Войти на сайт. Необычные картины эрмитажа
7 неразгаданных тайн Эрмитажа. - slavka999
1. ЧТО С «ПАВЛИНОМ»?
В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.
Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.
2. ГРОБНИЦА ГОМЕРА
В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.
Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.
3. КРОВОЖАДНАЯ БОГИНЯ
В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России — статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.
Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.
Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.
4. ТАЙНА ЗОЛОТОЙ МАСКИ
В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.
Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.
5. КЛАНЯЮЩИЙСЯ ПЕТР
Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».
В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».
6. НЕПОВТОРИМЫЕ СЕРЬГИ
В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
7. «ИКОНА БЕЗБОЖНОГО ВРЕМЕНИ»
Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.
Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.
slavka999.livejournal.com
Необычные экспонаты Эрмитажа. | Санкт-Петербург: новости, события, достопримечательности
Эрмитаж – один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II.Сегодня коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых очень значимых экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам величественного здания на Дворцовой площади.
1. Мумия в Египетском зале.Мумия жреца Па-ди-иста — одна из старейших, хранящихся в музеях мира. В Древнем Египте мертвецов вначале клали в могилы в позе зародыша вместе со всеми их ценными вещами. Мумифицировать их начали в 2400 г.г. до нашей эры с использованием, к примеру, меда и ладана.
Впервые документально зафиксировал процесс мумификации греческий историк Геродот в 450 году до нашей эры. Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах находились и ценные вещи покойного, среди которых было немало ценных украшений. Именно из-за них в XIX–XX веках началась настоящая охота за мумиями, сопровождавшаяся разграблением гробниц. Тогда же появились и легенды о «проклятиях мумий»: мол, кто войдет в пирамиду — умрет. На самом деле, это не более, чем слухи. Даже причастные к проникновению в гробницу Тутанхамона умерли своей смертью и далеко не сразу после открытия могилы.
Па-ди-ист — не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти. Он лежит под специальным пуленепробиваемым стеклом, его постоянно дезинфицируют, чистят, к нему приставлен специальный охранник.
2. «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа).Это одно из значительных произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460 – 1470 годов. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи. История того, как она попала в Россию, окутана тайной. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание ее в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж.
3.Мадонна Литта.Недалеко от Мадонны Бенуа в Эрмитаже хранится Мадонна Литта, ее музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины является Леонардо да Винчи — в музее хранится эскиз женской головы — но ряд искусствоведов сомневается в авторстве великого художника. Возможно, говорят они, часть картины была написана кем-то из учеников Леонардо, на что указывают неестественные позы матери и ребенка в композиции.
4. Часы «Павлин».Часы были куплены Потемкиным для Екатерины Второй. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался. Уникальный механизм мастера Джеймса Кокса, который придумал его вместе с Фридрихом Юри. Сперва их экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений — это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.
5. «Даная» Рембрандта.Картина изображает традиционный древнегреческий сюжет: царь города Аргос, узнав о том, что умрет от руки внука, сына Данаи, заточает ее в темницу. Но бог Зевс все равно проникает к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родит сына Персея.
Саму Данаю Рембрандт писал сразу с двух женщин. Первым прообразом героини стала его жена, Саския ван Эйленбюрх, вторым — любовница Гертье Диркс, с которой художник связался после смерти супруги. На самой картине изображен как раз тот момент, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя. Как это было принято в те времена, древнегреческий сюжет изображен в декорациях Нового времени (костюм служанки, кровать, пышные формы девушки, считавшиеся в те времена эталоном красоты).
В Россию "Даная" попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина Вторая. А спустя двести лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил ее ножом. Майгиса признали невменяемым. Несмотря на то, что потери в итоге составили 27% полотна, картину удалось полностью восстановить, с 1997 года она вновь находится в зале живописи Голландии и Фландрии. Под бронированным стеклом.
6. «Возвращение блудного сына» Рембрандта.Еще одно великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», — это концовка знаменитой библейской притчи о блудном сыне.
Рембрандт рисовал картину очень долго. Первые рисунки и офорты появились еще в 1630 — 1640-е годы, а окончательно он взялся за иллюстрацию к библейскому сюжету только в 1660-е. Картина стала одной из самых узнаваемых в творчестве Рембрандта.
7. «Дама в голубом» Гейнсборо.Один из лучших портретов эпохи барокко. Гейнсборо, как считается, рисовал его с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Он стал вершиной творчества художника: утонченная женская красота, изящество, полуулыбка, полутона. Все аккуратно и чинно. В Эрмитаж портрет попал от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо, которое находится в российских музеях.
8. «Танец» Матисса.Одно из величайших произведений модернизма, огромное полотно с «красными человечками», поначалу вызвавшее страшный скандал и неприятие публики. Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». Не щадила критика и самого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и «Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева и греческой вазовой живописи (фигуры людей, их движения — все это очень напоминает рисунки на кувшинах и вазах, хранящиеся на первом этаже Эрмитажа).
Когда коллекцию Щукина национализировали, большую часть принадлежавших ему произведений искусства отправили в ГМИИ, Эрмитажу достались только «Музыка» и «Танец».
9. «Вечная весна» Родена.В свое время эта скульптура стала частью композиции «Врата ада» у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства: то было главное произведение скульптора. Впоследствии Роден повторил эту скульптуру. Это редкий случай, когда мрамор частично был специально сделан таким неотесанным, чтобы придать композиции большую естественность.
10. «Композиция VI» Кандинского.Считается, что за русским искусством надо ехать в Михайловский дворец, а Эрмитаж — это только мировое наследие. Это не совсем так. Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, будто подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского.
Главное полотно — «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века. Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой». Картина была написана в мае 1913 года. Спустя год, видимо, и случилась та самая катастрофа, о которой говорит художник.
easyspb.ru
Картины Эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть...-
Картины Эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта
Рембрандт. Возвращение блудного сына
Поль Гоген. Женщина, держащая плод
Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин. Для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.
Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает «укромное место, келья». Таким он был до середины 19 века. Когда посетить его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.
В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Которые стоит увидеть каждому.
1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведений Эпохи Возрождения в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы Леонардо да Винчи. Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине 19 века. У итальянской аристократической семьи Литта.
Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода. После того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.
Картина небольшая. 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. Настолько в маленьком пространстве картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.
Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.
Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.
О картине также читайте в статье «Мадонна Литта. Необычные детали шедевра».
2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.
«Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц».
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
Ещё один шедевр Эпохи Возрождения хранится в Эрмитаже. «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.
Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.
Хранится она в своей «родной» раме. Которая была исполнена по рисункам Рафаэля.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Rushist.com
Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ Леонардо и Микеланджело. Которые сильно на него повлияют.
Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря «Мадонне Конестабиле».
О картине читайте также в статье «Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц».
3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг.
Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org
«Лютнист» Караваджо был куплен в начале 19 века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.
Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.
Но вскоре он откажется от подобных сюжетов. Все чаще изображая трагичные библейские истории. Поцелуй Иуды. Успение Марии. Положение во гроб.
Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Попорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.
В «Лютнисте» Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.
Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.
О работах художника читайте в статье «Караваджо. 5 невероятных фактов о его жизни и творчестве».
4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г.
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru
Картина «Блудный сын» — одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.
Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что она на многих производит сильное впечатление.
Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал. Находясь в плену своих страстей.
И вот в уже крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова брита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.
На картине — полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося сына.
Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.
О картине также читайте в статье «Возвращение Блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр?»
5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Be-in.ru
В начале 20 века «Дама в голубом» была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.
Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.
Все лучшие черты Эпохи Рококо мы видим на этой картине. Лёгкие, тающие мазки. Идеал утонченной красоты. Воздушность образа. Элегантность в мимике и жестах героини.
При этом нет жеманности и наигранности. Женщина естественна. Именно такой графиня Бофор была и в жизни. Изящной и женственной.
Удивительно, что ее мать была членом сообщества «Синий чулок». Это были этакие феминистки 18 века. Начитанность и широкий кругозор они ценили выше женских нарядов и забот о доме.
6. Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 г.
Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru
В России немало картин Гогена. Благодаря коллекционеру Ивану Морозову, дореволюционному промышленнику. Он купил «Женщину, держащую плод» в 1908 году. После революции вся его коллекция была национализирована. В середине 20 века она была поделена между двумя музеями: Эрмитажем и Пушкинским музеем в Москве.
Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.
Там и была написана «Женщина, держащая плод». Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге «волны» песка и травы, как на японских картинах).
Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.
Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.
О художнике читайте также в статье «Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы».
7. Матисс.Танец. 1910 г.
Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Картину «Танец» заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.
Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой «Музыка» благополучно добралась до России.
Сейчас этот «хлам» считается одним из главных шедевров модернизма. На ней — образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди — страшные испытания в виде мировых войн.
Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.
Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.
О картине читайте также в статье «Танец» Матисса. Простое в сложном и сложное в простом».
***
Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.
Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.
Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.
Как результат, в коллекции есть «белые пятна». Например, в Эрмитаже — значительная коллекция испанских живописцев. Но среди них нет ни одной работы Франсиско Гойи.
Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!
Россию покинула «Венера у зеркала» Тициана. «Мадонна Альба» Рафаэля. «Поклонение волхвов» Боттичелли. Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.
Автор: Оксана Копенкина
subscribe.ru