положение об управлении Городской художественной галереей П.М. и С.М. Третьяковых. В № 1 журнала «Мир искусства» за 1904 год была помещена небольшая заметка о программе организационной комиссии по преобразованию Третьяковской галереи, о принципах покупки картин[24]. В № 7 появилось краткое сообщение об утверждении нового проекта управления галереей: «Главные основания проекта — а именно выборный попечитель[25] и пятичленный состав Совета — Думой приняты»[26]. В № 8—9 «Мира искусства» за 1904 год были помещены материалы по реорганизации управления Третьяковской галереей: доклад организационной комиссии по пересмотру Положения об управлении Городской художественной галереей П.М. и С.М. Третьяковых, справочные материалы, само Положение об управлении (в действующей редакции и проект), выписка из стенографического отчета о собрании Московской городской думы 14 января 1903 года, копия открытого письма вдовы С.М. Третьякова Е.А. Третьяковой к гласным Московской городской думы, напечатанного в «Русских ведомостях» 15 апреля 1903 года, и другие документы[27].
Благодаря решению редакции «Мира искусства» поместить на страницах журнала материалы по реорганизации управления Третьяковской галереей с ними смогли ознакомиться все неравнодушные к судьбе галереи люди. В ноябре 1904 года К.Ф. Юон писал А.П. Боткиной о своем впечатлении от № 7 журнала: «В конце помещен "Доклад организационной] комиссии по пересмотру Устава в Третьяковской галерее" — довольно пространный; в деталях я его еще не просмотрел»[28]. Поскольку пространную статью о Третьяковской галерее журнал так и не успел поместить, редакция считала важным опубликовать эти материалы: «Даже ограничиваясь одними официальными, преданными гласности документами, можно получить довольно характерную культурно-бытовую картину. И вынести довольно пессимистическое заключение о роли искусства и его значении в России»[29].
Одновременно Дягилев продолжал участвовать в деле пополнения музейной коллекции, о чем сохранилась переписка Сергея Павловича с членом Совета галереи, а затем с ее попечителем — Ильей Семеновичем Остроуховым, а также с дочерью П.М. Третьякова Александрой Павловной Боткиной, являвшейся также членом Совета. Совет галереи регулярно покупал картины с выставок «Мира искусства». Дягилев старался, чтобы самые лучшие произведения попадали в Третьяковскую галерею, нередко выменивая их. В марте 1902 года Сергей Павлович сообщал Остроухову: «Акварель Лансере "Барки"[30] я в Третьяковскую устроил, взамен этой вещи Серг[ей] Сергеевич] [31] согласился принять в дар от редакции три других рисунка Лансере "Виды Петербурга"»[32]. Из переписки видна заинтересованность Дягилева в комплектовании Третьяковской галереи как современными, так и старыми произведениями искусства. О пробелах в собрании галереи, имея в виду искусство XVIII века, Дягилев писал в статье «О русских музеях»: «Лучшим доказательством этого служит тот факт, что для всего русского искусства до 50-х годов нынешнего столетия, то есть для полуторавекового периода его процветания, Третьяков уделил лишь одну залу своей огромной галереи»[33]. Будучи неравнодушным по природе, Дягилев и в деле дальнейшего развития галереи был бескомпромиссен; годами пытаясь добыть для музея выдающиеся произведения, он нередко видел, что его усилия пропадали даром. Совет галереи, довольно разнородный по составу[34], часто отвергал выдающиеся произведения и покупал весьма средние. Сергей Павлович с горечью писал в 1901 году: «Я очень близко знаком с деятельностью этой комиссии и видел не раз, как смелые, убежденные люди делались слабыми и неуверенными, лишь только вопрос касался приобретения "на чужие деньги" картин в "общественный музей". За три года своего существования комиссия покупала не вещи, а вещицы, которые бы одновременно не очень обидели общество и вместе с тем были бы пополнением галереи»[35].
Серьезно занимаясь творчеством Левицкого, Сергей Павлович старался способствовать пополнению музея произведениями этого художника. Еще в 1901 году в журнале было помещено объявление: «Приступая к изданию произведений знаменитого русского художника Д.Г. Левицкого, "Мир Искусства" обращается ко всем собственникам работ названного художника с просьбой сообщить редакции (Петербург, Фонтанка, 11) сведения об имеющихся у них произведениях»[36]. Некоторые владельцы не только сообщили о своих картинах, но и изъявили готовность их продать. В мае 1902-го Дягилев писал Боткиной о возможности приобрести для галереи два прекрасных портрета работы этого художника[37]. В 1903 году Сергей Павлович предлагал Остроухову для приобретения в Третьяковскую галерею один портрет работы Левицкого и три портрета работы Рокотова[38]. В мае 1905-го Дягилев снова предложил Третьяковской галерее работы Левицкого: «У меня на квартире уже две недели стоят два Левицких... Оба портрета, безусловно, достоверные и подписные»[39]. В результате усилий Сергея Павловича Совет галереи приобрел работы Д.Г. Левицкого — «Портрет вице-канцлера кн. Александра Михайловича Голицына», «Портрет Анны Давиа-Бернуцци», «Портрет Петра Васильевича Бакунина-старшего» и «Портрет жены П.В. Бакунина».
Тесное сотрудничество Дягилева с Третьяковской галереей окончилось в 1905 году, фактически с прекращением существования «Мира искусства». Постепенно Сергей Павлович все больше увлекался пропагандой русского искусства за рубежом, устраивая выставки, концерты классической музыки, знаменитые балеты и оперные постановки. Невозможно преуменьшить роль Дягилева в изучении, собирании и прославлении русского искусства. Его неравнодушие к отечественной культуре проявилось и в отношении к Третьяковской галерее, к продолжению дела Павла Михайловича Третьякова по созданию музея русского искусства во всем его многообразии, в желании исследовать это искусство. Не случайно сам Дягилев писал, издавая первый том «Русской живописи в XVIII веке»[40] (фактически монографию о творчестве Левицкого): «Изысканиями в этой области я мог внести мою крохотную лепту в дело пополнения Третьяковской галереи»[41].
- Мир искусства. 1901. № 10. С.164-165.
- ОР ГТГ, ф. 1, ед. хр. 4447.
- Там же, ед. хр. 4446.
- Там же, ед. хр. 4445.
- Там же, ед. хр. 4444.
- Там же, ед. хр. 4442, 4443.
- Там же, ед. хр. 1383.
- Мир искусства. 1901. № 10. С. 165.
- ОР ГТГ, ф. 1, ед. хр. 1382, 1384.
- Известный историк искусства, критик, библиограф Николай Петрович Собко (1851-1906) в 1898 году стал редактором журнала «Искусство и художественная промышленность», издававшегося Императорским обществом поощрения художников в 1898-1902 годах.
- ОР ГТГ, ф. 48, ед. хр. 931.
- Там же.
- Мир искусства. Хроника. 1904. № 8-9. С. 201.
- ОР ГТГ, ф. 10, ед. хр. 2739.
- Мир искусства. 1899. № 6. С. 45-46.
- ОР ГТГ, ф. 10, ед. хр. 6526.
- ОР ГГГ, ф. 10, ед. хр. 2761.
- Там же, ф. 66, ед. хр. 61.
- Там же, ф. 10, ед. хр. 2795.
- Мир искусства. 1900. № 21-22. С. 212.
- ОР ГГГ, ф. 48, ед. хр. 350.
- Мир искусства. Хроника. 1903. № 1, с. 2-5; № 9, с. 86-87; № 15, с. 74-76 и т. д.
- ОР ГГГ, ф. 10, ед. хр. 2776.
- Мир искусства. Хроника. 1904. № 1. С. 24.
- Первым выборным попечителем стал И.С. Остроухов, избранный в марте 1905 года.
- Мир искусства. Хроника. 1904. № 7. С. 144.
- Мир искусства. Хроника. 1904. № 8-9. С. 171-192.
- ОР ГТГ, ф. 48, ед. хр. 881.
- Мир искусства. Хроника. 1904. № 7. С. 144.
- Е.Е. Лансере. Никольский рынок в Петербурге (Барки). 1901. Б. на карт., гуашь, уголь, цв. кар. 44 х 59. ГТГ.
- Сергей Сергеевич Боткин.
- ОР ГТГ, ф. 10, ед.хр. 2771.
- Мир искусства. 1901. № 10. C. 164-165.
- В состав Совета галереи после смерти П.М. Третьякова вошли городской голова князь В.М. Голицын, художник В.А. Серов, художник и коллекционер И.С. Остроухов, коллекционер И.Е.Цветков и дочь ПМ.Третьякова А.П. Боткина.
- Мир искусства. 1901. № 10. С. 165-166.
- Там же, № 4. С. 183.
- ОР ГТГ, ф. 48, ед. хр. 59.
- Там же, ф. 10, ед. хр. 2777.
- Там же, ед. хр. 2774.
- С.П. Дягилев. «Русская живопись в XVIII веке» (т. I, Левицкий, СПб., 1903).
- ОР ГТГ, ф. 10, ед. хр. 2777.
Illustrations
П.М.Третьяков. 1890-еГТГ
Квитанция с выставки русских и финляндских художников, выданная П.М. Третьякову. 18 января 1898ГТГ
Конверт письма С.П. Дягилева П.М. ТретьяковуГТГ
Список картин из коллекции П.М. Третьякова, отобранных С.П. Дягилевым для воспроизведения в журнале «Мир искусства»ГТГ
Обложка журнала «Мир искусства». 1900. № 21–22
Обложка журнала «Мир искусства». 1899. № 1
Оглавление журнала «Мир искусства». 1900. № 21–22
Дом Третьяковых в Толмачах. 1890-eГТГ
Конверт письма С.П. Дягилева к В.М. Васнецову. 2 декабря 1898ГТГ
Л.С. БАКСТ. Портрет С.П.Дягилева с няней. 1906. ФрагментГРМ
В.А. СЕРОВ. Портрет И.С. Остроухова. 1902ГТГ
Фрагмент фасада Третьяковской галереи (рисунок В.М. Васнецова), воспроизведенный в журнале «Мир искусства». 1900. № 21–22
Картины художников XVIII века в зале № 2 Третьяковской галереи. 1898ГТГ
И.С. Остроухов, А.П. Боткина и В.А. Серов. 1900-еГТГ
С.П. Дягилев. 1920-еФото. ГТГ
Визитная карточка С.П. Дягилева с адресом редакции журнала «Мир искусства». Конец 1890-х – начало 1900-хГТГ
С.П. Дягилев. Русская живопись в XVIII веке (т. 1, Спб., 1903). Обложка
www.tg-m.ru