Коллекционер обнаружил утерянные картины знаменитого художника Александра Исачева. Картины исачева
ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ - Айра
И только спустя много лет я узнала, что художник прожил до обидного мало – всего 32 года… И что все картины, казавшиеся из-за своей религиозной и философской направленности, трудом зрелого и опытного мастера – написаны совсем юным человеком… После себя Александр Исачев оставил более 500 живописных полотен и тысячи графических листов.
Александр Исачев родился 11 января 1955г. в городе Речице Гомельской области, Белоруссия. Умер в 1987 году , в возрасте 32 лет, через три дня после окончания первой в своей жизни персональной выставки, состоявшейся в его родном городе.Большая часть картин Александра Исачева, не нашедших признания у себя в стране, была вывезена за рубеж. Сегодня их можно увидеть в галереях Западной Европы, в частных коллекциях. Они охотно и дорого покупаются.Живописные работы Исачева выполнены в технике лессировочного гладкого письма, весьма трудоемкого и кропотливого. Эту технику, как , впрочем, и другие секреты живописи, он постигал самостоятельно.Нашлась на просторах интернета скудная подборка репродукций, многие – мягко говоря, не очень хорошего качества… И только после прочтения интервью со вдовой Александра Исачева, приведенного ниже, я поняла, почему нет качественных репродукций…
КП, 24.02.2010 автор: Надежда БЕЛОХВОСТИКАлександр Исачев - одна из самых загадочных фигур в современном белорусском искусстве.Загадочных - потому что так и не разгадан секрет его невероятного успеха у зрителя. Потому что успеха этого добился не просто художник-самоучка, но и очень молодой человек. Самые известные свои работы, часть из которых сегодня выставляются в Питере, Александр написал до 25 лет (!)Но самые удивительные вещи произошли с ним после смерти. Из Исачева сделали страдальца, непризнанного гения, которого травили власти. И дотравили до ранней смерти. В принципе, сухие факты биографии укладываются в эту понятную схему. Талантливого мальчика, росшего в мозырском интернате, принимают в столичную школу для одаренных детей. Саша был одарен настолько, что его детские работы победили на Женевской выставке. Но в 9-й класс его не берут - Саша выкрасил волосы хной и отказался побриться наголо. Парень возвращается в родную Речицу, учится в вечерней школе и работает на стройке. Ни в каких художественных школах, тем более вузах он учиться никогда не будет. Но и живопись не оставит. Зато он уезжает в Ленинград. Попадает там в андеграундную среду, выставляется на квартирных выставках вместе с другими непризнанными художниками. В Беларуси о нем никто не знает, пытаются даже после возвращения в Речицу привлечь по статье «Тунеядство». В 1987 году в родном городе проходит его первая и единственная прижизненная выставка художника. Через три дня после ее закрытия он умирает от сердечного приступа. Именно такую информацию получал любой, кого заинтересовало творчество Александра. Я помню ту самую первую выставку Исачева в Минске в 1988 году. До той поры мне не приходилось стоять в очереди, чтобы посмотреть картины. Вереница людей тянулась от Дворца профсоюзов через всю нынешнюю Октябрьскую площадь. Это было одно из первых в столице событий, которое означало перемены в нашей жизни. И образ непонятой жертвы советского режима складывался сам собой.Уже 20 лет его вдова Наталья Исачева борется с этими стереотипами.- Это все так наигранно: трагическая судьба, непризнанный, непонятый, рано ушедший из жизни... Мы были слишком молоды, жили весело, богемно, это давало самоощущение особенности именно в силу того, что это путь немногих.ЛЮБОВЬ СО ВТОРОГО ВЗГЛЯДАТакую необычную жизнь, которую прожил Александр Исачев, наверное, проще понять, если помнить, что все эти события происходили с совершенно молодыми людьми. Что в Речицу из Минска после исключения из художественной школы вернулся 15-летний подросток, который едва ли не единственный на весь маленький городок носил длинные волосы и брюки клеш. К тому же был невероятно хорош собой, независим, даже экстравагантен, прекрасно танцевал модный в 1970-м шейк. Таким его увидела семиклассница Наташа. И влюбилась почти сразу.- Нет, с первого взгляда я в него не влюбилась. Влюбилась… со второго.Он читал ей Блока, Гумилева, Ахматову, рассказывал о запрещенном искусстве.Через месяц после окончания Наташей школы они поженились. Саше было 19 лет, Наташе - 17.
К тому времени Александра Исачева уже неплохо знали в Ленинграде, конечно, среди бомонда, который интересовался авангардным искусством.- Мы постоянно там тусовались, как говорят сейчас. Одно время пытались в Ленинграде обосноваться, но лимита для женатых не было. Среда петербургская была потрясающая - там были и художники, и очень серьезные люди, ученые. То, чего я тогда наслушалась о литературе, искусстве, ни в каком институте мне не дали бы. Мы снимали квартиру семь месяцев. Там Ярослав родился, и я вернулась, так как сын начал болеть. Вернулись с Сашей, потому что поняли, чтобы работать, нужно чтобы ничто не отвлекало.«Апостол Петр» стал эмблемой Фонда свободного русского современного искусства. Но в Петербург ездили постоянно: пообщаться с людьми, подпитаться. Работы продавались, основной Сашин покупатель был ленинградский интеллигент. Терпеть не могу, когда говорят: продавался за копейки. Продавался по той цене, которую ставил. Продавались за 150- 200 рублей, а «Мастер и Маргарита» на черном рынке стоила 75 рублей. То, что не продавалось, он раздаривал.ТОТ, КТО ПИШЕТ КАРТИНЫ - ТУНЕЯДЕЦ- А он стремился к признанию на родине?- Что значит - стремился? Так вопрос никогда не ставился, изначально было понятно, что его путь - путь не славы, не денег. Это путь служения. Готовы были на всё. Потом какая-то известность пришла, какие-то деньги появились, но этого могло и не быть. И когда-то так и было. Хотелось ли большего? Наверное, любому художнику этого хотелось бы. Но когда работаешь по 16 - 18 часов в сутки, думать об этом некогда.- А с бытовой точки зрения, семья с двумя маленькими детьми (Маша появилась через четыре года после Ярослава. - Прим.ред.) на что жила?- Я, круглая отличница, пошла работать на почту. В конце концов, получила образование (Наталья Исачева окончила два факультета - историко-филологический и юридический. - Прим.ред.). Училась заочно и работала. На четвертом курсе родила Машу.- Не каждая женщина может пойти на то, что ее муж занят искусством и только искусством…- Тогда это было особенно интересно. Тогда муж квалифицировался как тунеядец. Я понимала, что нам грозят неприятности. Когда товарищи приходили, я, изучив как будущий юрист статью о тунеядстве, выяснила, что все не так просто: тунеядец - это человек, который живет на средства кого-то против воли кого-то. Я им говорила: вы понимаете, что никогда не получите подтверждения этого? А когда появились заказы от церкви расписывать храмы, все квитанции мы сразу относили в налоговую.…Я еще девчонкой поняла, что он не может не писать, это его дыхание. Я еще ничего не понимала, насколько это гениально или не гениально. Я просто его любила и знала, что любимому человеку нужно дать кислород, чтобы он жил.
Он счастлив у мольберта, и тогда все вокруг светится, мы ведем интересные разговоры, у нас интеллектуальный, энергетический обмен, возле него хочется быть, помогать, подавать, читать. Мой рекорд - 10 часов непрерывного чтения «Мастера и Маргариты». Есть жизнь внешняя, событийная. А есть внутренняя. Так вот ощущение жизни с Исачевым - как будто три жизни прошло. А событийности там минимум. Такое бывает раз в жизни.НА ВЫСТАВКЕ ГОСТИ ИЗ СТОЛИЦЫ ОБЪЯСНЯЛИ, КАК ЭТО ПЛОХОТо, что в 1987 году в Речице прошла выставка Исачева, сегодня кажется естественным. Ну наконец - увидели, оценили талант. Сегодня подобными вернисажами никого не удивишь. Но тогда выставка художника, не состоящего ни в каком творческом союзе, даже теоретически не могла состояться. Да еще чтобы на нее пришли 20 тысяч человек!- С той выставкой все было не так просто. Из Минска приехали искусствоведы научить местных жителей правильно понимать искусство. Вели себя достаточно агрессивно, прямо на выставке стали народу объяснять, что это плохо.- Александр это слышал?- И Александр, и я слышали. Это было так смешно, потому что наш народ горой стал за своего земляка, и мы поняли, что ничего уже никому не нужно доказывать.Потом, когда Саша умер, на вопрос, как объяснить такую зрительскую любовь, говорили, что это провинция, что наш зритель долгое время был отрешен от настоящего искусства, поэтому нехватка вкуса сказалась, если бы это был столичный зритель… Тогда я сказала: давайте организуем выставку в Минске (ту самую, на которую и столичный зритель выстроился в очереди. - Прим. ред.).
Но и речицкая выставка прошла неслучайно.- Как я понимаю, ситуация выглядела так: Михайлов (коллекционер, собиравший и выставлявший у себя на квартире картины неофициальных художников. - Прим. ред.) уехал на Запад, имя Исачева там стало звучать, а у нас уже были предперестроечные времена, отношение власти, спецслужб к искусству стало меняться, от сплошного зажима стали отходить. Так и получилось воплощение булгаковского принципа: никогда и ничего не просите. Сами предложат и сами всё дадут! Так Саше предложили сделать выставку. Потом появилась статья корреспондента БелТА Игоря Осинского, он выпустил бомбу. После этого сюда и телевидение приехало, и местная пресса, и столичная. Конечно, поднялся шум. Если они и планировали дать воздух, они не рассчитывали на такой эффект.ПРИГОВОР СУДА: КАРТИНЫ УНИЧТОЖИТЬОтъезд Георгия Михайлова на Запад - событие для конца 80-х достаточно громкое. Но еще громче был судебный процесс над ним в 1979 году. Тогда двадцатилетние Саша и Наташа Исачевы были в первых рядах и свидетелей, и спасителей его коллекции. Судили коллекционера за незаконную предпринимательскую деятельность - ведь все выставки, которые он проводил в своей квартире, были подпольными.Исачев мог писать картины в любых условиях. Когда Михайлова отправили на Колыму на четыре года, в приговоре значилось: все картины, изъятые у него (а это больше тысячи полотен), конфисковать в доход государства. В случае невозможности их реализации - уничтожить. - Картины нужно было спасать. Сашиных там было несколько десятков. Именно они сейчас выставлены в Питере в «Галерее Исачева». А тогда мы составили уйму писем, подняли всю общественность. И организовали Фонд свободного русского современного искусства.Подписи Александра и Натальи Исачевой - первые под воззванием, а работа Александра «Апостол Петр» стала эмблемой фонда.- Уже когда Михайлова посадили, в Питере пытались устраивать квартирные выставки другие люди. На одну были приглашены иностранные дипломаты, но перед их приходом всех собравшихся подсадили под домашний арест. Саша потом с восторгом мне рассказывал, как они убегали по крышам. А я жалела, что в тот раз он поехал в Питер без меня.Через четыре года Михайлов вернулся, картины так и остались в его опечатанной квартире. Теперь он сам должен был сдать их государству.- Он и сдал несколько. За картину сошла даже палитра Исачева. Словом, за хищение в особо крупном размере Михайлова снова арестовали. На этот раз ему грозил расстрел. Миттеран написал Горбачеву, в итоге Михайлова освободили, но предложили покинуть Советский Союз. Условием своего отъезда коллекционер поставил возможность вывезти свою коллекцию. Так картины Исачева и еще десятка неформальных художников оказались на Западе, их увидела европейская публика. Тогда то власти в Союзе и разрешили ту самую речицкую выставку Исачева.В начале 90-х, когда Георгий Михайлов был полностью реабилитирован, он вернулся в Россию со всей коллекцией. Увидеть ее и в том числе самое большое собрание картин Александра Исачева можно и сейчас в Петербурге.
ИСАЧЕВ - САМЫЙ ПОХИЩАЕМЫЙ ХУДОЖНИК- Когда Александр умер, ваши дети были совсем маленькими.- Ярославу было десять, Маше - только шесть лет. - Тяжело было одной поднимать их? Картины Александра вам помогли выжить?- Вы имеете в виду, продавала ли я их? Ни в коем случае. Я, наоборот, пыталась собрать как можно больше Сашиных работ, выкупала, пока могла. Пока те, что он продавал за 150 - 200 рублей, отдавали за 600. Когда стоимость их стала расти, я уже не могла это потянуть.В речицкой квартире художника на стенах только его графика, рисунки.- Нас в 96-м ограбили. Вынесли все Сашины работы маслом. Слава Богу, ребенок жив остался. Грабители явно следили за квартирой, в это время в ней должна была быть только бабушка, а оказалась Маша. Они ее связали… Ни одной похищенной работы так и не нашли. В то время взломали многие квартиры в Речице, где были исачевские картины.Его работы меняют людей, как бы проявляют их. Я много раз это видела, но говорить об этом невозможно. Произнесенные слова лишены смысла. - А вы нашли для себя ответ, почему он так рано ушел?- Сделал все, что должен был на этой земле. Но мы не уходим совсем, для меня это очевидно. А мне 14-ти лет с Сашей хватит на всю жизнь.
Галерея картин Александра Исачева: http://isachev.narod.ru/galleryru.html
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
aira68.livejournal.com
ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ - Журнал обо всём
. Это цитата
ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВВ январе исполнилось бы 57 лет талантливому художнику Александру Исачеву.С юности помню, как впервые увидела репродукции его картин на цветной вклейке в журнале «Юность». Это были совсем другие, непривычные живописные образы, своеобразная техника исполнения, необыкновенно красивые персонажи… Это было потрясение…
И только спустя много лет я узнала, что художник прожил до обидного мало – всего 32 года… И что все картины, казавшиеся из-за своей религиозной и философской направленности, трудом зрелого и опытного мастера – написаны совсем юным человеком… После себя Александр Исачев оставил более 500 живописных полотен и тысячи графических листов.
Александр Исачев родился 11 января 1955г. в городе Речице Гомельской области, Белоруссия. Умер в 1987 году , в возрасте 32 лет, через три дня после окончания первой в своей жизни персональной выставки, состоявшейся в его родном городе.Большая часть картин Александра Исачева, не нашедших признания у себя в стране, была вывезена за рубеж. Сегодня их можно увидеть в галереях Западной Европы, в частных коллекциях. Они охотно и дорого покупаются.Живописные работы Исачева выполнены в технике лессировочного гладкого письма, весьма трудоемкого и кропотливого. Эту технику, как , впрочем, и другие секреты живописи, он постигал самостоятельно.Нашлась на просторах интернета скудная подборка репродукций, многие – мягко говоря, не очень хорошего качества… И только после прочтения интервью со вдовой Александра Исачева, приведенного ниже, я поняла, почему нет качественных репродукций…
КП, 24.02.2010 автор: Надежда БЕЛОХВОСТИКАлександр Исачев - одна из самых загадочных фигур в современном белорусском искусстве.Загадочных - потому что так и не разгадан секрет его невероятного успеха у зрителя. Потому что успеха этого добился не просто художник-самоучка, но и очень молодой человек. Самые известные свои работы, часть из которых сегодня выставляются в Питере, Александр написал до 25 лет (!)Но самые удивительные вещи произошли с ним после смерти. Из Исачева сделали страдальца, непризнанного гения, которого травили власти. И дотравили до ранней смерти. В принципе, сухие факты биографии укладываются в эту понятную схему. Талантливого мальчика, росшего в мозырском интернате, принимают в столичную школу для одаренных детей. Саша был одарен настолько, что его детские работы победили на Женевской выставке. Но в 9-й класс его не берут - Саша выкрасил волосы хной и отказался побриться наголо. Парень возвращается в родную Речицу, учится в вечерней школе и работает на стройке. Ни в каких художественных школах, тем более вузах он учиться никогда не будет. Но и живопись не оставит. Зато он уезжает в Ленинград. Попадает там в андеграундную среду, выставляется на квартирных выставках вместе с другими непризнанными художниками. В Беларуси о нем никто не знает, пытаются даже после возвращения в Речицу привлечь по статье «Тунеядство». В 1987 году в родном городе проходит его первая и единственная прижизненная выставка художника. Через три дня после ее закрытия он умирает от сердечного приступа. Именно такую информацию получал любой, кого заинтересовало творчество Александра. Я помню ту самую первую выставку Исачева в Минске в 1988 году. До той поры мне не приходилось стоять в очереди, чтобы посмотреть картины. Вереница людей тянулась от Дворца профсоюзов через всю нынешнюю Октябрьскую площадь. Это было одно из первых в столице событий, которое означало перемены в нашей жизни. И образ непонятой жертвы советского режима складывался сам собой.Уже 20 лет его вдова Наталья Исачева борется с этими стереотипами.- Это все так наигранно: трагическая судьба, непризнанный, непонятый, рано ушедший из жизни... Мы были слишком молоды, жили весело, богемно, это давало самоощущение особенности именно в силу того, что это путь немногих.ЛЮБОВЬ СО ВТОРОГО ВЗГЛЯДАТакую необычную жизнь, которую прожил Александр Исачев, наверное, проще понять, если помнить, что все эти события происходили с совершенно молодыми людьми. Что в Речицу из Минска после исключения из художественной школы вернулся 15-летний подросток, который едва ли не единственный на весь маленький городок носил длинные волосы и брюки клеш. К тому же был невероятно хорош собой, независим, даже экстравагантен, прекрасно танцевал модный в 1970-м шейк. Таким его увидела семиклассница Наташа. И влюбилась почти сразу.- Нет, с первого взгляда я в него не влюбилась. Влюбилась… со второго.Он читал ей Блока, Гумилева, Ахматову, рассказывал о запрещенном искусстве.Через месяц после окончания Наташей школы они поженились. Саше было 19 лет, Наташе - 17.
К тому времени Александра Исачева уже неплохо знали в Ленинграде, конечно, среди бомонда, который интересовался авангардным искусством.- Мы постоянно там тусовались, как говорят сейчас. Одно время пытались в Ленинграде обосноваться, но лимита для женатых не было. Среда петербургская была потрясающая - там были и художники, и очень серьезные люди, ученые. То, чего я тогда наслушалась о литературе, искусстве, ни в каком институте мне не дали бы. Мы снимали квартиру семь месяцев. Там Ярослав родился, и я вернулась, так как сын начал болеть. Вернулись с Сашей, потому что поняли, чтобы работать, нужно чтобы ничто не отвлекало.«Апостол Петр» стал эмблемой Фонда свободного русского современного искусства. Но в Петербург ездили постоянно: пообщаться с людьми, подпитаться. Работы продавались, основной Сашин покупатель был ленинградский интеллигент. Терпеть не могу, когда говорят: продавался за копейки. Продавался по той цене, которую ставил. Продавались за 150- 200 рублей, а «Мастер и Маргарита» на черном рынке стоила 75 рублей. То, что не продавалось, он раздаривал.ТОТ, КТО ПИШЕТ КАРТИНЫ - ТУНЕЯДЕЦ- А он стремился к признанию на родине?- Что значит - стремился? Так вопрос никогда не ставился, изначально было понятно, что его путь - путь не славы, не денег. Это путь служения. Готовы были на всё. Потом какая-то известность пришла, какие-то деньги появились, но этого могло и не быть. И когда-то так и было. Хотелось ли большего? Наверное, любому художнику этого хотелось бы. Но когда работаешь по 16 - 18 часов в сутки, думать об этом некогда.- А с бытовой точки зрения, семья с двумя маленькими детьми (Маша появилась через четыре года после Ярослава. - Прим.ред.) на что жила?- Я, круглая отличница, пошла работать на почту. В конце концов, получила образование (Наталья Исачева окончила два факультета - историко-филологический и юридический. - Прим.ред.). Училась заочно и работала. На четвертом курсе родила Машу.- Не каждая женщина может пойти на то, что ее муж занят искусством и только искусством…- Тогда это было особенно интересно. Тогда муж квалифицировался как тунеядец. Я понимала, что нам грозят неприятности. Когда товарищи приходили, я, изучив как будущий юрист статью о тунеядстве, выяснила, что все не так просто: тунеядец - это человек, который живет на средства кого-то против воли кого-то. Я им говорила: вы понимаете, что никогда не получите подтверждения этого? А когда появились заказы от церкви расписывать храмы, все квитанции мы сразу относили в налоговую.…Я еще девчонкой поняла, что он не может не писать, это его дыхание. Я еще ничего не понимала, насколько это гениально или не гениально. Я просто его любила и знала, что любимому человеку нужно дать кислород, чтобы он жил.
