Естественнонаучная картина мира. Статичная картина мира
Картина мира и мышление | Философский штурм
Эволюционизм
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры
Психология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись:
Некоторые особенности формирования картины мира у индивида
В этом процессе можно выделить 2-е основные тенденции:- влияние окружающих индивидов (на становление картины мира выбранного индивида)- влияние рефлексивных способностей самого индивида.В случае подавляющего влияния окружающих индивидов у него формируется некая установка на восприимчивость (чувствительность) к подобному влиянию. В психологии эта установка обозначается как полезависимость, конформизм. Картина мира индивида при сильно выраженной подобной установке будет целиком зависеть от окружения. Поэтому любой когнитивный диссонанс будет разрешаться "в пользу" конформизма.В случае меньшего влияния окружающих индивидов в следствие продолжительной депривации индивида и в силу сильно развитых способностей к рефлексии, у индивида образуется своя, относительно независимая картина мира. Такая картина мира будет опираться на логику, наблюдаемые закономерности внешнего мира. В психологии подобная установка (на свою логическую картину мира) называется поленезависимостью или нонконформизмом. Практически любой когнитивный диссонанс, при сильно выраженной подобной установке, будет разрешаться в пользу имеющейся картины мира. Но это не означает что картина мира будет статична и неизменна. Т.к. познание носит парадигмальный характер (аксиомы, логические конструкции на которые опирается картина мира изменяются), то и картина мира такого индивида достаточно изменчива. Напротив у индивида с конформистской установкой картина мира будет более стабильна, т.к. она опирается на культурные конструкции (традиции, верования, архетипы и т.п.) более стабильные во времени.
Мышление и формирование картины мира индивида
Определения мышления из Википедии:1. Мышление (психология) — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.2. Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.
Большинство безусловно согласится, что в формировании нонконформистской картины мира мышление индивида участвует. Ведь это во многом и есть построение научной картины мира с ее логикой.Но можно ли считать, что в процессе формирования исключительно конформистской картины мира участвует мышление? По определению мышления - это любая познавательная деятельность, отражение любых закономерностей окружающего мира. Следовательно, в процессах усвоения и передачи другим индивидам культурных конструкций в целом так же участвует мышление. Но мышление не научное, а основанное на особенностях культурных конструкций. Я такое мышление обозначил как видовое, основываясь на биологической теории эволюции Ч.Дарвина и психологической теории эволюции М.Чиксентмихайи ("Эволюция личности") полагающих, что есть закономености "выше" индивида, внешние по отношению к нему, которым он с необходимостью подчиняется. Видовое мышление, хотя и протекает в "голове" индивида (по его ощущениям), на самом деле является внешним по отношению к нему. Любые ассоциации, появляющиеся в нашем сознании, источником которых служат культурные конструкции, мы воспринимаем как свои мысли. Но суть такой мысли - это всегда коррекция своего представления (своей картины мира) какой-то внешней культурной конструкцией воздействующей в данный момент на нас.Но нонконформистское (научное мышление) так же является внешним по отношению к индивиду. Оно во многом зависит от логики, парадигм существующих в настоящий момент в науке. Индивид сам выстраивает и корректируя свою картину мира но при этом опирается на закономерности внешнего мира "открытые" как им самим так и наукой. Т.е., здесь можно выделить 2-а вида мышления:- научное (объектное), сформированное наукой, которое базируется на изученных свойствах объектов "внешнего" мира и их взаимодействиях (закономерностях). Т.е. любая ассоциация (мысль), возникающая у индивида о вещах, явлениях опирается на свойства объектов и закономерности их взаимодействия, полученные наукой и "абсорбированные" им в свою картину мира. Такое "абсорбирование" продуктов объектного мышления обычно происходит совместно с влиянием видового мышления, т.к. любое обучение (например, его организация) основано на культурных конструкциях (продуктах видового мышления). Поэтому в картине мира индивида продукты мышления объектного "перемешаны" с продуктами мышления видового. Можно рассматривать науку и ее продукты как часть культуры, то такое мышление можно также назвать культурно обусловленным. И все же оно в сознании индивида сильно отличается от видового мышления, т.к. не может быть бессознательным (как большая часть видового) и в гораздо меньшей степени связано с эмоциональной сферой индивида.- рефлексивное (субъектное), мышление присущее непосредственно индивиду. Это мышление лежит в основе построения индивидуальной картины мира. Сама картина мира индивида состоит как из продуктов видового так и из продуктов объектного мышления (некий более-менее не противоречивый и изменяющийся конгломерат). Субъектное мышление как раз и занимается гармонизацией (устранением противоречий, диссонансов) картины мира и ее соответствием окружающей реальности (внешнего по отношению к нему мира, который от него не зависит, но в котором ему необходимо действовать, чтобы удовлетворить потребности и желания).
Таким образом, в случае картины мира сформированной в основном видовым мышлением, развитое субъектное мышление помогает сформировать картину мира практичного человека (успешного в практических делах). В случае картины мира сформированной объектным мышлением, развитое субъектное мышление формирует картину мира ученого-первооткрывателя.
Ваша оценка: Нет
philosophystorm.org
Научная картина мира. Исторические типы научной картины мира.
Научная картина мира - это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира - это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики.
2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта.И.Ньютон подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:
1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
3. Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Фундаментальные основы новой картины мира:
1. Общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)
2. Квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.
Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках, в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик во всех своих разделах.
Философская картина мира.
Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.
Основной вопрос философии заключается в том, что отношение "человек - мир" преобразуется в отношение "дух - тело", "сознание - природа", "мышление - бытие". То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это - субъективные идеалисты. Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это - объективные идеалисты. Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.
Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика - различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии.
Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе).
Именно они акцентируют внимание на тех или иных сторонах вечных философских проблем. К таким парадигмам философствования относят парадигму онтологизма и парадигму эпистемологизма. Они могут быть обнаружены в любом историческом типе философии, при этом одна из них способна играть доминирующую роль.
1)Парадигма онтологизма ориентирует человека в познании и деятельности на мир вне человека, на мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен согласовывать как свой ум, так и свои цели и ценности.
2)Парадигма эпистемологизма зарождается в древнегреческой философии, но по-настоящему развивается в Новое время на основе тезиса Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Она ориентирует на обоснование достоверности научного знания. Под ее влиянием развивались такие черты современной европейской культуры, как рационализм, технологизм, прагматизм.
Таким образом, религия, наука и философия создают разные картины мира, отражая сложный многообразный реальный мир.
Вопросы к лекции №10:
1. Что такое «картина мира»?
2. Виды картин мира?
3. Что представляет собой ядро любой картины мира?
4. Особенности религиозной картины мира.
5. Научные революции в рамках научной картины мира.
6. На базе чего строится философская картина мира?
7. Какая картина мира и почему является наиболее статичной?
Лекция №11
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
КАРТИНА МИРА • Большая российская энциклопедия
КАРТИ́НА МИ́РА, образ мира, модель мира (англ. world view, нем. Weltanschauung), система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.). К. м. синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отд. явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. К. м. составляет одну из основ культуры; целостность К. м. обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, иск-во, а также рядом психологич. механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «К. м.» разное содержание.
В языкознании
широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов К. м.: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К. В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой К. м. (термин введён И. Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естеств. языков (синтаксич. членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т. п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфич. характер таксономич. систем, напр., при обозначении цвета и др.).
Реконструкция языковой К. м. (напр., русской языковой К. м. в работах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в др. языках) понятий (см. Концепт) того или иного языка и культуры. Др. распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (напр., уподобление спора войне, тоски – хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т. п.).
В антропологии
термин «К. м.» начал широко употребляться с 1950-х гг. под влиянием амер. антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. К. м. не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных К. м.: так, в традиц. обществе Редфилд выделял К. м. крестьянина и К. м. горожанина, или К. м. «школ и храмов» («большая традиция») и К. м. деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка франц. «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (см. «Анналов» школа, Историческая антропология), нем. «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (см. Герменевтика). В русле этих идей выросли совр. школы реконструкции К. м. людей др. культур – в когнитивной антропологии и др. направлениях культурной антропологии (напр., бинарные оппозиции «сырое – варёное», «земля – небо», «белый – чёрный» и т. п. как базовые категории этнических К. м. в работах К. Леви-Стросса), культурологии (напр., работы Ю. М. Лотмана о рус. дворянстве 19 в., использующие в качестве источника такие символич. системы культуры, как этикет или правила игр), истории (напр., работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А. Я. Гуревича о ср.-век. культуре), исторической психологии и этнопсихологии.
М. Хайдеггер, подчёркивая историч. характер самого понятия К. м., предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «К. м.» традиц. культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, т. е. как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.
В психологии
К. м. рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (см. Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: напр., когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (см. Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т. д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит К. м.; напр., различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации К. м., связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (см. Межполушарная асимметрия).
В рос. психологии введённое А. Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др.). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и др. психич. процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной К. м. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами эксперим. психосемантики.
В истории и методологии науки
важное место занимает понятие «научная К. м.» – единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций разл. естеств. наук и выполняющая эвристич. функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять науч. поиск. В основе науч. К. м. лежит определённое мировоззренч. ядро (напр., представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (науч. парадигма), время от времени изменяются в результате науч. революций (Т. Кун).
Первый этап науч. К. м. представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й пол. 17 в. «механистической К. м.», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в кон. 19 в.), а затем к квантово-релятивистской картине физич. реальности (1-я пол. 20 в.) привёл к пересмотру этих представлений (напр., под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в др. науках; напр., в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетич. теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая науч. К. м. (установка мн. учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта – это не территория»).
bigenc.ru
КАРТИНА МИРА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
КАРТИНА МИРА - система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.).
Картина мира синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отдельных явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. Картина мира составляет одну из основ культуры; целостность картины мира обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, искусство, а также рядом психологических механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «Картина мира» разное содержание.
В языкознании широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов картины мира: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К.В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой картины мира (термин введён И.Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естественных языков (синтаксическое членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т. п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфический характер таксономических систем, например, при обозначении цвета и др.).
Реконструкция языковой картины мира (например, русской языковой картины мира в работах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в других языках) понятий (смотрите Концепт) того или иного языка и культуры. Другим распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (например, уподобление спора войне, тоски - хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т. п.).
В антропологии термин «картина мира» начал широко употребляться с 1950-х годов под влиянием американского антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. Картина мира не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных картин мира: так, в традиционном обществе Редфилд выделял картину мира крестьянина и картину мира горожанина, или картину мира «школ и храмов» («большая традиция») и картину мира деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка французской «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (смотрите «Анналов» школа, Историческая антропология), немецкие «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (смотрите Герменевтика). В русле этих идей выросли современные школы реконструкции картин мира людей других культур - в когнитивной антропологии и других направлениях культурной антропологии (например, бинарные оппозиции «сырое - варёное», «земля - небо», «белый - чёрный» и т. п. как базовые категории этнических картин мира в работах К. Леви-Стросса), культурологии (например, работы Ю.М. Лотмана о русском дворянстве XIX века, использующие в качестве источника такие символические системы культуры, как этикет или правила игр), истории (например, работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А.Я. Гуревича о средне-вековой культуре), исторической психологии и этнопсихологии.
М. Хайдеггер, подчёркивая исторический характер самого понятия картина мира, предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «картине мира» традиционных культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, т. е. как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.
В психологии картина мира рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (смотрите Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: например, когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (смотрите Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т. д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит картина мира; например, различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации картины мира, связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (смотрите Межполушарная асимметрия).
В российской психологии введённое А.Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др.). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и другие психические процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной картине мира. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами экспериментальной психосемантики.
В истории и методологии науки важное место занимает понятие «научная картина мира» - единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций различных естественных наук и выполняющая эвристическую функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять научный поиск. В основе научной картины мира лежит определённое мировоззренческое ядро (например, представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (научная парадигма), время от времени изменяются в результате научной революций (Т. Кун).
Первый этап научной картины мира представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й половине XVII века «механистической картиной мира», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в конце XIX века), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (1-я половина XX века) привёл к пересмотру этих представлений (например, под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в других науках; например, в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетическая теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая научная картина мира (установка многих учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта - это не территория»).
Дополнительная литература:
Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988;
Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993;
World views, from fragmentation to integration. Brussel, 1994; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996; она же. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999;
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996;
Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000;
Языковое сознание и образ мира. М., 2000;
Smart N. Worldviews: crosscultural explorations of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000;
Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002;
Naugle D.K. Worldview: the history of a concept. Grand Rapids, 2002;
Кун Т. Структура научных революций. М., 2004;
Аошуан Т. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М., 2004;
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004;
Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб., 2004;
Петренко В.Ф.Основы психосемантики. 2-е изд. СПб. и др., 2005;
Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | С появлением научной астрономии и экспериментального естествознания в XVII веке новые общие взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и выводов естествознания, и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира. Чем отличается научная картина мира от стихийно-эмпирической картины конкретного субъекта? Картина мира у любого человека слишком индивидуальна, поскольку она основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Естествознание, как и наука в целом, стремится найти объективные, не зависящие от индивидуального субъекта закономерности природы. Поэтому в науке приходится абстрагироваться от личных ощущений и представлений и построить такую систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Принципы:
Первые научные картины природы возникли в рамках наиболее развитых естественнонаучных дисциплин и, прежде всего, занимавших лидирующее положение в науке своего времени.
Возникновение и распространение связано с достижениями классической механики 17-18 вв. (Галилей, Ньютон и др.). Выработаны специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности... Механика, несмотря на ограниченность уровнем естествознания 17-18 вв., сыграла положительную роль в развитии науки и философии. Давали естественнонаучное понимание многим явлениям природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно к-рой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение к-рых определяется законами классической механики. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления (Метафизика). Несостоятельность... Попытки объяснить с т. зр. механики электромагнитные, химические, биологические и тем более социальные явления неизбежно оказывались безуспешными. Достижения естествознания 19- 20 вв. разрушили механистическую картину мира
Особенности:
Современная картина мира как онтология науки XX – XXI вв. Особенности развития самой науки, позволившие создать современную научную картину мира. Несмотря на продолжающиеся процессы, ведущие к дифференциации науки, ведущим в развитии науки стал процесс объединения, интеграции всех научных отраслей в единое научное знание. Это наиболее ярко проявилось в развитии естественных наук, особенно математики, физики, химии, биологии. Как объекты, так и методы исследования становятся все более всеобщими. Под влиянием интеграционных процессов представления об основных сферах бытия – неживом, живом, социальном, казавшихся ранее противоположными, утрачивают свою несовместимость. Эту растущую общность в развитии различных отраслей знания выдающийся русский естествоиспытатель В.В. Докучаев охарактеризовал следующим образом: «Существуют соотношения, генетическая связь, вековая, закономерная между мертвой и живой природой, с одной стороны, и человеком, его бытом и даже духовным миром – с другой. Именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии». Все больше физические методы и физические понятия используются при изучении биологических явлений на молекулярном уровне. Живой организм характеризуется физическим понятием открытой системы. Физические, химические, биологические процессы оцениваются в категориях самоорганизации, процесса интеграции – синергетики, основы ее заложены в конце XX в. И. Пригожиным. На основе этих процессов интеграции формируется новая картина мира – неклассическая. Но она содержит в себе немало противоречий («белых пятен», «черных дыр»), тем не менее, она обладает определенной степенью определенности, целостности. Основные характеристики (особенности) современной картины мира: 1) Мир характеризуется как некая целостность, как некое единство, т.е. мир един, представляет собой нечто системное, целостное, континуальное. Создатели современного естествознания согласны с тем, что единство – важнейший признак мира, но описывается разными учеными по-разному. Например, А. Эйнштейн выражал единство материи, энергии и времени формулой E = mv², где Е – энергия, m – масса, v – скорость. Иначе представил эту картину И. Пригожин, характеризуя мир как единство порядка (организации) и хаоса (дезорганизации). Американский микрофизик Р. Фейнман утверждал, что с позиций квантовой физики оказывается, что «лягушки сделаны из того же материала, что и камни». 2) Несмотря на то, что мир един, но не является однообразным, т.е. признавая единство мира, современная наука не отрицает его структурности, дискретности. Мир чрезвычайно разнообразен. Различают 3 основных мира: большой (мегамир), средний (мидимир), соизмеримый с человеком и малый мир (микромир). При сопоставлении мидимира оказывается, что основные параметры этого и других миров практически несоизмеримы. Поэтому, человеческие представления о времени, пространстве, движении, как установил Эйнштейн, относительны. 3) Несмотря на различие между различными структурами все уровни мира имеют общее свойство – становление, развитие, движение. Современная наука понимает движение иначе, чем классическая: классическая наука видела в движении процессы, которые полностью открыты естествознанию и исключают случайность. Так, например, считал Лаплас, полагавший, что все можно рассчитать и спрогнозировать с помощью математических расчетов – классический детерминизм в понимании движения. Хотя современная наука не отрицает закономерности движения, она не отрицает роль случайности. В частности, обращается внимание на то, что начало процесса развития Вселенной было следствием Большого Взрыва, который был случайностью, поэтому случайность будет иметь место и в развитии. Правда, случайность тоже подчиняется каким-либо закономерностям – возникает теория вероятностей. Современная наука представляет собой синтез идей детерминации и идей теории вероятностей с ролью случайности. Эти выводы возникли на основе новейших современных комплексов наук – информатики, синергетики, общей теории систем – они внесли важнейшие новые представления в современную картину мира:
википедия Картина мира Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения[3]:
Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний[3][6]:
Также выделяют «наивную» картину мира[7] Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания.[6] [править] Исторические типы Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.[2] [править] Аристотелевская Период: VI—IV века до нашей эры Обусловленность: Отражение в трудах:
Результат:
[править] Ньютоновская научная революция Классическое естествознание Период: XVI—XVIII века Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Обусловленность: Отражение в трудах:
Основные изменения:
Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания. [править] Эйнштейновская революция Период: рубеж XIX—XX веков. Обусловленность:
Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы. [править] Сравнение с другими «картинами мира» Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира[8] [править] С религиозным Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных эзотерических состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт, подтверждающий определенную картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке. [править] С художественным и бытовым Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира. Например, человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. [править] С философским Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. [править] Со смешанными Все перечисленные представления могут присутствовать у человека вместе и в различных сочетаниях. Научная картина мира, хотя и может составлять значительную часть мировоззрения, никогда не является его адекватной заменой, так как в своем индивидуальном бытии человек нуждается как в эмоциях[источник не указан 1016 дней] и художественном или чисто бытовом восприятии окружающей действительности, так и в представлениях о том, что находится за пределами достоверно известного или на границе неизвестности, которую предстоит преодолеть в тот или иной момент в процессе познания. [править] Эволюция представлений Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие. По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества. Фейербах так сказал о смене своих идей: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последне
|
megapredmet.ru
КАРТИНЫ МИРА 1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и неким «живописным полотном», на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, эта довольно приблизительно отражает суть дела, но тем не менее такое словосочетание обладает удивительным свойством — оно позволяет разворачивать «живописное полотно» подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохраняется! рис. 1 В структуре этой картины мира отчетливо видны 4 «стихии». Кстати подобные 4 стихии видны у же в самой структуре мироздания. Эти 4 «стихии» формируют две «перекладины креста», взаимосвязанные и обусловленные. И эта взаимосвязь простирается не только в прошлое. Она существует в настоящем и она обязательно связана с будущим. Мы же эти 4 «стихии» отделили их друг от друга и пытаемся теперь понять картину мироздания, исходя из ортодоксальных материалистических или духовных представлений. 2. ФИЗИЧЕСКОЕ МИРОЗДАНИЕ Физическая картина мира в качестве основы включает в себя обще-теоретическое физическое знание. Естественно, что на разных этапах развития науки это знание по-разному интерпретировала внешний мир Античная, Ньютоновская и современные физические картины мира очень сильно различаются по своей форме и внутреннему содержанию, и количественно, и качественно. рис. 2 Схема физической картины мира связана со сменой представлений о материи: от атомистических, корпускулярных представлений о материи к полевым, континуальным, а затем к квантовым. Отсюда и три физических картины мира: механистическая, электромагнитная и квантово-полевая. 2.1. МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Механистическая картина мира, в отличие от античной картины мира, явилась фактически первой глобальной картиной мира. рис. 3 В рамках данной картины мира все События и Перемены были взаимосвязаны и взаимообусловлены механическим движением. 2.2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ КАРТИНА МИРА Возникновение электромагнитной картины мира характеризует качественно новый этап эволюции науки. рис. 4 Сравнение данной картины мира с механистической выявляет некоторые важные особенности. Например, Подобная взаимодополнительность картин не является случайностью. Она носит строго эволюционный порядок. 2.3. КВАНТОВО-ПОЛЕВАЯ КАРТИНА МИРА Данная картина мира явилась результатом дальнейшего развития электромагнитной картины мира. рис. 5 Эта картина мира отражает уже единство двух предыдущих картин мира в единстве на основе принципа дополнительности. 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ Главная принципиальная особенность современной естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма можно пояснить тождеством В этом тождестве События и Перемены «оживили» ранее статическую Вселенную, обнаружили в ней единство и тесную эволюционную взаимосвязь всех ее фрагментов. Современные представления о мире формируются на основе дифференциации и интеграции естественных наук, единстве физического знания и т. п. рис. 6−1 Эволюцию современной Картины Мира можно отразить в следующей схеме, отражающей баланс взаимоотношений между «Миром» и «Мерой», между «-Видением» и «-Ведением». рис. 6−2 На данном рисунке категориям «Мира» и «Меры» сопоставлены категории формальной логики «И», «ИЛИ» и «НЕ». Из этих сопоставлений можно осознать, что категория «ИЛИ» может иметь «левое» или «правое» отражение категории «Мера». Но формальная логика эту очевидную истину «крестного хода» вообще упускает. 1. «Миро-видение». Данная категория имеет смысл видеть мир через призму присущих субъекту «органов чувств». Для науки к таким органам можно отнести инструменты, с помощью которых регистрируются результаты экспериментов. 2. «Меро-видение». Данная категория отражает количественную Меру видения Мира, т. е. количественная оценка видения Мира на каждом уровне иерархии эволюции Великого Предела имеет собственный квант, отражающий уровень «позиционирования» Великого Предела. Смысл такого позиционирования естественным образом вытекает из свойств позиционных систем счисления. Основная особенность таких систем заключается в том, что на любом уровне иерархии основание системы является одним и тем же (двоичное, восьмеричное, и т. д.). В результате каждая единица в каждой «позиционной нише» имеет собственный вес (единица, десятки, сотни и т. д.). Применительно к рассмотренным выше свойствам такими с=естественными «квантами» служат символы «монограмм, дуаграмм, триграмм, гексаграмм и т. д. Введение естественных количественных оценок Миро-видения отражает двойственную сущность категории «информация». Вторая ипостась категории «информация» раскрывается в категории «Меро-ведение». 3. «Меро-ведение». Ведение (ведать, знать) отражает количественную Меру ведения, т. е. эта категория несет в себе количественную оценку семантического Замысла (смысла) Объекта, который оценивается на уровне «Миро-видения» и «Меро-видения». Триединство «Миро-видение"-"Меро-видение"-"Меро-ведение» несет в себе информационную сущность Объекта видения. 4. «Миро-ведение». Это заключительном этап «крестного хода», на котором происходит идентификация Объекта видения. Обратный «крестный ход» порождает тождество Видите разницу- в одном случае выполняются операции «умножить-разделить-разделить», а в другом -«умножить-умножить-разделить»? Эти триединые категория характеризует текущий уровень Познания. В случае взаимодополнительности Миро-ведения и Миро-видения эти категории сливаются в Великий предел. В определенной степени взаимоотношения этих категорий следует рассматривать как взаимоотношения теории и практики Естественно, что как только создается новая Теория, то она начинает использоваться в практике как инструмент Миро-видения более высокого уровня иерархии. В соответствии с новым уровнем иерархии изменяются и количественные оценки квантов «Меро-видения» и «Меро-ведения». К сожалению, эта тривиальная истина о четырех базисных основаниях Мироздания многим ученым еще не известна. Особое сожаление вызывает неприятие этих прописных истин учеными, которые по своему статусу просто обязаны это знать, но они проходят мимо. Причем даже в том случае, когда эти истины лежат на пути, то их просто «выбрасывают на обочину дороги», называя философскими размышлениями. Теперь отметим, что современные представления ученых о строении материи самым «забавным» образом отражаются еще в Книге Перемен (Книга перемен). рис. 7 Если вместо ЯН и ИНЬ в качестве исходных элементарных частиц взять фотон и антифотон, то, следующий уровень (ТАЙ ЯН и ТАЙ ИНЬ) породит две заряженных и две нейтральных частицы (четыре лептона?), которые далее порождают восьмеричные семейства элементарных частиц (О кварках, О кварковой плазме). 3.1. О ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОДХОДАХ К НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ О том, что наука находится в глубоком кризисе и ученые усиленно ищут пути выхода из этого кризиса, видимо, говорить не приходится. Более того, многие понимают, что этап дифференциации наук уходит в прошлое, что на смену процессам деления остатков целостной науки на все более мелкие части должен придти этап синтеза, когда начнутся процессы сборки целостного ЕДИНОГО ЗНАНИЯ из отдельных, порой малосвязных фрагментов. Все чаще возникают идеи о необходимости трансдисциплинарных подходах. Вот как об этом, например, пишет В. Г. Буданов в статье «Принципы синергетики и управление кризисом». «Грядущий век - век междисциплинарных исследований. Методология междисциплинарных исследований - это горизонтальная, как говорил Э. Ласло, трансдисциплинарная связь реальности - ассоциативная, с метафорическими переносами, зачастую символьным мотивом, несущим колоссальный эвристический заряд, в отличие от вертикальной причинно-следственной связи дисциплинарной методологии». Из этой формулировки, выдержанной в лучших традициях академического стиля оформлении СЛОВА, сразу же можно сделать вывод о том, что формулируемый подход к трансдисциплинарному подходу является «Добром кажущимся» и неизбежно породит реальное «Зло». Лозунг, вроде бы, предельно ясен -«пролетарии всех стран соединяйтесь». Но давайте посмотрим, на какой основе будет происходить такое объединение. В основе каждой науки, а их сегодня насчитывается уже около 15 000, лежат собственные постулаты и аксиомы. Поэтому при попытке междисциплинарных подходов неизбежно будут возникать антагонистические противоречия, которые могут разрушить даже те небольшие позитивные успехи, которые будут достигнуты на этой «ниве». Поэтому горизонтальный подход — это главное научное заблуждение. Но что же тогда делать? Необходимо вектор трансдисциплинарного подхода изменить на 90 градусов. Ибо он отражает подсознательное мышление. Надо включать активную силу-СОЗНАНИЕ. Надо вернуться по своим «следам» в ПРОШЛОЕ, к живительным первоистокам науки, а не искать горизонтальные связи, которые могут вообще не существовать. Это означает, что начать междисциплинарный подход надо начать с родственных по духу наук. При этом, например, междисциплинарный подход в физических науках приведет к рождению метафизики, в химических науках — к рождению метахимии, в социологии — к метасоциологии и т. д. Эти процессы будут содействовать интеграции науки в единую науку и способствовать возвращению науки в Прошлое, к своим живительным первоисточникам. Но попытка реализации междисциплинарного подхода, при использовании горизонтальных связей приведет к рождению новой науки, а, следовательно, к дальнейшей дифференциации науки. Это тривиальная истина, однако для многих она может оказаться за семью печатями. Ее может помешать осознать величие собственного подсознания. Вспомним снова известную схему из Книги Перемен (Книга перемен) и дополним ее зеркально симметричным изображением (рис.2). рис. 2 Эта схема иллюстрирует путь возвращения к первоистокам науки — к ее 4 «стихиям» животворящего креста, к ее ВЕЛИКОМУ ПРЕДЕЛУ, когда она была единой и не разделялась на материалистическую и духовную составляющие. Этот путь позволит начать новый эволюционный цикл развития, который, по образу и подобию с натурфилософией, можно назвать метанатурфилософией. Задача метанатурфилософии состоит в том, чтобы из отдельных частей восстановить целостную науку. И в тот момент, когда это произойдет, когда все науки сольются в одну, когда физика материи и физика духа станут взаимодополнять друг друга, тогда мы и можем сказать, что создана ТЕОРИЯ ВЕЛИКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, о которой мечтают ученые. Путь создания такой теории можно пояснить рисунком 2. Обратите внимание, что «склеивание» целого из частей происходит с учетом закона отражения. Если вести речь о физике материи (один цвет триграмм) и физики духа (другой цвет триграмм), то «склеивание» начинается именно с учетом их взамодополнительности. Посмотрите, при склеивании эта взаимодополнительность учитывается. Здесь даже сами триграммы записаны с учетом зеркального отражения. Таким образом, трансдисциплинарный подход должен происходить тоже по вертикали, с учетом причинно-следственных связей, которые существовали всегда, как в физике материи, так и в физике духа. Методология предельно проста. «Ортодоксальным» материалистам необходимо последовательно искать и находить общие закономерности, существующие как в физике духа, так и в физике материи. Аналогичный подход должны исповедовать и слуги духовных наук. Они должны спуститься на «грешную» Землю и «привязать» духовные законы к земным. Именно с этих взаимодействий должны инициироваться процессы глобальной интеграции множества физических и духовных наук в единую науку. И, может быть, здесь сыграет, наконец, свою позитивную роль пресловутый Комитет по лженауке, который может стать арбитром в регулировании этого трансдисциплинарного процесса. Из вышеизложенного следует, что до тех пор, пока в науке будет господствовать ортодоксальный материализм, теория Единого Поля, Единая теория Мира, создана не будет. Но самое удивительное в этой ситуации заключается в том, что фундамент ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА ЕДИНОГО ЗНАНИЯ, о котором мечтают ученые уже создан. В качестве такого фундамента служит милогия, в основе которой лежит ЕДИНЫЙ ЗАКОН, являющимся ее ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТУЛАТОМ, за пределы которого не может выйти ни одна наука. А потому милогия в принципе не содержит в себе противоречий и антагонизмов. Противоречия и антагонизмы существуют в науках и во внутреннем мире человека, который начинает рассматривать милогию со своих позиций. Не несите свои принципы в милогию-это может вызвать отторжение. Берите принципы в милогии и несите в науку-это принесет Вам успех. Так, в современной науке декларируется, что природа рассматривается в движении и развитии, что в физике используется диалектический метод (вещество и поле, частица и волна, масса и энергия, и т. п., которые рассматриваются в диалектическом единстве). Но на деле движение и развитие рассматривается только как бы на плоскости, за пределами которой существует только физический вакуум (или эфир). Поэтому существование иных миров, с более высокими измерениями не допускается. Вместо этого изобретаются математические гиперпространства типа вакуума (или эфира). Переходы в высшие измерения рассматриваются как переходы за границу «осознанного мира» и все многообразие взаимодействий и взаимопревращений фундаментальных частиц и античастиц рассматривается как взаимодействие с неестественными, с точки зрения Единого Закона, «плоскими» пространствами средами (физический вакуум, эфир). 3.2. О ЕДИНОЙ КАРТИНЕ МИРА Представления об основе мироздания складываются на основе разработки единой теории поля, объединяющей все фундаментальные взаимодействия (теории «Великого объединения», теории «Сверхвеликого объединения»). Однако до сир пор эти теории живут только в мечтах ученых. и похоже эти мечты еще долго останутся мечтами. Во-первых, потому, что для создания такой теории нужен иной тип мышления. Во-вторых, основы этой теории уже содержаться в милогии, но для того, чтобы это понять, нужна смена научной парадигмы. Вместо индуктивного научного метода необходимо перейти к дедуктивному научному методу, который лежит в основе милогии, как науки о Едином Законе эволюции живой и неживой материи. Попытка построить теорию Единого Поля, даже при условии организации междисциплинарных исследований, на самом деле является большей утопией, чем учение утопического социализма на заре его возникновения. В-третьих, необходимо переосмыслить некоторые положения современной картины мира, которые, в частности касаются монады «пространство-время» и принципов их взаимодействия. Концепция единства физики материи и физики духа позволяет выдвинуть комбинированный принцип взаимодействия. Пространство-время и причинность относительны и взаимодополнительны. Принцип неопределенности и принцип дополнительности являются частными принципами, отражающими соответственно «корпускулярно-волновые свойства» монады «пространство-время». Принцип дальнодействия и близкодействия также являются взаимодополнительными. Например, уже сегодня существует теория, которая жизнеутверждает принцип дальнодействия. Это теория проф. Н. Х. Валитова, изложенная в его монографии «Вакуумные колебания при химическом возбуждении атомов. молекул и хаотичность силовых линий электромагнитного и гравитационного поля». В этой монографии Нажип Валитов доказал, что любые объекты взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. К сожалению, я не читал этой поистине замечательной книги, однако могу сказать, что реализация принципа дальнодействия возможна только в резонансном режиме, о свойствах которого достаточно много говорится в моих монографиях и на сайте. Сегодня существуют уже и физические картины мира, отражающие многие свойства научной картины будущего, которую будет исповедовать наука завтрашнего дня. Сегодня современная наука вплотную подошла к осознанию существования полей иного вида -торсионных. Эти поля (по Акимову А. Е..) характеризуются: · Образуются вокруг вращающегося объекта и представляет собой совокупность микровихрей пространства. Так как вещество состоит из атомов и молекул, а атомы и молекулы имеют собственный спин — момент вращения, вещество всегда имеет Т. П. Вращающееся массивное тело тоже имеет Т. П. Существует волновое и статическое Т. П. Может возникать за счет особой геометрии пространства. Еще один источник — электромагнитные поля. · Связь с вакуумом. Составлящая вакуума — фитон - содержит два кольцевых пакета, вращающихся в противоположных направлениях (правый и левый спин). Первоначально они скомпенсированы и суммарный момент вращения равен нулю. Поэтому вакуум никак себя не проявляет. Среда распространения торсионных зарядов — физический вакуум. · Свойства магнита. Торсионные заряды одноименного знака (направления вращения) — притягиваются, разноименного — отталкиваются. · Свойство памяти. Объект, создает в пространстве (в вакууме) устойчивую спиновую поляризацию, остающуюся в пространстве после удаления самого объекта. · Скорость распространения - практически мгновенно из любой точки Вселенной в любую точку Вселенной. · Данное поле имеет свойства информационного характера - оно не передает энергию, а передает информацию. Торсионные поля — это основа Информационного Поля Вселенной. · Энергия - как вторичное следствие изменения торсионного поля. Изменения в торсионных полях сопровожаются изменением физических характеристик вещества, выделением энергии. · Распространение через физические среды. Так как ТП не имеет энергетических потерь, то оно не ослабляется при прохождении физических сред. От него нельзя спрятаться. · Человек может непосредственно воспринимать и преобразовывать торсионные поля. Мысль имеет торсионную природу. · Для торсионных полей нет ограничения во времени. Торсионные сигналы от объекта могут восприниматься из прошлого, настоящего и будущего объекта. · Торсионные поля являются основой мироздания. Фитон (по Акимову А. Е..) -это сфера, сшитая из шестиугольников. Посмотрите, разве не похожа эта модель на следующую фотографию из журнала «Нэшил джиогрэфик» (Д.Мелхиседек, «Древняя Тайна Цветка Жизни», том 1,стр.71), на которой показано, что Галактики окружены энергетическими сферами. На фотографии вида и энергетическая сфера крошечной галактики с двумя спиралевидными рукавами, заключенная вместе с группой отдельно стоящих звезд в энергетическую сферу. Вне этой сферы есть другая огромная энергетическая сфера (решетка из шестиугольников). рис. 3 Академик Акимов А. Е. считает, что вакуум представляет собой сверхплотную фитонную упаковку. И, видимо. он прав. Только фитоны на каждом уровне иерархии мироздания являются собственными. Они имеют собственное пространство, собственное время и собственный масштабный коэффициент подобия, позволяющий осуществлять фазовые переходы из одного состояния в другое. Другими словами, можно сказать, что свойства вакуума, отраженные в теории Акимова, можно распространять на все многомерные миры. Свойства этих многомерных миров обосновывается в монографии А. С. Чуева «Физическая картина мира в размерности «Длина-Время»[75]. Особый интерес эта картина представляет потому, что в ней приводится классификация отношений, отражающей взаимосвязи между физическими величинами и константами. Уже в самой размерности здесь чувствуется почерк свойств монады «Пространство-Время («События-Перемены») и, следовательно, почерк Единого Закона эволюции двойственного отношения (монады). Единая картина мира наиболее глубоко отражается в милогии, в фундаменте которой лежит Единственный Постулат, имеющий силу Единого Закона, отражающего закон эволюции двойственного отношения. Единый закон не является изобретением автора, которое «завтра» можно заменить более новым и современным. Единый закон самым естественным образом отражает единство древних знаний (О древних знаниях), которые гармонично сплетаются в Единый Цветок Жизни мироздания. рис. 4 Этот Цветок Жизни несет в себе законы порождения генетического кода мироздания (О генетическом коде). И наконец, древние знания, запечатанные в Древнем Цветке Жизни распечатываются в новой науке как «звездные карты миров». рис. 5 Эти замечательная классификация позволяет осознать тайны многих других классификаций, проявляющихся сегодня на всех уровнях Бытия. Так, например, сегодня аналогичные закономерности обнаружены в формировании алфавитов определенных языков. При этом свойства знаков алфавита оказываются во многом сходны со свойствами молекул ДНК. При этом отрадно отметить, что подобные свойства обнаружены, прежде всего, в русском языке (О Роде Древних). 3.3. ЯЙЦО ЖИЗНИ В книге Д. Мелхиседека «Тайна Древнего Цветка Жизни» приводятся сведения о Яйце Жизни (Эзотерика). Это знаменитое Яйцо Жизни, которое имеет следующую форму. рис.6 Он пишет, что эти первичные восемь клеток вашего организма бессмертны по сравнению со всеми другими клетками. Все клетки организма циклически обновляются каждые пять-семь лет. Все до единой клетки за этот период умирают и заменятся новыми, за исключением первичных восьми клеток. Эти клетки остаются живыми с момента зачатия и до момента, когда Вы умираете и покидаете тело. Все остальные проходят свои циклы жизни, а эти нет. А теперь взгляните на рис. 5, где на кубе и на звзедном тетраэдре отражены эволюционные потоки ЯН-ИНЬ и сравните эти рисунки с рис. 4 и 5. отражающими свойства Древнего Цветка Жизни. Уловили сходство? Видите, что Яйцо Жизни является «первочастицей» Цветка Жизни? Снова чудо? Но мы уже неоднократно доказывали, что у Единого закона чудес не бывает. Все здесь творится по образу и подобию. Разве не считалось ранее чудом двойная спираль ДНК? Разве можно считать чудом двойную спираль электромагнитного поля? Единый Закон эволюции двойственного отношения жизнепотоков ЯН-ИНЬ активизирует в Яйце Жизни ДВИЖУЩУЮ СИЛУ, которая порождает все События и Перемены, творящие настоящее чудо -человека. Посмотрите и увидьте, что Яйцо Жизни несет в себе все свойства мировой константы (Эволюция размерности, Монада «L-T»), отражаемой, по образу и подобию, во всех структурах Цветка Жизни. Посмотрите и увидьте, что Куб и звездный тетраэдр несет в себе все функции Яйца Жизни. Это Яйцо Жизни несет в себе ЗАМЫСЕЛ Творения Человека и проявляет этот ЗАМЫСЕЛ во всех физических структурах человека. Во всех, кроме одной — структур Сознания. Это должен сделать сам человек. Он не должен жит в соответствии с типом мышления -«бытие определяет сознание». Он должен пройти тернистый путь собственного самоосознания. Это значит, что у каждого человека существует Великий Предел всех структур его звездного тела (о звездных телах). И этот Великий Предел может разворачиваться (пассионарный всплеск, рождение) и сворачиваться (потенциализация), порождая янские, или иньские эволюционные потоки. На сегодняшний день эти свойства эволюционных потоков у человека проявляются однократно -0человек рождается, достигает зрелости и умирает). Но уже сегодня существуют факты, свидетельствующие о других реальных возможностях человеческого организма, к которым, в первую очередь, можно отнести мгновенную телепортацию собственного организма в любое пространство-время, ибо в основе телепортации лежит феномен сворачивания всех структур организма в Великий Предел (Яйцо Жизни) с последующим его разворачиванием в новом пространстве-времени. Ну чем не машина времени? 4. НАУКА И РЕЛИГИЯ Кое-то, прочитав это название, могут немедленно ассоциировать его с популярными изданиями с аналогичными названиями. Но это далеко не так. Наука и религия представляют собой взаимодополнительные ветви Единого Знания. Вот как говорит об этом Е. Блаватская («Тайная доктрина, Синтез науки, религии и философии», том 1). «НЕТ РЕЛИГИИ В ЫШЕ ИСТИНЫ…Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму. Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок — плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания. Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание». Лучше не скажешь. А вы читали Е. Блаватскую? Вот как пишет сама Е. Блаватская о «Тайной доктрине»: «. Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству, исключительно. Тайная Доктрина является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему первоначальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма. Более чем вероятно, что книга эта будет рассматриваться большинством, как самая дикая небылица, ибо кто когда слышал о Книге Дзиан?» Самое интересное заключается в том, что и к милогии, которая призвана прервать процессы дифференциации наук и синтезировать их в единую науку, сегодня у большинства ученых еще возникаю такие же суждения. Единый закон, какая чушь? Это просто сотрясение воздуха! Этого не может быть никогда потому, что не может быть никогда!!! А некоторые из этих людей имеют высокие степени учености. Но время уже начинает все расставлять по своим местам. И уже недалек тот день когда такие люди, зомбированные величием собственного самомнения предстанут перед Судом чести нового общества. И неважно, когда это случится, при их жизни, или позднее. Думаю, что не предвзятое отношение к «тайной доктрине» убедит читателей в том, что они имеют дело с проявлением Единого закона эволюции двойственного отношения, что они имеют дело с законами, данными позднее свыше в Учении Михаила (Об Учении Михаила) и многих других духовных учениях. А вот как прямо и недвусмысленно повествуется в книге Дзиан о том, что «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО». » …ВНИМАЙТЕ, ВЫ, СЫНЫ ЗЕМЛИ, ВАШИМ НАСТАВНИКАМ — СЫНАМ ОГНЯ (а)! ПОЗНАЙТЕ, НЕТ НИ ПЕРВОГО, НИ ПОСЛЕДНЕГО; ИБО ВСЕ ЕСТЬ ЕДИНОЕ ЧИСЛО, ИСШЕДШЕЕ ИЗ НЕ-ЧИСЛА (b)». Весы монады (Весы монады) достаточно ясно раскрывают смысл взаимоотношений Числа (плюс) и Не-числа (минус). Данное тождество отражает гармонию рыночных отношений между любым числом и не-числом и их отношением к творящему их Целому. Буду искренне рад, чтобы великий смысл этого тождества осознали и вы, мои читатели, ибо они отражают Единую концепцию рыночных отношений гармонии в любом мироздании, составленном из бесконечного множества чисел и не-чисел. Это тождество скрывает в себе тайну происхождения всех Вселенных, тайну происхождения всех священных чисел, тайну происхождения нумерологии, но не той нумерологии, которая процветает сегодня махровым цветом и которая уже почти не имеет ничего общего с истинной нумерологии, ибо в искаженно-рафинированной людьми нумерологии числа отчуждены от своих первоистоков, т. е. не соединены с творящим их Началом. РЕЗЮМЕ 1. Сколько лет потребуется нашей науке, чтобы осознать эти очевидные сегодня уже для многих истины? 2. Сколько лет еще понадобится в одиночку создавать и развивать новую науку, предназначенную для людей новой 6-й расы? Может быть, «официальные» ученые, наконец, озаботятся и вглянут на милогию образца 2002 года (www.newnauka.narod.ru), чтобы получить первое представление о том, какие качественно новые свойства приобрела милогия в году 2003? Может быть, у них мелькнет смутная мысль, что уже в 2004 году они могут опоздать с признанием и могут оказаться лишними? Зомбированные величием своего подсознания и учеными степенями, они всерьез считают, что им доступны даже самые сокровенные знания. Но почему тогда происходит борьба научных концепций? Почему качественно новые знания пробивают себе дорогу, когда представители старых знаний просто вымирают на физическом плане? А может быть, официальная наука уже давно превратилась в союзы гильдий ремесленников от науки, правда высококвалифицированных, но ремесленников, зомбированных величием своего подсознания и высоких степеней учености, не позволяющих осознать порочность существующего научного мышления? 3. Мое твердое убеждение заключается в том, что на официальную науку надежд мало и в одиночку ли, или совместно с честными и независимыми учеными, но новая наука одержит победу, и не в будущих поколениях, когда представители нынешней официальной науки, науки «рафинированного» материализма, не могут осознать порочность существующего научного мышления, продолжая считать себя истинными поборниками рафинированной истины. Но они будут будут вынуждены официально признать новую науку еще при жизни нынешнего поколения. Но это будет означать «конец дней» современной официальной науки, конец дней «научно-ремесленным гильдиям» ученых, не сумевшим понять принципов нового научного мышления. Может быть, Комитету по лженауке следует повернуться лицом именно к этой проблеме и обратить внимание на состояние официальной науки, все более и более превращающейся в лженауку, с ее «трансдисциплинарными» подходами. |
www.milogiya2007.ru