Николай Фешин: художник двух континентов. Картины фешина


Фешин Николай Иванович

Фешин Николай Иванович (1881-1955)

 Фешин Николай Иванович

   Николай Фешин родился в Казани в семье, причастной к художественному мастерству.

   Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.

   В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным.

   Вот что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями".

   Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом.

   Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией.

   Дочь художника Ия вспоминала: "Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его".

   Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России "с целью художественных работ с натуры".

   За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок – все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край.

   Также и в Америке: наиболее продуктивным периодом его творчества был Таосский период, где им выполнены самые великолепные произведения - портреты местных жителей.

   Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.

   В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина — человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.

   Фешин — художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему, где основным является соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах.

   С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни.

   В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). В женских портретах 1917 года (Т. Поповой, ГМИИ РТ; M-lle Жирмонд, частная коллекция, Таос) предельно интенсифицируются эстетические переживания.

   Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты.

   Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс.

   Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие.

   Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США).

   Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг-художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан — богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос.

   Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения — все смешалось в особый коктейль.

   Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.

   Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно.

   Все кончилось, когда Александра попросила развод. Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново.

   Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком.

   Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне.

 

По материалам статьи Тулузаковой Г.П. Журнал "Русское искусство" за 2004 год. "Русский американец Николай Фешин" 

 

Фешин Николай Иванович

Портрет неизвестной. Дама в лиловом. 1908

 

Фешин Николай Иванович

Портрет П. А. Родимова. 1910

 

Фешин Николай Иванович

Портрет отца. 1910

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Нины Белькович. 1910

 

Фешин Николай Иванович

Молодая женщина. 1912

 

Фешин Николай Иванович

Катенька. 1912

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Вари Адоратской. 1914

 

Фешин Николай Иванович

Золотые волосы. 1914

 

Фешин Николай Иванович

Натурщица. 1913

 

Фешин Николай Иванович

Натурщица. 1910-е

 

Фешин Николай Иванович

Купальщица. 1913

 

Фешин Николай Иванович

Портрет матери художника. 1916

 

Фешин Николай Иванович

Дама за маникюром. 1917

 

Фешин Николай Иванович

Портрет дочери Ии. 1919

 

Фешин Николай Иванович

Портрет жены. 1920

 

Фешин Николай Иванович

Фешина с дочерью. 1922

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Н. Н. Кротовой. 1923

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Ии. 1923

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Д. Д. Бурлюка. 1923

 

Фешин Николай Иванович

Дама в черном. Портрет А. Н. Фешиной. 1924

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Веры Фокиной. 1926

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Н.Н. Евреинова. 1926

 

Фешин Николай Иванович

Портрет Ии.1926

 

Фешин Николай Иванович

Сеньорита Ройбэл. 1927-1933

 

Фешин Николай Иванович

 Мальчик. 1927-1933

 

Фешин Николай Иванович

Ла Эбуэла. 1927-1933

 

Фешин Николай Иванович

Портрет молодой индейской девушки

 

Фешин Николай Иванович

Пьетро. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Портрет мужчины. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Таосский вождь. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Старый индеец. 1933

 

Фешин Николай Иванович

Эль Каргадор. 1936

 

Фешин Николай Иванович

Мексиканская девочка. 1936

 

Фешин Николай Иванович

Хуаню Пеон. 1936

 

Фешин Николай Иванович

Храмовая танцовщица. 1938

 

Фешин Николай Иванович

Девочка с острова Бали. 1938

 

Фешин Николай Иванович

Старик с острова Бали. 1938

 

Фешин Николай Иванович

Ия Фешина. Конец 1930-х.

 

Фешин Николай Иванович

Ия в Кимоно. Конец 1930-х

 

Фешин Николай Иванович

Чернокожая танцовщица. 1940

 

Фешин Николай Иванович

Камойв. 1940

 

Фешин Николай Иванович

Патриарх. 1940

 

Фешин Николай Иванович

Гадалка. 1934-1955

 

Фешин Николай Иванович

Обнаженная. 1934-1955

 

Фешин Николай Иванович

Автопортрет. 1948

 

Фешин Николай Иванович

Натюрморт с чайником. 1948

 

Фешин Николай Иванович

Эвергрин. 1955

 

Фешин Николай Иванович

Старик в серой шляпе. 1955

 

Фешин Николай Иванович

Лилии и маргаритки. 1940-е

 

Фешин Николай Иванович

 Подсолнухи. 1934-1955

 

Фешин Николай Иванович

Лилии с раковиной. 1934-1955

 

art.mirtesen.ru

художник двух континентов – Ярмарка Мастеров

Хочу представить вашему вниманию работы выдающегося русского художника Николая Ивановича Фешина.Мое знакомство с этим замечательным художником произошло в городском музее. Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. Перед одним холстом я невольно остановилась, и застыла, завороженная той жизнью, экспрессией, происходившей на нем. Это была работа Николая Ивановича Фешина. В училище в библиотеке нашлась маленькая захудалая книжка о нем. О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали.

Николай Фешин (1881 - 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам.В четырнадцать лет  поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Вот, что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями"Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы.Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».

Николай Иванович Фешин писал в ограниченной палитре, иногда состоящей всего лишь из шести красок. Огромное внимание уделял рукам моделей, тщательно прописывая их.

фешин

живопись

рисунок

портрет

пейзаж

композиция

колористика

художник

русский художник

масло

холст

.

www.livemaster.ru

Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины

Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины

Николай Иванович Фешин (1881-1955) – выдающийся русский художник, представитель импрессионизма и модерна.

Николай Фешин родился в Казани в семье известного мастера-резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина.

В возрасте 4-х лет мальчик тяжело заболел менингитом и более двух недель пробыл в коме. Молясь за выздоровление сына, родители провели обряд подношения чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Ребенок быстро пошел на поправку, но перенесенная болезнь сделала его замкнутым и малообщительным.

В 6 лет Николай пробует писать первые орнаменты, с 9 – работает в мастерской отца, а в 13 получает свой первый настоящий заработок. Видя редкое дарование сына, Иван Фешин настоял на получении им художественного образования. Окончив начальную публичную школу, в 1895 году Николай поступает в Казанскую художественную школу.

С 1900 года Фешин обучается в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где с 1903 его наставником был И. Репин. В эти годы художник сотрудничал с журналами «Шут», «Леший», «Скоморох», «Вольница», «Пламя», совершал поездки в Сибирь, окрестности Казани и Владимирскую губернию, где много и плодотворно работал.

В 1907 г. произошло событие, повлиявшее на творческое становление Фешина – с уходом из стен Академии И. Репина, человека, оказывавшего большое влияние на художника, его развитие как живописца пошло по индивидуальному пути. Фешин много читал, экспериментировал с различными художественными материалами и средствами живописи, вырабатывая собственную манеру письма.

Итогом художественных исканий стала написанная в 1908 году картина «Черемисская свадьба». Работа была принята публикой неоднозначно, тем не менее, на весенней выставке Академии 1909 года, полотно было удостоено I премии им. А. Куинджи. С этого момента в картинах Фешина неизменно угадывается их авторство.

Художник Николай Иванович Фешин. Автопортрет

Схожей по манере и стилю письма была конкурсная выпускная работа Фешина «Капустница» (1909). За написание картины он получил официальное звание художника и награжден пенсионерской заграничной поездкой. Фешин посетил многие города Европы, но в итоге вернулся на родину, в Казань, где стал преподавателем по классу рисунка и живописи в Казанской художественной школе.

 С 1909 года произведения художника регулярно демонстрировались на крупнейших международных выставках, из них трижды – в Мюнхене, 5 раз – на выставках Института Карнеги в Питтсбурге.

В 1913 году по решению Попечительского совета школы, Фешин был награжден орденом св. Станислава III степени. В этом же году художник обрел счастье в личной жизни, женившись на своей ученице и помощнице Александре Белькович. Спустя год родилась их единственная дочь – Ия.

 В Казани Фешин пишет портреты знакомых («Портрет Вари Адоратской», 1914), жанровые композиции («Неудачная шутка», «Хоровод» 1910-1914, «Обливание», 1911). Не обрывал художник и связей с творческим миром столицы – участвовал в работе Всероссийского съезда художников в Петербурге (1911—1912), выставлялся в ТПХВ, в «Общине художников». В 1916 году Фешину было присвоено звание академика живописи.

В 1918-1920-х гг художник вел активную преподавательскую деятельность, писал научные работы, отстаивая традиционные методы художественного образования.

В годы революции и Гражданской войны Фешин также работает над портретами – политиков (В. Ленина, А. Луначарского, К. Маркса), музыкантов (Л. Бетховена, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова и других – по заказу Центральной высшей восточной музыкальной школы), пишет пейзажи (всего около 25), обращается к жанру портретной миниатюры, пробует себя в скульптуре, выполняет эскизы декораций к опере «Кармен» для Казанского театра.

В 1919 году была закончена картина «Бойня», изображавшая убой скота. Это была последняя масштабная работа художника, после чего к жанровой живописи он больше не возвращался.

В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. Спустя несколько месяцев его работы уже демонстрировались на Зимней выставке Национальной академии дизайна, а в 1924 состоялась первая персональная выставка Фешина в Чикаго. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка».

Художник Фешин. Автопортрет

В 1925 году врачи диагностируют у художника туберкулез, и по их совету Фешин переезжает сначала в Калифорнию, а затем обосновывается в Таосе. Главными героями картин художника в таосский период его творчества стали мексиканцы и индейцы, напоминавшие ему марийцев и татар, которых он видел на родине («Таосский знахарь», 1926).

В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

1934 год ознаменовался для художника личной драмой – устав жить в тени мужа и терпеть его вспыльчивый импульсивный характер, его жена подает на развод. Впоследствии художник с дочерью переедут в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а Александра Фешина до конца жизни проживет в их таосском доме.

В Калифорнии художника ждал громкий успех. Фешин преподавал в художественных классах галереи Стендаля, а на заработанные от продажи картин средства он смог позволить себе приобрести большой дом в Голливуде.

В 1936-1938 гг художник подолгу путешествует: посещает Мехико, Бали, Индонезию, Японию.

В последующие годы Фешин на заказ пишет портреты американских военачальников, представителей бизнес-кругов и дам из высшего общества.

К концу жизни художник остался без сбережений и зарабатывал на жизнь частными уроками рисования.

Умер Николай Фешин во сне, в 1955 году, не успев закончить начатый пейзаж.

В 1976 году прах художника, согласно его последней воле, был перезахоронен в Казани.

Картины Николая Фешина: 

www.avangardism.ru

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ФЕШИН (1881-1955): ziggyibruni

Автопортрет. 1920

Николай Иванович Фешин родился в Казани. Окончил Казанское художественное училище и Петербургскую академию художеств. Фешин – виртуозный живописец и мастер рисунка, скульптор, великолепный резчик по дереву и замечательный педагог – все превосходные степени не будут преувеличением для этого художника. Если определять одним словом суть его творчества, то это слово будет «маэстро». В жизни Н.Фешина были и взлеты, и драмы: нищета и благополучие, признание и забвение, потеря России и обретение Америки, большая любовь и трагедия разрыва, семья и одиночество, – но что бы ни происходило, всегда спасало искусство, которое было целью, смыслом, образом жизни – было для Фешина всем.В России Николая Фешина, ученика И. Е. Репина, можно поставить в один ряд с Филиппом Малявиным, Абрамом Архиповым, Сергеем Малютиным и другими мастерами Серебряного века. В масштабе европейского и американского искусства творчество русского мастера входило в направление, которое представляли Андерс Цорн, Георг Брейтнер, Джон Сарджент круг художников Мюнхенского Сецессиона и многие другие. Оказавшись в эмиграции, он не потерял свою творческую личность, более того, его имя органично вошло в контекст американской культуры. Фешина прочно связывают с региональной художественной школой Юго-Запада и Таосской художественной колонией. Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из самых плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке. В Таосе индивидуальность художника полноценно раскрылась во всех областях – в живописи, рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре. Вместе с тем ни в России, ни в США имя Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти и послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советской России явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине вплоть до хрущевской оттепели конца 1950-х–середины 1960-х годов, времени второго «открытия» художника. В США работы Фешина высоко ценились среди коллекционеров, но как приверженец реалистических традиций он не привлекал к себе внимания крупных исследователей, поскольку американское искусствознание весь двадцатый век ориентировалось в первую очередь на изучение авангарда и модернизма. Вместе с тем будет неправильным считать, что художник оставался совсем без внимания.Для того чтобы осознать истинное значение творчества художника, необходимо представить его художественное наследие и его высшие достижения в полной мере. Это не так просто, поскольку произведения, количество которых весьма внушительно и по некоторым оценкам американских арт-дилеров может доходить до 2000 произведений, не просто разделены между Россией и Америкой, но и рассредоточены по музеям и частным коллекциям, немало весьма значительных работ художника утрачено. В России его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, но, главным образом, в художественном музее Казани, хотя даже русский период художника коллекция музея отражает не в полной мере. Поскольку с 1910 по 1914 год, время исключительно плодотворное, Фешин отправлял произведения на выставки в Германию, Италию, Голландию и особенно активно в Америку. С выставок произведения приобретались и, соответственно, не возвращались. Американские коллекционеры покупали произведения Фешина и другим способом – отбирая их по фотографиям. Кроме того, большое количество работ художник забрал при отъезде из России. Созданное в Америке находится не только в коллекциях более чем 30 музеев, но и в многочисленных частных собраниях. Фешин – художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читаются и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции, но все трансформировано в единую систему, где основным является открытое соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В XIX веке художники стремились к отображению реальности, весь XX век будет стремиться к ее преображению и созданию новой реальности ради постижения сути вещей. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка. Для художников модерна необходима натура, но также необходимо ее преобразование ради выявления главного, а главное – это Красота.

Девочка. Этюд. 1900-е

Деревенский дом. 1900-е (?)

Осень. 1900-е

Оттепель. 1900-е

M-lle Сапожникова (в шали). 1908

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд. 1908

Портрет художника К.М.Лепилова. 1909

Коралловые бусы (Портрет Александры Белькович). 1910

Натюрморт. 1910-е

Ню. 1911

Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской). 1912

Молодая женщина. 1912

Портрет архитектора Петра Абрамычева. 1912

Портрет Ульяны Китаевой. 1912

Весна в степи (Портрет А.Н.Фешиной). 1913

Купальщица. Не ранее 1913

Золотые волосы. 1914

Ню. Этюд. 1914

Портрет Вари Адоратской. 1914

Натурщица. Вторая половина 1910-х

Осенний пейзаж. 1910-е

Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915

Портрет В.С.Богатырева. 1916

Портрет Н.М.Сапожниковой у рояля. 1916

Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд). 1917

Зимний пейзаж с санями. Этюд. 1917

Салватулла. 1920-е

Миссис Фешина с дочерью. 1922

Миссис Крэг. 1923

Портрет художника Д.Д.Бурлюка (Д.Д.Бурлюк читает лекцию). 1923

Лето (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией). 1924

Портрет Веры Фокиной. 1923-1926

Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой). ок. 1924

Натюрморт с апельсинами. 1925

Обнаженная с раковиной. 1923-1926

Тори Пайнз. 1925

Портрет писателя (Н.Н.Евреинов). 1926

Таосский знахарь. 1926

Александра. 1930

Большой Иван (отец). 1927-1933

Джон Вудраф

Джой с барабаном. 1927-1933

Индеец с кукурузой. 1927-1933

Индейский мальчик. 1927-1933

Мальчик. 1927-1933

Пьетро. 1927-1933

Старый индеец. 1927-1933

Таосский вождь. 1927-1933

Бобровая плотина. 1927-1933

Пейзаж Нью-Мексико. 1927-1933

Пейзаж с ручьем. 1927-1933

Эвкалипты. 1927-1933

Эль Каргадор. После 1936

Девочка с острова Бали. После 1938

Голова индейского мальчика

Мадонна. 1934-1955

Мальвы. 1934-1955

Фуксии. 1934-1955 (?)

Подсолнухи. 1934-1955

Маргаритки. 1934-1955

Г.П.Тулузакова. Николай Иванович Фешин. Спб., 2007

ziggyibruni.livejournal.com

Художник Николай Фешин

Александр Рожин

Рубрика: 

ВЫСТАВКИ

Номер журнала: 

#2 2012 (35)

Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881—1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. Это случилось с Константином Сомовым, Константином Коровиным, Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Марком Шагалом, Юрием Анненковым, Давидом Бурлюком и сотнями других мастеров отечественного искусства, музыкантов, литераторов, актеров, философов... Оказавшись в эмиграции, они не утратили связи с культурой России, ее традициями, пронеся через всю жизнь верность своим историческим корням.

О Николае Фешине написана фундаментальная изданная в этом году монография, автором которой является последовательный, одержимый творчеством блестящего живописца, графика, скульптора казанский искусствовед Галина Тулузакова, собравшая и обобщившая исчерпывающий материал о его многогранном наследии.

Конечно, талант, художественная ценность, духовная и эстетическая наполненность произведений большого мастера неисчерпаемы. Об этом свидетельствуют работы первого биографа Фешина, его близкого друга Петра Дульского, статьи и воспоминания современников и учеников, высказывания и оценки скульптора Сергея Коненкова, режиссера Алексея Попова, искусствоведа Петра Корнилова, живописцев Николая Никонова и Петра Котова. В этом ряду опубликованных работ о нем особо отметим и очерк Софьи Каплановой в сборнике документов, писем и воспоминаний о художнике, напечатанном в Ленинграде в 1973 году.

Фешин рано обрел известность и признание не только на родине, но и за рубежом, его справедливо сравнивали с крупнейшими мастерами европейского и русского искусства начала двадцатого века.

Выпускник Казанской художественной школы и Высшего художественного училища при Российской Императорской академии художеств, занимавшийся в мастерской Ильи Репина, он всегда привлекал внимание, по словам Н. Никонова, своей «сверхтехничностью в искусстве».

Каждая выставка произведений Николая Фешина становилась явлением, открытием, как и нынешняя экспозиция в Инженерном корпусе ГТГ. Так, наряду с известными отечественной публике работами мастера, здесь впервые представлены картины и этюды из частных собраний и музеев США. В роли одного из инициаторов их показа и организаторов выставки выступил московский коллекционер и меценат Андрей Филатов, ревностный ценитель творчества художника, которого Репин, как вспоминал Евгений Кацман, считал «лучшим современным живописцем».

Конечно, эта экспозиция — открытие новых сторон и особенностей уникального таланта Фешина, которого по привычке, следуя фактам творческой биографии мастера, называют учеником Репина, как это делали его современники. Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. Однако, на наш взгляд, куда более заметным и сильным для него увлечением была живопись Василия Сурикова. Но ни тот, ни другой не оказали решающего воздействия на формирование и развитие представления молодого Фешина о собственной, во многом новаторской концепции создания живописного образа, связанной не только с сенсорной стороной, но и с техникой и технологией творческого процесса.

Его нередко сравнивали и с Абрамом Архиповым, и с Филиппом Малявиным, и с Валентином Серовым, реже упоминали о некоей близости в понимании живописных задач с Михаилом Врубелем, хотя и для этой версии можно найти достаточно убедительные аргументы. Действительно, первые самостоятельные работы Фешина несут на себе печать определенной близости живописно-пластическим, колористическим и композиционным приемам, присущим и Репину, и Сурикову, как, например, в ряде портретов отца, в том числе и в одном из представленных на московской выставке, угадывается суриковская мощь, сила и размах. Есть здесь и полотна, особенно детские образы, прежде всего портреты дочери художника Ии, воспринимаемые как парафразы ряду аналогичных блестящих произведений Валентина Серова. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. По эмоциональному состоянию, свето-теневой и колористической партитуре они созвучны лучшим детским образам, созданным Серовым.

Фешин работал в разных видах и жанрах искусства, он занимался книжной, журнальной и станковой графикой, пробовал свои силы в сценографии и скульптуре, являлся виртуозным рисовальщиком, но истинной его стихией и призванием была живопись. Он много времени уделял материалу, технологии разработки своей системы цветовидения и подготовки грунтов, сохраняющих живые, чистые краски, исключающие случайные блики. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». В его рисунках чувствуется конструктивность построения композиции, изображения головы и рук модели; он как бы создает незримый каркас, который обеспечивает определенную скульптурность передачи облика персонажа, позволяющую ему рисовать и писать натуру с обезоруживающей убедительностью.

Он находит необычные, сложные точки, с которых строит пространственные проекции зримого объекта, показывая его в неожиданных ракурсах, позволяющих словно обходить модель с разных сторон, как скульптуру. Эти открытия, которыми он обязан глубокому изучению рисунков старых мастеров, в том числе любимого им Гольбейна, художник органично вводит в живописную ткань своих холстов.

Несмотря на широту интересов и жанровый диапазон, Николай Фешин, безусловно, прежде всего неповторимый мастер портрета. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта. Неслучайно среди ранних работ мастера, неоднократно экспонировавшихся на выставках Товарищества передвижных выставок в Петербурге и Москве, на выставках за рубежом, в Германии и Франции, именно портреты кисти Фешина всегда были в центре внимания зрителей и критики. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. Поездки по Европе обогатили чувствительную натуру, расширили эстетический кругозор и дали мощный импульс новому видению художественных задач. И если в работах рубежа 1890—1900-х годов и отдельных произведениях более позднего времени мы находим еще определенную связь с традициями и живописной стилистикой Сурикова и Репина — он пишет еще плотно, с напором и внутренней силой, — то уже с начала 1910-х поверхность его картин и сама изобразительная трактовка образной драматургии обретает новые, неповторимые качества. Художник порой отказывается от использования такого традиционного инструмента, как кисть, пользуясь преимущественно мастихином, краска кладется на холст тонким, почти прозрачным слоем, что придает его картинам особую воздушность и музыкальность. Фешин работает мастихином, подобно тому, как скульптор — стеком или резцом, создавая объемную форму. Он унаследовал это удивительное чувство пластики, возможно, от отца — ремесленника, резчика по дереву. Неслучайно, покинув пределы России в 1923 году, уже будучи в США, в своем новом пристанище, в Таосе, он, испытывая некую ностальгию, украшает свое жилище резной деревянной мебелью собственного изготовления, которая напоминает ему о Родине, о детстве.

Однако, вернемся к портретным образам, представленным на московской выставке в Третьяковской галерее, прежде всего к абсолютным шедеврам этого жанра, и попробуем еще раз проследить трансформацию образного мышления, техники живописи. Фешин не мог не экспериментировать, поскольку всегда стремился не к оригинальности как таковой, не следовал капризной и изменчивой моде, а искал свой особый стиль, собственную систему координат. Его индивидуальность проявлялась буквально во всем, он был заметной, яркой и признанной личностью в искусстве. У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. И все же художник изначально отдавал предпочтение в выборе моделей близкому кругу родных и друзей. Он неоднократно обращался к одним и тем же персонажам, благодаря чему достигал в портрете проникновенной глубины и редкой психологической выразительности. Фешин блестяще писал лица и руки своих моделей; выполненные им работы обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей, к которым он испытывал особые чувства и привязанность. Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии. Одни из этих произведений были написаны до отъезда в Америку, другие — сразу же в первое время пребывания за океаном. Независимо от датировки создания и некоторой разницы живописных приемов, все они обладают особой фешинской интонацией и образной содержательностью.

Сравнивая вышеназванные портреты художника с произведениями его современников, мы находим несомненные общие черты, которые объединяют русских мастеров начала XX века в их отношении к внутреннему миру моделей, в психологической обрисовке их характеров и судеб. Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С.П. Дягилева с няней кисти Леона Бакста с портретом Давида Бурлюка с серьгой в ухе, написанным Фешиным, хотя первый изображен справа налево, а второй — слева направо. В фешинском портрете, как в зеркале, угадывается абрис и композиционное решение дягилевского образа, созданного Бакстом почти на двадцать лет раньше, в 1906 году. Близость трактовки этим не ограничивается, поскольку она диктовалась не столько формальными задачами, сколько отношением к личностям своих персонажей, к их артистическим натурам. В облике одного и другого есть особая демонстративность позирования, чувство подчеркнутого превосходства над окружающими, работы на публику. Но, как отмечалось ранее, Фешин придавал большое значение изображению рук своих персонажей, о чем свидетельствует и портрет Бурлюка, где жесты весьма красноречиво дают понять зрителю о самовлюбленности и самоуверенности персонажа, о значительности представленной личности. Конечно, перед нами разные характеры, но трактуемые как в одном, так и в другом случае под вполне определенным углом зрения.

И все же вернемся к параллелям между фешинскими и серовскими моделями, достаточно ясно прослеживаемым при сопоставлении женских и детских портретов двух мастеров. Вспомним портреты знати, представителей высшего света, русской аристократии, написанные с гениальной виртуозностью Валентином Серовым, ставшие еще при жизни выдающегося живописца классикой отечественного и мирового искусства. Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. Несомненно, работая над образами своих персонажей, Николай Фешин вдохновлялся шедеврами Серова, при этом упорно стремясь оставаться самим собой, следовать собственному пониманию и отношению к решению живописно-пластических и образных задач. При явной близости композиционно-пространственных построений, использования эффектных поз и ракурсов, отдельных аксессуаров Фешин изображал иных по социальному происхождению персонажей. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. Однако присущий Серову аристократизм — драматургическая парадность, торжественные позы, подчеркнутое великолепие антуража — уступает в творчестве Фешина место своеобразной поэтико-музыкальной аранжировке, которая задает эмоциональную интонацию портретов-картин фешинской кисти и сильнее всего, пожалуй, отличает их от произведений Серова — одного из тех, кто мог бы по праву считаться его кумиром. Если Серов подчеркивал в деталях антуража и интерьера принадлежность своих героев к высшему свету, то Фешин, напротив, импрессионистически словно растворял среду обитания своих моделей, лишь перечисляя отдельные ее признаки, создавая таким образом атмосферу интимности, тихой поэзии вокруг них. Серовская статуарность в работах Фешина фактически отсутствует, да и упомянутые персонажи едва ли могли на это претендовать, но здесь есть удивительная подвижность темпераментного мазка, вибрация воздуха и света, придающие полотнам мастера удивительное очарование. И вновь напомним о руках моделей, столь остро характеризующих изображенных барышень и дам, подчеркивающих хрупкость и изменчивость женской натуры и эмоциональных состояний, запечатленных звонкими чистыми красками художника. Фешину свойственен особый психологизм в передаче настроений позирующих ему людей, что так остро ощущается, конечно, и в автопортретах мастера. Все ранее отмеченные особенности живописной палитры Фешина как бы аккумулировались в портрете гравера У. Уотта, впервые показанном московскому зрителю. Наверное, эта выставка была бы не вполне многогранным отражением таланта художника, не будь на ней блестяще написанных ню, обнаженных, при взгляде на которых у кого-то возникнут ассоциации с натурщицами Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Зинаиды Серебряковой...

Отдельного упоминания заслуживают немногочисленные натюрморты живописца, в которых также чувствуется подлинный блеск его таланта.

Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. В живописи он все больше вынужден ориентироваться на художников юго-западной американской школы, в которой превалировали историко-этнографические сюжеты и образы. Но все равно его палитра остается такой же самостоятельной и неповторимой, не зависящей от художественного рынка, воли и вкусов заказчиков и поклонников. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии, из-за этого он, наверное, и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. Он был и оставался до конца своих дней высокотехничным мастером, уровень профессиональной культуры которого являлся незыблемым показателем и критерием высокого искусства.

Николай Иванович Фешин был и ушел из жизни художником с русской душой, личностью, наделенной большим природным талантом, блестящим рисовальщиком и живописцем, творчество которого выдержало испытание временем, заняло достойное место в истории искусства двадцатого века.

Фото (репродукции картин): Черномашенцев Владимир, HalloART.ru

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

Выставка работ НИ Фешина в Русском Музее.

Живопись Николая Фешина.

Автопортрет. 1920.

В корпусе Бенуа Русского Музея открылась выставка работ Николая Ивановича Фешина

О непростой жизни и творчестве Николая Фешина

Творчество Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955)Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.

Беспризорник. 1890-е.Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: "Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина "Христос" и два его пейзажа.

Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)

Зимний пейзаж (1900-е)

Распутица (1900-е)

Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)

За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: "...Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое... В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее..."

Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской - отмеченный академическим советом первой премией "Выход из катакомб после моления". Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.

Выход с фабрики (1904)Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:1905 год на заводе

Искусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.

Неудачная шутка (1911)

Обливание (1914)

Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".

Черемисская свадьба. 1908.Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)На весенней академической выставке "Черемисская свадьба" была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с "Дамой в лиловом" была послана на выставку в Мюнхен.

В 1908-09 годах - последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, - Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.

Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)

Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)

Портрет художника К.М.Лепилова (1909)

С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".

Портрет жены (1918—1922)

Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)

Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства - одно из самых гармоничных созданий художника.

Портрет Вари Адоратской (1914)

С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.

Портрет В.И.Ленина (1918)

Портрет Карла Маркса (1918)

Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала "Бойня" (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.Бойня (1919)Последние эскизы - "Голод", "Восстание в тылу Колчака", близки по настроению к "Бойне". Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.

Голод. Эскиз (1921)

Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)

"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом...". Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.

Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.Негритянка с апельсином (1923)

В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский.Лучшие полотна этого времени - "Ия с дыней (1923)", "Лето (1924)", "Мать и дочь (1923)".

Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)

Ия (1923—1926)

Портрет Ии (1923)

Портрет Веры Фокиной (1923—1926)

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос - небольшой город на севере штата Нью-Мексико.

Ранчито (1927—1933)

Таос (1927—1933)

Первый снег (1927—1933)Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.

С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.Девочка с острова Бали (1938)

Храмовая танцовщица (1938)На аукционе лот представлен как "Temple Dancer. 1938". Эстимейт - 200,000-300,000 USD.

Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.Штудия обнаженной женской натуры (1920)

Штудия обнаженной женской натуры (1935—1955)

Лежащая натурщица (1913)

Лежащая натурщица (1919)

Сидящая натурщица (1913)

Этюд обнаженной натуры (1919)

Сидящий натурщик (1911)

Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.

Натурщица (1910-е)

Натурщица (1913)

Купальщица (Не ранее 1913)

Ню (1911)

Ню (1920-е)

Обнаженная в ванной комнате (1916)

Обнаженная с раковиной (1923—1926)

Стоящая обнаженная модель (1925—1926)

Сидящая натурщица (1934—1955)

Баня (До 1923)

Натюрморты.Эффектны, полны брызжущей, радостной экспрессии натюрморты Николая Фешина. С яркими цветами - маками, подсолнухами, калами, настурциями. Взрывная энергия художника вырывалась в рискованных цветовых контрастах и торопливом широком мазке, которые вместе с тем твердая рука мастера приводила к общей гармонии.

Бабье лето (1927—1933)

Лилии и маргаритки (1940-е)

Лилии с раковиной (1934-1955)

Маки (1934—1955)

Мальвы (1934—1955)

Маргаритки (1934—1955)

Натюрморт (1910-е)

Натюрморт (1920)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт (1934—1955)

Натюрморт с апельсинами (1925)

Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)

Натюрморт с цветами (1934—1955)

Натюрморт с чайником (1948)

Подсолнухи (1934—1955)

Портрет Вари Адоратской. Фрагмент (1914)

Фуксии (1934—1955)

Текст по книге Г.П. Тулузаковой "Николай Фешин". "Золотой век". Санкт-Петербург. 2007 г.

egul.livejournal.com

Николай Фешин. До 29 июля у вас уникальная возможность увидеть картины этого виртуоза.

Николай ФешинНа аукционе Sotheby's «Портрет девочки с яблоком» ушел за 168 тысяч фунтов.

Мой любимейший художник. Блистательный мастер, ярчайший представитель Серебряного века.«Лучший в России живописец» - так говорил о нем его учитель Илья Репин.

Я уже писал о Фешине два года назад, и тогда высказал предположение, что в юбилейный год художника, возможно, нас порадуют выставкой. Надежда была слабой – картины Фешина очень редко привозят в Москву, за последние полвека всего раза два. Даже в Третьяковке живут только три картины Николая Ивановича.Самая большая коллекция хранится на его родине, в государственном музее Татарстана в Казани, где Фешин родился, жил и долгое время преподавал.Но после революции он эмигрировал в Америку и до самой смерти жил в Таосе – там климат суше, а у Фешина был туберкулез.И вот, Третьяковка сделала такой подарок москвичам – к 130-летию художника в Инженерном корпусе галереи открылась юбилейная выставка его лучших работ из семи российских и шести американских музеев.До 29 июля у вас уникальная возможность увидеть картины этого виртуоза.Не пропустите. Казань и Питер уже посмотрели!)

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай Фешин

Николай ФешинПортрет Вари Адоратской, Николай Фешин, 1914 год

Жаль, в этот раз не привезли «Портрет Вари Адоратской» - это одна из моих любимых и самых знаменитых картин Фешина ((

Николай Фешин

P.S. В стоимость билета включены две выставки - Николая Фешина и Марка Шагала. Она проходит здесь же, в Инженерном корпусе, на втором этаже.

sadalskij.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта