Открытый урок по русской литературе XX в. "Незнакомка": реальная женщина или мечта А.Блока? Картина врубеля незнакомка


А.Блок и М.Врубель. Стихотворение А.Блока "Незнакомка"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: рассмотреть связь картин Врубеля и стихотворения Блока “Незнакомка”, дать анализ стихотворения.

Оборудование: репродукции картин Врубеля, компьютер.

К уроку подготовлены индивидуальные задания:

– Слово о Врубеле и его картинах; – Предыстория “Незнакомки”; – Звукопись стихотворения; – Художественное творчество (авторские иллюстрации) по теме урока.

Ход урока

I. Слово учителя.

Тема города, социальной несправедливости, непривычные для раннего поэта, появляются в последнем разделе I книги А.Блока.

Лирика II тома отразила изменения блоковского мировосприятия. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта. Он изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, и ощущает себя причастным ко всему происходящему. В душе автора происходит некое раздвоение. Он замкнут в себе, теряет связь с миром. Память не хочет подчиняться бездушным законам, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ “Незнакомки”.

На протяжении многих столетий художники, поэты, музыканты обращались к образу Незнакомки, прекрасной женщины, идеала. У некоторых он оставался в мечтах, иные переносили свои фантазии на полотна.

Всмотримся в картины известных художников и отметим яркую особенность: образы на них разные, но есть общее – личное, выношенное и выстраданное, что останется на века запечатленным, – прекрасный образ. Слайд 3, 4.

А.Блок нашел свой идеал в картинах Врубеля.

II. Слово о Врубеле (индивидуальное задание).

Гениальный русский художник рубежа XIX–XX веков Михаил Александрович Врубель – мастер универсальных возможностей. Прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театрально – декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Слайд 6–7.

III. Предыстория стихотворения А.Блока “Незнакомка” (индивидуальное задание).

В начале 1906 года Блок написал “Незнакомку”. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную – но все – таки несомненную достоверность описанного им фантастического события. Впоследствии Блок объяснил, где он видел въявь свою незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля. Слайд 8–10.

IV. Стихотворение А.А.Блока “Незнакомка”.

  1. Чтение учителем стихотворения.
  2. Анализ стихотворения: – Особенности композиции стихотворения (состоит из 13 катренов, само произведение делится на две части: описание реальной обстановки (1–6 строфы) и часть, связанная с появлением Незнакомки (7–12 главы). Обе части объединены чувствами, отношениями лирического героя к изображаемому. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге).– Определить ключевые образы мира реального и отношение к ним автора. А) рестораны, горячий воздух, окрики пьяных, дух весенний и тлетворный; Б) пыль, скука, крендель, детский плач; В) вечер, шлагбаумы, канавы, испытанные остряки с дамами; Г) озеро, уключины, женский визг, в небе диск; Д) вечер, стакан-друг, влага терпкая и таинственная; Е) соседние столики, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов. – Что можно сказать об этом мире и отношении к нему автора?

Вывод 1. Перед нами картина разнузданной пошлости, которая заражает все вокруг. Обстановка нагнетается и при помощи режущих звуков. Даже луна становится бездушным диском, как и шутки испытанных остряков.

– Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Назовите его ключевые образы. А) вечер, час назначенный, сон, девичий стан, шелка; Б) духи, туманы, одна; В) древние поверья, шелка, шляпа с перьями, узкая рука в кольцах; Г) вуаль, берег, даль; Д) тайны, солнце, душа, излучины, вино; Е) перья страуса, мозг, очи, берег. – Что можно сказать о лексическом пласте 2-й части?

Вывод 2. Лексика высокая, ритм завораживающий. Здесь возникает заглавный образ – Незнакомка. Стремительно врывающаяся, она как бы застывает в раме окна. В дальнейшем действие характеризует лишь лирического героя.

Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести. Она чужда окружающей реальности.

Одиночество Незнакомки и лирического героя выделяет их из толпы, притягивая друг к другу.

Красота, истина, поэзия оказываются в неразделимом единстве.

V. Звукопись стихотворения.

Интересный подход в решении задачи создания образного строя использует А.Блок.

В 1-й части стихотворения умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных звуков. Слайд 11. Лексика этой части подчеркнуто “заземлена”, оценки носят отрицательный характер.

Отличие 2-й части от 1-й видно уже на уровне звуков. Поэт сводит к минимуму трудные согласные, отдавая предпочтение сонорным звукам.

Появление героини сопровождается редкой по красоте аллитерацией и ассонансами, создающими ощущение легкости образа. Слайд 12.

VI. Заключение.

Авторские работы ученицы Седаковой Лены – “Какой я себе представляю “Незнакомку” А.Блока”. Слайд 13–16.

VII. Домашнее задание. Выучить стихотворение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Планирование урока на тему "Незнакомка"

Открытый интегрированный урок по русской литературе и ИЗО в 11 классе

Дата проведения урока: 17.11.2010 г

Тема урока. Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Тип занятия – интегрированный урок, урок комплексного применения знаний.

Цели: 1. Обучающие: Познакомить учащихся с любовной лирикой А.А. Блока и живописью Крамского и Врубеля Познакомить с некоторыми страницами биографии Блока, Крамского, Врубеля 2. Развивающие: Развивать связную монологическую речь учащихся. Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы беседы. 3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к чувствам. Воспитывать любовь к лирике и живописи.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Педагогические технологии: проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

1. Электронный учебник «Уроки литературы Кирилла и Мефодия»

2. Презентация "Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка".

3. Иллюстрации учащихся к произведению.

4. Презентации учащихся:

Оборудование: портреты А.А. Блока, Ин. Крамского, И. Врубеля, репродукции картин Врубеля, Крамского

1. Место стихотворения в творчестве Блока

  1. Слово учителя о стихотворении «Незнакомка»

Слайд из электронного учебника. Фотография Блока

Слайд Фотографии Л.Д. Менделеевой и Натальи Волоховой

Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания центрального цикла стихов "Страшный мир". Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими «глухого мрака» - предпосылка всего творчества Блока. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула          И каждый вечер друг единственный      В моем стакане отражен     И влагой терпкой и таинственной,     Как я, смирен и оглушен.          В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь -- Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу -- поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода "Страшного мира" все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.     Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.     "Незнакомка" -- одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода, написанное 24 апреля 1906 года.

Сейчас, послушаем стихотворение «Незнакомка» в исполнении всего класса. Чтение наизусть.

Слайд из Электронного учебника. Текст стихотворения «Незнакомка»

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ.

УЧИТЕЛЬ: Сам Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо...

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, а создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.

Надежда Ивановна Забела, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир Врубеля не только обаяние женской прелести, так она создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Знаком этого успеха послужила и открытка, выпущенная после бенефиса, - фотография Забелы в роли Царевны-Лебеди. Эта открытка, по-видимому, и явилась толчком к появлению нового произведения Врубеля - картины "Царевна-Лебедь".

Сейчас мы послушаем сообщение Пети Сивцева о художнике М.А. Врубеле, чьи картины вдохновили Блока на создание Незнакомки.

Сообщение С. Пети

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее висела всегда у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю»:

Вот об этой картине нам расскажет Куннэй Гаврильевна.

Описание картины М.А. Врубеля «Царевна- лебедь» - Копырина К.Г.

  1. ИСТОЛКОВАНИЕ КАРТИНЫ КРАМСКОГО «НЕИЗВЕСТНАЯ"

Стихотворение Блока «Незнакомка» стала визитной карточкой поэта, а внешность Незнакомки воспринимается как молодая красивая женщина, похожая на красивую девушку, изображенную в картине Крамского «Неизвестная».

Картина «Неизвестная» - одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской школе второй половины XIX века. Появившись в 1883 году в Санкт-Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание. В.В.Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске»; художник и критик Н.И.Мурашко - «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам; П.М.Ковалевский увидел в ней «одно из исчадий больших городов». 

Своей картиной Крамской поднимает вопрос о судьбах красоты в несовершенной действительности. Крамской стремится вглядеться в лик Красоты, задумывается над вопросом, что она — добро или зло, от Бога или от дьявола. «Неизвестная» вобрала в себя размышления Крамского и его современников над извечными вопросами: «что есть красота», как она связана с понятиями истины и добра, в чем идеал женственности. Художник видел опасности, искушения красоты. В этой картине он прикоснулся к одной из мучительных загадок бытия.

Описание картины И. Крамского «Неизвестная» - Ушницкая Марианна

4. Анализ стихотворения «Незнакомка»

А теперь мы приступаем к анализу стихотворения «Незнакомка».

Стихотворение «Незнакомка» родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки, что находится в пригороде Санкт-Петербурга. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы - все убожество, скука, пошлость.

4.1. Место действия стихотворения «Незнакомка»- У.Айсен.

4.2. Стихотворение «Незнакомка» (1906) - один из шедевров русской лирики. В стихотворении звучит мотив одиночества лирического героя. Свое сочинение «Тема одиночества в стихотворении «Незнакомка» представит С. Аина.

4.3. Два мира представлены в стихотворении «Незнакомка»: мир пошлости и грязи и мир красоты и несбыточной мечты. В своем анализе Миша пытался раскрыть эту тему.

ВЫВОД:       Последняя строфа стихотворения вся построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного. Намек, ассоциация здесь живут в единстве, подкрепляя и раскрывая друг друга.

      Угаданная тайна, открывшаяся возможность другой жизни «на дальнем берегу», вдали от реальной пошлости, принимаемой всеми, на берегу поэтического видения, воспринимается как вновь обретенное «сокровище», «И ключ поручен только мне!». Вино открытия, откровения, ударившее в голову как вновь обретенная вера и надежда, позволяет воскликнуть:

Изучая стихотворение, ребята свои сочинения выполнили, как медиапрезентацию, заучивали наизусть и проиллюстрировали стихотворение цветными карандашами, техникой батик, акварельной краской.

Сейчас Уйгу нам расскажет как она выполнила свою работу.

Рассмотрите ваши иллюстрации. Кто, на ваш взгляд, более полно отразил в своем рисунке глубокий смысл стихотворениЯ А.А. Блока.

4.4. Работа в тетради. Схема анализа стихотворения

Домашнее задание. Работа по карточке.

Задание 1.Найдите антитезу, т.е. противоположные образы в частях стихотворения

  • «Горячий воздух дик и глух» -

  • «женский визг» -

  • «бессмысленный... диск» луны –

  • «скука загородных дач» -

  • «канавы» -

  • «бессмысленный... диск» -

Слова для справок:

Истина

«излучины»души;

«девичий стан»;

«дыша духами и туманами»;

«очарованная даль»;

«солнце»;

Задание 2.Найдите ассонансы в данных строфах. Для чего Блок употребляет именно эти гласные звуки?

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок

Задание 3. Определите вид рифмы: мужская, женская, дактилическая.Какой вид рифмы- парная, перекрестная, опоясная?

По вечерам над ресторАнами

Горячий воздух дик и глУх,

И правит окриками пьЯными

Весенний и тлетворный дУх.

Вдали над пылью переУлочной,

Над скукой загородных дАч,

Чуть золотится крендель бУлочной,

И раздается детский плАч.

infourok.ru

реальная женщина или мечта А.Блока?

Разделы: Литература

Цель:

  1. Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во II книге стихотворений на примере стихотворения “Незнакомка”.
  2. Развить навыки анализа лирического произведения.
  3. Привить любовь к русской поэзии, развить эстетический вкус.

Оборудование урока:

  • портрет А. Блока, репродукция картины Врубеля “Демон”;
  • репродукция картины И. Глазунова “Незнакомка”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос по домашнему заданию:

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о I сборнике “Стихотворения о Прекрасной Даме” А. Блока и его особенностях.

- Скажите:

1. Какие факты личной биографии отразились в поэзии раннего А. Блока?

( Ответ ученика. В начале 1900 годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную жизнь и литературную судьбу А. Блока, - любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 год ,увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока - “Стихи о Прекрасной Даме” (1904-1905 г. ), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность , он общается с символистами старшего и младшего поколений.)

2. В чем особенности поэтики первого тома “Стихотворения о Прекрасной Даме”?

(Ответ ученика. Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, или Вечной Женственности. Блок наиболее воспринял тезис о том, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине”. Символ становится “знаком иного мира”. Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности.

“Стихи о Прекрасной Даме” – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему–то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах. Например:

…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты. (“Прозрачные, неведомые тени…”)

3. Какие три облика и три плана лирической героини можно выделить в ранней лирике А. Блока?

(Ответ ученика. В космическом плане – Душа мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – возлюбленная , в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой

III. Новый материал:

Учитель. Посмотрите на тему урока и скажите:

  1. О чем мы сегодня будем говорить?
  2. Что должны выяснить?

(Примерные ответы учеников. Мы поговорим о настроении и тональности блоковской лирики во второй книге стихов на примере стихотворения “Незнакомка”; проанализировать его (стихотворение) и выяснить: “Незнакомка” - реальная женщина или мечта поэта.

Запишите число и тему урока.

Слово учителя. Сегодня мы обратимся ко второму сборнику стихотворений А. Блока “Трилогии Вочеловечения” и поговорим о его стихотворении “Незнакомка”.

Поэтический дебют А. Блока пришелся на годы первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты, и “смутив спокойствие поэта”, который вступил в свой мир – уличный шум. Всего за несколько месяцев он переменился настолько, что близкие друзья перестали его узнавать. Владимир Соловьев, которому А. Блок писал о своих “врубелевских” увлечениях, заговорил об “измене” поэта, называя его лгуном и клеветником. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Новые поэтические диссонансы созревают в поэтической душе, которая потрясена ужасом жизни, одиночеством, но не прежним – в ожидании мистических средств, а мучительным отстранением от действительности. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного.

В начале 1906 г. А. Блок пишет “Незнакомку”. Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо? Давайте послушаем. (Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории создания стихотворения “Незнакомка”).

Ученик. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

“Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

Чтение и инсценировка стихотворения учащимися под музыкальное оформление.

(В центре класса маленький стол, на котором стоит фужер со свечой. Ученик садится на стул. Начинает чтение стихотворения “Незнакомка” под музыкальное оформление. В этот момент из “глубины” класса медленно и таинственно выходит ученица в образе Незнакомки (темное платье, шляпа с широкими полями и перьями, на лице черная вуаль) и садится рядом с читающим (А. Блоком). В конце стихотворения Незнакомка также таинственно встает и удаляется.)

(Данное действо происходит с целью создания той сказочно-таинственной обстановки, о которой говорил А. Блок.)

Учитель. А сейчас мы попробуем разобраться в мировоззрении А. Блока и проанализировать его стихотворение “Незнакомка”.

IV. Анализ стихотворения.

- Как построено стихотворение, какова его композиция?

(Ученик. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге. Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем.

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.)

- Как вы думаете, только ли о ресторане идет речь в стихотворении?

(Ученик. Вероятно, это не просто ресторан, но - рестораны. Здесь можно узреть тонкий намек на атмосферу всего города, на выжигающую пустоту и безысходность жизни, на глухую, дикую толпу и человеческое бездушие.

- Каковы особенности образов?

(Ученик. Образы оксюмороны: объединены противоположные по смыслу эпитеты - “весенний” и “тлетворный”. Пошлая обыденность изображается иронически.

И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг…

- Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры.

(Ученик. Лексика первой строфы “И каждый вечер друг единственный…” высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы “А рядом у соседних столиков” - “лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”. Эти две строфы и связывают части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.

- Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?

(Ученик. Вторая часть стихотворения - переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Две первые строфы выражают смиренное отчаяние, одиночество лирического героя.

И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен.

- Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? “И каждый вечер друг единственный…”

(Ученик. В классической поэзии вечер - самое поэтическое время суток, пора умиротворения, гармонии и тихой грусти, месяц - один из самых поэтических образов. У Блока же он принимает участие в бессмысленном человеческом хороводе, да это уже и не месяц, не луна - обыкновенный диск. Так постепенно развертывается картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.

Учитель. Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.

-Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?

(Ученик. Чудом, вернее чудовищем, этого мира явилась прекрасная Незнакомка. Само ее видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин возникает как отрицание дисгармоничного мира. Незнакомка- образ иного мира, таинственного и непонятного, странно тревожащего душу.

- Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.

(Ученик. Таинственная Незнакомка – заглавный образ, который появляется лишь во второй части стихотворения. Но кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

- Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?

(Ученик. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

И странной близостью закованный Смотрю на темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.

- Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?

(Ученик. Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет.

- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?

(Ученик. Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.

Глухие тайны мне поручены Мне чье-то солнце вручено.

В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне.

(Ученик. В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет ввиду?

(Ученик. Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.

Пояснение учителя. Кроме того, ребята, вино - и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

- Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Найдите примеры звукописи.

(Ученик. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации.), создающей ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…” ; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, /В тумАнно(А) движется(А) о (А)кне…”. Ассонансы на “у” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(у)т древними поверьями/ Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями,/ и в кольцах Узкая рУка”.

- Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?

(С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны- сон, мечта: “дыша духами и туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка - явь это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.

Пояснения учителя. Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным дачным бытом. А. Блок писал: “Передо мной возникло, наконец, то, что я называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…”

- Этот образ настолько впечатлил современного живописца Илью Глазунова, что в1990 году он берет в руки кисть и пишет “Незнакомку” - иллюстрацию к стихотворению А. Блока.

- Давайте обратимся к репродукции картины И. Глазунова.

(Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию, помещенную на доске “рисунок №1”)

Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А. Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

- Насколько точно художник изобразил “Незнакомку” А. Блока и окружающую ее действительность?

- Какие два мира изображены на картине?

(Незнакомка-мир красоты, гармонии, чистоты, все окружающее-мир разнузданной пошлости, “грязи”, смрада.)

- Какой тон картины преобладающий?

(Преобладают сине-лиловые тона.)

- Каково настроение Незнакомки?

(Она загадочна, печальна, задумчива, глаза устремлены вдаль, вероятно, в будущее.)

Пояснение учителя. Блок совершенно недвусмысленно утверждает то, что его стихи и картины Врубеля возникли на некой общей почве.

(Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию и репродукцию картины, помещенные на доске “рисунок №1, 2”)

Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А.Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

Рисунок №2. Репродукция картины Врубеля “Демон”

- Ребята, посмотрите на репродукцию картины Врубеля “Демон сидящий” и иллюстрацию И. Глазунова “Незнакомка”, скажите, что они, по - вашему, могут иметь общего?

(Ученик. Одинаков тон картин: сине - лиловый, настроение героев: печаль, скука, вера в нечто прекрасное, внешняя красота.)

Пояснение учителя. Однажды А. Блок сказал: “Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено”.

-Как вы думаете, что может олицетворять Демон?

(Ученик. “Демон олицетворяет душу человека, которая ищет примирение страстей, но не находит. И поэтому нет ему места ни на земле, ни на небе”.)

- В чем духовная близость А. Блока и Врубеля?

(Жизнь поэта и художника схожа: неудачная личная жизнь А. Блока, социальные перемены; Врубель тоже несчастен: умирает сын, оставляет его жена. Все это отражено в их произведениях.)

Пояснение учителя. Герой, утративший душу и веру, предстает пред нами в разных обличиях: у А. Блока это “Незнакомка”, а у Врубеля - “Демон”. Душевное состояние А. Блока выражено словесно в “Незнакомке”, а у Врубеля представлена наглядно - в цветовых “сплавах” его излюбленных синих и лиловых тонах.

В 1910 А. Блок напишет: “За призрачной Незнакомкой, за фантасмагорией Снежной Девы и Фаины, за всеми стихами “второго тома” и “Лирическими драмами” - разумеется, глубине, на самом дальнем фоне – но все-таки неизменно – Врубель”.

V. Итог урока.

- О чем мы поговорили?

(Ученик. Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)

- Что выяснили?

(Ученик. Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения, и мечта поэта о прекрасном будущем.

Учитель. Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.

VI. Оценивание учащихся.

VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение “Незнакомка”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Портрет Одной Прекрасной Дамы. Шанталь Сью Нарула

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ. — Александр Кушнер ПЕСНЯ О КАРТИНАХ

Есть в моём кукольном царстве одна очень трогательная и задумчивая девочка — Шанталь Sue Narula. Думала я -думала, думала-думала… Ну вот что я всё со своими стихами и картинами лезу, тем более, не моими творениями. Почему бы просто не «пощелкать» куклёну и не выложить в топике её фотографии. Красивая же, нежная, чистая, удивительная, загадочная.

Нет же, тянет пословоблудить, повыпендриваться что ли. Но поверьте — всё от души идёт. Фотографии Шанталь уже мелькали у меня в топиках. Она всегда была у меня в компании с другими девочками. А вот какие думы вызывает у меня эта кукла захотелось рассказать и показать. Бродят в голове ассоциации, и никуда не деться. Может быть, ход моих мыслей и эти ассоциации покажутся странными или неприемлимыми. Ведь существуют какие-то рамки, за которые переступать не рекомендуется. Да простят меня те великие люди, имена которых я осмелюсь вспомнить в связи с представительницами моего кукольного мира.

Две одинаковые фотографии и два разных облика и вИдения Шанталь. Для меня, конечно. Идём дальше.

Александр Блок

НЕЗНАКОМКА.

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

Это не просто дама в черном платье, со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. В моих портретах окажется много зеленого.

9 мая 1906 года молодой литератор Евгений Иванов записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную, но все–таки несомненную достоверность описанного им фантастического события. Впоследствии Блок объяснил, где он видел въявь свою Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля …

Валерий Брюсов

M. A. ВРУБЕЛЮ

От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод.

Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл.

Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе.

И в час на огненном закате Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица!

Иннокентий Анненский

СРЕДИ МИРОВ

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.

И вот она — Моя знакомая Незнакомка — Шанталь.

Игорь Северянин

ВРУБЕЛЮ

Так тихо-долго шла жизнь на убыль В душе, исканьем обворованной… Так странно-тихо растаял Врубель, Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки Лица, трагически безликого… Душа впитала все невидимки, Дрожа в преддверии великого…

Но дерзновенье слепило кисти, А кисть дразнила дерзновенное… Он тихо таял,- он золотистей Пылал душою вдохновенною...

Цветов побольше на крышку гроба: В гробу — венчанье!.. Отныне оба: Мечта и кисть — в немой гармонии, Как лейтмотив больной симфонии.

Не могу закончить топик на грустных нотах. Вот моя Незнакомка Шанталь в более радостном освещении

Спасибо всем, кто добрался с нами до конца. Пишите, говорите свои мысли. Мне это важно!

babiki.ru

Стихотворение А. Блока "Незнакомка" - 11 класс - Уроки литературы - Каталог статей

Цель урока: рассмотреть связь картин Врубеля и стихотворения Блока "Незнакомка”, дать анализ стихотворения.

Оборудование: репродукции картин Врубеля, компьютер.

К уроку подготовлены индивидуальные задания:

– Слово о Врубеле и его картинах;– Предыстория "Незнакомки”;– Звукопись стихотворения;– Художественное творчество (авторские иллюстрации) по теме урока.

Ход урока

I. Слово учителя.

Тема города, социальной несправедливости, непривычные для раннего поэта, появляются в последнем разделе I книги А.Блока.

Лирика II тома отразила изменения блоковского мировосприятия. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта. Он изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, и ощущает себя причастным ко всему происходящему. В душе автора происходит некое раздвоение. Он замкнут в себе, теряет связь с миром. Память не хочет подчиняться бездушным законам, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ "Незнакомки”.

На протяжении многих столетий художники, поэты, музыканты обращались к образу Незнакомки, прекрасной женщины, идеала. У некоторых он оставался в мечтах, иные переносили свои фантазии на полотна.

Всмотримся в картины известных художников и отметим яркую особенность: образы на них разные, но есть общее – личное, выношенное и выстраданное, что останется на века запечатленным, – прекрасный образ. Слайд 3, 4.

А.Блок нашел свой идеал в картинах Врубеля.

II. Слово о Врубеле (индивидуальное задание).

Гениальный русский художник рубежа XIX–XX веков Михаил Александрович Врубель – мастер универсальных возможностей. Прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театрально – декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Слайд 6–7.

III. Предыстория стихотворения А.Блока "Незнакомка” (индивидуальное задание).

В начале 1906 года Блок написал "Незнакомку”. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную – но все – таки несомненную достоверность описанного им фантастического события. Впоследствии Блок объяснил, где он видел въявь свою незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля. Слайд 8–10.

IV. Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка”.

  1. Чтение учителем стихотворения.
  2. Анализ стихотворения:– Особенности композиции стихотворения (состоит из 13 катренов, само произведение делится на две части: описание реальной обстановки (1–6 строфы) и часть, связанная с появлением Незнакомки (7–12 главы). Обе части объединены чувствами, отношениями лирического героя к изображаемому. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге).– Определить ключевые образы мира реального и отношение к ним автора.А) рестораны, горячий воздух, окрики пьяных, дух весенний и тлетворный;Б) пыль, скука, крендель, детский плач;В) вечер, шлагбаумы, канавы, испытанные остряки с дамами;Г) озеро, уключины, женский визг, в небе диск;Д) вечер, стакан-друг, влага терпкая и таинственная;Е) соседние столики, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов.– Что можно сказать об этом мире и отношении к нему автора?

Вывод 1. Перед нами картина разнузданной пошлости, которая заражает все вокруг. Обстановка нагнетается и при помощи режущих звуков. Даже луна становится бездушным диском, как и шутки испытанных остряков.

– Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Назовите его ключевые образы.А) вечер, час назначенный, сон, девичий стан, шелка;Б) духи, туманы, одна;В) древние поверья, шелка, шляпа с перьями, узкая рука в кольцах;Г) вуаль, берег, даль;Д) тайны, солнце, душа, излучины, вино;Е) перья страуса, мозг, очи, берег.– Что можно сказать о лексическом пласте 2-й части?

Вывод 2. Лексика высокая, ритм завораживающий. Здесь возникает заглавный образ – Незнакомка. Стремительно врывающаяся, она как бы застывает в раме окна. В дальнейшем действие характеризует лишь лирического героя.

Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести. Она чужда окружающей реальности.

Одиночество Незнакомки и лирического героя выделяет их из толпы, притягивая друг к другу.

Красота, истина, поэзия оказываются в неразделимом единстве.

V. Звукопись стихотворения.

Интересный подход в решении задачи создания образного строя использует А.Блок.

В 1-й части стихотворения умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных звуков. Слайд 11. Лексика этой части подчеркнуто "заземлена”, оценки носят отрицательный характер.

Отличие 2-й части от 1-й видно уже на уровне звуков. Поэт сводит к минимуму трудные согласные, отдавая предпочтение сонорным звукам.

Появление героини сопровождается редкой по красоте аллитерацией и ассонансами, создающими ощущение легкости образа. Слайд 12.

VI. Заключение.

Авторские работы ученицы Седаковой Лены – "Какой я себе представляю "Незнакомку” А.Блока”. Слайд 13–16.

VII. Домашнее задание. Выучить стихотворение.

russian-lang.ucoz.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта