Черный в живописи: Картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета. Картина черная
10 смыслов «Черного квадрата»
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?
Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? AdMe.ru попытался разобраться.
1. «Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915.
2. «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
www.adme.ru
Картина «Чёрный квадрат» — шедевр или шарлатанство?
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича, написанная 21 июня в 1915 году, в дачном посёлке Кунцево (ныне территория Москвы) — самая загадочная картина прошлого столетия — «икона» мирового авангарда. Вокруг неё до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Чёрный квадрат»?
Впервые «Чёрный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырёхугольник».
Декларированный футуризм как художественное течение просуществовал очень недолго: первая его экспозиция состоялась в марте 1915, а уже в декабре — «Последняя футуристическая выставка». На открытии «0,10» возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма супрематизм, однако его коллеги не пожелали встать под новое знамя и дать это название всей выставке. Художнику буквально за час до начала пришлось от руки написать плакаты «Супрематизм живописи» и развесить их у своих картин.
На выставке висело также уведомление автора о том, что содержание многих из картин ему не известно. Тем не менее, их названия возбуждают в сознании зрителя вполне конкретные образы, хотя все полотна Малевича на той выставке были лишены какой бы то ни было предметности, всяческого фигуративного знака, образа, хотя бы отдаленно напоминавшего что-либо. В целом эту концепцию принято определять термином «алогизм».
Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.
Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны,
— возмущался художественный критик Александр Бенуа.
Так «Чёрный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом долгой внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат ещё не был чёрным. Его заполняли характерные для кубизма формы.
Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал,
— впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе «прозрением». Написав по наитию «Чёрный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины.
Занят вглядыванием в его («Квадрата». — Прим. автора) загадочное чёрное пространство, — писал Малевич и утверждал, что видит в нём — то, что когда-то видели люди в лице Бога.
Однако Бог не вещь, он не имеет образа или лица, что говорит либо об антропоморфизме восприятия Малевичем Бога, либо о недоразвитости правого процессно-образного полушария, либо о желании навести тень на плетень, ну либо всё это вместе.
Спонтанный акт создания «Чёрного квадрата» и последующее мучительные попытки найти смысл сделанного указывают на то, что Малевич написал картину, ведомый неким образом, находившимся у него в глубинах бессознательного. Откуда он там взялся?
Кто же он, создатель скандально известной на весь мир «голой иконы без рамы», неужели убийца традиционного понятия «картина», стремившийся уничтожить «искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать «Чёрным квадратом»?
/800/600/http/kursklogo.ru/uploads/images/topic/2012/08/17/9727944749_1600.jpgКазимир Малевич (1878 — 1935) не получил законченного художественного образование. Он — самоучка. В процессе становления его личности преобладали то одни, то другие приоритеты.
Картина Казимира Малевича «Birkenhain» 34,5 x 49,5 см, Холст, масло. 1905 год /800/600/http/malevich-art.ru/wp-content/uploads/2013/05/birkenhain.jpgХудожник обращал внимание на мельчайшие детали изображения. Тем более странно избранное им направление примитивизации художественных образов.
/800/600/http/ic.pics.livejournal.com/luiza_drevsholt/45710239/106862/106862_original.jpgСамым первым увлечением Малевича стали передвижники. В провинции он не мог видеть достаточного количества их работ. Художник изучал передвижников по репродукциям. А репродукции в то время были чёрно-белыми, часто — плохого качества.
Можно допустить, что на глаза Малевичу попалась картина Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», ведь она воспроизводилась даже на почтовых открытках. Сюжет её прост: поэт читает другу свои стихи.
Николай Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» /800/600/http/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/302/106302827_4497432_2kv_1_.jpgВ комнате находится няня поэта — Арина Родионовна и… чёрный квадрат. Причём на белом фоне — всё так, как на картине Малевича. Это квадратное пространство камина, в котором ещё тлеют угли. Но на чёрно-белой иллюстрации камин кажется плоским, надо действительно прилагать усилия, чтобы разглядеть в нём пространство. Часть камина закрывает фигура Пущина. От этого картина получает дополнительный смысл. Камин у Ге — напоминание об аде (угли — пламя — ад). Пущин — верный друг поэта, он приехал в гости, чтобы уберечь Пушкина от адовых мук одиночества, от адовых мук невостребованности поэта, пишущего в стол.
Воспроизводя фрагмент картины Ге как самостоятельное произведение, Малевич, возможно, испытывал странные чувства. Художник ощущал, что изображает нечто знакомое, но, возможно, так и не вспомнил, где он это видел. Да и «чёрный квадрат» у Николая Ге — не единственный в своём роде. «Квадрат», или даже во множественном числе — «квадраты», присутствуют в произведениях великих художников эпохи Возрождения.
/800/600/http/cs1.livemaster.ru/storage/0d/26/4ba10d07852c2b2c69a6b163cb.jpgСчитается, что самая загадочная картина Леонардо да Винчи — «Джоконда». Однако не менее загадочна его фреска «Тайная вечеря». На этой фреске Леонардо представил известный евангельский сюжет — последний ужин Иисуса Христа с учениками. Но, помимо трапезы Сына Человеческого и апостолов, на картине изображены чёрные квадраты и прямоугольники. Зачем они здесь?
Малевич понимал свой «Чёрный квадрат» как аллегорию Бога. Совершенно по-другому трактовал суть картины Александр Бенуа, который сказал о «Квадрате»:
Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения.
Бенуа не назвал имени, но и без того понятно, что он имел в виду вовсе не Бога, а того, кто «часть той силы, что вечно желает зла, но совершает благо — по независящим от него обстоятельствам».
Предположим же, что на «Тайной вечере» Леонардо чёрные квадраты — это тёмное воинство. Таким образом художник деперсонифицировал зло. И от подобного акта оно стало ещё ужаснее.
Спокойный вечерний ужин. Люди за столом. Но они уже окружены злом. Злобные сущности — чёрные квадраты — вокруг, за спинами апостолов. Сверху на потолке закрывает небо рать мелких бесов — маленькие чёрные квадратики. И сам князь тьмы, враг рода человеческого, тут, за спиной Христа. Это самый большой на фреске чёрный квадрат. Но он же — и самый ущербный. В нем три бреши — три отверстия, через которые виден залитый солнцем пейзаж.
Леонардо своей картиной объясняет, что это за отверстия и откуда они взялись. Если мысленно поднять руки Иисуса в то положение, в каком они находились на кресте, то ладони попадают как раз на бреши в чёрном квадрате. Третья брешь — на уровне головы Христа.
Ученики Иисуса не чувствуют, что вокруг — зло. Из ловушки им никуда не деться. Только Учитель видит будущее.
Один из вас предаст Меня,
— говорит он. Апостолы в смятении.
Понятно, что такая трактовка неадекватна жизни.
/800/600/http/rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/68/67576/img35.jpgКонцепция супрематизма и смысл, который вкладывал Малевич в главные произведения своего стиля — три «Квадрата» — черный, красный и белый, — полно сформулированы и объяснены в теоретических работах художника:
Самое главное в супрематизме — два основания — энергии черного и белого, служащие раскрытию формы действия…
Идея знаменитого «Чёрного квадрата» — образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Явление Малевичу его «Чёрного квадрата» вызвало в нём шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом.
На картине квадрат написан исключительно с помощью глазомера. Отклонение от геометрической точности, безусловно, не было ошибкой автора, а стало следствием понимания огромной выразительной силы, заключенной в «запланированной» погрешности. Черный цвет является результатом соединения и смешения разных красок.
Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм
— говорил художник.
/800/600/http/yt3.ggpht.com/-taSWD1C_AhM/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/8B5pnY88NrM/s900-c-k-no/photo.jpg«Чёрный квадрат» был воспринят многими как выражение «более высокого сознания», в котором объекты и концепции приобретают чёткую простоту.
Вместе с тем, энергетика картины несла в себе хаос и разрушение, затягивала зрителя в бездну мирового зла. Психически ослабленный человек мог после длительного созерцания «Чёрного квадрата» совершить суицид. Это было отмечено неоднократно. «Чёрный квадрат» до сих пор вызывает горячие споры. Приведем совершенно противоположные высказывания искусствоведов:
Квадрат концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности (Сарабьянов).
Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля» (Я. Ушаков).
Теперь приведём мнение рядового гражданина, размещенное на одном из форумов в Интернете:
Чёрный квадрат стал символом конца эпохи реализма, романтизма, чего-то возвышенного и неземного. Он поглотил все краски, поглотил все школы, в которых просиживали годами молодые художники. Проглотил сотни и тысячи натюрмортов, зарисовок и пейзажей. Проглотил даже Мону Лизу. Он символизировал собой конец эпохи воспевания стремления к красоте и идиллии. Он показал нечто иное — то, куда всё пришло. Чем всё закончилось.
Больше всего шума наделала на выставке его картина «Чёрный квадрат». По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника), «Чёрный квадрат» является «иконой, которую футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». На выставке это полотно висело в особом месте, в углу, — действительно, как икона. Представленная картина оказалась как бы на пограничной полосе — между искусством и не-искусством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью». Ионина Н. А., Сто великих картин, М., «Вече», 2000 г., с. 442.
Своё суперматическое творчество К.С. Малевич многократно обосновывал, например, в 1915 году так:
Отсюда вывод такой: Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства». Казимир Малевич, От кубизма и футуризма к суперматизму / Чёрный квадрат, СПб, «Азбука-классика», 2008 г., с. 29.
В «Кицур Шулхан Арух» сказано:
По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат, размером локоть на локоть (48х48), чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном храме.
Малевич выполнил свой квадрат в соответствии с указанными размерами. Сходство картины с иудейским символом во многом может объяснить её невероятную популярность. Но не все смогли проследить следующую аналогию. Акт разрушения храма превратился в синоним Тьмы. Тьма разрушает и ввергает в хаос храмы и души людей. «Вечная Тьма» назвал свой «Чёрный Квадрат» ещё в 1617 году Роберт Флуд.
Малевич — сектант, одержимый созданием собственной веры. Его доклады об искусстве имеют религиозные названия: «Бог не скинут». Он отрицает Бога Ветхого и Нового Заветов. Имя тебе Казимир. Для Малевича не существует деления на добро и зло, Бога и Дьявола. Его вселенная — поток безликих, безоценочных форм.
Искушение создать свой мир, не имеющий основания в Воле Божьей, стало торжеством Дьявола Русского Модернизма, маскирующегося под абстрактные суждения, стремление к оригинальности. Последствия такого выбора до сих пор приносят страшные плоды.
Художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в чёрную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, чёрные ангелы, прагматичные и довольные, знающие почём земная слава и как захватить её.
Сделка с Дьяволом принесла Малевичу мировую известность. Чёрный квадрат признан лучшей его картиной, чтобы отрицающим любовь оком сжигать людские души, пронзая их из лучших каталогов, захватывая в музеях, на выставках. Чёрный квадрат обольщает, заманивает, ослепляет, понуждая славить его. Постепенно он проникает в суть смотрящего, заставляя отречься от всего, что дорого, от близких людей, основ мировоззрения, веры, чтобы увести в пустоту, в разрушение, в ноль.
Несложным движением кисти Малевич раз и навсегда провёл непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования…
Гениальной интуицией художника, пророческой прозорливостью Создателя он нащупал запрещённую фигуру запрещённого цвета — столь простую, что тысячи проходили мимо, переступая, пренебрегая, не замечая…
Немногие до него замышляли «победу над Солнцем», немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия.
В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Чёрный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону…
Малевич сознательно вывесил чёрную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — чёрное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.
А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине:
Чёрный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели…
В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича) он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла, исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя. Художник мог бы гордиться той славой, что принесла ему сделка с Дьяволом; он и гордился…
Искусствоведы любовно пишут о Малевиче:
«Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины.
Верно, Квадрат «закрывает путь» — в том числе и самому художнику. Он присутствует «как абсолютная форма», — верно и это, но это значит, что по сравнению с ним все остальные формы не нужны, ибо они по определению не абсолютны. Он «возвещает искусство…» — а вот это оказалось неправдой. Он возвещает конец искусства, невозможность его, ненужность его, он есть та печь, в которой искусство сгорает, то жерло, в которое оно проваливается…
Казимир Малевич. Автопортрет http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Чёрный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента её написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? Попытаемся разобраться.
1. «Чёрный квадрат» — это тёмный прямоугольник
Начнём с того, что «Черный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image143612102. «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Чёрный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Чёрный круг» и «Чёрный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» /800/600/http/files3.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361260-R3L8T8D-650-3.jpegСупрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.
3. «Чёрный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.
Художники экспериментировали с чёрным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века.
Роберт Фладд «Великая тьма» /800/600/http/www.tunnel.ru/i/post/350163/3501638236/2063647919/at178580145.jpgБерталь «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» /800/600/http/cs304704.userapi.com/v304704584/3187/2fWgXYjvowE.jpgПервым наглухо чёрное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле.
/800/600/http/s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/5/3/1504354.jpgИ только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Чёрный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
4. «Чёрный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «чёрные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Марксист от культуры, Малевич пошёл навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода большевика Сталина Малевич занимал почётные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.
Малевич у своих работ в Музее художественной культуры 1924 /800/600/http/www.k-malevich.ru/images/akm/1-15.jpg5. «Чёрный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».
Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. /800/600/http/files7.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361860-R3L8T8D-650-4.jpg6. «Чёрный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это ерунда, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Чёрного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
7. «Чёрный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал её, нарисовав чёрный квадрат. В этот момент в мастерскую зашёл один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась. Это подтверждается и исследованиями. На самом деле, под Черным квадратом Малевича, долгие годы скрывалось другое творение раннего периода творчества. Под несколькими слоями чёрной краски, обнаружен другой квадрат, абрис которого, повторился во всемирно известном полотне. Учёным реставраторам, стоило огромных усилий разделить эти два квадрата сросшихся, как сиамские близнецы. Несколько недель они микрон за микроном удаляли верхний чёрный квадрат Малевича, и…
Огромное удивление вызвала ещё одна случайная находка на этом полотне. Ученик реставратора по неопытности задел своим тупым скальпелем тонкий слой открывшегося первого Черного квадрата Малевича, и, о чудо, все находящиеся сотрудники от удивления раскрыли рты. Сделанный спектральный анализ показал, что под вторым квадратом Малевича, проявился едва заметный, румянец киновари. А когда реставраторы удалили и второй квадрат Малевича, их взору открылся. Внимание! Открылся Красный треугольник Малевича, вписанный всё в тот же, Чёрный квадрат Малевича.
9. «Чёрный квадрат» — это отказ от содержания и кризис идей в искусстве
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение».
«Чёрный квадрат» — это тотальная пустота, чёрная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Чёрного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. И этот окончательный отказ от содержания — венец развития мысли художников конца XIX начала XX веков. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, но почему? Что такого необычного произошло в жизни общества, что их произведения вдруг стали никому не нужны?
Откуда повылезали все эти абстракционисты, импрессионисты, кубисты, авангардисты, суперматисты и прочие уродующие изображение жизни новые направления «искусства»?
А всё очень просто. Всего один факт ставит всё на свои места. Кем был до конца XIX художник и чем он кормился? Тут варианта два:
- либо он рисовал знать, их портреты, сцены из жизни,
- либо рисовал для церкви библейские сюжеты,
- лишь очень редко рисуя «для себя».
Поэтому все музеи мира забиты либо библейщиной, либо «элитой», с редкими вкраплениями изображения быта простых людей, их нравов или сюжетов народных преданий. В России всё же следует признать, что художники чаще обращались к идеям, живущим в народе, к преданиям старины — достаточно сравнить весь прозападный Эрмитаж и Русский музей.
А всё достаточно просто. Как когда-то расцвету сверхреалистичной живописи эпохи Возрождения послужила камера-обскура, с помощью которой «великие живописцы» очень точно копировали изображение на холст (http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/sekretnoe-znanie-543505/), так и расцвету разнообразных «-истов» послужило техническое изобретение.
Камера обскура /800/600/http/infosila.ee/uploads/posts/2013-08/1376856596_camera-obscura.jpegПервое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.
/800/600/http/www.google-earth.es/uploads/forums/vista_desde_la_ventana_en_le_gras__joseph_nic__phore_ni__pce.jpgЛарчик просто открывался. После изобретения фотографии и её распространения функция придворных запечетлевателей жизни «элиты» перешла от художников к фотографам, благо их труд стоил меньше и не надо было подолгу позировать перед живописцем. Церковные художники отчасти сохранились, но интерес к Библии напрямую поутих, да церковь уже не играла такой ощутимой роли в обществе. Вот и пришлось всей этой ораве художников искать новые пути заработка. Одни стали «работать с цветом и формой», остальные — пиарить их «творчество». А «Чёрный квадрат» Малевича (очень надо сказать говорящая фамилия) стал венцом процесса ухода всей этой братии от жизни и содержания.
Пётр Красильникян.
Смотрю я в чёрный мрак квадрата,В нём свет расщеплен до нуля,Понятье времени распятоИ вечность бьётся о края.
Квадрат живой; он словно дышит,Прельщает в бездну за собой.На чёрном фоне — чёрных вспышек…Салют — глумится над душой.
Душой: не знавшей в жизни страха,Перепахавшей рай и ад.Но вводит в ступор, словно плаха —Супрематический квадрат.
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации,
вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
лайкайте группу в Facebook: http://www.facebook.com/inance.ru
и делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image14361210
http://vikent.ru/author/1157/
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30207
http://www.tanais.info/art/malevich3more.html
inance.ru
Люди в черном, или Черный цвет в живописи – Ярмарка Мастеров
У многих культур отношение к черному цвету негативное. В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме… Страшно? Специалисты это объясняют физиологическими причинами. Да, черный цвет поглощает энергию и делает бессильным зрение, что само по себе грозит опасностями. Поэтому черный цвет и стал символом зла: гордыни, зависти, злобы, подлости. Например, у древних индусов черный цвет соответствовал состоянию сдавленности, угнетенности, в Японии – печали. Неприятие черного цвета было и в средневековой Европе. Он считался цветом смерти, скорби. Черные рясы духовенства были символом аскезы: умерщвления плоти ради блаженства души в будущем. В иконописи пещеры – знак могилы и ада – закрашивали черной краской.
Однако, были и есть народы, которые позитивно относились к этому цвету. Вспомним древних египтян, любивших черный цвет, так как он ассоциировался у них с плодородной землей. У некоторых африканских племен он связан с дождевыми тучами и со счастливым браком. Особенно ценится черный цвет на мусульманском Востоке. Дело в том, что в восточных странах черное воспринимается как «инобытие» белого. Белый настолько ярок, что не может быть воспринят человеком, ослепляет его, поэтому тождественен тьме, т.е. черному. Эта же мысль встречается и у Платона. «Этот невидимый глазом свет, тождественный мраку - не что иное, как Бог», — писал он.У китайцев черный считался цветом Неба и почитался, как царь всех цветов. В этот благородный цвет одевались ученые.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в западной традиции черный цвет связывался с трауром и меланхолией, а восточные культуры больше вкладывали в него философский смысл и считали его божественным. Однако, делать такой категорический вывод было бы неправильно, т.к. в рамках даже одной культурной традиции может существовать довольно противоречивое отношение к чему-либо. Черный цвет не исключение. Если в Европе в раннем средневековье было неприятие черноты, то с 14 века он становится крайне популярным. Это происходило по причине того, что черная краска была дешевле. Также с 14 века усиливается культ Богоматери, символом которой являлся черный цвет. Но по-настоящему модным этот цвет стал благодаря итальянским купцам. Дело в том, что им, как людям, не принадлежащим к привилегированному сословию, не разрешалось носить одежду пурпурного цвета. В знак протеста они начали облачаться исключительно в черные платья. И вдруг произошло чудо: выяснилось, что черный цвет может быть изысканным и соблазнительным. В Италии не осталось ни одного дворянина, который бы не пошил себе костюм из черной ткани. Скоро эта мода распространилась по всей Европе. 15 век стал триумфом черного цвета. Не было в это время такого короля или владетельного князя, в чьем гардеробе не хранилось бы изрядное количество черной одежды (как из шерстяных, так и из шелковых тканей), а также мехов. Эта мода оказалась крайне устойчивой и продержалась до 18 века. Этот цвет сохранится в одежде священников, чиновников и судей, всех тех, у кого он, по уже сложившейся традиции, символизирует высокую нравственность. Реформация сделала, в свою очередь, черный самым достойным, самым добродетельным цветом. Если посмотрите на картины европейских мастеров того времени, то проследите эту тенденцию: все прекрасные дамы и кавалеры в черных костюмах. Кстати будет заметить, что передача черного цвета в живописи - непростое дело. Например, Казимир Малевич (1879 – 1935) одну из своих знаменитых картин «Черный квадрат» писал несколько месяцев. Впоследствии он создал еще три варианта «Черного квадрата», все варианты не были похожи друг на друга ни фактурой, ни цветом.
Прекрасно работал с черным цветом и другой русский художник Архип Куинджи (1842 – 1910). Никто не может остаться равнодушным перед его работой «Лунная ночь над Днепром».
Однако, искусствоведы из всех художников считают непревзойденным мастером черного цвета голландского художника 17 века – Франса Халса (1582 – 1666). Они установили, что на его полотнах встречается более 40 оттенков черного. Картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» принесла ему настоящий успех.
А далее последовал ряд замечательных портретов современников. Посмотрите на эти лица, парадные костюмы, на оттенки черного.
Было бы несправедливо, если бы мы не упомянули имена известных художников той эпохи, таких как Санчес Коэльо (1531 – 1588), Хуана дела Круза (1553 – 1608), Веласкеса (1599 – 1660), Эль Греко (1541 -1614), Питера Рубенса (1577 – 1640), которые создали портретные шедевры, используя ту же черную краску.
Санчес Коэльо. Дама с веером.
Санчес Коэльо. Портрет принца Дона Карлоса.
Санчес Коэльо. Каталина Микаэла Австрийская.
Пантоха дела Крус. Изабель Клара Евгения.
Пантоха дела Крус. Королева Изабелла де Валуа.
Веласкес. Кавалер.
Веласкес. Дама с веером.
Веласкес. Инфанта.
Рембрандт. Семейный портрет.
Рембрандт. Портрет жены.
Рембрандт. Автопортрет.
Рембрандт. Портрет молодой женщины.
Эль Греко. Дама в мехах.
Эль Греко. Портрет сына.
Завершить хотелось бы тем, что в Новой Зеландии, черный цвет является самым популярным и любимым, поэтому даже регбийная команда называется «All Blacks».
www.livemaster.ru
Картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета
Черный цвет по своей природе – это сочетание всех цветов воедино, и несет он в себе ассоциацию с ночью и темнотой, иногда с разрушением, смертью, пустотой и печалью. Данное толкование берет свое начало с первобытных времен, когда в представлении древних людей ночь ассоциировалась со злом и враждебными, хтоническими силами. Но так ли страшен на самом деле этот цвет? Обратившись к истории живописи, можно постичь всю суть и красоту черного.
«Зонтики» Огюста Ренуара - симфония черного
Практически каждое творение художников имеет в своей основе историю, которая вдохновляет их на творчество. Так однажды к Огюсту Ренуару в мастерскую ворвались возбужденные студенты художественной школы и начали говорить наперебой, что они вдохновленные светло-прозрачной палитрой художника, «выбросили тюбики с черной краской в Сену!».
Ренуар в свою очередь пытался доказать молодым бунтарям насколько важен черный цвет в природе, а в живописи особенно, так как в зависимости от освещения, он имеет множество различных оттенков и придает работе неповторимое звучание.
«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.
Под впечатлением от этого спора Ренуар напишет картину «Зонтики», которая станет настоящей симфонией черного цвета. И, как видим - в шелке и в бархате, в глубине корзины, на полях шляпы и на верхушках раскрытых зонтов, в кожаных перчатках и в детских сапожках он прозвучал по-разному. Однако чисто черного цвета мы на картине совершенно не увидели, так как художник создал его иллюзию при помощи других цветов и оттенков.
«Зонтики». Фрагмент. Автор: Огюст Ренуар.
К слову, в 20 веке это полотно исследователи просвечивали рентгеном и доказали, что художник писал его в 2 захода с интервалом, как минимум в 5 лет. Чувствуется его разная манера письма в противоположных углах холста. Да и в одежде некоторых персонажей получилась нестыковка во времени в связи со сменой моды. Но эта разница едва уловима и воспринимается только зорким взглядом эксперта. Но в целом это полотно создает очень мощное живописное впечатление.
Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуар.
Затронув черный цвет в творчестве Ренуара, невозможно не вспомнить об еще одной его картине "Девушки в черном", где также не прослеживаются признаки чисто черного. Эксперты эти два полотна приписывают к периоду творческого кризиса Ренуара, когда он заявил, что “дошёл до конца импрессионизма”.
Но как бы там ни было - «Зонтики» стало одним из самых гармоничных полотен художника, которое еще при жизни мастера заняло достойное место в музее – рядом с произведениями признанных мастеров живописи.
Немного о природе черного цвета
Как уже доказано, черный поглощает энергию человека и оставляет зрение бессильным, что является угнетающим фактором. Поэтому этот цвет во многих странах является символом зла, смерти и скорби. Но есть народы, позитивно относящиеся к черному и всему тому, что с ним связано. К примеру, древние египтяне боготворили черный цвет, так как он вызывал у них ассоциации с плодородием земли. Африканские племена связывали этот цвет с дождевыми тучами и со счастливым браком.
На особом счету стоит черный цвет в мусульманских странах Востока. Он считается антиподом белому, который при ярком солнце ослепляет и приравнивается ко тьме. Китайцы черный ассоциируют с цветом неба и почитают его как царя всех цветов.
Люди в черном на полотнах старых европейских мастеров разных эпох
Черный цвет в изобразительном искусстве.
Из вышесказанного напрашивается вывод, что в западных культурах и их традициях черный цвет несет в себе траур и меланхолию, а в восточной - философский божественный смысл.
Однако такая четкая категоричность не всегда уместна, ибо отношение к этому цвету во все времена было противоречиво, вне зависимости от культуры. Так, к примеру, в раннем средневековье в Европе было полное неприятие этого цвета. Но уже с 14 столетия он стал весьма популярным. Это произошло по той причине, что черная краска была гораздо дешевле, нежели другие, которые использовались при окрашивании тканей.
Богоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф Вильям
К тому же в странах Западной Европы усилился культ Богоматери, символом которой являлся черный цвет. Но особую лепту в популяризацию этого цвета внесли итальянские купцы, относящиеся к непривилегированному сословию. И согласно закону, им запрещалось носить одежды пурпурного цвета. В знак протеста они облачились исключительно в черные платья.
Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо.
Неожиданно все заметили, что черный - весьма изысканный и соблазнительный. Вся Италия, а позже и Европа была поглощена модой на костюмы и платья из черной ткани. И 15 век стал триумфом черного: от членов монарших семей и до людей низших слоев общества - все имели в своем гардеробе множество вещей черного цвета, так как он стал считаться самым достойным, самым добродетельным цветом.
Черные рясы духовных сановников символизируют умерщвление плоти ради блаженства души в будущем. Поэтому этот цвет навсегда сохранился в одежде священников, чиновников и судей, всех тех, у кого он, по уже сложившейся традиции, символизирует высокую нравственность.
Дама в мехах. Автор: Эль Греко.
И, так как мастера кисти всегда шли в ногу со временем, популярность черного отразилась в полной мере в их произведениях. Заглянув в историю искусства тех далеких веков, можно увидеть, что на полотнах европейских живописцев преобладают портреты прекрасных дам и кавалеров облаченных в черные одежды.
Автопортрет. Автор: Рембрандт.
«Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Автор: Франс Халс.
Историки искусства особенно выделяют среди других художников голландца Франса Халса (1582 – 1666) как непревзойденного мастера черного цвета. Установлено, что на его картинах встречается более сорока оттенков черного. Картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» считается лучшей его работой, принесшей живописцу настоящий успех.
Дама с веером. Автор: Диего Веласкес.
Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус.
Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.
Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.
Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.
Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.
Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.
Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.
Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.
Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.
Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.
Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.
Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.
Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр.
Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр.
А еще справедливости ради стоит заметить, что передача черного цвета в живописи - непростое дело. Например, Казимир Малевич на создание пресловутого «Черного квадрата» потратил не мало времени. Впоследствии он создал еще три «Черных квадрата», однако все варианты не были похожи друг на друга ни фактурой, ни цветом.Вся суть этого творения заключалась в смешивании красок и пропорциональном их отношении. Источник
art.mirtesen.ru
Картина "Черный квадрат" Малевича: смысл картины, описание
Сто лет назад эти два слова обрели смысл, не дающий покоя великому множеству людей. Картина «Черный квадрат» для любого зарубежного любителя искусства – самое известное русское художественное произведение, - символ идеи, надолго опередившей время даже в стремительном XX веке.
Художник эпохи катаклизмов
Казимир Северинович Малевич прожил жизнь, меньше всего похожую на судьбу ловкого шарлатана от искусства, поставившего цель разбогатеть на продаже заумных теорий, символом которых видится многим «знатокам» картина Малевича «Черный квадрат». Он родился в 1879 году в Киеве, в многодетной семье управляющего производством на сахарном заводе. Стремление к рисованию было с детского возраста, но низкий достаток не позволил получить систематическое художественное образование, заставил рано начать трудовую жизнь в качестве чертежника.
В Курске, куда переехала семья Малевичей, он организовал кружок любителей живописи и стал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда безуспешно пытался поступить в 1905 году – ему не хватало формального образования. Хотя Казимир и был уже семейным человеком, он переселяется в Москву, занимается в частном училище выпускника Императорской академии художеств Ф. И. Рерберга и активно участвует в деятельности художественных объединений, иногда самых радикальных, - таких как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Синий всадник» и т. д.
Время поиска
Новое время отменяло старые ценности. Терялся смысл изобразительной функции живописного искусства, документировать время взялась фотография и рождающееся кино, заставляя художников экспериментировать с формой. Социальные и экономические революции делали неактуальными привычные темы, активно влияя на поиск нового содержания полотен.
Малевич жил в самой гуще художественной жизни, испытал влияние самых передовых веяний: писал импрессионистические пейзажи, участвовал в эпатажных акциях футуристов (например, - гулял по Кузнецкому мосту с деревянными ложками в петлицах), писал картины в стиле кубизма, разработал свой стиль - «заумный реализм», оформлял издания самых авангардных поэтов, таких как А. Кручёных и Велимир Хлебников. Вместе с Маяковским выпускал «Сегодняшний лубок», отражавший события начавшейся Первой мировой войны.
«Победа над Солнцем»
Еще в 1913 году произошли события, во многом определившие творческую судьбу Малевича. В Петербурге состоялся «Первый всероссийский съезд футуристов», в котором приняли участие три человека: изобретатель нового языка - «зауми» - Алексей Кручёных, сторонник музыкального диссонанса Михаил Матюшин и активный противник фигуративной живописи Казимир Малевич. Итогом вдохновенной работы стали два представления оперы «Победа над Солнцем», вошедшие в историю авангардного искусства. Именно отсюда родом картина Малевича «Черный квадрат», - похожий мотив появился в виде задника в декорациях к 1-му действию оперы.
Главной темой оперы стало рождение нового, машинного будущего, которое может возникнуть только при полном разрушении старого мира. Эта тема воплощалась непрофессиональными актерами в фантастических костюмах по эскизам Малевича, произносивших малопонятную, но экспрессивную «заумь», двигавшихся среди удивительных декораций под резкие атональные звуки, извлекаемые из расстроенного пианино. Спектакли закончились скандалом, т. е. цель была достигнута.
Выставка «0,10»
Современники отмечали способность Малевича объединять вокруг себя художников, генерировать объединяющие идеи. Но даже для его единомышленников была полной неожиданностью экспозиция из 39 картин, подготовленная к выставке, открывшейся 19 декабря 1915 года в галерее Н. Добычиной на Марсовом поле в Петрограде. Название «Ноль, десять» означало ноль предметных форм на картинах и десять участников выставки (хотя их было 14). Именно на ней впервые появилась картина «Черный квадрат», - фото запечатлело её в «красном углу», там, где обычно располагались иконы.Художник сам развешивал картины ночью перед открытием, писал плакаты и подписи, подготовил манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Таким образом он стал во главе нового художественного течения, символом которого стала картина «Черный квадрат». Выставка была обозначена как «Последняя футуристическая», но с определением её как перехода к супрематизму, как предлагал Малевич, его соратники не согласились, - слишком радикальные идеи провозгласил художник.
Супрематизм
Название произошло от латинского supremus – наивысший - и польского supremacja – превосходство, главенство. В теоретических разработках нового стиля Малевич говорил о доминировании беспредметности как определяющего качества истинного изобразительного искусства. Освобожденная от фигуративности, живопись становится актом чистого творения, подобного божественному, а картина «Черный квадрат» в этом смысле обладает качеством первоклетки, первоэлемента нового мира.Другое значение термина Малевич выводит из важнейшего значения для создаваемой новой реальности главных инструментов, которые он использует – цвета, линии, простой геометрической формы. Первые же супрематические мотивы, в том числе картина Казимира Малевича «Черный квадрат», обладали особой выразительностью, основанной на лаконичных по цвету композициях, не искаженных линейной и воздушной перспективой, имитацией объема и т. д. В дальнейшем развитие основных принципов приняло форму влияния на различные жанры – супрематистскими стали композиции из фигур людей, появились даже трехмерные элементы - «архитектоны», ставшие выражением взглядов Малевича на архитектуру будущего.
Основа нового мира, создаваемого художником имела одно главное выражение - «Черный квадрат». Смысл картины определялся значением атома, из которого строится не отображение существующего мира, а новая, другая реальность, и многогранность этого мира придавала многозначность и «Черному квадрату». В чем она?
Апофеоз беспредметности
Провозглашая независимость истинно чистого искусства от функции документирования окружающей действительности, художник неизбежно приходит к потере любой фигуративности, или к поиску начальной формы, которую невозможно разъять на составляющие элементы. Таков первоэлемент, который нашел Малевич – «Черный квадрат». Смысл картины в том, что впечатление, производимое ею, не зависит от смыслового наполнения, от ассоциаций с объектным миром, от конкретных ссылок и аллюзий. Задача, поставленная мастером, непроста, она требует участия зрителя, напряжения его душевных сил, наличия у него некоего багажа. И чаще всего она не дает явные ответы, а обозначает лишь новый способ получения впечатлений от бытия, а разве не это цель искусства?
Цвет – основа новой живописи
Полное название своей самой знаменитой картины мастер обозначал так: «Черный супрематический квадрат на белом фоне». Для художника и философа здесь было важно каждое слово, ведь главенство цвета, его первичность лежит в основе супрематизма. Можно встретить описание картины «Черный квадрат» Малевича, где цвет краски, нанесенной на холст, представляется сложной смесью различных оттенков, среди которых и нет однозначно черного, а белое обрамление называется мерцанием светло-кремовых оттенков.
Представляется, что это имело смысл для мастера, когда он делал дальнейшие шаги, - в знаменитых сериях «белого на белом», когда выразительность живописи строится на тончайших цветовых взаимоотношениях между плоскостями. Картина «Черный квадрат» - это декларация доминирующего цвета, самого весомого, значительного, контрастного. Хотя понимание черного цвета как результата смешивания всех основных цветов (теплых и холодных, спектральных и дополнительных), усиливает значение этой декларации.
Энергия и свет
Не зря первое упоминание о черном квадрате встречается у Малевича в его работе над оформлением футуристической оперы «Победа над Солнцем». Описание картины «Черный квадрат», объяснение белого фона, на котором размещается непрозрачная плотная фигура, как света, бьющего из-за надвигающейся завесы, встречается и у самого художника, и у зрителей, и особенно органично в контексте событий, происходящих в опере.
Удивительно, как Малевичу удалось предугадать живописные направления, ставшие актуальными спустя полвека. Эд Рейнхардт, Сол Левитт, несомненно, шли по пути, указанному «Черным квадратом». У Марка Ротко энергия цвета и вибрации лаконичной формы приобретает космические масштабы, а средства выражения этой энергии аналогичны супрематическим почти буквально.
Неизвестно, насколько принципиальна была для Малевича рукотворность формы, легкая непараллельность сторон квадрата, пульсация фона и мерцание черного цвета, но что-то заставляет всматриваться в эту картину и с каждой минутой мистическое излучение от нее становится ощутимее.
Кризис идей, конец искусства?
Банально присвоение художественному гению пророческих качеств, но в случае Малевича дар предвидения очевиден. Также были очевидны для современников апокалиптические мотивы, которыми наделил Малевич «Черный квадрат». Смысл картины им виделся в глухом тупике, куда завело искусство и особенно живопись, развитие общественной мысли.
Привычная функция изобразительного искусства объявлялась устаревшей, а квадрат виделся закономерным итогом творческих поисков формалистов. Не зря существует легенда, что, увидев «Черный квадрат», Пикассо охладел к кубизму – дальше двигаться некуда... Не добавляло оптимизма уже наступившее военное время и явное предчувствие будущих революционных потрясений.
И всё же с вершины прошедшего времени в лозунгах, провозглашенных Малевичем, слышится призыв искать новые пути, а отрицание старых методов отображения меняющегося мира не кажется доминантой. Это подтвердилось дальнейшим творчеством мастера и его учеников, жизнестойкостью его идей.
Точка отстчета
Полотно Малевича до сих пор будоражит дремучих комментаторов, которых возбуждает фамилия художника и сумма, заплаченная за оригинал картины, - «критиков», обладающих младенчески девственным интеллектом. Они-то уверены в нулевой значимости такого искусства. Черная дыра, поглощающая светлую материю истинных художественных ценностей, видится и высокообразованным блюстителям духовных традиций и моральных норм.
А между тем фамилия Малевича известна каждому будущему художнику, дизайнеру или архитектору во всем мире, супрематизм оказал влияние на самых знаменитых современных мастеров. Например, автор суперсовременных форм в зданиях и окружении человека – Заха Хадид - особо подчеркивает влияние идей русского художника на всё её творчество.
Что нужно, чтобы написать картину «Черный квадрат»
Можно прожить всю жизнь, не думая о сытой комфортной жизни, смотреть на мир иначе, чем другие. спорить с друзьями и врагами, воспитывать учеников, пытаться убедить в своей правоте государственную власть и оказаться в бедности и изгнании, умереть от мучительной болезни в еще не старом возрасте и превратить собственные похороны в акцию авангардного искусства.
Но зачем усложнять? Холст, чуть-чуть краски и минимум малярных навыков, - готов шедевр мирового значения. А еще лучше – компьютерный графический редактор и качественный принтер – так ровнее, правильнее, красивее… И самое главное – не прилагать лишних умственных усилий, ведь всё так просто…
fb.ru
"Черный квадрат" Малевича. В чем смысл? | Блогер Miracle на сайте SPLETNIK.RU 22 августа 2013
Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Впервые «Черный квадрат» Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась «черный прямоугольник на белом фоне». Позже название было изменено на «квадрат», несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы.
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам».
Пабло Пикассо, "Авиньонские девицы"
Хуан Грис "Человек в кафе"
Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века.
Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году
За ним в 1843 году последовали
Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов —
«Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи. «Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник.
Альтернативные мнения, достойные внимания (из разных источников):
- "Самая простая и существенная идея этой работы, ее композиционно-теоретический смысл. Малевич был известным теоретиком и преподавателем теории композиции. Квадрат является самой простой фигурой для визуального восприятия - фигурой с равными сторонами, посему именно с нее начинают делать шаги начинающие художники. Когда им дают первые задания по теории композиции, на горизонтальные и вертикальные ритмы. постепенно усложняя задания и формы - прямоугольник, круг, многоугольники. Таким образом квадрат это основа всего, а черный, потому что ничего больше добавить невозможно. "(С)
- Некоторые товарищи утверждают, что это пиксель (в шутку, конечно). Пи́ксель (англ. pixel— сокращение от pix element, в нек. ист. piсture cell) — наименьший элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике. То есть любые рисунки и любые надписи, которые мы видим на экране при увеличении состоят из пикселей а Малевич был в чем-то провидцем.
- Личностное "прозрение" художника.
Начало 20 века ознаменовало собой эпоху великих потрясений переломного периода в мироощущении людей и их отношении к действительности. Мир находился в состоянии, когда старые идеалы прекрасного классического искусства померкли окончательно и возврата к ним уже не наблюдалось, а рождение нового предрекали большие перевороты в живописи. Шло движение от реализма и импрессионизма, как передачи ощущений, к абстрактной живописи. т.е. сначала человечество изображает предметы, затем — ощущения и, наконец - идеи.
Чёрный квадрат Малевича оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Вращая квадрат по кругу, Малевич получил геометрические фигуры креста и круга. При вращении по оси симметрии, получил цилиндр. Плоский элементарный, с виду, квадрат содержит не только и другие геометрические фигуры, но может создавать объемные тела. Черный квадрат, облаченный в белое обрамление, есть ничто иное, как плод прозрения творца и его размышлений о будущем искусства... (С)
- Эта картина, несомненно, есть и будет таинственным, притягательным, всегда живым и пульсирующим объектом человеческого внимания. Она ценна тем, что имеет огромное количество степеней свободы, где теория самого Малевича является частным случаем объяснения этой картины. Она обладает такими качествами, наполнена такой энергией, что дает возможность объяснять и интерпретировать ее бесконечное количество раз на любом интеллектуальном уровне. И главное, провоцировать людей к творчеству. По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество книг, статей, прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество. __________________________________________________
п.с. Если присмотреться, то сквозь кракелюры краски виднеются другие тона и цвета. Вполне возможно, что под этой темной массой и была картина, но все попытки просветить чем-то эту картину не завершились успехом. Безусловно только то, что там есть какие-то фигуры или узоры, длинная полоса, что-то очень нечеткое. Что вполне может быть не картиной под картиной, а просто нижним слоем самого квадрата и узоры могли образоваться в процессе рисования :)
А какая идея наиболее близка вам?
часть материала взята отсюда
www.spletnik.ru
Картинки черно белое с красным, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения черно белое с красным
EdZbarzhyvetsky
6791 x 4532
VictoriaAndrea
3009 x 2917
EdZbarzhyvetsky
7360 x 4912
ru.depositphotos.com