Самые лучшие антиутопии (книги): обзор, особенности, отзывы. Картины антиутопии
Самые лучшие антиутопии (книги): обзор, особенности, отзывы
Прежде чем рассмотреть лучшие книги в жанре антиутопия, ознакомиться с их содержанием и понять, почему книги этого жанра во все времена вызывают неподдельный интерес читателей, вернемся к истокам происхождения этого термина.
Что такое «антиутопия»?
Термин «антиутопия» появился в литературе как полная противоположность произведениям, написанным в жанре утопии. Первым писателем, давшим старт целому литературному направлению, был английский философ Томас Мор. Начало утопического жанра принято выводить из его романа «Утопия» (1516). Собственно, большинство его трудов показывали идеальное общество, в котором все живут счастливо и спокойно. Название этому миру - утопия.
В противовес его «безмятежным» произведениям стали появляться работы писателей, рассказывающих о совершенно противоположном обществе, стране или мире. В них государство ограничивало свободу человека, зачастую и свободу мысли. Произведения, написанные в таком ключе, стали называть антиутопией.
В словарях «антиутопия» характеризуется как кризис надежды, бессмысленность революционной борьбы, неустранимость социального зла. Наука рассматривается не как способ решения глобальных проблем и способ построения социального порядка, а как средство порабощения человека.
Довольно сложно определить, какие из книг в этом жанре являются самыми популярными, поскольку их рейтинг, как правило, зависит от многих обстоятельств: страны и государственного устройства, социальных и экономических факторов, времени и возраста читателей. Конечно, особняком, как лучшие книги утопии и антиутопии, стоят первые произведения, написанные в этих жанрах.
Истоки антиутопии
Родиной этого термина, так же как и его антагониста, стала Англия. В 1848 году философ Джон Милль впервые употребил слово «антиутопист» как полную противоположность «утописта». Как литературный жанр термин «антиутопия» ввели Г. Негли и М. Патрик в своей работе «В поисках утопии» (1952).
Сам жанр расцвел много раньше. В двадцатые годы, на волне мировых войн и революций, идеи утопизма начали воплощаться в жизнь. Не удивительно, что первой страной, реализовавшей такие идеи, стала большевистская Россия. Построение нового общества вызвало неподдельный интерес мировой общественности, и новый строй безжалостно стал высмеиваться в англоязычных произведениях. Они и сегодня занимают первые строки списков «Лучшие антиутопии», «Книги всех времен»:
- 1932 – «О, дивный новый мир», О. Хаксли.
- 1945 – «Звероферма», Дж. Оруэлл.
- 1949 – «1984», Дж. Оруэлл.
В этих романах наряду с неприятием коммунистической тирании, как и всякой другой, отражается общее смятение перед возможностью бездушной цивилизации. Эти произведения прошли проверку временем как лучшие антиутопии. Книги этого жанра востребованы и сейчас. Так в чем же секрет антиутопии?
Суть антиутопий
Как видно из вышесказанного, антиутопия – это пародия на утопическую идею. Она подчеркивает опасность смешения социального «вымысла» с фактами. То есть проводит границу между реальностью и вымыслом. В антиутопиях, которые раскрывают так называемое идеальное общество, описывается внутренний мир человека, живущего в этом обществе. Его чувства, мысли.
Увиденное «изнутри» показывает сущность этого общества, его неприглядную изнанку. На поверку оказывается, что идеальное общество не столь совершенно. Разобраться в том, как расплачивается обыкновенный человек за всеобщее счастье, и призывают лучшие антиутопии. Книги, как правило, написаны авторами, для которых объектом исследования становится человеческая душа, неповторимая и непредсказуемая.
Антиутопия отображает «новый мир» изнутри с позиции человека, живущего в нем. Для огромного, бездушного государственного механизма человек словно винтик. И в определенный момент в человеке пробуждаются естественные человеческие чувства, которые несовместимы с существующей системой, построенной на ограничениях, запретах и подчинении интересам государства.
Между личностью и общественным укладом возникает конфликт. Антиутопия показывает несовместимость утопических идей с интересами отдельной личности. Раскрывает абсурдность утопических проектов. Отчетливо демонстрирует, как провозглашенное равенство оборачивается уравниловкой; государственное устройство насильно определяет человеческое поведение; технический прогресс превращает человека в механизм. Это и призваны показать лучшие антиутопии.
Произведения в жанре утопии указывают путь к совершенству. Цель же антиутопии - показать абсурдность этой идеи, предупредить об опасностях, ждущих на этом пути. Осмысливая социальные и духовные процессы, анализируя заблуждения, антиутопия не ставит своей целью все отрицать, а лишь стремится указать на тупики и последствия, возможные пути преодоления.
Самые лучшие антиутопии
Книги, которые предшествовали появлению антиутопии, призваны показать, к чему могут привести тревожные явления современности, какие плоды они могут принести. К таким романам можно отнести следующие:
- 1871 - «Грядущая раса», Э. Булвер-Литтон.
- 1890 – «Колонна Цезаря», И. Донелли.
- 1907 – «Железная пята», Дж. Лондон.
В тридцатые годы появляется целый ряд произведений – предупреждений и антиутопий, которые указывали на фашистскую угрозу:
- 1930 – «Самодержавие мистера Паргема», Г. Уэллс.
- 1935 – «У нас это невозможно», С. Льюис.
- 1936 – «Война с саламандрами», К. Чапек.
Сюда же можно отнести и указанные выше произведения Хаксли, Оруэлла. «451 градус по Фаренгейту» (1953) Р. Брэдбери считается одним из лучших романов в данном жанре.
Итак, ма разобрались, что такое антиутопия. Книги (список лучших из них, известнейших, которые на все времена признаны непревзойденными в рамках данного направления, рассмотрим более подробно далее) эти до сих пор пользуются спросом. Более того, сегодня они актуальны, как никогда. В чем же их ценность? О чем предупреждают авторы этих романов?
От классики до современности
Повесть Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», бесспорно, является классикой антиутопического жанра. Книга на все времена. Автор, один из немногих, предупреждает здесь об угрозе тоталитаризма. Мнение читателей, оставляющих отзывы о произведении, схожи: как много предвидел автор. То, что сейчас происходит вокруг, Брэдбери предсказал еще несколько десятков лет назад. О чем эта повесть, многие годы не покидающая первых строчек списка «Лучшие антиутопии»?
Книги этого жанра действительно написаны «мастерами изображения человеческих душ». Насколько точно многие из них смогли отобразить внутренний мир человека и далекое в те времена будущее. Повесть «451 градус» - очень смелая, хорошо написанная книга. Автор знакомит читателя с рядовыми людьми. Вводит в обычный дом, где хозяйка отрешается от окружающей жизни «ракушками» - радиоприемником или ожившими телевизорными стенами. Знакомо? Если «телевизорные стены» поменять на слова «интернет и телевизор», то получим окружающую нас действительность.
Мир, нарисованный автором, искрится всеми цветами радуги, льется из динамиков, билборды тянутся вдоль трасс сплошными многометровыми полотнами. Друзей заменяют «родственники», с экранов интересующиеся делами и отнимающие все свободное время. На окружающую красоту времени не остается – на первые цветы и весеннее солнце, закаты и рассветы, даже на собственных детей.
Но люди, живущие среди говорящих стен, счастливы. И рецепт их счастья довольно прост: они одинаковы. Они ничего не хотят, живут только в мире своих гостиных. Им большего не надо. Мало запоминают, мало думают, их головы забиты одним и тем же.
Книги в этом мире под запретом. Хранение книг – карается. Здесь их сжигают. Пожарные не спасают жизни людей, не тушат огонь. Они сжигают книги. Разрушая тем самым человеческие жизни. Один из героев повести, пожарный Гай Монтэг, встречается однажды с девушкой, которой удается «встряхнуть» этого героя, разбудить в нем тягу к нормальной жизни, к истинным человеческим ценностям.
Оруэлл и его романы
Произведения этого автора признаны как самые лучшие антиутопии. Книги Оруэлла «1984» и «Звероферма» прекрасно показывают, что люди, способные мыслить не как все, оказываются вне закона.
«1984» - потрясающий роман, в котором общество показано как тоталитарный строй, основанный на духовном и физическом порабощении. Пронизанный ненавистью и страхом. Обыватели этого мира живут под неусыпным оком «старшего брата». «Министерство правды» уничтожает историю, регулирует, какие факты уничтожить, какие исправить или оставить.
«Распыление», то есть социальный отбор, считается частью государственной машины. Человека могут арестовать, могут выпустить. А случается так, что он пропадает без вести. Жить в этом мире непросто. Государство ведет войны, объясняя населению, что это для их блага. «Мир – это война». Товаров первой необходимости нет, еда – отмеренный паек.
Ударный труд на благо общества, внеурочные работы, субботники, государственные праздники – обычное явление в этом мире. Шаг в сторону от общепринятых законов – и человек не жилец. «Свобода – это рабство». Профессионалы оруэлловского мира заняты дезинформацией населения. Уничтожение и искажение документов, подмена фактов. Везде ложь, вопиющая ложь. «Незнание – это сила».
Романы Оруэлла тяжелые, но сильные. Безусловно, это лучшие антиутопии. Книги написаны хорошо, от первой и до последней страницы пронизаны здравыми мыслями. Автором движут только благие намерения – предостеречь человечество от социальной катастрофы. Показать, что насилие, жестокость, безжалостность, безмолвие общества порождают абсолютную власть. В конечном итоге счастливы только те, кто живет ради партии. Но абсолютная власть убивает личность. Возвращает его в первобытное состояние. Даже больше. Абсолютная власть способна погубить человечество.
«Скотный двор»
Второе произведение этого автора, которое считают одной из лучших антиутопий, - «Скотный двор» (второе название - «Звероферма»). Здесь автор показывает не государство, политическую систему или какой-либо строй. В этом произведении он классифицирует людей, сопоставляя их с животными.
Овцы – безвольные, глупые люди, которые делают и говорят только то, что им велят. Они неспособны думать собственной головой и от этого воспринимают все нововведения как что-то само собой разумеющееся. Кони - наивные, добродушные, готовые работать за идею день и ночь. На таких держится мир. Псы не гнушаются грязной работой. Их главная задача – исполнить волю хозяина. Они готовы служить сегодня одним, завтра другим, лишь бы сытно кормили.
Свирепый хряк Наполеон в романе Оруэлла узнаваем. Человек, готовый воздвигнуть себе трон в любом месте, лишь бы водрузиться на него и удержаться любыми способами. Обвал, которого автор представляет в романе как молодого хряка, должен был быть козлом отпущения. Такой человек удобен при любой власти – обвинить, свалить на него любой грешок. С подсвинком Стукачом все ясно – он способен сделать черное белым, и наоборот. Убедительный лжец и прекрасный оратор, он изменяет факты одним только словом.
Сатирическая, поучительная притча, близкая к реалиям жизни. Демократия, монархия, социализм, коммунизм – какая разница. Пока к власти будут приходить люди, низкие в своих желаниях и порывах, неважно, в какой стране и при каком строе, общество не увидит ничего хорошего. Благо для народа – достойный правитель.
Новый мир
В романе Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» не все так страшно, как у Оруэлла. Его мир зиждется на сильном Мировом государстве, которое охватила технократия. Оставлены небольшие резервации, как экономически невыгодные, в качестве заповедников. Казалось бы, все стабильно и правильно. Но нет.
Людей в этом мире делят на касты: альфы занимаются умственным трудом - это первый сорт, альфа-плюсы занимают руководящие должности, альфа-минусы – люди поменьше чином. Беты – женщины для альф. Беты-плюсы и минусы, соответственно, умнее и глупее. Дельты и гаммы – обслуга, сельскохозяйственные рабочие. Эпсилоны – низший слой, умственно отсталое население, исполняющее рутинную механическую работу.
Особи выращиваются в стеклянных бутылях, воспитываются по-разному, даже цвет одежды у них отличается. Главное условие нового мира – стандартизация людей. Девиз – «Общность, одинаковость, стабильность». Отвергая историю, они все живут сегодняшним днем. Все и вся подчинены целесообразности во благо Мирового государства.
Основная проблема этого мира в том, что искусственное равенство не может удовлетворить мыслящих людей. Некоторые альфы не могут приспособиться к жизни, ощущают полное одиночество и отчуждение. Но без сознательных элементов новый мир невозможен, ведь именно они отвечают за благополучие остальных. Такие люди принимают службу как каторгу или отбывают на острова из-за разногласий с обществом.
Бессмысленность существования этого общества в том, что им регулярно «промывают» мозги. Целью их жизни стало потребление. Живут и работают они для того, чтобы приобретать абсолютно ненужные вещи. Им доступна разнообразная информация, и они считают себя достаточно образованными. Но у них нет желания заниматься наукой или самообразованием, расти духовно. Их отвлекают незначительными и приземленными вещами. В основе этого общества все тот же тоталитарный режим.
Если все люди смогут мыслить и чувствовать, то стабильность рухнет. Если их лишить этого, то все они превратятся в омерзительных тупых клонов. Привычного общества уже не будет, его заменят касты искусственно выведенных особей. Устраивать общество путем генетического программирования, разрушая при этом все основные институты, равносильно его уничтожению.
В своем жанре названные выше книги считаются лучшими. К таковым можно также отнести:
- «Заводной апельсин» Энтони Берджесса (1962).
- «Мы» Евгения Замятина (1924).
- «Повелителя мух» Уильяма Голдинга (1954).
Эти произведения считаются классикой. Но современные авторы тоже создали немало замечательных книг в утопическом жанре.
Современные антиутопии
Книги (список самых лучших можно увидеть ниже) нынешнего столетия отличаются от классики тем, что в них настолько тесно переплетены различные жанры, что проблематично отделить одно от другого. В них встречаются и элементы научной фантастики, и постапокалипсис, и киберпанк. Но все же несколько книг современных авторов заслуживают внимания любителей антиутопий:
- Трилогия Лорен Оливер «Делириум» (2011).
- Роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» (2005).
- Трилогия Сьюзен Коллинз «Голодные игры» (2008).
Без сомнения, рассматриваемый нами жанр приобретает все большую популярность. Антиутопия предлагает читателям увидеть мир, в котором для них никогда не будет места.
Читатели в своих отзывах сходятся в одном: не все антиутопии читаются легко. Есть среди них «тяжелые книги, дающиеся с трудом». Но идея и суть написанного просто удивляет: насколько происходящие в романах события напоминают современную жизнь, недалекое прошлое. Это серьезные, пробирающие до глубины души романы, которые заставляют задуматься. Многие из книг можно читать с карандашом в руке – люди отмечают обилие интересных мест и цитат. Не все антиутопии читаются на одном дыхании, но каждое произведение надолго остается в памяти.
fb.ru
Книги антиутопии - история жанра антиутопии в литературе
В последнее время такие произведения, как «Голодные игры», произвели огромный фурор в обществе, особенно среди тех его членов, кого интересуют книги антиутопии. Но мы довольно часто читали антиутопии и раньше, к тому же, не все они отличались столь высоким уровнем технологических новшеств, как в вышеупомянутой книге. Чаще всего в них идет речь о порабощенных обществах, социально угнетенных кругах людей. Одним из самых известных примеров такого романа антиутопии считается «1984» Джорджа Оруэлла, который дал жизнь крылатому выражению «Большой Брат следит за тобой», тем самым олицетворяя жизнь под микроскопом. Подобную сюжетную нагрузку можно найти и в «Голодных играх», которые транслируют широким массам попытки одних людей убить других. Однако литература антиутопии не всегда стремилась к такой модернизации: телевидение и компьютеры – это всего лишь новейшие дополнения в жанре. В действительности же корни этого направления уходят в начало 16-го века, когда Томасом Мором была написана книга под названием «Утопия», в которой, как это ни парадоксально, описывалось общество по своей структуре очень далекое от ее названия. В целом, писатели, которые творят в этом жанре, в понятие антиутопии, в первую очередь, вкладывают смысл некоего общества, расколотого и разрушенного социальными нормами и установками.
Антиутопия — это разновидность социума с совершенными идеалами по задумке, но падшими и разрушенными по факту. Антиутопия демонстрирует кошмарную картину ближайшего будущего. Типичные темы антиутопии обычно касаются восстаний, социального давления, революций, войн, перенаселения и катастроф. Многие считают этот жанр относительно новым в литературе, но реальность свидетельствует о том, что у него очень длинная и захватывающая история. Подтверждение тому вы найдете в этом кратком экскурсе в историю жанра антиутопии.
Функции антиутопии
Посредством романа антиутопии автор демонстрирует собственное убеждение касательно проблем человечества и общества, а также предупреждает людей об их слабости. Писатели обычно прибегают к жанру антиутопии для обсуждения реальности и отображения проблем, которые очень вероятны в будущем. Несмотря на то, что роль антиутопии в литературе сводится к тому, чтобы обучить и предупредить аудиторию, не стоит недооценивать ее влияние на освещение проблем насущных в сфере социальной, политической, правительственной.
Структура антиутопий
Предыстория: Антиутопия обычно является частью вымышленной вселенной, в которой повествуется о том, как образовался этот мир или как эволюционировал (или деградировал) по отношению к нашему обществу. Предыстория наглядно демонстрирует процесс смены рычагов контроля над обществом, изменения социальных норм или становление власти правительства, управляемым отдельными корпорациями, тоталитарными диктаторами или бюрократами.
Главный персонаж: существует несколько типажей протагониста, который может фигурировать в книге антиутопии. Одним из таких является персонаж, который на уровне интуиции ощущает проблемы общества и пытается исправить их, откровенно полагая, что скинуть диктатора с Олимпа власти действительно возможно. Зачастую мировоззрение такого персонажа формируется под воздействием окружающей его среды, также неравнодушной к противостоянию с держателем власти.
Другой тип протагониста является неотъемлемой частью общества, которое воспринимает себя не иначе как утопическим, но в определенный момент он осознает, насколько неправым является это самое общество, и предпринимает попытки по его видоизменению либо разрушению.
Завязка: часто главный герой встречает персонажа, наделенного антиутопическими чертами, возможно, лидера всего общества. Происходит конфликт, при котором протагонист также встречает, либо его поддерживает группа людей, движимых идеей разрушить антиутопию. Иногда эти люди были ранее частью этой антиутопии, но им удалось образумиться и скинуть с себя это бремя.
Кульминация: в романе антиутопии проблема зачастую остается нерешенной, в большинстве случаев попытки разрушить антиутопию оказываются тщетными. Иногда герою удается разрушить замкнутый круг и вырваться на свободу, однако в подавляющем большинстве случаев главный герой (либо группа людей, о которой мы говорили выше) терпит поражение и антиутопия продолжается.
Примеры антиутопий
Тексты революционной значимости
Наверное, в наши дни развитие антиутопического жанра в искусстве получило второе дыхание, однако его активность прослеживается еще со времен 18-го века. Возможно, в ту пору такое творчество было отображением не столь фантастических утопических убеждений, скорее ответом на угрожающие идеалы и политические взгляды. Таким образом, роман антиутопия использует свою обличительную форму навязывания мировоззрения как способ критики той идеологии, в пучине которой и творились эти действительно смелые тексты.
Впрочем, отвращающие взгляды на тоталитарные режимы и сценарии постапокалиптических разрушений тесно переплетаются в рамках озвученного жанра, а помимо того они имеют прочные связи с другими литературными направлениями, например с романами-путешествиями, сатирой и научной фантастикой. Поэтому было бы ошибочным полностью отождествлять все эти направления.
Первичный импульс в движении антиутопий принадлежит перу Джонатана Свифта, который в 1726 году опубликовал произведение «Путешествия Гулливера». Многие могут ассоциировать его рассказ о Лилипутах не с чем иным, как со старой-доброй «диснеевской» сказкой, однако история Гулливера гораздо мрачнее, чем можно было бы подумать. Писатель публикует острую критику современного ему общества, обволакивая свои соображения в толстые слои метафор. Так, например, в одной из земель Гулливер встречает нацию, для которой наука и рационализм стоят превыше всего, их бессмысленные эксперименты истощают природные и человеческие ресурсы. В противовес им автор представляет и другие поселения, кровожадные и дикие по своей природе, что не может не поразить путешественника.
По возвращении в Лондон Гулливер приходит к оглушительному выводу: имея возможность сравнивать полярные по своей сути идеологии, он осознает, что он ничем не отличается от народов, которые он посетил, и даже более того, весь его социум насквозь пропитан греховностью.
Рассвет мыслящих машин
Немного позднее в свет вышел не менее знаковый роман антиутопия Самюэля Батлера под название «Едгин» (в название спрятано не что иное, как анаграмма слова нигде, что уже недвусмысленно намекает на сюжетный посыл произведения), опубликованный в 1872 году впервые от лица неизвестного автора. В своем романе Батлер играет всевозможными сатирическими приемами в отношении Викторианского общества. Его книгу «Едгин» скорее можно отнести к категории утопической литературы, хотя общие черты антиутопии в ней также присутствуют.
Во времена жизни писателя технический прогресс еще не имел столь широкого охвата, как в 20-ом веке, но его рассуждения о том, как машинизированный механизм может проникать в сознание, действительно захватывают. С тех пор, идея о беспрекословной опасности, которую несет с собой технологическое развитие, стала неотъемлемой составляющей антиутопической литературы.
Истоки двоемыслия
Уже в первой половине 20-го века были опубликованы два основополагающих текста для антиутопической литературы. Речь идет о книге Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932 год) и романе Джорджа Оруэлла «1984» (написанный в 1949 году). Полиция мысли, Большой Брат, двоемыслие и новояз: все эти концепты крепко укоренились в нашем сознании, но пути их проистекания уже несколько забылись.
В произведении Хаксли читатель окунается в идеально сформированный мир с инженерной точки зрения, в котором человека искусственно выращивают, будто овощ, а затем усаживают за заранее отведенное место в структуре общества; при этом никто не выказывает недовольство своим положением до тех пор, пока отлаженная система не дает сбой. В романе Оруэлла фигурирует некий персонаж по имени Уинстон, который под натиском пропагандистских идей начинает задавать неуместные вопросы, однако социальная машина не оставляет ему никаких шансов на своеволие. Подробнее с книгой можно ознакомиться здесь.
Парадоксально, но обе книги не лишены вполне обыденных и привычных в нашей жизни деталей, о которых каждый слышал или видел: технологии, телевидение, наркотики и т. д.; все это в совокупности производит оглушительный эффект сближения с реальным миром и детализации той опасности, которая в теории нас всех может ожидать.
На самом деле, список книг антиутопий можно пополнять очень долго, а в каждом отдельно взятом произведении с легкостью можно найти нотки антиутопии, именно поэтому вся литература интертекстуальна, каждый новый жанр неразрывно связан с другим.
Интересные записи
www.litblog.info
9 интереснейших книг антиутопии
06.01.2015
Представляю вашему вниманию 9 потрясающих книг, описывающих антиутопический мир будущего. Шокирующие, местами напоминающие нашу реальность и заставляющие задуматься 9 романов. Советую всем — читать.
1. О дивный новый мир
Действия романа разворачиваются в 2541 году в Лондоне. Все люди на земле живут в едином государстве, жители которого — общество потребления.В едином государстве правит технократия. Под запретом наука, искусство, религия. Есть только индустрия развлечений: синтетическая музыка, кино с примитивным сюжетом, электронный гольф. В этом мире нет чувств, отсутствует любовь. Даже дети здесь больше не рождаются. Все новые граждане появляются из пробирки. А для того что бы новый человек с самого рождения знал свое место и был рад жить в таком государстве, выращивают эмбрионы при разных условиях. Например тем кто в будущем будет заниматься физическим трудом дают мало кислорода, что бы умственные способности не развивались. Даже названия у всех каст разные и костюмы. В любой касте воспитывается восторг перед высшей и презрение к низшим кастам. Если у гражданина возникают психологические проблемы их легко решить с помощью наркотика — сомы.
Девиз общества Мирового Государства — “Общность. Одинаковость. Стабильность”.
2. 1984
Роман Джорджа Оруэла написан в 1949 году и описывает угрозы тоталитаризма. В последствии роман стал одним из самых популярных в мире романов антиутопий. Произведение “1984” было запрещено на территории СССР до 1991 года.
В мире 1984 года существуют всего лишь три государства: Океания, Евразия и Остазия, которые ведут между собой нескончаемую войну. Война осуществляет одну из целей правительства — сохранить общественный строй основанный на неравенстве, не допустить повышение уровня жизни людей. В Океании существует огромный аппарат подавления личности — министерство правды, которое занимается тем, что уничтожает правду и создает взамен нее свою “правильную” правду. Кроме этого существует полиция мыслей которая с помощью вертолетов, патрулей и встроенных в каждую квартиру телеэкранов круглосуточно следит за всеми гражданами. В Океании на каждом шагу присутствует идеологическое давление: плакаты с изображением Старшего Брата, который следит за всеми (ничего не напоминает? Большой Брат следит за тобой), абсурдные лозунги, государство вмешивается в личную жизнь и досуг жителей, их постоянно окружают слежки и доносы.
3. Мы
Роман-антиутопия Евгения Замятина был написан в 1920 году.
Действия романа разворачиваются примерно в 32м веке в Едином Государстве, в утопическом городе всеобщего счастья, а точнее городе тотального контроля над личностью. Здесь нет имен, все имена заменены на номера. Государство полностью взяло на себя заботу о гражданах и приковало их к счастью: к огромному, всеобщему, равному и обязательному. Жителям Единого Государства незнаком голод и холод, они не знают страданий, но вместе со всем плохим они не знают и хорошего — любви. Любовь сведена к случайным связям, которые тоже контролируются государством и на такие встречи выдаются гражданам разовые талоны. Создана новая наука — Детоводство. Дети не растут в семьях, их воспитывает Единое Государство, помещая в Детско — Воспитательные заводы под присмотр роботов.
4. 451 градус по Фаренгейту
В романе Рея Бредбери описывается общество опирающееся на массовую культуру потребительского мышления, в котором все книги подлежат сожжению; хранение книг является преступлением, а люди заинтересованные в сохранении книг и информации из них оказываются вне закона. Главный герой романа Гай Монтэг работает пожарным, не совсем таким пожарным как вы себе представляете. В романе пожарный — это человек сжигающий книги. Гай добросовестно выполняет свою работу будучи уверенным, что работает на пользу человечества. Но однажды, поддавшись каким то внутренним чувствам он не сжигает одну книгу, а берет ее с собой домой. С тех пор он разочаровывается в идеалах общества, становится изгоем и присоединяется к подпольной группе маргиналов, которые для спасения книг заучивают их полностью для передачи потомкам.
5. Рассказ Служанки
Действия романа Маргарет Этвуд происходят в будущем в тоталитарном государстве, где только одна женщина из ста способна иметь детей. Подходящих женщин отправляют в специальные лагеря. Таких женщин называют Служанками и они должны носить красную одежду. Они не имеют права владеть собственностью, любить, работать, читать, посещать вечеринки, гулять. Один раз в день они могут выйти за покупками, но разговаривать им не положено. Им остается только одна функция. Раз в месяц они встречаются со своим хозяином от которого и должны родить детей для представителей привилегированных слоев населения, чьи жены детей иметь не могут.
Служанка — это все лишь сосуд для воспроизводства.
6. Механическое пианино
Роман Курта Воннегута опубликован в 1952 году и повествует о недалеком будущем в котором ручной труд полностью заменен машинным. Повсеместное использование машин вызывает социальные противоречия между зажиточным верхним классом — инженерами и обслуживающим персоналом роботов — и нижним, чьи навыки были полностью заменены машинным трудом. Все акценты в книге направлены не на технические особенности, а на социальные аспекты которые больше всего беспокоят жителей города будущего.
7. Не отпускай меня
Роман 2005 года Кадзуо Исигуро. В романе описываются воспоминания главной героини Кэти, молодой женщины 30 лет о своем детстве и необычной школе-интернате. Действия происходят в антиутопической Великобритании в конце ХХ века, в которой люди клонируются для создания живых органов для пересадки. Именно Кэти и ее друзья по интернету и есть клоны для пересадки органов. В характерной для Исигуро манере правда становится ясной далеко не сразу и раскрывается постепенно, намеками.
8. Биологический материал
Роман-антиутопия ставший бестселлером написан шведской писательницей Нинни Хольмквист.
В романе описывается недалекое будущее. Цивилизованная европейская страна в которой общество делится на полезных и ненужных людей. Если гражданин к 50 годам не завел семьи и детей, которые являются вкладом во благо государства, он объявляется ненужным и перевозится в Отделение резервного банка биологического материала, где он живет в условиях дорогого дома престарелых, одновременно отдавая свои органы для других, нужных, людей. Государство считает что именно таким образом гражданин должен заплатить свой долг перед обществом.
Главная героиня, писательница Доррит Вегер, попадает в такое отделение, где в первые в своей жизни находит свою любовь….
9. Кысь
Постапокалиптическая антиутопия Т.Н.Толстой. В романе рассказывается о России после ядерной войны. Роман пронизан присущим русским людям сарказмом и иронией. Герои романа мутировавшие от радиации люди живущие среди таких же мутантов-растении и животных. В массах прежняя культура вымерла, ее носителями являются только “прежние” — люди жившие до взрыва. Главный герой — Бенедикт, после смерти матери остается под опекой “прежнего” Никиты Ивановича, который пытается приучить его к культуре, но все безрезультатно.
fofoi.ru
Утопии и антиутопии в литературе и кино
В далеком 1516 году Томас Мор написал произведение, которое назвал «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В своем труде английский мыслитель описал идеальное общество, где все всегда хорошо и спокойно. «Утопия» Мора дала начало целому жанру и породила новое направление — антиутопию, в котором свобода личности сильно ограничивается государством, а вольнодумие жестоко наказывается.
Diletant.ru составил список лучших утопий и антиутопий в литературе и кино, которые способны изменить ваше отношение к этому миру.
Томас Мор «Утопия»
Идеальным государством Томаса Мора управляет мудрый князь, при этом на острове царит полная демократия — народные собрания решают наиболее важные дела города и избирают большую часть должностных лиц. В Утопии нет частной собственности, а труд является обязательным для всех. До определенного возраста все граждане идеального государства занимаются сельским хозяйством поочередно, но при этом ремесленные профессии передаются строго по наследству. Деньги в Утопии существуют только для торговли с другими странами. Что же касается религии, то в государстве Мора запрещен только атеизм, в остальном граждане свободны сами выбирать себе вероисповедание.
Рабочий день в «Утопии» Томаса Мора длится всего 6 часов
Томмазо Кампанелла «Город Солнца»
Знаменитая утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» изображает в форме романа идеальную страну. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. В своем произведении Кампанелла пытался распространить принцип общности и на брачно-семейные отношения: соответственно этому, производственной ячейкой в городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Обложка первого издания книги
Самый знаменитый роман Олдоса Хаксли принадлежит к жанру «утопического», только с отрицательным знаком: автор глубоко убежден в несостоятельности идеального общества будущего, построенного по «разумному» плану. Роман изображает Лондон 2541 года, где люди производятся на специальных человекофабриках, автоматически подразделяясь на касты, обладающие различными умственными способностями. В этом мире нет места любви и традиционным человеческим отношениям и чувствам, а наука, религия, искусство — практически под запретом. «О дивный новый мир» — это манифест неверия в социальный и нравственный прогресс человечества.
Спустя почти 30 лет, в логическом продолжении романа «Возвращение в дивный новый мир», Хаксли признал, что мир движется к мрачному сценарию куда быстрее, чем он думал.
Джордж Оруэлл «1984»
Обложка одного из первых изданий романа «1984»
Роман-антиутопия «1984″ описывает мир, разделенный между тремя тоталитарным государствами. Книга Джорджа Оруэлла — о полном контроле, уничтожении всего человеческого и о попытках выжить в мире ненависти. Произведение неоднократно подвергалось цензуре со стороны социалистических стран, было запрещено в СССР до 1988 года.
В 2009 году газета «The Times» включила роман «1984″ в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал «Newsweek» поставил произведение на второе место в списке 100 лучших книг всех времен и народов.
Евгений Замятин «Мы»
«Мы», пожалуй, — одна из самых знаменитых антиутопий мира. В XXXII веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по «нумерам». Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый «Благодетелем», которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.
Роман Евгения Замятина «Мы» повлиял на творчество Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли
Фриц Ланг «Метрополис»
«Метрополис» — яркий пример немецкого фантастического кино-экспрессионизма. Фриц Ланг заложил в нем каноны жанра для многих фантастических фильмов и антиутопий, снятых позднее. События кинокартины разворачиваются в футуристическом городе, где процессы индустриализации превратили жителей Метрополиса в шестеренки огромного производственного механизма. Классовый антагонизм выражен условным делением города на два слоя — «верхний», где «мыслители» занимаются планированием производства, и «нижний», где тяжело трудятся «работники». Главный герой Йо Фредерсен, сын правителя Метрополиса, вдруг осознает шаткость внешне идеального устройства города. Он попадает в подземный мир, где влюбляется в прекрасную Марию из мира рабочих.
Кинолента метафорична, она показывает, что дисбаланс, вызванный индустриализацией и прогрессом, можно восстановить, если «проводником между разумом и руками будет сердце». Данную идею воплощает главный герой, который становится своего рода «мессией».
«Метрополис» — был одним из любимых фильмов Адольфа Гитлера
«Метрополис» — был одним из любимых фильмов Адольфа Гитлера. Вероятно, это связанно с масштабностью сцен и общих высоких тонов, на которых звучит вся лента. Картина стала самой дорогой за всю историю немого немецкого кино, а в массовых сценах участвовало около 30 тысяч человек.
Георгий Данелия «Кин-дза-дза!»
Комедийная антиутопия Георгия Данелия уже давно стала культовой. Ее растащили на афоризмы, а полный чатланский словарь сегодня процитирует каждый второй. Это неудивительно. Несмотря на причудливые декорации и атмосферу позабытой планеты, в сюжете просматривается явная пародия на общество того времени. Жадные, эгоистичные, самовлюбленные пришельцы, которые на все готовы ради пригоршни спичек, — не самый приятный портрет современника. Но еще страшнее — неприспособленность молодежи к меняющимся условиям.
Но даже в этом невзрачном, проржавевшем мире есть место благородству. А под занавес сюжет выделывает забавный твист, показывая, что даже такая «мусорка» лучше и человечнее некоторых фашистских планет. Режиссер дает шанс человечеству. За новыми выводами он придет значительно позже и уже в анимационном формате.
Марко Брамбилла «Разрушитель»
Местом действия голливудского боевика «Разрушитель» была некая «библиотека имени президента Шварценеггера»
К 2032 году общество окончательно победило преступность и живет в тепличной утопии, а самой головокружительной полицейской миссией является спасение забравшихся на дерево котят. В криогенной тюрьме, где содержатся самые опасные преступники прошлого, пробуждается рецидивист Саймон Феникс. Для него новый мировой порядок — это безграничные возможности. И единственный, кто способен остановить развязанную им вакханалию убийств, — это полицейский Джон Спартан, несправедливо осужденный за свою последнюю схватку с Фениксом.
Фантастический боевик с Сильвестром Сталлоне выделяется среди других фильмов подобного жанра не только оригинальным сюжетом, но и идеей показать минусы и недостатки идеального общества, другую сторону монеты, где правосудие больше напоминает группу из детского сада, физические контакты приведены к минимуму, а в туалетах используют ракушки, что, кстати, смешно обыграно в фильме.
Братья Вачовски «Матрица»
Первый фильм трилогии «Матрица» изображает будущий мир, который воспринимается человечеством как реальность, а на самом деле является программой-симулятором. Матрица была создана разумными машинами для того, чтобы полностью контролировать человеческую популяцию, подчинив себе сознание людей, тела которых используются как источник энергии.
Обычному офисному работнику Нео внезапно открывается тайна Матрицы, таким образом, он становится втянут в восстание людей против машин. Мир Матрицы — это потоки информации и пульсирующего сознания. Осознав это, Нео получает возможность трансформировать программу по своему усмотрению.
Говоря о технических особенностях картины, важным моментом стало использование визуального эффекта «bullet time», который дает возможность настолько замедлить время на пленке, что зритель может увидеть даже полет пули.
В фильме содержится множество религиозных и философских идей, отсылки к «Алисе в стране чудес», спагетти-вестернам и гонконгским боевикам. Также присутствуют намеки на хакерские субкультуры и эстетику киберпанка.
Эндрю Никкол «Время»
В фильме-антиутопии «Время» показан мир, где время стало единственной и самой твердой валютой, где люди генетически запрограммированы так, что в 25 лет перестают стареть. Правда, последующие годы стоят денег. И вот богатые становятся практически бессмертными, а бедные, как всегда, обречены сражаться за свою жизнь.
tayni.info
11 антиутопий, которые заставят вас полюбить реальность (12 фото)
Зеленый сойлент (1973) / Soylent GreenМожно верить или отрицать все, что связано с теориями изменения климата или перенаселенности планеты, но продовольственная проблема наверняка в будущем окажется одним из самых горячих вопросов выживания человечества в целом. Со временем качественные продукты питания будут все в большем дефиците, экологически чистая пища превратится в редкость и деликатес, а питательный суррогат, содержащий все необходимые микроэлементы, взамен разнообразного каждодневного рациона – дело ближайших нескольких лет. Главное, не оказаться при этом в плену, описанном в «Зеленом сойленте» Ричарда Флейшера, – там замена обычным продуктам готовилась из… человеческих останков, которые оказались дешевле и питательнее сои и планктона. А мы тут жалуемся на пальмовое масло и сырный продукт…
Бегство Логана (1976) / Logan's Run
До выхода в марте этого года мрачной комикс-экранизации имя «Логан» у большинства любителей кино ассоциировалось не с престарелым мутантом, а с молодым героем антиутопии «Бегство Логана», выслеживающим тех, кто нарушает простые правила герметично защищенного города будущего. Во вселенной «Бегства» из-за перенаселенности внутри убежища от радиации и последствий разрушительной ядерной войны принято решение ограничивать продолжительность жизни граждан тремя десятками лет. Тех, кто перешагнул 30-летний рубеж, отправляют на весьма жестокую казнь, и не стоит удивляться, что добровольцев находится немного. Главный герой занят тем, что отлавливает «дезертиров», но внезапно он и сам оказывается в очереди смертников. Современное общество тоже во многом ориентировано на молодежь, но от стариков мы пока не избавляемся. По крайней мере, не так явно.
Бегущий человек (1987) / The Running Man
Американцы довольно серьезно относятся к тому, каким будущее продемонстрировано в боевике Пола Майкла Глейзера «Бегущий человек», тем более что действие картины разворачивается в 2017 году. Правда, по сюжету фильма установлению в США тоталитаризма предшествовали разрушительное землетрясение и чудовищный экономический кризис, но о роли телевидения в судьбе государства можно говорить, невзирая на отличия от реальной истории. Жестокое красочное шоу «Бегущий человек» в этой альтернативной Америке заменило все остальные программы, правительство отвлекает зрителя от проблем смертями и травмами, получаемыми современными гладиаторами. Западный мир, впрочем, зависит от «зомбоящика» ничуть не больше нашего – у нас разве что вместо «кровавого спорта» на экране «мочат» очередную шурыгину или внимательно вслушиваются в бред условного дружко. Люди, вам промывают мозги, и это не фантастика!
Дивный новый мир (1998) / Brave New World
Описанный в книге Олдоса Хаксли, а затем перенесенный на экран Лесли Либман «Дивный новый мир», пожалуй, достаточно близок к тому, что мы видим сейчас. И от этого становится еще страшнее. Конечно, пока мы не дошли до того, чтобы выращивать детей в пробирках и контролировать с момента зачатия их умственные и физические данные. Но современное общество уже достаточно сильно разделено – рожденный ползать почти не имеет возможности взлететь не только в России, но и в куда более благополучных странах. А повсеместное увлечение гаджетами и наша зависимость от смартфонов, телевизора и Интернета – разве это не похоже на то манипулирование сознанием, которое применяется в Лондоне будущего из фильма? Да и сома, наркотик, употребляемый человечеством будущего, недалеко ушел от реальных табака и алкоголя. Если к чему-то современное общество потребления и способно привести, то как раз к «Дивному новому миру».
Эквилибриум (2002) / Equilibrium
Антиутопические общества многих книг и картин отличаются жестокостью, забюрократизированностью, даже деспотичностью своих правителей, но они редко претендуют на управление внутренним миром человека. Жители государства Либерия в боевике «Эквилибриум» лишены даже возможностей испытывать яркие чувства и эмоции: вместо этого – разумеется, с самыми благими намерениями – власть каждому ежедневно выдает пилюли, подавляющие любое проявление страстей и желаний. Желающим избежать моральной «кастрации» приходится прятаться от спецслужб, ведь отказ от таблеток карается казнью. Даже наблюдать за таким обществом тягостно, а уж жить в мире, где тебе запрещено держать дома питомца, и вовсе не хочется, но правила есть правила – щеночек может заставить вас улыбаться или проявлять любовь.
Не отпускай меня (2010) / Never Let Me Go
Одно из наиболее пугающих альтернативных обществ построил в своем фильме «Не отпускай меня» режиссер Марк Романек. Альтернативных – потому что будущим его мир не назовешь, это та Британия, которую мы можем наблюдать сейчас, с одной небольшой поправкой. Отличие лишь в том, что в фильме законным образом разрешено выращивать людей в качестве доноров органов. Главная героиня живет в специальном интернате, оторванном от остального мира, дети в нем растут, окруженные любовью и заботой, их воспитывают и учат наравне с обычными, но всех их ждет страшная участь – по требованию государства они обязаны стать донорами. Если операция позволяет жить дальше, их продолжают поддерживать, если нет – просто вычеркивают из жизни. С одной стороны, все мы хотели бы продлить свою жизнь путем замены вышедших из строя органов, но не таким же образом.
Сквозь снег (2013) / Snowpiercer
К вопросу демонстрации антиутопического общества в триллере «Сквозь снег» сценарист и режиссер Пон Чжун Хо подошел весьма прямолинейно: «несветлое будущее» у него демонстрируется в рамках несущегося на всех парах по обезлюдевшему миру поезда, где каждый вагон – отдельный уровень благосостояния и социальной лестницы. Наиболее бедные и бесправные ютятся в разбитых вагонетках в хвосте состава, аристократы же жмутся ближе к топке и камбузу в первых вагонах поезда. Главный герой пробирается сквозь слои и страты для того, чтобы узнать, кто рулевой и куда мчится грандиозное многокилометровое железное чудище. Кастовые различия и разрыв между богатыми и бедными существуют, конечно, и сегодня, однако до столь страшных реалий мы пока не дошли.
Элизиум: Рай не на Земле (2013) / Elysium
Фантастический боевик Нила Бломкампа «Элизиум. Рай не на Земле» – классическая экранизация мифа о рае и аде: где-то в небесах парит прекрасный город, где все молоды, здоровы и счастливы, а на Земле, среди разоренных городов и уничтоженной природы, влачат жалкое существование сирые и убогие «недостойные». Кроме религиозной аллюзии в «Элизиуме» легко просматривается указание на катастрофическое положение с экологией – мир действительно стоит на грани краха, когда природа уже будет не в силах сдерживать варварскую деятельность человечества. Но еще ближе мы к тому разделению, которое случилось в медицине, – даже сегодня железное здоровье себе позволить могут исключительно «тугие кошельки», самым бедным же слоям даже одноразовые шприцы не по карману. Так и до летающих Элизиумов недалеко.
Лобстер (2015) / The Lobster
Из всех представленных в подборке картин драма Йоргоса Лантимоса выглядит наиболее вычурной и изощренно жестокой, хотя, казалось бы, мир, в ней продемонстрированный, не отличается кровожадностью и чрезмерным насилием. Властители города будущего в «Лобстере» всего лишь заботятся о вашем счастье и оберегают от одиночества – если вы остаетесь один (от главного героя фильма уходит жена), то вам будет предоставлена возможность найти себе вторую половинку в специальном отеле для таких же одиночек. Времени достаточно, выбор на любой вкус, но затягивать с решением не стоит – тех, кто парой не обзавелся, превращают в животное и отпускают резвиться на природе. Своим последним желанием вы можете выбрать, какой из зверушек хотели бы стать, но это сомнительная компенсация за человеческий облик.
Равные (2015) / Equals
Равенство – давняя и, увы, несбыточная мечта человечества, достижима она лишь в фантастике, но так ли прекрасен «мир равных»? Режиссер Дрейк Доримус в фильме «Равные» рассказал историю общества, где жители с целью избавления от конфликтов, ненависти, войн и болезней добровольно отказались от эмоций. Они стали равными в грандиозном Коллективе, где у каждого есть предназначение, каждый нужен и оценен по заслугам. Вот только чувств эти люди лишены, а обретение их моментально отражается на человеке самым пагубным образом – среди «расчувствовавшихся» высок процент самоубийств. Герой фильма внезапно ощущает новое чувство – влюбленность к своей коллеге. Опасаясь преследования или даже смерти, он скрывает свои чувства, но любовь ведь не спрячешь, правда? В современном обществе «шуры-муры» в офисе тоже не слишком приветствуются, но в изолятор за это пока не отправляют.
Рассказ служанки (2017) / The Handmaid's Tale
Роман канадской писательницы Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» был написан в 1985 году, а в 1990-м его уже переносили на экран, но с выходом этой весной одноименного сериала стало понятно, что для 2010-х история стала даже более актуальной, чем для конца прошлого века. Серия природных катастроф, приведшая к резкому снижению рождаемости из-за потери женщинами возможности забеременеть, это только верхушка айсберга, куда более важным и страшным в сериале выглядит то общество, которое построено на месте современных США, так называемая Республика Гилеад. Это христианская теократия, в которой к власти пришли религиозные фундаменталисты, урезавшие права и свободы человека, «неугодные Богу». Служанки здесь – каста женщин, способных зачать и выносить дитя, их используют для продолжения рода офицеров и чиновников вопреки воле и желаниям. Сериал демонстрирует историю первого поколения этих невольниц, и зритель может собственными глазами увидеть, что же в мире пошло не так, откуда столько жестокости и невежества.
fishki.net
10 знаковых фильмов за полвека — Arriva.ru
Главная премьера этой недели — «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» — лишний раз доказала, что публика не меньше режиссёров любит фантазировать на тему «как всё плохо будет, если…». «Аррива» решила вспомнить самые типичные примеры фильмов-антиутопий, чтобы вам не пришлось скучать целый год в ожидании финальной части франшизы.
Ещё со школьных времён мы все помним два похожих на слух и противоположных по смыслу термина: утопия и антиутопия. Что же это такое, и с чем это едят? Утопия — это вымышленный мир, в котором все наши радужные мечтания наконец реализовались. А антиутопия — это направление в художественной литературе и кино. В узком смысле — описание тоталитарного государства, в широком — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Можно смело утверждать, что антиутопия — это жанр-предупреждение человечеству. Нам показывают мир, в котором царят войны и болезни. Кинематографисты с большим удовольствием снимают свои работы именно в этом фантастическо-философском жанре.
«451º по Фаренгейту», 1966 год
Великобритания. Режиссёр — Франсуа Трюффо.
Этот фильм чаще всего вспоминают, когда начинают сравнивать книги и картины, снятые по этим книгам: «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и «451º по Фаренгейту». Сказать однозначно, что фильм лучше, нельзя, но споры на этот счёт не утихают вот уже пятьдесят лет.
Вслед за автором романа, Рэем Брэдбери, Трюффо рассказывает нам историю человечества, в которой все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных-огнемётчиков, а любовь к литературе и хранение книг преследуются по закону. Молодой сержант Гай Монтэг выполняет приказы по уничтожению литературы, но встреча с юной Клариссой меняет всю его систему ценностей. Он становится инакомыслящим в глубоко тоталитарном обществе, читающем только комиксы. Интересно, что все титры в картине прочитаны актёрами, а не написаны. Это полностью соответствует идее нового мира, в котором нет места печатному тексту.
«Туманность Андромеды», 1967 год
СССР, режиссёр — Евгений Шерстобитов.
Единственный отечественный фильм, попавший в наш список. Конечно, советская фантастика известна на весь мир, но в первую очередь — как литературное направление, а не кинематографическое. Фильм Шерстобитова переносит нас в далёкое будущее. Группа учёных-астролётчиков отправляется в рискованное путешествие по нашей галактике. Звездолёт, на котором они передвигаются, по странному стечению обстоятельств выходит за пределы эклиптики и оказывается в гравитационном поле планеты под названием Железная звезда, о которой учёные знали уже давно, однако никто не мог определить её точное местоположение. Земляне принимают решение высадиться на планете, рассчитывая пополнить запасы топлива на звездолёте Чужих и вернуться на Землю.
«Безумный Макс», 1979 год
Австралия, режиссёр — Джордж Миллер.
Первая картина 34-летнего австралийского режиссёра Джорджа Миллера стала настоящей сенсацией в мире кино. Она была продана американцам для мирового кинопроката за очень маленькие деньги и в результате принесла гигантские доходы, которые превысили сто миллионов долларов. В 1998 году «Безумный Макс» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый прибыльный фильм. Именно после этой роли в Голливуде узнали о 23-летнем актёре Мэле Гибсоне, который позже стал мировой знаменитостью.
В недалеком будущем, после крупной катастрофы, которая навсегда изменила нашу цивилизацию, хоть какая-то жизнь стала возможной только рядом с бескрайними магистралями. Полицейский Макс получил прозвище Безумный за непримиримую, жестокую, тотальную борьбу с дорожными бандами ещё более сумасшедших маргиналов на мотоциклах и машинах. В кровавой войне Макс теряет жену и ребёнка, и после этого его месть бандитам становится делом всей его жизни.
«Бегущий по лезвию», 1982 год
США, режиссёр — Ридли Скотт.
Фильм снят по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». 45-летний британский режиссёр Ридли Скотт до этого снял эффектную космическую картину «Чужой». В этом фильме Скотт удачно сочетает стиль «чёрного фильма» о циничном частном сыщике и классическую фантастику с высокотехнологической составляющей.
Это история об отставном детективе Рике Декарде, который восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска банды киборгов, совершившей побег из космической тюрьмы на планету Земля. Рик Декард получает задание выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.
«Бразилия», 1985 год
Великобритания, режиссёр — Терри Гиллиам.
Сценарий этого фильма гениальный Терри Гильям написал совместно с сэром Томом Стоппардом. Этот факт уже говорит о многом и поднимает фильм на совершенно новый качественный уровень. Год создания «Бразилии» — 1984 — совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Изначально картина должна была называться «1984 1/2», однако в итоге Терри Гиллиам выбрал более иллюстративное название.
Мелкий чиновник Сэм Лоури вполне доволен своей скучной и бессмысленной жизнью. Он выбрал работу незначительного клерка и согласен мириться с необустроенным бытом вопреки воле матери, которая занимает важный пост в элитных кругах системы. В один прекрасный день он встречает девушку, которую до этого постоянно видел в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, Сэм принимает решение сменить работу. Этот шаг меняет всю его жизнь.
«12 обезьян», 1995 год
США, режиссёр — Терри Гиллиам.
Терри Гиллиам имеет особенность снимать отличное фантастическое, но безобидное с точки зрения возрастного рейтинга кино. И, конечно же, имеет свой неповторимый стиль. Его «фирменная» манера повествования лучше всего проявляется именно на его антиутопических проектах.
В этом фильме режиссёр переносит нас в недалёкий 2035 год. Чудовищный, неизлечимый вирус убил 99% населения нашей планеты. Оставшиеся в живых люди вынуждены влачить своё жалкое существование под землёй. Матёрый преступник Джеймс Коул добровольно отправляется в рискованное путешествие на машине времени: по заданию, он должен попасть в прошлое, чтобы помочь учёным найти источник возникновения смертоносного вируса и понять загадку таинственных «Двенадцати обезьян».
Роль Коула сыграла большое значение для дальнейшей карьеры Брюса Уиллиса, и он с ней отлично справился. А Брэд Питт, который в тот момент находился в статусе молодой восходящей звезды, сделал очень яркую заявку на то, чтобы войти в состав элиты Голливуда.
«Гаттака», 1997 год
США, режиссёр — Эндрю Никкол.
Само слово «гаттака» (gattaca) образовано из первых букв четырёх азотистых оснований цепей ДНК: гуанин, аденин, тимин и цитозин. Эта информация никак не помогает понять фильм, а скорее, наоборот, запутывает зрителя. Видимо, именно этого и добивался режиссёр и сценарист Эндрю Никкол.
В мире, который он создал, каждый человек генетически запрограммирован, и всё меньше остаётся тех, кто был рождён в любви, а не в лаборатории. Один из последних «детей любви», Винсент Фриман, получает при рождении ярлык «непригоден». Он подвержен страстям, поддаётся эмоциям, однако он верит в то, что его мечты когда-нибудь сбудутся. Для этого он покупает личность другого человека, пытаясь обмануть отборочную комиссию и стать уважаемым членом Корпорации Будущего Гаттака. Однако он и предположить не может, насколько это утомительно и непросто — быть одновременно двумя разными личностями. Особенно когда за тобой по пятам идёт полиция…
«Матрица», 1999 год
США, режиссёры: Энди Вачовски, Ларри (Лана) Вачовски.
Сложно сейчас найти человека, который не смотрел или хотя бы не слышал об этом фильме. Сцена, в которой Морфеус предлагает главному герою выбрать красную или синюю таблетку, уже давно стала классикой и много раз цитировалась другими режиссёрами. Однако и сам фильм «Матрица» не обошёлся без скрытых цитат (об этом выходила даже целая книга). Например, сцена, в которой Нео встречается с одарёнными детьми в квартире Оракула — дань уважения японской полнометражной мультипликационной картине «Акира».
Как только фильм вышел на экраны и поразил зрителей эффектом замирающей камеры, тут же появилось огромное число людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран, а Вачовски были уже последователями. Правда это или завистливые сплетни — неизвестно, но фильм от этого хуже точно не стал.
«Господин Никто», 2009 год
Германия, Бельгия, Франция, режиссёр — Жако Ван Дормель.
Его зовут Немо Никто, он — уравнение, в котором нет ничего, кроме неизвестных. То серьёзный не по годам мальчик, застрявший на перроне, то стодвадцатилетний старик, последний смертный счастливой Земли XXII века, благополучно забывший о том, как прожил жизнь. С уверенностью можно сказать только одно: Джаред Лето здесь настолько красив, что его не могут испортить ни грим старика, ни порой нелепые и слащавые сцены в фильме.
Однако не оценить виртуозного качества режиссуры Жако ван Дормеля было бы непростительной ошибкой. В итоге фильм нуждается в нескольких просмотрах, так как с первого раза не всегда всё становится ясно.
«Интерстеллар», 2014 год
США, режиссёр — Кристофер Нолан.
Сценарий братьев Ноланов основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна, исследующего теорию гравитации, а также на его популярной книге «Чёрные дыры и складки времени…». При проектировании зданий в фильме создатели этого весьма сомнительного блокбастера вдохновлялись работами архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ.
«Аррива» уже писала полноценную рецензию на этот фильм, так что в очередной раз пересказывать сюжет не имеет никакого смысла. Лучше сходите и посмотрите «Интерстеллар» сами, если ещё не успели. Возможно, это одна из худших ролей великолепного актёра Мэттью Макконахи в его карьере.
Автор: Николай Гросицкий
arriva.ru
Антиутопии: "Мы", "1984", "Когда спящий проснется"
"Люди в массе своей — слабые, трусливые создания, они не могут выносить свободу, не могут смотреть в лицо правде, поэтому ими должны править и систематически их обманывать те, кто сильнее их". "1984" Джордж ОруэллНекогда, в детстве, я горячо любила фантастику, а антиутопии вполне вписывались в рамки этого определения, поэтому читала я их достаточно часто. Конечно, на тот момент я не могла в полной мере оценить вкладываемый в них смысл, политический подтекст, но сейчас, спустя какое-то время, все встало на свои места. Вроде и государство у нас теперь демократическое, режим не тоталитарный, но все равно актуально. Почему актуально? Думаю, сложно не согласиться с тем, что «Всякая власть исходит от народа, но никогда уже к нему не возвращается». Ну да ладно, очень глубоко в политику углубляться мне не хотелось бы, а вот вспомнить наиболее интересные, на мой взгляд, произведения этого жанра и дать им краткие характеристики – это с удовольствием.
Антиутопия – литературное направление с элементами научной фантастики, изображающее тоталитарный режим в утрированной форме, делая упор на его негативных сторонах. Несколько вольное определение, но достаточно справедливое. Из названия очевидно, что это полная противоположность утопии, которая, в свою очередь, описывает идеальное общество и социальный строй. Понятно, что в силу политических особенностей в СССР жанр антиутопии был принят очень и очень холодно, если не сказать больше: долгое время произведения антиутопии были запрещены. Это вполне объяснимо: по сути антиутопия рассказывает нам о последствиях существующего на тот момент государственного устройства пусть утрированно, но тем не менее. Запрет запретом, но писатели все равно обращались к этому жанру. Основополагающей антиутопией обычно считается «Мы» Замятина 1920 года, но хронологически, все же, она не является первой, например, роман «Когда спящий проснется» Герберта Уэллса тоже вполне можно отнести не просто к научно-фантастическому роману, а именно к роману-антиутопии, а его первая редакция вышла уже в 1899 году. Остальные антиутопии, на которых я хочу сегодня остановиться, были написаны уже в поствоенное время: «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рея Бредбери и совсем современный роман «Кысь» Татьяны Толстой. Почему именно эти произведения? Потому что именно эти романы запомнились и полюбились мне больше всего. Конечно, они все объединены общей идеей, смыслом в них вложенным, но каждый роман имеет определенные особенности, и, безусловно, каждый написан в своей стилистике и своим неповторимым языком.
"Душа – тяжелое заболевание"
«Мы» - роман-антиутопия Евгения Ивановича Замятина. Пожалуй, самый типичный представитель жанра, и можно сказать эталон, которого в дальнейшем придерживались все писатели. Здесь, я считаю, тоталитарный строй отражен наиболее жестко, об этом говорит хотя бы то, что у героев нет даже имен, а есть лишь порядковые номера. Сюжет типичный для антиутопии: главный герой Д-503 живет в государстве под властью «Благодетеля» по давно распланированному за него (и за всех остальных) режиму. Однажды, он осознает нелепость данного социального строя и становится на сторону революционеров, дабы свергнуть существующий режим. Казалось бы, фантастика, а, на самом деле, очень жизненно: что некогда, что сейчас мы живем, по-моему, по давно распланированному кем-то порядку, да, конечно, каждый в праве решать, как ему жить, но, порой, это только видимость, а не данность. Возвращаясь к роману, хочу сказать, что у него есть свои минусы. По-моему, язык Замятина достаточно «сухой», не очень насыщен эмоционально, от того роман воспринимается тяжело. На момент прочтения мне уже было с чем сравнивать, и именно такое впечатление он на меня тогда произвел. В остальном его нельзя недооценивать, это поистине образец жанра.
"Если все принимают ложь, если везде одна и та же песня, то тогда эта ложь поселяется в истории, становится правдой. Тот, кто управляет прошлым, управляет будущим. Тот, кто управляет настоящим, управляет прошлым"
Первым романом-антиутопией, который я прочла, был роман «1984» Джорджа Оруэлла, он то как раз и произвел на меня неизгладимое впечатление, хотя по своей сути очень схож с предыдущим. История в основе аналогичная, но, конечно, с некоторыми поправками, финал иной. Отличительной чертой является и бОльшая эмоциональность: на первый план выходят отношения героев, их привязанности, чувства, на фоне гибельных для их любви обстоятельств, эта история выглядит еще более драматично. Явно прослеживаются прообразы, на которые опирался Оруэлл при написании романа: диктатура Сталина в СССР, Гитлеровская Германия. Аналогичные прототипы были и у Замятина, именно поэтому его роман и не был опубликован в Советской России, ведь воспринимали его, как пародию на коммунистическое общество. Удалось найти вот такие интересные иллюстрации к роману, сделанные Виктором Еременко
[Смотрим...]
"Свободу дает только мудрость и самообладание, свобода внутри, а не вне нас"
Схожее впечатление на меня произвел роман «Когда спящий проснется» Герберта Уэллса. По-моему, тоже очень эмоционально и живо, история, про человека, который впадает в летаргический сон, и , проснувшись через 200 лет, оказывается самым богатым человеком на Земле, на фоне этого вокруг него разворачиваются политические интриги и бои. Сюжет отличается от предыдущих, роман в бОльшей степени можно отнести к научной фантастике, но и причастность его к антиутопии тоже нельзя отрицать: борьба с властвующим режимом – основа сюжетной линии.
tati-books.livejournal.com