Неизвестные фото Кищенко. Кто создал самый большой в мире "гобелен века" с портретом Лукашенко. Все картины кищенко


Неизвестные фото Кищенко. Кто создал самый большой в мире "гобелен века" с портретом Лукашенко

Сегодня, 13 мая, исполняется 85 лет со дня рождения белорусского художника, гобеленщика, автора мозаик, народного художника Беларуси Александра Кищенко (1933−1997). К этой дате TUT.BY знакомит вас с редкими фотографиями из фондов Белорусского госархива кинофотофонодокументов, которые были сделаны во время работы и отдыха художника.

Александр Кищенко с учениками в своей мастерской. 1984 год. Фото: БГАКФФДАлександр Кищенко с учениками в своей мастерской. 1984 год. Фото: БГАКФФД

По национальности Александр Кищенко — русский. Он родился в Воронежской области. Окончив Львовский институт прикладного и декоративного искусства, он работал в Киеве художником-исполнителем в творческой бригаде.

Александр Кищенко. 1965 год. Фото: БГАКФФД

В 1963-м художник Гавриил Ващенко, основатель кафедры монументально-декоративного искусства Белорусского театрально-художественного института, пригласил Кищенко в Минск. Именно со столицей Беларуси связана вся дальнейшая биография мастера.

Кищенко — автор многих портретов и картин, мозаичных панно. Например, четырех панно, посвященных Минску — город-герой, город культуры, город-строитель и город науки. Их можно увидеть на домах в районе современной Национальной библиотеки.

Но главная работа Александра Кищенко — гигантский «гобелен столетия», в 1999 году внесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Его размеры — 14×19 метров, а высотой он равен шестиэтажному зданию. Монументальное произведение из почти 300 кг шерсти ткалось в течение 5 лет вручную и имеет статус историко-культурной ценности.

Художник Александр Кищенко и архитектор Л.Погорелов за работой в мастерской института «Минскпроект». 1974 год. Фото: БГАКФФД
Художник Александр Кищенко и архитектор Л. Погорелов за работой в мастерской института «Минскпроект». 1974 год. Фото: БГАКФФД

В центре сюжета — противостояние добра и зла. На полотне изображены ключевые для всего человечества события, а также 80 видных деятелей прошлого и современности. Вытканы из шерсти Ноев ковчег, Христос и Антихрист, папа римский, Фидель Кастро, Владимир Ленин, Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин, Михаил Горбачев, Эрнест Хемингуэй.

В левом верхнем углу размещен автопортрет художника, а вверху справа — портрет Александра Лукашенко. Полотно создавалось в 1990-е годы. Как рассказывал сам автор, место на гобелене было оставлено не конкретно для Лукашенко, а для человека, который возглавит страну в 1994 году.

Но из-за габаритов полотна для него не находилось подходящего помещения. С 1996 года он выставлялся всего 7 раз. Трудности вызывает и его транспортировка: чтобы поднять огромный сверток шерсти, необходима сила 11 мужчин. В 2014 году работа в течение двух недель выставлялась в Банке развития. Будем надеяться, что это не последняя встреча белорусов с работами Кищенко.

Александр Кищенко. 1976 год. Фото: БГАКФФДАлександр Кищенко. 1976 год. Фото: БГАКФФДХудожники Михаил Савицкий и Александр Кищенко. Фото: БГАКФФДХудожники Михаил Савицкий и Александр Кищенко. Фото: БГАКФФДХудожники Александр Кищенко и Юрий Богушевич. 1978 год. Фото: БГАКФФДХудожники Александр Кищенко и Юрий Богушевич. 1978 год. Фото: БГАКФФДИскусствовед Борис Крепак, художник Александр Кищенко, писатель Владимир Короткевич, художница Ангелина Бельтюкова, художник Гавриил Ващенко на персональной выставке Александра Кищенко. 1982 год. Фото: БГАКФФД
Искусствовед Борис Крепак, художник Александр Кищенко, писатель Владимир Короткевич, художница Ангелина Бельтюкова, художник Гавриил Ващенко на персональной выставке Александра Кищенко. 1982 год. Фото: БГАКФФДАлександр Кищенко во время встречи в мастерской с московскими журналистами В. Калиничевым и Гаевским. 1985 год. Фото: БГАКФФДАлександр Кищенко во время встречи в мастерской с московскими журналистами В. Калиничевым и Гаевским. 1985 год. Фото: БГАКФФДМинистр иностранных дел Беларуси Петр Кравченко, технолог Борисовского комбината прикладного искусства Н.Каморова и Александр Кищенко у гобелена «Чернобыль», изготовленного на комбинате для отправки в ООН. 1991 год. Фото: БГАКФФД
Министр иностранных дел Беларуси Петр Кравченко, технолог Борисовского комбината прикладного искусства Н. Каморова и Александр Кищенко у гобелена «Чернобыль», изготовленного на комбинате для отправки в ООН. 1991 год. Фото: БГАКФФД«Автопортрет» Александра Кищенко на открытии выставки в Национальном художественном музее. 2009 год. Фото: Кастусь Дробов, БГАКФФД
«Автопортрет» Александра Кищенко на открытии выставки в Национальном художественном музее. 2009 год. Фото: Кастусь Дробов, БГАКФФДАлександр Кищенко на фоне одной из своих работ. 1993 год. Фото: БГАКФФДАлександр Кищенко на фоне одной из своих работ. 1993 год. Фото: БГАКФФД

Материалы подготовила главный архивист отдела научного использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.

news.tut.by

Кищенко Александр

Кищенко Александр Михайлович (1933-1997) — один из известных художников Беларуси ХХ в., педагог, мастер гобелена, произведения которого вошли в сокровищницу национального искусства, стали достоянием отечественной культуры. Родился 13 мая 1933 года в хуторе Белый Колодезь (ныне Богучарский район, Воронежская область). 

В 1953 году поступил на факультет монументальной живописи Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства. Ученик Р. Ю. Сельского и И. М. Скобало. В 1960 после окончания института, А. Кищенко работал художником-исполнителем в творческой бригаде монументалиста И. С. Литовченко в Киеве.

С 1961 года — участник конкурсов и художественных выставок. Переехал в Минск по приглашению Г. Х. Ващенко, основателя кафедры монументально-декоративного искусства Белорусского театрально-художественного института.

С 1963 по 1970 год — преподавал живопись и композицию на кафедре монументально-декоративного искусства Белорусского театрально-художественного института в Минске. Одновременно активно занимался творчеством (монументальная и станковая живопись) и организацией гобеленового производства в БССР. Автор гигантского «Гобелена столетия», занесённого в «Книгу рекордов Гиннесса».

«Гобелен века» — уникальное произведение Кищенко, выполнено из шерсти (ручная работа). «Гобелен века» впервые был представлен публике в 1996 г. За эту работу художнику присуждена Государственная премия Беларуси. Уникальное полотно внесено в "Книгу рекордов Гиннесса" как самый большой гобелен в мире, признано национальным достоянием. На полотнище размером 19x14 метров автор изобразил самых известных личностей прошлого и современности, а также события мироздания: Ноев ковчег, Христа и Антихриста, Кремль, Папу Римского, Черчилля, Горбачева, Сталина, Хемингуэя, Кастро (изображены более 80 портретов). В одном из углов гобелена автор изобразил собственный портрет и лик белорусского президента. Основной замысел художника был сконцентрирован не в портретах политических деятелей, а в центральном сюжете гобелена — авторски интерпретированном конфликте Христа и Антихриста. Работа над созданием «Гобелена века» длилась пять лет. Произведение выставлялось на публичный показ лишь несколько раз. 

Работы в монументальном искусстве:

- роспись «Эстафета поколений» (1973 г., с М. Савицким) в санатории «Беларусь» в Мисхоре Крымской обл.,- мозаичная композиция на фасаде гостиницы «Турист» (1973 г.), «Октябрь» на административном здании на Юбилейной пл. (1975 г.),- 4 панно («Город-воин», «Город науки», «Город культуры», «Город-строитель») на торцах жилых домов микрорайона Восток (1978 г., все в Минске).

Часть картин находится в художественных музеях Беларуси и России, также в Третьяковской галерее, а так же в частных коллекциях семьи Ф. Миттерана, Б. Клинтона, композитора Свиридова. Многогранность художественного дарования Кищенко выразилась не только в живописи, но и в поэзии, прозе, и наиболее красочно в монументальном искусстве: мозаике, крупномасштабном гобелене. Эти гобелены — своеобразный памятник машеровской эпохи. Его тканые картины размещены  в здании администрации президента Беларусию, в зале ООН (г. Нью-Йорк),  в Белорусском государственном музыкальном театре и Белорусском театре оперы и балета. Борисовский комбинат декоративно-прикладного искусства назван именем Кищенко.

Народный художник Белорусской ССР (1991 г.), Заслуженный деятель искусств БССР (1980 г.) 

Работы, представленные на сайте, Вы можете посмотреть и приобрести в нашей галерее “Предместье”

Обнаженная девушка

Обнаженная девушка. Холст, масло, размеры 280 х 120, 1972 г.

Обнаженная девушка280 ×120 см Портрет

Дама в платье. Холст, масло, разм. 70 х 43

Портрет70×43 см Персонаж

Персонаж. Картон, масло, разм. 14 х 10, 1983 год

Персонаж
14×10 см Сельская жизнь

Сельская жизнь. Холст, масло, разм. 88 х 48

Сельская жизнь88×48 см Вишневый сад

Вишневый сад. Холст, масло, разм. 76 х 86

Вишневый сад76 ×86 см

art-minsk.by

Произведения художника Александра Кищенко – гордость Минска и страница в Книге рекордов Гиннесса

Уникальные произведения искусства, яркие акценты белорусской столицы, точки туристических экскурсий и гордость Минска. Работы народного художника Беларуси Александра Кищенко можно встретить по всему городу.

К примеру, мозаичное панно «Партизаны», которое уже несколько десятков лет украшает боковую стену гостиницы «Турист». Появилось полотно в 1973 году. Это первая масштабная работа, подаренная белорусской столице Александром Кищенко. Площадь мозаики – 245 квадратных метров, ее монтировали несколько лет. 

В середине 90-х годов прошлого века панно постепенно стало разрушаться. К началу реставрационных работ, которые длились около двух лет, от шедевра осталось чуть более 50%.

Нина Кухаренко, вдова Александра Кищенко:Для Александра Михайловича всегда было очень важно заниматься монументальным искусством. Тем более строительство городов шло, зданий. И, в общем, когда строился уже Партизанский проспект, то было желание сделать какое-то цветовое пятно. Такое логическое продолжение Партизанского проспекта. Была выбрана тема именно «Партизаны Беларуси».

Во время работ выяснилось, что смальту, из которой сделано панно, больше не производят. Пришлось собирать с мира по нитке. С учетом того, что при создании мозаики было использовано более четырех миллионов элементов 14 оттенков смальты.

Александр Кищенко придавал цветам символический смысл. Охра – это белорусская земля. Красная мозаика – кровь. Черные и темно-коричневые тона – тяжелая история белорусского народа во времена войны. Желтая смальта – вера в победу.

Нина Кухаренко, вдова Александра Кищенко:Вот эта серость городская, вот эти серые дома его как художника, как, наверное, любого художника раздражала, и ему хотелось украсить город. И он начинал уже на Востоке применять цветные такие гаммы: золотистые, голубые, потому это наши озера белорусские. И изучал очень много орнамент наш белорусский, тоже привлекал эти цвета в свои мозаичные работы.

Мозаичные панно «Октябрь» на Юбилейной площади, а также «Город-воин», «Город науки», «Город культуры», «Город-строитель», которые можно видеть на торцах жилых домов микрорайона Восток, – самые известные столичные работы Кищенко.

Еще один гениальный шедевр, безусловно, монументальный «Гобелен века» размером 14 на 19 метров. В 1999 году он признан самым большим гобеленом в мире и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. 

На работу у художника ушло пять лет. Уникальное полотно было признано национальным достоянием.

Нина Кухаренко, вдова Александра Кищенко:Тема интересная этого гобелена. Это как бы гобелен века. Там культурные и политические деятели мира. И вот сегодня, глядя на те портреты, которые там есть, изображены, можно судить по культуре и по истории того или иного государства.

Несмотря на то, что Александра Михайловича нет с нами более 18 лет, память о нем жива. Вдова народного художника Нина Кухаренко приложила немало сил для сохранения того, что осталось после ее талантливого супруга.

Нина Кухаренко, вдова Александра Кищенко:Обычно он привлекал очень много натуры. Он никогда из головы ничего не придумывал. Я имею в виду образы, движения или фигуры. Очень большой коллектив ребят, которые ему позировали. И на многие работы я ему позировала. На Востоке – «Мать с ребенком». То есть отрисовывались очень хорошо эти формы, а потом уже шла стилизация этих форм именно под мозаику.

Часть картин художника-монументалиста хранится в художественных музеях Беларуси и России, в том числе в Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях. Произведения Александра Кищенко мощные по концентрации современной проблематики. Народный художник стремился возвысить нашу нацию в ее героической несокрушимости, мирной жизни и в утверждении христианских ценностей, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

www.ctv.by

Кищенко, Александр Михайлович — википедия фото

Александр Михайлович Ки́щенко (1933 — 1997) — белорусский советский художник-монументалист.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кищенко.

Биография

Творчество

Александр Кищенко — один из самых известных художников Беларуси XX века, произведения которого вошли в сокровищницу национального искусства, стали достоянием отечественной культуры.

Автор сотен произведений в жанре станкового и монументального искусства, живописец-виртуоз, мастер философских картин, портретист, монументалист, также прекрасно владел техникой мозаики, керамики и гобелена.

Его творчеству свойственны широкий жанровый и тематический диапазон, глубокое философское переосмысление действительности, гражданственность, острое ощущение современности, характерные эмоционально-выразительные пластические решения.

Избранные работы

  Конверт № 81 с оригинальной маркой «75 лет со дня рождения Кищенко А. М.», выпущенный издательско-торговым центром «Марка» РУП «Белпочта» в 2008 году.   Оригинальная марка «75 лет со дня рождения Кищенко А. М.», подготовленная издательско-торговым центром «Марка» РУП «Белпочта» 25 июня 2008 года.
  • «Гобелен века»[1]
  • роспись «Эстафета поколений» в санатории «Беларусь» в Мисхоре в Крыму,
  • мозаичное панно «Партизаны» на фасаде гостиницы «Турист»,
  • четыре панно «Город-воин», «Город науки», «Город культуры» и «Город-строитель» на торцах жилых зданий по проспекту Независимости (микрорайон Минска Восток),
  • триптих «Гимн труду» на торцах жилых зданий по улице Якуба Коласа в Новополоцке,
картины
  • Девочка с подсолнечником,
  • Комсомольцы 1970-х годов,
  • Ожидание,
  • Воскресенье,
  • Мои современники,
  • На балконе,
портреты

Часть картин художника находится в художественных музеях Беларуси и России, в ГТГ, художественной коллекции ООН, у экс-президента США Б. Клинтона и частных коллекциях.

Награды и премии

  • заслуженный деятель искусств БССР (1980)
  • народный художник БССР (1991)
  • Государственная премия БССР (1980) — за гобелен «СССР. Этапы борьбы и побед» для конференц-зала в здании ЦК КПБ
  • премия Республики Беларусь (1996) — за «Гобелен века»

Память

  Надгробный памятник Александру Кищенко на Восточном кладбище

Имя Александра Кищенко присвоено Борисовскому комбинату декоративно-прикладного искусства.

Примечания

  1. ↑ Выполнен из 270 кг шерсти (ручная работа, 1996). За эту работу художнику присуждена Государственная премия Беларуси. Уникальное полотно внесено в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой гобелен в мире, признано национальным достоянием. На полотнище размером 19 на 14 метров Кищенко изобразил самых известных личностей прошлого и современности, а также события мироздания: Ноев ковчег, Христа и Антихриста, Кремль, Папу Римского, Черчилля, Горбачева, Сталина, Хемингуэя, Кастро (всего более 80 портретов). В одном из углов гобелена автор изобразил собственный портрет и портрет Президента Беларуси Александра Лукашенко. В настоящее время в связи с огромным размером для гобелена не находится необходимого места в имеющихся павильонах республики и он уже не одно десятилетие лежит свернутый в мастерской автора.

Ссылки

org-wikipediya.ru

автор самого большого в мире гобелена, который негде выставить

Фото: ru.wikipedia.org

Фото: ru.wikipedia.org

13 мая день рождения белорусского художника Александра Кищенко. Его монументальный "Гобелен века" размером 14 на 19 метров в 1999 году признан самым большим гобеленом в мире и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. TUT.BY собрал 5 наиболее значительных его работ. Художник-монументалист Александр Кищенко родился в 1933 году (умер в 1997 году). Творческую жизнь он начинал во Львове, но затем его пригласил в Беларусь Гавриил Ващенко, художник, основатель кафедры монументально-декоративного искусства сегодняшней Академии искусств. До 1970 года Кищенко преподавал на кафедре монументально-декоративного искусства, и это самый зрелый период его творчества. За это время он смог наладить гобеленовое производство в Беларуси. 

1. На полотне "Гобелен века" весом почти 300 кг изображены ключевые для всего человечества события, а также 80 видных деятелей прошлого и современности. Вытканы из шерсти Ноев ковчег, Христос и Антихрист, Папа Римский, Фидель Кастро, Владимир Ленин, Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин, Михаил Горбачев, Эрнест Хэмингуэй.

В левом верхнем углу размещен автопортрет художника и вверху справа - портрет Александра Лукашенко. Но центральное место занимает конфликт Христа и Антихриста.

На работу у художника ушло 5 лет. Уникальное полотно было признано национальным достоянием.

Фото: http://gazetaby.com/

В 2009 году издание "Салідарнасць" писало о том, что гобелен пылится в мастерской автора. Тогда вдова художника говорила о плачевном состоянии полотна, которое уже давно не просушивалось и начинало гнить. С 1996 года гобелен выставлялся всего несколько раз. Из-за его габаритов сложно найти ему достойную площадку для постоянной экспозиции.

2. Мозаичное панно "Беларусь партизанская" на фасаде гостиницы "Турист" к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков реставрируют. До этого момента панно находилось в плачевном состоянии и осыпалось, хотя и включено в Государственный список историко-культурных ценностей. Площадь мозаики - 245 квадратных метров, ее монтировали несколько лет. Основной фактор разрушения – погодные условия. Фасад крыльца гостиниц размещен под небольшим углом, и это способствовало разрушению. Сетка, на которой крепится основание мозаики, проржавела, поэтому менять надо даже сохранившиеся фрагменты мозаики. Реставрация такой работы трудоемкий и затратный процесс.

Фото: http://prof-press.by/

Так выглядело панно в советское время. Фото: prof-press.by

3. На мозаичной композиции "Октябрь" на здании Белгипроагропищепрома на Юбилейной площади изображена сцена взятия Зимнего дворца. Кищенко использовал популярные в 70-е приемы сочетания нескольких ракурсов. Это хорошо передает динамику и пламенные эмоции и соответствует мейнстримной в 70-е годы теме огня.
Фото: http://minsk-old-new.com/

Фото: Воложинского В.Г., май 2008 год, minsk-old-new.com

4. В Минске также размещены четыре панно Александра Кищенко ("Город-воин", "Город науки", "Город культуры", "Город-строитель") на торцах жилых домов микрорайона Восток напротив Национальной библиотеки.Фото А.Друпова, 2008 год, minsk-old-new.com 

5. Гобелен "Чернобыль" площадью почти 40 квадратных метров находится в зале ООН в Нью-Йорке. На церемонии передачи произведения Кищенко сказал: "Я привез вам глаза моей Беларуси". 

В 2009 году издание "Борисов Электронный" предположило, что картина из Беларуси под названием "Вечер" пропала во время ремонта в ООН. Тогда бывший министр иностранных дел Петр Кравченко заявил, что в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке была только одна работа белорусского художника - гобелен "Чернобыль" народного художника Беларуси Александра Кищенко.  

Фото: http://www.bysu.ru/

Фото: www.bysu.ru

Помимо гобеленов и панно сохранилось и живописное наследие Кищенко. Часть его картин хранится в художественных музеях Беларуси и России, в том числе в Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях семьи Миттерана, Клинтона. Также его тканые работы находятся в здании Администрации президента.

news.tut.by

Трагедия на холсте: как белорусские художники изобразили Чернобыль

Художников, как людей творческих, тема Чернобыля не могла обойти стороной. Особенно тех, кто сам родом из районов, пострадавших от радиации. Перед вами несколько самых известных и интересных картин, которые заставляются задуматься о главной техногенной катастрофе 20 века.

Михаил Савицкий цикл картин о Чернобыле назвал «Чёрная быль». Чернобыль – чёрная быль, чёрное бытие. И одновременно «чернобыльник» – народное название полыни обыкновенной. Над темой художник начал работать почти сразу после взрыва на электростанции и продолжал её на протяжении десятилетия. Цикл состоит из 11 картин: «Эвакуация», «Зрячий», «Плач о земле», «Крест надежды», «Покинутые», «Доля», «Реквием», «Чернобыльская мадонна», «Запретная зона», «Ностальгия», «Аллегория Чернобыля».

Михаил Савицкий, «Запретная зона»

Михаил Савицкий, «Зрячий»

Михаил Савицкий, «Ностальгия»

Михаил Савицкий, «Плач о земле»

Михаил Савицкий, «Покинутые»

Михаил Савицкий, «Реквием»

Михаил Савицкий, «Чернобыльская мадонна»

Тема Чернобыля была близка и для белорусского художника-реалиста и искусствоведа Виктора Шматова, поскольку он родился в Брагинском районе. У него также есть цикл картин на тему Чернобыльской трагедии.

Виктор Шматов, «В Чернобыльской зоне»

Виктор Шматов, «В окрестностях Чернобыля»

Виктор Шматов, «Похороны деревни»

Виктор Шматов, «Похороны в Чернобыльской зоне»

Виктор Шматов, «Прощание»

В Брагинском районе родился и художник Гавриил Ващенко, который также написал ряд картин о техногенной катастрофе.

 Гавриил Ващенко, «Чернобыльский реквием»

Гобелен ручной работы, посвящённый памяти о трагедии в Чернобыле, был создан белорусским художником Александром Кищенко и подарен Организации Объединенных Наций. Сейчас работа находится в Нью-Йорке, штаб-квартире ООН.

Александр Кищенко, «Чернобыль», гобелен

Есть несколько картин о Чернобыле и у художника Сергея Давидовича.

Сергей Давидович, «Встретились два горя»

Сергей Давидович, «Живи, Беларусь!»

Сергей Давидович, «На пересечении судьбы»

Сергей Давидович, «Первомай»

Сергей Давидович, «Современная помпея»

Сергей Давидович, «Чернобыльские призраки»

Несколько лет назад в Беларуси был издан каталог картин белорусских художников «Боль, нарисованная кистью».

Виктор Барабанцев, «Чернобыльская Мадонна»

Владимир Гордеенко, «Сельский клуб (деревня Кажушки)»

Владимир Кожух, «Очищение»

   

 

 

ecoidea.by

"Гобелен века" гниет невостребованным

Признанный историко-культурной ценностью и занесенный в книгу рекордов Гиннеса "Гобелен века" Александра Кищенко вместо того, чтобы быть выставленным на экспозицию, вот уже дюжину лет хранится в мастерской умершего автора. Вдова народного художника Беларуси изо всех сил пытается найти возможность вывесить гобелен, чтобы его хотя бы просушить.

"Гобелен века" был выткан вручную из натуральной шерсти на протяжении 1991-1995 гг. в Борисове на комбинате прикладного искусства. Полотно имеет уникальные размеры - 19х14 метров, т.е. равен высоте шестиэтажного дома.

В произведении, главной идеей которого является борьба добра со злом, борьба Христа и Антихриста, на фоне Вселенского пространства изображены более 80 известных личностей ХХ века. Среди них – Ленин, Черчилль, де Голль, Валенса, Клинтон и др.

За эту работу Александру Кищенко была присуждена Государственная премия Беларуси, а само полотно было признано Министерством культуры историко-культурной ценностью. Кроме того, из-за своих размеров произведение было включено в Книгу рекордов Гиннеса.

Но, как оказалось, "Гобелен века" ждала незавидная судьба.

- Состояние полотна печальное, - жалуется Нина Кухаренко, вдова Александра Кищенко, которой перешла его мастерская вместе с известным гобеленом. – Представьте себе 300 кг шерсти, скрученных в рулоны! В прошлом году мы смогли на один день вывезти полотно в выставочный центр "БелЭкспо", чтобы проветрить и просушить, но когда будет следующая такая возможность, я не знаю. За аренду помещения, погрузку и перевозку гобелена нужно ведь немало заплатить, а Министерство культуры говорит, что денег у них нет. Такое произведение и лежит мертвым грузом! Думаю, если бы Александр Михайлович был бы жив, все сложилось бы иначе.

После смерти автора полотна, народного художника Беларуси Александра Кищенко в 1997 году от онкологического заболевания, "Гобелен века" выставлялся считанное число раз (по подсчетам вдовы, всего пять). Размеры полотна таковы, что вывесить его можно только в выставочном центре "БелЭкспо" на проспекте Победителей.

Пока Александр Кищенко был жив, шли разговоры о том, что полотно будет выставлено в музее современного искусства, который в итоге так и не был построен. Как рассказала Нина Кухаренко, некогда она встречалась с экс-министром культуры Леонидом Гуляко и предлагала ему разместить гобелен в новом здании Национальной библиотеки. Ее предложение услышано не было.

Искусствовед Петр Василевский имеет свое мнение относительно незавидной судьбы "Гобелена века".

- Все объясняется нашей ментальностью и специфическими отношениями в творческой среде, - считает искусствовед. - При жизни Кищенко имел большой авторитет и много друзей, но как только он умер, все захотели занять его место. В Театре оперы и балета до реконструкции висел его цикл из шести гобеленов - настоящие шедевры! Так вот пока шла реконструкция за ними не досмотрели, они оказались подпорченными, а затем их вовсе выкинули из театра! Таким образом, освободилось место для работ других художников. Если говорить о "Гобелене века", то и в этом случае всем все по барабану.

Между тем рискующий утратить в нынешних условиях свой первоначальный облик "Гобелен века" может оцениваться как минимум в 1 млн долларов.

- Сам Кищенко говорил, что такая сумма просто компенсирует материальные и духовные инвестирования в это произведение. Судя по статусу и значению работы, отдавать ее меньше чем за 1 млн было бы несерьезно, - отмечает Петр Василевский.

Авторские права на уникальное произведение принадлежат Нине Кухаренко и двум фирмам, спонсировавшим создание гобелена. Но продать невостребованный на родине "Гобелен века" иностранным коллекционерам они не могут из-за статуса историко-культурной ценности, присвоенного произведению.

Тем временем Петр Василевский поражается, почему полотно Александра Кищенко еще не превратили в популярный туристический объект.

- "Гобелен века" - это большое экзотическое произведение, как будто специально придуманное для Книги рекордов Гиннеса и туристов. Была бы моя воля, я бы построил под это полотно специальное здание, - говорит Петр Василевский.

Хотя гобелен Кищенко, на взгляд искусствоведа, назвать шедевром нельзя (отдельные его фрагменты имеют художественную ценность, однако в целом произведение не сложилось), но в списке самых ценных произведений белорусского искусства советского периода Петр Василевский ставит его на второе место после "Партизанской мадонны" Михаила Савицкого. Во-первых, гобелен имеет историческую ценность - знаменует окончание белорусского советского искусства. Во-вторых, он интересен субъективизмом талантливого художника, тем, как тот понимал историю XX века, какие личности отобрал для своего полотна. На гобелене, к примеру, есть Сталин, но нет Гитлера, есть Ленин, но нет Троцкого.

После создания "Гобелена века" самым щепетильным моментом в его восприятии зрителями было изображение в верхнем правом углу Александра Лукашенко. И поныне многие из-за этого отказывают полотну в художественной ценности. Петр Василевский объясняет, что художника поняли неправильно.

- Я был достаточно близко знаком с Александром Кищенко, и он мне рассказал, что при создании гобелена оставлял на нем место не для Лукашенко, а для того, кто возглавит независимое белорусское государство и будет таким образом его олицетворять, - отметил Петр Василевский. - Победил бы в 1994-м на президентских выборах Пазьняк - было бы на гобелене изображение Пазьняка. Никаких особенных отношений к Лукашенко у Кищенко не было.

-Наше государство и общество обязаны сохранить это произведение искусства, - заключает художественный критик. - Нужно давить на государство, чтобы оно что-то предприняло, чтобы показать людям этот гобелен.

news.tut.by


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта