Естественнонаучная картина мира. Статичная картина мира
Картина мира и мышление | Философский штурм
Эволюционизм
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры
Психология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись:
Некоторые особенности формирования картины мира у индивида
В этом процессе можно выделить 2-е основные тенденции:- влияние окружающих индивидов (на становление картины мира выбранного индивида)- влияние рефлексивных способностей самого индивида.В случае подавляющего влияния окружающих индивидов у него формируется некая установка на восприимчивость (чувствительность) к подобному влиянию. В психологии эта установка обозначается как полезависимость, конформизм. Картина мира индивида при сильно выраженной подобной установке будет целиком зависеть от окружения. Поэтому любой когнитивный диссонанс будет разрешаться "в пользу" конформизма.В случае меньшего влияния окружающих индивидов в следствие продолжительной депривации индивида и в силу сильно развитых способностей к рефлексии, у индивида образуется своя, относительно независимая картина мира. Такая картина мира будет опираться на логику, наблюдаемые закономерности внешнего мира. В психологии подобная установка (на свою логическую картину мира) называется поленезависимостью или нонконформизмом. Практически любой когнитивный диссонанс, при сильно выраженной подобной установке, будет разрешаться в пользу имеющейся картины мира. Но это не означает что картина мира будет статична и неизменна. Т.к. познание носит парадигмальный характер (аксиомы, логические конструкции на которые опирается картина мира изменяются), то и картина мира такого индивида достаточно изменчива. Напротив у индивида с конформистской установкой картина мира будет более стабильна, т.к. она опирается на культурные конструкции (традиции, верования, архетипы и т.п.) более стабильные во времени.
Мышление и формирование картины мира индивида
Определения мышления из Википедии:1. Мышление (психология) — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.2. Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.
Большинство безусловно согласится, что в формировании нонконформистской картины мира мышление индивида участвует. Ведь это во многом и есть построение научной картины мира с ее логикой.Но можно ли считать, что в процессе формирования исключительно конформистской картины мира участвует мышление? По определению мышления - это любая познавательная деятельность, отражение любых закономерностей окружающего мира. Следовательно, в процессах усвоения и передачи другим индивидам культурных конструкций в целом так же участвует мышление. Но мышление не научное, а основанное на особенностях культурных конструкций. Я такое мышление обозначил как видовое, основываясь на биологической теории эволюции Ч.Дарвина и психологической теории эволюции М.Чиксентмихайи ("Эволюция личности") полагающих, что есть закономености "выше" индивида, внешние по отношению к нему, которым он с необходимостью подчиняется. Видовое мышление, хотя и протекает в "голове" индивида (по его ощущениям), на самом деле является внешним по отношению к нему. Любые ассоциации, появляющиеся в нашем сознании, источником которых служат культурные конструкции, мы воспринимаем как свои мысли. Но суть такой мысли - это всегда коррекция своего представления (своей картины мира) какой-то внешней культурной конструкцией воздействующей в данный момент на нас.Но нонконформистское (научное мышление) так же является внешним по отношению к индивиду. Оно во многом зависит от логики, парадигм существующих в настоящий момент в науке. Индивид сам выстраивает и корректируя свою картину мира но при этом опирается на закономерности внешнего мира "открытые" как им самим так и наукой. Т.е., здесь можно выделить 2-а вида мышления:- научное (объектное), сформированное наукой, которое базируется на изученных свойствах объектов "внешнего" мира и их взаимодействиях (закономерностях). Т.е. любая ассоциация (мысль), возникающая у индивида о вещах, явлениях опирается на свойства объектов и закономерности их взаимодействия, полученные наукой и "абсорбированные" им в свою картину мира. Такое "абсорбирование" продуктов объектного мышления обычно происходит совместно с влиянием видового мышления, т.к. любое обучение (например, его организация) основано на культурных конструкциях (продуктах видового мышления). Поэтому в картине мира индивида продукты мышления объектного "перемешаны" с продуктами мышления видового. Можно рассматривать науку и ее продукты как часть культуры, то такое мышление можно также назвать культурно обусловленным. И все же оно в сознании индивида сильно отличается от видового мышления, т.к. не может быть бессознательным (как большая часть видового) и в гораздо меньшей степени связано с эмоциональной сферой индивида.- рефлексивное (субъектное), мышление присущее непосредственно индивиду. Это мышление лежит в основе построения индивидуальной картины мира. Сама картина мира индивида состоит как из продуктов видового так и из продуктов объектного мышления (некий более-менее не противоречивый и изменяющийся конгломерат). Субъектное мышление как раз и занимается гармонизацией (устранением противоречий, диссонансов) картины мира и ее соответствием окружающей реальности (внешнего по отношению к нему мира, который от него не зависит, но в котором ему необходимо действовать, чтобы удовлетворить потребности и желания).
