БРЕЙГЕЛЬ Старший. Картины брейгеля старшего
БРЕЙГЕЛЬ Старший - это... Что такое БРЕЙГЕЛЬ Старший?
- ПУРИТАНЕ
- САТАНИЗМ
Смотреть что такое "БРЕЙГЕЛЬ Старший" в других словарях:
Брейгель Старший — Брейгель Старший, Питер Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel … Википедия
БРЕЙГЕЛЬ Старший — или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские… … Большой Энциклопедический словарь
Брейгель Старший, Ян — У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Ян Брейгель Старший … Википедия
Брейгель Старший — (Мужицкий), Питер (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel, Pieter) Ок. 1525, с. Брейгель 1569, Брюссель. Нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. Луки с 1551) и… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ — Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) [Мужицкий; нидерланд. Brueghel, Breughel] Питер (ок. 1525 или 1530, Бреда 5.09.1569, Брюссель), нидерланд. худож … Православная энциклопедия
Брейгель Старший — БРÉЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Brueghel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (между 1525 и 153069), нидерл. живописец и рисовальщик. Творчески переработав уроки итал. живописи 16 в., создал глубоко нац. произв., опирающиеся на нидерл. традиции… … Биографический словарь
Брейгель Старший, Питер — У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении … Википедия
Брейгель старший, Питер — Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel Дата рождения: 1525 Место рождения: Бреда(?) … Википедия
Брейгель, Старший Питер — П. Брейгель. Крестьянский танец . Музей истории искусств. Вена. БРЕЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Брейгель Старший Питер — или Брейгель «Мужицкий» (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на… … Энциклопедический словарь
Брейгель Старший - это... Что такое Брейгель Старший?
Брейгель Старший, Питер
Питер Брейгель[1]-старший, известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrø:ɣəl]; ок.
1525—1569) — фламандский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).Биография
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города.
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V.
В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 г. В 1551 г. Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он рисует собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Полагают, что в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1553 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Мэйкен).
В 1556 году Брейгель работает в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежащей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры Большие рыбы поедают малых и Осёл в школе. Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так гравюра Большие рыбы поедают малых была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехами.
В 1563 году переселяется с семьёй в Брюссель.
Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина Голова крестьянки 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. В 1565 году были написана серия Картины месяцев или времён года, от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. Возвращение стад. Осень, Охотники на снегу. Зима, и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — Жатва. Лето и Сумрачный день. Весна.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне (Нотр-Дам-де-ла-Шепель).
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.
Охотники на снегу. 1565Некоторые известные работы
- «Путь на Голгофу», 1564, Музей истории искусств, Вена
- «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид
- «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена
- «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена
- «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена
- «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
- «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон
- «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена
- «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен
- «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена
- «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон
- «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565
- Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):
- Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:
- «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Сенокос», 1565, Národní galerie (Национальная галерея), Прага
- «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Мизантроп», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
- «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
- «Калеки», 1568, Лувр, Париж
Генеалогическое древо
Библиография
- Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. — М., 1939.
- Климов P. Питер Брейгель. — М., 1959.
- Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. — М., 1983.
- Роз Мари и Райнер Хаген Брейгель. — М.: Taschen/Арт-Родник, издание на русском языке, 2002. — 95 с. — ISBN 3-8228-7150-8.
- Bastelaar R. van, Hulin de Loo G. Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1-2. — Brux., 1906—1907.
- Grossmann F. Peeter Brueghel. — L.: Firenze, 1956.
- Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;
- Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;
- Rucker R. As above, so below: A novel of Peter Bruegel. — New York: Forge, 2002.
Ссылки
Зимний пейзаж с катающимися на коньках и птицами.- ↑ Согласно нидерландско-русской практической транскрипции, русской формой фамилии следовало бы считать Брёгел.
dic.academic.ru
Старший Питер Брейгель, «Крестьянский танец», «Слепые»
Живопись XV-XVI вв.
О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника, известно очень мало. Вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене, где и сформировался его художественный метод. Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию. Огромное впечатление на молодого живописца произвели альпийские горы, именно поэтому он впоследствии тяготел к изображению объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.
Италия того времени – это эпоха ренессансного гуманизма, радикальных идей и зарождения совершенно новых видов искусства, в т. ч. и свежих направлений в живописи. Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи. Его полотна наполняются мыслями и ощущениями молодого художника, стремящегося запечатлеть противоречивый дух современной ему эпохи. В своем творчестве Брейгель – и начинающий художник, и зрелый мастер – пытается осмыслить жизнь общества и роль в ней простых людей, а также судьбу Нидерландов. Его полотна отмечены высоким художественным мастерством и удивительно точно передают ритм стихии жизни того времени.
Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом. Интересно, что первые его работы были написаны в духе сатирической аллегории, передававшей известные человеческие пороки. Голландский живописец часто использовал иносказания, народные притчи и пословицы, яркие образы которых помогали ему улавливать самую суть народного характера. Гротеск, необычайно живая фантазия и вместе с тем холодная саркастичность – все эти особенности манеры письма подчеркивали высокомерное отношение молодого живописца к крестьянству. Со временем Брейгель начал осознавать значимость простого народа, что не могло не отразиться на стилистике его картин: живописные массы становятся более крупными, цветовая палитра – более насыщенной, а каждый образ и силуэт полотна вырисовывается им с особой тщательностью.
Картины, созданные художником в середине 60-х гг. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении. «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой. Не случайно у зрителя возникает впечатление, что картина – это своеобразный срез, выполненный под увеличительным стеклом, настолько крупно, тщательно и правдоподобно художником выписана каждая черта на лицах персонажей. Все крестьяне – хитрые и простодушные, решительные и скромные – являются неотъемлемой частью существующего мира. В этой намеренной простоте чувствуется невероятная мощь народных масс, что и пытается показать Брейгель. Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». В них живописец показывает бескрайние просторы родной земли в неразрывной связи с населяющими их людьми. Войны, издевательства испанской знати, имевшей в те времена неограниченную власть над нидерландским народом, изнуряющий голод и разрушения – все это нашло свое отражение в полотнах «Триумф смерти» и «Избиение младенцев».
Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства живописец достиг в годы своего разочарования в жизни и людях. По диагонали полотна, словно выходя из пейзажа на заднем плане к зрителям, передвигается колонна слепых бродяг с безобразными лицами и пустыми глазницами. Постепенно от начала колонны к её концу с лицами идущих происходит явная метаморфоза – их бессмысленно-животное выражение сменяется алчным и злобным, но теперь уже четко осмысленным и оттого еще более безобразным.
Брейгель воспользовался своеобразным и невероятно точным приемом: через возрастающее физическое уродство он передал слепоту духовную, показывающую неизбежную трагедию всего человеческого. Не случайно последний бродяга изображен падающим в канаву – обращенный к зрителям уродливый оскал рта, застывший в немом крике, пустой и злобный взгляд в никуда – вот то, что, с точки зрения художника, отражает истинную сущность человеческой природы... Окружающий цепочку нищих пейзаж контрастно спокоен и прекрасен: одухотворенная свежесть весенней зелени, плавные линии холмов, деревенская церковь. Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. Брейгель видит духовную красоту лишь в природе.
Позднее художник пытался вновь найти душевную гармонию, утраченную им, однако картина «Пляска под виселицей» – последняя работа Брейгеля – только резче обозначила его потерянную веру в человека.
jivopis.org