Он счастлив у мольберта, и тогда все вокруг светится, мы ведем интересные разговоры, у нас интеллектуальный, энергетический обмен, возле него хочется быть, помогать, подавать, читать. Мой рекорд - 10 часов непрерывного чтения «Мастера и Маргариты». Есть жизнь внешняя, событийная. А есть внутренняя. Так вот ощущение жизни с Исачевым - как будто три жизни прошло. А событийности там минимум. Такое бывает раз в жизни.НА ВЫСТАВКЕ ГОСТИ ИЗ СТОЛИЦЫ ОБЪЯСНЯЛИ, КАК ЭТО ПЛОХОТо, что в 1987 году в Речице прошла выставка Исачева, сегодня кажется естественным. Ну наконец - увидели, оценили талант. Сегодня подобными вернисажами никого не удивишь. Но тогда выставка художника, не состоящего ни в каком творческом союзе, даже теоретически не могла состояться. Да еще чтобы на нее пришли 20 тысяч человек!- С той выставкой все было не так просто. Из Минска приехали искусствоведы научить местных жителей правильно понимать искусство. Вели себя достаточно агрессивно, прямо на выставке стали народу объяснять, что это плохо.- Александр это слышал?- И Александр, и я слышали. Это было так смешно, потому что наш народ горой стал за своего земляка, и мы поняли, что ничего уже никому не нужно доказывать.Потом, когда Саша умер, на вопрос, как объяснить такую зрительскую любовь, говорили, что это провинция, что наш зритель долгое время был отрешен от настоящего искусства, поэтому нехватка вкуса сказалась, если бы это был столичный зритель… Тогда я сказала: давайте организуем выставку в Минске (ту самую, на которую и столичный зритель выстроился в очереди. - Прим. ред.).
Но и речицкая выставка прошла неслучайно.- Как я понимаю, ситуация выглядела так: Михайлов (коллекционер, собиравший и выставлявший у себя на квартире картины неофициальных художников. - Прим. ред.) уехал на Запад, имя Исачева там стало звучать, а у нас уже были предперестроечные времена, отношение власти, спецслужб к искусству стало меняться, от сплошного зажима стали отходить. Так и получилось воплощение булгаковского принципа: никогда и ничего не просите. Сами предложат и сами всё дадут! Так Саше предложили сделать выставку. Потом появилась статья корреспондента БелТА Игоря Осинского, он выпустил бомбу. После этого сюда и телевидение приехало, и местная пресса, и столичная. Конечно, поднялся шум. Если они и планировали дать воздух, они не рассчитывали на такой эффект.ПРИГОВОР СУДА: КАРТИНЫ УНИЧТОЖИТЬОтъезд Георгия Михайлова на Запад - событие для конца 80-х достаточно громкое. Но еще громче был судебный процесс над ним в 1979 году. Тогда двадцатилетние Саша и Наташа Исачевы были в первых рядах и свидетелей, и спасителей его коллекции. Судили коллекционера за незаконную предпринимательскую деятельность - ведь все выставки, которые он проводил в своей квартире, были подпольными.Исачев мог писать картины в любых условиях. Когда Михайлова отправили на Колыму на четыре года, в приговоре значилось: все картины, изъятые у него (а это больше тысячи полотен), конфисковать в доход государства. В случае невозможности их реализации - уничтожить. - Картины нужно было спасать. Сашиных там было несколько десятков. Именно они сейчас выставлены в Питере в «Галерее Исачева». А тогда мы составили уйму писем, подняли всю общественность. И организовали Фонд свободного русского современного искусства.Подписи Александра и Натальи Исачевой - первые под воззванием, а работа Александра «Апостол Петр» стала эмблемой фонда.- Уже когда Михайлова посадили, в Питере пытались устраивать квартирные выставки другие люди. На одну были приглашены иностранные дипломаты, но перед их приходом всех собравшихся подсадили под домашний арест. Саша потом с восторгом мне рассказывал, как они убегали по крышам. А я жалела, что в тот раз он поехал в Питер без меня.Через четыре года Михайлов вернулся, картины так и остались в его опечатанной квартире. Теперь он сам должен был сдать их государству.- Он и сдал несколько. За картину сошла даже палитра Исачева. Словом, за хищение в особо крупном размере Михайлова снова арестовали. На этот раз ему грозил расстрел. Миттеран написал Горбачеву, в итоге Михайлова освободили, но предложили покинуть Советский Союз. Условием своего отъезда коллекционер поставил возможность вывезти свою коллекцию. Так картины Исачева и еще десятка неформальных художников оказались на Западе, их увидела европейская публика. Тогда то власти в Союзе и разрешили ту самую речицкую выставку Исачева.В начале 90-х, когда Георгий Михайлов был полностью реабилитирован, он вернулся в Россию со всей коллекцией. Увидеть ее и в том числе самое большое собрание картин Александра Исачева можно и сейчас в Петербурге.
ИСАЧЕВ - САМЫЙ ПОХИЩАЕМЫЙ ХУДОЖНИК- Когда Александр умер, ваши дети были совсем маленькими.- Ярославу было десять, Маше - только шесть лет. - Тяжело было одной поднимать их? Картины Александра вам помогли выжить?- Вы имеете в виду, продавала ли я их? Ни в коем случае. Я, наоборот, пыталась собрать как можно больше Сашиных работ, выкупала, пока могла. Пока те, что он продавал за 150 - 200 рублей, отдавали за 600. Когда стоимость их стала расти, я уже не могла это потянуть.В речицкой квартире художника на стенах только его графика, рисунки.- Нас в 96-м ограбили. Вынесли все Сашины работы маслом. Слава Богу, ребенок жив остался. Грабители явно следили за квартирой, в это время в ней должна была быть только бабушка, а оказалась Маша. Они ее связали… Ни одной похищенной работы так и не нашли. В то время взломали многие квартиры в Речице, где были исачевские картины.Его работы меняют людей, как бы проявляют их. Я много раз это видела, но говорить об этом невозможно. Произнесенные слова лишены смысла. - А вы нашли для себя ответ, почему он так рано ушел?- Сделал все, что должен был на этой земле. Но мы не уходим совсем, для меня это очевидно. А мне 14-ти лет с Сашей хватит на всю жизнь.
Галерея картин Александра Исачева: http://isachev.narod.ru/galleryru.html
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
kolybanov.livejournal.com
В Минске впервые показали картину культового художника времён перестройки
Цены на работы белоруса Александра Исачёва в последние годы подскочили в сотни раз. Картину "Автопортрет. Аполлон" показывают впервые.
В Художественной галерее имени Савицкого выставили картины одного из самых протестных и популярных белорусских художников советского времени — Александра Исачёва, пишет «Еврорадио».В 1987 году на выставку этого автора в Речице пришло около 20 тысяч человек. А в Минске, чтобы увидеть картины Исачёва, стояла очередь, как в этом году к Дарам волхвов. Такого массового интереса к творчеству художников в Беларуси не случалось ни до, ни после.
Александр Исачёв не имел диплома художественного училища. Его исключили даже из художественной школы: за крашенные длинные волосы. Поэтому художник закончил "вечёрку", работал строителем. Некоторое время жил в Ленинграде, где нашёл своего мецената — советского диссидента Анатолия Михайлова. Благодаря этому человеку картины беларуса попали в США, Францию, Израиль, Германию...
Через три дня после своей знаковой выставки в Речице Александр Исачёв умер от инфаркта. Ему былo 32 года.
"В Художественной галерее имени Савицкого выставлено 70 его картин. Впервые можно увидеть "Автопортрет. Аполлон", — рассказывает о собственной коллекции картин Александра Исачёва белорусский коллекционер и художник Олег Орлов. Наряду с полотнищами знаменитого творца он выставил и свои работы. — Живя в БССР, Александр Исачёв не прогнулся под прессинг со стороны компартии. Он отражал в картине не соцреализм, а религию, мистику, чего другие художники в то время не делали. В своём творчестве он сплюсовал христианствл и очень много разнообразных культур, которые находились под толстым слоем времени: Месопотамии, Египта, Греции ...".
При жизни Александр Исачёв продавал свои картины за 150-200 советских рублей. Сегодня цена на работы белоруса выросли в сотни раз.
"Тот же "Автопортрет. Аполлон" сегодня стоит примерно 50 тысяч евро. Это средняя цена на Александра Исачёва, — продолжает Олег Орлов. — Финансовая стоимость его картин выросла в течение последних десяти лет".
В 1980-х на Александра Исачёва был наставлен стабильный прицел со стороны спецслужб. Ненормальным считалось то, что работы советского художника заметили и выставляют за рубежом. Какого-то невероятного давления, посадок в тюрьму не было. Доставалось творцу куда меньше, чем сегодняшним оппозиционерам, которые иногда регулярно путешествуют с воли в тюрьму и обратно. В то же время белорусских журналистов, которые "раскручивали" Исачёва, увольняли с работы за статьи о нём. Творчество Исачёва вызвало живое внимание а также споры и дискуссии по поводу художественной ценности картин.
"Этот человек был, безусловно, талантливый, но не обученный, не получил должного образования. Он достоин внимания, но всё нужно называть своими словами, — высказывает собственное мнение Григорий Ситница, председатель Союза художников Беларуси. — Композиции его далеко не бесспорны: деталь оттуда, деталь отсюда. Другое дело, что он действительно мог сделать. Его природный талант оспаривать не буду. Но ни в коем случае не приходится говорить, например, что это гений. Таким я могу назвать художника Гаврилу Ващенко, который недавно ушёл, или Арлена Кашкуревича, или фееричного Виталия Цвирко. Недавно мы простились с поэтом Рыгорам Боробулиным. Вот это гений. Гениями мы называем людей масштаба Шопена. Вот какие берутся мерки".
В последние годы Александр Исачёв жил в Речице и, несмотря на успех, не собирался переезжать в более крупные города, стремился подготовить своих учеников. Земляки горячо защищали Исачёва , если во время выставки 1987 его пытались опозорить заезжие столичные гости. Художника считают одним из самых ярких символов перестройки в Беларуси.
www.istpravda.ru
Коллекционер обнаружил утерянные картины знаменитого художника Александра Исачева
Прошло 30 лет со дня смерти одного из самых загадочных и обсуждаемых белорусских художников XX века - Александра Исачева. Выставку в Минске, которая состоялась ровно 30 лет назад, в апреле 1988 года, вскоре после его смерти, посетило 220 тысяч человек. Очередь тянулась через всю Октябрьскую площадь. После себя Александр Исачев оставил 500 живописных полотен и более тысячи рисунков, хотя прожил всего 32 года…
Александр Исачев за свою недолгую жизнь создал около 500 картин. Фото: личных архив
Казалось бы, наследие его хорошо изучено, но даже сейчас попадаются неизвестные работы художника.
- Когда-то я купил у вдовы Александра Исачева Натальи маленький кусочек картины художника «Магия», - рассказывает Олег Орлов, белорусский коллекционер, у которого находится 70 работ мастера. - Я был уверен, что сама картина уничтожена. Но недавно мне позвонил один из друзей Александра Исачева и сказал: «Приезжай!» Как только он достал два фрагмента картины, которые у него были, я сразу ее узнал! 30 лет он хранил их у себя дома. Я взял с собой свой кусок картины, а дальше получилось как в фильмах про Индиану Джонса - они идеально соединились. Кроме того, у меня есть фрагмент картины «Дионисий», но вторая ее половина точно утеряна… Знаете, художники - люди импульсивные, иногда уничтожают свои работы. К счастью, сохранились черно-белые фото этих картин. Я собираюсь их реставрировать, это займет год-полтора. После этого повешу рядом фото картины до и после реставрации.
- Как можно восстановить работу, от которой осталась лишь часть?
- Начиная с 1980 года Исачев писал на ДВП, это очень крепкая основа, к тому же так можно достигнуть идеальной поверхности. В моей коллекции есть работы на ДВП, они обработаны специальным составом, который поддерживает их сохранность. Собираюсь добавить утраченную часть, подвести грунт. Я уже восстанавливал две работы Исачева для вдовы художника. А два года назад восстановил автопортрет художника и торжественно вручил его на празднике в Речице по поводу присвоения имени Исачева картинной галерее Речицкого краеведческого музея.
Картина Иисус Христос является жемчужиной коллекции Олега Орлова.Фото: Павел МАРТИНЧИК
- Олег, сколько сейчас работ Исачева в вашей коллекции?
- 70 работ. Сейчас проходит выставка в галерее «Артель», там можно увидеть мою коллекцию - самую большую в Беларуси. А вообще, картины Исачева сейчас по всему миру - например, в личных коллекциях семей Жака Ширака, Рональда Рейгана. Большая часть работ художника находились в Санкт-Петербурге, в Фонде свободного русского современного искусства, который носит имя нашего художника. Основал его известный коллекционер Георгий Михайлов еще в 70-е годы прошлого века.
СТРАСТИ ПО МИХАЙЛОВУ
История Георгия Михайлова не менее трагична, чем история художника. Михайлов, в прошлом учитель физики, познакомился с молодым художником Исачевым, когда тот приехал из Речицы впитать в себя дух культурной столицы. Он подрабатывал грузчиком, бывало, ночевал в подъездах и совсем не имел денег. Михайлов предоставил Александру возможность жить в его квартире, покупал ему холсты и краски, а потом приобретал картины.
Георгий Михайлов начал создавать свою коллекцию с работ Александра Исачева. Фото: личный архив
Но в 1979 году Михайлова судили за незаконную предпринимательскую деятельность - выставки, которые он проводил в своей квартире, были подпольными. Коллекционера отправили на Колыму на четыре года, а картины определили изъять в доход государства. Если продать их нельзя - уничтожить. Среди них было несколько десятков картин Исачева, в том числе «Апостол Петр», эта работа впоследствии стала эмблемой Фонда свободного русского современного искусства.
Когда Михайлова выводили из зала суда, люди бросали ему под ноги цветы. О приговоре стало известно далеко за рубежом. Лишь вмешательство президента Франции Жискар д’Эстена, президента США Джимми Картера и многих общественных деятелей, среди которых были 67 нобелевских лауреатов, не позволило полностью привести в исполнение приговор об уничтожении картин. Были уничтожены 31 картина и частично архив слайдов. Часть коллекции была разграблена.
Михайлов отсидел и вернулся в опечатанную квартиру, в которой оставалась значительная часть его коллекции. Но его снова схватили - теперь уже по «расстрельной» статье по обвинению в хищении госимущества. Под понятие «госимущество» подпадали те самые приговоренные к уничтожению картины. Но в 1985-м полным ходом шла перестройка, и Михайлова приговорили «лишь» к шести годам строгого режима. Когда Георгий Николаевич уже ждал в «Крестах» отправки на этап, президент Франции Франсуа Миттеран, узнав о случившемся, поставил Горбачеву условие их предстоящей встречи: «Она состоится только в том случае, если Михайлов окажется на свободе!» Михайлов был последним политическим заключенным СССР. Приговор изменили, Михайлову дали ровно столько, сколько он уже отсидел в СИЗО.
В 1987 году ему было предписано покинуть СССР - но и тут он поставил условие: уеду только со своими картинами. В результате ему удалось вывезти половину коллекции - 434 картины. Во Франции Михайлову присвоили звание почетного гражданина за спасение картин, дали возможность организовывать выставки. Потом была Америка, приглашение в Западную Германию. Георгия Михайлова реабилитировали в 1989 году, и он смог вернуться в Россию со всей коллекцией. Вклад Георгия Михайлова в развитие искусства можно сравнить со вкладом Саввы Морозова и Павла Третьякова. Увы, коллекционер умер в 2014 году, была сумасшедшая дележка его наследия, ведь стоимость картин исчислялась миллионами долларов. Так, «Аллегория искусства» Исачева ушла за $800 тысяч в коллекцию чешского миллионера 12 лет назад. За «Апостола Петра» Ватикан предлагал 200 тысяч фунтов еще в конце 70-х - но Михайлов ее не продал.
Картины Исачева из коллекции Олега Орлова заняли два зала галереи.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Коллекция Фонда была крупнейшее в мире собрание произведений искусства конца ХХ века, в ней насчитывалось более 14 000 работ. Но после смерти Михайлова основу коллекции - картины Исачева - стали активно распродавать потомки…
РЯДОМ С ШАГАЛОМ
- Александр Исачев упоминается в учебнике истории за 9-й класс наряду с Марком Шагалом как выдающийся художник XX века. Я только в государственных музеях и галереях провел 16 выставок Исачева, - говорит коллекционер Олег Орлов. - Они всегда пользуются огромным успехом. Считаю, что люди должны видеть его работы. На мой взгляд, Александр Исачев открыл дверь в параллельные миры, в которые обычный человек сам никогда не попадет. Он подарил людям прикосновение к великому, божественному, древним культурам. Но как неугоден был власти при жизни, так и остался неугодным сейчас. В частных беседах руководители музеев и государственных галерей мне открыто говорили, что выставка Исачева опускает художественный статус их галереи. Бог им судья. Картины Исачева я продавать не собираюсь, для себя ничего не прошу - мне обидно за гениального художника.
Картину "Дриада" растиражировали в 90-е на календариках миллионными тиражами.Фото: Павел МАРТИНЧИК
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Выставка Александра Исачева открыта до 4 мая в галерее «Артель» (Минск, пр. Независимости, 58/1-6). Билеты: 5 руб.
Сергей МАЛИНОВСКИЙ.
ДОСЬЕ «КП»
Александр Исачев родился 11 января 1955 года в селе Озаричи, Гомельская область. Семейная жизнь родителей не сложилась, мальчик воспитывался в Мозырской школе-интернате, а с пятого класса - в Минской республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. Однако его исключили, высшего художественного образования у Исачева не было. Он считал своими учителями старых европейских мастеров, увлекался библейскими, историческими и мифологическими сюжетами, писал иконы. Работал много, но его пытались привлечь к ответственности за тунеядство.
Признание на родине пришло лишь в конце 1987 года. В Речице прошла первая выставка картин художника, которую посетили 20 тысяч человек. Искусствоведы разбили ее в пух и прах. Через пару дней Исачев умер от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской. В 1996 году немалая часть картин была похищена из дома вдовы художника Натальи Исачевой. У Александра Исачева остались сын и дочь.
www.kp.ru
Исачев Александр Анатольевич (1955-1987) биография и картины
Просмотров: 609
Исачев Александр Анатольевич (1955-1987), русский художник, график. Судьба отмерила ему для жизни немногим менее тридцати трёх лет. Родился Александр Исачёв в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине. Семейная жизнь у родителей не сложилась, и мальчик долгое время воспитывался вне дома - сначала в Мозырской школе-интернате, а затем, с пятого класса, когда ярко проявились его творческие способности в Минской республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. Однако из школы-интерната для одарённых детей его исключили. Скитания, безденежье, работа грузчиком...
Отторгнутый официальными кругами, Исачёв ищет душевного приюта и находит его в среде ленинградских неформалов, непризнанных художников. В 70-е годы, когда Исачёв вернулся в свой родной город Речицу, определяется его творческое кредо. Считая своими учителями старых европейских мастеров, он разрабатывает преимущественно библейские сюжеты, пишет иконы для церквей. Как рассказала журналу "Огонёк" (1989, °24) жена и ближайший друг художника Наталья Николаевна Исачёва , круг его чтения включал труды А.Ф.Лосева и С.С.Аверинцева, публикации ленинградского Института востоковедения, мифы и эпос народов мира, поэзию Индии, Китая, Японии... Работал очень много, но труд его не называли "общественно-полезным", даже пытались привлечь художника к ответственности за "тунеядство". И всё-таки признание пришло при жизни. В конце 1987 года в Речице открылась первая выставка его работ. Два дня спустя Исачёв скончался от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской. Сказались годы изнурительного труда, годы унижений, непонимания, равнодушия. Его творческий метод можно сравнить с загадочной "игрой в бисер" из одноименного романа Германа Гессе. Художник реализует свои замыслы, используя бесценный опыт прошедших эпох. Обращаясь к мифам и легендам, к величественным творениям древних мыслителей, он ищет разгадку вечных таинств бытия.Что есть истина и ложь, добро и зло, любовь и ненависть, красота и уродство, юность и старость? Как бы ни отвечали мы на эти вопросы, они никогда не исчезнут. А значит, останется и то, что создал Александр Исачёв.
Автопортрет
Аллегория искусства
Апокалипсис
Аполлон и Душа
Апостол Петр
Благословение
Вдохновение
Дриада
Женский портрет
Изгнание из рая
Иисус Христос
Икона
Искушение
Иштар
Лилит
Лотос
Магия
Молитва
Натюрморт
Персефона
Повелитель
Приглашение на пир
Разлука
Тамерлан
У забытых алтарей
У источника
Учитель
Похожие материалы
alpow.ru
Исачев Александр Анатольевич (1955-1987) биография и картины
Hits: 609
Исачев Александр Анатольевич (1955-1987), русский художник, график. Судьба отмерила ему для жизни немногим менее тридцати трёх лет. Родился Александр Исачёв в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине. Семейная жизнь у родителей не сложилась, и мальчик долгое время воспитывался вне дома - сначала в Мозырской школе-интернате, а затем, с пятого класса, когда ярко проявились его творческие способности в Минской республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. Однако из школы-интерната для одарённых детей его исключили. Скитания, безденежье, работа грузчиком...
Отторгнутый официальными кругами, Исачёв ищет душевного приюта и находит его в среде ленинградских неформалов, непризнанных художников. В 70-е годы, когда Исачёв вернулся в свой родной город Речицу, определяется его творческое кредо. Считая своими учителями старых европейских мастеров, он разрабатывает преимущественно библейские сюжеты, пишет иконы для церквей. Как рассказала журналу "Огонёк" (1989, °24) жена и ближайший друг художника Наталья Николаевна Исачёва , круг его чтения включал труды А.Ф.Лосева и С.С.Аверинцева, публикации ленинградского Института востоковедения, мифы и эпос народов мира, поэзию Индии, Китая, Японии... Работал очень много, но труд его не называли "общественно-полезным", даже пытались привлечь художника к ответственности за "тунеядство". И всё-таки признание пришло при жизни. В конце 1987 года в Речице открылась первая выставка его работ. Два дня спустя Исачёв скончался от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской. Сказались годы изнурительного труда, годы унижений, непонимания, равнодушия. Его творческий метод можно сравнить с загадочной "игрой в бисер" из одноименного романа Германа Гессе. Художник реализует свои замыслы, используя бесценный опыт прошедших эпох. Обращаясь к мифам и легендам, к величественным творениям древних мыслителей, он ищет разгадку вечных таинств бытия.Что есть истина и ложь, добро и зло, любовь и ненависть, красота и уродство, юность и старость? Как бы ни отвечали мы на эти вопросы, они никогда не исчезнут. А значит, останется и то, что создал Александр Исачёв.
Автопортрет
Аллегория искусства
Апокалипсис
Аполлон и Душа
Апостол Петр
Благословение
Вдохновение
Дриада
Женский портрет
Изгнание из рая
Иисус Христос
Икона
Искушение
Иштар
Лилит
Лотос
Магия
Молитва
Натюрморт
Персефона
Повелитель
Приглашение на пир
Разлука
Тамерлан
У забытых алтарей
У источника
Учитель
Похожие материалы
alpow.ru
Коллекционер обнаружил утерянные картины знаменитого художника Александра Исачева
Прошло 30 лет со дня смерти одного из самых загадочных и обсуждаемых белорусских художников XX века - Александра Исачева. Выставку в Минске, которая состоялась ровно 30 лет назад, в апреле 1988 года, вскоре после его смерти, посетило 220 тысяч человек. Очередь тянулась через всю Октябрьскую площадь. После себя Александр Исачев оставил 500 живописных полотен и более тысячи рисунков, хотя прожил всего 32 года…
Александр Исачев за свою недолгую жизнь создал около 500 картин. Фото: личных архив
Казалось бы, наследие его хорошо изучено, но даже сейчас попадаются неизвестные работы художника.
- Когда-то я купил у вдовы Александра Исачева Натальи маленький кусочек картины художника «Магия», - рассказывает Олег Орлов, белорусский коллекционер, у которого находится 70 работ мастера. - Я был уверен, что сама картина уничтожена. Но недавно мне позвонил один из друзей Александра Исачева и сказал: «Приезжай!» Как только он достал два фрагмента картины, которые у него были, я сразу ее узнал! 30 лет он хранил их у себя дома. Я взял с собой свой кусок картины, а дальше получилось как в фильмах про Индиану Джонса - они идеально соединились. Кроме того, у меня есть фрагмент картины «Дионисий», но вторая ее половина точно утеряна… Знаете, художники - люди импульсивные, иногда уничтожают свои работы. К счастью, сохранились черно-белые фото этих картин. Я собираюсь их реставрировать, это займет год-полтора. После этого повешу рядом фото картины до и после реставрации.
- Как можно восстановить работу, от которой осталась лишь часть?
- Начиная с 1980 года Исачев писал на ДВП, это очень крепкая основа, к тому же так можно достигнуть идеальной поверхности. В моей коллекции есть работы на ДВП, они обработаны специальным составом, который поддерживает их сохранность. Собираюсь добавить утраченную часть, подвести грунт. Я уже восстанавливал две работы Исачева для вдовы художника. А два года назад восстановил автопортрет художника и торжественно вручил его на празднике в Речице по поводу присвоения имени Исачева картинной галерее Речицкого краеведческого музея.
Картина Иисус Христос является жемчужиной коллекции Олега Орлова.Фото: Павел МАРТИНЧИК
- Олег, сколько сейчас работ Исачева в вашей коллекции?
- 70 работ. Сейчас проходит выставка в галерее «Артель», там можно увидеть мою коллекцию - самую большую в Беларуси. А вообще, картины Исачева сейчас по всему миру - например, в личных коллекциях семей Жака Ширака, Рональда Рейгана. Большая часть работ художника находились в Санкт-Петербурге, в Фонде свободного русского современного искусства, который носит имя нашего художника. Основал его известный коллекционер Георгий Михайлов еще в 70-е годы прошлого века.
СТРАСТИ ПО МИХАЙЛОВУ
История Георгия Михайлова не менее трагична, чем история художника. Михайлов, в прошлом учитель физики, познакомился с молодым художником Исачевым, когда тот приехал из Речицы впитать в себя дух культурной столицы. Он подрабатывал грузчиком, бывало, ночевал в подъездах и совсем не имел денег. Михайлов предоставил Александру возможность жить в его квартире, покупал ему холсты и краски, а потом приобретал картины.
Георгий Михайлов начал создавать свою коллекцию с работ Александра Исачева. Фото: личный архив
Но в 1979 году Михайлова судили за незаконную предпринимательскую деятельность - выставки, которые он проводил в своей квартире, были подпольными. Коллекционера отправили на Колыму на четыре года, а картины определили изъять в доход государства. Если продать их нельзя - уничтожить. Среди них было несколько десятков картин Исачева, в том числе «Апостол Петр», эта работа впоследствии стала эмблемой Фонда свободного русского современного искусства.
Когда Михайлова выводили из зала суда, люди бросали ему под ноги цветы. О приговоре стало известно далеко за рубежом. Лишь вмешательство президента Франции Жискар д’Эстена, президента США Джимми Картера и многих общественных деятелей, среди которых были 67 нобелевских лауреатов, не позволило полностью привести в исполнение приговор об уничтожении картин. Были уничтожены 31 картина и частично архив слайдов. Часть коллекции была разграблена.
Михайлов отсидел и вернулся в опечатанную квартиру, в которой оставалась значительная часть его коллекции. Но его снова схватили - теперь уже по «расстрельной» статье по обвинению в хищении госимущества. Под понятие «госимущество» подпадали те самые приговоренные к уничтожению картины. Но в 1985-м полным ходом шла перестройка, и Михайлова приговорили «лишь» к шести годам строгого режима. Когда Георгий Николаевич уже ждал в «Крестах» отправки на этап, президент Франции Франсуа Миттеран, узнав о случившемся, поставил Горбачеву условие их предстоящей встречи: «Она состоится только в том случае, если Михайлов окажется на свободе!» Михайлов был последним политическим заключенным СССР. Приговор изменили, Михайлову дали ровно столько, сколько он уже отсидел в СИЗО.
В 1987 году ему было предписано покинуть СССР - но и тут он поставил условие: уеду только со своими картинами. В результате ему удалось вывезти половину коллекции - 434 картины. Во Франции Михайлову присвоили звание почетного гражданина за спасение картин, дали возможность организовывать выставки. Потом была Америка, приглашение в Западную Германию. Георгия Михайлова реабилитировали в 1989 году, и он смог вернуться в Россию со всей коллекцией. Вклад Георгия Михайлова в развитие искусства можно сравнить со вкладом Саввы Морозова и Павла Третьякова. Увы, коллекционер умер в 2014 году, была сумасшедшая дележка его наследия, ведь стоимость картин исчислялась миллионами долларов. Так, «Аллегория искусства» Исачева ушла за $800 тысяч в коллекцию чешского миллионера 12 лет назад. За «Апостола Петра» Ватикан предлагал 200 тысяч фунтов еще в конце 70-х - но Михайлов ее не продал.
Картины Исачева из коллекции Олега Орлова заняли два зала галереи.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Коллекция Фонда была крупнейшее в мире собрание произведений искусства конца ХХ века, в ней насчитывалось более 14 000 работ. Но после смерти Михайлова основу коллекции - картины Исачева - стали активно распродавать потомки…
РЯДОМ С ШАГАЛОМ
- Александр Исачев упоминается в учебнике истории за 9-й класс наряду с Марком Шагалом как выдающийся художник XX века. Я только в государственных музеях и галереях провел 16 выставок Исачева, - говорит коллекционер Олег Орлов. - Они всегда пользуются огромным успехом. Считаю, что люди должны видеть его работы. На мой взгляд, Александр Исачев открыл дверь в параллельные миры, в которые обычный человек сам никогда не попадет. Он подарил людям прикосновение к великому, божественному, древним культурам. Но как неугоден был власти при жизни, так и остался неугодным сейчас. В частных беседах руководители музеев и государственных галерей мне открыто говорили, что выставка Исачева опускает художественный статус их галереи. Бог им судья. Картины Исачева я продавать не собираюсь, для себя ничего не прошу - мне обидно за гениального художника.
Картину "Дриада" растиражировали в 90-е на календариках миллионными тиражами.Фото: Павел МАРТИНЧИК
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Выставка Александра Исачева открыта до 4 мая в галерее «Артель» (Минск, пр. Независимости, 58/1-6). Билеты: 5 руб.
Сергей МАЛИНОВСКИЙ.
ДОСЬЕ «КП»
Александр Исачев родился 11 января 1955 года в селе Озаричи, Гомельская область. Семейная жизнь родителей не сложилась, мальчик воспитывался в Мозырской школе-интернате, а с пятого класса - в Минской республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. Однако его исключили, высшего художественного образования у Исачева не было. Он считал своими учителями старых европейских мастеров, увлекался библейскими, историческими и мифологическими сюжетами, писал иконы. Работал много, но его пытались привлечь к ответственности за тунеядство.
Признание на родине пришло лишь в конце 1987 года. В Речице прошла первая выставка картин художника, которую посетили 20 тысяч человек. Искусствоведы разбили ее в пух и прах. Через пару дней Исачев умер от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской. В 1996 году немалая часть картин была похищена из дома вдовы художника Натальи Исачевой. У Александра Исачева остались сын и дочь.
www.dv.kp.ru