Описание картины Ильи Глазунова «Сто веков». Картины глазунова
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
История России в картинах Ильи Глазунова / Уроки Истории / Интернет-Ополчение
Илья Сергеевич Глазунов — один из самых известных и талантливых русских художников современности. Без сомнения, в современном русском искусстве этот мастер является одним из самых ярких представителей живописи. Его имя уже стоит в числе величайших живописцев нашей страны. Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно переоценить ещё и по той причине, что он является не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников. Илья Глазунов является основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.
Илья Глазунов является академиком РАХ, народным художником СССР, народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель золотой медали ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ и обладателем других премий и наград.
Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. Во время блокады отец, мать и бабушка погибли. После того, как его вывезли по «дороге жизни» из осаждённого города, он некоторое время жил под Новгородом, в деревне Гребло. После блокады сумел вернуться в Ленинград. Прошёл обучение в Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Первая выставка состоялась в 1957 году.
Далее вы можете увидеть картины великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова и оценить талант автора.
Монументальные работы
Полный размерВечная Россия 1988 год Холст, масло, акрил.
«Вечная Россия» («Сто веков») — одна из самых известных работ И. С. Глазунова. Закончена автором в Москве в 1988 году. Первоначально называлась «Сто веков», позже была переименована в «Вечную Россию». Как пишет О. Платонов в биографии художника, это полотно И. Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных им, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Полный размерВклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию 1980 год Холст, масло. Париж. Штаб-квартира ЮНЕСКО.
Полный размерРаскулачивание 2010 год Холст, масло
Полный размерМистерия ХХ века 1999 год Холст, масло
Полный размерРазгром храма в Пасхальную ночь 1999 год Холст, масло
Полный размерВеликий эксперимент 1990 год Холст, масло
Полный размерПрощание 1986 год Холст, масло
Полный размерРынок нашей демократии 1999 год Холст, масло
Полный размерМоя жизнь
Образы русской истории
Триптих «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус». Остров Рюген. Жрец. Левая часть триптиха. 1986.
Рюрик, Синеус и Трувор Центральная часть триптиха. 1986. Холст, масло. 95 х 140.
Умила Новгородская, мать Рюрика. Правая часть триптиха. 1986.
Князь Олег и Игорь 1972 год Холст, масло
Сергий Радонежский и Андрей Рублев 1992 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 98,5×199
Канун. Перед Куликовской битвой 2004 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 200×100
Дмитрий Донской 1977 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 120×100
Поединок 2004 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 98,5×198,5
Временный перевес татар 1980 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 100×200
Райские птицы Древней Руси 2010 год Дерево, смешанная техника. 149×250
Костры октября 1986 год Холст, масло. 100×200
ipolk.ru
Глазунов — Lurkmore
« | Ой, вы знаете, интернет — это такая помойка: я вообще им не пользуюсь, не умею. Я темен, как крестьянская бабушка из псковской деревни или из Канева. | » |
— Мэтр об интернетах |
Илья Глазунов — советский и российский художник, ректор и член академий, многочисленный лауреат почти всего что есть в сфере искусства. Генерирует собой и своим творчеством тонны специфических споров. Для одних он абсолютный фофудьеносец, приспособленец, аналог Церетели и придворный подхалим, для других — высоконравственная личность, чьё сердце болит за Россию-матушку, монархию и, конечно же, Духовность. Будучи православным, всё же принял ислам 9 июля 2017 года.
« | Тот, кто против Глазунова, тот против России. И наоборот. | » |
— Некий писатель |
В 1978 году оформил спектакль Камерного еврейского музыкального театра под руководством Ю. Шерлинга.
Кроме этого, как ни странно, картинами на тему Руси, духовности™, православия и монархии.
Что интересно, эту тему он затронул ещё в брежневские времена, за что сначала получил начальственное неодобрение, но быстро приобрел массовую популярность и пошёл вверх. Дело в том, что на фоне большинства совкохудожников, зажатых темами, одобренными партией и банальными пейзажами-портретами, Глазунов выделялся. В 1960-х в среде интеллигенции стали популярны поездки в глухие ебеня болотной части России, где среди покосившихся избушек, старых храмов и добрых старушек можно предаваться духовным поискам и мечтаниям.
В том поколении были и другие примечательные личности, например, Константин Васильев, но Глазунов решил поставить свои духовные измышления на новый уровень, добавив пафосу, масштаба и всего подряд, что хоть как-то ассоциировалось у зрителя с русской культурой. В общем, художник решил сварить максимально густую и концентрированную солянку, дабы зритель стоял и максимально долго рассматривал каждую деталь картины. Фишкой Глазунова стало огромное количество персонажей на каждой картине. По сути он оказался первопроходцем в деле отечественных altogether’ов. И народу искренне понравилось, ведь альтернативы у них было не так уж много: на осточертевшие полотна с Лениными и рабочими никто добровольно смотреть не хотел.
Глазунов — не художник-реалист, хотя активно пытается защищать это старое направление искусства, терпеть не может абстракционизм и современное искусство, называя его авангардным террором. Даже пытался навязать Путину мысль, что академическую живопись нужно защищать от молодых и дерзких, что не уважают мэтров и делают унитазы и опилки предметами искусства. Хотя при этом сам по молодости сильно увлекался символизмом, чем привлёк к себе внимание публики, а это уже, как понимаете, совсем не реализм.
Одни с яростью будут доказывать, что Глазунов — лучшее, что произвела русская земля в живописи XX века, сравнивая его с такими господами, как Васнецов или Врубель. Чаще всего их доводы сводятся к простым словам:
Глазунов — лучший художник ХХ века. Обсуждать тут нечего. |
Анон |
Противники хихикают и тыкают палкой в сторону плоскости и банальности сюжетов, одинаковости лиц, исторических косяков и неуёмного пафоса произведений. И говорят вот такое:
То, что вы глазунова считаете гением — это говорит либо о том, что вы совершенно не разбираетесь в живописи и в искусстве вообще, либо тут просто имеет место обычный национализм. Мол, лучше уж пусть будет на пьедестале бездарный — но зато русский, типа глазунова, чем талантливый еврей или ещё кто-либо. |
Анон |
Глазунов — человек ревнивый, особенно к своим ученикам, которые добиваются успеха. Если так случалось, мэтр с ними больше не дружил.
[править] РУСЬ СВЯТАЯ как основа творчества
Картина «Русь Святая» или «Вечная Россия». Maximum pathosПародии на Глазунова
Доверенные лица
Найди и распознай всех
Злобная карикатурка
Тема Руси в cовковом искусстве не была доминирующей, платили за неё не так хорошо, да и шанс отхватить медальку или премию был не столь высок, как за изображение Ленинов и колхозников с рабочими. Глазунов до поры молчал о своих предпочтениях, но с Перестройкой проявил себя яростным идеалистом, верующим в золотой век прошлого. Мол, при царях всё было отлично, народ был счастлив в ярме, дворяне были рады своим царям, а цари только и делали, что пеклись о счастье всех, от князей до последнего земледельца и сиротинушки. Сам художник по происхождению тоже был не из рабочих и крестьян, в его семье чтили последнего царя и бережно хранили фотокарточки с ним. Прапрадед — воспитатель царя-освободителя Александра Второго, другой предок — начальник Петербургского кадетского корпуса. Естественно, что с такой родословной не могло быть и речи о симпатии к коммунякам. Ленина он называл сифилитиком, всей душой также ненавидел Сталина, Троцкого и не раз нетерпимо высказывался про масонов.
Написав портрет Брежнева, художник ни копейки за это не получил, но зато приобрёл статус официально разрешённого и обобренного. Именно карьера портретиста вывела его в высшие круги власти, а тема Руси потащилась уже вслед. С 1980-х менее удачливые художники называли Глазунова «придворным живописцем», многие пытались доказывать, что он плакатчик, малюющий банальные агитки, а не живописец. Ходили слухи, что Глазунов был и остается большим другом Михалкова, разделяя с ним многие убеждения.
Его картины полны иконоподобными образами мучеников, страдальцев, символами гибели, смерти за веру. У Глазунова действительно во многих картинах нет жизни, но полно смерти и страданий. Популярен он мог быть только в конце 70-х — начале 80-х годов, ведь официальный соцреализм уже поперёк горла стоял. А тут этакая фронда, восстание против официоза, да ещё с фигой в кармане плюс СПГС с ПГМ. Оголодавший до всякой мистики народ с топотом ломанулся на его выставки, очереди стояли ого-го! А в наши дни такое направление уже очень мало кому интересно, о чём можно узнать, почитав тематические статьи.
[править] Как ВВП учил Глазунова писать картины
Олег и Игорь
Князь Олег и Игорь. Путин не одобряет!
В редакции Путина
Однажды, когда Владимиру Владимировичу ещё не надоело прикидываться премьер-министром при Медведеве, случилась примечательная встреча сих двух крупных фигур нашего времени. Человек Путин в живописи разбирается не хуже, чем Никита Хрущёв в своё время. Глава государства посетил выставку художника и стал давать советы, к которым сложно было не прислушаться.
Путин задержался у нескольких картин, в том числе у картины 1972 года «Князь Олег и Игорь»: главе правительства не понравился изображённый на картине меч князя. Светлоокий заметил:
Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится. Им как будто колбасу режут. Школа злословия и ГлазуновГлазунов согласился с мнением премьера и, похвалив хороший глаз Путина, пообещал поправить картину.
— Я детали подмечаю, — подчеркнул глава правительства.
Рассматривая картину «Вечная Россия», что изображает всех важных исторических личностей Руси, Московии и России за долгий период, Путин спросил Глазунова:
— Зачем Иосифа Виссарионовича в тройку посадили с Троцким?
Глазунов выкрутился, сказав, что картину выстроил с исторической точки зрения, а Троцкий играл большую роль в истории России. Кроме того, на полотне изображены православные святые: князья Глеб Муромский и Борис Ростовский.
Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые:
— … но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы. Это не может быть для нас примером — легли и ждали, когда их убьют, — высказал свою весомую точку зрения Путин.
Интернет не остался в стороне. Даже неблагонадёжное радио Эхо Москвы провело конкурс карикатур на эту тему.
[править] А что хорошего сделал?
Но не думай, читатель, что Глазунов есть полный ноль. Художник по молодости был отличным иллюстратором, но суровая необходимость и амбиции сделали его таким, каков есть. Весьма годными являются его иллюстрации к Достоевскому. Как символист он тоже очень неплох. Есть также кошерный «Городской цикл». Несмотря на чрезмерное увлечение Россией, которую мы потеряли, художник серьёзно занимался поисками и охраной всевозможных народных искусств, защищал от сноса исторические постройки и мозолил глаза и уши чиновникам, защищая Старую Москву.
Принято считать, что глазуновский талант сдулся, не успев раскрыться, однако в трудолюбии дедуле не откажешь. Своё наследие сомнительной ценности он множил в гигантских количествах вопреки зубоскальству коллег по поводу общественного значения его дарования. Помимо прочего, Глазунов создал академию имени себя, деятельность которой старательно раскручивает посредством выставок работ своей студентоты. Как и всё, запиленное Глазуновым, в рисовальной среде эта академия имеет неоднозначную репутацию: кто-то хвалит, кто-то брезгливо плюётся.
[править] Эпично-исконно-русская галерея
-
Это не церковь, а мастерская Глазунова
-
Рынок нашей демократии
-
НЕЗНАКОМКА. Иллюстрация к Блоку
-
Ещё одна годная иллюстрация художника
-
Типичный одухотворённый князь
-
Тема городского одиночества популярна у художника
-
Еще сисег, и вообще, немного позитива
Глазунов — творец! А ты просто завидуешь. | |
lurkmore.to
Глазунов Илья: картины эпох :: SYL.ru
Великий русский художник, мастер портрета и пейзажа, создающий самобытные полотна, пронизанные русским духом и традициями – Илья Глазунов получил высокое признание не только в России, но и в мировом художественном сообществе.
Глазунов Илья Сергеевич: жизнь и творчество
Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году. Его родители были представителями российской интеллигенции: отец – ученый-историк, мать – из семьи ученых-китаистов. Творческий талант Глазунова обнаружился в детстве, когда родители отправили мальчика в начальную школу искусств. Великая Отечественная война забрала у Ильи Сергеевича родных, и в возрасте одиннадцати лет он был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Художник Илья Глазунов всегда интересовался жизнью и бытом простых русских людей, он восхищался природой России и первые свои зарисовки, эскизы посвящал именно родным краям. Ничто другое так не вдохновляло Илью Сергеевича, как скромная красота русской земли. Когда война закончилась, Илья Глазунов живопись, к счастью, не забросил, хотя послевоенное время было сложным этапом в его жизни. По прибытии в Ленинград он вновь поступает в художественную школу, уже при Репинском институте искусств.
Студенчество
Обучаясь в Институте Репина, начинающий художник Илья Глазунов проходит практику, не чуждую русскому человеку, попадает в Юкки, путешествует по Поволжью, застает строительство Куйбышевской гидроэлектростанции. Как любой студент института живописи, создает дипломную работу – полотно «Дороги войны», которое впоследствии не было принято экзаменационной комиссией. Илью Сергеевича сильно вдохновляла фигура литературного гения – Федора Михайловича Достоевского. Как отмечала близкая ему особа, он «мечтал жить в окружении Достоевских страстей», когда грань с реальностью и вымыслом стирается и весь дух «работает на пределе». Его кистью было написано множество иллюстраций к новеллам Достоевского, в том числе портрет князя Мышкина в романе «Идиот».
Художник русской культуры
Глазунов Илья, картины которого являются настоящей рефлексией эпохи, много путешествовал по стране. Это воплотилось в его полотнах. Глубокий психологизм отражают не только его портретируемые модели, но и пейзажи, изображающие жизнь и быть простых крестьян. Особое место в творчестве художника занимает прекрасная половина человечества. Например, на это указывают такие полотна, как «Девушка с Волги», «Незнакомка». С огромным трепетом мастер работал над портретами очаровательных девушек, которые даже получили нарицательное имя «глазуновские», - таким внимательным к женским образам был и остается Глазунов Илья. Картины художника очень скоро заметили за пределами страны Советов. Илья Сергеевич был приглашен в Италию, где он познакомился с творчеством итальянских деятелей искусства, поучаствовал в нескольких выставках со своими работами. Глазунов побывал в Европе и Азии, во время своей поездки во Вьетнам создал цикл «восточных» полотен. Но чем дальше Глазунов уезжал от родины, тем мощнее становилось его вдохновение уникальной русской культурой.
Особенности художественного стиля
Совершенно уникальным представляется художественный стиль Ильи Сергеевича. Одним только взглядом можно оценить работу любого художественного жанра и установить ее принадлежность: это полотно создал Глазунов Илья. Картины, изображающие святых, советскую номенклатуру, натюрморты, прекрасную наготу нимф, классиков русской литературы, пейзажи города и деревни – все, что создает Глазунов пронизано тонкой нитью его авторского, самобытного стиля. Невозможно не отметить уникальное свечение, создаваемое Глазуновом благодаря игре света и тени. Полотна, насыщенные яркими, сочными красками, одинаково гармонично показывают зрителю и мирские страсти, и смиренное благочестие. Глазунов Илья, картины которого узнаваемы по всему миру, сам не относит себя к какому-то живописному стилю, но его справедливо называют представителем русского салона XIX-XX века и совершенно уникальным художником-социалистом, представителем национального арта. Вспомнить, хотя бы «Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию».
Илья Сергеевич Глазунов – поистине великий художник, патриот русской самобытности, возвышенной культуры России во всех ее проявлениях. Глазунов изображает богатство русской истории, взгляд на ее достояние сквозь призму эпох. Неизменный, но динамично развивающийся до наших дней стиль художника делает его уникальным в своем роде мастером кисти.
www.syl.ru
Описание картины Ильи Глазунова «Сто веков»
Илья Глазунов – современный российский художник, общественный деятель. Нелегкая судьба художника (его родители и все ближайшие родственники умерли в Ленинграде во время блокады, когда мальчику было всего 11 лет) оказала большое влияние на все его творчество. Глазунова вдохновляли сильные эмоции, страсти "по Достоевскому", практически каждое его полотно пропитано печалью и трагизмом. В советское время творчество художника часто подвергалось критике. Выставка, на которой экспонировалась картина "Дороги войны" (с изображением отступающей Красной Армии) была закрыта, а сама картина – уничтожена. Первые работы автора выполнены в классической, академической манере. Глазунову часто заказывали портреты известные деятели культуры и политики современности. Но главная тема творчества художника – Россия и ее история. Пытаясь найти свой, особенный стиль, близкий к традиционному русскому искусству, на многих исторических жанровых полотнах Глазунов сочетал живопись темперными красками с инкрустацией кусочками цветного стекла, коллажами из парчи, бархата и металла.
Картина "Сто веков" (другое название – "Вечная Россия") – пожалуй, самая известная и самая масштабная работа художника. Размер полотна – 3 на 6 метров, и ее можно назвать своеобразным учебником истории. На одном холсте изображено все бытие России за тысячу лет, все значимые исторические и политические деятели государства за это время. Каждый портрет моментально узнаваем, глубоко историчен и тщательно выписан. Первое, что бросается в глаза – оригинальность построения композиции. Картина похожа на симфоническое произведение, где каждый написанный образ важен и слагается в единое произведение. В левом верхнем углу картины – гора Хараити, по легенде священное место для предков древних славян. Чуть правее изображена группа православных храмов, собранных с разных концов необъятной России. Черные тучи сгущаются над золотыми куполами, напоминая о трудных временах в истории России. В центре левой части картины – Андрей Первозванный и княгиня Ольга. В левом нижнем углу отражен сложный и трагичный момент монгольского ига – славянские воины повержены, на их телах пирует хан Орды. Обнаженная дева, выставленная на продажу на рынке рабов, является, по замыслу художника, символом постигшей страну трагедии.
Центральная часть полотна отражает события на Руси до революции 1917 года. На переднем плане – Ф. М. Достоевский, любимый писатель художника. Именно Достоевского Глазунов считал главным национальным сокровищем, а его произведения – наиболее точно передающими русский национальный дух. Прямо перед Достоевским – царевич Алексей, наследник престола, погибший от рук большевиков. В самом центре картины, у подножия креста с распятым Христом – основатель царской династии Романовых Михаил, рядом с ним Иван Сусанин. Правая часть холста отдана в основном деятелям культуры. Выделяется портрет Льва Николаевича Толстого, на табличке, которую он держит, главный девиз писателя – "Непротивление". В верхнем правом углу – фигуры, отсылающие зрителя ко времени октябрьской революции; алое зарево, багровая фигура Ленина, большевистские лозунги. Ниже в апокалиптической "тройке" восседает Сталин. Копыта коней вот-вот растопчут согбенную женщину в тулупе, прижимающую к себе грудного ребенка.
Стилистика картины напоминает древнерусские иконы – жанр живописи, глубоко любимый и ценимый Глазуновым. Посвященная тысячелетию крещения Руси, она стала самым удивительным проектом за всю историю России. Исторические персонажи, изображенные творцом, представлены в виде нескончаемого религиозного шествия, масштабного крестного хода, осененного церковными знаменами и иконами Богоматери с Христом. Картина разошлась по миру сотнями тысяч репродукций, и в первое время на выставки, где она экспонировалась, выстраивались длинные очереди из поклонников автора.
opisanie-kartin.com
Описание картины Ильи Глазунова «Голгофа»
Русский художник, заявивший о своем творчестве всему миру, Илья Глазунов – фигура загадочная и противоречивая. Его работы о России и для России, они состряпаны из коллажей, они повествуют об ушедшем прошлом, говорят о настоящем и пророчески смотрят в будущее.
Глазунов подмечал красоту окружающего мира в пестрых красках, его интересовали персонажи малоизвестные и знаменитые – поэты и писатели. С особым восхищением живописец говорил о Фёдоре Достоевском: он посвятил произведению «Братья Карамазовы» крупные картины в триптихе, именуемом «Легенда о Великом Инквизиторе».
«Голгофа» 1983 года – название центральной части триптиха. Слева и справа от нее расположены не менее интересные работы, заслуживающие отдельного внимания: «Великий инквизитор» и «Ночь».
Полотно «Голгофа» уже одним названием повествует обширную историю христианского мира. Исполнение на холсте момента крестных мук Спасителя у каждого живописца уникально и дополнено своим пониманием происходящего.
Христос Глазунова печален, одинок. Большие глаза полны мировой скорби. Алая кровь покорно скатывается по благородному лику мученика. Огромные столбы креста делят картину на части, открывая позади вид тревожного неба и стаи непричастных птиц.
Грусть персонажа художника заразна и, кажется, невыносима. Контрастные красный и синий цвета составляют основу холста. Желтоватая кожа Иисуса похожа на свет закатного неба на горизонте.
Илья Глазунов работал ради возрождения самосознания родной нации. Потерянные в современном мире великие традиции истинной и неподкупной православной духовности нуждаются в воскрешении. Полотна преданного обществу творца спешат на помощь в этом благородном деле. Пусть критики не всегда довольны техникой исполнения, но невозможно отрицать значение картин Глазунова как катализаторов положительных изменений в обществе.
opisanie-kartin.com
Галерея Ильи Глазунова. Прогулки по Москве
«В Москве нет почти места, которое не было бы примечательно или древностью, или каким-нибудь событием, относящимся к Истории Российской...» - не без гордости говорилось в путеводителе по Москве 1827 года.»Галерея Ильи Глазунова располагается в усадебном доме вдовы генерала Д.С.Дохтурова, который неоднократно перестраивался. Дмитрий Сергеевич Дохтуров был известной личностью и имел много наград. Фамилию свою Дмитрий Сергеевич Дохтуров получил от предка, который выехал в Россию из Греции и, будучи медиком, назывался Дохтур (Доктор). Проявил себя Дохтуров в Аустерлицком сражении.
ДОХТУРОВ Дмитрий Сергеевич (1756-1816), российский генерал от инфантерии (1810). В Отечественную войну 1812 командир пехотного корпуса, который участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях и сыграл решающую роль в бою под Малоярославцем.
Когда русские войска и их союзники вынуждены были отступать, Дмитрий Сергеевич Дохтуров своим хладнокровием сумел предотвратить начавшуюся среди солдат панику и до самого конца руководил переправой через речку Литаву. Кто-то из приближенных посоветовал ему поберечь себя. «Вспомните, что у Вас есть жена и дети!» - сказали ему. «Здесь честь - жена моя, а вверенные мне люди - дети мои», - возразил он. Мужество Д. С. Дохтурова удивляло даже неприятеля, привыкшего, что многие западные армии безропотно сдавались и клали перед ним свое оружие. Препровождая к Дохтурову пожалованный императором Александром I орден св. Владимира 2-й степени, М.И. Кутузов писал: «Я твердо в душе моей убежден, что им награждается один из отличившихся генералов, особенно заслуживший внимание Его Императорского Величества, любовь и уважение всей армии».В Тарутинском бою Дохтуров руководил центром, не участвовавшим в сражении по воле Кутузова, который был в тот день угрюм и, несколько раз подзывая к себе Дохтурова, жаловался на мнения тех, которые рвались в бой. 9 октября, наконец, было получено донесение от Дорохова о выступлении Наполеона из Москвы. На Дохтурова Кутузов возложил ответственную задачу: удостовериться в движении Наполеона и узнать его направление. От этих известий зависели все дальнейшие распоряжения Кутузова. И как только Дмитрий Сергеевич Дохтуров их получил, приказал Дохтурову двигаться к Малоярославцу, находящемуся на Боровской дороге, в 58 верстах от Калуги, и не пропустить неприятеля дальше. Жестокое сражение под Малоярославцем длилось более пяти часов, город восемь раз переходил то к французам, то к русским. «Наполеон хочет все же пробиться, - говорил Дохтуров, - но Дмитрий Сергеевич Дохтуров пробьется только по моему трупу». В конце концов Наполеон прекратил битву и удалился от Малоярославца. Войска его остались на левом берегу реки Лужи и вынуждены были двинуться по старой Смоленской дороге. Воздавая почесть подвигу Дохтурова, император Александр I наградил его орденом св. Георгия 2-й степени.До конца Отечественной войны и в сражениях за освобождение Европы в 1813 и 1814гг. Д.С. Дохтуров принимал самое активное участие. Последнюю свою награду, орден св. Владимира 1-й степени, Дмитрий Сергеевич Дохтуров получил за участие в великой битве народов и 7 октября 1813г. вместе с другими победителями вошел в Лейпциг.
По возвращении в Россию 1 января 1816 г. Дмитрий Сергеевич Дохтуров по состоянию здоровья был уволен со службы с правом ношения мундира и полной пенсией. Искреннюю признательность и сожаление выразили сослуживцы, провожая его в отставку. Генералы и офицеры 3-го пехотного корпуса подарили ему табакерку с изображением малоярославской битвы и надписью:«Третий корпус, служивший с честью и славою под Вашим начальством в знаменитую 1812г. войну, подносит Вам в знак признательности табакерку с изображением подвига Вашего при Малоярославце и просит принять как памятник признательности». Подарок был очень дорог Дохтурову.Желая остаток жизни своей провести среди родных и близких, Дохтуров с женой своей княгиней М.П. Оболенской поселился в радушно встретившей его Москве. Но недолго продолжался здесь земной отдых, заслуженный столькими ратными трудами. 14 ноября 1816г. Дмитрия Сергеевича Дохтурова не стало.
История создания Московской государственной картинной галереи Ильи Глазунова началась с Постановления Правительства Москвы от 6 апреля 1999 года. В этом документе говорилось об учреждении специального музея - «Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР Ильи Глазунова», присвоении ему первой категории и размещении в старинном 3-х этажном здании по улице Волхонке.
Холл
Этот музей был создан специально для того, чтобы сохранить и сделать достоянием широкой публики картины художника, переданные им в дар городу Москве в день 850-летия Москвы. Официальное открытие галереи состоялось 31 августа 2004 года, накануне Дня города. Основу экспозиции составляют картины Ильи Глазунова. Это – портреты современников, исторические картины, пейзажи, иллюстрации к произведениям русских классиков, графика и др. Демонстрируются также вещи из личной коллекции художника: иконы, старинная мебель и другие предметы антиквариата.
В галерее представлены свыше 700 работ, в том числе монументальные исторические полотна (полотна «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Разгром храма в Пасхальную ночь»), портретная живопись и театральные декорации к русским классическим операм. Большой раздел экспозиции посвящен иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков.
Илья Глазунов
Ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Действительный член Российской академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, Кавалер "Золотой медали Пикассо" награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, Лауреат премии Джавахарлала Неру, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. В 1942 году 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде вывозят по "Дороге жизни" в деревню Гребло Новгородской области. В 1944 году он возвращается в Ленинград и поступает в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. В 1948 году первое упоминание в прессе о художнике Глазунове (газета “Ленинградская правда” от 28 октября). В 1951 по окончании художественной школы поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР по мастерской профессора Бориса Иогансона. Далее начинается богатая художественная жизнь. Илья Глазунов создает картины “Ф.М.Достоевский в Петербурге”, “Князь Мышкин”, “Рогожин”, “Настасья Филипповна”. Начинает работу над художественным воплощением образов Ф. М. Достоевского, над иллюстрациями к произведениям А. А. Блока. Получает Гран-при на IV Международном конкурсе молодых художников в Праге за портрет Юлиуса Фучика. Создает серии портретов деятелей мирового искусства, таких, как Д. Сикейрос, Д. Сорано, Ф. Феллини, М. Шометт, М. Казарес, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста. Много ездит по стране - Белозерск, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Новгород, Псков, Горький, Ярославль.
В связи с победой на Международном конкурсе молодых художников в Праге в Центральном доме работников искусств в Москве открывается первая персональная выставка Глазунова. Участвует во всемирном фестивале молодежи и студентов. Заканчивает Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В этом же году переезжает жить в Москву. В 1959 году в Неаполе П.Риччи выпускает монографию “Илья Глазунов”. Работает над иллюстрациями к произведениям П. И. Мельникова- Печерского “В лесах”, “На горах”, “Княжна Тараканова и принцесса Владимирская” и другим. Создает картины “Русский Икар”, “Андрей Рублев”, открывающие цикл произведений на темы русской истории. Первая поездка в Италию по приглашению Д. Лоллобриджиды для написания ее портрета. В 1964 Первая персональная выставка в Манеже. Работает над иллюстрациями к произведениям А. И. Куприна “Яма”, “Брегет”, “Гамбринус” и другим. Публикует в журнале "Молодая гвардия" главы из книги “Дорога к тебе. Из записок художника”, в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. В 1966 едет по приглашению в Данию для написания портрета премьер-министра Отто Йенса Крага. В 1967 Творческая командировка во Вьетнам в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Результат ее — серия работ о сражающемся Вьетнаме. Выпущен альбом “Дни и ночи Вьетнама” (М., Изобраз. искусство). Активно участвует в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Принят в Союз художников СССР. Работает над иллюстрированием драм А. К. Толстого “Царь Борис” и “Дон Жуан”. В 1968 году поездка на русский Север, положившая начало серии работ: “Русский Север. Родина”, “Кирилло-Белозерский монастырь” и другие. В 1972 году входит монография “Илья Глазунов” (М .Изобраз. искусство). Выпущен альбом “Илья Глазунов” (М.: Планета). Выпущен “Вьетнамский дневник” (М.: Прогресс). В 1972 работает над иллюстрациями к произведениям Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник”, “Левша”, “Тупейный художник” и другим. В 1973 году в Москве издательством “Художественная литература” выпущен роман Достоевского “Белые ночи” с иллюстрациями Глазунова. Творческая командировка в Чили, где Глазунов создает серию работ. Выходит альбом “Чили глазами художника” (М., Изобраз. искусство). Присвоено звание “Заслуженный деятель искусств РСФСР”. Едет по приглашению в Индию для написания портрета премьер-министра Индиры Ганди. Присуждена премия имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы. В 1974 году едет по приглашению в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. Выпущен альбом “Песнь о Чили” (М., Изд-во Агентства печати Новости). В 1976 году вышел документальный фильм “Илья Глазунов”. В 1977 году творческая командировка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Создает серию работ “БАМ”. Начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1979 году вышли альбомы “Писатель и художник” и “БАМ” (М.: Изобраз. искусство). Присвоено звание “Народный художник СССР”. Присвоено звание почетного члена мадридской Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и барселонской Королевской академии изящных искусств Сан Хорхе В 1980 году по предложению ЮНЕСКО пишет живописное панно “Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию”. Картина явилась даром СССР ЮНЕСКО. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере А. П. Бородина “Князь Игорь” для Государственной оперы в Берлине, ГДР. Присвоено звание “Народный художник СССР” В 1981 году по поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. Назначен его директором. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к балету “Маскарад” (музыка А. И. Хачатуряна) для Театра оперы и балета в Одессе. Присвоено звание профессора по кафедре живописи и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. В 1983 году работает совместно с женой — художницей Н.А.Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере Н. А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” для Государственного академического Большого театра оперы и балета в Москве. Творческая командировка в Никарагуа. Создает серию “Никарагуанский дневник”. Вышел альбом “Телеграммы из Никарагуа” (М.: Изд-во Агентства печати Новости). Издан альбом “Художник и время: Илья Глазунов” (М.: Сов. Россия) Едет по приглашению в Италию для написания портрета президента А. Пертини. В 1985 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1987 году назначен пожизненным ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. В 1997 году назначен членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО В 1999 году Мэр Москвы подписал постановление о создании в Москве картинной галереи Ильи Глазунова.
Зал номер 5, единственный в котором можно официально проводить съёмку
Семья Ильи Глазунова
Под высокими сводами академического коридора — бывшей Императорской Академии художеств — 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его женой,— Нину Виноградову-Бенуа. Художник пишет о ее "рассветных глазах", об удивительной душе, нежности и силе. Образ жены Нины угадывается во многих работах художника. Происходила Нина Александровна из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя Н.А.Бенуа 30 лет был главным художником "Ла Скала", другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны, которая была дочерью архитектора, ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата всемирно знаменитого Александра Бенуа. Нина Александровна Виноградова-Бенуа была тонким художником. Созданные ею костюмы и совместная работа с Глазуновым над театральными декорациями принесли ей заслуженный успех в Берлине (оперы "Князь Игорь" и "Пиковая дама") и Москве (опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"). Бесспорно, является одной из сокровеннейших, интимных работ художника картина "Наш Санкт-Петербург. Памяти жены, художницы Н. А. Виноградовой-Бенуа". Если бы не столь современное ощущение и видение одиночества и тоски мятущейся души художника, то можно было бы утверждать, что эта работа принадлежит кругу столь любимого Глазуновым "Мира искусства". Таинственно ожившая венецианская кукла в костюме Пьеро на фоне большого петербургского окна, где в промозглых сумерках угадывается знакомый каждому петербуржцу силуэт Исакиевского собора, а зимний ветер крутит снежные вихри около черной проруби на Неве с такой типичной глазуновской фигурой одинокого человека... Как восхитительна и изысканна по колориту эта одна из лучших работ художника! Сколько ассоциаций вызывает у зрителя бабочка, столь же странная, как раковина Врубеля, в которой он увидел сказку, доступную только для его мистического мироощущения. На ампирном столике красного дерева около бабочки — обручальное кольцо. На миниатюре Александра I Благословенного можно прочитать слова, написанные по-французски: "Наш ангел на небе". Картина звучит, как музыка, которую хочется слушать без конца, открывая для себя все новые и новые аспекты поэтической символики, выплеснутые И.С.Глазуновым словно со дна своей хрупкой и нежной души.
Но о личной жизни мэтра ходили легенды – в частности о его любвеобильности и патологической ревности.
Роман 26-летнего художника и 19-летней студентки ВГИКа Ларисы Кадочниковой закрутился стремительно. О нем знали многие – в том числе и жена Глазунова. На тот момент со времени их свадьбы прошел всего год. Нина тоже была художницей, представительницей знаменитого рода Бенуа. Илью даже за глаза попрекали, что он «примазался» к прославленной фамилии, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства. Супруга не обращала внимания на слухи – она безумно любила мужа и ради него пожертвовала своим талантом, превратившись в прислужницу гения. Роман с Кадочниковой Нина восприняла достойно. Даже оправдывала мужа тем, что для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности. - В то время я не отдавала себе отчета, что нельзя связываться с женатым, – рассказывает Лариса Валентиновна. – Влюбилась в Илью с первого взгляда. А он постоянно твердил, что я его Муза.СправкаЛариса КАДОЧНИКОВА родилась в Москве 30 августа 1937 года. Снялась в более чем 40 картинах: «Белая птица с черной отметиной», «Мичман Панин», «Тени забытых предков», «Черная курица, или Подземные жители» и др. Народная артистка РФ и Украины.
Супруга Ильи Сергеевича — Нина Александровна Виноградова-Бенуа — скончалась в 1986 году. 22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра – Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна. Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой.
Илья Глазунов«— Моя жена была очень верующая, православная. Я помню, как внимательно и восторженно смотрели дети на изысканные и тонкие по цвету акварели мамы, работавшей над историей русского костюма и над его сценическим воплощением — к операм «Князь Игорь» Бородина и «Сказание о деве Февронии и невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.Преждевременную кончину Нины Александровны Глазунов переживал особо. Он пишет: «Уход из жизни матери был и остается вечно кровоточащей раной в душах моих детей. Эту боль я делю с ними всегда, стараясь вложить в них свою любовь… И только Господь Милостивый знает, как тяжко было мне выдержать этот всесокрушающий удар судьбы, отнявший ее у нас… Как трудно было всем нам выбраться из бездонной пучины горя и одиночества… Я всегда буду благодарен детям за то тепло, которым они в те годы согревали мою скомканную душу».
Чудовищная трагедия отбила у Глазунова желание жениться снова. Но на наличие в его жизни «муз» это не повлияло. Подруги менялись часто. Не выдерживали тяжелого характера гения или просто оставались рядом, пока были нужны деньги. Одну барышню Глазунов выгнал сам, застав на отдыхе в постели с собственным водителем.
Касаясь вопроса воспитания, Илья Сергеевич отмечает, что всегда «брал детей в короткие путешествия по Русской земле — в Троице-Сергиеву лавру, во Владимир, в Ростов Великий, в Суздаль, красота которых запоминается на всю жизнь. В детские души должна была запасть навсегда любовь к зримому образу Родины — великой Руси».
Художник гордится, что дети пошли по его стопам. Он пишет, что они «жили и воспитывались в атмосфере искусства: спасенные от уничтожения иконы, русские народные костюмы, ампирная и новорусская (абрамцевская и талашкинская) мебель. Учились живописи сын и дочь у отца. Вот что вспоминает об этом сам художник: «Моим детям во время учебы попадало от меня больше, чем остальным студентам, особенно Вере. Не забуду ее слез у одного из портретов работы Ван Дейка, который она копировала на первом курсе академии. У Веры уже есть дочка Полина и сын Илья… Мне всегда хотелось, как и каждому отцу, чтобы мои дети были лучше всех — умеющими, любящими и знающими — примером для других учеников».Дети И. С. Глазунова — Иван и Вера — стали художниками. Илья Сергеевич много писал детей, их возрастание и возмужание запечатлелось и осталось теперь в его портретах, графических и живописных, на которых с нежностью переданы их младенческие лета, уходящее детство, отрочество, и, наконец, зрелость.
Источники: http://www.glazunov.ru/RU/000_bibliogr.htm;http://www.lindarevista.es/news/article5018.html
Сейчас Илья Глазунов живёт в Москве, продолжает работать над новой картиной «Похищение Европы», преподает студентам. Илья Глазунов:- На полотне – Америка, подплывающая к ней Европа, а за ней окровавленная страна, в шесть раз превышавшая Римскую империю, – Российская империя. В Америке – ликование! У меня много начатых работ! У меня тысячи замыслов! Я надеюсь жить до 200 лет! И чувствую себя я сейчас бодрее, чем мои первокурсники!Автор мемуарно-публицистических и историко- художественных книг "Дорога к тебе" (1965 г.), "Наша культура – это традиция" (1991 г.), "Россия распятая" (1996 г.), "Русский интерьер" (1998 г.).Глазунов - художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. Глазунов остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.
Вернемся в музей. Коллекция музей включает экспонаты, собранные художником:Иконный зал (собрание икон и предметов быта старой Руси).Коллекция мебели неорусского стиля (конца XIX - начала XX века).
В июне 2009 года галерея попала в поле зрения массмедиа, когда в день 79-летия художника её посетил премьер-министр России Владимир Владимирович Путин и во время осмотра нескольких картин высказал некоторые замечания по изображённым деталям. Например, осматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), он сказал: „Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится“. Художник согласился и сказал, что придется доделать картину.[1]
В галерее Народного художника России И.С. Глазунова, проводятся экскурсии с осмотром постоянной экспозиции, концерты классической музыки, лекции, конференции и другие интересные мероприятия. Есть кинозал, где демонстрируется фильм о жизни и творчестве Народного художника России И.С. Глазунова.Местонахождение 119435, Москва, улица Волхонка, 13.Проезд Станция метро КропоткинскаяТелефон 8 (495) 291-69-49Открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 19:00. Касса работает до 18:15.Билет 20-60 рублей
anothercity.livejournal.com