Шалва Бедоев — «Блистающие облака». Бедоев шалва картины


Шалва Бедоев » Известные люди Юга России

Шалва Евгеньевич Бедоев родился 15 октября 1940 г. в с. Монастер, Южная  Осетия, Грузинская ССР. 

В 1969 году окончил Ленинградский академический государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 

Действительный член Российской академии художеств, Народный художник РСО-Алании и Южной Осетии,  Заслуженный художник РФ, профессор. Член Союза художников СССР, России. Неоднократно избирался членом правления СХ СССР и СХ РФ, секретарём СХ РФ, председателем Северо-Осетинского отделения СХ РФ. Заместитель председателя Южного отделения РАХ.

Заведующий кафедрой изобразительного искусства Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Хетагурова, профессор Северо-Кавказского федерального университета. 

Лауреат Национальной премии в области художественной литературы, искусства и науки «Яблоко нартов», республиканской премии в области литературы и искусства, обладатель дипломов и золотых медалей Российской академии художеств и Союза художников России.

Основные работы:  "Первый урожай”(1971), "Сбор винограда”(1972), " Черешня- Краса Кубани”, "Юность”(1979), "Знамя свободы”(1981), "Амазонка”(1984), "Кентавр”(1985), "Осетия революционная”(1987), "Осень”(1988), "Земля”(1988), "Тишина”(1988), "Осетинская сказка”(1988), "Натюрморт с чесноком”(1988), "Натюрморт с кукурузой”(1988), "Портрет Бэллы Басиевой”(1988), "Амазонка в красном”(1989), "Уасгерги” (1989), "Легенда о золотом яблоке”(1991), "Афсати”(1991), "Царство амазонок” (1997-2007), "Золотая яблоня”(2000) , "Битва Георгия Победоносца с драконом”(2005), "Легенда”(2005)

Участвовал во многих всесоюзных, всероссийских, зарубежных, академических выставках, среди которых семь персональных. Работы находятся в Государственном Русском музее, музее Современного искусства России, Российской академии художеств, центре искусств США, музеях  и частных коллекциях в России и за рубежом.

Картины художника - о высоком, о героическом. Они о небе и героях, о Богах и девах, на них обитающих. Сегодня многим из нас это кажется  выспренним, далеким, недоступным, и ненужной видится такая высота.

 Но, с одной стороны, многие положительные люди горского происхождения, особенно пожилые, хранят в себе  этот высокий идеал, и в этом их отличие от русской духовной традиции, его не прячут, не скрывают. А в застольных беседах, на трапезах и на тризнах обязательно в самых высоких  и торжественных словах его являют.

 

 

 А с другой стороны – это антитеза Шалвы Бедоева современной версии искусства, ответ постмодернизму: где нет Бога, нет эстетики, нет правды, нет истины. По Бедоеву – все это есть. И если не видеть, не ощущать, не восхищаться, не восходить к этому, то зачем и жить, зачем и художник, к чему тогда и его талант.

Интересно и то, как это его тема интерпретируется, его идеал. И тут мы видим сплетение и отталкивание многих начал. Например, соединение горской символики цвета и европейской версии плафонной живописи 16-17 веков, Тьеполо и Веронезе.

Так, нельзя не почувствовать в картинах Бедоева прохлады и синевы и «не здешнего», а космического проникновения цвета. В его идеальности, густоте и сквозистости неземные звучат настроения – это чуть леденит душу, чуть пугает и оставляет в растерянности. Ты не можешь дотянуться, подняться, ты не готов и к столь торжественному разговору. Ты не привык к этому, а может никогда и не умел. Да и кто сегодня так с нами разговаривает? Всяк стремится опустить нас в самую грязь, указать на сугубо телесное, земное, вывернуть подноготное, внутреннее.

Его картины сродни восхождению в горы, к самым высоким и недоступным вершинам. Недаром  его краски чуть напоминают рериховские и вместе с тем другие, более человечные, нежные. Его цель не напугать нас, а ласково помочь подняться и поднять голову и там, среди облаков, невероятной синевы и утреннего блистания, вдруг увидеть или пригрезить ту самую и красоту, и правду.

Он сам про себя сказал: « Я нетипичный горец ». Наверное, потому он так сказал, что  не только горская традиция, но и европейская, барочная и античная вполне просматривается в его картинах. Именно барокко в своих плафонах  среди облаков и струящегося света являло к нам Богов и нимф. Барокко не грозило, не поучало, а скорее развлекало, тешило, ласкало. Но между тем и говорило: поднимите голову и оторвитесь от земных, корыстолюбивых грубых дел, узрите радость неба.

Бедоев нетипичный горец, ему не свойственно резкость и «гортанность» манеры, рубленность художественного языка, однозначность метафоры. Его природа художественная и человеческая иная – весьма деликатная, почти рокальная. Он не трибун и не пророк, хотя и говорит о небесном. Он просветленный; он похож на тех, кого на Руси называли старцами. 

 

 

Понятно эволюция манеры Шалвы: она идет из 70-х годов прошлого века, из карнавальных, иносказательных лет, от метафоричности, фееричности  тех красок. Карнавал, праздник – оборотная сторона героического и высокого, скоморошества и лубка, они противостоят религиозному. Путь Бедоева к себе, к нам сегодняшним был долог и очистителен. Все лишнее и иносказательное ушло, осталось главное, лишь о нем и стоит говорить. Но какой-то след сказочности все же остается, след праздника и пира. И они на каком-то новом витке снова сошлись и сложились, как голова и хвост «ороборо» - античный символ вечности: он развлекает нас и поучает, напоминает о Небе.

У художника почти нет горизонта, земли, бездны, деревьев, цветов, а только небеса. Его кони, Георгий с копьем, Девы то прячутся за облака, то выходят к людям, смущаясь и розовея, скорбя и туманясь. 

 

 

Картины Бедоева нечто среднее между иконой и античным мифом, своим высоким слогом они напоминают картины Кандинского, как и они - заполнены облаками, устремленными вверх копьями, как и иконы – очистительны. Но в буквальном смысле ни на первого русского авангардиста, ни на строгие каноничные лики иконописи они не похожи. 

Осетины часто говорят, что христианская традиция у них восходит к первому веку нашей эры, а связь с античностью просматривается даже на лингвистическом уровне. Даже если это миф, то мы знаем, что он на пустом месте не рождается. Глядя на работы Шалвы Бедоева, это снова и снова приходит в голову.

Любовь Ягушевская,

искусствовед, член ТСХ России

<< К оглавлению >>

vipstav.ru

Шалва Евгеньевич Бедоев

Шалва БедоевЛауреат Национальной премии «Яблоко Нартов» в номинации «Искусство» за 2009 год.Шалва Евгеньевич Бедоев – заслуженный художник Осетии и России, народный художник Осетии, лауреат республиканской премии им. М. Камбердиева, профессор СОГУ, действительный член (академик) Российской академии художеств, обладатель золотой медали РАХ, поэт. Родился в селении  Ленингори Южной Осетии. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина в 1969 г. Учился у Е.Е. Моисеенко. Работает в жанре сюжетно-тематической картины, портрета, пейзажа. Награжден дипломом Академии художеств СССР. Инициатор создания кафедры изобразительного искусства в СОГУ, участник нескольких десятков выставок в России, Канаде, США, Франции и других странах.В  2002 г. в Москве с большим успехом прошла выставка работ Ш. Бедоева на тему нартовского эпоса. Работы, представленные на выставке, были отобраны для Музея современного искусства и музея Академии художеств. Подтверждением высокого класса мастерства Бедоева, его необычайно многогранного таланта стала медаль Российской академии художеств с формулировкой «Достойному».

Основные произведения: «Первый урожай» (1971), «Сбор винограда» (1972), «Весенний день», «Виноградники», «Черешня. Краса Кубани» (1974), «Вернулись солдаты» (1975), «Жаркий день» (1977), «Девушка, освещенная солнцем» (1978), «Лето», «Свадебная мелодия» (1979),  «Купание коней» (2005), «Битва св. Георгия с драконом» (2007), «Царство амазонки» (1997–2007), «В райском саду» (2007), «Золотая яблоня», «Афсати», «Дочь Посейдона», «Гомер», серии «Амазонки», «Святой Георгий», «Нанесение креста» и др.

sch_4.jpg sch_1.jpg sch_2.jpg sch_3.jpg

fond-hadonova.ru

Шалва Бедоев — «Блистающие облака»

Шалва Евгеньевич Бедоев родился 15 октября 1940 г. в с. Монастер, Южная  Осетия, Грузинская ССР. 

 

В 1969 году окончил Ленинградский академический государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 

 

Действительный член Российской академии художеств, Народный художник РСО-Алании и Южной Осетии,  Заслуженный художник РФ, профессор. Член Союза художников СССР, России. Неоднократно избирался членом правления СХ СССР и СХ РФ, секретарём СХ РФ, председателем Северо-Осетинского отделения СХ РФ. Заместитель председателя Южного отделения РАХ.

 

Заведующий кафедрой изобразительного искусства Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Хетагурова, профессор Северо-Кавказского федерального университета. 

 

Лауреат Национальной премии в области художественной литературы, искусства и науки «Яблоко нартов», республиканской премии в области литературы и искусства, обладатель дипломов и золотых медалей Российской академии художеств и Союза художников России.

 

Основные работы:  "Первый урожай”(1971), "Сбор винограда”(1972), " Черешня- Краса Кубани”, "Юность”(1979), "Знамя свободы”(1981), "Амазонка”(1984), "Кентавр”(1985), "Осетия революционная”(1987), "Осень”(1988), "Земля”(1988), "Тишина”(1988), "Осетинская сказка”(1988), "Натюрморт с чесноком”(1988), "Натюрморт с кукурузой”(1988), "Портрет Бэллы Басиевой”(1988), "Амазонка в красном”(1989), "Уасгерги” (1989), "Легенда о золотом яблоке”(1991), "Афсати”(1991), "Царство амазонок” (1997-2007), "Золотая яблоня”(2000) , "Битва Георгия Победоносца с драконом”(2005), "Легенда”(2005)

 

Участвовал во многих всесоюзных, всероссийских, зарубежных, академических выставках, среди которых семь персональных. Работы находятся в Государственном Русском музее, музее Современного искусства России, Российской академии художеств, центре искусств США, музеях  и частных коллекциях в России и за рубежом.

 

 

Картины художника - о высоком, о героическом. Они о небе и героях, о Богах и девах, на них обитающих. Сегодня многим из нас это кажется  выспренним, далеким, недоступным, и ненужной видится такая высота.

 

 Но, с одной стороны, многие положительные люди горского происхождения, особенно пожилые, хранят в себе  этот высокий идеал, и в этом их отличие от русской духовной традиции, его не прячут, не скрывают. А в застольных беседах, на трапезах и на тризнах обязательно в самых высоких  и торжественных словах его являют.

 

 

 

 А с другой стороны – это антитеза Шалвы Бедоева современной версии искусства, ответ постмодернизму: где нет Бога, нет эстетики, нет правды, нет истины. По Бедоеву – все это есть. И если не видеть, не ощущать, не восхищаться, не восходить к этому, то зачем и жить, зачем и художник, к чему тогда и его талант.

 

Интересно и то, как это его тема интерпретируется, его идеал. И тут мы видим сплетение и отталкивание многих начал. Например, соединение горской символики цвета и европейской версии плафонной живописи 16-17 веков, Тьеполо и Веронезе.

 

Так, нельзя не почувствовать в картинах Бедоева прохлады и синевы и «не здешнего», а космического проникновения цвета. В его идеальности, густоте и сквозистости неземные звучат настроения – это чуть леденит душу, чуть пугает и оставляет в растерянности. Ты не можешь дотянуться, подняться, ты не готов и к столь торжественному разговору. Ты не привык к этому, а может никогда и не умел. Да и кто сегодня так с нами разговаривает? Всяк стремится опустить нас в самую грязь, указать на сугубо телесное, земное, вывернуть подноготное, внутреннее.

 

Его картины сродни восхождению в горы, к самым высоким и недоступным вершинам. Недаром  его краски чуть напоминают рериховские и вместе с тем другие, более человечные, нежные. Его цель не напугать нас, а ласково помочь подняться и поднять голову и там, среди облаков, невероятной синевы и утреннего блистания, вдруг увидеть или пригрезить ту самую и красоту, и правду.

 

Он сам про себя сказал: « Я нетипичный горец ». Наверное, потому он так сказал, что  не только горская традиция, но и европейская, барочная и античная вполне просматривается в его картинах. Именно барокко в своих плафонах  среди облаков и струящегося света являло к нам Богов и нимф. Барокко не грозило, не поучало, а скорее развлекало, тешило, ласкало. Но между тем и говорило: поднимите голову и оторвитесь от земных, корыстолюбивых грубых дел, узрите радость неба.

 

Бедоев нетипичный горец, ему не свойственно резкость и «гортанность» манеры, рубленность художественного языка, однозначность метафоры. Его природа художественная и человеческая иная – весьма деликатная, почти рокальная. Он не трибун и не пророк, хотя и говорит о небесном. Он просветленный; он похож на тех, кого на Руси называли старцами. 

 

 

 

Понятно эволюция манеры Шалвы: она идет из 70-х годов прошлого века, из карнавальных, иносказательных лет, от метафоричности, фееричности  тех красок. Карнавал, праздник – оборотная сторона героического и высокого, скоморошества и лубка, они противостоят религиозному. Путь Бедоева к себе, к нам сегодняшним был долог и очистителен. Все лишнее и иносказательное ушло, осталось главное, лишь о нем и стоит говорить. Но какой-то след сказочности все же остается, след праздника и пира. И они на каком-то новом витке снова сошлись и сложились, как голова и хвост «ороборо» - античный символ вечности: он развлекает нас и поучает, напоминает о Небе.

 

У художника почти нет горизонта, земли, бездны, деревьев, цветов, а только небеса. Его кони, Георгий с копьем, Девы то прячутся за облака, то выходят к людям, смущаясь и розовея, скорбя и туманясь. 

 

 

 

Картины Бедоева нечто среднее между иконой и античным мифом, своим высоким слогом они напоминают картины Кандинского, как и они - заполнены облаками, устремленными вверх копьями, как и иконы – очистительны. Но в буквальном смысле ни на первого русского авангардиста, ни на строгие каноничные лики иконописи они не похожи. 

 

Осетины часто говорят, что христианская традиция у них восходит к первому веку нашей эры, а связь с античностью просматривается даже на лингвистическом уровне. Даже если это миф, то мы знаем, что он на пустом месте не рождается. Глядя на работы Шалвы Бедоева, это снова и снова приходит в голову.

 

Любовь Ягушевская,

искусствовед, член ТСХ России

 

 

 

<< На главную >>

ludiuga.ru

Шалва Бедоев: Абисалов, Келехсаев и я - это старшее поколение

- Обязательно ли художнику получать образование в различных школах живописи, чтобы творить? - Обязательно! Когда ты не владеешь профессией на достаточном уровне, не хотел учиться, то это видно. Видно по работам, когда художник недостаточно образованный. Здесь в Осетии можно стать известным, но этого недостаточно. Известным ты должен стать хотя бы в рамках России.

- Где художнику лучше всего творить, нужно куда-то уезжать или оставаться здесь?- Художник должен жить со своим народом, потому что родина питает его силами, корнями своими. Молодой художник, если окажется где-то далеко, может потеряет самобытность. Осетия взрастила достаточно художников, и они здесь прекрасно работают - значит, есть среда и они должны работать здесь. Как говорит известный художник Михаил Шемякин: «У молодого российского художника должны быть средства, чтобы он ездил в Париж и ходил по галереям». Почему в Париж? Потому что там рождаются стили. А вот абстракция, наиболее левое течение в искусстве, возникла в России и на этой основе сейчас весь авангард строится. И кстати, мне кажется, Кандинского, основоположника абстракционизма, никто еще не превзошел. Во Франции и Германии идет основная галерейная работа. Французы говорят так: «Если ты в Париже прославился – значит, ты прославился на весь мир».

- Бывает, что творцы, будь то художники, кинорежиссеры или музыканты говорят, что они делают свои произведения для себя, не ожидая признания, обратной связи. Что такое признание для художника и лично для Вас?- Конечно, признание – это очень хорошо, никому не помешает. Но если нет признания, то не нужно суетиться. Если тебя не признали сегодня, может завтра признают. Художник, если он действительно образованный интеллектуал, понимает чего он стоит, поэтому для него признание или непризнание ничего не значит. Художник не ради признания работает и не ради денег. Художник работает, потому что не может не работать. Как говорил Платон: «Не поэт творит, а творит Бог, который вселяется в него». Если художник сидит в провинции, никуда не ездит, ничего не смотрит, то он развивается медленно. Чтобы чего-то добиться, нужно ставить широкую программу и высокую цель.

- Как Вы думаете, в чем миссия Вашей живописи? У Вас есть какой-то посыл человечеству, который Вы хотите передать с помощью живописи?- Человечество – это громко сказано! В мире хватает великих художников. Когда я начинал в детстве рисовать, с трех лет же я рисую, какие у меня могли быть мысли? Хотелось рисовать. Я же ни о чем не думал, просто рисовал, а потом понял, что нужно выучиться, чтобы добиться такого уровня, который я видел в музеях. Где научиться? Выбрал Ленинградский институт имени И.Э.Репина, туда я и поступил. Было желание научиться мастерству, профессионализму. Профессиональная живопись дает нашему народу, наверное, какую-то пользу. Если я выставляюсь в Москве, допустим, и мои картины звучат – значит, звучит Осетия. Соревнование идет не только в спорте, но и в живописи.

albina-dzhioeva.livejournal.com

Владикавказ | "Аланские параллели" в Будапеште: Шалва Бедоев - БезФормата.Ru

Родился в 15.11.1940 г. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Действительный член Российской академии художеств. Заслуженный художник Российской Федерации. Народный художник РСО-Алания. Заведующий кафедрой живописи СевероОсетинского государственного университета. Профессор. Создатель Высшей школы художественного образования Осетии. Награжден золотой медалью РАХ. Участник Всесоюзных, Всероссийских и зарубежных выставок.

Формирование осетинского профессионального изобразительного искусства связано с Петербургской Академией художеств, где в свое время учился Коста Хетагуров, а значит - оно связано с русской и европейской художественной традицией, оплотом которой является Петербургская Академия художеств – ныне Институт имени И.Е. Репина.

С этим первым художественным учебным заведением России связано и творческое становление его выпускника Шалвы Бедоева , который стоит у истоков высшего художественного образования в Осетии. Именно он возглавил первую в республике кафедру изобразительного искусства на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета. Одним из первых он сформулировал в своих высказываниях понятие национального в современном осетинском искусстве. По его мнению, национальный характер искусства определяется не только изображением характерных предметов национального быта, красок и форм окружающей природы, даров земли, на которой живет народ, его истории, но и отражением складывающихся веками национальных идеалов и поэтики мироощущения. Он вводит в свои картины предметы осетинского быта и плоды осетинской земли, находит адекватный колористический строй своих полотен, созвучный краскам природы Осетии и старинной архитектуры, а также выражающий черты национального характера с его внешней сдержанностью и огромной внутренней эмоциональной энергией.

Шалва Бедое в - мастер большой тематической картины. Его творчество играет важную роль в формировании современного искусства Осетии и России. Он работает в разных жанрах, в том числе - портрете, натюрморте и пейзаже. Но одно из наиболее важных мест в зоне его тематических интересов занимает жанр мифологический, который он видит в лирико-поэтическом аспекте и раскрывает с помощью композиционных приемов символизма и уникального колорита. Это позволяет его _ мифологическим образам пробуждать в зрителе богатейший диапазон тончайших неуловимых чувств и ассоциаций, которые невозможно выразить вербально. Мягко сияющие цветовые пятна на полотнах Бедоева, рожденные наблюдением за игрой прозрачных рефлексов и цветных теней в солнечный день, кажутся источающими свет и придают этим образам характер чудесного завораживающего видения, рождающегося на глазах у зрителя.

Перова М.А. Искусствовед.

 

vladikavkaz.bezformata.ru

Шалва Бедоев — «Блистающие облака»

Шалва Евгеньевич Бедоев родился 15 октября 1940 г. в с. Монастер, Южная  Осетия, Грузинская ССР. 

В 1969 году окончил Ленинградский академический государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 

Действительный член Российской академии художеств, Народный художник РСО-Алании и Южной Осетии,  Заслуженный художник РФ, профессор. Член Союза художников СССР, России. Неоднократно избирался членом правления СХ СССР и СХ РФ, секретарём СХ РФ, председателем Северо-Осетинского отделения СХ РФ. Заместитель председателя Южного отделения РАХ.

Заведующий кафедрой изобразительного искусства Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Хетагурова, профессор Северо-Кавказского федерального университета. 

Лауреат Национальной премии в области художественной литературы, искусства и науки «Яблоко нартов», республиканской премии в области литературы и искусства, обладатель дипломов и золотых медалей Российской академии художеств и Союза художников России.

Основные работы:  "Первый урожай”(1971), "Сбор винограда”(1972), " Черешня- Краса Кубани”, "Юность”(1979), "Знамя свободы”(1981), "Амазонка”(1984), "Кентавр”(1985), "Осетия революционная”(1987), "Осень”(1988), "Земля”(1988), "Тишина”(1988), "Осетинская сказка”(1988), "Натюрморт с чесноком”(1988), "Натюрморт с кукурузой”(1988), "Портрет Бэллы Басиевой”(1988), "Амазонка в красном”(1989), "Уасгерги” (1989), "Легенда о золотом яблоке”(1991), "Афсати”(1991), "Царство амазонок” (1997-2007), "Золотая яблоня”(2000) , "Битва Георгия Победоносца с драконом”(2005), "Легенда”(2005)

Участвовал во многих всесоюзных, всероссийских, зарубежных, академических выставках, среди которых семь персональных. Работы находятся в Государственном Русском музее, музее Современного искусства России, Российской академии художеств, центре искусств США, музеях  и частных коллекциях в России и за рубежом.

Картины художника - о высоком, о героическом. Они о небе и героях, о Богах и девах, на них обитающих. Сегодня многим из нас это кажется  выспренним, далеким, недоступным, и ненужной видится такая высота.

 Но, с одной стороны, многие положительные люди горского происхождения, особенно пожилые, хранят в себе  этот высокий идеал, и в этом их отличие от русской духовной традиции, его не прячут, не скрывают. А в застольных беседах, на трапезах и на тризнах обязательно в самых высоких  и торжественных словах его являют.    

 А с другой стороны – это антитеза Шалвы Бедоева современной версии искусства, ответ постмодернизму: где нет Бога, нет эстетики, нет правды, нет истины. По Бедоеву – все это есть. И если не видеть, не ощущать, не восхищаться, не восходить к этому, то зачем и жить, зачем и художник, к чему тогда и его талант.

Интересно и то, как это его тема интерпретируется, его идеал. И тут мы видим сплетение и отталкивание многих начал. Например, соединение горской символики цвета и европейской версии плафонной живописи 16-17 веков, Тьеполо и Веронезе.

Так, нельзя не почувствовать в картинах Бедоева прохлады и синевы и «не здешнего», а космического проникновения цвета. В его идеальности, густоте и сквозистости неземные звучат настроения – это чуть леденит душу, чуть пугает и оставляет в растерянности. Ты не можешь дотянуться, подняться, ты не готов и к столь торжественному разговору. Ты не привык к этому, а может никогда и не умел. Да и кто сегодня так с нами разговаривает? Всяк стремится опустить нас в самую грязь, указать на сугубо телесное, земное, вывернуть подноготное, внутреннее.

Его картины сродни восхождению в горы, к самым высоким и недоступным вершинам. Недаром  его краски чуть напоминают рериховские и вместе с тем другие, более человечные, нежные. Его цель не напугать нас, а ласково помочь подняться и поднять голову и там, среди облаков, невероятной синевы и утреннего блистания, вдруг увидеть или пригрезить ту самую и красоту, и правду.

Он сам про себя сказал: « Я нетипичный горец ». Наверное, потому он так сказал, что  не только горская традиция, но и европейская, барочная и античная вполне просматривается в его картинах. Именно барокко в своих плафонах  среди облаков и струящегося света являло к нам Богов и нимф. Барокко не грозило, не поучало, а скорее развлекало, тешило, ласкало. Но между тем и говорило: поднимите голову и оторвитесь от земных, корыстолюбивых грубых дел, узрите радость неба.

Бедоев нетипичный горец, ему не свойственно резкость и «гортанность» манеры, рубленность художественного языка, однозначность метафоры. Его природа художественная и человеческая иная – весьма деликатная, почти рокальная. Он не трибун и не пророк, хотя и говорит о небесном. Он просветленный; он похож на тех, кого на Руси называли старцами.    

Понятно эволюция манеры Шалвы: она идет из 70-х годов прошлого века, из карнавальных, иносказательных лет, от метафоричности, фееричности  тех красок. Карнавал, праздник – оборотная сторона героического и высокого, скоморошества и лубка, они противостоят религиозному. Путь Бедоева к себе, к нам сегодняшним был долог и очистителен. Все лишнее и иносказательное ушло, осталось главное, лишь о нем и стоит говорить. Но какой-то след сказочности все же остается, след праздника и пира. И они на каком-то новом витке снова сошлись и сложились, как голова и хвост «ороборо» - античный символ вечности: он развлекает нас и поучает, напоминает о Небе.

У художника почти нет горизонта, земли, бездны, деревьев, цветов, а только небеса. Его кони, Георгий с копьем, Девы то прячутся за облака, то выходят к людям, смущаясь и розовея, скорбя и туманясь.     

Картины Бедоева нечто среднее между иконой и античным мифом, своим высоким слогом они напоминают картины Кандинского, как и они - заполнены облаками, устремленными вверх копьями, как и иконы – очистительны. Но в буквальном смысле ни на первого русского авангардиста, ни на строгие каноничные лики иконописи они не похожи. 

Осетины часто говорят, что христианская традиция у них восходит к первому веку нашей эры, а связь с античностью просматривается даже на лингвистическом уровне. Даже если это миф, то мы знаем, что он на пустом месте не рождается. Глядя на работы Шалвы Бедоева, это снова и снова приходит в голову.

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

bloknot-stavropol.ru

Художник Бедоев Шалва Евгеньевич

«Там, где есть искусство – там есть цивилизация»

Бедоев Шалва Евгеньевич

Родился в с.Монастыр Южной Осетии. С раннего детства рисует и пишет стихи. В 1969 году окончил академию художеств в г.Санкт-Петербурге. Действительный член (академик) Российской Академии Художеств. Заслуженный художник РФ, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства Северо-Осетинского государственного университета им.К.Хетагурова, награжден золотой медалью Российской Академии Художеств.

С 80-х годов занимается архаикой и мифологией, углубившись в тайны мистической живописи, найдя соответственный пластический язык.

  • Участник многих всероссийских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербурга, в музеях России, в коллекциях министерства и союза художников России, в центре искусств г. Непл США, в частных собраниях Франции, Италии, США, Германии. Печатался в солидных изданиях.
  • В 1998г. участврвал на выставках "Арт - Будапешт", "Арт - Женева", "Арт - Единение" г.Ницца Франция.
  • В 1999г. стажировался в г.Париже в международном центре искусств, где успешно демонстрировал свои произведения.

 

«Афсати» – анализ произведения

На переднем плане изображен покровитель дикой природы - Афсати, которому поклоняются и почитают охотники. Его светлый лик, сливаясь, практически растворяется в природе, на фоне которой он изображен с некоторыми ее представителями. В ногах у него великолепные по цвету и пластическому решению папоротники, вызывающие ассоциацию со следами на песке от набегающей волны. В верхнем левом углу работы изображена голова оленя, над головой же самого Афсати - птица, устремленная к птенцам в гнезде, находящимся в кроне дерева.

«Истории страницы оживают 

Когда идешь по выставке твоей, 

И музыка пространства наполняет 

И предков зов становится сильней. 

Спасибо за общение с прекрасным, 

Спасибо за прогулку в мир другой, 

Что нас не покидает в час тревожный, 

Что душу согревает час иной!» 

В презентации использован текст из публикаций Фатимы Саутиевой

http://artarv.iriston.com/news.php?newsid=41

http://akbarsgallery.ru/painter/painter.php?id=2173

http://vladikavkaz.bezformata.ru/listnews/alanskie-paralleli-v-budapeshte-shalva/6579764/

multiurok.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта