Читатели The Flow разбирают новый альбом Oxxxymiron. Картина горгород


Oxxxymiron ГОРГОРОД слушать лучший альтернативный альбом 2015 года | Levenir.SU

Текст песни «Переплетено» Oxxxymiron

Интро:

Марк, я тебе вообще кто — литературный агент или мамочка?

Ты когда-нибудь трубку возьмешь?

Я совершенно не хочу лезть в твои дела,

но та юная особа, с которой тебя видели под утро

Короче… будь осторожен… обращается в плоть ты знаешь кого?? Гуру.

Давай серьезно, если она вдруг потащит тебя на Фавелу или не дай бог к нему,

Пожалуйста, не видись на эту хрень про переплетено и на всю эту остальную эзотерику.

Первый Куплет:

Все переплетено, море нитей, но.

Потяни за нить, за ней потянется клубок.

Этот мир — веретено, совпадений — ноль.

Нитью быть или струной, или для битвы тетивой.

Все переплетено, в единый моток.

Нитяной комок и не ситцевый платок.

Перекати поле, гонит с неба ветерок,

Все переплетено, но не предопределено.

Это картина мира тех кто,

Вашей давно противится, как секта

Ведь у всего не единый архитектор.

Все переплетено, мне суждено тут помереть еретиком,

Ваши картина мира — сетка, полотно, текстильная салфетка.

Будто работала ткачиха или швейка.

Но все переплетено само собою набекрень наискосок,

Все переплетено, в руке сертификат,

Что я сдерживаю мозг, только сердце никак.

Мой город устает чинить за деспотами,

Власть в разрезе предстает причинно-следственная связь.

Там все переплетено.

Везде сатирикон, бездействие закона,

При содействии икон, убейся если ты не коп.

И если ты не власть, наш город не спасет и чудодейственная мазь,

Хотя все переплетено.

Время и цейтнот, смерти натюрморт,

Постель чиновника делооборот.

Но каждый в своем теле одинок,

Рабовладелец и зилот, но город слоенный пирог.

Знай, мир по сути прост, не берите в долг, не ведите торг.

Стерегите кров, не ебите голову, не говорите гоп,

Берегите психов, чужаков, еретиков ведь все переплетено.

Телек и террор, с церковью бардель и казино,

Картели, детдом от Мэрии и темно где.

Всей этой системе антипод и шелест денег за дерьмо,

Концерны делают патент на антидот.

Здесь не понимая целых категорий экосистемы,

Эти олухи все делят как совет директоров.

Но кабинеты, фавелы, притоны, гор. совет,

Полит. технологи кредиторы, синод.

Припев:

Вся картина мира тех кто,

Вашей давно противится, как секта

Ведь у всего не единый архитектор.

Все переплетено, мне суждено тут помереть еретиком,

Ваши картина мира — сетка, полотно, текстильная салфетка.

Будто работала ткачиха или швейка.

Все переплетено само собою черти с чем наискосок,

Все переплетено, в руке сертификат,

Что я выше держу нос, только с сердцем в бегах.

Люто хочется весны, слепо на краю, осознанные сны,

Флэш бэки, дежавю, тут ногу сломит черт.

И даже Астарот все так же прыг-скок,

С островка на островок, шиномонтаж и пит-стоп.

А дальше остановок не видать,

Пока нам ног не сломит вражий костолом.

Вот так мы и живем и так мы умрем,

Удобрим эту гору собой став её углем.

Недобром этом городе рабом и бунтарем,

Это круговорот природы:

Червяков доест орел, а после червяки орла

Все переплетено, внедрим полутона в их черно-белое кино.

Оттенки и цвета, левиафаны и бегемот и мэр,

Лишь серый кардинал, а нас тут целый легион.

Все переплетено лев и козерог, с девою телец и скорпион,

Стрелец или водолей у близнецов.

Тут нет эзотерики, сынок, на соседей идут войной,

Если у населения спермотоксикоз.

Пусть не понимая всех моих теорий,

Из нас лепят конспирологов, мол у нас варит еле котелок.

Но чья наркоимперия по-твоему по артериям города,

Гонит эти контейнеры с отходами.

Переработки добыты под горою рудой,

Проданы за бугор пока дома в лабораториях,

Из ее же отходов путем обработки…

Аутро:

Ну, как сходили к Гуру???

Ты теперь тоже жаждешь крови мэра?

Вообще смешного мало конечно,

Я тебе говорила что это твоя загадочная Алиса,

Тебя до добра не доведет.

И откуда у тебя вообще время на заигрывание с радикалами

Хотя, если тебя это вдохновляет и снова ты что-то пишешь.

Кстати у тебя будет прекрасная возможность, короче,

Можно мы с мужем единственный раз в жизни выберемся из дома?

Посидишь с Ником ладно? Он быстро отрубится,

Ты сможешь спокойно закончить полигон, или как ты там говорил.

А то я уже честно не помню, когда в последний раз что-то твое читала.

levenir.su

«В духе конспирологии»: почему Oxxxymiron может выпустить ещё один альбом

13 ноября 2015, 13:46 Авторы: Андрей Шалимов, Дима Смирнов

В данной инфокарте мы попытались дать ответ на главный вопрос вчерашнего вечера — существует ли вероятность, что Окси выпустит продолжение «Горгорода».

С чего всё началось?

Оксимирон выпустил «Горгород» — так называется второй альбом рэпера — весьма неожиданно для большинства фанатов, хотя его презентация была запланирована как раз на этот день, 13 ноября, ещё весной. Однако, в связи с несколькими переносами даты выхода, большинство не ожидало увидеть второй альбом Мирона в срок.  Скепсиса добавлял пресс-релиз грядущего тура  «Город Под Подошвой», где о презентации нового альбома не было написано ни слова. Тем не менее, второй лонгплей Оксимирона под названием «Горгород» вышел 13 ноября, согласно ранее объявленной дате.

Что последовало вслед за релизом?

Безумие. Об альбоме писали все — начиная от тематических пабликов и заканчивая Медузой. Более того, первое время люди не понимали, можно ли считать «Горгород» полноценным альбомом Окси. Во-первых, его просто выложили архивом на официальный паблик рэпера «ВКонтакте», не залив ни на Apple Music, ни на Play Market, ни на любой другой стриминг  (на что, кстати, пожаловался Слим). А во-вторых, люди не ожидали, что альбом, заявленный не иначе как тот, что  «перевернёт игру», выйдет без «̶х̶е̶р̶а̶ч̶а̶щ̶и̶х̶ ̶ф̶а̶й̶е̶р̶б̶о̶л̶л̶а̶м̶и̶ ̶с̶т̶р̶а̶ш̶н̶ы̶е̶ ̶з̶а̶к̶л̶и̶н̶а̶н̶и̶я̶»̶ малейшего промо.

«В-третьих» последовало аккурат за тем, как люди послушали альбом

40-минутный «Горгород» заметно отличается как от гостевых куплетов Мирона на треках других артистов в этом году, так и от прошлого творчества рэпера. Это — концептуальный альбом, состоящий из историй литературного героя Оксимирона — писателя Марка, — которые связаны между собой сообщениями на автоответчике, оставляемыми его литературным агентом Кирой. Два трека («Полигон» и «Где нас нет») подаются как рассказы Марка, другие образуют сюжет самого альбома, вплетая туда других персонажей (Алиса, чей образ описан в треке «Девочка Пиздец», властный мэр Горгорода, злобные радикалы, и т.д.).

Многие из слушателей, вероятно, ожидали услышать нечто иное. Не в последнюю очередь поэтому в умах поклонников зародилась версия, что Oxxxymiron выпустит ещё один альбом в самом скором времени. Официального подтверждения данной информации нет, однако эта точка зрения не только годится для мемов, но и имеет право на жизнь. Чтобы доказать эту версию, начнём с анализа названия альбома.

Что скрывается за словом «Горгород»

В творчестве Оксимирона и ранее были отсылки к наследию Толкиена – например, в треке «Восточный Мордор», вышедшем на «Вечном Жиде», дебютном альбоме артиста. Та же история и с новым релизом: человек, хорошо знакомый с произведениями Толкиена, может заметить схожесть названия нового альбома Окси с названием плато в Мордоре, где Саурон возвёл Барад-Дур –  Горгорот.

Вы не знаете, что такое Барад-Дур? Это башня. Кстати, именно башня изображена на обложке альбома.

Намекает ли ковер «Горгорода» на второй альбом?

Не исключено. На обложке «Горгорода» изображена картина «Вавилонская Башня» Питера Брейгеля. Как сообщает Википедия, «художник создал как минимум две картины на этот сюжет». Обратим внимание, что на обложке альбома изображена роттердамская версия «Вавилонской Башни», а на афишах концертов Оксимирона — версия венская. Однако, конечно, вышесказанное нельзя воспринимать как неопровержимое доказательство существования ещё одного альбома.

Но это ещё не всё

Мы снова возвращаемся к Толкиену. Второй том трилогии «Властелин колец» называется «Две твердыни».  О каких двух твердынях говорит Толкиен?

В финальной версии он подразумевал Ортханк (где сидел Саруман) и Минас-Моргул (а это бывший Минас-Итил, крепость-сестра Минас-Тирита). Минас-Тирит, напомним, это крепость, где сходил с ума со своим палантиром Дэнэтор, наместник Гондора. (А вообще не кликайте по ссылкам. Айда читать Толкиена, — примечание редактора).

Ну и к чему вы ведёте? 

Минас-Тирит построен из того же камня, что и Ортханк. Да только Ортханк сделан из тёмного камня, а Минас-Тирит – из светлого. Укажем, что обложка «Горгорода» – тёмная, роттердамская версия картины. Венская – намного светлее. Выходит, что Ортханк — это и есть нынешний альбом, а ещё нас ждёт Минас-Тирит?

Внимание! Ключевой момент

Та же статья о картине Питера Брейгеля в Википедии сообщает, что «аллюзией на “Вавилонскую башню” Брейгеля является изображение города Минас-Тирит в фильме “Властелин колец”», следовательно, эта версия более чем имеет право на существование.   Кстати, в письмах своему издателю Толкиен говорил, что под двумя твердынями он подразумевает Барад-Дур и Минас-Тирит, и только потом он придёт к паре Ортханк-Минас-Моргул, что, впрочем, неважно.   

Ещё раз: Минас-Тирит – аллюзия на «Вавилонскую башню» Брейгеля, Барад-Дур – башня, которую Саурон построит на плато Горгорот. Или всё-таки «Д»?

И ещё немного о башнях

Знакомо ли вам высказывание Флобера о том, что в «башне из слоновой кости» можно «наблюдать звёзды и не слышно дураков»? «Башня из слоновой кости» — предпоследний трек на релизе, после которого нас оставляют наедине с одним из рассказов Марка, «Где нас нет». Это категорически не Барад-Дур — где, спрашивается, вы найдёте слона с чёрными костями? В сети бытует мнение, что под башней из слоновой кости подразумевается именно Барад-Дур, но эта дорожка скорее приведет вас к Шелоб (лекции об Унголианте, погубившей Древа Валар, единственный уцелевший саженец которых потом взойдёт в Минас-Тирите, отложим на потом), потому что Барад-Дур — это «чёрная башня».

«Что мы имеем в итоге?»

Не исключено, что в скором времени мы увидим вторую часть релиза Мирона, ослепительный Минас-Анор, «Крепость солнца», которой Минас-Тирит станет после коронации Арагорна. Вопрос: сможет ли Окси стать Арагорном? А если вам непонятна параллель, поясним: Арагорна часто называли Бродяжником. Вы не ослышались, да. Vagabund – бродяга, скиталец.

И контрольный: известно ли вам, где учился и впоследствии преподавал Толкиен? В Оксфордском университете.

Впрочем, от Мирона следует ожидать всего и ничего одновременно. Если же мы выдаём желаемое за действительное, то будем рады хотя бы выпуску miXXXtape III в 2016 году.

Вместо послесловия, обновлено:

Если внимательно присмотретьтся к карте Средиземья, можно представить приблизительный маршрут Оксимирона, тот самый «Долгий путь домой».  Стартует он из Восточного Мордора (правда, там с одной котомкой за плечами особо не походишь), идёт через Горгорот на Запад, через Тёмные Врата, покидает Мордор и приходит к Минас-Тирит, Белому Городу. 

И если маршрут не вызывает вопросов, то время путешествия и персона странника непонятны. Если это условный Арагорн, который идёт, чтобы взойти на трон, то что ждёт его в столице Гондора? Если это хоббит, то получается, что его война закончится у порога его же собственного дома (фильм тут серьёзно расходится с книгой, на самом деле, Сарумана у дверей дома Фродо убивает его же слуга Гнилоуст).

В поход, беспечный пешеход, 

Уйду, избыв печаль, —  

Спешит дорога от ворот  

В заманчивую даль

www.rap.ru

Читатели The Flow разбирают новый альбом Oxxxymiron

Новая работа Oxxxymiron "Горгород" получилась концептуальной, довольно запутанной и наполненной самыми разными отсылками. Вчера наши комментаторы потратили много сил и времени, разбирая их. Мы попытались вспомнить, какой из отечественных альбомов вызывал такое количество фанатских теорий и трактовок — и не смогли. Поэтому нам показалось интересным опубликовать здесь самые подробные "декодинги". Орфография и пунктуация — авторские.

Zorriksmkn

Йау пипс, это сюжет альбома

1. Не с начала. Всё как в фильмах, когда показывают сюжет "не с начала" флешфорвард, короч. Главный герой писатель Марк в постели с Алисой. Ну а история начинается со звонка.

Звонок: Кира - литературный агент Марка, отчитывает его за пинание хуёв. Так же сообщает о каком-то фанате который до неё дозвонился, и скорее всего дозвонится и до Марка

2. Кем ты стал. Трек от имени фаната который читает Марка с детства, всё-таки дозвонился. Доебался до Марка, мол уже не тот, зажрался.

Звонок: Кира сочувствует о том, что фанат дозвонился. Сообщает о том что будет попойка у "Фон Глена" (может не так услышал), в честь переизбрания "горячо любимого мэра". Так же упоминается наркотик "гор"

3. Всего лишь писатель. Писатель всё-таки сходил на вечеринку, где рассказывает о своей похуестичности к окружающему миру, к тому что творит мэр. "Я не подхожу для борьбы со злом". Уходя с вечеринки, он видит "её", это Алиса. Снова наркотик "гор": "смотрите-ка меня даже "гор" почти не берет"

4. Девочка Пиздец. О отношениях с Алисой. Любовь, все дела. Самое обидное, что всякие тп будут слушать трек вне контекста альбома.

5. Переплетено. Звонок в начале трека: Кира не может дозвониться до Марка. Говорит о том что его видели с Алисой и эти отношения могут быть опасны. Говорит не ведись на всякую изотерику к которой относится Алиса, типа "Переплетено".

Марк под воздействием Алисы загнался, по поводу пиздеца творящегося в городе. Уже не похуй. В конце трека описывается "наркоимперия по артериям города", как понял наркотик "гор" делается в лабораториях, из отходов добычи руды, под горой. Возможно, добычу "гора" организует Гуру. Из "Слово мэра": "Тебе промыл мозги идиот под горой".

Звонок: Становится понятно, что главарь "Переплетено", некий Гуру и они радикалы. Они вдохновляют Марка, который давно ничего не писал. Кира просит отстаться Марка с её ребёнком на вечер. Спеть Колыбельную, потом он мог бы дописать книгу, в тишине и покое.

6. Колыбельная. Марк поёт ребёнку колыбельную, попутно размышляя о пизеце.

7. "Полигон". Марк дописал книгу, в которой зовёт массы на революцию.

Звонок: Марк написал сильно политизированную книгу, по мнению Киры и нихуёво изменил мировозрение из-за Алисы. Кира переживает за Марка.

8. Накануне. Сцена из "Не с начала" присутствует. Марк вместе с Алисой, Марк пишет новую книгу. Затишье перед бурей.

9. Слово мэра. Звонок: Выясняется, что Марк участвует в заговоре против мэра, никто не может его найти. Кира не обнаружила Марка дома, дверь была открыта. Кира забирает рукопись ("Там где нас нет")

Трек от имени мэра. Марка привели к нему. Мэр говорит, о том, что Гуру запудрил ему мозги, и они давно с ним знакомы, раньше он был влиятельным чиновником, возможно Гуру основал оппозицию Мэру, после того как Мэр убрал его из власти. Мэр симпатизирует писателю и щадит его, даёт последний шанс. Но при условии, он не должен встречаться с Алисой. Она дочь мэра.

10. Башня из слоновой кости. Марк идёт от мэра по городу и благодарит судьбу, что не замочили. Переосмысливает город. Алиса его бросила, Марк не сильно переживает. Мысли Марка обрывает выстрел. Возможно, его убил тот самый фанат из "Кем ты стал"

Звонок: Кира рада, что его опустили. Собирается прочитать книгу Марка "Где нас нет". Название говно

11. "Где нас нет". Где нас нет - 1 куплет описывает детство писателя, второй - Алисы. Спасибо Frank Face, сам я нихуя не понял. Книга писалась в треке 8. Накануне

i_sick_you

более подробно декодирую сюжет альбома для тех, кто не разобрал, или не расслышал:

1. Не с начала. Вводная картина, знакомимся с писателем Марком. История на самом деле не с начала - Марк уже на пути к задуманному в песне "Накануне". Его агент предупреждает о том, что до Марка пытается добраться какой-то ненормальный фэн.2. Кем ты стал. Собственно, общение с ненормальным фэном. Трек-выжимка всех претензий к любому набирающему обороты артисту. Наезды "Скатился-продался-спопсился". В конце агент по телефону предупреждает, что Марку надо появиться на вечере, посвященном переизбранию Мэра. "Будь осторожен с г о р о м". Есть подозрение, что "гор" - аналог "сомы" из "дивного нового мира". Нечто наркотическое и затуманивающее мозг.3. Всего лишь писатель. Ответ артиста на все претензии от массы. Он писатель, игра без правил, он вне ее, он не бунтарь, не голос поколения, отъебитесь от него. В конце Марк уезжает с вечеринки и встречает Алису.4. Девочка-пиздец. Марк влюбляется в Алису за пару часов.5. Переплетено. Агент предупреждает Марка о том, что Алиса опасна и имеет отношение к некоему Гуру с его теорией о "Переплетено". Короче, Гуру - оппозиция Мэру. И своими околоэзотерическими тезисами срет в голову Марку и засаживает крамольные мысли. "Откуда у тебя вообще время на заигрывание с радикалами?". Агент просит посидеть вечером с ее ребенком Ником. Заодно у Марка будет время закончить его собственное произведение - "Полигон".6. Колыбельная. Трек о Нике. Марк в колыбельной задается вопросами о большом городе. "Утомленные днем, мы поем колыбельные для темных времен". Кругом криминал, подавление, город - недобрый мир. Отсюда и происходит его произведение "Полигон", над которым он параллельно работает и, наконец, завершает.7. Полигон. Марк в своем произведение изобличает власть. Изобличает мастерски - все претензии к оппозиционерам саркастически выдаются как вуаль для неспособности власть имущих создать по-настоящему спокойное общество. Звучит слово "Горгород" - город на туманных, дурманящих веществах.8. Накануне. Агент ознакомилась с "Полигоном". "За два дня ты как-то политизировался". Агент подозревает, что "радикальные" мысли Алисы сильно влияют на Марка и заставляют его меняться. И незря подозревает. Текст песни перекликается с "Не с начала". Марк готов к решительным действиям против Мэра. "Ты прочтешь обо всем в новостях". Марк пишет "сиюминутную злобу" - видимо, что-то изобличающее Мэра. Верит, что его слово может быть оружием против несправедливого мира.9. Слово мэра. Агент потеряла Марка - до него не дозвониться, весь город в курсе какого-то заговора. А Марк в это время общается с Мэром лично. У виселицы. Выясняется, что Мэр неплохо знаком с Гуру - то тоже имеет отношение к местным чиновникам. Мэр считает, что Марка "натравили". В целом он ничего не боится и даже готов простить Марка с одним лишь условием - он больше не приближается к Алисе. Его дочери.10. Башня из слоновой кости. Марка отпускают. Совсем как в "Стене" Сартра - перед самой казнью. Марк счастлив, любит жизнь и летящей походкой спускается эшафота. Теперь он не отрицает как свое бунтарство, так и нрав художника, желающего смотреть на все со стороны, без вмешательства. И да, он любит свой город. Горгород. И посреди рассуждений, должен ли творец быть голодным, или достоин плодов своего успеха, он получает пулю. Непонятно, от кого - от якобы простивших его властей (как в книге 1984), или от бывших подельников Гуру и Алисы. Агент оставляет последнее сообщение - она ждет, когда он вернется домой и читает то самое произведение "Где нас нет", написанное в "Накануне".11. Где нас нет. Собственно, последнее произведение Марка. То ли венец его творчества, то ли набор фраз, произносимых людьми каждый день.

Так я все услышал. Где накосячил - поправьте)

birds & aeroplanes

В общем писать сначала ничего не хотел, потому как слишком много СПГС-ного лезет в голову. Но я уверен на 90%, что завтра выйдет вторая часть этой штуки. Я даже не буду сильно офигевать с того, что тут написали люди, приплетающие Лондоград, не понимающие к чему автоответчик и недоумевающе косящиеся на кавычки.

Неспроста распилена одна картина Брейгеля на две части (да, та самая "ты собрал только половину пазла, картина маслом", о которой говорит мэр Горгорода, сравнивая её с пирамидой потребностей Маслоу). Неспроста другая картина подобного рода помещена на обложку [записывайте в СПГСники - пожалуйста].

Чекните последнюю запись в инсте Scady. Вспомните все эти шуры-муры Мирона, грамотный подход, а теперь спросите себя: "Действительно ли он поедет с этим всем покорять более широкую аудиторию, плотно наевшуюся его межальбомными (читай, микстейпными) треками?". Вот и я не думаю.

А теперь, по первой части (скорее взывая к дискуссиям излагаю):

Марк/Мирон получает звонок от фаната "в тот самый понедельник". Звонок, исполненный праведного гнева, разочарования и "кулька" упрёков. Продался, не с нами и проч, и проч. Затем как бы отвечая на это всё, занимаясь рефлексией, автор пытается отстранить себя от этой всё политической суеты "я сам за себя и не ебёт", признавая свою несостоятельность в борьбе, находясь в Горгоде "на птичьих правах". Он якобы всё понимает и считает тщетными попытки что-либо менять. И всё бы хорошо и определённо, но затем случается пиздец...Девочка Пиздец. Искра, буря...внезапно любовь.Девочка-радикал посредством некого гуру (оппозиционер, в прошлом чиновника, забегая наперед) нанизывает буквально за пару суток свои идеи на иголочку покорного разума героя. Ведь он её искал с самого рождения, а на фоне таких поисков что могу значит эти взгляды? Хули, до свиданья. "Она его крест", который Марк, к слову, пронёс почти до конца.

Сам визит к гуру (Переплетено) я, признаюсь, не осознал до конца, не стану лезть. Скажу лишь, что данным образом герою в определенной мере внушают некую важность его влияния на социум, ведь "всё переплетено" в этом слоёном пироге. Впишем как сопутствующие процессы в резком переходе к новым взглядам, которые очень явно сформированы в колыбельной, из которой после было изложена львиная доля идей в "Полигон".

Всё. Переворот не за горами города. Возвращаемся немного к началу, которое на самом деле "не начало". Герой осознает, что из этой заварушки вернется далеко не каждый, ровно как и места под солнцем жестко лимитрованы. Созерцая спящий город, Марк переваривает ускользающие остатки сна. На него накатывает волна вдохновения, он остервенело чёркает в тетрадь то, что после получит название "Где нас нет".

"Все говорят о том, что ты замешан в заговоре против мэра..." пока люди этого мэра выволакивают за рубаху и тянут по улицам Горгрода вверх, к самому главе нашего незадачливого писателя.

Далее верхушка этой пирамиды непонятно для чего пытается выставить себя в положительном свете. Он всячески поясняет, что покуда стадо сыто некому возмущаться, что всё вокруг замечательно (без каких либо "но").Плен писателя срывает все планы, восстания не случается ("глянь на горизонте рассветает"). Ну и как итог мы узнаем, что Алиса является дочерью этого самого мэра.

Малость устал я это всё излагать, к тому же следом идут две самые противоречивые песни, о которых писать много и цельно уже сложно, а мало было бы кощунством. Надеюсь кто-то оценит и будет смысл тогда продолжать эту графоманию вкупе со спорами и домыслами.

Lapeev Stanislav

Извиняюсь за оффтоп, но я думаю, что куда-более интересна концепция с Башнями и Горгоротом.

Процентов на 80% уверен, что альбомов будет 2. На это банально намекает обложка. Картина Брейгеля "Вавилонская Башня". Таких картин он написал две - их негласно называют "малая башня" и "большая башня". На этой обложке, кстати, "малая башня". Отдельно ещё стоит отметить название, т.к. Горгород - производное от Горгорота - области в Мордоре, на которой стоит крепость Барад-Дур. Барад-Дур в переводе с тёмного наречия - чёрная башня. Картину Брейгеля с обложки, кстати, тоже так называют, т.к. она заметно мрачнее "большой башни".

Опираясь на географию Средиземья, можно сделать вывод, что Мирон совершает некий, как он его уже обозвал, "Долгий путь домой". Этот путь он начал из Восточного Мордора, далее дошёл до Горгорота. Осмелюсь предположить, что из Горгорота, который находится на западе Мордора, он выйдет к Минас Тириту, который находится аккурат к западу от Тёмных Врат и который, кстати, зовётся Белой Башней/Городом. Тут как раз и отслеживается связь между картинами Брейгеля, что намекает на следующий альбом или на вторую часть нынешнего. Конечно, он может выйти и нескоро, но на более скорый выход намекает обложка, а так же, что альбом писался 4 года и неоднократно откладывался. Возможно он откладывался как раз из-за того, чтобы довести концепцию путешествия до ума.

И нет, я не ОксиДрочер, я просто читал Толкина.

Дмитрий Семенцов

Для всех, кто понял и не понял.

Если попытаться охарактеризовать релиз "ГОРГОРОД" одним словом, то наиболее подходящим будет слово "концептуальность". Причём всё, что в русском репэ называлось "концептуальным" до этого, теперь переходит в раздел "просто альбомы". Предвкушая гневные выкрики "оксидрочер", "пидорас" и прочее, я предлагаю сначала разобраться, есть ли реальные основания так полагать.

Альбом "ГОРГОРОД" - это не альбом в привычном для нас понимании, т.е это не совокупность трэков, объединённых малопонятной (часто и для самого автора) идей. "ГОРГОРОД" фактически является аудио-рэп-книгой (очевидно, романом) с интригующим сюжетом, главным героем, хорошо проработанными персоонажами и, конечно, посылом, а каждый трэк в такой книге - это глава. Понять книгу можно лишь тогда, когда ты прочёл её полностью, так же и "ГОРГОРОД" можно понять, прослушав весь релиз: от первого до последнего трэка.

"ГОРГОРОД" повествует о писателе(Марке), который стал знаменитым вопреки всему миру(пафос:on). Будуший писатель рос слабым, непривлекательным мальчиком, на которого никто не возлагал особых надежд. В школе \детском саду говрили: "ваш ребёнок замкнутый, не ладит с коллективом", а позже говорили уже сами родители: "мой-то? в облаках, как в детстве, витает. Ты ничем не лучше - чудес не бывает". Его детство и юность проходят в постоянном непонимании со стороны окружающих и стычках со сверстниками. Марк связывается с плохой компанией, увлекается наркотиками и скоро попадает в тюрьму. После тюрьмы долгое время не может найти работу и имеет проблемы с алкоголем, но, судя по всему, находит в себе силы, чтобы осуществить мечту детства - стать писателем.

Но про детство Марка мы узнаём только в самом конце. Релиз же фактически начинается с того, что Марку, уже состоявшемуся писателю, звонит его литературный агент, который сообщает о каком-то сумасшедшем фанате. Гневный фанат дозванивается до самого Марка и изливает на писателя своё негодование. Главная претензия состоит в том, что даровитый писатель, будучи неизвестным, позволял себе в ранних работах много вольностей в отношении власти, а как только стал популярным, сразу струсил и замолчал. Фанат настаивает на том, что писатель должен не прятаться, а смело вести толпу за собой и вершить революцию: "осознал ли сам ты, что за рупор сжимаешь в руках? ("Кем ты стал"). В трэке "всего лишь писатель" Марк "отвечает": "игра без правил, я вне её. Я сам за себя и не ебёт". Писатель есть писатель, его дело - марать бумагу. В следующем трэке-главе ("Девочка Пиздец") Марк знакомится с некой Алисой, девушкой, которую он искал всё свою многострадальную жизнь.

Алиса ведёт его к Гуру, который рассказывает Марку про то, как в мире всё переплетено, несправедливо и печально. Мировоззрение Гуру противопоставляется мировоззрению Мэра (власти). Оказывается, что Алиса и Гуру радикалы, жаждущие свергнуть власть Мэра. В главе "Колыбельная" Марк соглашается помочь своему литературному агенту: посидеть с её ребёнком. Популярный писатель поёт достаточно мрачную, но правдивую песню, как бы подгатавливая ребёнка к будущим жизненным трудностям.

Воодушевлённый речью Гуру, Марк дописывает повесть\рассказа "Полигон", пронизанный революционным духом в том смысле, что после прочтенья небезразличный человек захочет что-то изменить. В конце концов, Марк решается присоединиться к революционерам и пойти против власти Мэра "ты прочтёшь обо всём в новостях". Революция терпит неудачу, а Марк попадает в руки к Мэру. Мэр говорит о том, что толпа по своей природе хочет, чтобы ей управляли, она " благоговея, влекома к плахе, петле или колу, страху... оковам" и что если он (Мэр-власть) уйдёт, то будет только хуже. Так же мы узнаём, что радикал Гуру в прошлом сам был чиновником, а Алиса является дочерью Мэра. Мэр на первый раз простил писателя, по глупости связавшегося с плохой компанией, но, выходя из "башни из слоновой кости", помилованного Марка убивают (по всей вероятности, убивает его кто-то из "толпы", всегда ненавидящей умников и выскочек). Об Алисе нам удаётся узнать следующее: её не любили в семье, она росла страптивым ребёнком, которого не могли исправить ни профессора, ни пансионат. Отовсюду она слышала, что её отец "властный социопат". Вскоре Алиса занкомится с Гуру, увлекается революционными идеями и вступает в связь с Марком (против воли отца), но в конце "девочка ушла, предав".

Выводы: Этот альбом трудно сразу оценить, понять всю его значимость, глубину и, наконец, крутость просто потому, что ничего подобного ещё не было. Этот чистый "книжный хоп" нам просто не с чем сравнивать. Это не тот альбом, где мы можем сказать"этот трэк мне понравился, а этот нет", потому что это первый цельный альбом, приэтом, безусловно, самый многослойный в смысловом отношении и того, что было до него. Лейтмотив всего альбома - это фигура художника-творца, стоящего перед выбором: вести за собой толпу или быть безучастным гением, который только "за самого себя и не ебёт". О технике, продакшене и говорить не приходится: всё на высшем уровне. Самый ожидаемый релиз года, как и предполагалось, перевернул игру, но перевернул по своему сценарию, который никто даже близко не смог предугадать.

the-flow.ru

«Горгород» в руках литературоведа - Рэп батлы

Всё, что происходит с нами, всё, что мы чувствуем, уже происходило когда-то с кем-то, не так ли? В своё время Николай Васильевич Гоголь был восхищён тем, что его друг В.А.Жуковский трудится над переводом «Одиссеи» Гомера. Узнав об этом, Гоголь решил для себя: если Жуковский переводит «Одиссею», то он – напишет свою. Таковой и является поэма «Мёртвые души», доказательств тому множество, ровно как версий о причине «самоубийства» Гоголя. Мне, однако, думается, что великий писатель оказался недостаточно велик для самого себя, для собственных запросов. Он закончил своё произведение, но сомнения терзали его душу. Усилили эти терзания и слова протоиерея Матфея, ставшего единственным читателем второго тома «Мёртвых душ», о том, что публиковать ряд глав недопустимо, более того, их нужно уничтожить. Возможно, Гоголь решил, что не смог достичь планки, которую сам для себя поставил. Так это или нет – мы никогда не узнаем. Однако моё эго шепчет мне на ухо о том, что я, подобно великому писателю, тоже могу не достичь поставленной перед собой цели, и разум мой уверенно ему вторит, ведь едва ли я всё смогу понять. Но я не Гоголь, мои амбиции куда меньше и такую трагедию как-нибудь переживу. Разубедить меня в моей уверенности сможет лишь сам автор, но «для рабов не поёт золотистый восход», а посему я скромно принимаю эту ношу и отправляюсь в путешествие по «Горгороду».

горгород оксимирон

Картина «Вавилонская Башня», Гюстав Доре

«Горгород» начинается «Не с начала», прямо-таки в лучших традициях Тарантино. Не с начала начинается и «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, где повествование открывается главой «Бэла» — главой, после событий которой проходит наименьший отрезок жизни Печорина, и после которой жизнеописание его нам даётся всего лишь в нескольких строках, за исключением встречи с Максим Максимычем. Примерно так же складывается судьба главного героя после трека «Накануне», являющегося, на мой взгляд, кульминационным. Назвать это совпадением было бы для меня кощунством, ведь «всё переплетено, и совпадений — ноль». Но обо всём по порядку.

В первом треке мы знакомимся с главным героем «поэмы» – писателем Марком. Речи его высоки и наполнены стремлением, но он сам себя обрывает и предлагает узнать, с чего же всё началось. Началось всё в понедельник со звонка его агента – Киры, которая потребовала отчёт о том, как продвигается написание его нового произведения, которое он должен будет сдать уже через месяц. Также она упомянула о каком-то повёрнутом фанате, который раздобыл её номер, звонил ей с упреками и, возможно, позвонит и Марку. Следует сразу обратить внимание на то, что речь Киры в этом треке, и далее мы будем слышать лишь на записи в телефоне Марка, которому она периодически звонит, причём говорит она, естественно, не в стихотворной форме. Имеет ли такая форма представления её речи какое-то особое значение? Пока что это совершенно неясно, так что лучше обратимся к самом треку:

Вдаваться в разнообразные значения слова «анафема» не будем, не хватало ещё начать блох задней лапой с ушей вычёсывать, остановимся на том, что анафема – это проклятие и, отталкиваясь от этого, поразмыслим, почему же герой проклинает себя, ведь он всего лишь поправил одеяло? Как правило, к девушкам на одну ночь никаких серьёзных чувств быть не может, следовательно, эта особа к таковым не относится, она важна для Марка, более того, он поддаётся порыву и проявляет заботу по отношению к ней, что выдаёт его сентиментальность, чуткость и если не любовь, то по крайней мере самые тёплые чувства к этой девушке. Следовательно, Марка не устраивает то, что он испытывает какую-то сильную привязанность? Более того, Марк думает о том, что он «доигрался» с этой девушкой, и эти слова станут его эпитафией – несколько пугающая мысль для человека влюблённого, не находите?

От внутренних противоречий писателя наше внимание перенаправляют на образ девушки, но не просто девушки, а богини. Выход из пены – прямая аллюзия на образ Афродиты, богини красоты и любви. Возможно, такой её видит лишь Марк, а, возможно, она и впрямь не человек. Интересным является и образ отпечатка от плеча на кафеле. Как это вообще возможно? Ведь выходят из воды ногами, оставляя отпечатки ног. Момент, безусловно, спорный, и мы можем предположить, что девушка просто коснулась стены, однако, зная Мирона Яновича как человека, не произносящего ни слова впустую, я дерзну предположить, что это намёк на искусственность данной особы, на её, если хотите, нечеловеческое происхождение. В голове моей тут же возникает миф о Пигмалионе, древнегреческом скульпторе с Кипра, и Галатее – творении рук его. Согласно общепринятой версии мифа, Пигмалион создал Галатею, влюбился в неё, и Афродита, сжалившись, оживила статую, дабы Пигмалион испытал счастье взаимной любви. Однако существует другая версия, в которой Пигмалион открыто высказал своё презрение к женщинам, и Афродита покарала его, заставив влюбиться в ту, что никогда не ответит взаимностью, однако, благодаря силе своей любви Пигмалион оживил Галатею. Лично мне из двух предложенных вариантов более близким к нашей теме видится второй, потому как из первых строк нам понятно, что для самого Марка чувства к этой девушке – большая неожиданность, но в то же время предначертанный рок, подтверждение чему мы позже найдём в треке «Девочка-п**дец».

Пигмалион и Галатея

Картина «Пигмалион и Галатея», Жан-Леон Жером

После знакомства с девушкой нам представляют ещё одного центрального персонажа повествования – сам город. И тут же его сущность раскрывается перед нами с помощью обыгрывания понятий из игры «Мафия». В городе как будто нет мирных, добропорядочных жителей. Есть только плохие и очень плохие. Город, словно живое существо, поглощает людей, губит их и подчиняет своей воле, в то время как верхушка считает этот процесс не более чем планом, как уравнением. Но почему же город «вертикально поделен»? Думается мне, что это – игра слов с понятием «вертикаль власти», то есть в этом городе существуют чёткое разграничение должностей и иерархия. Герой же наш, на фоне этой огромной махины, находясь рядом с любимой, «фатально потерян». Что-то выбило его из колеи, он не видит чёткого продолжения своего пути. Или видит, но тот настолько отличается от предыдущей его жизни, что герой пока не способен его принять? Вполне возможно. Все эти сюжетные и образные линии очень важно запомнить, ибо в последующем повествовании они постоянно будут встречаться и раскрываться полнее. Первый трек словно обозначает проблематику всего произведения, однако охватить буквально все темы, естественно, невозможно. С осознанием этого факта предлагаю продвигаться дальше.

В первом полноценном треке «Кем ты стал?» мы наслаждаемся монологом того самого фаната, о котором предупреждала Кира:

Речь фаната проста и искренна, но это не просто монолог – это полноценная филиппика, гневная обличительная речь. Фанат сравнивает Марка с Далай-Ламой, то есть он являлся для фаната неким духовным лидером и просветителем, однако впоследствии сдулся, не устоял перед роскошью и богатой жизнью, стал писать не для души, а ради денег. Как же Марку удалось пробиться в сливки общества, если он был протестующим, опальным писателем? Это большой вопрос, над которым автор предоставляет нам возможность подумать самостоятельно, вплетая в повествование ещё одну нить недосказанности, которую мы должны проследить по ходу развития сюжета. Помимо Марка в данном тексте опять фигурирует образ города, на этот раз ещё более страшного и могущественного. Теперь мы понимаем, что все вокруг видят беспредел, бедность, коррупцию, цензуру, однако предпочитают молчать, как и главный герой, и словно страусы зарывают головы в песок, дабы остаться в целости и сохранности. Закономерно, что самый преданный фанат в итоге становится хейтером.

В конце трека мы вновь слышим автоответчик с голосом Киры, которая выражает сочувствие Марку по поводу звонка от фаната. Она понимает, что писатель всё прекрасно видит, но, как и все, не идёт против системы. Кира тоже, как мы понимаем, не в восторге от этого «горячо любимого мэра», но с этим ничего не поделаешь, и она советует Марку сходить на какую-то попойку в честь очередного переизбрания. Нам становится совершенно ясно, что мэр этот, как и многие деспотичные правители, сел на трон давно и надолго. Последнее высказывание Киры – предупреждение о том, чтобы Марк не переборщил с гором. Очевидно, что это либо алкоголь, либо наркотик, который не самым лучшим образом влияет на человека, но с чего бы ему взяться на вечеринке в честь переизбрания мэра? Он же всё-таки высокопоставленное должностное лицо! Становится очевидным, что мэр, помимо всего прочего, связан ещё и с наркомафией и совершенно не тяготится соблюдением законов, раз уж позволяет себе и своему окружению так открыто употреблять этот наркотик на вечеринке имени его самого. В глаза так же бросается само название – «гор». Словно это есть неотъемлемая часть Горгорода, содержащаяся даже в его названии. Вот уж действительно «город грехов».

Трек «Всего лишь писатель» по сути является ответом на «Кем ты стал?», но только прямого ответа на этот вопрос в нём не даётся. Основной причиной своего бездействия Марк называет самих жителей города. Он говорит о том, что людям ничего не надо: ни обличения взяточничества, ни высмеивания деспотичного правителя, ни чего-либо ещё. Все предпочитают просто сидеть на нагретом месте и, по совету самого Марка, «не срать в угол, в котором живёшь». Но это лишь его мнение. Даже исходя из содержания предыдущего трека «Кем ты стал?», мы можем сделать вывод, что в Горгороде остались люди небезразличные к происходящему вокруг, те, кто готов бороться за правду и свободу, но наш писатель словно позабыл о них. Из этого следует понимание: Марк лишь открещивается от своих обязанностей и былых идеалов, он буквально предаёт самого себя, прекрасно осознавая это: «Эти ваши разговоры про рупор – это пиздёж. Я жопу не лизал, почему же совесть чиста? Остальное – задачи общества».

Нет ничего хуже для творца, чем предать свои идеалы и принципы, а именно это Марк и сделал. Он пытается убедить нас в том, что «не был рождён для великих дел», но разве путь писателя по натуре своей не есть путь воина, лидера, диссидента? Разве он может говорить о том, что «роли спасителей – не моё»? Возвращаясь к словам фаната, мы видим, что именно таким духовным лидером и вдохновителем Марк и был, но теперь и сам не знает, кем же он стал.

Автор рисует перед нами самого что ни на есть малодушного и слабого человека, возомнившего себя тем ещё мучеником. Но, может он и вправду мученик? Марк говорит о том, что он не Иса (Иса – это исламский пророк, отождествляемый с Христом), однако крест всё же несёт. Выходит, крест здесь символизирует не спасительную миссию, от которой писатель так старательно себя отгораживает, а некий груз на душе. Это – ещё одно подтверждение тому, что Марк осознаёт своё предательство. Он прекрасно видит всё, что происходит вокруг, и прекрасно знает, что обязан этому сопротивляться.

Всё, что происходит вокруг, писатель считает сюрреалистичным, нереальным. Фраза «И как я очутился <…> посередине жизни в сумеречном лесу?» отсылает нас к первым строкам «Божественной комедии» Данте. «Лес» этот — страшное, мрачное место, где всё вокруг словно давит на тебя, нагоняет страх и усталость. Вероятно, таким же Марк видит Горгород. Это первая прямая характеристика города. До этого Марк высказывался о нём лишь как о муравейнике (но какой же город не муравейник?). Возможно, на такое «сюрное» восприятие всего происходящего влияет Гор. Марк то просит кредитку, то говорит о том, что все вокруг уже знатно употребили, а в конце заявляет, что Гор его почти не берёт, что, естественно, является неправдой, ведь речи Марка весьма развязны и колки, он не стесняется в оценках окружающего общества, а ведь, не забываем, находится на вечеринке в честь переизбрания мэра.

Повествование таково, что итогом этого трека, казалось бы, станет крайне безысходная нота, что-нибудь об обречённости всякого рода сопротивления, падении нравов и утрате моральных ценностей, или же речь может зайти об отрицании страшной действительности по принципу «пира во время чумы», но речь Марка обрывается на словах: «Почти сажусь в такси и внезапно вижу её». Она, как мы понимаем, и есть та самая девушка, с которой мы познакомились в «Не с начала». Тут-то и начинается самое интересное.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

rap-battles.ru

Горгород — википедия фото

После дебютного альбома «Вечный жид», получившего высокие оценки критиков[6], Мирон начал разрабатывать концепцию следующего[7]. 8 августа 2014 года рэпер выложил видеообращение с названием «Oxxxymiron о дате выхода второго альбома» на своём канале на YouTube, где объяснил причины очередного переноса релиза, который был намечен на август 2014 года: «альбом неидеален в моём восприятии, поэтому я переношу релиз на неопределённую дату»[8].

В конце апреля 2015 года стало известно, что презентации альбома пройдут 13 и 14 ноября того же года в Санкт-Петербурге и Москве соответственно[9]. Как утверждает сам Мирон, альбом был записан за 3 недели до первой из них, что получилось благодаря «невероятному» выбросу адреналина в страхе в очередной раз потерпеть фиаско, как это случилось, когда он назначил датой выхода август 2014-го и не успел закончить альбом в срок[10].

13 ноября 2015 года в официальной группе Oxxxymiron'а на сайте ВКонтакте был выложен альбом для свободного скачивания[11]. Сайт The-Flow.ru, выложив ссылку на скачивание, перестал загружаться, не выдержав наплыва пользователей[12]. На следующий день альбом стал доступен для покупки в iTunes[13]. После выхода альбома многочисленные поклонники Oxxxymiron’а заполнили Рунет декодингом сюжета[14].

Уже 15 ноября 2015 года «Горгород» стал лидером российского iTunes среди всех других альбомов[15]. Релиз сопровождался рекомендацией слушать треки в строгой последовательности и целиком, что обусловлено концептуальностью альбома[16]. Учитывая отсутствие какого-либо промо, а также в связи с тем, что вначале альбом был выложен в свободный доступ, у фанатов родилась теория, что данный релиз является первой частью настоящего альбома[17].

Спустя два года, в 2017-м, альбом продолжал держаться в чартах Apple Music и iTunes среди самых популярных альбомов у россиян, и по итогам года взял восьмую позицию[18].

Известный музыкант и хип-хоп-исполнитель Noize MC прокомментировал следующим образом: «Очень сильное впечатление на меня произвёл альбом Оксимирона, наверное, это самая главная запись этого года для меня. Горгород — это очень мощное высказывание. Я впечатлён тем, что выстроена, связана история из 11 треков, это своеобразный рэп-роман такой. Это не поддаётся с первого прослушивания, это нужно переслушивать, разбирать, возвращаться к этому снова. Это круто! Я вообще рад, что настолько сложная музыка, ну скорее сложный даже текст становится популярным, обсуждаемым, что на это обращают внимание. Это здорово. Я думаю — это двигает весь жанр вперёд.»[19]

В 2018 году альбом (точнее, его текст, охарактеризованный как поэма) вошёл в лонг-лист литературной премии имени Александра Пятигорского[20].

На обложке альбома использован второй вариант известной картины нидерландского художника Питера Брейгеля «Вавилонская башня». На картине изображена Вавилонская башня, описанная в Книге Бытия. Люди задумали башню-город высотой до небес, но Бог усмирил их гордыню, смешав их языки и расселив по всему миру, башня так и не была достроена. Так называемая «Малая Вавилонская башня», которая меньше «большой» и выполнена в более тёмной цветовой гамме, эта версия и попала на обложку альбома. Надпись «Горгород» на обложке выполнена в виде почтового штемпеля, его перекрывает дополнительный штемпель.

Название альбома, «Горгород», созвучно с толкиновским покрытым вулканическим пеплом плато Горгоротом в Мордоре из романа «Властелин колец». Ранее Oxxxymiron уже обращался к легендариуму Средиземья: в альбоме «Вечный жид» есть песня «Восточный Мордор». Также в песнях альбома несколько раз упоминается наркотик гор, получаемый из отходов добычи руды, отсюда появляется другая трактовка названия.

Альбом рассказывает историю писателя по имени Марк. Некоторую информацию слушатель узнаёт из вставленных в начало и/или конец треков записей с автоответчика Марка, на всех таких отрывках слышен голос Киры — литературного агента Марка.

  1. «Не с начала» открывает повествование альбома и показывает сцену в постели Марка с некой Алисой, где писатель предлагает рассказать свою историю, которая началась со звонка Киры «в понедельник». В звонке литературный агент спрашивает про прогресс в работе, так как через месяц подходит крайний срок сдачи рукописи, кроме того, до неё дозвонился «повёрнутый фанат» с упрёками и предупреждает Марка, что он может дозвониться и до него.
  2. «Кем ты стал» — обращение того «повёрнутого фаната» к главному герою, где он высказывает свои претензии писателю, который был ему «старшим братом, хоть и мне не родня». В конце Марку вновь звонит Кира, сочувствуя, что ему дозвонился фанат, а также приглашает его на вечеринку к Фон Глену, посвящённую переизбранию «горячо любимого мэра».
  3. «Всего лишь писатель» — описание действий героя на вечеринке и его взглядов на жизнь и окружающих людей. Марк прямо отказывается от прочих не писательских проблем: «Я за добро, но я пишу книги, а в остальном да гори оно всё пламенем синим». Также упоминается, что его «уже не берёт гор» (местный наркотик) и что Марк увидел «её».
  4. «Девочка Пиздец» — история о том, как Марк встретил Алису и влюбился в неё. Он признаётся, что ждал этой любви с детства, что он устал искать её и в итоге нашёл. Однако он считает, что она причиняет ему огромный урон, но и отказаться от неё не может. Он понимает, что однажды она от него уйдёт.
  5. «Переплетено». Кира предупреждает Марка об опасности общения с Алисой и говорит о некоем Гуру с его теорией «переплетено». Марк встречается с Гуру, который является главной оппозицией мэру, Гуру рассказывает свою теорию, что все в мире связано и все влияет друг на друга: высшие слои населения и низшие, хищники и их жертвы, люди, живущие на горе, после смерти будут похоронены в горе и станут её углём и т. п. Вновь звонит агент и просит посидеть с её ребёнком, заверяя, что тот быстро уснёт, а он сможет поработать над книгой «Полигон». Существуют альтернативные трактовки песни: якобы Марк обвиняет Гуру во владении наркоимперией из наркотика го́ра, добываемого из руды местной горы.
  6. «Колыбельная». Марк поёт маленькому мальчику, параллельно размышляя о проблемах города и системы. В это же время он заканчивает работу над «Полигоном», в котором отразилась политическая позиция Марка.
  7. «„Полигон“» — произведение Марка, по сути антиутопия. Его работа оказывается крайне политизированной и революционной, писатель изобличает власть, сатирически описывает общество, которое всё устраивает. Агент начинает переживать за Марка. По её мнению, он очень сильно политизировался за несколько последних дней.
  8. «Накануне». Текст песни перекликается с «Не с начала», где они вместе с Алисой. Марк пишет что-то изобличающее мэра: «ты прочтёшь обо всём в новостях», мечтает словом изменить мир. Пишет рукопись «Где нас нет».
  9. «Слово мэра». Кира не может дозвониться до Марка. Она сообщает, что весь город говорит о его заговоре против мэра. Агент приходит к нему в квартиру, дверь открыта, она забирает его рукопись («Где нас нет»). В это время Марка приводят к мэру, ставят перед эшафотом. Текст песни идёт от имени мэра. Тот считает, что свои мысли писателю внушил Гуру, бывший чиновник, оказавшийся в оппозиции после смещения его мэром. Видимо, с тех пор Гуру и знаком с Алисой. Мэр обещает пощадить писателя при условии, что Марк не будет встречаться с Алисой, которая оказывается дочерью мэра.
  10. «Башня из слоновой кости». Марка отпустили, он идёт по городу и благодарит судьбу за то, что остался жив. Его бросила Алиса, но он не переживает по этому поводу. Марк переосмысливает свои взгляды, понимает, что как творец должен быть только наблюдателем, в киосках видит свои книги. Его мысли прерывает выстрел. Звонит агент, она рада, что Марка отпустили и собирается прочитать «Где нас нет», написанное в «Накануне».
  11. «„Где нас нет“» — заключительный трек альбома. «Понятный линейный нарратив о человеке, целиком составленный из разрозненной прямой речи, которую он слышит на протяжении жизни» — поясняет сам Мирон[10].

org-wikipediya.ru

Хороший «Горгород»: рецензия на альбом

Поскольку «Горгород» – это всё-таки город, было решено, рецензируя этот альбом, прибегнуть к популярному среди туристических блоггеров приёму «плохой-хороший», то есть написать сразу две рецензии, разгромную и хвалебную. Перед вами – вторая часть рецензии на один из главных релизов прошлого года, хвалебная.

Часть первая, разгромная

Так сложилось, что в искусстве всегда особо ценились те произведения, которые предлагают свой собственный мир. Одно дело – когда действие разворачивается в знакомых тебе локациях, совсем другое – если речь идёт об иных мирах, планетах, Вселенных. Толкин, например, вряд ли стал бы таким культовым, если бы Гэндальф верхом на Светозаре скакал не по Средиземью, а по, например, Шотландии. Впрочем, сам Толкин не один раз говорил, что Средиземье (которое, кстати, всего лишь главный континент в толкиновской Вселенной, а не её название) в далёком прошлом находилось в нашем мире, на Земле. Хоббитания, например, вообще располагается на одной широте с Оксфордом, в котором Мирон учился, а Толкин – преподавал. Безусловно, на творчество Мирона Толкин оказал значительное влияние и Горгород в каком-то смысле – попытка пойти по стопам если не кумира, то весьма уважаемого Мироном писателя (сразу после выхода Горгорода я при помощи всё того же Толкина бросился строить конспирологические теории и доказывать, что скоро нас ожидает второй альбом. Кому интересно – прочесть можно здесь).

Горгород представляется мне мрачным местечком, утопающим в коррупции, наркотиках, терроре, криминале, с жёстким стержнем внутренней политики, «суицид или стоицизм» – вот выбор, предоставляемый сильными этого мира. Плохо освещённые кривые раздолбанные улочки, фонарь, улица, аптека. Ничего, случайно, не напоминает? Выгляните-ка в окно. Огромная ценность Горгорода – в его актуальности и злободневности.

Знаете ли вы, что когда вручаются Нобелевские премии, учитывается также то, насколько произведение отображает современность, насколько оно вскрывает болезненные темы, насколько актуально для человечества прямо сейчас? Выпусти Оксимирон набор убойных бенгеров, которых он в достаточном количестве выложил в 2015-м – это было бы просто круто. Горгородом же Мирон явно пытается попасть в вечность – оставить след на песке времён стремится каждый созидающий что-либо человек. Окси, конечно, смело можно отнести в разряд Творцов.

Искренне расстроился, обнаружив, что не я первым заметил напрашивающуюся параллель с «Градом обреченным» Стругацких. Горгород настолько же неприветлив, этот мир притягивает своей мрачной обречённостью, и если утром «они» выключат Солнце – останется лишь развести руками, мол, Эксперимент есть Эксперимент. Однако схожесть не только в этом. Вот что говорят Стругацкие по поводу своего Града: «Ни над каким другим нашим произведением (ни до, ни после) не работали мы так долго и так тщательно. Года три накапливали — по крупицам — эпизоды, биографии героев, отдельные фразы и фразочки; выдумывали Город, странности его и законы его существования». У Окси ушло чуть больше 4 лет. Работа, возможно, не такая масштабная, но ведь он же без брата писал (кстати, двоюродный брат Мирона вроде как толкинист). Идём далее, роман Стругацких называется именно «Град обреченный» потому, что «так называется известная картина Рериха, поразившая нас в своё время своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей». Картина, город, безнадёжность, да-да, всё переплетено.

Заметили ли вы, насколько яркие и интересные образы у тех персонажей, от лица которых ведется повествование, кроме самого Марка, разумеется? Имеется необходимый минимум героев: главный, вокруг которого всё крутится, рассказчик, помогающий нам связывать действия и не терять нить (автоответчик), злодейский негодяй, угнетатель (Мэр), тот, кто противостоит ему (радикалы), роковая женщина (Алиса). Создаётся впечатление, что читаешь, например, Мольера – не хватает только умного и ушлого слуги, который решит всё за своего господина.

Возможно, главный вопрос, из-за которого весь сыр-бор – внутренние страдания героя, его сомнения по поводу собственной позиции, колебания. С ней-то, с позиции, и начинаем – фанат обвиняет Марка, мол, тряпка ты, у нас тут такое происходит, а ты в стороне. Следующим же треком Марк отвечает – с меня взятки гладки, я вам тут кто – всего лишь писатель, мелкая сошка.

Существует такая методика: если сталкиваешься с какой-то большой проблемой, темой, которую за раз не прожевать, подаёшь два разных взгляда на неё в двух разных произведениях (к этому приёму я, собственно и прибегнул в случае с рецензией на этот альбом). Проблема позиции Марка именно так и освещается, в двух разных треках. Что интересно – претензия фаната даётся именно в форме «Кем ты стал», то есть это намёк на то, что раньше Марк придерживался других взглядов. 

Проблема продолжает развиваться – фанат внёс лишь лёгкое смятение, следующие, более мощные удары наносят появившаяся в жизни и постели героя Девочка Пиздец и разговор с предводителем радикалов.        

Мэр – классический романтический злодей, он не просто сам производит наркотик, которым душит собственный народ, в беседе с Марком он объясняет, почему так делает и по ходу разговора ты даже успеваешь проникнуться к нему некой симпатией. Важный момент, свидетельствующий о мастерстве – слушателю не просто подают события в определенной последовательности, ему оставляют простор, чтобы он сам мог домыслить недостающее, улочки Горгорода грязны, но не узки, пройти там трое могут в ряд. Мастерский ход! 

Однако ж это хвалебная рецензия, погодите, давайте я наконец буду за что-то неприкрыто хвалить. Козыри у Окси, собственно, те же, что и раньше. Остроты, ярости, возможно, поубавилось, зато опыта стало больше, да и погоня за витиеватыми рифмами уже в прошлом. Текстовая составляющая – идеальна, комар носа не подточит. Исполнено всё тоже на отличном уровне. Метафоры, отсылки, намёки и аллюзии – всё то, за что так любят Мирона и его поэзию. 

Есть ли стопроцентные хиты? Безусловно! Толпы маленьких и не очень девочек переименовывают свои профили в соцсетях в Девочка Пиздец, великолепный «Где нас нет» уже успел стать лучшим треком года по мнению многих авторитетных изданий. Кстати, о нём, втором рассказе в рассказе. Я вижу здесь, прям как у Дяди Жени, чьё мнение так ценно для самого Мирона, «оду всем покалеченным судьбам». Вопросы семьи и воспитания детей – большая редкость в русском рэпе, если не учитывать сотни посредственных песен про маму и одной хорошей про бабушку.  

В чем заключается победа Окси? В том, что его собственный слушатель в большинстве своём всё-таки остался доволен – раз. Два – почитателей таланта Мирона стало во много раз больше, о нём написали практически все главные издания страны, позвали на «Вечерний Ургант», где Окси не только стремительно хлебал чай, как истый англичанин, но выглядел достойно и не зашкварно. Три – я по-прежнему считаю, что продолжение будет. Мирон – мастер хайпа, и не продолжить настолько жирную и плодовитую в этом плане тему было бы, наверное, нецелесообразно. 

А про антиутопии, Оруэлла, цельность и концептуальность вам уже и без меня триста раз рассказали. Dixi!

www.rap.ru

Горгород — WiKi

После дебютного альбома «Вечный жид», получившего высокие оценки критиков[6], Мирон начал разрабатывать концепцию следующего[7]. 8 августа 2014 года рэпер выложил видеообращение с названием «Oxxxymiron о дате выхода второго альбома» на своём канале на YouTube, где объяснил причины очередного переноса релиза, который был намечен на август 2014 года: «альбом неидеален в моём восприятии, поэтому я переношу релиз на неопределённую дату»[8].

В конце апреля 2015 года стало известно, что презентации альбома пройдут 13 и 14 ноября того же года в Санкт-Петербурге и Москве соответственно[9]. Как утверждает сам Мирон, альбом был записан за 3 недели до первой из них, что получилось благодаря «невероятному» выбросу адреналина в страхе в очередной раз потерпеть фиаско, как это случилось, когда он назначил датой выхода август 2014-го и не успел закончить альбом в срок[10].

13 ноября 2015 года в официальной группе Oxxxymiron'а на сайте ВКонтакте был выложен альбом для свободного скачивания[11]. Сайт The-Flow.ru, выложив ссылку на скачивание, перестал загружаться, не выдержав наплыва пользователей[12]. На следующий день альбом стал доступен для покупки в iTunes[13]. После выхода альбома многочисленные поклонники Oxxxymiron’а заполнили Рунет декодингом сюжета[14].

Уже 15 ноября 2015 года «Горгород» стал лидером российского iTunes среди всех других альбомов[15]. Релиз сопровождался рекомендацией слушать треки в строгой последовательности и целиком, что обусловлено концептуальностью альбома[16]. Учитывая отсутствие какого-либо промо, а также в связи с тем, что вначале альбом был выложен в свободный доступ, у фанатов родилась теория, что данный релиз является первой частью настоящего альбома[17].

Спустя два года, в 2017-м, альбом продолжал держаться в чартах Apple Music и iTunes среди самых популярных альбомов у россиян, и по итогам года взял восьмую позицию[18].

Известный музыкант и хип-хоп-исполнитель Noize MC прокомментировал следующим образом: «Очень сильное впечатление на меня произвёл альбом Оксимирона, наверное, это самая главная запись этого года для меня. Горгород — это очень мощное высказывание. Я впечатлён тем, что выстроена, связана история из 11 треков, это своеобразный рэп-роман такой. Это не поддаётся с первого прослушивания, это нужно переслушивать, разбирать, возвращаться к этому снова. Это круто! Я вообще рад, что настолько сложная музыка, ну скорее сложный даже текст становится популярным, обсуждаемым, что на это обращают внимание. Это здорово. Я думаю — это двигает весь жанр вперёд.»[19]

В 2018 году альбом (точнее, его текст, охарактеризованный как поэма) вошёл в лонг-лист литературной премии имени Александра Пятигорского[20].

На обложке альбома использован второй вариант известной картины нидерландского художника Питера Брейгеля «Вавилонская башня». На картине изображена Вавилонская башня, описанная в Книге Бытия. Люди задумали башню-город высотой до небес, но Бог усмирил их гордыню, смешав их языки и расселив по всему миру, башня так и не была достроена. Так называемая «Малая Вавилонская башня», которая меньше «большой» и выполнена в более тёмной цветовой гамме, эта версия и попала на обложку альбома. Надпись «Горгород» на обложке выполнена в виде почтового штемпеля, его перекрывает дополнительный штемпель.

Название альбома, «Горгород», созвучно с толкиновским покрытым вулканическим пеплом плато Горгоротом в Мордоре из романа «Властелин колец». Ранее Oxxxymiron уже обращался к легендариуму Средиземья: в альбоме «Вечный жид» есть песня «Восточный Мордор». Также в песнях альбома несколько раз упоминается наркотик гор, получаемый из отходов добычи руды, отсюда появляется другая трактовка названия.

Альбом рассказывает историю писателя по имени Марк. Некоторую информацию слушатель узнаёт из вставленных в начало и/или конец треков записей с автоответчика Марка, на всех таких отрывках слышен голос Киры — литературного агента Марка.

  1. «Не с начала» открывает повествование альбома и показывает сцену в постели Марка с некой Алисой, где писатель предлагает рассказать свою историю, которая началась со звонка Киры «в понедельник». В звонке литературный агент спрашивает про прогресс в работе, так как через месяц подходит крайний срок сдачи рукописи, кроме того, до неё дозвонился «повёрнутый фанат» с упрёками и предупреждает Марка, что он может дозвониться и до него.
  2. «Кем ты стал» — обращение того «повёрнутого фаната» к главному герою, где он высказывает свои претензии писателю, который был ему «старшим братом, хоть и мне не родня». В конце Марку вновь звонит Кира, сочувствуя, что ему дозвонился фанат, а также приглашает его на вечеринку к Фон Глену, посвящённую переизбранию «горячо любимого мэра».
  3. «Всего лишь писатель» — описание действий героя на вечеринке и его взглядов на жизнь и окружающих людей. Марк прямо отказывается от прочих не писательских проблем: «Я за добро, но я пишу книги, а в остальном да гори оно всё пламенем синим». Также упоминается, что его «уже не берёт гор» (местный наркотик) и что Марк увидел «её».
  4. «Девочка Пиздец» — история о том, как Марк встретил Алису и влюбился в неё. Он признаётся, что ждал этой любви с детства, что он устал искать её и в итоге нашёл. Однако он считает, что она причиняет ему огромный урон, но и отказаться от неё не может. Он понимает, что однажды она от него уйдёт.
  5. «Переплетено». Кира предупреждает Марка об опасности общения с Алисой и говорит о некоем Гуру с его теорией «переплетено». Марк встречается с Гуру, который является главной оппозицией мэру, Гуру рассказывает свою теорию, что все в мире связано и все влияет друг на друга: высшие слои населения и низшие, хищники и их жертвы, люди, живущие на горе, после смерти будут похоронены в горе и станут её углём и т. п. Вновь звонит агент и просит посидеть с её ребёнком, заверяя, что тот быстро уснёт, а он сможет поработать над книгой «Полигон». Существуют альтернативные трактовки песни: якобы Марк обвиняет Гуру во владении наркоимперией из наркотика го́ра, добываемого из руды местной горы.
  6. «Колыбельная». Марк поёт маленькому мальчику, параллельно размышляя о проблемах города и системы. В это же время он заканчивает работу над «Полигоном», в котором отразилась политическая позиция Марка.
  7. «„Полигон“» — произведение Марка, по сути антиутопия. Его работа оказывается крайне политизированной и революционной, писатель изобличает власть, сатирически описывает общество, которое всё устраивает. Агент начинает переживать за Марка. По её мнению, он очень сильно политизировался за несколько последних дней.
  8. «Накануне». Текст песни перекликается с «Не с начала», где они вместе с Алисой. Марк пишет что-то изобличающее мэра: «ты прочтёшь обо всём в новостях», мечтает словом изменить мир. Пишет рукопись «Где нас нет».
  9. «Слово мэра». Кира не может дозвониться до Марка. Она сообщает, что весь город говорит о его заговоре против мэра. Агент приходит к нему в квартиру, дверь открыта, она забирает его рукопись («Где нас нет»). В это время Марка приводят к мэру, ставят перед эшафотом. Текст песни идёт от имени мэра. Тот считает, что свои мысли писателю внушил Гуру, бывший чиновник, оказавшийся в оппозиции после смещения его мэром. Видимо, с тех пор Гуру и знаком с Алисой. Мэр обещает пощадить писателя при условии, что Марк не будет встречаться с Алисой, которая оказывается дочерью мэра.
  10. «Башня из слоновой кости». Марка отпустили, он идёт по городу и благодарит судьбу за то, что остался жив. Его бросила Алиса, но он не переживает по этому поводу. Марк переосмысливает свои взгляды, понимает, что как творец должен быть только наблюдателем, в киосках видит свои книги. Его мысли прерывает выстрел. Звонит агент, она рада, что Марка отпустили и собирается прочитать «Где нас нет», написанное в «Накануне».
  11. «„Где нас нет“» — заключительный трек альбома. «Понятный линейный нарратив о человеке, целиком составленный из разрозненной прямой речи, которую он слышит на протяжении жизни» — поясняет сам Мирон[10].

ru-wiki.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта