Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Картина явление христа


Явление Христа народу (картина) Википедия

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (Ин. 1:29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (Мф. 3:1—17).

История создания[ | код]

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837 году, художник приступил к созданию картины «Явление Христа народу».

Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857), и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрёл эскизы, поскольку саму картину приобрёл император Александр II.

Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.

Судьба картины[ | код]

В мае 1858 года Иванов решился от картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.

Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император пр

ru-wiki.ru

Явление Христа народу (картина) - это... Что такое Явление Христа народу (картина)?

 Явление Христа народу (картина)

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна.

История создания

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова.

В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года художник приступил к созданию «Явления Христа народу». На написание этой картины ушло 20 лет (1837—1857), после чего она была представлена публике в отдельном зале Академии Художеств.

Император Александр II приобрел полотно и принес его в дар Румянцевскому музею (в доме Пашкова), при расформировании которого оно попало в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, где и находится по сей день.

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся 3 эскиза к картине и многочисленные этюды[1].

Композиция

На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн (в его руках крест) указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями.

Интересные факты

  • «Явление Мессии народу» должно было стать его отчетным произведением за государственный пенсион в Италии. Молодого художника послали на Апеннины «для усовершенствования в исторической живописи» на четыре года — он же сумел растянуть «стажировку» на тридцать три года.[2]..
  • Одну из фигур купающихся, ближайшую к Христу, Иванов рисовал со своего друга Николая Гоголя. Сходство особенно заметно на этюдах к картине, на самом же большом полотне оно сглажено[3].

Примечания

Литература

  • Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962 г.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Явление Мессии
  • Явление электрической индукции

Смотреть что такое "Явление Христа народу (картина)" в других словарях:

  • ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ — Картина А.А. Иванова. Создана в 1837–1857 гг., находится в Третьяковской галерее. Размеры 540 × 750 см. Художник работал над картиной в Италии и Палестине, куда специально ездил писать пейзажные этюды. Всего было написано несколько сотен этюдов.… …   Лингвострановедческий словарь

  • Явление Христа народу — …   Википедия

  • Явление Мессии народу — Александр Иванов Явление Христа народу, 1837 1857 Холст, масло. 540 × 750 см Третьяковская галерея, Москва «Я …   Википедия

  • Явление — любые изменения в природе. (Н.В.Щеглова) Явление (философия) Явление (религия) Явление (театр)  в пьесе, спектакле  часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития… …   Википедия

  • Явление (значения) — Термин Явление: может означать: Явление (философия) Явление (религия) Явление (театр) в пьесе, спектакле часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития действия. Явление (физика)… …   Википедия

  • Явление Мессии — Александр Иванов Явление Христа народу, 1837 1857 Холст, масло. 540 × 750 см Третьяковская галерея, Москва «Я …   Википедия

  • Явления Христа — Явления Христа  посмертные явления Иисуса Христа. Явления Христа ученикам  упоминаемое в Евангелиях различное количество посмертных явлений Христа апостолам, Марии Магдалине и мироносицам. Явление Христа Марии Магдалине Явление Христа… …   Википедия

  • Воскресение Иисуса Христа — «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа  одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскр …   Википедия

  • Воскресение Христа — «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа  одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства. Содержание 1 Пророчеств …   Википедия

  • Погребение Христа — «Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница) …   Википедия

dic.academic.ru

Описание картины Иванова Явление Христа народу

Один из залов Третьяковской галереи полностью занят картиной Александра Иванова Явление Христа народу . Там же находится и несколько эскизов к этой работе. Все, к сожалению, не поместились.

Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех виднее Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во имя того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды; в толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все устремляются внутренним ухом к речам пророка, как бы выхватывая из уст его каждое слово и выражая на лицах различные чувства: на одних уже полная вера, на других еще сомнение, третьи уже колеблются; четвертые понурили головы в сокрушении и покаянии; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движениями, показывается вдали тот самый, во имя которого уже совершилось крещение и здесь настоящая минута картины. .

Почти все персонажи Явления Христа народу выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу, как в античном барельефе или фризе; только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины.Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины. Огромное пустынное пространство окружает одинокую, мерно движущуюся фигуру и придает ей особую торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью и простотой. Но в целом центральный образ картины разочаровывает зрителей: в нем нет той значительности, которая могла бы оправдать грандиозную силу впечатления, произведенного его появлением перед народом.Гораздо более выразителен образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр картины. Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение.Слева от пророка изображена группа апостолов будущих учеников Христа. По глубине и меткости психологических характеристик эта группа является, быть может, лучшей в картине. Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и порывистость молодого Иоанна, наивное благочестие старого рыбака Андрея, печальный скепсис Нафанаила. Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка. А под ними ярко испещренные многоцветными отражениями воды Иордана.В первой части картины показаны разнообразные типы людей, пришедших слушать проповедь Иоанна. На заднем плане видны еврейские священники левиты и фарисеи; их лица выражают недоверие и злую иронию. Ниже изображены две замечательные по меткости наблюдения обнаженные фигуры мужчины и мальчика, они только что вышли из воды и дрожат от холода. Левее их обнаженная фигура юноши, с порывистым вниманием обратившегося к приближающемуся Христу, а в центре картины группа из двух фигур: седой человек с холеным телом, сидящий на земле, и раб, подающий одежду своему господину.Образ раба является, быть может, наиболее сильным и впечатляющим в картине.Художник уловил на его лице выражение сложных и противоречивых чувств радости и отчаяния, веры и недоверия, ожидания и безнадежности; сквозь привычное страдание впервые появилась отрада , как писал о нем сам Иванов. Художник поднялся до подлинного трагизма, показав страшный контраст между физическим уродством и душевной красотой этого униженного, скорбящего человека.

info-4all.ru

Александр Иванов. Явление Христа народу

Скоро Крещение, водосвятный праздник. Рассказ о Крещении хочется начать с картины Александра Иванова «Явление Христа народу». В ней так ярко представлен  смысл  Боговоплощения: «нас ради человек и нашего ради спасения». Бог явился не для Себя,  для грешников, людей, нуждающихся в помиловании и спасении. Бог принял человеческую природу  ради близости к нам, чтобы чувствовать ту же  боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему. Он не даст забить камнями грешницу  и обличит фарисейство,  Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению.  Иванов своей картиной  говорит именно об этом: о любви и милосердии, милости   к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.

Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству.  Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения,  разделившего людей,  но в то же время давший надежду на спасение.

В картине Иванов  меняет акцент,  делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии.  В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.

Картину можно было бы назвать «Вышел Сеятель сеять…»,  в ней можно было бы не изображать Иисуса вовсе, идея художника  все равно  была бы прозрачна и ясна:

«Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим  как в разных людях по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна:

«Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Люди разные, почва разная,  хоть и  сеется  одно семя. Но одни приняли,  другие отвергли, одни уверовали, другие  усомнились, одни   успокоились, другие  возмутились, одни возрадовались,  другие опечалились.

Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.

Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть  и  с разной степенью радости,  доверия и надежды.

Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием  смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.

Его будущие  ученики - Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил -  ныне еще ученики Иоанна Крестителя, стоящие за спиной "Ангела пустыни", с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем .

Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя. Его действие уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.

Петр, опытный и рассудительный  разворачивается лицом к другим, как бы спрашивая: «Тот ли, Кого ждали?»  Андрей Первозванный не сомневается и отвечает этими же словами Петру: «Не сомневайся, Тот, Кого ждали».

И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».

Самая крупная фигура картины - Иоанн Креститель.   Он настолько выделяется  что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.

Фигура Спасителя  по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.

Образ  Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и  длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей. Тот же лик - кроткий, спокойный и смиренный. (Продолжение следует)

Фрагменты картины Александра Иванова "Явление Христа народу"

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Иванов, "Явление Христа народу". Анализ картины "Явление Христа народу"

Искусство и развлечения 29 мая 2014

В отдельном зале Третьяковской галереи можно увидеть картину А. Иванова «Явление Христа народу». Полотно поражает своими размерами и колоритом красок, сложностью композиции. О самом авторе известно, что при жизни он не получил желанного признания у соотечественников. И это при том, что на работу над своим произведением он затратил более 20 лет, большую часть которых провел на чужбине. Зато сейчас каждый желающий может детально рассмотреть картину «Явление Христа народу». Описание ее дано в этой статье.

явление христа народу

Краткая биография художника

Что известно о жизни автора полотна? Он родился в 1806 году в семье художника. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Затем последовали две золотые награды. После этого Общество поощрения художникам решило послать Александра в Италию для совершенствования в живописи. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». В Риме картина имела огромный успех. А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». История картины такова, что вскоре шедевр перекочевал в Москву, где попал в Третьяковскую галерею. Там он находится и по сей день.

Тема картины

Художника долго увлекала идея создать полотно, изображающее явление Мессии. Перечитывая Евангелие, он пришел к созданию картины с библейским сюжетом. До него эту тему использовал в живописи Доменико ди Томмазо дель Гирландайо, итальянский художник эпохи Возрождения при создании своего шедевра «Крещение святым Иоанном Христа». Обратимся к части Библии, содержащей повествование о важном событии, которому посвятил свою картину Иванов. Явление Христа народу – один из главнейших эпизодов Нового завета.

В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан. В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого.

Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Видео по теме

Как проходила работа над полотном?

иванов явление христа народу Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.

Пейзаж

Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Как известно, действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но у художника не было возможности посетить эту сторону для детального изучения природы тех мест. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. И найти ему ее удалось. Месяцами он жил среди болот и в захолустьях в этой стране, стараясь воссоздать природу Святой Земли в своей работе. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина, и горы в голубой дымке вдали, и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Поражает то, какие удивительные цветовые сочетания здесь нашел Иванов. «Явление Христа народу» - картина, поистине являющаяся шедевром. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.

Описание картины

александр иванов явление христа народу На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то – со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий.

явление христа народу история картины

Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения Спасителя будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна.

Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова – Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.

Фигура Иоанна Крестителя

явление христа народу история создания

Согласно Библии, пророк много времени провел в пустыне, одеваясь в звериные шкуры, питаясь растениями и подготавливая себя к праведной жизни вдали от людей. Вот и на картине «Явление Христа народу, стиль которой можно определить как академический реализм, Иоанн Креститель изображен высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой. У него бледное худое лицо, запавшие глаза, выдающие в нем человека, много дней проведшего в одиночестве и радевшего за судьбу человечества. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твердый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, только что показавшуюся на каменистой, выжженной солнцем равнине. Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию.

явление христа народу стиль

Фигура Христа

Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.

Анализ картины «Явление Христа народу»

Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Для общественности это был нонсенс! Такого в живописи люди еще не наблюдали. Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, - это то, что хотел показать в своей работе Иванов. «Явление Христа народу» - картина-венец его творчества. Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. В каждом герое его композиции – целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Глядя на любого персонажа полотна, можно с легкостью представить не только то, чем живет этот человек, какого он сословия и вероисповедания, но и каков его внутренний мир, что движет им. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Но по завершении ее он успел разочароваться в возможностях религии к преобразованию, перерождению человека. Далее он хотел писать в этом же русле, но не обращаясь более к Евангелию, а изображая мысли и чувства людей своего времени своей Родины. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Его сразила серьезная болезнь. Но немалую роль в этом сыграла и та враждебность и недоброжелательность, с которой поначалу общественность приняла его работу.

Судьба картины

анализ картины явление христа народу В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. В 1858 году Иванов решает ехать в Санкт-Петербург для того, чтобы представить шедевр широкой публике. Средства на перевоз масштабного произведения искусства пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Прогрессивные люди того времени единогласно признали в авторе полотна гениального художника, открывшего новый прием в живописи. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей - немалую по тем временам сумму. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. В 1932 году здесь построили отдельный зал в Лаврушинском переулке для такого масштабного полотна. Здесь оно и находится по сей день. В городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее хранятся многочисленные этюды и три эскиза к картине.

Интересные факты

  • Данная картина – отчет автора за государственный пенсион в Италии. В эту страну художник был отправлен на 4 года для совершенствования в искусстве. На целых 20 лет сумел растянуть «стажировку» Александр Иванов. «Явление Христа народу» - картина, над которой он работал.
  • Одна из фигур написана мастером с Николая Гоголя. Это один из купающихся, расположенных ближе к Христу. На большом полотне сходство мало заметно. А вот на этюдах к картине оно явно прослеживается.
  • Старик слева стоит в белой набедренной повязке. В отражении эта деталь одежды кажется красной.
  • Возле Иоанна Крестителя изображен раб в голубой накидке. Лицо у него зеленое. Это хорошо видно на этюдах к картине.
  • Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.
  • Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Известно о том, что он не получил обещанный гонорар за работу. Ценители живописи раскритиковали ее. После смерти автора царь милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги.
Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Александр Иванов «Подвиг молодого киевлянина»: описание картины и история ее созданияИскусство и развлечения Александр Иванов «Подвиг молодого киевлянина»: описание картины и история ее создания

Многие из нас знакомы с монументальными полотнами русского художника А. Иванова. Но есть среди его трудов картины, малоизвестные широкой публике. Одна из них - «Подвиг молодого киевлянина». Описание картин...

Иван Шишкин, «На Севере Диком» – картина, изображающая одиночествоИскусство и развлечения Иван Шишкин, «На Севере Диком» – картина, изображающая одиночество

Художник Иван Шишкин — один из величайших пейзажистов. Его природа не теряет реалистичности, жизни и великолепия при переносе с натуры на холст.

«Иван-Царевич на Сером Волке»: картина по сюжету русской народной сказкиИскусство и развлечения «Иван-Царевич на Сером Волке»: картина по сюжету русской народной сказки

Виктор Михайлович Васнецов – певец русского фольклора. Живописец оставил неизгладимый след в истории мирового искусства. Одно из самых знаменитых произведений художника знакомо многим еще с детства.

Иван Бунин, Искусство и развлечения Иван Бунин, "Легкое дыхание": анализ произведения

И снова о любви… А если о любви, то обязательно о Иване Алексеевиче Бунине, потому что нет пока ему равных в литературе в способности так глубоко, точно,

Как осуществить анализ картины?Искусство и развлечения Как осуществить анализ картины?

Описание портрета, натюрморта или другого произведения искусства своей целью имеет развитие художественного мышления. Также анализ необходим для подтверждения авторства и определения времени написания картины. ...

Православный народ - это верующие в ХристаДуховное развитие Православный народ - это верующие в Христа

Одной из самых распространенных мировых религий является христианство, проповедующее веру в Иисуса Христа — Спасителя всех обиженных и жаждущих справедливости. Однако в ходе исторических событий христианство рас...

Кластерный анализ. Научный подход при изучении сложных явленийНовости и общество Кластерный анализ. Научный подход при изучении сложных явлений

Управление любым процессом, в том числе и маркетингом, предполагает объективную оценку ситуации на рынке. Постепенно продвигаясь по всем этапам анализа рыночных возможностей, которые включают и отбор целевых рынков, и...

Картина Леонардо да Винчи Искусство и развлечения Картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа" - один из шедевров эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи - гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных на...

Кто открыл явление вулканизации резины, и что это такое?Бизнес Кто открыл явление вулканизации резины, и что это такое?

Кто открыл явление вулканизации резины, знает не каждый. Хотя имя этого человека достаточно часто упоминается в рекламных сообщениях. Его звали Чарльз Нельсон Гудиер, и сегодня его фамилию «носят» шины изв...

Загадки про свет – изучаем явления природыДом и семья Загадки про свет – изучаем явления природы

Во все времена дети очень любили загадки. И это неудивительно. Ведь они помогают развивать мышление, изучать различные явления природы, свойства вещей, связь одного предмета с другим.Загадок в книгах и в Интерн...

monateka.com

Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» — это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.

Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу» | источник

sochinenie-o.ru

«Явление Христа народу» — Art-Salon

Александр Александрович  Иванов  принадлежит  к  наиболее  значительным русским художникам XIX столетия. В истории русского искусства этого  периода ему  выпала  роль  реформатора,  проложившего  путь  нескольким   поколениям русских живописцев.

Александр Иванов родился 16 (28)июля 1806 года  в  Петербурге  в  семье академика Андрея  Ивановича  Иванова.  Одиннадцатилетним  мальчиком  он  был принят  в  Академию  художеств  —  высшее  русское  художественное   учебноезаведение, которое покинул по окончании курса в 1828 году.Работа  над  произведением  «Явление  Христа  народу»   затянулось   с перерывами на два десятилетия — с  1837  по  1857  год.  Картина,  явившаяся результатом  многолетнего  вдумчивого  аналитического  труда,   многолетнегосамоотверженного затворничества, представляет собой  сложное  художественное целое.

sta15

На  ее  первом,  ближнем  к  зрителю  плане  изображена  толпа  иудеев, Пришедших на берег Иордана вслед за  пророком  Иоанном  Крестителем  с  тем, чтобы омыть в водах реки грехи прошедшей жизни. Пророк, проведший,  согласно легенде, долгое  время  в  пустыне,  вдали  от  людей,  подготовляя  себя  к высокому назначению, облачен в пожелтевшую верблюжью шкуру  и  светлый  плащ из грубой ткани. Пышные длинные волосы, в беспорядке ниспадающие  на  плечи, и густая борода  обрамляют  его  бледное  худое  лицо  со  слегка  запавшими глазами. Высокий чистый лоб, твердый и умный взгляд,  мужественная,  сильная фигура,  мускулистые  руки  и  ноги  —  все  обличает  в   нем   незаурядную интеллектуальную и физическую силу, не  сломленную,  а  лишь  одухотворенную аскетической жизнью отшельника. Держа  в  одной  руке  крест  —  непременный иконографический атрибут Иоанна Крестителя, — другой он указывает народу  на одинокую фигуру Христа, уже  показавшуюся  вдали  на  каменистой,  выжженной солнцем дороге. Иоанн разъясняет собравшимся, что идущий  человек  несет  им новую истину, новое вероучение.

Иоанн Креститель — один из центральных образов этого произведения.  Его значение здесь вырастающее  еще   и  потому,  что  Христос  согласно  самому сюжету — изображению момента появления — отодвинут далеко в глубь картины  и поэтому воспринимается  зрителем в общих контурах его  фигуры,  спокойной  и величественной, кажущейся особенно  значительной  благодаря  строгим  линиям горных отрогов,  служащих  фоном.  Лицо  Христа  можно  рассмотреть  лишь  с некоторым усилием. Фигура же Иоанна выдвинута на  передний  план  картины  и здесь  главенствует.  Его  благородный,  вдохновенный   облик,   исполненный суровой  красоты,  героический  характер,  который  отчетливо  выступает   вконтрасте  со  стоящим  рядом  женственным  и  изящным  Иоанном  Богословом, воплощают представление Иванова о пророке — вожде народа, глашатае истины.

Иоанна окружает толпа  народа,  очень  пестрая  по  своему  социальному характеру и по-разному реагирующая на слова пророка.За спиной Иоанна Крестителя находится группа мужчин, среди них  —  апостолы, будущие  ученики  и  последователи  Христа:  уже  упоминавшийся  выше   юный рыжеволосый  темпераментный  Иоанн  Богослов,  в  желтом  хитоне  и  красном плаще,  и  седобородый,  закутанный  в  темный  оливковый  плащ   Андреи   с благообразным задумчивым лицом. Рядом с ними —  напряженно  прислушивающийся седобородый старик и худой  мужчина,  зябко  кутающийся  в  длинный  зеленый хитон,  с  худым  лицом,   обрамленным   небольшой   черной   бородкой,   со скептической улыбкой и вопросительно  поднятыми  бровями  —  так  называемый «сомневающийся»,   действительно,   по   всей    вероятности,    недоверчиво относящийся к тому, что говорит пророк. Перед Иоанном Крестителем  —  группа людей, расположившихся на земле. Одни  из  них  жадно  внимают  его  словам, другие смотрят на Христа. Тут  и  странник,  и  хилый  старик,  подымающийся навстречу словам пророка с  помощью  юноши,  и   испуганные  словами  Иоанна какие-то  хорошо  одетые   люди,   может   быть,   представители   иудейской администрации.

Одно из наиболее существенных по  своему  значению  мест  в  картине  — группа в самом ее центре, у ног Иоанна Крестителя. Здесь  изображен  сидящий на земле, на разостланных покрывалах  богатый  пожилой  человек  с  холеным, начинающим полнеть розовым телом  и  его  раб,  присевший  рядом  с  ним  на корточки, желтый, изможденный, с огрубевшей  кожей  и  жилистыми  руками,  с веревкой на шее. Идея художника о нравственном перерождении человека, о  его духовном обновлении ярче всего должна была, по-видимому,  проявиться  именно в этом образе страдающего, униженного  всем  общественным  строем  человека, впервые услышавшего слова надежды и утешения. То, что раб  помещен  на  одно из центральных мест  картины,  говорит  о  той  важности,  которую  художник придавал этому образу.

В  правой   части   переднего   плана   картины   стройный,   красивый полуобнаженный  юноша,  вероятно,  принадлежащий  к   состоятельной   семье, откинув  от  лица  пышные  локоны,  смотрит  на  Христа.  Рядом  с   ним   — замечательная группа, состоящая из двух обнаженных фигур —  мальчика  и  его отца, так называемые «дрожащие». Они только  что  совершили  сакраментальное омовение и  теперь  взволнованно  слушают  Иоанна.  Их  жадное  и  трепетное внимание  в  соединении  с  наготой  омытых,  «очистившихся»  тел   как   бы символизирует собой готовность к принятию новой истины, нового учения.

За группой рыжеволосого юноши и «дрожащих»  открывается  теснящаяся  по склону холма пестрая толпа, где особенно выделяются враждебно настроенные  к словам Иоанна иудейские первосвященники и книжники,  сторонники  официальной религии. На их лицах — самые различные градации недоверия  и  неприязни,  от холодного  равнодушия  юноши  в  голубой  одежде  до  отчетливо   выраженной ненависти краснолицего старика с толстым  носом,  изображенного  в  профиль.Далее в толпе — кающийся грешник в темно-красном плаще, несколько женщин  и, наконец, римские солдаты, присланные римской администрацией  для  соблюдения порядка.  Кругом  расстилается  каменистая  прибрежная  равнина,  оживленная деревьями и кустарником лишь к самой воды. В глубине, в долине, — город,  на горизонте — громады синих гор и над ними чистое голубое южное небо.

Художественные   особенности  картины  явились  для  современного   ей русского  искусства  целой  энциклопедией  новаторских  достижений.  Большая часть последних была  достигнута  благодаря  особенностям  того  творческогометода, которым пользовался Иванов в работе над этим произведением.Наиболее  существенным  в  подготовке  Ивановым  своей  картины   было изучение  окружающей  действительности,  живой  натуры   с   целью   достичь объективной правды изображения. Результатом этого изучения  действительностиявились серии этюдов карандашом, акварелью  и  маслом.  Сравнивая  их  между собой, художник отбирал из них  те,  где  изображенный  человек  или  пейзаж наиболее соответствовал бы общей идее  картины,  зреющей  в  его  творческомвоображении. Это и было методом,  которым  Иванов  собирал  и  первоначально обрабатывал материал, почерпнутый из окружающей жизни.

Помимо зарисовок, сделанных непосредственно с натуры,  есть  целый  ряд этюдов,  представляющих  собой  творческий  синтез  впечатлений  от  натуры,выражение обобщающей мысли.Характерными примерами работы над отдельными персонажами картины  могут служить этюды к образу Христа. Сложной и аналитичной была работа над образом Иоанна Крестителя. Наиболее тщательной — судя по количеству  и  разнообразию  вариантов  —  велись художником поиски образа раба.

Таким образом,  именно  самое  широкое,  самое  аналитическое  изучение натуры было тем путем, которым Иванов  приходил  к  правдивости  изображения психического состояния персонажей в картине.  Он  как  бы  перебирает  перед собой все  эти  этюды,  сличая  их,  выбирая  наиболее  удачные,  анализируя отдельные найденные детали. Этот  метод  «сличения  и  сравнения»,  как  называл  его  сам  Иванов, применялся им по отношению ко всем персонажам картины, ко всем  ее  деталям, в частности к работе над пейзажем, на  фоне  которого  происходит  действие.Систематическая работа с натуры  чрезвычайно  обогатила  палитру  Иванова  и привела его к целому ряду открытий в этой области.

Результатом  этого  глубокого  познания  натуры  явились  удивительные достижения в области колорита, опережающие все то, что было в  это  время  в русском искусстве. Художник проник в закономерности взаимодействия  цвета  и света  в  природе,  в  то,  как  под  влиянием  солнечного  освещения  и   в зависимости от удаленности предметов в пространстве меняется  перед  глазами зрителя  их  окраска.  Действие  на  окраску  вещей  прямого  и  отраженногосолнечного света было изучено им необычайно тщательно.

Одновременно с работой  над  этюдами  Иванов  занимался  и  композицией картины; он искал наиболее выразительного расположения фигур в  пространстве полотна, определял  общий  характер  пейзажа,  построение  отдельных  групп, общее цветовое решение. С этой  целью  им  было  создано  множество  эскизов карандашом и маслом, воплощающих различные варианты его замысла. После  того как общая композиция была найдена и перенесена на полотно  будущей  картины, работа над последней продолжалась параллельно работе над этюдами.

Своей картиной Иванов необычайно расширил возможности русской  живописи вообще и в особенности исторической живописи.

Безусловно, новым явилось  понимание  Ивановым  сущности  исторического события вообще как темы определенной картины.Особенности композиции и  колорита  картины  также  во  многом  явились новшеством в области русской исторической живописи. Столь же необычным для существовавшей тогда исторической живописи  было и  цветовое решение картины.

Колорит картины изобилует красивыми, очень удачно найденными  цветовыми сочетаниями, ничуть  не  переходящими,  однако,  в  самодовлеющее  любование цветом. Характерно,  что  Иванов  сохраняет  звучность  цвета  в  затененных местах пейзажа. В этом особенно убедительно  сказывается  последовательность живописного метода художника,  опирающегося  на  изучение  натуры,  реальных взаимоотношений цвета и света в природе. Очень хорош пейзаж  в  левой  части картины, где в глубину от зрителя уходит поросший  деревьями  и  кустарникомберег реки, куда не проникает солнце и где вода, отражающая  деревья,  ярко- зеленого цвета. Прекрасно написана и передняя часть  картины,  где  тень  от деревьев не уничтожает разнообразия цветовых  оттенков  в  замшелых  камнях,траве и цветных одеждах сидящих людей.

Таким образом, «Явление Христа народу», поглотившее большую часть  всей творческой жизни художника,  было  для  русского  искусства  своего  времени значительным шагом вперед, произведением, открывшим русской  живописи  новыегоризонты. Картина явилась новым  словом  в  области  исторической  живописи благодаря необычной для того времени объективности  трактовки  исторического своеобразия изображаемых событий. Творческий метод художника, сложившийся  в процессе  работы  над  этим  полотном,  послужил  дальнейшему   развитию   и укреплению реализма в искусстве первой половины XIX века.

 

art.batato.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта