Описание картины Василия Поленова «Среди учителей». Василия поленова картины
Василий Поленов: биография, фото, личная жизнь
Василий Поленов увлекался живописью с детства. Он окончил Академию художеств с Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей. Художник долго искал свое направление — и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи. Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.
МЕДАЛИСТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов — секретарь Русского археологического общества — изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова. Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», — советовал он.
Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Позже художник все-таки решил окончить университет: он поступил на юридический факультет и в 1871 году успешно защитил диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». В этом же году Поленов получил высшую награду — Большую золотую медаль — за картину «Воскрешение дочери Иаира». Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин, он тоже стал медалистом. Также художники получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПЕНСИОНЕРСТВО — ГЕРМАНИЯ, ИТАЛИЯ, ФРАНЦИЯ
В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство немецких художников — Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы — по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.
После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.
«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые»
Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка. Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл». Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево — в подмосковной усадьбе Мамонтова.
Василий Поленов. Право господина. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Ливень. 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца. Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро. Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник — он написал ее «для себя, для отдыха». Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу, с которым художник познакомился там же, в столице Франции.
По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции — в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.
ФРОНТОВЫЕ ЗАРИСОВКИ И ПЕЙЗАЖИ СТАРОЙ МОСКВЫ
За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину. В Академию художеств он представил две картины — «Право господина» и «Арест гугенотки» — и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.
«Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь»
Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни — эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела». Живописец не создавал батальных полотен. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».
Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Заросший пруд. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы — картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время». Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА
В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым он отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей. Этюды, привезенные из поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году.
Однако первая поездка по Ближнему Востоку отвлекла художника от первоначального замысла, и его зарисовки к задуманной серии о жизни Христа отношения не имели. Поэтому Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница». Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил Александр III. Император опередил Павла Третьякова, который уже вел переговоры с Поленовым о покупке полотна.
Василий Поленов. Христос и грешница. 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Поленов. Вид на Оку с восточного берега. 1898. Тульский музей изобразительных искусств, Тула
Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. На ее месте по чертежам самого художника построили дом. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром. Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея, в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина, Исаака Левитана, Ильи Остроухова и других. В окрестностях села Бёхово Поленов построил две школы, а также диораму для крестьянских детей — кругосветное путешествие в картинках в виде маленького светового театра.
В 1905 году Поленов завершил работу над картинами евангельского цикла. Полотна выставляли по всей России, и они имели большой успех.
После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи. Не забросил художник и творчество — в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника — в честь его 80-летия. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.
В 1927 году живописец скончался в своей усадьбе.
Воспоминания Константина Коровина о Василии Поленове.
История о том, как кружок по интересам положил начало промыслу — знаменитой кудринке.
Если человек искусства строит дом, в котором собирается жить сам, обычно выходит нечто интересное.
www.culture.ru
Репродукция картины "Барка" Василия Поленова
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Василия Поленова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Василия Поленова на натуральном холсте.
Василий Поленов родился в старинной дворянской семье. Отец Василия Дмитрий Васильевич был известным историком, археологом и библиографом. Мать Мария Алексеевна – детской писательницей и художницей-любительницей.
В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила интеллектуальная и художественная атмосфера, которая способствовала формированию личности будущего художника.
Первые попытки изобразить на холсте увиденное и поразившее воображение относятся к середине 1850-х годов, когда семья Поленовых выезжала на дачу в Царское село.
В 1855 году Поленовы переехали в Имоченцы Олонецкого края, получив землю по семейному разделу. Среди первозданной северной природы отец будущего художника построил просторный дом на берегу реки Оять. Здесь Василий познакомился с укладом крестьянской жизни и народным творчеством. В 1861—1863 годах Поленов учился в олонецкой гимназии.
Также в творчестве Поленова отразились и впечатления от поездок в имение бабушки со стороны матери в Тамбовскую губернию. Она, будучи дочерью известного архитектора Николая Львова, после смерти родителей воспитывалась в доме Гавриила Державина, хорошо знала русскую поэзию и любила рассказывать внукам русские народные сказки и былины.
Решающую роль в определении жизненного пути Василия сыграла встреча с Павлом Чистяковым, который обучал его основам живописи и рисунка в 1859-1861 годах.
Далее Василий учился одновременно в Петербургском университете и Академии художеств. По окончании учебы, успешно справившись с программой, Поленов получил большую золотую медаль и право на заграничную поездку.
Поленов посетил ряд частных коллекций живописи в Москве, в Киеве, затем отправился в Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Рим.
В Италии он познакомился с крупным промышленником и страстным любителем искусства Саввой Ивановичем Мамонтовым, дружба с которым имела большое значение в жизни Поленова.
«Хорошо чувствующий талантливых людей» и сам разносторонне одаренный, Мамонтов и его жена Елизавета Григорьевна, также наделенная чуткой восприимчивой к искусству душой и редкостным добросердечием, составляли в Италии центр своеобразного артистического кружка. Поленов особенно сблизился здесь с Репиным.
Здесь же, в Италии Поленов влюбился в участницу многих художественных затей в доме Мамонтова Марусю Оболенскую. Она скоропостижно умерла, заразившись корью от детей Мамонтова. В 1873 году Поленов на кладбище, где похоронили девушку, написал этюд «Кладбище с кипарисами», который подарил жене Мамонтова.
В том же году он взял отпуск и возвратился в Россию. Два месяца он жил в Имоченцах у родителей.
Осенью продолжил пенсионерскую командировку в Париже. Его пребывание в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов. Появилось желание «начать все сначала». Поленов отправляется на север Франции, в Нормандию, к морю, в маленький городок Вёль. За полтора месяца с июля по сентябрь 1874 года Поленов написал там множество превосходных пейзажей и этюдов.
В пенсионерский период Поленов также работал над несколькими эскизами на различные исторические сюжеты.
Подводя итоги жизни за границей, Поленов среди перепробованных родов живописи: исторической, жанра, пейзажа, марины, портрета, животных выбрал пейзажный бытовой жанр, определяя, что его талант ближе всего именно к этому.
Но в его последующих картинах ощутится и близость к передвижничеству (после заграничной поездки, отдыхая в Имоченцах, он написал портрет сказителя былин Никиты Богданова). Также скажется в его работах и участие в 1876 году в составе русской добровольческой армии в борьбе сербов за освобождение от турецкого ига (он напишет несколько батальных сцен). В 1880 году Поленов обращается к архитектурному творчеству: он принял участие в проектировании, строительстве и оформлении интерьера церкви. Им выполнен эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него.
В 1881 году Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница». Для воссоздания исторически правдивой обстановки событий, связанных с жизнью Христа, Поленов отправляется в Египет, Сирию, Палестину, по пути посещает Грецию. Во время путешествия им создано множество этюдов, имеющих самостоятельный характер. В них отражено индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, они наполнены эмоциональной силой, благодаря которой натурные мотивы приобрели почти символическое звучание. Этюды 1881-1882 годов экспонировались единой коллекцией на XIII выставке передвижников в 1885 году.
Зимой 1883-1884 годов Поленов жил в Риме, создавая этюды римских евреев. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где художник проводил лето, он работал над угольным рисунком на холсте в размере будущей картины. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садово-Спасской.
Параллельно с работой над созданием картины с 1882 года Поленов вел преподавательскую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив Саврасова, и вел свой класс до 1895 года.
В 1899 году Поленов начал работу над циклом картин из жизни Христа.
Он совершил вторую поездку на Восток. Главная тема почти всех картин цикла – атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы.
Поленов стремился внести искусство и красоту в жизнь, приобщить к ним всех людей, живущих на планете. Это объединяло художника с Саввой Мамонтовым, в 1900 годы он вместе с ним занялся созданием Секции содействия фабричным и деревенским театрам при Московском обществе народных университетов.
В 1908 году его работа над картинами евангельской серии, которую он считал «главным делом своей жизни» была закончена. 58 картин цикла были показаны в Петербурге, затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом.
Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, и параллельно работе над серией картин из жизни Христа он работал над рукописью "Иисус из Галилеи", а также над литературно-научным трудом - пояснением к картине «Среди учителей». В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения - Всенощная и Литургия.
В 1915 году по проекту Поленова на Пресне был построен дом для секции народных театров с декорационными и костюмерными мастерскими и театральным залом (в 1921 году он получил название «Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова»). Художник трудился в секции вплоть до Октябрьской революции.
Просветительская деятельность Поленова связана и с его усадебным домом, построенным по собственному проекту на берегу Оки. Композиционно-пространственное решение дома не имело аналогий русской усадебной архитектуре XIX века. Столь же индивидуален каждый из интерьеров дома - портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская. В отделку каждого из них, в любую его деталь были вложены вкус и мастерство художника, его творческая индивидуальность, его эстетизм. Своеобразие интерьеров подчеркивали старинные музыкальные инструменты из коллекции, которую на протяжении жизни кропотливо собирал художник. Так соединились в доме Поленова живопись и архитектура, музыка и театр, прикладное искусство.
Дом с самого начала предназначался не только для размещения многочисленной семьи художника и приезжающих к нему друзей и учеников, но строился как музей и картинная галерея, где должны были разместиться коллекции нескольких поколений семьи Поленова. Дом должен был стать культурным центром всей округи, своеобразной народной академией искусств. Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова.
Музей открылся для посетителей, и художник сам любил водить экскурсии по нему, показывая многочисленные картинная галерея, в которой можно было видеть работы Поленова разных лет, произведения его друзей и учеников. После революции Поленов организовал ряд театральных кружков среди крестьян в Борке и Тарусе. Регулярно ставились спектакли и в усадебном доме.
Последней большой художественной работой семидесятисемилетнего Поленова была диорама - маленький световой театр с подсвеченными картинами кругосветного путешествия, для создания которых художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и России. Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам показывал ее в школах округи.
В Борке в 1924 году встретил Поленов свое восьмидесятилетие. Сюда пришло известие о присвоении ему звания народного художника. Умер Василий Дмитриевич Поленов в 1927 году.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Василия Поленова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Описание картины Василия Поленова «Среди учителей»
Картина «Среди учителей» относится к Евангельскому циклу работ знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова. Интерес к религиозной теме был характерен для мастеров того времени. Однако как сам утверждал автор, он искал «исторической правды». Именно поэтому работа не обладает мистическим сюжетом и священным трепетом.
Перед нами эпизод из бытовой жизни юного Иисуса. Этот фрагмент хорошо описан в Библии от Лука. Мария и Иосиф потеряли Христа во время одной из прогулок. Мальчик вышел к ним из церкви и твердо сообщил, что останется здесь для обучения. Отныне и навсегда он будет служить Господу. Мы видим, как Иисус в белых одеяниях сидит в окружении мудрых старцев и фарисеев на полу, прилежно слушая урок. У входа в церковь стоит Мария. Она написана как второстепенный персонаж и не привлекает внимания.
Здание храма простое в убранстве, здесь только маты для сидения и пара ламп. Обувь прихожан расположилась в углу. На втором этаже мы видим мужчину, который с интересом наблюдает происходящее. Поленов очень старался запечатлеть людей такими, какими они были в то время. Для этого он приглашал в качестве моделей иудеев из еврейского квартала Рима, которые во многом сохранили облик своих предшественников.
Стоит отметить приглушенную палитру варьирующихся оттенков коричневого, желтого и серого. Цвета перекликаются между собой и не конфликтуют. Такой спокойный фон не отвлекает от сюжета и создает максимально достоверную атмосферу того исторического момента жизни Сына Божьего.
Поленов не скрывал, что серия картин на тему жизни Христа была главной работой его творческого пути. Он настойчиво и убедительно стремился «очистить» образ спасителя от мистификации, сделать его близким и понятным, в крайней степени человеческим.
opisanie-kartin.com
Поленов Василий. Биография, названия, описание картин.
Василий Дмитриевич Поленов (1.06.1844, Санкт-Петербург, Российская империя — 18.07.1927, усадьба Борок, Тульская область, СССР) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики.
Биография Василия Поленова.
Василий Поленов родился в семье археолога и библиографа, вся его жизнь с самого детства так или иначе была связана с искусством. После окончания гимназии, он поступил в Академию художеств в Петербурге, где сразу стал круглым отличником. После окончания второго курса Поленов награждается поездкой по Европе. Именно тогда он близко знакомится с произведениями европейских мастеров в Вене, Флоренции, Неаполе, Париже. После окончания Академии, художник много путешествует по Ближнему Востоку, Греции, Италии, становится членом общества художников-передвижников.
С 1882 Василий Поленов преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками были многие будущие известные художники, в том числе Исаак Левитан, Константин Коровин, Илья Остроухов, Абрам Архипов, Александр Головин и Егише Татевосян. В 1893 году Поленова избирают действительным членом Академии художеств. Большое внимание в своей административной работе он уделял развитию театральной деятельности в провинции.
Василий Поленов весьма разнообразен в жанрах своего творчества: он обращается и к историческим, и к религиозным темам, известен он и как театральный декоратор. По его эскизам были построены несколько церквей, но, бесспорно, самые лучшие его произведения — конечно, пейзажи, наполненные тихой грустью и чем-то родным и близким для каждого человека.
В пожилом возрасте художник поселяется в усадьбе Борок в Тульской области, где организовывает художественно-научный музей.
Описание картин Василия Поленова:
opisanie-kartin.ru
Описание картины Василия Поленова «Зима»
Знаменитый русский художник Василий Поленов относится к эпохе русской живописи второй половины 19 века. Он подарил миру большое количество работ, отображающих красивейшие пейзажи необъятной России. Одной из значимых картин в биографии художника является произведение с простым и ёмким названием "Зима", однако, несмотря на кажущуюся посредственность, работа заслужила мировое признание.
При взгляде на картину появляется чувство гармонии и спокойствия, ощущение умиротворённости. Поленов своим шедевром переносит нас в это живописное место, позволяя забыть о насущных проблемах и неудачах. Художник словно пытается донести, насколько красивой может быть природа вокруг, особенно в такой прекрасный период, как зима.
Василий Поленов долгое время мечтал жить среди природы, чтобы была возможность воплощать свои творческие замыслы. Купив имение Бехово, расположенное вблизи реки Ока, Поленов построил дом по собственному проекту, не забыв и о мастерских для своих друзей художников.
На картине "Зима" художник изобразил окрестности своего имения. Судя по тому, как написана картина, можно сделать вывод, насколько автор доволен своей жизнью среди неописуемых красот природы. На картине мы видим фрагмент леса вдалеке, уснувшие деревья, слегка присыпанные снегом, тропа сквозь холмы, которую разбивают полозья от саней. Сразу в памяти проскакивает запах снега и ощущение от морозной свежести воздуха.
Картина "Зима" не несёт в себе особого смысла, заставляющего думать, она помогает расслабиться, глядя на русский пейзаж Тульской глубинки. Автор позже вновь вернётся к работе над ещё одним пейзажем, на котором вновь изобразит красоту зимнего периода в природе, после чего эта новоиспечённая картина станет главной достопримечательностью художественной галереи в Астрахани.
opisanie-kartin.com
Описание картины Василия Поленова «Автопортрет»
«Автопортрет» датирован 1901 годом. На нем Василию Дмитриевичу Поленову около шестидесяти лет. Этот человек был одарен многими талантами и интересовался всевозможными сферами проявления искусства.
В. Поленов был первопроходцем, взявшись за исследование и освоение тех областей, которые до него расценивались не стоящими внимания фундаментального мастера. В результате таких изысканий, живописец благоприятствовал становлению нового типа уникальных художников и, как можно наблюдать в современном мире, новой стилистики и направлений в искусстве.
В период написания данной картины, Василий Дмитриевич писал мало, сосредоточившись на разработке и создании театральных декораций. К сожалению, «Автопортрет» не даёт возможности узнать и оценить художественные особенности мастера. Большое значение он уделял технике, пробовал и был открыт всем новым направлениям. Занимающим большую часть его произведений был пейзаж. В. Поленов отмечает, что именно благодаря этому жанру ему лучше всего удавалось отразить «свои мысли и чувства».
Рисунок в точности передает лицо богато одухотворенного скромного человека. Цепкий взгляд, даже без красок передающий мудрость блестящего мастера, вошедшего в историю искусства «поэтом живописи». Он открыл сокровенную атмосферу патриархальных имений и радостное умиротворение повседневности, притягательность пейзажей родных мест и пестрое колоритное великолепие Востока.
Неоценимым вкладом со стороны В. Поленова станет развитие пленэризма, подарив своим современникам новые художественные горизонты, завораживающие своей «свежестью» и изобилием методов воплощения своих замыслов и настроений.
В. Поленов был глубоко убежден, что искусству надлежит нести благодать и упоение, иначе оно бессмысленно. Свой долг как художника, он видел в эстетическом просвещении общества, возможности узнать и коснуться светлого и прекрасного, того, что наполняет жизнь смыслом и внутренней красотой.
opisanie-kartin.com