Таким образом, в случае картины мира сформированной в основном видовым мышлением, развитое субъектное мышление помогает сформировать картину мира практичного человека (успешного в практических делах). В случае картины мира сформированной объектным мышлением, развитое субъектное мышление формирует картину мира ученого-первооткрывателя.
Ваша оценка: Нет
philosophystorm.org
Научная картина мира. Исторические типы научной картины мира.
Научная картина мира - это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира - это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики.
2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта.И.Ньютон подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:
1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
3. Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Фундаментальные основы новой картины мира:
1. Общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)
2. Квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.
Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках, в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик во всех своих разделах.
Философская картина мира.
Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.
Основной вопрос философии заключается в том, что отношение "человек - мир" преобразуется в отношение "дух - тело", "сознание - природа", "мышление - бытие". То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это - субъективные идеалисты. Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это - объективные идеалисты. Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.
Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика - различные способы раскрытия отношения «человек – мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории – от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии.
Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе).
Именно они акцентируют внимание на тех или иных сторонах вечных философских проблем. К таким парадигмам философствования относят парадигму онтологизма и парадигму эпистемологизма. Они могут быть обнаружены в любом историческом типе философии, при этом одна из них способна играть доминирующую роль.
1)Парадигма онтологизма ориентирует человека в познании и деятельности на мир вне человека, на мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен согласовывать как свой ум, так и свои цели и ценности.
2)Парадигма эпистемологизма зарождается в древнегреческой философии, но по-настоящему развивается в Новое время на основе тезиса Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Она ориентирует на обоснование достоверности научного знания. Под ее влиянием развивались такие черты современной европейской культуры, как рационализм, технологизм, прагматизм.
Таким образом, религия, наука и философия создают разные картины мира, отражая сложный многообразный реальный мир.
Вопросы к лекции №10:
1. Что такое «картина мира»?
2. Виды картин мира?
3. Что представляет собой ядро любой картины мира?
4. Особенности религиозной картины мира.
5. Научные революции в рамках научной картины мира.
6. На базе чего строится философская картина мира?
7. Какая картина мира и почему является наиболее статичной?
Лекция №11
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
КАРТИНА МИРА • Большая российская энциклопедия
КАРТИ́НА МИ́РА, образ мира, модель мира (англ. world view, нем. Weltanschauung), система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.). К. м. синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отд. явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. К. м. составляет одну из основ культуры; целостность К. м. обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, иск-во, а также рядом психологич. механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «К. м.» разное содержание.
В языкознании
широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов К. м.: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К. В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой К. м. (термин введён И. Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естеств. языков (синтаксич. членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т. п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфич. характер таксономич. систем, напр., при обозначении цвета и др.).
Реконструкция языковой К. м. (напр., русской языковой К. м. в работах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в др. языках) понятий (см. Концепт) того или иного языка и культуры. Др. распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (напр., уподобление спора войне, тоски – хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т. п.).
В антропологии
термин «К. м.» начал широко употребляться с 1950-х гг. под влиянием амер. антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. К. м. не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных К. м.: так, в традиц. обществе Редфилд выделял К. м. крестьянина и К. м. горожанина, или К. м. «школ и храмов» («большая традиция») и К. м. деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка франц. «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (см. «Анналов» школа, Историческая антропология), нем. «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (см. Герменевтика). В русле этих идей выросли совр. школы реконструкции К. м. людей др. культур – в когнитивной антропологии и др. направлениях культурной антропологии (напр., бинарные оппозиции «сырое – варёное», «земля – небо», «белый – чёрный» и т. п. как базовые категории этнических К. м. в работах К. Леви-Стросса), культурологии (напр., работы Ю. М. Лотмана о рус. дворянстве 19 в., использующие в качестве источника такие символич. системы культуры, как этикет или правила игр), истории (напр., работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А. Я. Гуревича о ср.-век. культуре), исторической психологии и этнопсихологии.
М. Хайдеггер, подчёркивая историч. характер самого понятия К. м., предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «К. м.» традиц. культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, т. е. как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.
В психологии
К. м. рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (см. Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: напр., когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (см. Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т. д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит К. м.; напр., различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации К. м., связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (см. Межполушарная асимметрия).
В рос. психологии введённое А. Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др.). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и др. психич. процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной К. м. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами эксперим. психосемантики.
В истории и методологии науки
важное место занимает понятие «научная К. м.» – единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций разл. естеств. наук и выполняющая эвристич. функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять науч. поиск. В основе науч. К. м. лежит определённое мировоззренч. ядро (напр., представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (науч. парадигма), время от времени изменяются в результате науч. революций (Т. Кун).
Первый этап науч. К. м. представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й пол. 17 в. «механистической К. м.», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в кон. 19 в.), а затем к квантово-релятивистской картине физич. реальности (1-я пол. 20 в.) привёл к пересмотру этих представлений (напр., под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в др. науках; напр., в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетич. теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая науч. К. м. (установка мн. учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта – это не территория»).
bigenc.ru
КАРТИНА МИРА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
КАРТИНА МИРА - система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.).
Картина мира синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отдельных явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. Картина мира составляет одну из основ культуры; целостность картины мира обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, искусство, а также рядом психологических механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «Картина мира» разное содержание.
В языкознании широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов картины мира: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К.В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой картины мира (термин введён И.Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естественных языков (синтаксическое членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т. п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфический характер таксономических систем, например, при обозначении цвета и др.).
Реконструкция языковой картины мира (например, русской языковой картины мира в работах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в других языках) понятий (смотрите Концепт) того или иного языка и культуры. Другим распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (например, уподобление спора войне, тоски - хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т. п.).
В антропологии термин «картина мира» начал широко употребляться с 1950-х годов под влиянием американского антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. Картина мира не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных картин мира: так, в традиционном обществе Редфилд выделял картину мира крестьянина и картину мира горожанина, или картину мира «школ и храмов» («большая традиция») и картину мира деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка французской «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (смотрите «Анналов» школа, Историческая антропология), немецкие «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (смотрите Герменевтика). В русле этих идей выросли современные школы реконструкции картин мира людей других культур - в когнитивной антропологии и других направлениях культурной антропологии (например, бинарные оппозиции «сырое - варёное», «земля - небо», «белый - чёрный» и т. п. как базовые категории этнических картин мира в работах К. Леви-Стросса), культурологии (например, работы Ю.М. Лотмана о русском дворянстве XIX века, использующие в качестве источника такие символические системы культуры, как этикет или правила игр), истории (например, работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А.Я. Гуревича о средне-вековой культуре), исторической психологии и этнопсихологии.
М. Хайдеггер, подчёркивая исторический характер самого понятия картина мира, предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «картине мира» традиционных культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, т. е. как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.
В психологии картина мира рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (смотрите Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: например, когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (смотрите Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т. д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит картина мира; например, различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации картины мира, связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (смотрите Межполушарная асимметрия).
В российской психологии введённое А.Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др.). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и другие психические процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной картине мира. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами экспериментальной психосемантики.
В истории и методологии науки важное место занимает понятие «научная картина мира» - единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций различных естественных наук и выполняющая эвристическую функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять научный поиск. В основе научной картины мира лежит определённое мировоззренческое ядро (например, представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (научная парадигма), время от времени изменяются в результате научной революций (Т. Кун).
Первый этап научной картины мира представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й половине XVII века «механистической картиной мира», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в конце XIX века), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (1-я половина XX века) привёл к пересмотру этих представлений (например, под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в других науках; например, в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетическая теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая научная картина мира (установка многих учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта - это не территория»).
Дополнительная литература:
Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988;
Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993;
World views, from fragmentation to integration. Brussel, 1994; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996; она же. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999;
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996;
Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000;
Языковое сознание и образ мира. М., 2000;
Smart N. Worldviews: crosscultural explorations of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000;
Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002;
Naugle D.K. Worldview: the history of a concept. Grand Rapids, 2002;
Кун Т. Структура научных революций. М., 2004;
Аошуан Т. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М., 2004;
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004;
Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб., 2004;
Петренко В.Ф.Основы психосемантики. 2-е изд. СПб. и др., 2005;
Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | С появлением научной астрономии и экспериментального естествознания в XVII веке новые общие взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и выводов естествознания, и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира. Чем отличается научная картина мира от стихийно-эмпирической картины конкретного субъекта? Картина мира у любого человека слишком индивидуальна, поскольку она основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Естествознание, как и наука в целом, стремится найти объективные, не зависящие от индивидуального субъекта закономерности природы. Поэтому в науке приходится абстрагироваться от личных ощущений и представлений и построить такую систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Принципы:
Первые научные картины природы возникли в рамках наиболее развитых естественнонаучных дисциплин и, прежде всего, занимавших лидирующее положение в науке своего времени.
Возникновение и распространение связано с достижениями классической механики 17-18 вв. (Галилей, Ньютон и др.). Выработаны специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности... Механика, несмотря на ограниченность уровнем естествознания 17-18 вв., сыграла положительную роль в развитии науки и философии. Давали естественнонаучное понимание многим явлениям природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно к-рой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение к-рых определяется законами классической механики. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления (Метафизика). Несостоятельность... Попытки объяснить с т. зр. механики электромагнитные, химические, биологические и тем более социальные явления неизбежно оказывались безуспешными. Достижения естествознания 19- 20 вв. разрушили механистическую картину мира
Особенности:
Современная картина мира как онтология науки XX – XXI вв. Особенности развития самой науки, позволившие создать современную научную картину мира. Несмотря на продолжающиеся процессы, ведущие к дифференциации науки, ведущим в развитии науки стал процесс объединения, интеграции всех научных отраслей в единое научное знание. Это наиболее ярко проявилось в развитии естественных наук, особенно математики, физики, химии, биологии. Как объекты, так и методы исследования становятся все более всеобщими. Под влиянием интеграционных процессов представления об основных сферах бытия – неживом, живом, социальном, казавшихся ранее противоположными, утрачивают свою несовместимость. Эту растущую общность в развитии различных отраслей знания выдающийся русский естествоиспытатель В.В. Докучаев охарактеризовал следующим образом: «Существуют соотношения, генетическая связь, вековая, закономерная между мертвой и живой природой, с одной стороны, и человеком, его бытом и даже духовным миром – с другой. Именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии». Все больше физические методы и физические понятия используются при изучении биологических явлений на молекулярном уровне. Живой организм характеризуется физическим понятием открытой системы. Физические, химические, биологические процессы оцениваются в категориях самоорганизации, процесса интеграции – синергетики, основы ее заложены в конце XX в. И. Пригожиным. На основе этих процессов интеграции формируется новая картина мира – неклассическая. Но она содержит в себе немало противоречий («белых пятен», «черных дыр»), тем не менее, она обладает определенной степенью определенности, целостности. Основные характеристики (особенности) современной картины мира: 1) Мир характеризуется как некая целостность, как некое единство, т.е. мир един, представляет собой нечто системное, целостное, континуальное. Создатели современного естествознания согласны с тем, что единство – важнейший признак мира, но описывается разными учеными по-разному. Например, А. Эйнштейн выражал единство материи, энергии и времени формулой E = mv², где Е – энергия, m – масса, v – скорость. Иначе представил эту картину И. Пригожин, характеризуя мир как единство порядка (организации) и хаоса (дезорганизации). Американский микрофизик Р. Фейнман утверждал, что с позиций квантовой физики оказывается, что «лягушки сделаны из того же материала, что и камни». 2) Несмотря на то, что мир един, но не является однообразным, т.е. признавая единство мира, современная наука не отрицает его структурности, дискретности. Мир чрезвычайно разнообразен. Различают 3 основных мира: большой (мегамир), средний (мидимир), соизмеримый с человеком и малый мир (микромир). При сопоставлении мидимира оказывается, что основные параметры этого и других миров практически несоизмеримы. Поэтому, человеческие представления о времени, пространстве, движении, как установил Эйнштейн, относительны. 3) Несмотря на различие между различными структурами все уровни мира имеют общее свойство – становление, развитие, движение. Современная наука понимает движение иначе, чем классическая: классическая наука видела в движении процессы, которые полностью открыты естествознанию и исключают случайность. Так, например, считал Лаплас, полагавший, что все можно рассчитать и спрогнозировать с помощью математических расчетов – классический детерминизм в понимании движения. Хотя современная наука не отрицает закономерности движения, она не отрицает роль случайности. В частности, обращается внимание на то, что начало процесса развития Вселенной было следствием Большого Взрыва, который был случайностью, поэтому случайность будет иметь место и в развитии. Правда, случайность тоже подчиняется каким-либо закономерностям – возникает теория вероятностей. Современная наука представляет собой синтез идей детерминации и идей теории вероятностей с ролью случайности. Эти выводы возникли на основе новейших современных комплексов наук – информатики, синергетики, общей теории систем – они внесли важнейшие новые представления в современную картину мира:
википедия Картина мира Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения[3]:
Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний[3][6]:
Также выделяют «наивную» картину мира[7] Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания.[6] [править] Исторические типы Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.[2] [править] Аристотелевская Период: VI—IV века до нашей эры Обусловленность: Отражение в трудах:
Результат:
[править] Ньютоновская научная революция Классическое естествознание Период: XVI—XVIII века Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Обусловленность: Отражение в трудах:
Основные изменения:
Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания. [править] Эйнштейновская революция Период: рубеж XIX—XX веков. Обусловленность:
Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы. [править] Сравнение с другими «картинами мира» Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира[8] [править] С религиозным Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных эзотерических состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт, подтверждающий определенную картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке. [править] С художественным и бытовым Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира. Например, человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. [править] С философским Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. [править] Со смешанными Все перечисленные представления могут присутствовать у человека вместе и в различных сочетаниях. Научная картина мира, хотя и может составлять значительную часть мировоззрения, никогда не является его адекватной заменой, так как в своем индивидуальном бытии человек нуждается как в эмоциях[источник не указан 1016 дней] и художественном или чисто бытовом восприятии окружающей действительности, так и в представлениях о том, что находится за пределами достоверно известного или на границе неизвестности, которую предстоит преодолеть в тот или иной момент в процессе познания. [править] Эволюция представлений Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие. По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества. Фейербах так сказал о смене своих идей: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последне
|
megapredmet.ru
КАРТИНЫ МИРА 1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и неким «живописным полотном», на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, эта довольно приблизительно отражает суть дела, но тем не менее такое словосочетание обладает удивительным свойством — оно позволяет разворачивать «живописное полотно» подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохраняется! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок — плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания. Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание». Лучше не скажешь. А вы читали Е. Блаватскую? Вот как пишет сама Е. Блаватская о «Тайной доктрине»: «. Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству, исключительно. Тайная Доктрина является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему первоначальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма. Более чем вероятно, что книга эта будет рассматриваться большинством, как самая дикая небылица, ибо кто когда слышал о Книге Дзиан?» Самое интересное заключается в том, что и к милогии, которая призвана прервать процессы дифференциации наук и синтезировать их в единую науку, сегодня у большинства ученых еще возникаю такие же суждения. Единый закон, какая чушь? Это просто сотрясение воздуха! Этого не может быть никогда потому, что не может быть никогда!!! А некоторые из этих людей имеют высокие степени учености. Но время уже начинает все расставлять по своим местам. И уже недалек тот день когда такие люди, зомбированные величием собственного самомнения предстанут перед Судом чести нового общества. И неважно, когда это случится, при их жизни, или позднее. Думаю, что не предвзятое отношение к «тайной доктрине» убедит читателей в том, что они имеют дело с проявлением Единого закона эволюции двойственного отношения, что они имеют дело с законами, данными позднее свыше в Учении Михаила (Об Учении Михаила) и многих других духовных учениях. А вот как прямо и недвусмысленно повествуется в книге Дзиан о том, что «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО». » …ВНИМАЙТЕ, ВЫ, СЫНЫ ЗЕМЛИ, ВАШИМ НАСТАВНИКАМ — СЫНАМ ОГНЯ (а)! ПОЗНАЙТЕ, НЕТ НИ ПЕРВОГО, НИ ПОСЛЕДНЕГО; ИБО ВСЕ ЕСТЬ ЕДИНОЕ ЧИСЛО, ИСШЕДШЕЕ ИЗ НЕ-ЧИСЛА (b)». Весы монады (Весы монады) достаточно ясно раскрывают смысл взаимоотношений Числа (плюс) и Не-числа (минус).![]() |
www.milogiya2007.ru