Сочинения по картинам А.А. Пластова. Картины а пластова


Сочинения по картинам А -А

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около дома, и ворона сидит на тропинке. Двое детей, мальчик и девочка, стоят на крыльце и любуются первым снегом. Его легкие воздушные хлопья как бы кружат в хороводе, покрывая землю как лебяжьим пухом.

По-моему мнению художник изобразил раннее утро, так как снега выпало уже достаточное количество, чтобы покрыть землю и крышу своим белым пухом, А первый потому что на лице у детей восторг. Девочка смотрит очень заворожено, ее взгляд устремлен в небо. Дети наверно увидели в окно, что выпал снег и не поверили этому, выбежали на улицу, одев только шапку и валенки, девочка накинула на голову шаль.

Сперва картина для меня показалась, мрачноватой, так как художник использует контраст темного с белым, но, на мой взгляд, он это делает для того, чтобы передать всю атмосферу наступления зимы. Ведь люди устают от серой и сырой осени, и первый снег для них всегда радость, ведь на улице от него становится светлее, дети начинают лепить снежных баб, и играть в снежки.

Я очень люблю зиму. Зима для меня, волшебное время года. Я люблю ходить с друзьями на каток, или кататься на санках с горы. Люблю ходить в походы на лыжах в лес. Зима — это всегда время подарков и чудес. На новый год обычно всей семьей мы собираемся дома за большим столом, и под бой курантов загадываем желания, а на рождество мы всегда ездим в гости к бабушке, она готовит для нас праздничные угощения. Я, как и эти дети всегда радуюсь первому выпавшему снегу, и непременно начинаю готовить лыжи к первому походу. Для меня первый снег всегда означает приближение нового года. Я благодарен художнику, что при виде картины, я смог ощутить чувство радости, как от настоящего выпавшего первого снега.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | Ноябрь 2015

Сочинение по картине А.А. Пластова «Родник»

Пластов мой любимый художник. Его работы как бы возвращают нас на много лет назад, показывая ту эпоху, в которой жил сам художник. Одной из моих любимых картин Пластова является «Родник», написанная в 1952 году.

На полотне запечатлена девушка с коромыслом и двумя ведрами, она набирает в эти ведра воду из родника. Особый контраст придает светлое платье и кусты камыша за спиной у девушки. Мы сейчас только из рассказов и картин можем представить, что людям приходилось куда-то ходить за водой, нам же достаточно для этого повернуть вентиль крана или набрать на телефоне заветные цифры доставки, и воду привезут прямо до квартиры, правда, за деньги. Да и источников осталось небольшое количество. Я помню как рассказывала бабушка, что когда она была молодой, они бегали на родник, не только попить воды, но и умыться. Вода в родниках всегда чистая.

По тому, с какой точностью художник изобразил девушку той эпохи, можно прочувствовать и его любовь к тем временам и нравам. Художник изобразил жаркий летний день с голубым небом и пористыми облаками.

Мне, несомненно, захотелось, помочь этой девушке донести ведра до дома. Или умыться кристально чистой родниковой водой. Почувствовать запах летнего дня. Пройтись босиком по проселочной дороге так же как эта девушка. А может даже поиграть с местной детворой в догонялки или прятки. Я как будто прикоснулось к тому времени, и на минуту оказалась там. Мне не стало страшно, что за водой нужно идти на родник, там каждый тебе друг. Как говорила моя бабушка «В те времена люди дружили друг с другом, и не было столько злобы и зависти». Так почему мы не можем быть добрее сейчас, что нам мешает!?! Картина «Родник» вызвала у меня много теплых чувств, заставила задуматься о настоящем времени и прочувствовать положительные стороны той эпохи.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Родник» | Ноябрь 2015

Сочинение по картине А.А. Пластова «Саня Маликов»

Аркадий Александрович Пластов русский художник-портретист. В своих картинах умеет реалистично передать настроение, характер и переживание главного героя. Одна из моих любимых работ этого художника картина «Саня Маликов».

На картине изображен мальчик, на вид ему дет тринадцать. Сидит мальчик на стуле с длинной спинкой. Лицо у него бледного цвета, но как мне кажется это от того что фон всего изображения, несколько темноват. Глаза у парня карего цвета, волосы темно-каштановые. Несмотря на свой юный возраст, я могу предположить, что он высокого роста и худощавого телосложения. Руки у парня худые с вытянутыми пальцами. Можно еще отметить, что мальчик ухожен, на нем надет чистый свитер, и волосы на его голове причесаны. В руках ребенок держит щенка, темного окраса со светлой мордашкой.

По мнению экспертов, это произведение символизирует страдание человека, с отголосками войны. Я согласна с их мнением. Ведь очень сложно после войны восстановить человеческий дух, очень много детей потеряли своих отцов, а кто-то возможно и матерей. И нужно воспитывать поколение дальше, ведь именно от воспитания зависит будущее людей.

Глядя на картину, она вдруг ожила и Саня заговорил. Он рассказал мне, что собаку его зовут дружок, что отца его убили на войне, и теперь они с мамой остались вдвоем. Он говорил как взрослый, осознавая каждое свое слов. Еще он сказал, что должен помогать маме, работать, что бы им было, что кушать дома. Рассказал он и то, что до войны он часто ходил с отцом на охоту, тот обещал научить Саню стрелять, но не выжил на войне. Саня сказал, что когда вырастет, обязательно станет таким же смелым и сильным как его отец, и что пока он с мамой один, он будет защищать ее, так же как и отец. Произведение познакомило меня с людьми, которые видели войну, заставило прочувствовать трогательность момента.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Саня Маликов» | Ноябрь 2015

Сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»

Картины Аркадия Александровича Пластова всегда удивляли меня простотой своей композиции и серьезностью сюжета. Многие из них оставили некий след в моей душе, но самое неизгладимое впечатление на меня произвела его картина «Фашист пролетел».

Когда я посмотрела на картину первый раз, она мне показалась очень светлой и оптимистичной. На ней изображен ясный осенний день, природа нарядилась в свой золотистый наряд. Ветерок колышет ярко-желтую листву на деревьях. А на небе не видно ни единого облачка.

Но стоило мне подойти поближе и картина вызвала во мне ощущение ужаса. Ведь красота природы оттеняет очень жуткую картину. Я вижу, что возле белоствольных березок на мягкой пожелтелой траве лежат убитые коровы и рядом с ними лежит на родной земле, ставшей, внезапно, могилой, убитый маленький мальчик. Сначала я подумала, что они вовсе и не убиты, а лишь легли отдохнуть, устав за день. Но стоит лишь присмотреться к картине, и можно увидеть нарисованный в небе крошечный фашистский самолет.

И сразу в памяти возникают воспоминания о том, как фашисты бомбили русскую землю. И сразу становится понятно, что мальчик-пастух и его питомцы все-таки мертвы. На поляне остались лишь те коровы, которые успели спрятаться от смертоносных бомб в лесу и теперь с опаской оглядывают округу, опасаясь еще одного нападения.

А рядом с мальчиком сидит его собака. Она была его верным другом и помощником долгое время, но спасти хозяина от врага не смогла. И теперь она сидит рядом с мальчиком, тоскуя о смерти любимого хозяина и с тоской смотрит на небо. Кажется, что собака просто плачет от ужасной боли и несправедливости, понимая, что больше никогда не оближет хозяина, не поиграет с ним и не услышит, как он зовет ее к себе.

Эта картина напоминает мне в очередной раз о тех ужасах войны, которая в один момент разрушает жизнь обычных людей. И мне хочется надеяться только на то, чтобы эти ужасы больше никогда не повторялись, и все мы могли наслаждаться мирной жизнью, радуясь обычным мелочам – вроде теплого солнышка, ясного дня, и, конечно, присутствию родных и близких.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» | Ноябрь 2015

Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос»

Пластов в своей картине смог запечатлеть четырех крестьян в движение. Люди косят траву. На мой взгляд, художник сделал акцент, что раньше трудились все поколения, и старики, и молодые юноши и девушки. Вообще картина передает летнее настроение, благодаря ярким полевым цветам. Светлое небо, и лес за спиной создают некий контраст. Справа стоят березки, и их ветки шевелит степной ветер. Я прониклась к этой картине уважением.

На несколько минут мне показалось, что я стою рядом с крестьянами и тоже держу в руках косу. Я даже услышала жужжание стрекоз и пчел, что перелетали с цветка на цветок. И вместе с крестьянами я отправилась на перерыв, мы присели под березки, которые немного прятали нас от солнечного света, разломили краюху хлеба и запивали его свежим утренним молоком. Я смогла вдохнуть запах свежей травы, деревенского настроения. Эта картина перенесла меня на много лет назад, и я нисколько не испугалась, я бы каждый день путешествовала в ту эпоху.

Художники очень часто показывают в своих картинах любовь к совместному труду, дружность поколений, то чего, по-моему, мнению не хватает в современном обществе. В наши дни молодежь стремиться всячески, увильнуть от исполнения своих домашних обязанностей, и уж тем более не предложат своей помощи взрослым или пожилым людям. Мы забыли, чем нас учила бабушка, что старших надо уважать, что им нужно уступать место в общественном транспорте. Вместо этого молодой парень закрывает глаза, и притворяется, что он спит, с надеждой, что его не попросят уступить место. А старики себя уважают и не станут просить бессовестного встать.

Спасибо Пластову, за его замечательное произведение, которое позволило поразмышлять над прошлым и настоящим, а так же окунуться в мир фантазий. Оно дало мне понять, что в нашем мире много фальши и обмана.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос» | Ноябрь 2015

Cочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

Картина известного русского живописца А.А. Пластова посвящена лету – замечательной поре года, любимой многими. Это – время тепла и отличной солнечной погоды, время купаний в реке, игр и развлечений на свежем воздухе. А еще лето – это пора сбора грибов, ягод, фруктов, овощей и орехов.

Пластов как раз изобразил на своем полотне двух собирательниц лесных даров. Наверное, это мама и дочка. Они с утра долго и прилежно бродили по лесу, искали грибы. Поиски оказались успешными: мы видим возле дерева две доверху наполненные корзинки. Грибы сразу были рассортированы: в одной корзине – белые, в другой – оранжевые (должно быть, лисички или рыжики).

Обе путницы очень устали от ходьбы и жаркого солнца. Мы видим их в минуты отдыха. Женщина прилегла под березами на прохладную траву и сразу же уснула. Ее большие, натруженные крестьянские руки спокойно сложены, синий платок прикрывает глаза. Девочка сидит рядом с матерью и разглядывает гроздь каких-то ягод, которые сорвала по дороге. На ней – простой деревенский наряд: длинное платье и красный легкий платочек, на шее – нитка простеньких бус. Ноги у девочки необуты. Видимо, она привыкла бегать повсюду босиком и нисколько не боится сучьев и колючих шишек.

Возле грибников стоит большой глиняный кувшин. Там – какое-то прохладное питье, наверное, квас. Девочка налила себе полную кружку, но пока не пьет, а поставила ее в ногах. Маленькая крестьянка вспоминает, как они с мамой находили грибы. Те как будто прятались от них в траве и прошлогодних листьях, но зоркие глаза собирательниц замечали грибные шапочки, а ловкие руки отправляли хитрецов в корзинку. Грибы приятно пахнут лесом. А какими вкусными они покажутся зимой! В них обязательно сохранится аромат и вкус жаркого лета.

На картине есть еще один персонаж – собака. Она тоже набегалась и теперь отдыхает, уютно свернувшись калачиком возле своих хозяек.

Эта зарисовка полна покоя и радости, в ней хорошо передана красота и щедрость летней природы.

Cочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Ноябрь 2015

Сочинение по картине А.А. Пластова «Мама»

На картине изображена женщина, которая качает люльку с младенцем, а рядом с люлькой стоит девочка лет трех. Картина выполнена в ярких красках. Подушки что выстроены пирамидой, за спиной женщины красного цвета. Деревянная изба, на стене которой висит портрет, наверно это портрет мужа этой женщины. В окно пробивается яркий свет. Можно даже разглядеть стоящую на подоконнике вазу с рябиновыми ветками. Букет уже подсох, так как листья рябины пожелтели, а гроздья поникли.

По-моему мнению Пластов в своем произведение говорит нам о том, что нет роднее человека, чем мама. Что только мама не смотра на все невзгоды, и сложности будет любить нас всегда. С какой любовью и нежностью она смотрит на младенца. На мой взгляд, белая одежда малыша, как бы говорит нам что все маленькие детка ангелы. Женщина собирается кормить младенца. А маленькая девочка, с пшеничным цветом волос, она тоже символизирует ангела, потому что тоже одета в белое платье. Она как будто боится дотронуться до братика или сестренки. Кажется, что она подкралась и просто любуется. Даже спрятала темного мишку, чтобы не напугать малыша.

Сейчас в семье большая редкость второй ребенок. Люди боятся, что с появлением второго ребенка, они не справятся с финансовыми трудностями. Так же стоит отметить порядок, который изображен в доме, значит, женщина любит чистоту. Девочка, которая стоит рядом с люлькой, одета в чистое платье и волосы на голове заплетены в косу, значит, материнской любви хватает не только младенцу, но и старшему ребенку.

Я считаю, что материнская любовь, не знает границ. Именно это, на мой взгляд, и хотел передать нам художник. Очень реалистично ему удалось передать атмосферу деревенской избы, подушки, спинка железной кровати, кружевные занавески, а самое главное люлька, все это свидетельствует о эпохе, когда людям семья была важнее телефонов и бытовой техники.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Мама» | Ноябрь 2015

Сочинение по картине А.А. Пластова «Ужин трактористов»

Аркадий Александрович Пластов – известный советский живописец, картины которого отличаются простотой и узнаваемостью сюжета. Из всех его картин мне больше всего нравится полотно под названием «Ужин трактористов», которое было написано 1951 году. Эта картина отличается от остальных яркими образами героев, которые изображены на ней.

На картине я вижу вспаханное поле, комбайн, который только что был выключен, что заметно по тому пару, который от него исходит и девочку, которая наливает в миску молочко для тракториста и его маленького помощника. Казалось бы, это совершенно незатейливый сюжет, но стоит лишь задуматься, и становится понятно, что художник очень многое вложил в свою картину.

Прежде всего, мне кажется, художник хотел передать своей картиной красоту человека в труде. Я вижу на ней мальчика и мужчину, наверное, это папа с сыном, которые целый день провели в поле на тракторе. Они возделывали землю, разрыхляли ее, засеивали, прикладывая к этому массу усилий целый день. Но они не выглядят очень уставшими, ведь то чем они занимались, доставляет им удовольствием, они знают, что только благодаря их работе, потом осенью они соберут богатый урожай и у них будет что есть в зимнее время.

Вот и работают они с утра и до вечера на поле в то время, пока их женщины занимаются работой в доме, заботясь об уюте домашнего очага. Девочка, которая принесла мужчинам незатейливый ужин – хлеб и молоко, наверное дочка старшему мужчине и сестра младшему. На картине видно, как она заботливо наливает молоко, мужчина делит хлеб на равные части, а мальчик отдыхая от недавней работы просто упал на мягкую траву и замер в ожидании еды, которая покажется ему настоящим лакомством.

Я люблю эту картину тем, что в ней показана очень дружная семья, где каждый занимается своим делом, которое он знает и любит.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Ужин трактористов» | Ноябрь 2015

источник

sochinenie-o.ru

В Прислонихе ожили картины Пластова

Двадцать четвертого сентября в селе Прислониха, состоялось открытие третьей международной ассамблеи художников «Пластовская осень».

Мероприятие стало завершающим этапом в рамках празднования 120-летнего юбилея знаменитого земляка. В родном селе живописца собрались художники из Москвы, Коломны, Подольская, Ногинска, Кирова, Тольятти и Ульяновска, а также члены союза художников республики Молдова и Белоруссии – Андрей Негурэ и Федор Киселев. Для гостей провели экскурсию по памятным местам.

А также организовали живые инсталляции картин именитого живописца: в разных частях села были установлены репродукции, рядом с которыми в тех же позах и одежде, что и на картинах, сидели герои пластовских полотен.Так гости увидели инсталляцию картин:

«Из прошлого»:

«Девушка с граблями»:

«Родник»:

Гостей «Пластовская осень» встретила моросящим дождем, и потому сначала все попрятались в шатер, где экспонировались работы юных художников Карсунской школы искусств и картины участников пленэра. Напомним, что ранее современные художники-реалисты приняли участие в пленэре «Мир на кончике кисти», чтобы своими глазами увидеть и запечатлеть пейзажи, которые некогда вдохновляли самого Пластова.

Однако к обеду небо прояснилось, а центральная площадь села оживилась ярмаркой. У местного дома культуры запел Урено-Карлинский фольклорный ансамбль, и то тут, то там замелькали бойкие девчушки в красных сарафанах, настроение стало по-настоящему праздничным.

Раздался колокольный звон, чтобы пригласить всех на молебен в Богоявленском храме.

А после службы гости-художники, представители администрации Ульяновской области и жители Прислонихи возложили цветы к памятнику Пластова. Примечательно, что среди присутствующих был и член живописной комиссии Союза художников России, внук Пластова — Николай Николаевич Пластов.

С торжественной речью выступил губернатор Сергей Морозов, опровергнув слухи об отмене Пластовской премии.— Все разговоры о том, что премии не будет – ложны. Это будет самая крупная на сегодняшний день в финансовом и организационном отношении премия не только в нашей стране, но и в мире. – заявил Сергей Морозов.

Оксана Переяславская

ulpressa.ru

Пришвин М. Три рассказа. Рисунки А. Пластова.

Москва, Детгиз, 1949. 24 с. с ил. Тираж 50000 экз. Цена 3р. 50 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редка!

 

 

 

 

 

 

Пластов, Аркадий Александрович (1893-1972)-советский живописец, «певец советского крестьянства». Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947). Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Аркадия Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений.

Выборы комитета бедноты. 1940 г.

Бумага, акварель, гуашь, графический карандаш. 71 х 102.

Государственная Третьяковская галерея

Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно.

Колхозный праздник. 1938.Холст, масло. 188 x 307 смГосударственный Русский музей

Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Жатва. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея

Семья Пластовых:

слева направо - Николай (брат худ-ка),

отец – Александр Григорьевич Пластов,

мать - Ольга Ивановна, Аркадий Пластов.

Художник родился на Симбирской земле, в деревне Прислониха, в 1893 году и был шестым ребенком в семье. Жили очень трудно, несмотря на то, что Пластовы, это большой и знатный род, в котором потомки были образованными людьми — священниками, иконописцами и архитекторами. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И.И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф.Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение. С юности мечтал стать живописцем. Параллельно учился живописи. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни.

Летом, 1954 г.

Аркадий Пластов, начало 1930-х.

Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" П.Д. Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства. Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой.

Фашист пролетел. 1942г.Холст, масло. 138 x 185 смГосударственная Третьяковская галерея

Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А.Е. Архипова, Ф.А Малявина, К.А. Коровина.

Едут на выборы.1947Холст, масло. 295 x 221 смГосударственная Третьяковская галерея

Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах - в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Ужин трактористов. 1951г.Холст, масло. 200 x 167 смГосударственная Третьяковская галерея

Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы. Самое яркое произведение этого периода — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

Сенокос. 1945г.Холст, масло. 193 x 232 смГосударственная Третьяковская галерея

Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945). И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее.

Полдень. Родник. 1961.Холст, масло. 174 x 231 смГосударственный Русский музей

Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна. В бане", 1954). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" С. Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Э. Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Д. Энгра?

Весна. В бане. 1954г.Холст, масло. 210 x 123 смГосударственная Третьяковская галерея

Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но... та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

Трактористки. 1943 год.

Главная заслуга Аркадия Пластова - летопись жизни страны: в его работах отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой», как олицетворение самой России.

www.raruss.ru

Солодовников А. Зернышко. Картинки А. Пластова.

Москва, издание Г.Ф. Мириманова, 1928. 11 с. с ил. Тираж 100000 экз. Цена 9 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редка!

 

 

 

 

 

 

Пластов, Аркадий Александрович (1893-1972)-советский живописец, «певец советского крестьянства». Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947). Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Аркадия Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений.

Выборы комитета бедноты. 1940 г.

Бумага, акварель, гуашь, графический карандаш. 71 х 102.

Государственная Третьяковская галерея

Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно.

Колхозный праздник. 1938.Холст, масло. 188 x 307 смГосударственный Русский музей

Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Жатва. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея

Семья Пластовых:

слева направо - Николай (брат худ-ка),

отец – Александр Григорьевич Пластов,

мать - Ольга Ивановна, Аркадий Пластов.

Художник родился на Симбирской земле, в деревне Прислониха, в 1893 году и был шестым ребенком в семье. Жили очень трудно, несмотря на то, что Пластовы, это большой и знатный род, в котором потомки были образованными людьми — священниками, иконописцами и архитекторами. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И.И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф.Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение. С юности мечтал стать живописцем. Параллельно учился живописи. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни.

Летом, 1954 г.

Аркадий Пластов, начало 1930-х.

Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" П.Д. Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства. Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой.

Фашист пролетел. 1942г.Холст, масло. 138 x 185 смГосударственная Третьяковская галерея

Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А.Е. Архипова, Ф.А Малявина, К.А. Коровина.

Едут на выборы.1947Холст, масло. 295 x 221 смГосударственная Третьяковская галерея

Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах - в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Ужин трактористов. 1951г.Холст, масло. 200 x 167 смГосударственная Третьяковская галерея

Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы. Самое яркое произведение этого периода — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

Сенокос. 1945г.Холст, масло. 193 x 232 смГосударственная Третьяковская галерея

Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945). И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее.

Полдень. Родник. 1961.Холст, масло. 174 x 231 смГосударственный Русский музей

Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна. В бане", 1954). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" С. Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Э. Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Д. Энгра?

Весна. В бане. 1954г.Холст, масло. 210 x 123 смГосударственная Третьяковская галерея

Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но... та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

Трактористки. 1943 год.

Главная заслуга Аркадия Пластова - летопись жизни страны: в его работах отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой», как олицетворение самой России.

www.raruss.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта