Цыплаков Виктор Григорьевич [1915—1986]. Картины художник цыплаков
Цыплаков В.Г. - Каталог картин. Биография. Цены
Цыплаков Виктор Григорьевич (1915 - 1986 гг.) - советский живописец, мастер сюжетно-тематической картины, пейзажист, портретист, педагог. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член-корреспондент Академии художеств. Дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1950 гг.).Будущий художник В.Г.Цыплаков родился в 1915 году в семье сельского кузнеца из Рязанской губернии. Любовь к искусству и тяга к рисованию появились у Виктора Цыплакова уже в раннем детстве, во многом благодаря влиянию его деда Степана, искусно расписывавшего купола церквей и усадьбы помещиков. Первым на талант мальчика обратил внимание учитель рисования Глебов, посоветовав родителям отдать Виктора получать художественное образование. В 1930 году семейство перебралось в Москву. С 1932 по 1936 гг. Цыплаков учился в Московском полиграфическом техникуме, по окончании которого поступил в МГХИ имени В.И.Сурикова. Учителями Виктора Григорьевича в институте были И.Э.Грабарь, С.В.Герасимов, В.В.Почиталов, Г.М.Шегаль. Много времени Цыплаков проводил в Третьяковской галерее, копируя работы любимых художников - В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана. Во время Великой Отечественной войны по решению правительства Суриковский институт был эвакуирован в Самарканд, здесь состоялась защита дипломной работы художника "В.И.Чапаев". Картина была высоко оценена преподавателями, а после выставки дипломных работ в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в 1943 году, отмечена газетой "Правда" как самое талантливое произведение. В том же 1943 году Виктора Григорьевича приняли в Союз художников СССР. Стремительно вошел молодой художник в ряды самых известных советских живописцев. В послевоенное время им был создан ряд больших тематических картин - "Допрос Зои Космодемьянской", "М.Горький на Волге", "В.И.Ленин с крестьянами". В короткое время эти работы, а также классический образец парадного историко-революционного портрета - композиция "В.И.Ленин в Смольном", стали хрестоматийными, узнаваемыми простыми советскими гражданами и принесли художнику всесоюзную известность. Опираясь на опыт таких художников как К.Коровин, А.Архипов, С.Жуковский, П.Петровичев, Виктор Григорьевич продолжал вслед за ними перерабатывать достижения импрессионистов в русле русской пейзажной школы живописи. Жанр пейзажа был особенно близок художнику. Ему удавалось создавать действительно поэтические образы природы, мастерски передавать свет, наполнять картины воздухом. Не зря этюдом "Мороз и солнце", хранящимся в настоящее время в ГТГ, так восхищался И.Э.Грабарь. Будучи невероятно разноплановым художником, Цыплаков справлялся с любыми задачами, а его творческое наследие крайне разнообразно. К какой бы тематике или жанру не обращался Цыплаков , все его работы отмечены неизменным мастерством и точностью техники исполнения. Очень интересна портретная галерея современников, созданная В.Г.Цыплаковым. За картину "Передовые люди в Кремле", а также за серию портретов знаменитых людей Москвы художник был удостоен сталинской премии. Его портреты отличает тонкая психологическая характеристика модели, а портреты близких ему людей (например портрет земляка, художника П.Радимова) проникнуты атмосферой дружеской симпатии и любви.Большого уважения заслуживает работа Виктора Григорьевича как педагога, ведь этому занятию он посвятил более 40 лет. В качестве преподавателя, а с 1946 года - профессора Суриковского института, свою задачу Цыплаков видел в передаче молодому поколению художников традиций лучшей в мире русской реалистической школы живописи.Персональные выставки В.Г.Цыплакова прошли в 1956 и 1986 годах. К сожалению, до второй своей выставки, вызвавшей широкий резонанс и продемонстрировавшей многогранный талант художника, Цыплаков не дожил. Он скончался незадолго до ее открытия в Москве, в 1986 году, похоронен на Ваганьковском кладбище. Работы Виктора Григорьевича Цыплакова хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГИМ и других известных музеях России.
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Виктор Григорьевич Цыплаков
Виктор Григорьевич Цыплаков (1915, Рязанская область - 1986, Москва). Народный Художник РСФСР, Член-корреспондент Академии Художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды Лауреат Сталинской премии СССР (1949, 1950). Учился в мастерской Г.М. Шегаля, в полиграфическом техникуме в Москве (с 1932), в МГХИ им. В.И. Сурикова. С 1947 г. - руководитель персональной мастерской, с 1948 г. - ведущий преподаватель МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1962 г. - профессор. Вошел в историю советского искусства как мастер больших тематических картин: "А.М. Горький на Волге" (1945), "В.И. Ленин с крестьянами" (1959) и др. Композиция "В.И. Ленин в Смольном" (1947) стала классическим образцом парадного историко-революционного "портрета" сталинской эпохи. Автор произведений на историко-революционные темы, а также портретов и пейзажей. Участвовал в исполнении важнейшего государственного заказа на картину "Передовые люди в Кремле" (совместно с В.П. Ефановым, С.И. Дудником, Ю.П. Кугачом). Персональные выставки художника проходили в Москве в 1956 и 1986 годах. Работы В.Г. Цыплакова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ и других ведущих музеях мира. Виктор Цыплаков - художник русского реализма В. Цыплаков принадлежит к поколению художников, начавших свой творческий путь в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года он защитил дипломную работу-картину "В.И.Чапаев". Это произошло в Самарканде, где находился тогда Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова и где, несмотря на трудности военного времени, продолжались занятия. В созданном образе Чапаева художнику удалось найти выразительный жест героя, понять и представить композицию как реальную сцену жизни. Цыплаков был оставлен при институте на два года для совершенствования мастерства. Тревога за судьбу Родины вызывала особенное отношение к русскому историческому прошлому и памятникам архитектуры. Впрочем, и простой пейзаж тогда воспринимался как нечто священное. В только что освобожденном Смоленске Цыплаков пишет величественный Успенский собор - олицетворение духовной несокрушимой мощи великого народа. Другой этюд изображает часть интерьера того же собора с высоким блистающим золотом иконостасом. Сдержанная, но внутренне богатая гамма красок звучит как хоровой распев, сообщая полотну особую содержательную емкость и выразительность. От тех далеких лет сохранился крохотный живописный эскиз с фигурой сидящего, глубоко задумавшегося В.И.Сурикова. Легким живописным намеком передана глубоко духовная атмосфера творчества замечательного мастера. Появление этого наброска не было случайностью. Молодой Цыплаков в ту пору много думал о русской культуре, думал о Горьком, с которым тогда связывалось "представление обо всем русском". В одном из эскизов рядом с Горьким изображен Ф.И.Шаляпин. Впоследствии художник отказался от создания картины на эту тему, но эскиз явился, своего рода, запевом к большой картине "М.Горький на Волге"(1945год), где художник изобразил молодого писателя на берегу реки в глубоком раздумье. Он смотрит на волжское раздолье - в мир широкой народной жизни. Стремительно вошел художник в советское искусство. Его картины имели зрительский успех, печатались, путешествовали по стране и миру. В этом знаменательна судьба его большого полотна "Ленин в Смольном"(1947 год). В ней сказались плоды длительного изучения как бы заново открытых им художником мастеров Возрождения. В 1940-50 годы неизменно участвует в Московских и всесоюзных выставках. Но несмотря на достаточно широкое признание (и в кругу учившихся с ним живописцев), его творчество не находило серьезного отклика в работах по истории советского искусства. С тех пор прошло немало лет, но положение не изменилось. Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным, чем это представлялось в недалеком прошлом. С особенно большой силой проявились национальные русские мотивы пейзажной живописи. Присутствующие на выставке невольно думали о месте художника в истории русского искусства, о его судьбе и нелегкой творческой биографии. Виктор Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода. Среди работ, нарисованных еще до знакомства с профессиональным искусством, сохранились -акварельная головка мальчика и маленькая картинка с изображением двоюродного брата. По окончании Изотехникума он поступил в Московский художественный институт. Это было время(1936г.), когда И.Грабарь и С.Герасимов стремились восстановить традиции живописного реализма. Из педагогов, оказавших наибольшее влияние, были Г. Шегаль и его помощник В.Почиталов. Оба были прекрасными колористами. Из преподавателей рисунка Цыплаков запомнил А. Деблера и молодого энергичного Д. Мочальского. Но тот же В. Почиталов заметил: "Цыплаков - больше своим духом шел, своей мускулатурой, своей силой". Главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана. Очень увлекал молодого художника А.Рябушкин. В западной живописи его привлекали Гварди, голландцы, Клод Моне и барбизонцы. Творчество Цыплакова нельзя понять вне того направления русской пленэрной живописи, тесно связанной с именами К. Коровина, А.Степанова, А.Архипова, С.Жуковского, П.Петровичева, С.Малютина, художников конца 19 начала 20 веков. Все они испытали воздействие импрессионизма. Хотя восприятие этого направления в русском искусстве всегда было самостоятельным, получая при этом национальную окраску. Цыплаков очень любил Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные образы крестьян, писали свои "Зимы" и "Зимки". Оба художника, можно сказать, дышали русской деревней. И все же созданные ими образы различны. Свойственная С.Герасимову социальная заостренность и некоторая резкость в образах, у Цыплакова это отсутствует. Однажды Цыплаков вместе с В.Яковлевым писал портрет крестьянина. Он был из "раскулаченных". Цыплаков вдруг увидел в лице этого потерянного и растерянного человека особую красоту душевного страдания и горя. В глубоко лирическом начале художник увидел живописную гармонию. Пейзаж и жанровая композиция для него нечто нераздельное. Это также связано с традициями Московской школы. В этом отношении особенно интересен "Весенний день"(1943). В этом этюде, как в рассказе Ивана Бунина, -все живет, всему веришь и всем любуешься . Таким же путем живописного, поэтического осмысления художник идет при разработке других сюжетов. Из как будто случайного, увиденного когда-то мотива "Купание"(1945) вырастает одна из самых красочных картин - "После трудового дня"(1954). Тела купальщиц действительно сверкают. Написанные в золотистых, в рубиново-красных тонах, взятых в контрасте к грозовому небу и бегущими по земле тенями. Однако подобное контрастное сопоставление не разрушает торжественного ощущения красоты и покоя образа. "После трудового дня" вместе с Пластовской "Весной" ("Старой баней") явилась важным рубежом советской послевоенной живописи. История подтвердила эстетическую ценность этих замечательных полотен. В них отразилось свойственное именно русской живописи полнокровное и вместе с тем целомудренное и возвышенное восприятие обнаженного тела. Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом с присевшей отдохнуть женщиной или осенью "Жаркая осень". Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей". Образ укрывающего землю снежного покрова связан и с храмами "Собор Рождества Богоматери в Суздале", "Церковь Благовещения в Борисоглебске". Это очень важная сторона искусства художника, представившего землю украшенной "величеством" сияющих на ней храмов. В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря. Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты. Особенно стоит отметить последний по времени автопортрет (с догорающей свечой, 1985), передающий совершенно особую атмосферу одиночества и глубоких раздумий. Цыплакова не принято называть портретистом, но он не раз настойчиво обращался к искусству этого высокого и трудного жанра. Ему всегда больше удавались портреты близких, родственных по духу людей. Портрет художника-поэта П.Родимова (1953) - сложный и тонкий по живописи. ПортретЛ.Леонова. (1949). Цыплаков был еще художником-педагогом. Многолетняя преподавательская работа в Суриковском - это целая эпоха, во многом определившая направленность и характер воспитания молодых художников на живописном факультете. По словам Виктора Цыплакова, главный смысл своей деятельности видел в том, чтобы огонь не угас и продолжались традиции лучшей в мире русской реалистической школы.
www.art-picture.ru
Цыплаков Виктор Григорьевич - Биография :: Артпоиск
Родился в 1915 году в с. Бурлинка Рязанской губернии. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, дважды лауреат Сталинской премии СССР , Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Портретист. Пейзажист. Автор картин на историко-революционные и современные темы.
В 1942 году окончил Московский художественный институт Учился у И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова, В.В. Почиталова, Г.М. Шегаля. В 1942 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова (легендарный первый выпуск). Дипломная работа «В.И. Чапаев». Участник художественных выставок с 1939 года.
Основные произведения: «Зоя» (1945, Иркутский областной художественный музей), «А. М. Горький на Волге» (1945, Киевский музей русского искусства), «В.И.Ленин в Смольном» С1947, Центральный музей В. И. Ленина), «Вечер» (1948), «Автопортрет» (1949, ГРМ), «Портрет писателя Л. М. Леонова» (1949, ГРМ), «Портрет И. Н. Кожедуба» (1953, ГТГ), «После трудового дня» (1954), «Савинская слобода» (1959), «В. И. Ленин с крестьянами» (1959), «Портрет председателя колхоза им. В.И.Ленина Калужской области В. А. Шкилева» (1973, МК СССР), «Терраса. Осень» (1959, Вологодская областная картинная галерея), «Зимка» (1971, СХ СССР), «Март» (1975, МК РСФСР).(1949, 1950).
С 1947 года – руководитель персональной мастерской в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, с 1948 – ведущий преподаватель, с 1962 – профессор.
Из его мастерской вышел не один художник, впоследствии получивший звание «Народного». Вместе с В.П. Ефановым, С.И.Дудником и Ю.П. Кугачом выполнял государственный заказ «Передовые люди в Кремле». Стал одним из немногих художников, которому было разрешено делать зарисовки похорон И.В. Сталина в 1953 г. Персональные выставки: 1956 г. – Москва, 1986 г. – Москва. Работы В.Г. Цыплакова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина и других крупных музеях и галереях мира.
artpoisk.info
Творчество Виктора Григорьевича Цыплакова | World of Art
Автопортрет
Виктор Григорьевич Цыплаков - Народный Художник РСФСР, Член-корреспондент Академии Художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды Лауреат Сталинской премии СССР.
С 1947 г. - руководитель персональной мастерской, с 1948 г. - ведущий преподаватель МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1962 г. - профессор.
Виктор Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода.
По окончании Изотехникума Цыплаков поступил в Московский художественный институт. Главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана. Очень увлекал молодого художника А.Рябушкин. В западной живописи его привлекали Гварди, голландцы, Клод Моне и барбизонцы.
Вошел в историю советского искусства как мастер больших тематических картин: "А.М. Горький на Волге" (1945), "В.И. Ленин с крестьянами" (1959) и др. Композиция "В.И. Ленин в Смольном" (1947) стала классическим образцом парадного историко-революционного "портрета" сталинской эпохи.
Эскиз к картине "Ленин с крестьнами" 1959
Автор произведений на историко-революционные темы, а также портретов и пейзажей. Участвовал в исполнении важнейшего государственного заказа на картину "Передовые люди в Кремле" (совместно с В.П. Ефановым, С.И. Дудником, Ю.П. Кугачом).
Персональные выставки художника проходили в Москве в 1956 и 1986 годах. Работы В.Г. Цыплакова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ и других ведущих музеях мира.
Виктор Цыплаков - художник русского реализма. Он принадлежит к поколению художников, начавших свой творческий путь в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года он защитил дипломную работу-картину "В.И.Чапаев". Это произошло в Самарканде, где находился тогда Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова и где, несмотря на трудности военного времени, продолжались занятия. В созданном образе Чапаева художнику удалось найти выразительный жест героя, понять и представить композицию как реальную сцену жизни.
В только что освобожденном Смоленске Цыплаков пишет величественный Успенский собор - олицетворение духовной несокрушимой мощи великого народа. Другой этюд изображает часть интерьера того же собора с высоким блистающим золотом иконостасом. Сдержанная, но внутренне богатая гамма красок звучит как хоровой распев, сообщая полотну особую содержательную емкость и выразительность. От тех далеких лет сохранился крохотный живописный эскиз с фигурой сидящего, глубоко задумавшегося В.И.Сурикова. Легким живописным намеком передана глубоко духовная атмосфера творчества замечательного мастера. Появление этого наброска не было случайностью. Молодой Цыплаков в ту пору много думал о русской культуре, думал о Горьком, с которым тогда связывалось "представление обо всем русском". В одном из эскизов рядом с Горьким изображен Ф.И.Шаляпин. Впоследствии художник отказался от создания картины на эту тему, но эскиз явился, своего рода, запевом к большой картине "М.Горький на Волге" (1945год), где художник изобразил молодого писателя на берегу реки в глубоком раздумье. Он смотрит на волжское раздолье - в мир широкой народной жизни.
Стремительно вошел художник в советское искусство. Его картины имели зрительский успех, печатались, путешествовали по стране и миру. В этом знаменательна судьба его большого полотна "Ленин в Смольном"(1947 год). В ней сказались плоды длительного изучения как бы заново открытых им художником мастеров Возрождения.
"Великому Сталину слава"
В 1940-50 годы неизменно участвует в Московских и всесоюзных выставках. Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным, чем это представлялось в недалеком прошлом. С особенно большой силой проявились национальные русские мотивы пейзажной живописи. Присутствующие на выставке невольно думали о месте художника в истории русского искусства, о его судьбе и нелегкой творческой биографии.
Творчество Цыплакова нельзя понять вне того направления русской пленэрной живописи, тесно связанной с именами К. Коровина, А.Степанова, А.Архипова, С.Жуковского, П.Петровичева, С.Малютина, художников конца 19 начала 20 веков. Все они испытали воздействие импрессионизма. Хотя восприятие этого направления в русском искусстве всегда было самостоятельным, получая при этом национальную окраску. Цыплаков очень любил Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные образы крестьян, писали свои "Зимы" и "Зимки".
"Зимка"
Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом с присевшей отдохнуть женщиной или осенью "Жаркая осень". Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли.
"Весна в Троицком" 1962
Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей".
Образ укрывающего землю снежного покрова связан и с храмами "Собор Рождества Богоматери в Суздале", "Церковь Благовещения в Борисоглебске". Это очень важная сторона искусства художника, представившего землю украшенной "величеством" сияющих на ней храмов. В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря.
Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты. Особенно стоит отметить последний по времени автопортрет (с догорающей свечой, 1985), передающий совершенно особую атмосферу одиночества и глубоких раздумий. Ему всегда больше удавались портреты близких, родственных по духу людей. Портрет художника-поэта П.Родимова (1953) - сложный и тонкий по живописи; портрет Л.Леонова. (1949).
Цыплаков был художником-педагогом. Многолетняя преподавательская работа в Суриковском - это целая эпоха, во многом определившая направленность и характер воспитания молодых художников на живописном факультете. По словам Виктора Цыплакова, главный смысл своей деятельности видел в том, чтобы огонь не угас и продолжались традиции лучшей в мире русской реалистической школы.
Художник умер в 1986 году. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
"Грибная пора" 1985
"Мороз и солнце"
"Ворота усадьбы Воронцовой-Дашковой"
"Сажают картошку" 1954
"Мастерская на веранде" 1982
"Пригревает" 1957
"Стадо возвращается"
"Крестьяне"
"Солнечный день"
"На Оке"
"Расстрел"
"Сибирские просторы. На пути в ссылку"
worldartdalia.blogspot.com
Виктор Цыплаков. К столетию со дня рождения.
Открыть доступДо 19.02.2016 в ВЗ СХР на Покровке, дом 37.
Выставка произведений народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Сталинской премии, профессора Виктора Григорьевича Цыплакова (1915 – 1986) посвящена 100-летию со дня рождения художника.
В. Г. Цыплаков принадлежит поколению художников, вошедших в изобразительное искусство в 1930 – 1950-е годы, наполненные энтузиазмом, всеобщим подъемом. Государством, обществом на художников возлагалась ответственная задача: утвердить идеал эпохи преимущественно средствами классического искусства, русской художественной традиции.
Школа классического искусства была успешно освоена Цыплаковым, благодаря замечательным учителям И. Грабарю, С. Герасимову, Б. Иогансону и другим живым представителям русского искусства XIX века.
Она позволила Цыплакову в дальнейшем создать художественно, исторически значимые произведения: «Чапаев», «Зоя Космодемьянская», «Горький на Волге», «Сергей Есенин».
Героизированный образ человека в изобразительном искусстве воспринимался как олицетворение народа в целом. Вера в народ, желание бескорыстно ему служить воодушевляли Цыплакова, становились главным смыслом его творчества.
Об этом свидетельствуют картины: «Торжественное вручение Ордена Ленина городу Москве в честь 800-летия », «Выступления М. И. Калинина на заседании ВЦИК. 1919 год», «Ленин с крестьянами» и другие масштабные полотна.
Аналогичным образом воспринимается созданная В. Г. Цыплаковым портретная галерея современников: писатель Л. Леонов, ученый А. Фролов – Багреев, инженер А. Вольтищев, рабочий В. Матросов и другие люди, трудившиеся в разных сферах жизни.
Отразившийся в портретном жанре психологизм нередко связан с мыслью служения Отечеству, искусству, нравственным принципам. Блестяще эти качества реализовались в автопортрете, составившем отдельное собрание произведений автора (свыше 100 работ).
В пейзажах художника, отличающихся тонким колоризмом, чувствуется близость к русской лирической поэзии, музыке: «Мороз и солнце», «Февральская лазурь», «Хороший день», «Гурзуфский цикл», «Село Троицкое» (бывшее имение княгини Е. Р. Дашковой).
Памятники архитектуры, древнерусского зодчества интересовали мастера, начиная со студенческих лет: «Башня Симонова монастыря», «Площадь в Регистане», «Успенский собор XVII в. в Смоленске», «Вдали монастырь», «Суздаль», «Исаакиевский собор».
В архитектурном пейзаже он схватил самое главное: совершенство пропорций памятников, их величественность, органическую связь со средой.
Говоря о педагогической деятельности Цыплакова в Суриковском институте, в том самом художественном ВУЗе, в котором ему посчастливилось когда-то учиться, можно до бесконечности цитировать мастера, приводить его тонкие замечания.
В разное время у него учились С. Ткачев, Е. Зверьков, Н. Пластов, А. Белых, А. Тутунов, Н. Соломин, Э. Браговский, В. Забелин, Ю. Анохин, С. Андрияка и многие другие художники.
Цыплаков всегда бережно, с особым вниманием относился к творческой индивидуальности каждого своего воспитанника, вкладывая в свою систему три главных принципа: гражданственность, профессионализм, приверженность к классическому искусству.
В.Г. Цыплаков участвовал во Всесоюзных, республиканских, зональных выставках с 1943 по 1986 гг. Произведения художника имеются в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Киевского музея русского искусства, региональных музеях страны, галереях, частных собраниях Великобритании, США.
Таежная Л.Я., искусствовед
Информация (на 03.02.2016):
Выставочный зал Союза Художников России на Покровке, дом 37
Адрес: улица Покровка, дом 37 (ближайший станции метро «Чистые пруды», «Китай-Город», «Красные ворота»)
Время работы: понедельник – четверг с 11:00 до 17:30, в пятницу с 11:00 до 16:00, в субботу – по договоренности, выходной день – воскресенье.
Посещение выставочного зала – бесплатно.
cultobzor.ru
Московский художник Виктор Цыплаков - Cоветская живопись
Художника Виктора Цыплакова я знаю еще со студенческой поры. Ныне он признанный мастер тематической станковой картины, автор известных картин историко-революционного и современного содержания, ярких по психологической характеристике портретов, лирически проникновенных пейзажей.
Уже в годы учебы многие наши однокурсники и педагоги видели в нем незаурядное дарование. Виктор Цыплаков привлекал своей целеустремленностью, работоспособностью. Он занимал наряду с В. Нечитайло, Ю. Кугачом, Н. Горловым, В. Сорокиным, С. Дудником, В.Гремитских в нашей студенческой среде лидирующее положение, ставя, казалось бы, невыполнимые в его возрасте задачи и, как правило, справляясь с ними. Цыплаков выделялся широким, всепоглощающим интересом к творческим проблемам, к вопросам мастерства, живописи и изобразительного искусства.
Прошло время, и в памяти многих из нас, его коллег, он остается таким же безудержно увлеченным человеком и вместе с тем художником, ясно знающим свою цель.
Годы упорного творческого труда, полная самоотдача, природная одаренность сделали Виктора Цыплакова одним из ведущих советских художников своего поколения. Его произведения узнаются по только ему присущему темпераменту, характеру рисунка и цвета.
По душевному складу он романтик, и этой романтической одухотворенностью выделяются его картины, написанные в полную силу, мастерски, достоверно.
Многим памятны картины Цыплакова «А. М. Горький на Волге» и «В. И. Ленин». Они были восприняты неоднозначно, но каждая стала подлинным художественным открытием.
Виктор Цыплаков — человек щедрого сердца и таланта, занимавший активную жизненную позицию.
Эти качества особенно проявились в его педагогической, преподавательской работе. Он открыто и вдохновенно делился опытом своего мастерства, прививал студентам способность самостоятельно творчески мыслить, глубоко проникаться явлениями времени, чувствовать и понимать природу искусства.
Я всегда считал, и до сих пор считаю Виктора Цыплакова старым, испытанным другом, замечательным художником, человеком редкого обаяния.
Н. А. ПОНОМАРЕВ.
президент Академии художеств СССР.
народный художник СССР
sovjiv.ru
В.Г. Цыплаков. К 100 -летию со Дня Рождения
Выставка произведений народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Сталинской премии, профессора Виктора Григорьевича Цыплакова (1915 – 1986) посвящена 100-летию со дня рождения художника.Сроки проведения выставки: с 4 февраля по 19 февраля 2016 г.
В. Г. Цыплаков принадлежит поколению художников, вошедших в изобразительное искусство в 1930 – 1950-е годы, наполненные энтузиазмом, всеобщим подъемом. Государством, обществом на художников возлагалась ответственная задача: утвердить идеал эпохи преимущественно средствами классического искусства, русской художественной традиции.
Школа классического искусства была успешно освоена Цыплаковым, благодаря замечательным учителям И. Грабарю, С. Герасимову, Б. Иогансону и другим живым представителям русского искусства XIX века. Она позволила Цыплакову в дальнейшем создать художественно, исторически значимые произведения: «Чапаев», «Зоя Космодемьянская», «Горький на Волге», «Сергей Есенин».
"Мостик". 1945 г. Картон, масло. 25,5х34,5
Героизированный образ человека в изобразительном искусстве воспринимался как олицетворение народа в целом. Вера в народ, желание бескорыстно ему служить воодушевляли Цыплакова, становились главным смыслом его творчества. Об этом свидетельствуют картины: «Торжественное вручение Ордена Ленина городу Москве в честь 800-летия », «Выступления М. И. Калинина на заседании ВЦИК. 1919 год», «Ленин с крестьянами» и другие масштабные полотна.
Аналогичным образом воспринимается созданная В. Г. Цыплаковым портретная галерея современников: писатель Л. Леонов, ученый А. Фролов – Багреев, инженер А. Вольтищев, рабочий В. Матросов и другие люди, трудившиеся в разных сферах жизни.
Отразившийся в портретном жанре психологизм нередко связан с мыслью служения Отечеству, искусству, нравственным принципам. Блестяще эти качества реализовались в автопортрете, составившем отдельное собрание произведений автора (свыше 100 работ).
В пейзажах художника, отличающихся тонким колоризмом, чувствуется близость к русской лирической поэзии, музыке: «Мороз и солнце», «Февральская лазурь», «Хороший день», «Гурзуфский цикл», «Село Троицкое» (бывшее имение княгини Е. Р. Дашковой).
Памятники архитектуры, древнерусского зодчества интересовали мастера, начиная со студенческих лет: «Башня Симонова монастыря», «Площадь в Регистане», «Успенский собор XVII в. в Смоленске», «Вдали монастырь», «Суздаль», «Исаакиевский собор». В архитектурном пейзаже он схватил самое главное: совершенство пропорций памятников, их величественность, органическую связь со средой.
"Борисоглебский монастырь" 1968 г. Холст на картоне, масло. 50х70 (Из собрания ВТОО "СХР")
Говоря о педагогической деятельности Цыплакова в Суриковском институте, в том самом художественном ВУЗе, в котором ему посчастливилось когда-то учиться, можно до бесконечности цитировать мастера, приводить его тонкие замечания. В разное время у него учились С. Ткачев, Е. Зверьков, Н. Пластов, А. Белых, А. Тутунов, Н. Соломин, Э. Браговский, В. Забелин, Ю. Анохин, С. Андрияка и многие другие художники. Цыплаков всегда бережно, с особым вниманием относился к творческой индивидуальности каждого своего воспитанника, вкладывая в свою систему три главных принципа: гражданственность, профессионализм, приверженность к классическому искусству.
В.Г. Цыплаков участвовал во Всесоюзных, республиканских, зональных выставках с 1943 по 1986 гг. Произведения художника имеются в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Киевского музея русского искусства, региональных музеях страны, галереях, частных собраниях Великобритании, США.
На этой выставке представлены произведения из собрания ВТОО "Союз художников России", Международной конфедерации союзов художников, галереи "Арт Прима", из частных коллекций А.Н. Ананьева, А. Королева, А.Ю. Прохорова, Л.М. Рыбниковой.
Цыплаков Виктор Григорьевич
1915 г. – родился в г. Москве
1932 – 1936 гг. – учеба в Московском полиграфическом техникуме
1936 – 1942 гг. – учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова
1943 г. – вступление в Союз художников СССР
1949 г. – 1986 гг. преподавательская деятельность в МГХИ им В.И. Сурикова
1986 г. – скончался в г. Москве
Л.Я.Таежная, искусствовед
"Борисоглебский монастырь". 1968 г. Холст на картоне, масло. 50х70 (Из собрания ВТОО "СХР")"Мостик". 1945 г. Картон, масло. 25,5х34,5
shr.su