Художник Виталий Константинович Цвирко. Картины цвирко


Художник Виталий Константинович Цвирко

Печатается к дню учителя.

Вячеслав Игнатенко

Кишинев, Молдова

Воспоминания о мастере

Художник Виталий Константинович Цвирко

Виталий Константинович Цвирко

1913 — 1993

 

 С Виталием Цвирко меня познакомил Сергей Катков. Их мастерские были рядом. За такой «подарок” учителю до сих пор благодарен. Виталий Константинович был признанный авторитет – народный художник Беларуси (1963), лауреат Государственной премии(1967).  Я еще с детства хорошо знал творчество Виталия Константиновича.  Мой отец не одно десятилетие выписывал журнал «Беларусь”, где печатали иллюстрации белорусских художников. Для меня это была энциклопедия белорусского искусства.  Не ошибусь, чаще всего печатали пейзажи В. Цвирко.  Они выделялись какой-то мощностью и в то же время теплотой.

Несколько раз выезжал с художником на пленер.  Писал рядом.  Ни у одного художника не было такого походного мольберта как у Цвирко. На багажник машины укладывались два толстых деревянных бруса, сверху холст.   Когда приезжали на место, брусья вертикально закреплялись специально приспособленными крюками, и закреплялось полотно, на котором художник писал.  

Виталлий Цвирко поучал меня: «Пиши с натуры.  Только когда тебя окружает природа, получается трепетное, волнующее произведение”.

Но надо быть большим мастером, чтобы найти нужную композицию, форму, цвет, уметь убрать ненужные мелочи. Сам Виталий Константинович делал рисунок сразу широкой кистью, с налета. Мог двухметровый холст записать за 4-6 часов. Художник по нескольку раз в месяц выезжал на пленер. Было впечатление, будто земля, где он работал, и небо над головой были его мастерской.

Вспоминается 1977 год. Пишет Вязынку, у меня маленький размер холста, у Цвирко – около 3-х метров. Пишет темпераментно. Работа почти окончена, как вдруг с кисти слетает краска, и брызги попадают на холст. Что должен сделать художник? Мне казалось, возьмет мастихин и снимет краску, нет, схватил маленькую кисть, что-то сделал с брызгами и говорит: ”Это полетели птицы”.

Один художник спросил меня, зачем В. Цвирко выезжает на пленер, когда он не пишет один к одному, что видит? В таком случае лучше сидеть в мастерской.  Картины В. Цвирко – образ тех мест, которые он выбирал, а природа Беларуси  была источником его творчества.

Я любил приезжать к художнику на дачу. Было, что он все лето жил там. Большая мастерская на втором этаже мне очень нравилась.  Приезжая к В. Цвирко, всегда останавливался в мастерской.  Стены из бревен, деревянный пол, который скрипел, окружение работ художника, его библиотека давали надолго хорошее творческое настроение.

Художник Виталий Константинович Цвирко

Автограф Виталия Цвирко Вячеславу Игнатенко

«Талантливому художнику Вячеславу. Цвирко»

 

Иногда холсты закреплялись на стенах дачи, и художник работал сразу на нескольких.  Вот  Виталий Константинович пишет четыре большие работы «Времена года”.  Это заказ через художественный комбинат в какой-то Дом культуры.  «Зимний пейзаж” – березовая рощица  в снегу, интересный цветовой мотив, художник говорит:  «От этого заказа многие отказались. Короткий срок исполнения, и березовую рощу зимой довольно сложно написать”.  А  я хорошо помню, какая замечательная работа была написана с красной рябиной на переднем плане.

Сидим у дачи, вечер, из радиоприемника, который стоит рядом, льется классическая музыка. В. Цвирко рассуждает: ”Каждый слушатель представляет себе свой образ.  Когда мы знаем, что произведение, например, имеет название «Весна”, мы представляем, как бегут ручьи или поют птицы. Когда «Осень”, то совсем иное настроение.  Если есть название, мы все подчиняемся ему, и в изобразительном искусстве ряд будет почти у всех одинаковым.  А в произведении должна быть загадка…”

Детали интересны сами по себе, чем их кажется больше, тем понятнее, притягательнее произведение. Зритель чаще всего, в таком случае, начинает искать что-то другое, а не то, чего хотел художник. Теряется главное.  В. Цвирко считал, что картину не обязательно дописывать до конца, тогда и будет загадка. Возможно, поэтому в произведениях художника есть волнующая привлекательность – «Белорусский мотив”, «Голубое небо”, «Каложа”.

Цвирко не любил рисовать лето, где доминировал зеленый цвет.   Художника привлекало более тонкое, лаконичное состояние природы. Многочисленные произведения казались простыми по сюжету – земля и небо.  Но эта простота внешняя («Сказ о Немане”, «Березина”, «Розовый вечер”). Хороший вкус и чувство меры, характерные В. Цвирко, позволяли с легкостью писать картины.  Художник даже самый незначительный мотив пропускал через себя и как режиссер мог собрать в одном кадре те впечатления, которые получил от натуры. Благодаря неожиданному художественному решению и оригинальности, работы художника на любой выставке сразу выделяются среди других.

Один из любимых жанров В. Цвирко – натюрморт.   Впечатление такое, что художник никогда не составлял предметы, будто увидел и написал («Воспоминания”, «Полевые цветы”, «В мастерской”). Когда художник болел и не мог выезжать не пленер, появлялось большое количество натюрмортов. Он очень хорошо понимал материал.  Некоторые работы написаны почти лессировками, гладко: «Заславль”, «Дыхание осени”, другие наоборот, довольно густо заполняли полотно: «Свирь”, «Лесная просека”, «Старая Вязенка”. Все зависело от темы и материала, над которым работал художник.

Можно позавидовать тому, какую школу прошел В. Цвирко.  Это Московский художественный институт (теперь институт имени В. Сурикова). С. Герасимов, который оказал большое влияние на молодого художника, Г. Ряжский и  П. Покаржевский,  А. Дейнека, Б. Иогансон, И. Грабарь.   Но Цвирко всегда помнил своего первого учителя рисования, потом известного поэта К. Крапиву.  Художник вспоминал.  Что во время учебы рядом со студентами часто рисовали или писали преподаватели (чего сейчас не увидишь).  

Нельзя не сказать об акварели  в творчестве Цвирко.  По – мастерски сделанные акварели не могли не обратить на себя внимание даже тех, кто работал в этой технике.  Он, как волшебник, мог подчинить себе все материалы и технологию живописи.

Казалось, что у мастера не было никаких сложностей в жизни. Но не все было хорошо и гладко. Несколько раз воры, зимой, когда никого не было на даче, сломали и загадили все, что смогли. У В. Цвирко сгорела мастерская. Пропали сотни акварелей.  Были большие ящики с бумагой и акварелями. Пожарные баграми вытягивали ящики с листами и заливали их водой. Много работ сгорело. Потери значительные, разве все это могло способствовать творческому настроению?

В 1981 году во Дворце искусств на персональной выставке В. Цвирко было показано несколько акварелей с обгоревшими краями. Мой знакомый, не зная, что произошло на самом деле, на это сказал, что у художника очень интересная находка и подход к оформлению работ.

В конце 70-х художник тяжело болел.  В то время, около года я жил в его мастерской на улице Первомайской. Считаю за счастье, что личные отношения с художником дали возможность на многое посмотреть по-другому.   Это был мудрый человек, художник, который много видел, пережил и научился смотреть на мир с философским спокойствием. Время проходит, но воспоминания, разговоры с мастером, его взгляды на жизнь и искусство остаются.

Нет ни одного белорусского художника, чьи произведения так широко были бы представлены в художественных музеях и картинных галереях других стран. Пейзажи В. Цвирко – это памятник природе Беларуси.

Памятная доска на доме, в котором жил В. Цвирко.

Памятная доска на доме, в котором жил В. Цвирко.

 

Несколько работ художника Виталия Константиновича Цвирко.

виталий константинович цвирко картины

.

виталий константинович цвирко картины

.

виталий константинович цвирко работы художника

.

виталий константинович цвирко работы художника

.

работы художника цвирко

 .

работы художника цвирко

 .

картины художника цвирко

.

PS   В. Цвирко родился в 1913 году в деревне Радеево Рогачёвского уезда (ныне Гомельская область, Буда-Кошелёвский район) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.

Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию. Они стали давать ему частные уроки…

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум.

В 1938 поступает в Московский Художественный институт имени Сурикова, который заканчивает в эвакуации в 1942 году. В 1946 году становится членом Союза художников БССР.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института.

В 1961—1967 годах художник был секретарём правления Союза художников СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР. Народный художник БССР (1963). Умер 11 июня 1993 года.Вячеслав Игнатенко на могиле учителя Виталия Цвирко.Минск, 2013 г. Вячеслав Игнатенко на могиле учителя Виталия Цвирко.От сайта НА:  Рассказ о другом учителе В. Игнатенко, замечательном белорусском художнике и педагоге Каткове Сергее Петровиче, читайте здесь

Обратите внимание

www.na-vasilieva.ru

Художника Виталия Цвирко вспоминают его ученик Леонид Щемелев и дочь Татьяна

YouTube Instagram

Искусствоведы единодушны: если бы после войны Виталий Цвирко не вернулся в Минск, белорусская школа живописи была бы другой. Для многих художников он стал не просто учителем, а тем самым человеком, которого далеко не всем и не всегда везет встретить. Человеком, способным не только разглядеть, но и развить чужой талант, научить работать на уровне интуиции, делать зримым то главное, чего, как известно, глазами не увидишь. Среди его многочисленных учеников — одни знаменитые имена, сплошные величины и корифеи. Да и сам Цвирко нынче востребован как мало кто из живописцев его поколения.

Виталий Цвирко (фото из архива Национального художественного музея)

Сейчас и вплоть до ноября его уже хрестоматийные работы можно увидеть на новой выставке в Национальном художественном музее. Хотя, конечно, эта экспозиция, приуроченная к юбилею Победы, еще не показатель рейтинга художника. Картины Цвирко о войне — сами по себе часть военной истории. Но его удивительные пейзажи, в которых так реально ощущается и тепло первых весенних лучей, и запахи озябшей земли в последнее время то и дело появляются на минских выставках, при том, что еще лет 10 назад эти холсты могли извлечь из запасников и частных коллекций разве что по случаю юбилея их автора. Однако уже к концу года в одном из московских издательств выйдет добротный альбом репродукций Виталия Цвирко. А на арт–форумах в интернете все настойчивее звучит «куплю Цвирко!» — и торг идет нешуточный...

— Пейзажи Цвирко интересны художникам любого поколения, — уверен его ученик Леонид Щемелев. — И не одним только профессионалам. Насколько мне известно, только в художественном музее хранится более 120 его работ, причем лучших. Значительную часть этих холстов по–прежнему никто не видит. То, что выставляется, ничтожно мало, чтобы достойно показать такого мастера.

Картина Виталия Цвирко «Лазурный день». 1980 год 

Выходит, настоящее открытие Виталия Цвирко еще впереди? Возможно. Причем это касается не только его живописи, но и биографии. Скажем, архивисты как один убеждены в его прямой причастности к старинному шляхетскому роду Годыцких–Цвирко, среди которых художники встречались и раньше. К слову, отец Виталия Константиновича, в официальной версии — обычный сельский учитель также был весьма неравнодушен к живописи... Вообще, официальная биография Цвирко — ровная, как хорошая дорога после капитального ремонта. Хотя все эти факты абсолютно достоверны — и успех молодого, едва справившего совершеннолетие живописца на довоенной выставке белорусского искусства в Москве, логичным продолжением которой стало его зачисление в Суриковский институт. И масштабные выставки, когда картины одного только Цвирко занимали все этажи минского Дворца искусства. И звание народного художника Беларуси в том полнокровном возрасте, когда большинство коллег только готовится к первой персональной выставке... Но талант подобного масштаба — это не только лавры и почести, а еще и огромное испытание.

В 1981 году во Дворце искусства в Минске на персональной выставке Виталия Цвирко можно было увидеть работы с обгоревшими краями — публика всерьез решила, что мастер соригинальничал. Лишь немногие знали, что накануне его мастерская едва не сгорела, пожарные баграми вытаскивали ящики с листами акварелей, заливая их водой. Поговаривали, что пожар был неслучаен — не исключено, что окурок, от которого занялся огонь, подбросили специально... Но талант Цвирко как будто делал его неуязвимым. Или его знаменитый оптимизм был еще одним даром? Да и что там пожар в мастерской, что ему чужая зависть, когда в жизни случались вещи пострашнее? Война, эвакуация в Самарканд, где он потерял сначала маленького сына, а потом — отца... Но о годах эвакуации Виталий Константинович не вспоминал даже в кругу родных. Никогда не рассказывал ни о чем, связанном с тем временем. Ни о том, как студенты Суриковского института собирали деньги на строительство танковой колонны, хотя едва могли прокормить самих себя. Ни, по всей видимости, о бешеной творческой конкуренции — в Самарканд ведь эвакуировались не только старейшие русские и украинские художники, но и все московские художественные вузы, а позже — еще и Ленинградская академия художеств...

Виталий Цвирко писал с размахом и почти всегда — с натуры

— Ну о конкуренции в его случае говорить не стоило, — считает Леонид Щемелев. — Других белорусских художников в годы войны там не было. А национальный дух в живописи Цвирко сохранялся всегда и везде. Поэтому и в Беларусь Виталий Константинович вернулся сразу, как только смог, — нигде больше он себя не мыслил, только здесь.

Пейзаж

— Помню, как в 1948 году из Минска в Германию отправляли пленных немцев. По этому случаю в оперном театре, где мы тогда учились, открылась выставка, на которой были представлены в том числе работы Виталия Цвирко, посвященные войне. Одну его картину я запомнил особенно хорошо — сюжет на тему оккупации, жесткий, обличительный. И немцев, восхищенно ее обсуждающих, запомнил. Выразительность фигур и особенно пейзаж на заднем плане вызвали у них неподдельный восторг. Среди этих немцев было немало образованных людей, об искусстве они рассуждали вполне профессионально. И хотя на той выставке было немало работ других художников, говорили только о Цвирко...

Картина Виталия Цвирко «Припять». 1963 год 

Галерея

Педагогом он был от природы. Знаете, как у нас проходили занятия? Цвирко выбирал одного из студентов и разговаривал об искусстве только с ним. В следующий раз собеседником становился другой ученик... Причем советов никогда не давал. Но в этих разговорах каждому открывалась своя истина.

Его влияние на нас было безмерным. В 1955 году, когда в Москве открылась выставка картин Дрезденской галереи, Виталий Цвирко на две недели вывез в Москву весь институт. Желающие увидеть спасенные шедевры стояли сутки напролет, очереди были колоссальные, но он устроил так, что мы каждый день могли свободно ходить на эту выставку, без спешки разглядывая живопись, пытаться постичь которую можно бесконечно...

Признание

Но, в конце концов, он ушел из института. Обстановка, которую для него, настолько не похожего на других, там создали, накалялась постепенно... Помню, когда в одной из газет появилась статейка с критикой его стиля преподавания, я и еще двое студентов пошли в редакцию, чтобы по–мужски поговорить с автором этого пасквиля. Дошло до драки, появился милиционер. Однако быстро разобрался что к чему: вывел нас за дверь и отпустил. Репутация Виталия Цвирко у народа была непререкаемой.

За дипломную работу мне одному поставили «тройку». Цвирко вынудили выступить против меня — сила давления на него была огромная... Сейчас та «провальная» дипломная работа — в художественном музее. Виталий Константинович тогда извинился передо мной, но я и без того все понимал, мое почтение к его личности и творчеству не уменьшилось бы в любом случае... А Цвирко вскоре ушел из института, стал заниматься только живописью.

Натюрморт

— Никто не смог бы назвать его карьеристом, — добавляет Татьяна Цвирко, дочь Виталия Константиновича. — Он был слишком творческим, настоящим художником. Часто первое, что я слышала, просыпаясь, — отрывки из оперетт в папином исполнении. Он любил напевать за работой, а мастерская была на втором этаже нашего дома... Хотя, конечно, больше он писал с натуры, причем сразу большие холсты. Даже свое знаменитое «Восстание рыбаков на озере Нарочь» — собирал местных людей, гримировал, режиссировал сцену...

Виталий Цвирко в мастерской

Казалось, что он очень легко пишет свои картины. И этому завидовали. А папа целыми днями выстаивал на морозе с мольбертом... Но даже я ни разу не видела его в плохом настроении. Рядом с ним проблем как будто не существовало в принципе. Отец был большой труженик, но дарил свои картины запросто, легко одалживал деньги, причем считал, что брать их обратно неудобно, некрасиво. Наш дом всегда был полон гостей, если в Минск приезжал кто–то с папиной родины, обязательно оставался у нас переночевать... А еще он был великолепным садоводом — выращивал прекрасные груши, яблоки, абрикосы. И после писал с них свои натюрморты. Или раздаривал...

Он не любил ничего усложнять, до конца сохранил оптимизм и прекрасное чувство юмора. И говорил, если бы ему пришлось родиться заново, прожил бы жизнь точно так же. Однако, чтобы я стала художницей, не захотел...

Когда в художественном музее открывалась выставка к папиному 100–летию, разыгралась такая вьюга, что в городе встал весь транспорт. Но люди пришли. И я написала стихотворение:

Весна души твоей в моей душе.

В хрустальной нежности тонов,

В любви людей течет по жизни вновь.

И ярче ото дня в твоих полотнах солнца свет...

[email protected]

Советская Белоруссия № 106 (24736). Суббота, 6 июня 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку. YouTube Instagram

www.sb.by

Цвирко Виталий

Цвирко Виталий Константинович (1913-1993) — белорусский советский живописец и педагог. Родился 1 февраля (14 февраля) 1913г. в деревне Радеево Рогачёвского уезда (ныне Гомельская область, Буда-Кошелёвский район) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ. Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию, сами будущие известные белорусские живописцы Михаил Станюта и Анатолий Тычина. Они стали давать ему частные уроки. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива.

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум, который закончил в 1932 году. По окончании жил и работал в Минске.

В 1935 году он участвует в художественной выставке в Москве, успех в которой приводит к поступлению в Московский Художественный институт имени Сурикова на курс к Ряжскому Г. Г. и Покаржевскому П. Д. Там же он учился у таких известных мастеров русского пейзажа как Герасимов С. В. и Грабарь И. Э.

Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, где в 1942 году художник и получил диплом о высшем образовании. В 1944 году, после освобождения Минска от немецко—фашистских оккупантов, художник возвращается в столицу Беларуси, где активно занимается живописью на военно—историческую и послевоенную тематики. Центральным произведением художника того периода можно считать полотно «Непокорённые» (1947), где группе фашистских солдат противопоставлен приговоренный к казни партизан. Из исторических сюжетов можно отметить картину «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957). В последующие годы художник больше увлекается лирической пейзажной живописью и пейзажно—монументальной, например как в триптихе «На земле белорусской»(1961), на котором изображены возвращающиеся с работы труженицы полей. Также Виталий Цвирко создал серии мемориальных городских пейзажей, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Беларуси, портретов участников партизанского движения для Государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института. Среди учеников Цвирко выдающиеся белорусские художники: Леонид Щемелев, Борис Аракчеев, Виктор Громыко, Георгий Поплавский, Иван Рей, Николай Казакевич, Дмитрий Олейник. В 1961—1967 годах художник был секретарём правления Союза художников СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР.

Значительная часть работ Виталия Цвирко находится в фондах Белорусского союза художников. 

В 1946 году становится членом Союза художников БССР.Народный художник БССР (1963). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1967).

Работы, представленные на сайте, Вы можете посмотреть и приобрести в нашей галерее “Предместье”

Гречиха

Гречиха. Холст, масло, р. 90 х 65, 1955 год

Гречиха90 × 65 см Восстание рыбаков

Восстание рыбаков. Холст, масло, разм. 60 х 100, 1957 год

Восстание рыбаков60 × 100 см У мельницы

У мельницы. Холст, масло, разм. 150 х 170, 1958 год

У мельницы150 × 170 см Этюд

Этюд. Бумага, акварель, 1972 год

Этюд20 × 9 см

art-minsk.by

Цвирко, Виталий Константинович — википедия фото

Родился 1 (14 февраля) 1913 года в деревне Радеево (ныне Буда-Кошелевский район,Гомельская область, Беларусь) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.

Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию, сами будущие известные белорусские живописцы Михаил Станюта и Анатолий Тычина. Они стали давать ему частные уроки. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива[3].

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум, который закончил в 1932 году. По окончании жил и работал в Минске.

В 1935 году он участвует в художественной выставке в Москве, успех в которой приводит к поступлению в Московский Художественный институт имени Сурикова на курс к Ряжскому Г. Г. и Покаржевскому П. Д. Там же он учился у таких известных мастеров русского пейзажа как Герасимов С. В. и Грабарь И. Э. Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, где в 1942 году художник и получил диплом о высшем образовании. В 1944 году, после освобождения Минска от немецко—фашистских оккупантов, художник возвращается в столицу Беларуси, где активно занимается живописью на военно—историческую и послевоенную тематики. В 1946 году становится членом Союза художников БССР. Центральным произведением художника того периода можно считать полотно «Непокорённые» (1947), где группе фашистских солдат противопоставлен приговоренный к казни партизан. Из исторических сюжетов можно отметить картину «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957). В последующие годы художник больше увлекается лирической пейзажной живописью и пейзажно—монументальной, например как в триптихе «На земле белорусской»(1961), на котором изображены возвращающиеся с работы труженицы полей[4].

Также Виталий Цвирко создал серии мемориальных городских пейзажей, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Беларуси, портретов участников партизанского движения для Государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института. Среди учеников Цвирко выдающиеся белорусские художники:

Леонид Щемелев, Борис Аракчеев, Виктор Громыко, Георгий Поплавский, Иван Рей, Николай Казакевич, Дмитрий Олейник[5]. Андрей Мирский..

В 1961—1967 годах художник был секретарём правления СХ СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР[6]. Значительная часть работ Виталия Цвирко находится в фондах Белорусского союза художников.

Умер 11 июня 1993 года.

org-wikipediya.ru

Цвирко, Виталий Константинович — WiKi

Родился 1 (14 февраля) 1913 года в деревне Радеево (ныне Буда-Кошелевский район,Гомельская область, Беларусь) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.

Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию, сами будущие известные белорусские живописцы Михаил Станюта и Анатолий Тычина. Они стали давать ему частные уроки. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива[3].

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум, который закончил в 1932 году. По окончании жил и работал в Минске.

В 1935 году он участвует в художественной выставке в Москве, успех в которой приводит к поступлению в Московский Художественный институт имени Сурикова на курс к Ряжскому Г. Г. и Покаржевскому П. Д. Там же он учился у таких известных мастеров русского пейзажа как Герасимов С. В. и Грабарь И. Э. Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, где в 1942 году художник и получил диплом о высшем образовании. В 1944 году, после освобождения Минска от немецко—фашистских оккупантов, художник возвращается в столицу Беларуси, где активно занимается живописью на военно—историческую и послевоенную тематики. В 1946 году становится членом Союза художников БССР. Центральным произведением художника того периода можно считать полотно «Непокорённые» (1947), где группе фашистских солдат противопоставлен приговоренный к казни партизан. Из исторических сюжетов можно отметить картину «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957). В последующие годы художник больше увлекается лирической пейзажной живописью и пейзажно—монументальной, например как в триптихе «На земле белорусской»(1961), на котором изображены возвращающиеся с работы труженицы полей[4].

Также Виталий Цвирко создал серии мемориальных городских пейзажей, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Беларуси, портретов участников партизанского движения для Государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института. Среди учеников Цвирко выдающиеся белорусские художники:

Леонид Щемелев, Борис Аракчеев, Виктор Громыко, Георгий Поплавский, Иван Рей, Николай Казакевич, Дмитрий Олейник[5]. Андрей Мирский..

В 1961—1967 годах художник был секретарём правления СХ СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР[6]. Значительная часть работ Виталия Цвирко находится в фондах Белорусского союза художников.

Умер 11 июня 1993 года.

ru-wiki.org

Цвирко, Виталий Константинович — википедия орг

Родился 1 (14 февраля) 1913 года в деревне Радеево (ныне Буда-Кошелевский район,Гомельская область, Беларусь) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.

Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию, сами будущие известные белорусские живописцы Михаил Станюта и Анатолий Тычина. Они стали давать ему частные уроки. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива[3].

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум, который закончил в 1932 году. По окончании жил и работал в Минске.

В 1935 году он участвует в художественной выставке в Москве, успех в которой приводит к поступлению в Московский Художественный институт имени Сурикова на курс к Ряжскому Г. Г. и Покаржевскому П. Д. Там же он учился у таких известных мастеров русского пейзажа как Герасимов С. В. и Грабарь И. Э. Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, где в 1942 году художник и получил диплом о высшем образовании. В 1944 году, после освобождения Минска от немецко—фашистских оккупантов, художник возвращается в столицу Беларуси, где активно занимается живописью на военно—историческую и послевоенную тематики. В 1946 году становится членом Союза художников БССР. Центральным произведением художника того периода можно считать полотно «Непокорённые» (1947), где группе фашистских солдат противопоставлен приговоренный к казни партизан. Из исторических сюжетов можно отметить картину «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957). В последующие годы художник больше увлекается лирической пейзажной живописью и пейзажно—монументальной, например как в триптихе «На земле белорусской»(1961), на котором изображены возвращающиеся с работы труженицы полей[4].

Также Виталий Цвирко создал серии мемориальных городских пейзажей, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Беларуси, портретов участников партизанского движения для Государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института. Среди учеников Цвирко выдающиеся белорусские художники:

Леонид Щемелев, Борис Аракчеев, Виктор Громыко, Георгий Поплавский, Иван Рей, Николай Казакевич, Дмитрий Олейник[5]. Андрей Мирский..

В 1961—1967 годах художник был секретарём правления СХ СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР[6]. Значительная часть работ Виталия Цвирко находится в фондах Белорусского союза художников.

Умер 11 июня 1993 года.

www-wikipediya.ru

Цвирко, Виталий Константинович — Википедия РУ

Родился 1 (14 февраля) 1913 года в деревне Радеево (ныне Буда-Кошелевский район,Гомельская область, Беларусь) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.

Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию, сами будущие известные белорусские живописцы Михаил Станюта и Анатолий Тычина. Они стали давать ему частные уроки. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива[3].

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум, который закончил в 1932 году. По окончании жил и работал в Минске.

В 1935 году он участвует в художественной выставке в Москве, успех в которой приводит к поступлению в Московский Художественный институт имени Сурикова на курс к Ряжскому Г. Г. и Покаржевскому П. Д. Там же он учился у таких известных мастеров русского пейзажа как Герасимов С. В. и Грабарь И. Э. Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, где в 1942 году художник и получил диплом о высшем образовании. В 1944 году, после освобождения Минска от немецко—фашистских оккупантов, художник возвращается в столицу Беларуси, где активно занимается живописью на военно—историческую и послевоенную тематики. В 1946 году становится членом Союза художников БССР. Центральным произведением художника того периода можно считать полотно «Непокорённые» (1947), где группе фашистских солдат противопоставлен приговоренный к казни партизан. Из исторических сюжетов можно отметить картину «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957). В последующие годы художник больше увлекается лирической пейзажной живописью и пейзажно—монументальной, например как в триптихе «На земле белорусской»(1961), на котором изображены возвращающиеся с работы труженицы полей[4].

Также Виталий Цвирко создал серии мемориальных городских пейзажей, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Беларуси, портретов участников партизанского движения для Государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института. Среди учеников Цвирко выдающиеся белорусские художники:

Леонид Щемелев, Борис Аракчеев, Виктор Громыко, Георгий Поплавский, Иван Рей, Николай Казакевич, Дмитрий Олейник[5]. Андрей Мирский..

В 1961—1967 годах художник был секретарём правления СХ СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР[6]. Значительная часть работ Виталия Цвирко находится в фондах Белорусского союза художников.

Умер 11 июня 1993 года.

http-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта