Выставка буддийского искусства (52 фото). Картины будда
Выставка буддийского искусства (52 фото)
Известный блогер рассказал о выставке буддийского искусства под названием Сокровища Гималаев.
Вкратце расскажу о самой выставке. 28 марта на арт-площадке Ветошный (Ветошный переулок 13) открылась большая выставка буддийского искусства стран Гималайского региона. На выставке представлены более 300 экспонатов.Экспозицию можно условно поделить на 5 видов экспонатов1. Статуи. Металлические статуэтки йидамов, защитников и будд. О них чуть подробнее расскажу ниже
2. Тханки. Живописные изображения защитников, йидамов и будд. Живопись по ткани. Их я фотографировать не стал, потому что не вижу особого смысла фотографировать картины :)
3. Ступы. Ритуальные сооружения символизирующие просветленный Ум. О них тоже скажу ниже
4. Ритуальные предметы
5. Фотографии режиссера Кирилла Серебренникова и художника Олега Кулика, которые были сделаны ими во время их путешествий по Тибету, Непалу и Бутану
Кроме того, на выставке постоянно работает чайный "уголок", где можно отведать изысканные сорта чая, которые готовят мастера чайной церемонии :)
Ежедневно на выставке проходят кинопоказы, лекции и мастер-классы. Ну и ко всему прочему три раза в день можно послушать бесплатную экскурсию.
Вот вкратце то, что представляет из себя выставка. Теперь расскажу об открытии.Я приехал минут за 20 до начала официальной церемонии. Народу уже было полно. Много журналистов и официальных лиц
Я решил немного пофоткать людей
Хорошие, позитивные люди, молодцы! Заряжают всех окружающих позитивом! Люблю их :)
Игги Поп и Зизи Топ уже не те :)
Всюду ходили парни и девушки в национальных нарядах (то ли тибетских, то ли бутанских)
Загадочная
Эта девушка вообще пользовалась популярностью среди фотографов :)
Писательница, преподаватель Института стран Востока РАН
Самый колоритный посетитель выставки :)
Чайный мастер в этот день не отдыхал, все время к его столу стекались посетители
Теле- и радиоведущая Азия
Олег Кулик тоже пришел чуть раньше, и его тут же взяли в оборот журналисты
Олег уже несколько лет практикующий буддист
"После того, как я стал буддистом, мне перестали сниться кошмары. Серьезно. Больше никаких плохих снов, только эротические", - пошутил он
Еще он сказал, что буддийские практики сделали его счастливее. И я ему верю :)
Появился и Кирилл Серебренников, его тоже окружили журналиста
Кирилл сказал, что буддизм ему очень близок, но о не может назвать себя практикующим буддистом. "С моим графиком жизни очень трудно проводить много времени в медитации. Хотелось бы больше". Однако сказал, что собирается поехать на 10-тидневный курс буддийской практики Випассана, которая будет проходить в одной из восточных стран
На нем я заметил традиционную буддийскую "веревочку благословения"
Пока Кулик и Серебренников давали интервью, посетителей развлекала традиционным тибетским горловым пением Чайнеш Байтушкина
Потом начались выступления официальных лиц. Первым выступил Кирилл Серебренников
Он был краток, а журналисты расстреляли его из десятка фото- и видеокамер
За ним Олег Кулик. "Ооом" :)
А потом на сцену вышел посол Непала в Москве Рави Мохан Сапкота
Очень забавный и позитивный дядька
Говорил долго, звал всех в Непал "и не один раз, а много-много раз" (с) и обещал визовую поддержку :)
Слева от него переводчик
Потом вышел заместитель начальника управления по связи с религиозными организациями Правительства города Москвы Антон Игнатенко. Он поблагодарил организаторов проекта. «Спасибо за то, что несете свет духовности, свет разума в Москву, столицу России, для которой буддизм составляет неотъемлемую часть культурного и религиозного наследия» (с)
Ну и после всех этих речей, президент Российской ассоциации буддистов Алмазного пути Александр Койбагаров, который был ведущим церемонии от лица Международной общественной организации «Культурное наследие Гималаев», вместе с послом и представителем Правительства Москвы торжественно разрезали символическую ленточку и выставка была объявлена открытой
После этого посетители разбрелись по залу с экспонатами. Специалист по тибетскому языку и буддийской культуре Владислав Ермолин рассказывает послу об экспозиции
Кстати, посол не говорит по-русски, но отлично говорит по-английски
Остальные пошли разбираться с экспонатами сами
фоткать
Кстати, на второй день работы выставки решено было запретить фотографирование. И сейчас расскажу почему
Проблема в том, что люди не пытаются разобраться в том, что видят, не слушают и не читают. Они фотографируют статуи и тханки защитников, а потом подписывают их в духе: "буддисты поклоняются демонам". Поэтому считаю своим долгом рассказать пару слов о том, что же это за страшные изображения
Суровые и страшные существа изображаемые буддистами - это Защитники, то есть Будды в гневной форме. Это не значит что они злые. Есть известная римская поговорка "si vis pacem, para bellum" (хочешь мира - готовься к войне). Всем известно, чем ты страшнее выглядишь сам, тем меньше шансов, что у кого-то возникнет желание проявить агрессии против тебя. Так гневные энергии защищают
Но самое главное понять, что все эти Будды - это не что-то отдельное. Не какие-то боги или сущности. Это лишь отражения разных аспектов нашего собственного сознания. Они показывают наши качества. Сочувствие, мудрость. В случае с защитниками - они показывают наше действенное сочувствие, нашу силу. Каждый атрибут в этих изображениях не случаен и символичен. Например, бусы из черепов - демонстрируют победу над страхом смерти. А люди, которых обычно топчут защитники - это наше собственное эго, которое мешает нам достичь просветления
Вот в двух словах про защитников, если возникнут вопросы, пишите их в комментариях, с удовольствием отвечу. Скажу пару слов и про Будд
Как я уже написал выше, Будды - это не боги и не какие-то отдельные сущности. Будды - это разные аспекты нашего собственного ума. Они помогают нам сосредоточится именно на тех качествах ума, которые мы хотим развить. Например, если мы медитируем на Будду сочувствия Авалакитешвару (Любящие глаза), мы таким образом развиваем сочувствие в себе
А вот одна из Будд в женской форме. Основным мужским качеством в буддизме считается активность, а женским - абсолютная мудрость
Абсолютного развития можно достичь только объединив женские и мужские качества. Это демонстрируют Будды в союзе (мужская и женская форма обнимающие друг друга). Я не сфотографировал такие статуи, но они на выставке есть.
Вот так выглядит традиционный буддийский алтарь. На нем Будда, некоторые ритуальные предметы и 5 видов подношений: огонь, вода, цветы, благовония и рис. Подношения делаются не для того, чтобы "сдобрить" Будду, а для того, чтобы в своем собственном сознании развить щедрость и гармонию
Ступы, как я уже сказал выше, символизируют просветленный ум. Каждый элемент в нем несет смысловую нагрузку. Ступы бывают разные по форме и размерам, но суть у них одна, напомнить нам о просветлении. Также в ступы закладываются мантры, драгоценности и реликвии
Гао. Многие буддисты носят его на шее. Часто туда закладывают реликвии и благословленные ламами предметы
Барабанчик для начитывания матр. Вращая его по часовой стрелке буддисты распространяют позитивную энергию матр в пространстве :)
На выставке еще куча всего интересного! Но фотографировать все это не вижу смысла. Тем у кого есть возможность очень рекомендую сходить, выставка продлится до 28 апреля!
Источник: sasha-siniy.livejournal.comСсылки по теме:
fishki.net
12 фото. Будда Весеннего Храма - наиогромнейшая статуя в мире » Photolium
Самые грандиозные сооружения человечества. До сих пор не ясно, Будда был китайцем или индусом, и кто почитает его больше – китайцы или индусы? Статуя Будда Весеннего Храма (англ. Spring Temple Buddha) располагается около местечка Чжаоцунь в Китае. Данная скульптура представляет будду Вайрочана, одного из пяти будд (просветленных) Мудрости в буддизме. Когда в 2001 году, в Афганистане талибами были взорваны две огромные древнейшие статуи Будды, которые входили в список всемирного наследия организации ЮНЕСКО), китайцы в довольно резкой форме осудили тот поступок. Впоследствии было принято решение воздвигнуть еще одну статую Будды в провинции Хэнань. При этом скульптура должна была стать не просто большой, а самой огромной в мире.
Строительство этой великолепной статуи было завершено в довольно быстрые сроки, то есть уже в 2002 году. Будда Весеннего Храма являет собой 128-метрового исполина, из которых 108 метров – это собственно сам Будда, и еще 20 метров – это подножие в виде золотого лотоса.
Вся эта конструкция была установлена на 25-метровый постамент, таким образом высота всей композиции составила – 153 метра. Для сравнения: статуя Свободы в США – 93 м, скульптура "Родина-мать зовёт!" в России – 91 м, статуя Христа-Искупителя в Бразилии – 39,6 м. Для интереса, обратите внимание на свастику на груди Будды, – это указывает на то, что он все-таки относился к индусам.
Собственно подобные, вышеуказанные сведения вы можете отыскать в большинстве источников, и даже в Википедии. Однако эта информация уже устарела. К 2010 году холм, на который был водружен памятник Будде, был перестроен в еще две ступени пьедестала, и в наше время высота от основания до самой верхушки статуи составляет уже 208 метров! По имеющимся данным, именно эта цифра и занесена в всем известную Книгу рекордов Гиннесса.
Будущая статуя изготавливалась из отдельных мощных частей, и уже потом складывалась в одно целое. Всего таких фрагментов было около 1100 штук. На производство скульптуры пошло 108 кг золота, 33 тонны меди, а также около 15-ти тысяч тонн особой стали. Затраты на саму статую составили приблизительно 18 млн долларов.
К подножию Будды Весеннего Храма ведет лестница из 365 ступенек, разделенная на 12 пролетов. И это, как несложно понять, символизирует количество дней и месяцев в году.
Ну, а общая стоимость на реализацию всего проекта составила – 55 млн долларов. И есть, чем насладиться взору...
Забавы ради, давайте полюбуемся, как бы смотрелась статуя Будды на фоне стен московского Кремля.
photolium.net
О буддизме (9 фото)
Слово «буддизм» происходит от слова Budhi на языке хинди, что означает мудрость. В этом смысле Будда означает «Мудрец».
Основателем буддизма был Махатма Будх (Махатма с хинди переводится как "Великая душа").
Махатма Будх первоначально именовался Сиддхартха. Он был принцем, но он вышел из дома, чтобы найти следующие ответы - Почему возникает много горя и боли в мире? Почему люди стареют и умирают? Как человек может избавиться от своей печали и боли?
Когда Махатма Budh был ребенком (Сиддхартха), несколько мудрецов сказали отцу, что этот маленький мальчик или станет великим царем или мудрецом, большим, чем отец. Mahatma Budh хотел, чтобы его сын стал королем, как он сам, так что он пытался держать его подальше от всех негативных вещей в мире, которые могут повлиять на мозг маленького ребенка. Например, больным, старым и бедным людям не было позволено даже попадать в поле зрения Сиддхартха.
Буддистский монах не должен готовить пищу, он может только попросить еду в качестве милостыни. Цель - провести все время в распространении информации о буддизме.
Эта религия отличается от любой другой религии. Они не верят в богов. Они верят в доброту и жизнь после смерти. Если вы живете хорошей жизнью, вы будете иметь лучшую жизнь в следующей жизни, и она будет строить хорошую карму. Если вы живете плохой жизнью, вы будете иметь плохую карму в следующей жизни.
Буддисты могут пойти в храм не в определенное время или день, а когда они могут.
Монахини - женщины могут занимать должность монахини.
Монахини не имеют права критиковать монахов, но монахам разрешается критиковать монахинь.
Хотя буддизм зародился в Индии, там сейчас почти нет его последователей.
Более 50% учения буддизма является частью индуизма, самой популярной религии в Индии.
Если вы посетите монастырь, вы обнаружите большие молитвенные колеса внутри или много людей, несущих молитвенные колеса в руках. Есть определенные религиозные сообщения, написанные на этих колесах, которые убеждают продолжать вращение этих колес. Эти сообщения изображают цикл жизни для души (жизнь-смерть-жизнь) в буддийской культуре.
"Улыбающийся Будда" в китайских ресторанах вовсе не Будда, а Хотей Будай из китайского фольклора.
Будда не был толстяком - его образ жизни и умеренность в еде сделали его не склонным к ожирению.
В основе буддизма, есть четыре Благородные Истины: (1) все живые существа страдают, (2) происхождение этих страданий является чьим-то желанием, т.е. желающих больше (3) желания могут быть преодолены, и (4) существует путь, который может привести к освобождению от желаний. Этот путь известен как благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие и правильное сосредоточение.
Далай-Лама – это не Папа всех буддистов, его любят только на Тибете.
Еще до китайского коммунизма на Тибете была довольно странная политическая система. Мы спорим, что такое демократия, диктатура и аристократия. Но на Тибете все было по-другому. Вместо того чтобы проводить выборы, примерно с 1500-х годов, на Тибете решили искать того, в кого вселяется душа прошлого правителя.
Таким образом, текущий Далай-Лама – это 14-я версия этого правителя. Именно так на Тибете выбирают следующего Далай-Ламу. Это то же самое, что если бы Американцы попытались найти реинкарнировавшихся авторов конституции.
В своей основе, Буддизм не является религией. В отличие от христианства или ислама, это в первую очередь практическое Учение. Не налагающее обязанностей и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения Жизни.
Буддизм можно сравнить с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Мы вынуждены кушать по несколько раз в день, но как часто мы пользуемся знаниями из мудрой книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила здоровье?
Интересные материалы:
20 поразительных фактов о Библии, которые известны далеко не всем (20 фото) 10 вещей, за которые должно быть стыдно Католической церкви (23 фото)nlo-mir.ru
Кости и жилы тибетской живописи
Шакьямуни ответил, что даром, который может превзойти подарки, является изображение Пробужденного. Указал он и способ рисования, и на ткань, растянутую на деревянной раме, на просвет нанесли профиль Будды. Изображение было отправлено адресату, который впоследствии принял буддизм.
Такова одно из легенд появления тханки (танки) – тибетской живописи на холсте.
Легенда эта, на мой взгляд, странная, так как Будда занимается саморекламой, что необычно, но в данном случае не так важно. Возможно, перевод хромает.
Тханки доводилось видеть не раз, и они всегда поражали цветами и точностью изображения, особенно это касается мандал. Бегаючи по Непалу, все думал, неплохо было бы научиться так рисовать (я вообще плохо рисую). Поэтому очутившись в Бхадгаоне, на одной из старых улиц города у входа в живописную мастерскую, я, недолго думая, переступил ее порог.
На фото выше тханка с изображением Шадакшары Авалокитешвары. Тханка иллюстрирует символику шести слогов мантры Ом Ма Ни Пад Ме Хум, произносимой и созерцаемой ради блага всех живых существ, обитающих в сфере страстей. Это внизу полотна слева направо: полубоги, люди, ненасытные духи, твари ада, животные, божества. Воплощением Авалокитешвары считается Далай-лама. Тханка XIX века из Китая. Фото из книги «Иконография ваджраяны».
Заход был удачным – владелец лавки оказался потомственным художником тханок, одним из наиболее популярных в регионе, достаточно сказать, что он неоднократно делал выставки не только в Непале, но, например, и в Японии, и к нему, сюда, в бывшее непальское княжество, приезжают из-за рубежа учиться рисованию.
Сайла (Мангал) Лама занимается живописью 38 лет, унаследовал это занятие от своего отца и передает его своему сыну. Он был очень доброжелателен и, видя искренний интерес, стал рассказывать, как рисуются тханки, отвлекаясь время от времени на очередного посетителя. Опасения, что на какие-то вопросы последует ответ вроде «это секреты мастерства» или «это фамильная тайна», быстро развеялись – художник был настоящим профессионалом, коих отличает отсутствие секретов от непосвященных и тем более – от посвященных.
Он уделил мне около двух часов, отвечая на вопросы в основном по технической части. На философские темы поговорить возможности не было – помимо покупателей, внимания требовали ученики. Их в лавке было несколько, и все они рисовали тханки разной степени сложности. Сайла Лама отвечал на их вопросы с неизменной доброжелательностью и улыбкой.
2. В мастерской художника. Ученица за работой
Про не технические аспекты создания тханки хотелось узнать в частной беседе, но больше в этот приезд в Бхадгаоне оказаться не вышло и пришлось, насколько возможно, узнавать все самостоятельно.
***
Тханка чаще всего переводится с тибетского как «знамя». Известно, что такой вид живописи родом из Индии, в этой стране начали создавать ритуальные изображения на холсте. Согласно приведенной выше легенде, первое изображение появилось еще при жизни Будды – в 500-х годах до нашей эры.
Это расходится с общеизвестным фактом, согласно которому иконография Будды появилась лишь примерно двести лет спустя – при Александре Македонском, который нес не только смерть, но и просвещение: с его войском в Индию пришли и художники, и скульпторы, и философы. За триста с лишним лет до нашей эры греческая и индийская цивилизации встретились, и начался культурный обмен.
Возможно, в этот момент в сознании индийцев произошел любопытный перелом: видя, что греческие скульпторы, художники изображают своих божеств, причем это является искусством, они стали создавать первые изображения Будды. До этого момента Будда обозначался только через предметы, с ним связанные. За образец скульптур и полотен брались не индийские лекала – будды той эпохи удивительно «греческие».
Так или иначе, но с распространением буддизма по миру распространялось и трансформировалось искусство создания тханки, пока наконец оно не пришло в Тибет. Считается, что это произошло с первыми попытками привнести буддизм на Тибетское нагорье – в 600-х годах нашей эры, хотя скорее всего это произошло значительно позже, а развитие получило и вовсе в начале 1000-х годов.
3. Ваджрабхайрава в кружении гуру, йидамов и дхармапал. Ландшафтный фон составлен из облаков, скал и холмов. Мандорла (ореол) Ваджрабхайравы огненная. Тханка из Монголии, XIX век. Фото из книги «Иконография ваджраяны»
Исследователи отмечают, что в целом тибетскому тантрийскому искусству свойствен переизбыток форм, сложное смешение стилей, школ и типов. Это хорошо видно на картинке выше. Влияние оказывали и Индия, и Непал, и Китай. Кроме того, тибетцы добавили свои, местные иконографические каноны, связанные с тибетскими царями и – впоследствии – со школами тибетского буддизма.
Интересно еще и то, что, согласно Юрию Рериху, есть много общего между тибетской живописью и русской иконописью. Рерих связывает это с влиянием Востока на иконописцев Руси, утверждая, что восточный характер привнесенных в этот вид живописи мотивов «не может быть оспорен». Что ж, я не разбираюсь в иконописи, однако Юрий считается хорошим ученым, так что оснований ему не доверять, наверное, нет.
***
Рассказывая про процесс живописания, Сайла Лама достал блокнот с эскизами фигур. Взглянув на них, сразу понял, что тханку не нарисую никогда – законченный гуманитарий, я всю жизнь делал чертежи от руки, даже на экзаменах в школе, ничего в них при этом не понимая. Со страниц блокнота глядели лица божеств, убранных в координатную сетку.
4.
5. Система координат сидящего Будды без его тела
Второй удар поджидал, когда в мастерской погас свет – стандартное несколькоразовое в сутки отключение электричества в Непале – это норма. Диетическая лампочка светила скудно, штатива с собой не было, и шансов сделать приличные фото сводилась к минимуму. И все же, все же.
Первый шаг, рассказывал художник, – это подготовка холста. Чаще всего он делается из хлопка высокого качества. Используются и другие материалы, например, лен, шелк и даже кожа. Ткань аккуратно прошивается и туго привязывается к деревянной раме.
Затем холст грунтуют. Грунтовка, как правило, из буйволиной кожи, которую размягчают, вываривают и превращают в однородную субстанцию, смешивая с водой и измельченным мелом. В результате получается густая паста, называемая «гессо» (gesso). Когда, вернувшись домой, я переводил то, что рассказал Сайла Лама, и искал аналог слову «гессо», с удивлением узнал, что вываренная кожа – это обычный желатин.
То есть, согласно словарю, белковое желирующее вещество, которое производят денатурацией коллагена, содержащегося в костях, хрящах, коже, жилах животных. Желатин применяется в производстве заливных, желе, а также тортов, цукатов, конфет, йогуртов, жевательной резинки и т. п., из него делают клей и проч. В общем, привет вегетарианцам.
Этот аспект, кстати, так и остался невыясненным. И буддисты, и индуисты часто вегетарианцы. Убить животное в буддизме – солидный минус в карму. Его, конечно, обходят, получив, например, мясо убитого кем-то животного, то есть «грех не на мне, я лишь мясо купил». Известно, что буйволы котируются ниже священных коров, и именно их пускают на «технические нужды»: и в повозки впрягают, и пашут на них, и на мясо режут. Однако тханок создается много, на мездру, из которой делается желатин, уходит только нижний слой кожи, то есть максимум 30% шкуры животного. В конце концов где гарантия того, что в твоей – художника – пасте гессо не запряталась коровка?
Но у непальских художников, видимо, вопросов не возникает, на лице моего визави, рассказывавшего о процессе, не дрогнул ни один мускул.
6. Джецун Миларепа, историческая личность (1040 – 1123), один из величайших поэтов Тибета, второй в линии преемственности школы кагью. На фоне ландшафта изображены сцены из жизни Миларепы. Тханка из Бурятии, XIX век. Фото из книги «Иконография ваджраяны»
Готовое гессо распределяется по холсту. Так повторяется несколько раз, покуда поверхность не станет идеально ровной. Важно уметь класть столько пасты, сколько нужно. Если переборщить, впоследствии тханка потрескается, и краска станет осыпаться. То же самое, если слой слишком тонок, ведь тханку неоднократно сворачивают и разворачивают. Определить на глаз, достаточно ли гессо на холсте, могут только опытные художники.
Когда грунтовка высохла, ее полируют. Для этого холст кладут на деревянную поверхность, смачивают часть его с помощью влажной ткани и начинают проходить гладким камнем участок за участком. После каждой такой процедуры холст дополнительно растягивают и просушивают. Полировка продолжается, пока не будет достигнуто желаемое качество полотна.
На готовый холст наносится контур тханки (раньше использовался уголь, сейчас карандаш). Вообще контур – неправильное слово, точнее в данном случае сильно упрощенное, поскольку он представляет собой сложнейший рисунок, который потом будет закрашиваться.
И вот здесь начинает доминировать религиозная составляющая. Прежде чем браться за уголек, художник изучает религиозные тексты о божестве или сюжете, который планирует рисовать, в частности, текстовые описания внешнего вида божества, изучает соответствующие скульптуры или рисунки, если таковые имеются. Если возникают вопросы или необходимо прояснить детали изображения, консультируются с ламами.
Перед началом рисования читается мантра божества, которое будет рисоваться. В идеале художник должен произносить мантру в течение всего времени создания тханки и, кроме того, нужно рисовать божество в своем воображении (имеется в виду, видимо, медитация методом активного воображения).
В тибетском буддизме тысячи божеств, и, разумеется, ни один художник не в состоянии знать, какие у кого пропорции и особенности. Однако существует канон, трактаты по иконометрии и композиции, кроме того, художник обязан знать класс божества (будды, бодхисатвы и др.), и особенности рисования этих классов. На их изучение требуется несколько лет.
Само собой возник вопрос, может ли европеец, не буддист, научиться так рисовать. В ответ Сайла Лама приподнял тханки, на примере которых показывал этапы создания. На столе под стеклом была вырезка из газеты о его ученице из Европы.
7. Если правильно различил, немка рисует Белую Тару, символизирующую чистоту и трансцендентную мудрость. Говорят, бурятские ламы в свое время объявили воплощением Белой Тары царицу Екатерину II
Эта немка училась у него три года. «Сейчас, – сказал Сайла Лама, – она вернулась в Германию и пишет там тханки неплохого качества». Полагаю, достигнув такого уровня мастерства, даже не желая того, станешь буддистом. Потому что каждая деталь тханки обладает своим символизмом, сложным и изощренным, в основе его лежит мифологический пласт, знание и трактовка которого может вылиться в отдельный рассказ.
***
Рисунок делается на холсте сверху вниз, поскольку штрих углем легко стереть одним касанием. Затем контуры проходят чернилами. И тут рисование идет в обратном направлении снизу вверх – опять же, чтобы не стереть рисунок. Разумеется, если используется карандаш, все значительно проще.
Однако до начала рисования необходимо определить систему координат. То, что так восхищает – правильность и гармоничность фигур, – есть результат знания геометрии. На первый взгляд, свободы художнику никакой – все сводится к черчению. Но, во-первых, тханка – это выражение религиозного идеала посредством живописи, поэтому фигуры божеств должны быть идеальными, совершенно должно быть их расположение, их жесты и т.д. Таким образом, неправильно проведенная координатная линия «убьет» изображение, поскольку последующая работа – наращение «мяса» на структуру пойдет вкривь и вкось.
Что касается свободы, ее, как оказалось, очень много, но об этом чуть позже.
8. Лист из блокнота с простейшими эскизами для учеников
Основных координат в рисунке восемь: две диагонали, вертикаль, горизонталь и четыре линии обрамления. Чертятся они в указанной последовательности, поскольку важнее всего определить горизонтальную и вертикальную оси, а их легче рисовать при наличии диагоналей, проведенных из угла в угол холста. Необходимые метки, например, разделение диагоналей на несколько частей, делается с помощью деревянного циркуля. Если полотно тханки большое, используется большой циркуль, иногда высотой в человеческий рост. Часто в данных ситуациях художнику необходим помощник.
Если божеств на тханке будет несколько, рисуются овалы – ниши, в которых затем будут помещены фигуры. К каждом отельном овале создается собственная система координат.
Используются и шаблоны, которые наносятся с помощью припороха – когда узор или рисунок с проколотыми контурами переводят на холст путем набивания через проколы красящего порошка. Разумеется, это не стоит рассматривать в качестве работы под копирку – у большинства тханок много повторяющихся элементов, например, лепестки лотосов, на которых сидят божества, и бесшаблонная их прорисовка увеличила бы время работы в разы.
Рисунок и так делается в среднем от десяти дней до месяца – в зависимости от сложности сюжета и размера холста.
9. Карандашный рисунок с частично готовым фоном
10. Фрагмент холста
Когда рисунок завершен, нужно приготовить краски. На то, чтобы смешать шесть начальных цветов, уходит день. Художник размалывает в каменной ступе каменным пестом и нагревает минералы или натуральные красители и добавляет к ним связующее вещество – все тот же желатин.
Рассказывая об этом, Сайла Лама достал мешочек с разноцветными, но весьма невзрачными на вид камушками и объяснил, что при правильном их приготовлении получаются очень чистые и очень яркие цвета. Традиционно окрашивающие вещества делаются из драгоценных и полудрагоценных камней, древесной коры, листьев, цветов (часто семейства ладанниковые – в переводе дословно «скальная роза») Это индиго, ляпис, бирюза, золото, серебро, сандаловое дерево, шафран и ряд других натуральных красителей, в основном горных растений.
Каждый краситель находят или собирают в определенном районе, где данный вид растения или минерал произрастает/добывается. Поиск нужных компонентов – отдельная история. Достаточно сказать, что для поиска необходимых составляющих, которыми будет рисоваться разноцветная тханка, можно объездить весь Тибет и даже ближайшие соседние страны.
В процессе смешивания красок каждый цвет проверяется путем нанесения его на края холста. Необходимо дождаться, когда краска высохнет, только тогда будет виден конечный цвет, который она дает.
11. Готовый рисунок Будды Шакьямуни в координатной сетке
12. Аналогичный рисунок богини Тары
Было особенно приятно увидеть многое из описываемого воочию. Традиция, которую Сайла Лама унаследовал отца, заключается в том, что почти все делается по старинке. Скорее всего, такие художники скоро станут редкостью – новое поколение идет в ногу со временем и не отказывается, например, от акриловых красок. Даже, как я понял, ученики поначалу работают именно ими – они обходятся дешевле.
Когда холст загрунтован, мантры прочитаны, краски распределены по емкостям, и рисунок готов, наступает черед собственно живописания. Работают художники только при свете дня, однако не на солнце, на котором слишком быстро сохнут краски, но и не глубоко в тени и не в темное время суток, так как при электрическом свете цвета искажаются.
13. Вот так, сидя, пишут по нескольку часов кряду. Оставшуюся часть изображения покрывают, чтобы не повредить. Один из учеников художника за работой
14. Тханка более метра в высоту. Сюжет – тот же, что и на предыдущем фото, только здесь прорисовано значительно больше элементов
15. Та же тханка. Фрагмент центральной части. На полях видны пробники красок, которые порою сами выглядят как картина
16. Та же тханка. Фрагмент нижней части
Как и в случае с рисунком, прокрашивают тханку тоже сверху вниз, соблюдая, однако, определенную последовательность. Первым, часто в течение нескольких дней, рисуется небо: изначальный глубокий синий цвет структурируется с помощью кисти, например, за счет гравировки пунктиром – художник наносит однотипные пятнышки краски на синий фон, то есть делает рисунок, имитирующий фактуру. Если коснуться пальцем такой поверхности на тханке, когда краска высохла, эту фактуру чувствуешь.
17. Фрагмент большой тханки. Фактура неба хорошо просматривается
Затем закрашиваются оставшиеся части тханки, где требуется синий цвет, например, вода. Таким же образом, последовательно, краска наносится на остальные фрагменты. Здесь действует принцип экономии усилия, который подразумевает, что полученный при смешении составляющих цвет используется полностью – чтобы не пришлось смешивать краску еще раз, потому как не всегда можно при повторном смешивании получить такой же оттенок.
Следующий этап – создание теней (тушевание) и градиента на небе. Изначально прорисованные линии облаков, покрытых краской, проходятся черными чернилами, после чего художник ретуширует контуры с помощью тонкой кисти. Существуют несколько техник тушевания, вот основные четыре: «распространительная» техника, «зернистая», «облачная», «дождевая».
18. Техники тушевания
Первая используется для создания неба тханок, на которых изображаются мирные божества. Четвертая – исключительно для гневных. Вторая и третья техники годятся для обоих типов божеств.
После неба наступает очередь фигур, которые штрихуют, дорисовывают, где необходимо, и делают цветную ретушь тел и лиц, затем наступает черед цветной ретуши всех второстепенных элементов фона – травы, животных, птиц и др.
Наконец доходит очередь до рисования глаз – до сих пор все божества и животные были слепы. Тханка «прозревает» с помощью очень тонкой кисти. По словам Сайла Ламы, если такая очередность живописания не соблюдается, тханка «не будет самой лучшей» (дословно won’t be the best). Полагаю, здесь имеет место религиозный аспект.
Как и для всего остального, существуют иконографические законы изображения глаз. Так, у будд и бодхисатв глаза немного прикрытые, верхнее веко изгибается «волной», у гневных божеств глаза широко открыты, часто имеется третий глаз во лбу, располагающийся вертикально, и т.д. Правильно прорисованные глаза создают иллюзию, будто божество следит за наблюдателем.
19. Мандала Ваджрабхайравы (см. фото номер 3). Тибет, XIX век. Фото из книги «Иконография ваджраяны». Мандала притягивает внимание даже непосвященных. Проверено на грудных детях
После нанесения красок изображение выравнивают. Правда, к этому прибегают далеко не все художники, в основном выравнивание распространено в Центральном Тибете. Краска в разных частях изображения распределяется неравномерно – где гуще, где меньше, соответственно, холст с рисунком получается неодинаковой толщины. Однородность достигается снятием лишнего слоя краски, для чего используется заточенный, как бритва, нож, которым художник режет вдоль полотна под очень острым углом.
Срезанные места иначе отражают свет. Чтобы привести их в соответствие с остальными частями изображения, художник протирает всю тханку шариком цзампы достаточно клейкой консистенции, однако настолько сухим, чтобы цзампа не липла к изображению. Такая полировка придает всему изображению матовость.
***
Но и глаза еще не конец. Часто после них следует аппликация золотом. Для этого на огне равномерно нагревают металлический лист, на который затем кладутся кусочки золота с водой и клеящим веществом. За счет испарения воды и температуры золото растворяется в клее. После нанесения такой смеси на тханку она полируется специально обработанным агатом или сердоликом (Тибетск. gZi – эти камни выглядят так, будто имеют глаза, чем больше таких «глаз» у камня, тем больше он ценится в буддизме ваджраяны; часто такие камни можно встретить в украшениях.)
20. Камни Зи. Иллюстрация из книги Robert Beer «Tibetan and Buddhist symbols»
С золотом вообще сложно. Лучшее можно было получить только у непальских мастеров – к ним обращались художники из Тибета и Индии. Такая позолота лучше смешивалась с клеем и лучше держалась на тханке. Как готовилось золото – неизвестно, этот секрет у мастеров был фамильным и передавался исключительно по наследству.
На некоторых тханках вдобавок к изображениям пишутся тексты или имена нарисованных божеств. Текст должен быть без ошибок, надпись – красивой. Порою художник не может сделать такие надписи и обращается за помощью к ламе и к каллиграфу.
21. Одна из работ в мастерской Сайла Ламы. Тут художник должен быть и каллиграфом
По завершении рисунка художник на обратной стороне холста пишет мантры «напротив» жизненно важных органов изображенной фигуры – лба, горла, сердца и т.д. Наконец следует обряд освящения изображения ламой, после этого тханка считается готовой.
Тут стоит сделать отступление и рассказать об освящении и о том, как оно понимается в буддизме, во всяком случае тибетском. Это наглядный урок сострадания.
Любые предметы культа в тибетском буддизме освящаются, начиная, например, от фигурки Будды на домашнем алтаре и заканчивая храмами. Однако ламы могут снимать освящение назад, делая предмет веры неосвященным.
Как известно, осенью 1918 года дедушка Ленин запустил машину красного террора, сказав незадолго перед этим всякий боженька есть труположество. В числе прочего изымались церковные ценности, арестовывались и пускались в расход священнослужители, церкви разрушались либо «перепрофилировались» в склады и проч. Направленно это было в первую очередь против православия, но другие течения христианства, равно как и другие религии тоже не особо жаловали.
Там, куда не докатилась первая волна террора, через десять лет подошла вторая – в тридцатых годах, ею уже занимался товарищ Сталин. Предвидя это, ламы в Бурятии заранее снимали освящение с буддистских храмов. Из сострадания. Чтобы те, кто будет их разрушать, не ухудшали свою карму святотатством.
Насколько знаю, в христианстве таких вещей не существует, оно в этом плане – более «экспансионистская» религия. Невозможно «раскрестить» человека, «разосвятить» храм, то есть раз уж освятили/покрестили, считается, что это навсегда.
22. Вот и весь инструментарий художника
Когда изображение освящено, оно становится «опорой». То есть через такие изображения будды, этот мир покинувшие и ушедшие в нирвану, проявляются в них, «обретают тело», снова «проступают» в нашем мире.
Любопытно, что «обретение» происходит вне зависимости от уровня мастерства художника – в этом смысле выполненная золотом и стоящая бешеных денег тханка равноценна схематичному рисунку с таким же содержанием. То есть личность и мастерство живописца как бы отходят на второй план, уступая место религиозной ценности.
Существует легенда, согласно которой Атиша – индийский проповедник буддизма, восстанавливавший эту религию в Тибете после гонений царя Ландармы (IX век), – получил в подарок небольшую статуэтку Будды. Она была низкого качества – даритель, сделав подношение, сказал, что изображение плохое. На что Атиша ответил: Изображение Будды плохим быть не может, а вот мастерство художника неважное.
«Опору» просто так никто никому не отдаст. Рерих отмечал, что тибетец никогда не расстанется с тханкой, особенно если она освящена высокопоставленным ламой. Склонить тибетца к продаже картины небуддистам, или как их называют, «посторонним», практически безнадежное дело. До недавнего времени (60 лет назад) большинство тханок, находившихся в коллекциях европейских музеев, попали на рынок в результате войн или переворотов в Тибете.
23. Мандала в мастерской Сайла Ламы. Шестиконечная звезда – ни разу не Давида. Два треугольника символизируют мужское и женское начала
Что касается канона и свободы творчества…
Существуют различия в иконографии, как я понял, в основном региональные, причем расхождения касаются даже наиболее популярных изображений, например, Будды. Это связано с тем, что системы иконографических пропорций появлялись в Тибете из разных регионов – из Индии, из буддистских городов-оазисов Синьцзяна, из Китая, из Непала – и в разное время. И никто не задавался целью свести их воедино, каждая система жила своей жизнью, какие-то приживались, какие-то предавались забвению.
В той или иной степени выработке традиции способствовали господствующие школы тибетского буддизма в отдельно взятом регионе. Разумеется, доктринально предпринимались попытки привести изображения к стандартам, но большого успеха это, видимо, не имело. Во всяком случае знатоки сразу могут отличить тханку, написанную в Кхаме, от изображения, сделанного непальским мастером. Таким образом, сами школы уже предлагают известную свободу.
Творческой свободы в создании тханок, несмотря на строгий канон, в избытке. Во-первых, живописец волен в той иной степени отступать от правил в декоративных частях тханки – ландшафт, детали орнамента и т.д.
24. Иконографические изображения элементов фона
Во-вторых, как уже отмечалось выше, в пантеоне тибетского буддизма божеств тысячи, и даже при большом желании за целую жизнь всех не нарисуешь.
В-третьих, существуют так называемые биографические тханки, на которых изображаются сюжеты джатак – повестей о предыдущих рождениях Будды. Эти сказки, в основном корпусе коих более 550, различного объема и содержания с большим количеством персонажей были призваны популяризовать буддизм среди простого люда. Художнику есть, где разгуляться.
В-четвертых, это сюжеты бардо. То есть этапы, через которые проходит сознание человека, начиная с процесса физического умирания и до момента следующего перевоплощения. Чтобы понять, что и как можно увидеть в этих ситуациях-состояниях, см. «Бардо Тхёдол», она же «Тибетская книга мертвых».
Наконец эпосы. Здесь достаточно упомянуть сказание о Гесэре (Гэсэр, Кесар). Гесэриада считается едва ли не самым большим по объему эпическим произведением в мире. Образ Гесэра синтетический и известен в Тибете, Монголии, Бурятии и т.д. Здесь количество сюжетов поистине неисчислимо.
25. Гесэр из Линга. Танка вроде как из монастыря Самье, Тибет. Фото найдено в сети
Непал, бывший до недавнего времени единственным в мире индуистским королевством, также представляет уникальную возможность художнику пробовать себя и кое в чем другом. В этой стране прекрасно уживаются и буддизм, и индуизм. Сайла Лама делает полотна и на индуистские мотивы и изображает в том числе божеств индуистского пантеона.
***
Тханки, как правило, всегда вертикальны. Горизонтальные встречаются редко. Почему так, не знаю, но есть предположение, что «двигаться» вертикально относительно полотна художнику проще и, конечно, подавляющее большинство изображаемых фигур вертикальны.
В Тибете существовала также практика «однодневного» создания тханок. Это событие приурочивалось к какому-либо религиозному празднику. Холст и краски готовились заранее, в определенный день художник разжигал костер, размещал полотно над горящими углями, чтобы краски быстро высыхали, и рисовал почти «моментальные» изображения. Такие «однодневки» требуют колоссального опыта, знаний канона и наличия прекрасного художественного воображения.
Тханки классифицируются по цветности. В тибетском буддизме существуют две основные категории: 1. Полноцветные, в которых задействована вся или почти вся цветовая палитра. 2. Те, в которых доминирует один цвет, а другие – «на вторых ролях». Вторая категория, в свою очередь, подразделяется на три подкатегории: а) черные тханки; б) золотые; в) красные.
На черных тханках, как правило, изображают гневных божеств. Рисование чистым золотом и, соответственно, киноварью встречаются гораздо реже. Не знаю, может, мне повезло? ))
26.
Конечно, на фото выше вряд ли золото – художники используют и другие металлы, в том числе похожие на него. Само же золото ввиду его дороговизны наносится, как правило, когда тханку рисуют специально для богатого заказчика – он оплачивает расходные материалы.
У моего визави тханки и мандалы были от самых простых, которые шли по нескольку долларов за штуку, до огромных полотен со столь изощренным рисунком, что взгляд не отведешь. Такие тханки стоят по нескольку тысяч долларов, в отдельных случаях счет идет на десятки тысяч. Хранятся они в особых футлярах типа тубусов, из которых их доставали и раскладывали, предварительно накрыв стол чистым полотнищем с просьбой дотрагиваться до рисунка только чистыми пальцами и очень аккуратно.
Любопытно, что, несмотря на вроде бы коммунизм в Китае, большинство заказчиков у Сайла Ламы китайцы. Причем, говорит он, они очень неплохо разбираются в этой живописи и готовы платить большие деньги.
Когда мы уже собрались уходить, в мастерскую вошли несколько плотных граждан КНР в джинсах и кожаных куртках. По тому, как посерьезнел Сайла Лама, было видно, что и покупатели серьезные. И действительно, он снова достал футляры с самыми дорогими тханками. Идя по улицам Бхадгаона, мы искренне радовались за художника.
27. Сайла Лама (справа) со своим сыном Микмаром Йонжаном Ламой. Традиция не прерывается
На Восток
asiarussia.ru
Изображения Будды — Buddha World
Материал из Buddha World.
На изображениях (статуях, рисунках и т.п.) Будда представляется в различных позах - стоящий, сидящий, лежащий или идущий. Каждая из них выражает определённый аспект Пробуждения.
Будда стоящий символизирует сбалансированное руководство, сидящий - глубокое сосредоточение, идущий - занятость, а лежащий - завершённость практики.
Положение рук на изображениях имеет большое значение и называется мудра.
Жесты Будды могут помимо основного значения иметь и скрытый смысл, о котором также следует помнить.
Жест касания земли.
На изображениях с этим жестом Будда сидит, касаясь правой рукой земли у правого колена.
Это символизирует момент Пробуждения, который также называется "отражение атаки войск Мары".
"Отражение атаки Мары" - это подходящее название для данного жеста, потому что его скрытый смысл - бдительность, соприкосновение с землёй как основой, символом истинной реальности, что равно рассеиванию тьмы заблуждения.
В буддийских преданиях говорится, что в момент, когда Будда был наиболее сильно осаждаем ужасными силами заблуждения, он призвал Землю в качестве свидетеля тех бесчисленных жизней, которые он прожил, развивая добродетель, бесчисленное множество раз отдавая свою жизнь и имущество на благо других.
Тогда он пожелал ещё раз обратиться к этой великой добродетели, и, прикоснувшись к земле, вспомнить кем он был на самом деле - Просветлённым, Пробудившимся, с умом, более не поражённым заблуждениями, что вызываются влиянием Мары.
На тайских изображениях Будды этот конкретный жест присутствует наиболее часто, а в Тибетском Буддизме он ассоциируется с Акшобьей "Непоколебимым" - Буддой Востока. Там он символизирует восприятие действительности без вмешательства и искажений, как в чистом зеркале.
Жест бесстрашия.
В этом случае Будда обычно изображается с поднятой перед собой правой рукой, как наиболее благоприятной, ладонь направлена вперёд, пальцами вверх.
В Таиланде эта поза выражает Будду, посылающего благословения. В Тибетском Буддизме она ассоциируется с Амогасиддхи - Буддой Севера. Он олицетворяет "безустанное приложение усилий", приверженность, непоколебимую ничем способность продолжать свой путь, и как бы говорит "у вас получится!". Всё это является выражением нерушимой уверенности.
Жест сосредоточения.
Менее распространенным является "жест сосредоточения". В Тибетском Буддизме он соответствует Будде Запада и изображается в сидячей позе, руки сложены на коленях. Данный жест означает сосредоточенный ум, наслаждающийся состоянием спокойствия и блаженства.
Жест, символизирующий дар счастья.
С этим Буддой себя ассоциирует японская школа буддизма Чистой Земли, в которой он символизирует удачу, благополучие и благословение.
На таких изображениях Будда касается рукой земли, но его ладонь направлена наружу, что символизирует дар счастья, то есть Будду, дарующего свои качества миру.
В Тибетском Буддизме он соответствует Будде Юга, а смыслом жеста считается милосердие и щедрость, в особенности дар знания.
Чаще всего он встречается на непальских и тибетских изображениях и называется Ратнасамбхава "родившийся из драгоценности".
Жест колеса Дхаммы.
На таких изображениях согнутый указательный палец одной руки Будды касается большого пальца на другой руке, образуя круг. Остальные пальцы направлены как спицы колеса, то есть этот жест символизирует дар учения.
Правая рука располагается выше левой.
Данный жест связывается с учением Будды о Четырёх Благородных Истинах и Благородном Восьмеричном Пути, представляющих собой основу Дхаммы.
Уход за изображениями Будды.
Благодаря религиозному символизму и чувству благодарности за учения, которое вызывают образы Будды, важно обращаться с ними с уважением и почтением.
Их не следует брать за голову, ставить на пол, переступать через них или использовать для неподходящих целей, таких как стопор для двери, закладка или игрушка для детей. Когда возникает необходимость переместить изображение Будды в другое место, следует сложить перед этим руки в жесте уважения , а затем аккуратно взять его руками за подставку и переместить.
Аналогично следует обращаться с копиями Писаний, книгами религиозного содержания и текстами для декламации: не следует ставить их на пол, а если этого не возможно избежать, заворачивать их в подходящую ткань.
Если необходимо утилизировать журнальные статьи, то более предпочтительно сжечь их или сдать в макулатуру, а не выбрасывать в мусорную корзину.
В традиции Тибетского Буддизма шею Будды часто оборачивают белым шарфом (ката) в знак совершения подношения.
Также считается допустимым преподнести образу Будды на алтаре пищу и воду.
На главную страницу "Мир Будды"
www.tamqui.com
Тхангхи: священные буддийские картины | ezoputi.ru
Будда, сидящий в позе медитации, представляет собой совершенство, экзальтированную душу, достигшую просветления и нирваны (спасения). Буддисты верят, что, следуя учению Будды, они тоже достигнут спасения.
Картины-тхангка считаются среди буддистов священными, дающими пикториальное представление о буддизме. Они также рассказывают о влиянии индуизма на буддизм. Вначале тхангки писали для того, чтобы передать силу или атрибут одного центрального божества, или же для иллюстрации жизни Будды и других важных богов. Но с течением времени стали появляться тхангки на самые разнообразные темы и для различных целей. Тхангку заказывают, ей молятся и её берегут. Некоторые из них не написаны, а отпечатаны, вышиты как парча и даже сотканы как ковры, однако такие полотна очень редки.
Тхангки бывают самых разных размеров. Небольшие тхангки предназначены для хранения дома, так как считается, что они охраняют владельцев от злых сил и болезней. Большие тхангки используются во время религиозных праздников.
Ламы используют тхангки для просвещения людей и знакомства их с принципами буддизма. Когда тхангку заказывают, её создателя следует точно проинструктировать насчет того, какое божество заказчик желает воспроизвести. Например, можно заказать тхангки с изображениями Сакьямуни в позе медитации, золотого Будды в виде мастера медицины, дерева жизни, калчакры, зеленой Тары, богини Сарасвати (Долмы), чакрапурама (цикла рождений и перерождений), колеса времени и т. д. Тем не менее в картинах-тхангках есть очень мало возможностей для оригинальности. Большинство художников следует уже установленным правилам и традиции. Им разрешается использовать свой талант только в таких декоративных частях картины, как обрамление и ландшафт.
Какова же цельнаписания тхангки? Для чего они первоначально предназначались? Тхангки служили в качестве записи, регистрации событий и руководства в духовном опыте. Например, ваш учитель может сказать, чтобы вы вообразили себя специфической фигурой в специфическом окружении. Вы можете использовать тхангку для того, чтобы получить детали позы, красок, одежды, фигуры, находящейся в поле или во дворце, возможно, что в окружении многих других фигур учителей медитации, членов вашей семьи и т. д.
Таким путем тхангки предназначаются для передачи иконографической информации пикториальным образом. Текст той же самой медитации предоставит подобные же детали в письменном описательном виде. Однако же есть и исключение в этой
ezoputi.ru