ARTeveryday.orgискусство каждый день. Картины джованни больдини


«Джованни Больдини. Художник Belle Époque»

В Эрмитаже открывается первая в России выставка прославленного итальянского портретиста Джованни Больдини (1842–1931), создавшего галерею блестящих образов звезд парижской светской и интеллектуальной жизни «Прекрасной эпохи»

Государственный Эрмитаж11 ноября 2016 — 11 марта 2017Санкт-Петербург, здание Главного штаба, 4-й этаж

Выставка «Джованни Больдини. Художник Belle Èpoque» организована Государственным Эрмитажем совместно с Министерством культурного наследия и туризма Италии.

После смерти в 1931 году Дж. Больдини оказался почти забыт, как и многие персонажи его блистательного, но сделавшегося к тому времени уже легендарным, времени. В новом столетии вновь возник интерес к искусству художников конца XIX — начала XX века, которые стояли в стороне от радикальных поисков авангардистов. Выставка произведений Джованни Больдини и его круга в Эрмитаже знаменует один из этапов «возвращения» к зрителю творчества мастера, которое обретает ценность как уникальное художественное свидетельство Belle Èpoque, им воспетой.

Экспозиция объединила произведения из семи музеев Италии, включая флорентийские Галереи Уффици, Галерею современного искусства Рима, музеи Пармы, Барлетты, Павии и Тревизо. В основу ретроспективы легла коллекция Музея Джованни Больдини в Ферраре, крупнейшего публичного собрания живописца, уникального по составу: прежде всего, это произведения из мастерской художника, которые он не предполагал предъявлять публике, своего рода «тайная лаборатория», где он свободно экспериментировал в разных жанрах и техниках. Включение в состав выставки ранних работ, а также показ виртуозно исполненных знаменитых светских портретов позволило раскрыть Больдини как тонкого живописца, восприимчивого к искусству старых и новых мастеров, не останавливавшегося в своих поисках даже в преклонном возрасте.

Прижизненная слава художника была столь велика, что в 1892 году, по просьбе директора Галереи Уффици, он написал свой портрет для знаменитого Коридора Вазари, где помещены автопортреты известных живописцев начиная с эпохи Возрождения. Эта работа, а также бронзовый портрет художника, исполненный Винченцо Джемито, открывают выставку.

Среди ранних произведений, созданных во Флоренции, — «Автопортрет с картиной в руках» (1865), «Любитель искусства» (ок. 1866) и один их первых заказных портретов, «Портрет Лилии Монти» (ок. 1864–1865).

Работы парижского периода, охватывающего 60 лет творчества художника, отражают его увлечение новейшей французской живописью, особенно творчеством Мане и Дега. Дружба с Эдгаром Дега имела для Больдини чрезвычайное значение. На выставке представлены как его опыты работы на пленэре («Дверь на Монмартре», ок. 1873; «Машина Марли», ок. 1876), так и композиции на сюжеты из жизни современного мегаполиса, постоянно находящегося в движении, шумного и веселящегося («Выход из бала-маскарада», ок. 1876; «Мост Святых отцов», 1881–1886; «Певица», ок. 1886). Неожиданные построения композиции, смелое обращение с цветом, быстрая техника письма свойственны многим экспериментальным холстам Больдини.

Необычны по формату, композиционному строю и живописному исполнению немногочисленные натюрморты мастера, как и изображения полутемных интерьеров дома художника, где «персонажами» становятся картины или любимый мастером бюст кардинала Медичи, проступающие в хаотичной паутине стремительных мазков. В отдельную рубрику выделяются опыты Больдини в гравюре.

Большие парадные портреты позволяют проследить эволюцию подхода мастера к этому жанру, начиная от камерных «портретов в обстановке», созданных во Флоренции («Алаиде Банти в сером платье», 1865–1866; «Сестры Ласкараки», 1869) и в первые десятилетия в Париже («Графиня Габриэль де Расти», ок. 1879; «Портрет художника Хоакина Араухо-и-Руано», ок. 1882), заканчивая парадными, в рост, полными блеска и шика («Портрет инфанты Эулалии Испанской», 1898; «Женщина в белом», 1902, «Дама в розовом (Портрет Оливии де Суберказо Конча)», 1916), в которых Больдини сформулировал и выразил канон красоты и элегантности, утонченности и чувственности своей эпохи.

Экспозиция знакомит с работами итальянских мастеров круга Больдини, его коллег и друзей — Кристиано Банти, Торелло Анчиллотти, Федерико Дзандоменеги, Джузеппе де Ниттиса, Антонио Манчини, Филадельфо Сими, Паоло Трубецкого, включая знаменитое полотно «Мечты» Витторио Коркоса.

Отдельный раздел выставки посвящен итальянскому рекламному плакату начала XX столетия, «золотого века афиши». Кроме работ знаменитого Марчелло Дудовича, «отца современного рекламного плаката», представлены произведения Алеардо Терци, Алеардо Виллы, Леопольдо Метликовича. Прямой отклик на модные новинки и актуальные социальные вопросы, эти листы служат ярким отражением современных Больдини реалий быстро меняющегося мира.

Авторы концепции выставки: Мария Луиза Пачелли, директор Галерей современного искусства Феррары; Барбара Гвиди, главный хранитель Галерей современного искусства Феррары.

Куратор выставки — Наталья Борисовна Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен каталог «Джованни Больдини. Художник Belle Èpoque», научный редактор каталога Наталья Дёмина, авторы вступительных статей − Барбара Гвиди, Марта Мацца; авторы аннотаций − Барбара Гвиди, Лоренца Ровести.

Источник: hermitagemuseum.org

Читайте о художнике на AI: «Художник недели: Джованни Болдини»

artinvestment.ru

Женские образы Джованни БОЛЬДИНИ - Любовь к жизни

    Джованни БОЛЬДИНИ (1842 - 1931) - итальянский художник, считавшийся одним из лучших и наиболее высокооплачиваемых художников-портретистов своего времени, прославившийся более всего своими женскими образами в стиле близком к импрессионизму, а также работами в жанре ню.
    Впрочем, многие и во время Прекрасной эпохи, да и позже, считали творчество Больдини китчевым, если рассматривать midcult одним из проявлений китча.    Так, в одном из своих эссе, посвященном искусству Дуайт МакДональд противопоставляет творениям элитарного искусства массовую культуру  (masscult), о одной стороны, и мелкобуржуазную культуру (midcult) - с другой. Он не только осуждает masscult за то, что сегодня мы назвали бы trash (телевизионный "хлам"), сколько не может простить midcult опошления открытий истинного искусства в коммерческих целях.

    Но вот Умберто Эко, принимая в целом классификацию МакДональда, к творчеству Джованни Больдини подходит с другой точки зрения, которая мне намного ближе. В книге "История уродства", вышедшей под его редакцией в 2007 г. (кстати, очень рекомендую!), он пишет так:

    "Если принять классификацию Макдональда, отличным примером midcult будут женские портреты Больдини, художника рубежа XIX - XX веков, знаменитого портретиста, известного в "приличном" обществе своего времени как "дамский живописец". Заказчики его портретов хотели получить произведение искусства не только само по себе пристижное, но и превозносящее со всей очевидностью прелести дамы.

    Для этого Больдини строил свои портреты в соответствии с лучшими правилами достижения эффекта. Если приглядеться к его женским портретам, видно, что лицо и плечи (открытые части) подчинены всем канонам чувственного натурализма. Губы у этих женщин полные и влажные, тело напоминает о тактильных ощущениях; взгляд  нежный, манящий, лукавый или мечтательный, всегда готовый соблазнить того, кто на них смотрит.    Портреты Больдини не отражают абстрактную идею красоты и не пользуются женской красотой как предлогом для применения изощренной колористической техники; они изображают данную женщину, причем так, чтобы зрителю захотелось ею обладать.   Однако стоит только Больдини перейти к изображению платья, стоит опуститься от корсета к фалдам юбки, а потом от одежд перейти к фону, как он отказывается от "гастрономической" техники, за которую Шопенгауэр бранил голландских художников: контуры утрачивают четкость, материалы расслаиваются на отдельные яркие мазки, вещи превращаются в сгустки красок, предметы растворяются во вспышках света...   Нижняя часть картин Больдини напоминает об эстетике импрессионизма, художник творит искусство, заимствуя из арсенала живописи, в то время считавшейся передовой. Таким образом, его бюсты и лица (возбуждающие желание) окружены венчиком живописного цветка, услаждающего взор.

    Эти женщины - сирены, соединяющие в себе элементы разных стилей; голова и бюст "для потребления" сочетаются с одеждами для созерцания. Изображенная на портрете дама не ощутит неловкости из-за того, что ее телесно выставили напоказ, как куртизанку: ведь нижняя часть ее туловища способствует эстетическому любованию, то есть наслаждению высшего порядка. И потребитель из разряда midcult вынужден проглотить обман - неважно, осознает ли он, что это обман, и в какой степени осознает".

    Пожалуй, лучше чем Умберто Эко о творчестве Джованни Больдини не скажешь.

    Вот только знаменитый писатель и профессор семиотики упустил здесь одну вещь: когда Больдини изображает женщин обнаженными полностью или в большой степени, он отказывается от того, что У. Эко называет "чувственным натурализмом", и полностью переходит к импрессионистской технике. Недаром одним из близких друзей художника был ни кто иной как Эдгар Дега.

Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Джованни Болдини — Boldini Giovanni. Итальянский живописец

Джованни Болдини — Boldini Giovanni. Итальянский живописец

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp14 мая 2009 года

cover5

Кол-во 279 | Формат JPG | Разрешение 800х600 | Размер 48,5 Mб

110

Блестящий портретист, востребованный в высшем парижском обществе, Джованни Болдини преуспел в создании изощренно-элегантных образов грациозных, утонченных красавиц и светских эстетов-денди. Он начинал свою карьеру в Ферраре, затем работал во Флоренции, где сотрудничал с группой художников Маккьяйоли, собиравшихся в кафе «Микеланджело», где он и сделал первые шаги в качестве портретиста. Поворотом в жизни и творчестве художника стало посещение Парижа в 1867 году. Там неизгладимое впечатление на него произвела живописная манера Эдуара Мане, и поездка в Лондон, где он познакомился с искусством Гейнсборо и английской портретной живописью XVII века: опираясь на эти составляющие, Болдини со временем разработал собственную, эффектную и стремительную манеру письма.В 1871 году он окончательно перебрался в Париж, но поначалу работал в пейзаже, запечатлевая городские виды. Постепенно он нашел свой путь, соединив новейшие достижения парижской живописи с запросами взыскательных великосветских заказчиков.В свободной, импровизационной манере, используя длинные и острые мазки, он начал исполнять женские портреты – динамичные в выборе позы, однако строго выверенные по композиции и красочной гамме. Нюансы серого и белого, близкие Уистлеру, почти монохромность колорита выражали неизъяснимые состояния души; к концу века эта формула цветового аскетизма стала «языком для посвященных» – знаком элегантного, элитарного эстетизма.

С 1880-х годов Болдини занял прочное место в артистической парижской среде как мастер виртуозных светских портретов, отличавшихся выразительной характеристикой кокетливо-дерзких дам высшего света и их изощренных вечерних туалетов. Атмосфера утонченного декаданса, наполненного символическими ассоциациями и оттенками чувств – дух «конца века», fin de siecle– пронизывает бравурное и эффектное искусство Болдини, в котором современники видели прямого продолжателя великих традиций старых мастеров.Произведения Болдини напоминают литературу европейского декаданса, в которой неоспоримый блеск формального совершенства был неразрывно связан с расхожими стилевыми формулами, пользовавшимися неизменным успехом.

25

35

45

55

65

74

83

92

102

113

122

Кол-во 55 | Формат JPG | Разрешение 800х600 | Размер 8 Mб

Скачать DepositFiles

www.arteveryday.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта