3. Бытовой жанр в искусстве передвижников. Картина жанр бытовой
Картины художников. Бытовой жанр в живописи — Журнал по дизайну и культуре
Пожалуй, ни с одним жанром не связано столько предрассудков и превратностей толкования, как с бытовым. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств? Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Кажется, будто жанризм, скользя по внешности вещей и событий, исключает полет фантазии, мечту и символ, поэтическое иносказание.
Статуэтка женщины, изготавливающей пиво. Др. Египет. Керамика, XXVI-XXV века до н.э. Флоренция. Археологический музей.
Что означает само понятие бытовой жанр? Тесно соприкасаясь с исторической живописью и портретом, он отличается от них. Художники, пишущие картины на бытовые темы, обращаются не к конкретным историческим событиям, не к отдельным личностям, а к потоку жизни. Бытовой жанр повествует о типичном, дает подробную характеристику сложившихся традиций. Но, он невозможен без взаимодействия со своими соседями пейзажем и натюрмортом, усиливая с их помощью воздействие образов.
Когда же впервые художник запечатлел бытового человека в его житейских заботах?
цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью. Древнеегипетская живопись и мелкая пластика сохранила массу выразительных мотивов повседневного труда, входивших в погребальный ритуал. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире. Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э.) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей, изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
Раннее христианство таилось в римских катакомбах, пользуясь языком изобразительных намеков и символов.
И бытовая жизнь, внешне совершенно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Любовь к жанровым наблюдениям перешла и в искусство зрелого европейского средневековья, хотя теперь они заняли более второстепенное место. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Их хлопотливые труды — наглядная иллюстрация земного времени, в повседневных делах свершающего свой годовой цикл. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем.
Органическое слияние бытового и религиозного жанров характерно для искусства многих стран средневекового Востока Индии, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, Китая и Японии. Особое влияние на дальневосточную культуру оказала секта чань (в Японии дзэн), в учении которой мелкий житейский эпизод покупка коня, рубка мясником туши мог превращаться в предлог для философских размышлений о глубинной сути мироздания.
Бытейские письма(если использовать древнерусский термин) вобрали в себя духовные искания людей эпохи Возрождения.
В XV начале XVI века окончательно складывается тип самостоятельной картины, посвященной свадебным и карнавальным обрядам, жизни различных сословий. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Как в народном обряде, вещи и события составляют театральное действо, вводящее частную человеческую судьбу в русло мироздания, малый круг людских дел в большой круч космоса. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны, иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии. И потому живописцы старательно доказывают материальность бытия, наделяют предметы и ситуации чувственной убедительностью.
Переоценка средневековых ценностей зримо осуществляется, к примеру, в рыночных сценах нидерландца Иоахима Бейкелара, где евангельские эпизоды оттесняются на задний план, а вперед выдвигаются крепкие крестьяне-торговцы и их товары. Овощи, рыба и мясо, плоды матери Природы, наглядно воплощающие ее плодородие, вечно обновляющуюся энергию. Этот настрой господствует в лучших бытовых картинах XVI — XVII веков, принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, братьев Ленен, Веласкеса, Вермера, Браувера. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаются с особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери, их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.
Семейство молочницы. Л. Ленен. Масло. 1640-е годы. Государственный Эрмитаж.
Век Просвещения, окончательно ставший на точку зрения земного человека, передал бытовому жанру воспитательное значение.
Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанр измельчал, будучи обремененным нравоучительностью. Он уже не являл зрителю таинственную взаимосвязь человека и космоса, но на живых анекдотических примерах повествовал о том, как нехорошо пьянствовать, плутовать и, напротив, как приятен благочестивый семейный быт и трудолюбие. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.
Художник Александр Иванов даже задал недоуменный вопрос: «Вообще, жанры, что за живопись? Разве это живопись?» Но, словно отвечая на этот скепсис, бытовые образы в первой половине XIX века возродили свой авторитет, доказывая, что им под силу воплощение значительных идейных задач, которые волновали и самого создателя «Явления Христа народу».
Свадьба Стивена Бекингема с Мэри Хокс. У.Хогарт. Масло. 1740-е годы. Нью-Йорк, Метрополитен музей.
Во многих странах Европы бытовой жанр поэтически отображал черты национального характера.
Таковы образы А. Венецианова в России, либо, напротив, запечатлевал социальные недуги общества с выразительностью, не уступающей литературе критического реализма. Ф.М.Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический живописец знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В.Перова. Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К.Маковского.
Салонный вкус нанес бытовому жанру XIX века немалый ущерб, доводя многие его образы до уровня забавной сплетни, милой, но пустой картинки нравов. Однако импрессионизм, а затем искусство рубежа XIX — XX веков вновь вернуло значение бытовой картине. Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В.Борисов-Мусатов, К.Петров-Водкин, Дж.Сегантини, Ф.Ходлер). С другой стороны, частная жизнь, ее радости и бытовые неурядицы стали ценным материалом для картин, как бы подводящих итог существованию дореволюционной России, в ее ярмарочно — пестром (Б. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Корин).
Мальчик с собакой. В. Борисов-Мусатов. Масло. 1895 г. Харьковский художественный музей.
В судьбах русского бытового жанра после революции отразились противоречия художественной жизни.
Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа), и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина), и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Изредка появлявшиеся камерные сценки повседневной жизни, давали надежду и душевный отдых от трагедий и окружающего лицемерия.
В послевоенное время бытовой жанр стал, на некоторое время, едва ли не самым популярным видом искусства. В картинах запечатлевалось возвращение к мирному труду, незатейливые радости и заботы дня (двоечники, мальчишки-футболисты, суворовцы на каникулах). Их безыскусное бытописательство, в контрасте с обезличенными псевдомонументальными полотнами, выглядело естественным, спокойным и, от того — привлекательным.
Воскресный день. А.Корзухин. Масло. 1884г. Харьковский художественный музей.
Во второй половине XX века, в разных национальных школах, темы и мотивы, связанные с бытовым жанром, нашли многообразные воплощения.
Драматическая жесткость языка, как, например, в полотнах художников 1960-х годов, ироническое превращение современников в персонажей старинных картин, любование патриархальными чертами национального уклада жизни все это, проходя перед нами, составило обширный театр жизни. Художники 1970-х годов внесли в свое искусство документальную остроту восприятия, последующее же поколение, наоборот, предпочло лирическую непосредственность энергичной, темпераментной живописи.
Художники бытового жанра и сегодня продолжают обогащать многовековую традицию, останавливая мгновения и претворяя их в символы времени.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Бытовой жанр» М. Соколова, М. 1989 г.
www.5arts.info
Бытовой жанр — WiKi
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
История развития
Истоки
Стенопись с бытовыми сценами, погребальная кладовая Накта, Древний ЕгипетБытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов.
-
Новорождённый телёнок, мелкая пластика из захоронения
-
Осколок керамической вазы с рисунком колесницы, Лувр.
-
Варение пива, мелкая пластика из захоронения
Древнегреческая вазопись
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Бытовой жанр был развит и в тогдашней живописи, но до нашего времени дошли случайные его образцы. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи, и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка!», Эрмитаж; мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»; мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами — от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
-
Мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»
-
Жертвоприношение вином, 480 г. до н. э. Лувр
-
Муза читает свиток, лекиф, Лувр
Бытовой жанр стран Востока
Мастерская каллиграфов и мастеров миниатюры, 1590—1595 гг. Аноним из Индии, бытовая сцена, 1603 г.Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э., хотя и имели поучительный, дидактический характер в пределах религиозно-философских идей. В период Тан (VII—X вв н. э.) сформировались школы китайской жанровой живописи. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В период Сун (X—XIII вв н. э.) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах, интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Примерно так же шло развитие бытового жанра в живописи Японии и Кореи, на искусство которых имела значительное влияние живопись Китая и её образцы.
Имел своё распространение бытовой жанр и в искусстве арабоязычных стран средневековья, который опирался на мощную местную культуру народов. Прежде всего это касалось Египта, Индии и Персии (Ирана). Мастера этих стран решались частично игнорировать мусульманский запрет на создание фигуративных изображений.
Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена; миниатюры к трактатам Авиценны; миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства» — поэт слушает музыкантов вместе с друзьями; миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом; миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIII в.). Художники рисуют не только сцены придворной жизни, хотя часто вынуждены работать на восточных тиранов.
-
Аноним из Индии, «Женщина с попугаем», начало 1580 гг.
-
Аноним из Индии, «Акбар верхом на слоне», начало 1600 гг.
-
Аноним из Индии, «Танец могольских женщин»
-
Мухаммад Кан, Персидский принц в часы досуга, 1633-34 гг.
В средневековой Европе
Бытовой жанр набирал мощь и в средневековой Европе. Его образцы найдены и в миниатюрах, и в рельефах, и в немногих образцах живописи (французские миниатюры со сценами строительства готических соборов, витражи, немецкие рельефы в соборе города Наумбург, миниатюры братьев Лимбург и т. п.).
Эпоха Возрождения
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век.) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карраччи, Джорджоне, Бассано).
В Голландии XVII века
Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:
- распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картин
- слабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописи
- сокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров — (портрет, пейзаж и бытовая картина).
Художников Голландии не отпугивали ни низменные, монотонные пейзажи страны, ни отсутствие остатков античных сооружений в ней, ни непрестижность изображений моряков и рыбацких лодок, крестьян и домашнего скота или изображений дремотного быта маленьких городков, непарадных окрестностей, тихих улиц и переулков и захламлённых углов двора. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров — от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров. Одни специализируются на маринах или зимних пейзажах, другие — на бытовых сценах в кабаках, сценках быта провинциальных воинов и бедных жилищ горожан и крестьян (Ян Стен, Виллем Корнелис Дейстер, Филипп Вауэрман, Адриан ван де Венне, Корнелис Бега, Адриан ван Остаде, Питер де Блот, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Готфрид Схалкен, Ян Викторс, Карел Фабрициус, Герард Доу, Говерт Кампхёйзен, Питер де Хох, Якоб Герритс Кёйп, Ян Моленар, Филипс Конинкк, Питер ван Лар, Ян Артсен Мариенхоф, Терборх Герард, Корнелис Трост, Гербрандт Янс ван ден Экхоут, Юдит Лейстер, Гиллис Ромбаутс и другие).
Пять веков прославленного развития культуры и искусств в Италии до XVII века обусловили чопорную иерархию жанров. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную — пейзаж и бытовой жанр. Итальянцы ещё воспринимали как свои картины утрехтских караваджистов со сценами небольших банкетов с музыкантами и покупали их (Геррит ван Хонтхорст, «Беседа с менестрелем», галерея Уффици, Флоренция, «Концерт», галерея Боргезе, Рим), тогда как другие вызывают неприятное удивление и отторжение. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVII в. способны вызвать и скуку, и улыбку, и удивление, и хохот.
- Якоб Герритс Кёйп, «Завтрак двух воинов», 1628 г.
- Ян Вермеер, «Сводница», 1656 г., Дрезденская картинная галерея
- Ян Стен, «Праздник по поводу рождения котят»
- Виллем Корнелис Дейстер, «Солдаты, не поделившие добычу», 1622–1624, Лондон, Национальная галерия
- Ян Артсен Мариенхоф, «В мастерской художника», 1648 г.
- Адриан ван де Венне, «Драка женщин из-за штанов»
- Терборх Герард, «Сельский почтальон», 1655 г.
- Годфрид Схалкен, «Бритье бороды»
- Маттиас Стом, «Мальчик с факелом», 1622 г.
- Адриан ван Остаде, «Сельская музыка», 1645 г.
- Ян Моленар, «Предобеденная молитва»
- Питер ван Лар, «Нападение грабителей»
- Карел Фабрициус, «Торговец музыкальными инструментами», 1652, Национальная галерея, Лондон
- Говерт Кампхёйзен, «Ухаживания скотовода за дояркой»
- Якоб Дюк, «Караульня с воинами»
- Гербрандт Янс ван ден Экхоут, «Дети в парке», 1671 г.
- Герард Доу, «Торговля селёдкой», 1675 г.
Лишь со временем искусство Голландии аристократизуется, все больше ориентируется не на демократические, а на дворянские вкусы. И в бытовом жанре преобладают мещанские, добропорядочные, благородные сюжеты (Корнелис Трост, «Забавы в парке»).
В других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был фактически на обочине официального искусства в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Даже творчество таких великанов искусства XVII века, как Рубенс или Веласкес, которые тоже обращались к бытовому жанру (или трактовали религиозные сцены как бытовые), мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.
От творческого наследия некоторых мастеров сохранилось всего несколько картин.
Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.-
Веласкес, «Старая женщина, готовящая яичницу»
-
Алехандро де Лоарте, «Проданная курица», частное собрание
XVIII век
Отношение к бытовому жанру понемногу меняется. И в XVIII веке появляются как его сторонники среди художников, так и первые значительные коллекционеры. Законодательницей в модах и в искусстве становится Франция. Среди французских художников, работающих в бытовом жанре:
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра.
Французские аристократы часто собирают картины не столько из-за любви к искусству, сколько из-за моды и престижа. В 1768 г. скончался бывший секретарь короля Луи XV — де Генья, а его коллекции продают с аукциона, где начался ажиотаж. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет — «Он — умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой… Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников.
К бытовому жанру обращаются и мастера других стран, а в самом жанре нарастают элементы правдивого воспроизведения реальности:
Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохранённую в XIX в., оно неустанно демократизируется. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVII в., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство XIX в. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключённые или военнопленные, люди социального дна. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Пленники и рабы пришли ещё в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять.
В картинах мастеров XIX в. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Нерешённые социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества — однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.
В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, где сценки быта изображены уже подчеркнуто реалистично, чрезвычайно правдиво, с большей или меньшей долей идеологических установок. Среди художников — сторонников бытового жанра:
Особое место в искусстве XIX в. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле, итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). И без туманных намёков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего XIX века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства, из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства.
-
Винсент ван Гог, "Воспоминание о саде в Эттене"
-
Генри Скотт Тьюк, «Все на помпу!», 1888 г.
-
Эмиль Фриан, «День Всех святых» (Посещение кладбища), 1888 г.
Значительное обострение социальных проблем и противоречий во всех областях жизни в XX в., войны, революции, социальное размежевание, национально-освободительные движения, промышленные и научные революции, взрывное развитие техники, урбанизация — все это решительно меняло быт миллионов людей, придавало ему импульсивность, нестабильность. Чрезвычайно выросли бездуховность, растерянность людей перед сиюминутными изменениями, опасностью от политических режимов, перед дегуманизацией науки, неопределенностью собственного будущего. Откликнулся на эти изменения и бытовой жанр, художники которого взялись анализировать и исследовать все закоулки личной и общественной жизни, его недостатки, страдания обычного человека из толпы, её одиночество, надежды, сопротивление, готовность к борьбе ради защиты себя и детей. Среди мастеров бытового жанра XX века:
- Пабло Пикассо
- Игнасио Сулоага
- Борис Кустодиев
- Джордж Беллоуз
- Рокуэлл Кент
- Пластов, Аркадий Александрович
- Мурашко, Александр Александрович
- Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
- Григорьев, Борис Дмитриевич
- Жилинский, Дмитрий Дмитриевич
- Ренато Гуттузо
- Эндрю Уайет
- Коржев, Гелий Михайлович
- Диего Ривера
- Арнаутов, Виктор Михайлович
- Тутунджан, Джанна Таджатовна
- Попков, Виктор Ефимович
- Горская, Алла Александровна
- тысячи мастеров гравюры, фарфора, скульптуры, книжной, газетной, журнальной иллюстрации, фото.
Источники
- Большая Советская энциклопедия.
- Египет: Земля фараонов. М., 1997.
- Мерц Б. Красная земля, чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.,2004.
- Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
- Ривкин Б. И. Малая история искусств. «Античное искусство», М, 1972
- Левинсон-Лессинг В. Ф. «История картинной галереи Эрмитажа», (1764—1917), Л. 1985
Литература
- Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959.
- Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX — начала XX века, М., 1964.
Ссылки
ru-wiki.org
Бытовая картина - Википедия
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
История развития[ | ]
Истоки[ | ]
Стенопись с бытовыми сценами, погребальная кладовая Накта, Древний ЕгипетБытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов.
-
Новорождённый телёнок, мелкая пластика из захоронения
-
Осколок керамической вазы с рисунком колесницы, Лувр.
-
Варение пива, мелкая пластика из захоронения
Древнегреческая вазопись[ | ]
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Бытовой жанр был развит и в тогдашней живописи, но до нашего времени дошли случайные его образцы. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи, и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка!», Эрмитаж; мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»; мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами — от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
-
Мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»
-
Жертвоприношение вином, 480 г. до н. э. Лувр
-
Муза читает свиток, лекиф, Лувр
Бытовой жанр стран Востока[ | ]
Мастерская каллиграфов и мастеров миниатюры, 1590—1595 гг. Аноним из Индии, бытовая сцена, 1603 г.Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э., хотя и имели поучительный, дидактический характер в пределах религиозно-философских идей. В период Тан (VII—X вв н. э.) сформировались школы китайской жанровой живописи. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В период Сун (X—XIII вв н. э.) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах, интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Примерно так же шло развитие бытового жанра в живописи Японии и Кореи, на искусство которых имела значительное влияние живопись Китая и её образцы.
Имел своё распространение бытовой жанр и в искусстве арабоязычных стран средневековья, который опирался на мощную местную культуру народов. Прежде всего это касалось Египта, Индии и Персии (Ирана). Мастера этих стран решались частично игнорировать мусульманский запрет на создание фигуративных изображений.
Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена; миниатюры к трактатам Авиценны; миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства» — поэт слушает музыкантов вместе с друзьями; миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом; миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIII в.). Художники рисуют не только сцены придворной жизни, хотя часто вынуждены работать на восточных тиранов.
-
Аноним из Индии, «Женщина с попугаем», начало 1580 гг.
-
Аноним из Индии, «Акбар верхом на слоне», начало 1600 гг.
-
Аноним из Индии, «Танец могольских женщин»
-
Мухаммад Кан, Персидский принц в часы досуга, 1633-34 гг.
В средневековой Европе[ | ]
Бытовой жанр набирал мощь и в средневековой Европе. Его образцы найдены и в миниатюрах, и в рельефах, и в немногих образцах живописи (французские миниатюры со сценами строительства готических соборов, витражи, немецкие рельефы в соборе города Наумбург, миниатюры братьев Лимбург и т. п.).
Эпоха Возрождения[ | ]
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век.) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карраччи, Джорджоне, Бассано).
В Голландии XVII века[ | ]
Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:
- распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картин
- слабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописи
- сокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров — (портрет, пейзаж и бытовая картина).
Художников Голландии не отпугивали ни низменные, монотонные пейзажи страны, ни отсутствие остатков античных сооружений в ней, ни непрестижность изображений моряков и рыбацких лодок, крестьян и домашнего скота или изображений дремотного быта маленьких городков, непарадных окрестностей, тихих улиц и переулков и захламлённых углов двора. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров — от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров. Одни специализируются на маринах или зимних пейзажах, другие — на бытовых сценах в кабаках, сценках быта провинциальных воинов и бедных жилищ горожан и крестьян (Ян Стен, Виллем Корнелис Дейстер, Филипп Вауэрман, Адриан ван де Венне, Корнелис Бега, Адриан ван Остаде, Питер де Блот, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Готфрид Схалкен, Ян Викторс, Карел Фабрициус, Герард Доу, Говерт Кампхёйзен, Питер де Хох, Якоб Герритс Кёйп, Ян Моленар, Филипс Конинкк, Питер ван Лар, Ян Артсен Мариенхоф, Терборх Герард, Корнелис Трост, Гербрандт Янс ван ден Экхоут, Юдит Лейстер, Гиллис Ромбаутс и другие).
Пять веков прославленного развития культуры и искусств в Италии до XVII века обусловили чопорную иерархию жанров. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную — пейзаж и бытовой жанр. Итальянцы ещё воспринимали как свои картины утрехтских караваджистов со сценами небольших банкетов с музыкантами и покупали их (Геррит ван Хонтхорст, «Беседа с менестрелем», галерея Уффици, Флоренция, «Концерт», галерея Боргезе, Рим), тогда как другие вызывают неприятное удивление и отторжение. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVII в. способны вызвать и скуку, и улыбку, и удивление, и хохот.
- Якоб Герритс Кёйп, «Завтрак двух воинов», 1628 г.
- Ян Вермеер, «Сводница», 1656 г., Дрезденская картинная галерея
- Ян Стен, «Праздник по поводу рождения котят»
- Виллем Корнелис Дейстер, «Солдаты, не поделившие добычу», 1622–1624, Лондон, Национальная галерия
- Ян Артсен Мариенхоф, «В мастерской художника», 1648 г.
- Адриан ван де Венне, «Драка женщин из-за штанов»
- Терборх Герард, «Сельский почтальон», 1655 г.
- Годфрид Схалкен, «Бритье бороды»
- Маттиас Стом, «Мальчик с факелом», 1622 г.
- Адриан ван Остаде, «Сельская музыка», 1645 г.
- Ян Моленар, «Предобеденная молитва»
- Питер ван Лар, «Нападение грабителей»
- Карел Фабрициус, «Торговец музыкальными инструментами», 1652, Национальная галерея, Лондон
- Говерт Кампхёйзен, «Ухаживания скотовода за дояркой»
- Якоб Дюк, «Караульня с воинами»
- Гербрандт Янс ван ден Экхоут, «Дети в парке», 1671 г.
- Герард Доу, «Торговля селёдкой», 1675 г.
Лишь со временем искусство Голландии аристократизуется, все больше ориентируется не на демократические, а на дворянские вкусы. И в бытовом жанре преобладают мещанские, добропорядочные, благородные сюжеты (Корнелис Трост, «Забавы в парке»).
В других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был фактически на обочине официального искусства в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Даже творчество таких великанов искусства XVII века, как Рубенс или Веласкес, которые тоже обращались к бытовому жанру (или трактовали религиозные сцены как бытовые), мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.
От творческого наследия некоторых мастеров сохранилось всего несколько картин.
Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.-
Веласкес, «Старая женщина, готовящая яичницу»
-
Алехандро де Лоарте, «Проданная курица», частное собрание
XVIII век[ | ]
Отношение к бытовому жанру понемногу меняется. И в XVIII веке появляются как его сторонники среди художников, так и первые значительные коллекционеры. Законодательницей в модах и в искусстве становится Франция. Среди французских художников, работающих в бытовом жанре:
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра.
Французские аристократы часто собирают картины не столько из-за любви к искусству, сколько из-за моды и престижа. В 1768 г. скончался бывший секретарь короля Луи ХV — де Генья, а его коллекции продают с аукциона, где начался ажиотаж. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет — «Он — умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой… Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников.
К бытовому жанру обращаются и мастера других стран, а в самом жанре нарастают элементы правдивого воспроизведения реальности:
Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохранённую в XIX в., оно неустанно демократизируется. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVII в., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство XIX в. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключённые или военнопленные, люди социального дна. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Пленники и рабы пришли ещё в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять.
В картинах мастеров XIX в. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Нерешённые социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества — однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.
В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, где сценки быта изображены уже подчеркнуто реалистично, чрезвычайно правдиво, с большей или меньшей долей идеологических установок. Среди художников — сторонников бытового жанра:
Особое место в искусстве XIX в. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле, итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). И без туманных намёков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего XIX века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства, из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства.
-
Винсент ван Гог, "Воспоминание о саде в Эттене"
-
Генри Скотт Тьюк, «Все на помпу!», 1888 г.
-
Эмиль Фриан, «День Всех святых» (Посещение кладбища), 1888 г.
Значительное обострение социальных проблем и противоречий во всех областях жизни в XX в., войны, революции, социальное размежевание, национально-освободительные движения, промышленные и научные революции, взрывное развитие техники, урбанизация — все это решительно меняло быт миллионов людей, придавало ему импульсивность, нестабильность. Чрезвычайно выросли бездуховность, растерянность людей перед сиюминутными изменениями, опасностью от политических режимов, перед дегуманизацией науки, неопределенностью собственного будущего. Откликнулся на эти изменения и бытовой жанр, художники которого взялись анализировать и исследовать все закоулки личной и общественной жизни, его недостатки, страдания обычного человека из толпы, её одиночество, надежды, сопротивление, готовность к борьбе ради защиты себя и детей. Среди мастеров бытового жанра XX века:
- Пабло Пикассо
- Игнасио Сулоага
- Борис Кустодиев
- Джордж Беллоуз
- Рокуэлл Кент
- Пластов, Аркадий Александрович
- Мурашко, Александр Александрович
- Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
- Григорьев, Борис Дмитриевич
- Жилинский, Дмитрий Дмитриевич
- Ренато Гуттузо
- Эндрю Уайет
- Коржев, Гелий Михайлович
- Диего Ривера
- Арнаутов, Виктор Михайлович
- Тутунджан, Джанна Таджатовна
- Попков, Виктор Ефимович
- Горская, Алла Александровна
- тысячи мастеров гравюры, фарфора, скульптуры, книжной, газетной, журнальной иллюстрации, фото.
Источники[ | ]
- Большая Советская энциклопедия.
- Египет: Земля фараонов. М., 1997.
- Мерц Б. Красная земля, чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.,2004.
- Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
- Ривкин Б. И. Малая история искусств. «Античное искусство», М, 1972
- Левинсон-Лессинг В. Ф. «История картинной галереи Эрмитажа», (1764—1917), Л. 1985
Литература[ | ]
- Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959.
- Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX — начала XX века, М., 1964.
Ссылки[ | ]
Бытовой жанр // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
encyclopaedia.bid
3. Бытовой жанр в искусстве передвижников. Истоки бытового жанра
Похожие главы из других работ:
Бытовой жанр в европейской живописи Нового времени как репрезентация повседневности
1.2 Бытовой жанр как особый вид живописи
Бытовой жанр, один из многочисленных жанров изобразительного искусства, который изображает повседневную частную и общественную жизнь. Обычно художник изображал эпоху которая ему современна...
Жанр бытовой сказки в корейском фольклоре
ГЛАВА II. ЖАНР БЫТОВОЙ СКАЗКИ В КОРЕЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
2.1 АНАЛИЗ КОРЕЙСКОЙ БЫТОВОЙ СКАЗКИ У корейцев широким распространением и любовью пользуются сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне, о глупцах, дураках, о монахах, о несчастной доле, о счастье и т.д...
Жанры и их виды в театральном творчестве
Жанр пьесы и жанр спектакля
Среди особенностей любой пьесы существенное место занимает ее жанровая природа. Жанр пьесы должен найти свое отражение в жанре спектакля и, прежде всего, в манере актерской игры...
Истоки бытового жанра
1.Бытовой жанр в русском искусстве XVIII века
Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» - одно из первых произведений русской жанровой живописи. Сюжет этой картины незамысловат. В просторной...
Истоки бытового жанра
2. Бытовой жанр в русском искусстве первой половины XIX века
Освобождение от идейно-эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Развитие романтизма...
Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество
2. Бытовой жанр
Брюллов в середине 20-х годов написал ряд сцен итальянской жизни. Ему не было дано показать мечту итальянского народа о свободе...
Культура и личность
3. Значительность деятельности художников-передвижников в XIX веке
Уход из Академии художеств в 1863 г. четырнадцати выпускников в знак протеста против академических догм положил начало борьбе с официальным искусством. Образование в Петербурге Артели художников...
Музыкальное образование в годы царствования Екатерины II
2.3 Основные жанры бытовой музыки
Через народное творчество, через театр музыка постепенно проникала в повседневный быт столицы и сопутствовала различным изменениям в личной и общественной жизни...
Повседневная жизнь русского народа на полотнах отечественных художников ХVIII-ХХ веков
1. Отражение русской повседневности в бытовой живописи ХVIII в
...
Повседневная жизнь русского народа на полотнах отечественных художников ХVIII-ХХ веков
1.2 Зарождение бытовой живописи в отечественной культуре ХVIII в
Бытовая живопись - жанр живописи, посвященный изображению повседневной частной и общественной жизни человека. Характерным для такой живописи является то, что художник изображает явления, повторяющиеся в жизни поколений из года в год...
Портретное творчество И.Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах
1.1 Социально-критическая направленность творчества передвижников
Конец 50-х и 60-е годы XIX века явились переломным моментом в истории России. Нарождающиеся капиталистические отношения расшатывали основы феодально-абсолютистского строя. К кризису приходит крепостная система...
Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
1. Жанр пьесы, жанр спектакля
Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ этого отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр. Задача заключается в том...
Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение
3.8 Бытовой жанр
Бытовой жанр в русском искусстве второй половины XVIII века, так называемый «исторический домашний род», будучи вторым в системе жанров, тем не менее не получил развития в стенах Академии художеств в годы расцвета классицизма. В итоге все...
Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
3.1 Жанр пьесы, жанр спектакля
Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ этого отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр. Задача заключается в том...
Тема брака в русской живописи
Глава I. Бытовой критический реализм в отечественной живописи XIX- начала ХХ вв. и место в нём темы брака
В России познакомились с европейским бытовым жанром в начале XVIII века, когда Петр I и его сподвижники стали закупать в Голландии картины для украшения своих дворцов. И в дальнейшем «малые голландцы» пользовались в России успехом...
cult.bobrodobro.ru
Бытовой жанр
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЖАНРА
Ян Вермеер Делфтский СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА Ок. 1658 г. Амстердам (Нидерланды), Рейксмузеум
Предшественниками произведений бытового жанра можно считать наскальные рисунки, выполненные первобытными людьми, на которых представлены сцены охоты, обрядовые танцы и шествия. Жанровый характер имели и некоторые росписи египетских и этрусских гробниц: обработка земли, сбор фруктов и овощей, охота, рыбная ловля и пиршества. Считалось, что эти изображения обеспечивали умершему богатую и сытую жизнь в загробном мире. Бытовые сюжеты украшали и древнегреческие вазы.
В эпоху Возрождения многие исторические произведения приобретали ярко выраженный жанровый характер: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей. А на Руси жанр впервые появился в книжной миниатюре и получил название «бытейские письма».
ПЕРВЫЕ ЖАНРИСТЫ В ЕВРОПЕ
Ян Вермеер Делфтский ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ У ОТКРЫТОГО ОКНА 1650-е гг. Дрезден, Галерея старых мастеров
Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский живописец, живший на рубеже XV—XVI вв., и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). Но в самостоятельный жанр бытовая живопись сформировалась только в XVII в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни и стали воспевать самые простые занятия — заботу о детях, уборку помещения, чтение писем.
Один из самых известных мастеров — Ян Вермеер. Любимый персонаж мастера — женщина, погружённая в домашние дела, как, например, героиня на знаменитом полотне «Служанка с кувшином молока».
БЫТОВОЙ ЖАНР В РОССИИ
П.А. Федотов СВАТОВСТВО МАЙОРА 1848 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея
В России одними из первых к бытовому жанру обратились К. П. Брюллов (его «итальянская серия») и А. Г. Венецианов, посвятивший всё свое творчество жизни русских крестьян.
Сатирическую ноту в жанровую живопись внес П. А. Федотов. Его картина «Сватовство майора» — это смешная история про разорившегося офицера, который, желая поправить своё благосостояние, собирается жениться на дочери купца.
В русском искусстве в 60-е годы XIX в. главным жанристом был Василий Перов. В своих произведениях он критикует нравы современного ему общества, например в картине «Трапеза» каждый из монахов олицетворяет тот или иной порок: лицемерие, жадность, обжорство, пьянство.
Это направление получило впоследствии в России название «критический реализм».
И.Е. Репин БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ 1870—1873 гг. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Поделиться ссылкой
sitekid.ru