Иисус Христос: человек или божество? (история одной картины). Картина застолье иисуса
Какой праздник отмечается на картине Паоло Веронезе "Пир в доме Левия"?
Художник Паоло Веронезе прославился в мире искусства как создатель пышных крупномасштабных и
многолюдных полотен. Чаще всего он обращался к тематике библейских пиров и трапез.
В 1573 году он написал прекрасную картину "Тайная вечеря" для монастырского храма.
В центре композиции Веронезе поместил Иисуса Христа и апостолов за трапезой, но оставалось ещё много свободного пространства, т.к. картина была крупногабаритной.
Тогда художник включил свою фантазию и изобразил на полотне много ярких разнообразных персонажей -
вельмож, стражников, аристократов, слуг, женщин, детей, шута с попугаем, чернокожих людей и других персон,
не имеющих отношения к евангельскому сюжету.
Когда картина попала в монастырский храм, святые отцы поняли, что это несколько не то, что они хотели
увидеть на картине "Тайная вечеря".
Поэтому, не удивительно, что через некоторое время художник предстал перед судом инквизиции за отход
от канонов церковной живописи и искажение библейского сюжета.
Особенно инквизиторов возмутил образ шута с попугаем, который считался символом разврата.
Художнику грозил смертный приговор, но ему дали три месяца, чтобы переписать картину.
Веронезе поступил проще - он просто переименовал картину и теперь она известна как
"Пир в доме Левия".
Считаю, что это название больше подходит для сюжета на картине, чем "Тайная вечеря".
По евангельскому сюжету "Тайная вечеря" проходила вечером в четверг Страстной недели
и была действительно тайной, без лишних глаз и ушей.
Выглядело это приблизительно так, как изображено на этой картине "Тайная вечеря".
По евангельским притчам "Тайная вечеря" проходила в Иерусалиме в доме человека, поверившего
в учение Христа. Иисус Христос и апостолы отмечали иудейский праздник "Песах" ("Пасху"),
причем раньше, чем он праздновался официально в Иерусалиме, т.к. они вели исчисление дней по своему галилейскому календарю.
Христос также знал, что не сможет принять участие в официальной "Пасхе", т.к. должен принести себя
в жертву за искупление грехов людских.
На скромном праздничном столе были: пресный хлеб, вино, куски мяса жертвенного жареного ягненка
и травяные приправы.
Во время трапезы было совершено таинство Причастия.
Христос, благословив хлеб, преломил его и раздал апостолам со словами: "Примите, сие есть Тело моё" и,
взяв чашу с вином, сказал - "Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь моя".
Господь сообщил своим ученикам, что скоро должен оставить их и что один из них предаст его.
Христос учил апостолов человеколюбию и стойкости, т.к. предвидел, что их ждут тяжелые испытания и преследования после его смерти.
После трапезы Иисус и 11 его учеников вернулись в своё временное пристанище - пещеру в скале в
Гефсиманском саду. Иуда Искариот ушел раньше, чтобы сообщить слугам первосвященников,
где пристанище Христа. В ту же ночь Христос был схвачен.
В пятницу его судили и казнили на Голгофе на кресте. Вечером его сняли с креста, завернули в ткани
со смолами и похоронили в пещере. В субботу тело исчезло из пещеры, а в воскресение Христа видели
воскресшим.
Праздник светлой Пасхи, отмечаемый всем христианским миром, стал праздником - воспоминанием
о чудесном Воскресении Спасителя и посвящен его жертве во имя человечества.
На картине "Пир в доме Левия" ( "Тайная вечеря" ) художника Паоло Веронезе отмечается
праздник светлой Пасхи.
www.bolshoyvopros.ru
Жизнь Иисуса в картинах Н.Ге
Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом.Николай Николаевич Ге. 1864 г. Холст, масло. 49x68,8.Эскиз неосуществленной картины.Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Христос в синагоге.Н.Н.Ге. 1868 г.
***
Искушение Христа.Н.Ге
***
Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Ин.3:1-10
***
Весть о Воскресении.Н.Н.Ге. 1866 г. Холст, масло. 59х95.Киевский музей русского искусства
Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Мк.16:9-13
***
Вестники Воскресения. Николай Николаевич Ге. 1867 г. Холст, масло. 229 х 352.Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Голова Апостола Андрея. Н.Ге. Нач. 1860-х гг.
***
Голова Богоматери.Н.Ге. 1860-62 гг.
ros-vos.net
человек или божество? (история одной картины)
Эта статья не только о Христе, а и о художнике, который на протяжении десятилетий работал над его образом и картиной «Христос и грешница». Возможно, эта история даст кому-то новые размышления о своей жизни и том, куда ее вкладывать: ведь перед нами пример двух людей, которые смогли найти ответ на этот вопрос.
Работа над картиной
4,7 5 1
В своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов очень много внимания уделяет Женщине и ее судьбе. Возможно, на это повлияла смерть его сестры-близнеца. Вера Дмитриевна умерла юной, взяв с брата обещание, что он создаст монументальное произведение, которого в то время ждала художественная общественность.
Работа над картиной длилась около двенадцати лет, а первые наброски Поленова датируются еще 60-мы годами. Для того чтобы правдоподобно написать пейзаж, художник отправился в путешествие по Ближнему Востоку, Сирии, Палестине и Египту, изучая нравы, быт и колориты древней Иудеи. Стоит добавить, что такой основательный подход к делу Василию Дмитриевичу, видимо, был привит отцом, который был археологом.
Уже в Петербурге, делая наброски для героев картины, Поленов одевал натурщиков в костюмы, привезенные им из путешествий, или же в те, которые шила его жена и сестра Елена, по его же наброскам.
Образ Христа был собирательный, он писал его с нескольких натурщиков. Хотя, говорят, что чаще всех ему позировал его любимый и талантливый ученик Исаак Левитан (в дальнейшем известный пейзажист).
Читать также Как одеться женщине в церковь?
Поленов задумывал написать картину на полотне размером 3 м х 6 м. Таких холстов в России не производили, поэтому он поехал за ним в Италию. Набрасывать картину он начал углем. И так увлекся, что получился черно-белый полноправный вариант работы, который автор решил не покрывать маслом, а повторно выписать из Италии полотно необходимого размера и вновь приступить к работе.
Первый показ
В начале 1887 года в газетах писали, что Поленов трудится над полотном большой картины «Блудница перед Христом». По словам современников, Василию Дмитриевичу не нравилось такое название, и он возмущенно говорил: «Да нет же, с этой женщиной случилось несчастье, она не блудница». Авторское название картины «Кто не без греха?» была заменено цензурой на «Христос и грешница».
В конце февраля 1887 года в Петербурге открылась XV выставка Товарищества передвижников. Особое внимание привлекли к себе две картины «Боярыня Морозова» Сурикова и «Христос и грешница» Поленова. Картина Поленова была сначала осуждена цензурой и определена как «вредная для народа».
Основной причиной для осуждения послужило то, что Христос Поленова показан обычным человеком без нимба. И действительно, на картине мы видим не святого, а мужчину крепкого телосложения, с загаром восточного странника, который рисует что-то на песке. Он в конце дня присел отдохнуть на пороге храма среди людей, от которых практически ничем не отличим. Кстати, благодаря этой интерпретации Христа, большевики приняли Поленова за своего – атеиста. Хотя таковым он, конечно, не являлся.
Разрешил демонстрировать картину Александр III и даже приобрел ее для собственного музея. На деньги, вырученные от продажи полотна, художник купил небольшой участок земли на верхней Оке и построил на нем по собственному замыслу и чертежам большой дом.
Сюжет картины
Картина написана по известному евангельскому сюжету. Действия происходят на ступенях храма в Древнем Иерусалиме. На суд Христу толпа разъяренных фанатиков приводит грешницу – молодую женщину, которую обвинили в супружеской измене. Перед толпой стоят первосвященники, которые обращаясь к Иисусу, по-видимому, говорят: мы знаем, что в основе твоего учения лежат доброта и всепрощение, но по нашим законам, неверная жена должна быть побита камнями. Что ты скажешь с ней сделать?
Вопрос был провокационным и любой из вариантов ответа грозил Христу гибелью. Если он согласится с тем, что женщину необходимо побить камнями, его выдадут римским властям – за подстрекательство к убийству. Если же он скажет, что женщину нужно простить, – его обвинили бы в ереси, в отступлении от заповедей Моисея.
Христос ответил: «Кто из вас без греха, не знает за собой никакой вины – пусть первым бросит в нее камень». И наклонившись, продолжил чертить что-то на земле. А когда, спустя время, поднял голову, увидел, что перед ним осталась стоять лишь одна женщина. «Где твои судьи?» - спросил он ее. Она ответила, что все разошлись, и никто не осмелился поднять на нее руку. «Я тоже тебя не осуждаю, – ответил Христос. – Иди с миром и впредь не греши».
hochu.ua